Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия позитивизма и эволюционизма

Поиск

Позитивизм.

Позитивизм – это философское направление XIX века, основанное на идее о том, что только научное знание, наука могут соответствовать «положительной» (позитивной) картине мира. Позитивизм утверждает, что теоретическая философия не в состоянии достигнуть достоверного и устойчивого знания. Всякое знание должно быть проконтролировано, подвергнуто критике со стороны опыта, т.е. верифицировано.

Позитивизм возникает одновременно в Англии, Франции и Германии как реакция на засилье в научных теориях философских установок. Главной своей задачей позитивизм видит в построении не философской, а «истинно научной» картины мира, то есть видит свою цель не в объяснении мира, а в описании явлений как фактов действительности. Поэтому основным понятием позитивизма является понятие «факт», а в качестве своей методологии позитивисты признают методы естественных наук. Наука, не нуждается ни в какой, философской теории. Основателем позитивизма является французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Важным в учении О. Конта является предложенная им классификация наук. Отдельные науки обладают различной степенью глубины постижения мира и общности. О. Конт вводит иерархию в систему наук: первой стоит математика, за ней следует астрономия, физика, химия и биология. Научную систему завершает социология.

Задачей социологии является организация человеческой общественной жизни. О.Конт формулирует закон о трех периодах, стадиях развития общества: фетишизм, политеизм, монотеизм. Первый этап в объяснении мира (теологический) заключается в том, что в описании явлений природы и духа люди исходят из религиозных и мистических представлений, из действий сверхъестественных, божественных и таинственных сил. На втором этапе господствуют метафизические (философские) воззрения, когда для описания фактов действительности используются сущностные силы и причины, «порождающие сущности». И только на третьей ступени получает развитие «позитивное» знание, когда все явления природы и духа описываются с научной точки зрения. Решающим фактором, определяющим весь процесс, является прогресс, знания, науки. Позитивизм Конта, тем не менее, имеет в своей основе философскую установку, выражающуюся в том, что под научным знанием понимается только знание естественных наук, гуманитарные науки заменяются «естественной» социологией.

 

Эволюционизм.

Эволюционизм является разновидностью позитивизма. Основателем эволюционизма считается Герберт Спенсер (1820-1903). Опираясь на теорию О.Конта и теорию развития Ч.Дарвина ученый формулирует концепцию науки в целом. В книге «Система синтетической философии» он предлагает считать и науку и религию «совместимыми понятиями», поскольку и в той, и в другой присутствует идея абсолютного знания. В «Основных началах» Г.Спенсер дает определение философии как обобщенной науки и формулирует закон общего изменения – это переход от неопределенного к определенному, от менее к более связным формам развития.

Эволюция, по его мнению, присуща всей Вселенной и раскрывается как прогрессивное движение. Вселенная развивается, прогрессирует к своему лучшему состоянию: живые организмы лучше приспособляются к окружающей среде, 2естественный отбор способствует выживанию. Уже в этом проявляется способность живых организмов к самоорганизации.

В своих политических и социологических работах Г.Спенсер утверждает главенство индивида по отношению к социуму. От реализации личностного начала зависит развитие общества. Только подлинно либеральная теория и парламентаризм могут обеспечить права индивида в обществе. Он считает, что революционное изменение общественного устройства невозможно, так как «нельзя сократить путь взросления», необходимо пройти все периоды становления «от детского возраста до зрелости». В качестве инструментов «общественного приспособления к окружающей среде» выступает мораль и общественные нормы.

 

Лекция №14

 

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ

В развитии западной философии XIX – начала XXI в. Можно выделить два течения: рациональное и иррациональное. Рациональное течение продолжает идеи Нового времени с их опорой на разум, науку, социальный прогресс. Однако со временем разработка оружия массового поражения, экологический кризис и другие проблемы всё более усиливают разочарование в науке и разуме. Иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный) течение на место разума ставит волю, жизнь, существование, бессознательное и т.д. Основными направлениями иррационализма являются: философия жизни, фрейдизм и экзистенциализм.

Философия жизни.

 

У истоков философии жизни находится Артур Шопенгауэр (1788-1860), он родился в семье состоятельного купца и получил хорошее образование. В своей основной работе «Мир как воля и представление» он писал, что мир неразумен, неупорядочен, нелогичен, им управляет неразумная слепая воля. Человеком правит не разум, а воля, стремящаяся к удовлетворению желаний. Поскольку далеко не все из них можно удовлетворять, человеку суждено постоянно страдать. Искусство и философия – два пути облегчения страданий. Нужно сказать, что когда книга вышла, её никто не заметил, не оценил, было продано лишь несколько экземпляров, и издатель спустя некоторое время предложил Шопенгауэру забрать весь тираж домой.

А. Шопенгауэр первым обосновал философию пессимизма. С его точки зрения, миром правит воля к жизни – некая биологическая по своей природе сила, которая и делает всех людей рабами. Эта она заставляет человека познавать мир, чтобы лучше к нему приспособиться, это она заставляет нас жить, во, что бы то ни стало, цепляться за жизнь, даже если она тяжела или просто невыносима. Вся человеческая жизнь – сплошные страдания и разочарования. Человек под влиянием воли всё время чего-то желает: богатства, денег, комфорта, здоровья, продления жизни. Но эти желания никогда не удовлетворяются окончательно. А вскоре после того, как человеку удалось чего-то достичь, наступает равнодушие и скука. Между страданиями и скукой мечется человеческая жизнь. Земное счастье – иллюзия. Жизнь большинства людей печальна и непродолжительна. Счастлив, человек бывает лишь по видимости и в редкие минуты. Когда жизнь даёт обещания, она их не держит. А когда держит, то только для того, чтобы показать, как недостойно то, чего мы желали. Поэтому счастье находится всегда в будущем или в прошлом, так что в настоящем человек никогда счастлив, не бывает. Но будущее ненадёжно, а прошлое – уже не возможно. Мы не знаем, считает Шопенгауэр, трёх высших благ жизни – здоровья, молодости и свободы. Пока они у нас есть, мы их не осознаём и не понимаем их ценности, а понимаем только тогда, когда утратим. Счастливые дни мы замечаем только тогда, когда они уступают место несчастным дням. Жизнь вовсе не подарок, рассчитанный на наши наслаждения. Если мы посмотрим на человеческое общество, то мы увидим всеобщую нужду, беспрерывные усилия, постоянные столкновения, бесконечную борьбу. Все вокруг суетятся – одни в мечтах, другие в деятельности, поднимая неописуемый шум. Но где последняя цель всего этого? Последняя цель, по Шопенгауэру, оказывается весьма жалкой: поддержать на короткий промежуток времени жизнь. Как бы не была жалка жизнь, человек цепляется за неё из последних сил, воля к жизни сильнее разума, сам разум – продукт воли. Но какое значение имеет короткая отсрочка смерти, временное облегчение страданий, минутное удовлетворение желания – если всё это уходит у нас из рук, а победа смерти несомненна? Поэтому человек должен выйти из-под власти воли, подавить в себе всякие желания. Нужно понять, считает Шопенгауэр, что страдания – неизбежная часть нашей жизни, и если мы избавимся от одного, то неизбежно придёт другое; если на время прекращаются страдания, то наступает скука, которая также является страданием. Если мы поймём это, нам удастся воспитать в себе равнодушие к страданиям. Ведь страдания, как и счастье, приходят не из вне, а возникают изнутри человека. Подавить волю, перестать быть её рабом, уменьшить тягостную заботу о собственном благополучии – таков единственно возможный путь мыслящего человека. Доступный, правда, немногим, кому дано понять, что жизнь – это вечный обман и вечные разочарования. Что в мире нет ничего достойного наших желаний, стремлений и борьбы, что все его блага ничтожны. Тем самым мы преодолеваем господство воли. Наверное, вы сами замечали, что когда чего-нибудь сильно и долго добиваешься, то получив, наконец, желанное, никакой радости уже не испытываешь. Часто даже удивляешься себе: зачем тратил столько страсти и энергии на такую ерунду. Радость бывает только тогда, когда что-нибудь приятное или нужное тебе неожиданно сваливается на тебя, как дар, как подарок.

Собственно «философия жизни» как влиятельное направление формируется в творчестве немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844-1900).

Фридрих Ницше родился в семье сельского священника, поступил на филологический факультет в Бонне, потом перевёлся в Лейпциг. Ещё студентом опубликовал несколько работ по древнегреческой литературе. На последнем курсе его пригласили профессором классической филологии в Базельский университет. Так в первый и последний раз студент стал профессором. Через год ему присвоили докторскую степень без защиты диссертации. Несколько лет он работал преподавателем, а затем по болезни оставил службу. Написал большое количество философских произведений: «Рождение трагедии из духа музыки», «Так говорил Заратустра», «Сумерки богов» и др.

Всю жизнь он боролся со страшной болезнью, сильнейшими до потери сознания, головными болями, которые преследовали его постоянно с 18 лет. Писал в те редкие часы когда боль отпускала, и всё-таки на людях держался весело своим примером призывал других мужественно переносить невзгоды жизни.

Но такое постоянное напряжение подорвало его психическое здоровье, и последние десять лет жизни Ницше провёл в сумасшедшем доме.

Жизнь нельзя понять разумом, её можно лишь переживать. Наиболее ярко она проявляет себя в страстях, желаниях, экстазе, «воле к власти», инстинкте самосохранения, творчестве и т.д. Однако человечество в своей массе отказывается от свободной жизни, предпочитая безопасность, стадность, подчинение лидерам и лицемерную мораль. Первопричины этой унылой полужизни Ницше усматривает в идеях христианства. Христианство сформировало «мораль рабов», призывая к подчинению власти, униженности, «страху божию». Ницше выступал против обыденной мещанской морали, которая проявляется в двух формах – в морали христианской и морали социалистической. Христиане призывают любить человека только за то, что он человек, каким бы он ни был мелким, слабым, духовно тщедушным и завистливым. Христианская религия сострадания коверкает и искажает человеческий образ. В человеке соединены воедино тварь и творе ц, в человеке есть материал, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть и творец, ваятель, твёрдость молота, божественный зритель. Наше сострадание относится к «твари в человеке», к тому, что должно быть сломано, разорвано, обожжено, закалено, очищено, - к тому, что страдает по необходимости и должно страдать.

Нужно любить не ближнего, как призывает христианство, а дальнего – того, кто, усиливаясь и преображая себя, ещё только станет человеком. Современный человек – это только путь к настоящему человеку, к сверхчеловеку. А христианская мораль, как и социалистическая, воспитывает людей слабых, которые притом гордятся своей слабостью и ничтожностью. Они никогда ничем не рисковали – ни здоровьем, ни капиталом, ни свободой, никогда не решались ни на какой поступок. Как же может среди них появиться человек, подлинная личность?

Эти мелкие, невзрачные люди полны злобной зависти ко всему красивому, умному, талантливому. Они бы с удовольствием всех уравняли, чтобы никто не выделялся, чтобы все жили одинаково: пусть бедно и одинаково плохо, зато никому не нужно будет завидовать. Всё всем раздать поровну, всё разделить, а то, что разделить нельзя, например талант, - уничтожить.

Ницше предсказывал появление такого строя в XX веке, когда мелкие, завистливые и злобные души придут к власти и начнут переустраивать мир по-своему.

Их стадную мораль, рекомендующую никому не высовываться и жить, как живут все, он называл аморализмом. Истинная мораль – это мораль аристократическая, это мораль человека, который попирает презренное благополучие. Если человек знает, зачем живёт, ему безразлично как рн живёт. Не к счастью стремится человек. Свободный человек, но ещё более свободный дух, полушутливо-полусерьезно писал он, попирает ногами то презренное благополучие, которое видят в своих мечтах торгаши, христиане, коровы, женщины, англичане и прочие демократы. Свободный человек – воин.

Свободный человек –это человек, который любит своих врагов, это сильная личность, готовая принять на себя всю тяжесть мира и считать себя ответственной за всё зло и несчастья, происходящие с людьми.

В массе своей человек вообще ещё не возник, в массе своей он ещё остается супершимпанзе. Именно «супер», потому что в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но всё равно он –обезьяна. Естественный отбор действительно способствует выживанию, но отнюдь не самых лучших и самых значительных особей. В результате естественного отбора никакого прогресса не происходит. Всё яркое, красивое, талантливое вызывает зависть или даже ненависть и погибает – это особенно характерно для общества, но и в природе творится тоже самое. Яркие люди, сильные и смелые, всегда идут вперед, не боятся рисковать жизнью и поэтому чаще всего рано сходят со сцены истории.

Единственными представителями истинной человечности являются лишь философы, художники и святые. Только им удаётся вырваться из животного мира и жить целиком человеческими интересами. Расстояние между обычным человеком (супершимпанзе) и обезьяной гораздо меньше, чем между ним же и истинным человеком.

Ницше говорит о философах или художниках, конечно не в профессиональном плане. Если получид профессинальное философское образование и стал человеком.

Философ у Ницше это тот, кто живёт философски, обдумывает свою жизнь, предвидит последствия всех своих поступков, сам выбирает свой жизненный путь, не оглядываясь на стандарты и стереотипы. Так же и художник – это не только артист или писатель, это человек, который всё, чтобы ни делал, делает мастерски, всё у него получается добротно и красиво. Святой же – это, по определению, человек, ибо он совершенно избавился от страстей, от жадности, эгоизма, полон любви и сострадания.

К сожалению, большинство людей – это слишком люди, слишком заземлённые, слишком погружённые в свои мелочные дела и заботы, в то время как они должны стремиться к сверхчеловеческому, к тем сверхчеловеческим (в смысле – не животным) качествам, которыми обладают философы или святые. Люди чаще всего на незаконченные эскизы прекрасных картин, где всё взывает: придите, помогите, завершите, соедините! Они как бы ещё не произошли и существуют как истинные люди, только потенциально. Но каким образом жизнь отдельного человека может иметь вывсшую ценность и глубочайшее значение? При каких условиях она не растрачивается даром? Надо, чтобы человек смотрел на себя как на неудавшееся произведение природы, но вместе с тем как на свидетельство величайших намерений этой художницы. Каждый должен сказать себе: на этот раз ей не удалось, ноя буду стараться, чтобы когда=нибудь у неё это получилось. Я буду работать над воспитанием в себе философа, художника и святого.

Необходимо отказаться от лживых норм, стадных ограничений, рациональных подсчётов и реализовать свою «волю к власти», т.е. начать жить полной жизнью. В этом Ницше усматривал путь к человеку будущего – «сверхчеловеку».

 

Фрейдизм.

Основателем этого направления является австрийский психолог и врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), основоположник теории психоанализа, согласно которой причины нарушений психики надо искать в сознании больного, в его детских переживаниях, спрятанных в подсознании. Фрейд первым ввёл в психологию понятие бессознательного и сформулировал принципы его работы, описал психологические комплексы и неврозы. Главные труды: «Я и Оно», «Тотем и табу», «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Неудовлетворённость культурой».

В центре понятия бессознательного лежит так называемый Эдипов комплекс. Древнегреческий миф об Эдипе говорит. Что когда у царя Фив родился сын, то оракул предсказал, что, когда сын вырастет, он убьёт отца и женится на матери. В ужасе царь приказал убить младенца, но слуга пожалел его и увёз на другой остров. Эдип вырос, вернулся в Фивы, случайно встретил своего отца, которого, конечно, не узнал, и в случайной ссоре убил его. Потом совершил несколько подвигов. В частности, освободил город от Сфинкса, и в благодарность за это его мать Иокаста согласилась выйти за него замуж, не зная. Что жених – её сын. Боги сурово наказали Эдипа – когда он узнал правду, то в отчаянии выколол себе глаза, а его мать покончила с собой. Фрейд считал, что Эдипов комплекс глубоко укоренился в психике человека – она так работает. Каждый ребёнок в раннем возрасте бессознательно ревнует отца к матери и даже желает его смерти, естественно, не осознавая этого. По мере взросления этот странный комплекс почти у всех проходит, и лишь у некоторых принимает болезненные формы.

В наиболее общем виде, согласно Фрейду, структуру психики можно представить в виде трёх уровней:

 

Сверх-Я Сверхсознательное Законы, правила поведения, запреты
Я Сознание Ясно осознаваемые мысли, желания
Оно Бессознательное Тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы.  

 

По мнению Фрейда, у каждого есть тайные желания. В детстве человек учится подавлять их под воздействием запретов, законов и т.д. Однако они не исчезают (даже если, кажется, что они полностью забыты), а остаются в бессознательном, где ожидают своего часа. Бессознательные желания имеют ярко выраженный сексуальный характер (либидо). Хотя человек и не осознаёт их, они часто заявляют о себе в сновидениях, в юморе, оговорках.

Бессознательное можно представить в виде комнаты ожидания, сознание – в виде приёмного кабинета, а сверхсознательное – в виде охранника кабинета. Охранник не пропускает нежелательных посетителей (мысли и желания) в кабинет, но он может на время отойти. Тем не менее, рано или поздно он вернётся и изгонит назойливых клиентов.

Сознание является полем борьбы между бессознательными сексуальными желаниями и запретами сверхсознательного. Первые периодически «всплывают» в сознании, вторые вытесняют их обратно. Постоянное подавление желаний может привести к срывам – неврозам, истерии и т.д. поэтому сексуальные импульсы должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в сексуальных действиях), или сублимированы (т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество). Главный вывод Фрейда: человек никогда не может знать себя до конца.

Бессознательное Фрейд сравнивает с тёмным бесконечно глубоким колодцем, где находится и Эдипов комплекс, доставшийся нам в наследство от нашего животного состояния, здесь всевозможные страхи, которые мы приобрели в детстве. Ребёнок испугался чего-то, постарался забыть, но психика ничего не забывает, она просто вытеснила это переживание в бессознательную сферу, и оно там живёт и часто терзает человека. Например, один человек боится находиться в тёмной комнате, другой - в закрытом помещений, третий, наоборот, боится открытого пространства. Любой человек буквально напичкан разными комплексами и страхами: один, ложась спать, обязательно заглянет во все шкафы и под все диваны, другой не уснёт пока не поставит тапочки под прямым углом друг к другу, третий, садясь в автобус, обязательно два раза чихнёт и один раз почешет левую ногу – и кто знает, какие переживания и стрессы случались с ним в детстве и выразились теперь в таком странном поведении. Но это все - случаи безобидные бывают и серьёзные психические отклонения, справиться с которыми могут только специально обученные врачи – психоаналитики. Наше бессознательное – мощный источник нашей энергии. Эта энергия может тратиться на достижение разного рода приятных нам вещей, а может воплощаться в произведениях культуры, искусства. Любой художник именно в бессознательном черпает своё вдохновение, свою художественную силу. Бессознательное может проявляться во сне, в оговорках, в странной забывчивости. Человек говорит одно, а его бессознательное хочет другого, и рано или поздно человек проговаривается о своих истинных желаниях. Один человек не любит другого и постоянно забывает его фамилию, хотя они работают вместе двадцать лет. Психоанализ помогает человеку разобраться в самом себе, перестать быть марионеткой, которые собственные потаённые желания и комплексы тянут за ниточки, и они послушно дёргаются, не понимая цели и смысла своих поступков. Фрейд также утверждал, что такие социальные движения XX века, как фашизм и коммунизм, - это массовый психоз.

Философия Фрейда оказала значительное влияние на европейскую культуру XX в.

 

Экзистенциализм.

 

Экзистенциализм (от лат. existential – существование) – иррационалистическое философское течение XX в., выдвигающее на первый план уникальность человеческого бытия. Родоначальником экзистенциализма является датский мыслитель XIX в. Серен Кьеркегор (1813-1855). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Ф.Достоевского, Ф.Ницше. Различают две ветви экзистенциализма: атеистическую (Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер) и религиозную (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов). Столкнувшись с антигуманностью и бесчеловечностью современного мира, которые наиболее ярко проявились в период первой и второй мировой войн, а также в послевоенные годы (кризисы перепроизводства, массовая безработица, нищета) философы-экзистенциалисты подвергают резкой критике предшествующую философию, которая основное внимание уделяла познанию природы, выяснению роли науки в формировании новой техники и технологии, идеям прогресса и т.п. Они на первый план выдвигают проблему человека.

Классиками экзистенциализма считаются немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889-1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю (1913-1960). Основная проблема экзистенциализма – проблема личного выбора человека в состоянии духовного кризиса. Подлинно существовать значит не пытаться соответствовать ожиданиям других, а жить своей жизнью «здесь и сейчас».

В пограничной ситуации (перед лицом смерти, в моменты глубоких душевных потрясений) многое, казавшееся важным (карьера, богатство и т. д.), становится бессмысленным. Человеку раскрывается его сущность, определяемая не нормами, а осознанием своей конечности: страхом, тревогой, безысходностью. Человек обречён на одиночество и свободу: в этом мире он может опереться только на себя. Он может отказаться от свободы, стать «как все», но только ценой отречения от себя как от уникальной личности. Свобода - тяжкое бремя, поскольку подразумевает личную ответственность за каждый поступок. Человек сам творит себя и свою жизнь – он есть то, как он поступает.

Большинство людей живёт чужой жизнью, кому-то подражают, кого-то копируют не ими изобретёнными стандартами и шаблонами поведения и мышления. Много лет назад в «Литературной газете» был помещён забавный рассказик: идёт человек домой, одет по тогдашней интеллигентской моде: в дублёнке, в пыжиковой шапке, с дипломатом в руке. И думает: «Сейчас приду домой и обрадую жену, что наконец-то достал Босха! (Иероним Босх, нидерландский художник XVI века, был одно время необычайно модным среди столичной интеллигенции; сюрреалистические картины казались очень созвучными времени.) А жена, наверное, на Хемингуэя подписалась, она с вечера пошла очередь занимать». Приходит он домой, из коридора кричит жене, которая хлопочет на кухне, что достал Босха.

- А я на Хемингуэя подписалась, кричит ему в ответ жена.

Человек проходит в спальню, ложится на диван, не глядя, берёт с тумбочки телепрограмму, которая всегда лежит на одном и том же месте, и, разворачивая её, спрашивает жену:

- Как там, у сына в школе дела?

- Какой сын? – отвечает жена. – У нас ведь дочь!

Ошарашенный, он встаёт с дивана и видит, что попал не в свою квартиру, видимо ошибся этажом. Вроде всё то же, но но немного не так, обои больше выцвели. Он хватает свои вещи, бросается в коридор. Тут открывается входная дверь, входит человек в дублёнке, пыжиковой шапке и с дипломатом в руке и кричит:

- А я Босха достал!

Этот рассказ - весьма точная иллюстрация к бездумной шаблонной жизни – всё, как у всех – типичное стадное. Животное существование. И в этом смысле – аморальное, поскольку не отвечает подлинно человеческому назначению. Каждый человек сам должен прожить свою жизнь!

Т.О., экзистенциализм выдвигает на передний план уникальность каждого человека, творящего самого себя в ежесекундном свободном выборе.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.Мысль, 1969 (АН СССР. Ин-т философии. Философ. наследие);

2. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005. – 288 с.;

3. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 432. стр. 35-43;

4. Ницше Ф. Афоризмы и изречения. Злая мудрость. М.: Триада-Файн,1993.- 240;

5. Ницше Ф. Избранные произведения / Сост., авт. Вступ. ст. К. А. Свасьян. – М.: Просвещение, 1993. – 573 с.;

6. Ницше Ф. Рождение трагедии /пр. с нем. А.В. Михайлова; сот., общ. ред., комментарий и вступ.ст. А.А. Росмуса. – М.: Ad Marginem? 2001/ - 736 c.;

7. Ницше: pro et contra /Сост.,вступ. ст., примеч. и библиогр. Ю.В. Синеокой. – СПб.: РХГИ, 2001. – 1076 с. – (Русский путь);

8. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Литературные памятники / Составление, редакция изд., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна; Пер. с нем. – М.: Мысль, 1990. – 829 с.;

9. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза: Пер. с нем./Сост. М. Кореневой; Вступ. Ст. М. Кореневой и А. Аствацатурова; Коммент. А. Аствацатурова – СПб.: Худож. Лит., 1993. 1993.-672 с. (Лук и лира).

10. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб и доп.- М.: Центр, 1997.- 272 с.;

11. Рассел Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трёх книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000. – 768 с.;

12. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994;

13. Россман И.М. Основные этапы истории европейской философии: пособие для студентов высших учебных заведений. – Рязань: РЗИ МГУК, 1998. – 164. стр.131-150;

14. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. – СПб.: Наука, 2001. – 319 с. (Сер. «Французская библиотека»);

15.

16. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1990.-398 с. - (Б-ка атеист. Лит.);

17. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.68-71.

18. Философия XX века. Учебное пособие. М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997. – 288 с.;

19. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.;

20. Философы двадцатого века: Сб. / А.М. Руткевич (ответ. Ред.), И.С. Вдовина. – М.: Искусство, 1999. – 263 с.

21. Хайдеггер М. / Ясперс К. Переписка 1920-1963 / Вступ. ст. Рыклина М., М.: AD MARGINEM, 2001;

22. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.

23. Шопенгауэр А. Афоризмы и истины: Сочинения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2001- 736 с. (Серия «Антология мысли»);

24. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991. – 527 с.- (Мыслители XX в.).

 

 

Лекция №15

 

СПЕЦИФИКА РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 5445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.012 с.)