Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аксиология (теория ценностей)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия, взятая в мировоззренческом аспекте, представляет собой систему взглядов человека на мир и на его место в нём. Философия как мировоззрение, включает в себя различные компоненты: познавательные, эмоциональные, практические и ценностные, каждый из которых должен быть рассмотрен отдельно. В системе философского знания проблемами познания занимается гносеология, практической деятельностью - этика, вопросами эмоций и чувств – эстетика. Четвёртый компонент мировоззрения – ценностное отношение человека к миру – основной предмет изучения аксиологии (от греч. axia – ценность + logos – слово, понятие, учение), т.е. учения о ценностях. Ценностное отношение к миру отличается от сугубо познавательного. Если в научном познании мы ищем истину, то в оценивании мира нас интересует значимость вещей и явлений для человека. Оценочность – одна из важных черт, характерных для философии как особой науки. Философии не только изучает мир, но и раскрывает значение различных явлений, предметов, процессов, пытаясь ответить на вопросы: что такое ценности и каковы их основания? Какие виды ценностей существуют? Какова форма существования ценностей? Что можно считать высшими человеческими ценностями?
Определение ценностей.
Ценности – это вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. В качестве ценностей могут выступать как реальные предметы окружающего мира (пища, одежда, деньги), так и разнообразные явления, общие категории и свойства (справедливость, красота, свобода, знания, истина и т.д.). Объединяет их то, что все они в той или иной мере обладают способностью удовлетворять определённые потребности человека, отвечать его интересам или же соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включён человек. Ценности основываются, прежде всего, на потребностях человека, то есть нужде, неудовлетворённости, ощущении недостатка чего-то необходимого для нормального существования, а также интересах и традициях.
2.Потребности.
Классификация потребностей человека по А. Маслоу (американский психолог): Первичные (врождённые) потребности 4. физиологические (они основаны на ощущении недостатка самых элементарных благ, это потребности в пище, в тепле, воде и тд.; 5. экзистенциальные (потребности в защите и безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне). Вторичные (приобретённые) потребности: · социальные (потребности в социальных связях, общении, дружбы, любви, участие в совместной с другими людьми деятельности,); · престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.); · духовные ( потребности в самовыражении ориентированы на духовные ценности – творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний). А. Маслоу все потребности представил в виде пирамиды.
«Пирамида потребностей» А.Маслоу успешно применяется в менеджменте и маркетинге. Так, в менеджменте она показывает, что производительность труда зависит не только от оплаты труда, но и от ряда конкретных мер в организации работы. В маркетинге она позволяет сделать рекламу более действенной благодаря учёту реальных нужд потребителя. Маслоу полагал, что, во-первых, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить все те потребности, которые занимают уровень пирамиды под ними – о физиологических до потребностей в уважении. Например, творчество будет восприниматься человеком как нечто, обладающее высочайшей ценностью, только в том случае, если он не испытывает сильной нужды в пище, воде, отдыхе, если его жизни ничего не угрожает и т.д.; во-вторых, если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня. Схема потребностей верна для большей части людей, однако и она имеет ряд исключений. Так кто-то может полагать, что самовыражение гораздо ценнее любви и должно быть удовлетворено до неё; кто-то ради чувства сопричастности к группе готов отказаться от определённых гарантий безопасности (например, подросток в криминальном коллективе); кто-то ради великой идеи, своей страны или близких готов пожертвовать жизнью или свободой. Ценностный выбор также может по-разному проявлять себя в зависимости от пола, возраста, профессии, социального положения и т п. Это происходит потому, что ценности определяются не только потребностями нуждами человека, они также связаны с его интересами.
Интересы.
Интерес – это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. Разные социальные группы имеют свои интересы, например различны интересы у рабочих и владельцев завода, мужчин и женщин, молодёжи и пенсионеров; поэтому отличаются и их ценности, хотя потребности у большинства людей одинаковы. Так, для молодёжи важны инновационные ценности, для пенсионеров – традиционные, для предпринимателей – материальные, для людей искусства – духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях, в частности одни и те же объекты, например музыкальное произведение или коллекция почтовых марок, у кого-то не вызовут никаких эмоций, а кто-то, напротив, посчитает их большой ценностью. Уинстону Черчиллю (1874-1965) приписывают такие слова, подчёркивающие разницу в интересах молодёжи и людей зрелого возраста: «Кто в двадцать лет не был революционером, у того нет души, а кто в сорок лет не стал консерватором, у того нет головы». Интересы, а вслед за ними и ценности, могут быть индивидуальными, а могут быть групповыми. Их также можно разделять по направленности на экономические, политические, духовные и т.д. Многие ценности человек получает по наследству от тех традиций, в которых он был воспитан.
Традиции.
Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, сохраняемое и передаваемое из поколения в поколение. Как нормы, обычаи, ритуалы, традиция сохраняет и передаёт собственно ценности. Традиции бывают политические и религиозные, профессиональные и корпоративные, традиции школ, университетов, общественных организаций, национальные (например, французские или русские) и т.д. Некоторые исследователи говорят о разной степени значимости ценностей в различных культурных традициях – западных (З), мусульманских (М), африканских (А). Значимость ценностей для разных культур показана в следующей таблице:
Между традиционными ценностями русской культуры и западной существуют существенные различия:
Хочется отметить, что, например, польза или активность совершенно отсутствуют в системе русских традиционных ценностей, они есть, но просто не являются ценностями первостепенной значимости. Человек, воспитанный в духе той или иной традиции, воспринимает вместе с ней и соответствующую систему ценностей, представление об их соотношении, а также определённое (положительное, отрицательное, безразличное) отношение к ним. В дальнейшем его ценностные ориентиры неоднократно меняются: перестановки в системе ценностей производят возраст, личный опыт. Стиль жизни, профессиональные интересы и т.д. В итоге формирование ценностей человека можно представить следующим образом: уникальные, культурные, национальные, корпоративные традиции сплетаются с общечеловеческими потребностями. В совокупности традиции и потребности составляют ценностную основу личности. К ней в дальнейшем добавляются групповые и личные интересы, окончательно формируя представления о том, что является, а что не является действительно ценным. В результате создаются уникальные системы ценностей, частично схожие (поскольку потребности у всех людей одинаковы), частично различные (поскольку воспитание проходит в разных традициях, а опыт, социальный статус людей, их интересы всегда различаются). Ценности многообразны по своим основаниям и могут быть сгруппированы по различным признакам (материальные – духовные, личные – общественные, традиционные – инновационные и т.д.). Однако для понимания человека как амбивалентного (природного и культурного, биологического и социального) существа первоочередное значение имеет разделение ценностей на жизненные и культурные.
Витальные ценности.
Ценности жизни или витальные ценности (от лат. vitalis – жизненный), основаны на первичных потребностях человека как живого существа – физиологических нуждах и нужде в защите. Такие ценности, как пища, вода, жилище, безопасность и т.п., направлены, прежде всего, на обеспечение выживание человека. Ценности выживания представляются первостепенными. Очевидно, что при отсутствии еды и питья, жилья и защиты нет смысла говорить ни о творчестве, ни о любви, ни об уважении: всё это приобретает ценность только в ситуации когда жизни человека ничего не угрожает. Однако верно и другое: если человек ограничится исключительно выживанием, его жизнь нельзя будет назвать человеческой в полном смысле этого слова; по своей сути она ничем не будет отличаться от растительной жизни, которая определена исключительно целями выживания самого растения и его вида. Ценности наслаждения также относятся к сфере витальных ценностей. Для каждого человека характерно стремление к удовольствию и желание избежать страданий. В некоторых философских традициях (например, в утилитаризме) жизнь считается только полноценной только в том случае, если общий уровень наслаждения превышает уровень страданий. Так, в случае эвтаназии важно ответить на следующий вопрос: «Можно ли прервать жизнь безнадёжно больного человека, если каждая минута его жизни приносит ему сильную боль и мучения?». Дж. Элиот (1819-1880) писал: «хорошая смерть далеко лучше и предпочтительнее, чем дурная жизнь. Мудрый человек живёт лишь до тех пор, пока его жизнь имеет большую ценность, чем его смерть. Долгая жизнь не всегда есть лучшая жизнь». Такая же неоднозначность проявляется и в аргументации обыденного сознания по поводу качества жизни. С одной стороны, даже самая несчастная жизнь лучше смерти», а с другой – «лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Окончательное решение вопроса, видимо, невозможно: каждый человек делает свой выбор в зависимости от конкретной ситуации и своего субъективного понимания смысла жизни. Потребительские ценности пользы, которые основаны на обеспеченности человека внешними благами, довольно близки к ценностям наслаждения. Ещё Аристотель заметил: для того чтобы чувствовать себя счастливым, человек должен по крайней мере «ни в чём не нуждаться». Однако хотя материальный достаток и необходим для полноценной жизни, он её вовсе не гарантирует. Для полноценной жизни определенно недостаточно простого набора для выживания, наслаждения и пользы; иначе бы человек никогда не вышел за границы животного состояния. Подлинная жизнь обладает смыслом, выходящим за границы чисто природного существования, то есть подразумевает нечто из социальной сферы – ценности привязанности, дружбы, сопричастности, любви, уважения. Здесь ценности жизни граничат и частично пересекаются с ценностями культуры. Платон говорил о трёх частях души – разумной, страстной и вожделеющей и соответственно о тех сферах жизни, за которые отвечает каждая часть души: вожделение соответствует жизни растительной, страсть - жизни животной, разум – жизни социальной, подлинно человеческой. Витальные ценности, таким образом, в итоге могут быть разделены на три класса в соответствии с областью жизни, которую они обслуживают: · «растительная жизнь» - выживание (пища, вода, жильё, безопасность); · «животная жизнь» - наслаждение, удовольствия, польза; · «социальная жизнь» привязанность, сопричастность, уважение и т.д.
Культурные ценности.
Включают в себя всё то, что выходит за узкие пределы природной человеческой активности, необходимой для поддержания жизнедеятельности. К культурным ценностям относится то, что составляет «вторую», сверхприродную сущность человека – самореализацию, искусство, религию, творчество. Данные ценности не удовлетворяют первостепенных нужд выживания, и человек в принципе способен прожить без них. Однако такая жизнь уже не будет полноценной: человек, отказавшийся от культурных ценностей, неминуемо будет ущербным, а любое общество без культуры обречено на быструю деградацию и гибель. Немецкий философ Генрих Риккерт (1863-1936), один из основателей аксиологии, выделяет шесть областей культуры и определяет ведущие ценности для каждой из областей:
Область культуры Ценность · Наука ……………………………… истина · Искусство…………………………. красота · Мистика……………………….. откровение · Мораль………………………………. добро · Личная жизнь……………………….любовь · Религия……………………………….......Бог
Традиционно важнейшими областями современной культуры считаются наука, мораль и искусство. Соответственно высшими ценностями культурной жизни признаются истина, добро и красота. В Отечественной философии триада «истина, добро и красота» стала ценностным центром творческих поисков Вл.С.Соловьёва. Всеединство как высший идеал как раз представляет собой синтез красоты и истины, добра. В основе этого синтеза, по мнению философа, должен лежать «нравственный момент» - добро. Последнее подразумевает – благоговение перед богом. В современной философии (как отечественной, так и зарубежной) сама культура всё чаще рассматривается как совокупность человеческих ценностей (такой подход называется аксиологическим), а её целью объявляется гармоничная деятельность по законам высших человеческих ценностей.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.159 (0.007 с.) |