Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 16.Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

Поиск

Позитивизм - это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных, и что философия как особая наука не может существовать. Главный вопрос — взаимоотношения философии и науки.

Этапы развития:

1. в 30—40-х гг. XIX в. — как антитеза традиционной метафизике — учение о все­общих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в чувственном опыте.

Огюст Конт — основатель позитивитизма и со­циологии:

· продолжил традиции Просвещения: наука способна к бес­конечному развитию;

· классификацию наук, разработанную энциклопедистами.

Утверждал: попытки приспособить метафизическую пробле­матику к науке обречены — наука не нуждается в философии, а должна опираться на себя. Новая Философия должна реши­тельно порвать со старой.

2. рубеж XIX—XX вв. — махизм и эмпириокритицизм — немецкий философ Рихард Авенариус и австрийский физик и философ Эрнст Мах. Махисты отказывались от внешнего источника знания и возрождали традиции Д. Беркли и Д. Юма.

Главная задача философии позитивизма — в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака для экономного описания элементов опыта — ощущений.

3. 1910—1920-х гг. — неопозитивизм.

Формы позитивизма:

1. Логический позитивизм, или эмпиризмМориц Шлик, Рудольф Карнап

В центре — проблема эмпирической осмысленности научных утверждений: философия не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности.

2. Принцип логического позитивизма — эмпирическое под­тверждение теории науки путем сопоставления с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные выводы, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называет­ся протоколом или протокольным предложением.

3. Ограниченность верификации — универсальные законы науки не сводятся к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости не мог быть исчерпаем простой суммой какого-либо опыта.

4. Постпозитивизм — отход от многих принципиальных положений позитивизма.

 

Билет 17.Герменевтика как философское направление.

Герменевтика — искус­ство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; эк­зегетика.

 

Использовалась в теологии (толкование учений, священных текстов), филологии (интерпретация текстов древних авторов на современный язык).

 

Философская проблематика герменевтики впервые стала раз­рабатываться

Фридрихом Шлейермахером — проте­стантским теологом и философом.

Заметно влияние И. Канта и особенно Г. Фихте. Главная функция герменевтики — в выявлении способа вы­ражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста.

Вильгельм Дильтей — представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет мето­ду объяснения, который присущ наукам о природе. Считал, что Герменевтика — метод понимания культуры.

Эдмунд Гуссерль в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нете­матический горизонт», который дает некоторое представление о предмете.

Х. Гадамер - рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую отрасль понимания. Ее пред­метом наряду с историко-гуманитарными науками является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии.

 

Герме­невтика как философское знание — это анализ процесса понима­ния движения к истине. Она — не результат, а путь к знанию, са­ма практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения.

 

 

Билет 18.Человек в философии жизни.

 

XIX—начало XX в. — появление ряда новых философских те­чений.

«Философия жизни» — это оппозиция классическому рационализ­му, реакция на кризис механистического естествознания, бази­рующегося на принципе строгости и точности испытующего ума.

Для Ф. Ницше характерно необычное употребление понятия «философия».

Идеи — в форме фрагментов и афоризмов. Ему чужды попыт­ки построения философской системы. По Ф. Ницше мир — по­стоянное становление и бесцельность, что выражается в идее веч­ного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи» выступает как момент устойчивости в хаосе становления.

Высказывания Ф. Ницше проникнуты субъективизмом и аг­ностицизмом.

Отвергая принципы демократии и исторического прогресса, он противопоставляет им любовь к судьбе; отвергает идеи равенства и справедливости. Ницшеанский «сверхчеловек» — это критика морали, которая раз­лагает, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека.

Начало ХХ в. Популярно учение французского мыслителя Анри Бергсона — интуитивизм.

Философия жизни — генеральное возражение против материалистически-механисти­ческой и позитивистской философии. Это — учение об интенсив­ности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соот­ношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. А. Бергсон утверждал в качестве субстан­ции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена вверх, а материя — вниз.

В гносеологии А. Бергсон противопоставляет интеллект ин­туиции:

· интеллект — орудие работы с материальными, простран­ственными объектами;

· интуиция дает человеку возможность схватывать суть «жи­вой целостности» вещей, явлений.

В метафизических воззрениях А. Бергсона жизнь — метафизически-космиче­ский процесс, по мере его ослабления жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, неодуше­вленную массу — вещество. Человек — творческое существо, и через него проходит путь «жизненного порыва».

 

Билет 19.Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.

Основатель теории психоанализа — австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд. На опыте лечения и диаг­ностики психики разработал концепцию бессознательных психи­ческих процессов, перенеся их на социальные явления.

По З. Фрейду психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, разделен­ных особой психической инстанцией — предсознательным.

Душевные процессы человека бессознательны. Бессознатель­ное — особая психологическая реальность, присущая человеку, — существует наряду с сознанием и в значительной степени контро­лирует его. Модели личности, соотносящиеся с соответствующи­ми системами психики: топографическая и динамическая.

При динамической схеме психика представлена совокупно­стью трех слоев:

1. «оно» — бессознательное;

2. «я» — сознание человека;

3. «сверх-я» — влияющая на личность внешняя реальность. После формирования «сверх-я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппа­рат начинает действовать как целое.

Главные факторы, руководящие психикой человека, — удо­вольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

З. Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессоз­нательного.

Одна из проблем психоанализа — эдипов комплекс, бессозна­тельное влечение к родителю, которое определяет направление формирования личности и ее поведение в дальнейшей жизни.

Фрейд применил психоанализ, к межличностным отноше­ниям, психологии масс, инстинктам культуры, которые тракто­вал в духе психологизма. Главная проблема — конфликт человека и общества.

На основе учения З. Фрейда возникло философское течение неофрейдизма. Его разработали А. Адлер, В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.

Э. Фромм, критикуя фрейдизм, построил учение на социаль­ных понятиях: совокупность основных потребностей человека — схожми с животными и человеческими. В существовании челове­ка имеются основные противоречия — патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие.

Цель — помочь человеку решить эти проблемы; главный спо­соб — культивирование всеобщей любви.

Смысл жизни — в активном проявлении личности во всех сферах.

Основной мотив поведения — страсти.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.116.55 (0.013 с.)