ТОП 10:

Первый позитивизм – Конт, Миль, Спенсер до конца ХIХ века.



Гуманитарное знание должно стремится к таким же точным понятиям.

Принципы нашли отражение в теории и практике. Английский ученый Джон Остин исходил из представления о праве, как о фактах, право – приказ, выражающий волю суверены, это единственный факт. Для позитивиста все остальное – уже не наука. Заранее не возможно определить указание таких указов. Сама идея есть права отрицалась за метафизичность. Бентам критиковал. Его теория строилась на отрицании метафизики, есть права, юридическая химера.

На деятельности практикующих юристов это отражается. Любой позитивист исходит исключительно из закона, опираться на некие общие принципы непростительно. Позитивист классический вообще склонен отрицать целые области права как фиктивные. Все позитивисты первого поколения, в том числе Шершеневич (цивилист) отрицали обычное право, международное право. Международное право – некая мораль.

На примере Шершеневича, философия права не стремиться обнаружить за правовыми явлениями идею праву. Научная философия строится на положительном праве. Результаты должны строится на наблюдениях за явлениями действительной жизни, в смысле жизни права в деятельности государства. Философия права не должна заниматься поиском сущностей юридических понятий, а их формальной стороной, это позволяет установить факты – нормы права, устанавливается государством. Все позитивисты тогда полагали, что право – наука о нормах, выражается в законах – это те факты, которые наблюдает ученый. Остается классифицировать факты, определять формулировки, совершенствовать технику интерпретации. Правоведение – классифицирующая описательная наука. Классифицирует юридический материал, придавая форму – это юридическая техника в составе юридической догмы. Позитивизм сознательно сводил представление о науке права как о догматике. Так же подходили и правоприменители. Контовский позитивизм не всегда вел к этатизму. Остин, Бентам, Шершеневич – этатистский позитивизм. Факты можно усматривать не только в нормах закона на базе первого позитивизма возник социологический позитивизм. Социологический позитивизм не связывает право с приказом государства. Николай Михайлович Коркунов, например, не был этатистом, но считал, что право нужно рассматривать исключительно как явление. Познаваться может только явленность. Что считать правовым явлением? Явление не могут пониматься как что-то относительное, правовые явления изменчивы, изменчивы нормы, правовые отношения. Признавая изменчивость Коркунов не мог видеть разграничение правовых явлений кроме как в разграничении интересов. (Идея Йеринга). Норма разграничения интересов не обязательно устанавливается государствами, это может быть норма обычая, суда, государства. Право получает относительную свободу от государственного установления. Делается упор на фактическое существование в реальных отношениях, а не на государство. Право не обязательно принудительно по Коркунову. Нельзя в праве разделять внешнее и внутренне. Право не только во внешних принуждающих факторов, но и в сознании исполняющего субъекта. Основной двигатель – признание необходимости норм. Возможна ситуация, когда принуждение излишне, нужно, чтоб люди подошли к состоянию, когда уровень развития является гарантией несовершения противоправных действий. Люди сами заинтересованы в том, чтоб их поведение было прогнозируемо. Право взаимно. Принуждение важную роль играет, но это не сущностный признак [9].

Второй позитивизм – с конца века ХIХ по 20-е годы ХХ века.

Эмпириокритизм.

Авенариус (Швейцария конец ХIХ века) и Мах (Австрия, умер в 1916).

Махизм.

Возникает из-за кризиса первого позитивизм. Формируется из парадигмы появляющейся неклассической науки.

Основная идея заключалась в том, что они отрицали объективное существование мира. Объективной реальности помимо сознания человека. Реальность сводили в символам, знакам, через явления ощущения. Познание – упорядочение ощущений при помощи познавательных способностей человека. Близко к кантианской и феноменологической позиции. Программа эмпириокритицизма состояла из идей:

· очищение опыта

Эта идея связана с позитивизмом в целом. Эмпириокритицизм – критика опыта. Авенариус учил очищению опыта от метафизики. Метафизикой является признание существования чего-то вне наших ощущений. Любое познание – познание опытное. Опыт может быть загрязнен через смешение с посторонними представлениями, апперцепциями. Это то, что возникает в сознании, но не относится к предмету – ценностные и антропоморфические представления. Ценностные – этические или эстет оценки наивно присоединяемые к нашему предмету. Например, человек хороший или дурной, но человека это не характеризует, это не может быть предметом научного познания. Справедливость, как оценочная категория, не явление права. Антропоморфические – мифологические представления, кот сопровождает познание, например, о том, что в теле есть «Я», представления о том, что существует любовь, гнев, субстанция, причинность, представления об атомах. Чистый опыт – предмет научного познания.

 

· теория нейтральных элементов опыта

Все, что существует, по Маху существует, как ощущения. Это элементы – физические и психические, которые зависят от человека. Между ними есть связь. Нейтральность элементов в том, что их нельзя истолковать. Это изначальная субординационная связь. Законы – не отражение связей между явлениями мира, а психические создания, отражающие психические потребности человека.

Понятие интроекции. Это приписывание человеком другим людям восприятия окружающих вещей, чувств, мышления, воли. Человек придумывает внутренний мир других людей. Это способствует объективному восприятию мира.

В целом программа нашла отражение в правовых теориях. Методологические идеи и сегодня используются в Скандинавской школе прав реализма. В России идеи нашли отражение в учении Льва Петражицкого. Он никогда не признавал, что он последователь импирио – критицизма. Но можно найти много схожего. По Петражицкому реально существуют только психические процессы. Очень важно в методологическом плане не принимать за реальное ощущения. Тоже задача очистить человеческий опыт всегда подчеркивалась Петражицким. Он приводил такие же аргументы как у Авенариуса. Если кто-нибудь приписывает другому эпитеты, то это не свойства того, кому такие свойства приписываются. Разъясняется все тогда, когда мы обратимся к психике человека, который говорит, что другой человек милый. То, что мы привыкли воспринимать как реальное в праве, это психические отношения. Суждение – помещик А имеет право на получение от арендатора Б 5 тысяч. В соответствии с догмой – существует арендное правоотношение, но где это правовое явление. Не в пространстве. Юридическая обязанность – не то, что имеется у человека в руках, душе. Это паровое явление имеется в психике третьего человека С который считает, что существуют такие права и обязанности. Любому человеку свойственны психические процессы, заключающиеся в приписывании обязанностей и прав. Впечатление о том, что права существуют в реальности – оптический обман. Опытное познание права, метод наблюдение. Задача – очищение опыта от оптического обмана [9].

Норма права как таковая не существует виде объективного явления, а есть психические переживания, связывающие субъекта, императивно-атрибутивные эмоции. Норма – представление о том, что другие люди испытывают такие же эмоции. Фантазмы вследствие наивно-проекционной точки зрения. Норма не в реальности, а в проекционной сфере. На Петражицкого оказали влияние и другие школы. Например, феноменология. Но это близкие направления.

 

· теория экономии мышления

Это одна из составных частей проекта очищения опыта. Идея Авенариуса чтобы показать, что человеческое мышление стремиться к наименьшей затрате сил. В памяти остается то, что приводит к наименьшим изменениям. На новое восприятие затрачивается столько сил, сколько необходимо. На практике это означает, что в наилучшей степени усваивается знание в наиболее простой форме. Мах и Авенариус сформулировал требования о том, что проблемы научные должны быть сформулированы простейшим образом и решаться с помощью простейших средств. Этот принцип как раз говорит о том, что мышление не всегда подчиняется логическим законам. Знание интуитивное имеет большое значение. в основе знания лежит наблюдение и интуиция. С этим были не согласны неопозитивисты.

Неопозитивизм – 20 -30 гг. – 50-60 гг. ХХ века.

Неопозитивизм представлен двумя направлениями:

1. Аналитическая философия. Поппер, Куайн, Рассел

2. Логический позитивизм «Венского кружка»Шлик, Карнап, Гедель

Логический позитивизм.

Подчеркивал значение логики. Логика считалась единственным средством научного познания. Эта идея характерна для всего позитивизма, но им в рамках логического позитивизма эта линия продолжена в современном позитивизме и современной практике. Считают, что норма – дедуктивные вывод из текста. Решение суда – вывод из системы. Есть некая логическая система. Судебное решение – логическая конструкция. Булыги, Кельзен – его учитель.

Логический позитивизм зародился в Венском кружке. В 23 -е г. ХХ. в. начались собрания. Возглавлял Шлик. Ученые, которые входили в кружок: Карнап, Крафт. Людвиг Витгенштейн в начале своей деятельности (Логико-философский трактат), впоследствии он был известен как представитель лингвистической, или аналитической, версии позитивизма, Бертран Рассел.

Специфика неопозитивизма.

Неопозитивисты как любые позитивисты исходя из того, что наука должна заниматься фактами, тем, что представлено в эмпирии. Факты они связывали при этом с логикой. Понятие факта связано с понятием лог структуры. Факт – структура суждений. Изучение структуры – задача науки. Все, что может быть познано существует в определенных предложениях. Факт, если не выразим, не может является фактом науки. Предложения должны отвечать законам логики. Все предложения либо отвечают требованиям логики (истинные) их лог структура соответствует ощущениям, есть такие предложения, которые может быть ложными, либо бессмысленными. Надо избавляться от ложных предложений и тем более бессмысленных, которые часто есть в знании, претендующем на научное. Все философские, метафизические предложения – бессмысленны, так как не находят отражения в опыте. Например идеи Канта о вещи в себе: «Существует мир, но он не познаваем». Это предложение не может быть верифицируемо путем сведения к атомарному взысканию, фиксирующему факт. Если мир не познаваем, то нельзя утверждать, что он существует, логически нельзя утверждать, что это истина. Метафизика – знание, кот не довольствуется тем, что дает опытная наука и выходит за его границы. Это важный критерий отличия опытного знания от метафизического. Для метафизического знания нет способа верификации, оно не сводимо к опыту и им не проверяется [9].

Какую роль играют метафизические утверждения? Они служат для выражения эмоций. В этом видели ценность метафизики. Сравнима с Искусством и религией. Она не бесполезна, но это не наука.

Что такое факт? Это то, что может быть зафиксировано в истинном или ложном предложении. Факт – предмет логически мыслящего сознания. Это и есть предмет или состояние сознания. Признак факта – выразимость в описываемом предложении. Факт – факт лингвистической деятельности, связан с языком. Витгенштейн выдвигает идею, что структура фактов подобна структуре языка. Истинное предложение – логический образ факта. Существует изоморфное подобие – соответствие между фактами и их символическим выражением в языке. Логический язык описывает реальную картину мира.

Аналитическая философия (философия анализа).

Аналитическая философия (философия анализа) возникла в 40-е гг. ХХ в. Англ. позитивисты.

Получила большое распространение в англо-американской системе. Оказало влияние на все без исключения направления в методологии. Научное признание, включается в иные методологические программы.

Другое направление, связанное с позитивизмом, хотя чаще рассматривается в рамках постпозитивизма – структурализм и постструктурализм.Структурализм у нас не нашел отражение, так был в 70 гг., а у нас была марксистско-ленинская идеология. постструктурализм – современная методология, обсуждается сейчас.

Структурализм – учение о структуре. Что есть структура – это реальная данность. Но выявляется через взаимодействие субъектов. Выявление структурных элементов осуществляется при помощи языка. Структурализм связан и с понятием системы и системными исследованиями.

Структурализм ввел понятие системы. В рамках системы выявляются отношения, которые инвариантны – представляют собой структуру.

Применительно к праву: любая правовая система должна рассматриваться как инвариантная структура, которая складывается помимо желания субъектов, не создается природой, но не создается и законом.

В основе системе лежат воспроизводимые на уровне коллективного бессознательного бинарные оппозиции правовой культуры, которые им символическое выражение в различных прав текстах.

Правовая система – то, что возникает в обществе. Это складывается спонтанно, путем самоорганизации, основу составляют постоянные связи и отношения, которые порождаются практикой создания правовых текстов, основанных на внутренних текстах культуры, существующих в виде архетипов коллективного бессознательного, они будут воспроизводится пока будет существовать коллективное бессознательное. Культура определяет, что такое хор и что такое плохо – бинарные оппозиции. Закон работает, когда отражает эти оппозиции.

Структурно-функциональный подход (анализ). Это разновидность структурализма. Апофеоз – учение Николаса Лумана.

Постструктурализм.Имеет отношение к постмодернизму в философии, относится к нему.

Творчество французских мыслителей – Даррида, Дилёз, Бадрийар. 70-80 гг. прошлого века. Существует вплоть до сегодняшних дней. Дарпида – мир – семиотический объект – текст. Реальность – всегда реальность языка и текста.

Смысл юридического текста определяется не тем, что есть реальность, соответствие тексту, а есть ли другие, связанные с ним тексты. Власть определяет стратегию смысла прочтения юридического текста. Есть текст и воля к власти интерпретатора, наделяющего этот текст смыслом [9].

 

Феноменология.

Конец ХIХ – нач. ХХ гг. первые работы Гуссерля. Феноменология была задумана как строгая наука, типично позитивистская идея. Но феноменология это нечто отличное от позитивизма, это не позитивизм.

Такая методология используется в юриспруденции, теории права, правоприменительной деятельности, но не всегда осознан. В основе лежит своего рода интуиция, феноменологическое умозрение и есть интуиция.

На основе феноменологии возникли близкие подходы. В частности экзистензиальная правовая методология.

Она зависит от социальной философии, которая возникла в конце ХIХ нач. ХХ века. Бердяев и Лев Шестов. Немец Хайдеггер, Хана Арент, ФР – Жан Поль Сартер, Мерло Панти, Левинас.

 

Экзисценционализм.

Экзистенциализм возникв противопоставление рационализму. Рационализм демонстрирует отрыв от жизни. Есть логическое конструирование в отрыве от опыта чел существования в мире. А подлинная философия и должна обращать внимание на проблему человеческого существования. Экзистенция – и есть существование. Это философия существования. В центре – человек, это есть экзистенция [9].

Идея экзистенции и неразложимости человеческого бытия в мире. Понимание человека и его ситуации в мире. Это основная онтологическая структура самого мира. Человек не существует как единица экзистенции и мире не существует вне человека. Человек – это нечто, что открывает мир и самого себя, как бытие в мире. Познание – это встреча субъекта сознания и жизненного значения. Получается, что мир – это всегда мир принципиально человечески, мир всегда «теплый», а не холодный мир вещей в себе. Невозможно о мире рассуждать самим субъектом, который воспринимает на основе иррациональной. Это распространяется на гуманитарные науки и на правоведение.

Развивались соответственно правовые теории. В правоведении – Мюллер, Фехнер, Майхоппер, немцы. Право невозможно рационально обосновывать. Источник нужно искать в дорефлексивных структурах сознания. Это во многом напоминает классическое естественное правопонимание. С точки зрения применения права метода сводилась к обоснованию возможности интуитивного справедливого судебного решения, который опирается не на формальный закон. Только в таком случае, возможно, что нормы не воспринимаются как мертвые, а оживают в судебно – административных правоотношениях. Никакая норма не способна дать основание для решения конкретной ситуации. И в правоприменительной деятельности и в теории – основное справедливость. В русле теории естественного прав.

Экзистенциалистсткий подход – новая редакция естественного права, Говорили, из каких дорефлексивных структур исходить, как уйти от проихвола. Справедливость обусловлена самой идеей правовой коммуникации, совместного бытия людей. Справедливость, как человеческая готовность деятельность основанная на нормах, является способом сосуществования, способом бытия вместе с другими в мире.

Основной принцип – насколько данное решение соответствует сосуществованию людей в обществе, идеалу коммуникации. Многие пытались придать этому смысл кантовского тезиса – свобода одного человека ограждается свободой другого. Выход на свободу и равенств. Справедливость, как бытие человека для другого. Право – аспект общего жизненного потока, когда право – ограничение существования одного существованием другого.

Экзистенция – акт реализации свободы, ограждаемая другими. Борьба человека за свою свобод, это борьба за экзистенцию. Человек – это человек, пока у него есть права. Эта борьба за права имеет естественные границы. Идея Канта. Но в методологиях новизна присутствует.

Человек как экзистенция изначально является субъектом права, борьба за права – способ человеческого существования с другими, нелепо думать, что человек вступает в отношения благодаря закону, человек всегда в праве, естественность эго в том, что человек появляется в прав, ибо только в коммуникации с другими способен быть собой и осущ. себя.

Основное право индивида – рассматриваться как личность, то есть в своей самости. Это такое естественное право, которое отличается по методологии, но по выводам очень близко. Право рассматривается как нечто позитивное, что появляется в рез чел деятельности, поэтому в рамках Экзисценциалистической философии соединяется естественное право и позитивизм.

Герменевтика. Герменевтическая феноменология. Толкование интерпретация – герменевтика. Другим понятием является понимание. Толкование и понимание взаимосвязанные конструкции. Понимание – это условие осмысление социального бытия. Задача герменевтики – доводить тексты до понимания [9].

Гадемер – «истина не может быть познана кем-то одним, поэтому всемерно поддерживать диалог, давать слово инакомыслящему, усваивать сказанное им – вот душа герменевтики». Нет одной единственно верной интерпретации а есть лишь процесс истолкования. Это применимо к праву. Овчинников, говоря о гермен правопонимания преодолевает номенализм и реализм, имеет такую интегралную функцию. Основа нормального правопорядка это не принудительность и не рационально логическое начало, это герменефтическая целостность в котором целое и часть гармонично сосуществуют. Субъекты взаимодействуют, находятся в коммуникации Разные подходы, выросшие из феноменологии ведут к одному выводу.

Ни один правовой текст не может быть истолкован, чтобы истолкование являлось неизменным на все времена. Чем более прост текс, тем меньше оснований для различий в интерпретации. Как только мы сталкиваемся с текстами принципиальными, мы сталкиваемся с разными историческими истолкованиями. Например конституционный текст. Однозначной интерпретации быть не может. Тексты отражающие норму должны быть более однозначными, но как только включены ценностные значения, принципы, то без разных интерпретаций не обойтись.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.182.28 (0.025 с.)