Билет 40. Общество как естественно-исторический процесс: проблема периодизации (формационный и цивилизационный подходы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 40. Общество как естественно-исторический процесс: проблема периодизации (формационный и цивилизационный подходы).



Понимание истории общества как естественноисторического процесса основано на признании определяющей роли материальной стороны человеческой деятельности. Вместе с тем при этом учитывается, что духовная сторона этой деятельности играет важную активную роль. Она может оказывать заметное влияние на материальную сторону, хотя само это влияние определяется и ограничивается материальными условиями жизнедеятельности людей.


Наиболее известными являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.

Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу. Маркс объявил о необходимости материалистического объяснения истории. Общественно- экономическая формаци я – конкретный тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития. Согласно Марксу исторический процесс смены общественно-экономических формаций осуществляется в результате социальной революции. Общество проходит 5 основных этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.
Структура общественно-экономической формации: экономический базис - производственные отношения, главными, определяющими в которых являются отношения собственности. Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: племенная, античная, феодальная, буржуазная, будущая коммунистическая форма всеобщей собственности. Базис определяет политическую надстройку, которая должна ему полностью соответствовать; главным ее элементом, по мысли К.Маркса, является государство.

Цивилизационный подход

Основной структурной единицей процесса развития общества, с точки зрения этого подхода, является цивилизация.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

· Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

· Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

· Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Билет 41. Общество как система: структура общественно-экономической формации (базис, надстройка, диалектика их взаимодействия).

Понятие общественно-экономической формации отражает сложившийся исторически тип общества, основу которого составляет определенный способ материального производства. Фундаментом всех общественных отношений, исходя из изложенного, являются производственные. Теория общественно-экономической формации помогает понять общество как цельную социальную систему, функционирующую и развивающуюся по своим специфическим и объективным законам на основании объективно сформировавшегося способа производства.

Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу.

Формационный подход включает в себя такие понятия как надстройка и базис. Последний означает совокупность отношений в сфере экономики, складывающихся при производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ. При этом характер производственных отношений не зависит от сознания и воли, на него оказывает влияние достигнутый уровень и потребности материальных либо производственных сил этих отношений. Под надстройкой понимают совокупность правовых, религиозных, политических и других взглядов и отношений. Структуру надстройки составляют социальные отношения в обществе, определенные формы семьи, быта и образа жизни.

Смысл формационной концепции заключается в том, что в результате развития сил производства, создаются им соответствующие производственные отношения, которые сменяют существующие и определяют возникновение новой формации.

Самим К.Марксом выделялось три формации – первичная, вторичная и третичная. Первичной являлась первобытная (архаичная), вторичной – экономическая, в которую включались античный, азиатский, феодальный и капиталистический (буржуазный) способы производства, третичной – коммунистическая. То есть согласно этой теории, формация являлась определенной ступенью исторического прогресса, каждая из которых поступательно и закономерно приближала общество к коммунизму.

 

 

Билет 42. Общество как система: социальная структура общества (понятие социальной группы, класса; происхождение классов, исторические формы и динамика классовых отношений, классы в современном обществе).

Общество есть сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоев, прослоек, классов.

Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

Социальной группой называют совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.

Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой “кодекс” поведения.

Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К. Маркса, было обладание собственностью. Поэтому структура общества сводилась им к двум уровням: классу собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классу, лишенному собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне). Интеллигенция и некоторые другие социальные группы рассматривались как промежуточные слои между классами.

Альтернативой марксистской теории социальных классов стали работы М.Вебера, в которых были заложены основы современного подхода к изучению социальной стратификации. Вебер кроме экономического критерия (отношения к собственности и уровень доходов) учитывал также как социальный престиж и политическую власть. Согласно веберовской методологии, в современном обществе можно выделить следующие классы:

1. Рабочий класс, лишенный собственности (предлагает свои услуги, дифференцируется по уровню квалификации).

2. Мелкая буржуазия — класс мелких предпринимателей и торговцев.

3. "Белые воротнички" — лишенные собственности технические специалисты и интеллигенция.

4. Администраторы — менеджеры

5. Собственники — получающие доход от ренты, либо представители коммерческого класса — предприниматели

Английский социолог Энтони Гидденс, анализируя классовую структуру современного обществе, выделил три основных класса:

1. Высший класс - собственники

2. Средний класс - управленцы

3. Низший класс - рабочие

 

Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы

и социальные группы, появляются новые, а иногда, как это происходит сегодня в

нашей стране, — классы и социальные группы возрождаются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.246.109 (0.006 с.)