Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 16.Философия позитивизма и основные этапы ее развития.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Позитивизм - это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных, и что философия как особая наука не может существовать. Главный вопрос — взаимоотношения философии и науки. Этапы развития: 1. в 30—40-х гг. XIX в. — как антитеза традиционной метафизике — учение о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в чувственном опыте. Огюст Конт — основатель позитивитизма и социологии: · продолжил традиции Просвещения: наука способна к бесконечному развитию; · классификацию наук, разработанную энциклопедистами. Утверждал: попытки приспособить метафизическую проблематику к науке обречены — наука не нуждается в философии, а должна опираться на себя. Новая Философия должна решительно порвать со старой. 2. рубеж XIX—XX вв. — махизм и эмпириокритицизм — немецкий философ Рихард Авенариус и австрийский физик и философ Эрнст Мах. Махисты отказывались от внешнего источника знания и возрождали традиции Д. Беркли и Д. Юма. Главная задача философии позитивизма — в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака для экономного описания элементов опыта — ощущений. 3. 1910—1920-х гг. — неопозитивизм. Формы позитивизма: 1. Логический позитивизм, или эмпиризм — Мориц Шлик, Рудольф Карнап В центре — проблема эмпирической осмысленности научных утверждений: философия не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. 2. Принцип логического позитивизма — эмпирическое подтверждение теории науки путем сопоставления с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные выводы, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. 3. Ограниченность верификации — универсальные законы науки не сводятся к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости не мог быть исчерпаем простой суммой какого-либо опыта. 4. Постпозитивизм — отход от многих принципиальных положений позитивизма.
Билет 17.Герменевтика как философское направление. Герменевтика — искусство толкования текстов, символов, смыслов социокультуры; экзегетика.
Использовалась в теологии (толкование учений, священных текстов), филологии (интерпретация текстов древних авторов на современный язык).
Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером — протестантским теологом и философом. Заметно влияние И. Канта и особенно Г. Фихте. Главная функция герменевтики — в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Вильгельм Дильтей — представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет методу объяснения, который присущ наукам о природе. Считал, что Герменевтика — метод понимания культуры. Эдмунд Гуссерль в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. Х. Гадамер - рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую отрасль понимания. Ее предметом наряду с историко-гуманитарными науками является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии.
Герменевтика как философское знание — это анализ процесса понимания движения к истине. Она — не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения.
Билет 18.Человек в философии жизни.
XIX—начало XX в. — появление ряда новых философских течений. «Философия жизни» — это оппозиция классическому рационализму, реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точности испытующего ума. Для Ф. Ницше характерно необычное употребление понятия «философия». Идеи — в форме фрагментов и афоризмов. Ему чужды попытки построения философской системы. По Ф. Ницше мир — постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи» выступает как момент устойчивости в хаосе становления. Высказывания Ф. Ницше проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Отвергая принципы демократии и исторического прогресса, он противопоставляет им любовь к судьбе; отвергает идеи равенства и справедливости. Ницшеанский «сверхчеловек» — это критика морали, которая разлагает, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Начало ХХ в. Популярно учение французского мыслителя Анри Бергсона — интуитивизм. Философия жизни — генеральное возражение против материалистически-механистической и позитивистской философии. Это — учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена вверх, а материя — вниз. В гносеологии А. Бергсон противопоставляет интеллект интуиции: · интеллект — орудие работы с материальными, пространственными объектами; · интуиция дает человеку возможность схватывать суть «живой целостности» вещей, явлений. В метафизических воззрениях А. Бергсона жизнь — метафизически-космический процесс, по мере его ослабления жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, неодушевленную массу — вещество. Человек — творческое существо, и через него проходит путь «жизненного порыва».
Билет 19.Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма. Основатель теории психоанализа — австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд. На опыте лечения и диагностики психики разработал концепцию бессознательных психических процессов, перенеся их на социальные явления. По З. Фрейду психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, разделенных особой психической инстанцией — предсознательным. Душевные процессы человека бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, присущая человеку, — существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Модели личности, соотносящиеся с соответствующими системами психики: топографическая и динамическая. При динамической схеме психика представлена совокупностью трех слоев: 1. «оно» — бессознательное; 2. «я» — сознание человека; 3. «сверх-я» — влияющая на личность внешняя реальность. После формирования «сверх-я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое. Главные факторы, руководящие психикой человека, — удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое. З. Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Одна из проблем психоанализа — эдипов комплекс, бессознательное влечение к родителю, которое определяет направление формирования личности и ее поведение в дальнейшей жизни. Фрейд применил психоанализ, к межличностным отношениям, психологии масс, инстинктам культуры, которые трактовал в духе психологизма. Главная проблема — конфликт человека и общества. На основе учения З. Фрейда возникло философское течение неофрейдизма. Его разработали А. Адлер, В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм. Э. Фромм, критикуя фрейдизм, построил учение на социальных понятиях: совокупность основных потребностей человека — схожми с животными и человеческими. В существовании человека имеются основные противоречия — патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие. Цель — помочь человеку решить эти проблемы; главный способ — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни — в активном проявлении личности во всех сферах. Основной мотив поведения — страсти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.116.55 (0.013 с.) |