Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билеты по практикуму специализации, 61-70.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
БИЛЕТЫ ПО ПРАКТИКУМУ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, 61-70. Соотношение понятий психотренинг, социально-психологический тренинг (СПТ). Термин «тренинг» имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. Н. Емельянов определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью. Есть также определение тренинга как части планируемой активности организации, направленной на увеличение профессиональных знаний и умений, либо на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности. В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга. Л. А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении», «средство психологического воздействия». Г. А. Ковалев относит социально-психологический тренинг к методам активного социально-психологического обучения как комплексного социально-дидактического направления. Б. Д. Парыгин говорит о методах группового консультирования, описывая их как активное групповое обучение навыкам общения в жизни и обществе вообще: от изучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей коррекцией Я-концепции и самооценки. В настоящее время для определения тренинга наиболее часто используется термин «психологическое воздействие». В работах С. И. Макшанова показано, что адекватность этого термина определению тренинга как метода можно признать лишь отчасти: как понятия, отражающего именно процесс движения информации от одного участника взаимодействия к другому. Являясь процессуальной характеристикой, понятие «воздействие» не отражает его цель и результат, который определяется с помощью категории изменения. Воздействие само по себе не может служить целью тренинга и его пользователей, которые нуждаются именно в его результате. Предложенный С. И. Макшановым термин «преднамеренное изменение» дает возможность описания всего множества явлений, относящихся к динамике психологических феноменов человека и группы, отражает процессуальные и продуктивные характеристики тренинга, подчеркивает «субъект-субъектный» характер тренинга, эффективность которого связана с принятием ответственности за происходящее в тренинге как ведущим его специалистом, так и участником, заказчиком тренинга. В связи с этим предлагается определить тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Считается, что впервые тренинговые занятия, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие. Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. Успешная работа учеников К. Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Некоторые Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 г. и получили название групп сенситивности. В конце 60-х—начале 70-х гг. Т-группы и группы сенситивности получили широкое распространение в условиях организаций. Основной целью их использования было улаживание конфликтных ситуаций в рабочих группах, а также оптимизация отношений рабочих и служащих. В 1964 г. вышел сборник, суммирующий семнадцатилетний опыт развития Т-групп. В нем были обобщены четыре основные проблемы: профессионализация тренеров, модификация метода Т-групп, расширенное использование лабораторного метода в не лабораторных условиях, рост исследований и развитие теории. В 60-е гг. возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social/life skills training), который применялся для профессиональной подготовки менеджеров в целях их психологической поддержки и развития. В тренинге жизненных умений использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга. Первая модель опирается на семь категорий жизненных умений: решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции. Вторая модель выделяет четыре категории жизненных умений, являющихся целью тренинга: межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений. Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта. В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методологическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г. Этот метод активно применяется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической группы, руководителями предприятий и организаций. Опыт его использования отражен в трудах Ю. Н. Емельянова, В. П. Захарова, Г. А Ковалева, X. Миккина, Л. А. Петровской, Т. С. Яценко и др. Общая цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, его вербальные и невербальные проявления. Имитационные техники. Методические средства тренинга предназначены для словесной и несловесной передачи информации, создания целесообразно насыщенной информационной среды, регуляции уровня удовлетворения потребностей, вовлечения в определенным образом организованную деятельность. Широкий диапазон используемых средств (техник) относится к бесспорным преимуществам метода. Методические средства тренинга находятся в постоянном развитии, насчитывая по некоторым данным 22 техники. Предлагается выделять три группы методических средств (техник), которые применялись в профессионально-ориентированных программах тренинга: техники представления информации (функции: осознание и передача информации); имитационные техники (функция: тренировка в безопасных условиях); техники создания реальной среды (функция: действия с реальными рисками). Имитационные техники предназначены для создания значимых для целей тренинга и конкретных лиц ситуации, в которых участники получают возможности для апробирования новых способов поведения, приемов профессиональной деятельности, расширения ролевого репертуара, осознания особенностей принятых ими ролевых идентификаций. Психодрама и социодрама К одной из первых научно обоснованных имитационных методик можно отнести предложенные Дж. Морено психодраму и социодраму. Под психодрамой понимается метод, использующий инсценирование личного опыта через проигрывание ролей в определенным образом имитируемых условиях. Для проведения психодрамы выделяются четко определенные позиции, которые принимают на себя участники группы, ведущий (режиссер-постановщик, директор), протагонист (человек, с чьей ситуацией идет работа), вспомогательные «эго» - участники, специально подготовленные для исполнения различных ролей, и зрители. Принципиальное значение уделялось имитации пространственных характеристик «сцены», на которой должны были развертываться психодраматические события. Практика психодрамы обогатила методический репертуар групповой работы разнообразными приемами: техниками замены ролей, «стульев», «идеального другого», дублирования (двойников). Особенностью психодрамы является ее обращенность в прошлое, когда, проигрывая значимые прошлые ситуации, человек, испытывая катарсические переживания, достигает большей степени интеграции личности, более гармонично адаптируется к социальной среде. Психодрама преимущественно использовалась в психотерапевтических, психокоррекционных целях. В то же время ряд методических приемов психодрамы применим к тренингу практических психологов, психотерапевтов, консультантов, социальных работников. Социодрама рассматривается как метод работы с межгрупповыми отношениями и коллективными идеологиями, что имеет прикладное значение для организаций и групп. Основным отличием социодрамы от психодрамы выступают концентрация на ролях, а не на личностных проблемах участников. Сущность социодрамы Дж. Морено определял через взаимосвязь отношения человека к принимаемым им на себя в обществе ролям и самоуважением, значимостью себя в собственных глазах. Снижение для человека субъективной ценности роли может приводить к серьезным личностным проблемам, если ему не удается принять на себя роль удовлетворительно заменяющую первую. Социодраматическая процедура является менее травматичной, так как в ней участники принимают на себя роли отвлеченных персонажей, чем отчасти объясняется ее более широкое, по сравнению с психодрамой распространение. Ролевые и деловые (операционные) игры Игровые методы получили широкое распространение в тренинге. Их использование в практике психологического обеспечения профессиональной деятельности датируется 1926 г., когда для подготовки управленцев в СССР начали применяться «орга - игры», разработанные комиссией по методике организации. Практика игровой подготовки развивалась весьма бурно, получив широкое распространение именно в сфере обеспечения профессиональной деятельности. Основными целями деловых игр выступали развитие профессионального мышления, способности к анализу производственных ситуаций, формирование навыков принятия решений, характерных для профессиональной деятельности. Предметным содержанием деловых игр были имитация конкретных условий и динамики профессиональной деятельности. В тренинговых программах различной направленности также используются ролевые игры с элементами драматизации, основной целью которых становится смена неэффективных установок и способов поведения, через непосредственное участие в проигрывании значимых ситуаций. Медитативные техники К медитативным техникам относятся визуализация, управляемое (проводниковое) воображение (guiding imagery), имплозия (конфронтация в воображении). Предназначение медитативных техник - умственные действия, связанные с сосредоточением на различных образах (себя, профессиональной ситуации, партнеров, отвлеченных объектов) с целью проникновения в их сущность. Медитативные техники могут применяться во всех без исключения программах. Наиболее характерны они для тренингов креативности, уверенности в себе, идеаторной тренировки. Применение медитативных техник позволяет сформировать навыки управления латентными факторами творческого процесса и как следствие осознания и решения проблем, в том числе профессионально значимых, снижения чувствительности к стрессогенным факторам профессиональной среды, разработки индивидуальных программ деятельности и вариантов поведения, коррекции самооценки и уровня притязаний. К медитативным техникам прямое отношение имеют такие феномены, как функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга, фантазии, воображение, обращение к подсознанию. Управляемое воображение Управляемое (проводниковое) воображение применяется преимущественно для решения проблем, связанных с профессиональными и личностными дефицитами. Воображение позволяет вводить альтернативные интерпретации профессиональной реальности и находить нестандартные выходы из затруднительных ситуаций через создание целостных, полимодальных образов проблем и осознание их сущности. В отличие от фантазий, которые, по мнению Ж. Пиаже, более эгоцентричны и менее подвержены контролю со стороны человека, воображение связано с оцениванием, более контролируемо и чаще приводит к конструктивным и нестандартным результатам. Применение управляемого воображения требует наличия у участников тренинга навыков релаксации и саморегуляции. При обращении к личностным проблемам техника управляемого воображения требует соблюдения ряда условий, направленных на обеспечение психологической безопасности участников тренинга. К числу таких условий относится информирование участников о возможности сильных эмоциональных переживаний в ходе работы, о возникновении неспецифических и вызывающих дискомфорт эффектов, а также о том, что они в любой момент могут остановиться и прекратить работу. Визуализация - способность вызывать зрительные образы. Направлена на исследование участниками тренинга преимущественно зрительных образов, связанных с личными и профессиональными ситуациями. Применение визуализации направлено на развитие навыков зрительного представления, осознания сущности рассматриваемых проблем, преодоления тенденции к преимущественно формально-логическим схемам описания реальности. При использовании визуализации ведущий предоставляет участникам максимальную свободу, не сообщая им конкретных словесных описаний, а лишь организуя рассмотрение образов, возникающих в их сознании по ассоциации с предложенной тематикой. К числу последствий применения визуализации относят повышение стрессоустойчивости, стимулирование умственной деятельности, расширение когнитивного диапазона и глубины, закрепление алгоритмов воплощения планов и проектов деятельности. Стили руководства группой. Стили руководства группой Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его личностными особенностями. 1. Авторитарный – руководитель определяет и направляет групповое поведение. 2. Демократичный – формирует групповое поведение через групповую дискуссию. 3. Попустительствующий – устраняется от руководства группой, отдает всю власть членам группы. Согласно классической классификации стилей управления малой группой – авторитарный, демократический, попустительский, – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, "директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и кларификации" Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность: 1) когда задача группы жестко структурирована; 2) когда члены группы испытывают сильный стресс; 3) когда динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут точно и полно осознать, что происходит. Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного "ослабления вожжей" и передачи функций управления самой группе. Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, – попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского толка руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе. Следует заметить, что в то же время нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы. Лэкин и Констанцо подчеркивают, что руководителю важно преодолевать стремление группы к зависимости и сообщать им уверенность в их способности к самоуправлению. Задачей руководителя является обеспечение надежной, продуктивной атмосферы, благоприятствующей независимости и автономии. Он будет действовать осмотрительно, понимая, что групповые процессы развиваются и им требуется время, чтобы созреть. Чем более активны участники (эффективны), тем менее активен руководитель.
БИЛЕТЫ ПО ПРАКТИКУМУ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, 61-70.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.011 с.) |