Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аксиология (теория ценностей)

Поиск

 

Философия, взятая в мировоззренческом аспекте, представляет собой систему взглядов человека на мир и на его место в нём. Философия как мировоззрение, включает в себя различные компоненты: познавательные, эмоциональные, практические и ценностные, каждый из которых должен быть рассмотрен отдельно. В системе философского знания проблемами познания занимается гносеология, практической деятельностью - этика, вопросами эмоций и чувств – эстетика. Четвёртый компонент мировоззрения – ценностное отношение человека к миру – основной предмет изучения аксиологии (от греч. axia – ценность + logos – слово, понятие, учение), т.е. учения о ценностях. Ценностное отношение к миру отличается от сугубо познавательного. Если в научном познании мы ищем истину, то в оценивании мира нас интересует значимость вещей и явлений для человека. Оценочность – одна из важных черт, характерных для философии как особой науки. Философии не только изучает мир, но и раскрывает значение различных явлений, предметов, процессов, пытаясь ответить на вопросы: что такое ценности и каковы их основания? Какие виды ценностей существуют? Какова форма существования ценностей? Что можно считать высшими человеческими ценностями?

 

Определение ценностей.

 

Ценности – это вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. В качестве ценностей могут выступать как реальные предметы окружающего мира (пища, одежда, деньги), так и разнообразные явления, общие категории и свойства (справедливость, красота, свобода, знания, истина и т.д.). Объединяет их то, что все они в той или иной мере обладают способностью удовлетворять определённые потребности человека, отвечать его интересам или же соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включён человек. Ценности основываются, прежде всего, на потребностях человека, то есть нужде, неудовлетворённости, ощущении недостатка чего-то необходимого для нормального существования, а также интересах и традициях.

 

2.Потребности.

 

Классификация потребностей человека по А. Маслоу (американский психолог):

Первичные (врождённые) потребности

4. физиологические (они основаны на ощущении недостатка самых элементарных благ, это потребности в пище, в тепле, воде и тд.;

5. экзистенциальные (потребности в защите и безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне).

Вторичные (приобретённые) потребности:

· социальные (потребности в социальных связях, общении, дружбы, любви, участие в совместной с другими людьми деятельности,);

· престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);

· духовные ( потребности в самовыражении ориентированы на духовные ценности – творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний).

А. Маслоу все потребности представил в виде пирамиды.

 

«Пирамида потребностей» А.Маслоу успешно применяется в менеджменте и маркетинге. Так, в менеджменте она показывает, что производительность труда зависит не только от оплаты труда, но и от ряда конкретных мер в организации работы. В маркетинге она позволяет сделать рекламу более действенной благодаря учёту реальных нужд потребителя.

Маслоу полагал, что, во-первых, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить все те потребности, которые занимают уровень пирамиды под ними – о физиологических до потребностей в уважении. Например, творчество будет восприниматься человеком как нечто, обладающее высочайшей ценностью, только в том случае, если он не испытывает сильной нужды в пище, воде, отдыхе, если его жизни ничего не угрожает и т.д.; во-вторых, если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Схема потребностей верна для большей части людей, однако и она имеет ряд исключений. Так кто-то может полагать, что самовыражение гораздо ценнее любви и должно быть удовлетворено до неё; кто-то ради чувства сопричастности к группе готов отказаться от определённых гарантий безопасности (например, подросток в криминальном коллективе); кто-то ради великой идеи, своей страны или близких готов пожертвовать жизнью или свободой. Ценностный выбор также может по-разному проявлять себя в зависимости от пола, возраста, профессии, социального положения и т п. Это происходит потому, что ценности определяются не только потребностями нуждами человека, они также связаны с его интересами.

 

Интересы.

 

Интерес – это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность.

Разные социальные группы имеют свои интересы, например различны интересы у рабочих и владельцев завода, мужчин и женщин, молодёжи и пенсионеров; поэтому отличаются и их ценности, хотя потребности у большинства людей одинаковы. Так, для молодёжи важны инновационные ценности, для пенсионеров – традиционные, для предпринимателей – материальные, для людей искусства – духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях, в частности одни и те же объекты, например музыкальное произведение или коллекция почтовых марок, у кого-то не вызовут никаких эмоций, а кто-то, напротив, посчитает их большой ценностью.

Уинстону Черчиллю (1874-1965) приписывают такие слова, подчёркивающие разницу в интересах молодёжи и людей зрелого возраста: «Кто в двадцать лет не был революционером, у того нет души, а кто в сорок лет не стал консерватором, у того нет головы».

Интересы, а вслед за ними и ценности, могут быть индивидуальными, а могут быть групповыми. Их также можно разделять по направленности на экономические, политические, духовные и т.д.

Многие ценности человек получает по наследству от тех традиций, в которых он был воспитан.

 

Традиции.

 

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, сохраняемое и передаваемое из поколения в поколение. Как нормы, обычаи, ритуалы, традиция сохраняет и передаёт собственно ценности. Традиции бывают политические и религиозные, профессиональные и корпоративные, традиции школ, университетов, общественных организаций, национальные (например, французские или русские) и т.д.

Некоторые исследователи говорят о разной степени значимости ценностей в различных культурных традициях – западных (З), мусульманских (М), африканских (А). Значимость ценностей для разных культур показана в следующей таблице:

 

Ценность 1 место 2 место 3 место Несущественно
Индивидуальность З А - М
Скромность - АМ - З
Пунктуальность З - М А
Уважение к старшим АМ - - З
Равенство женщин З - А М
Деньги ЗА М - -
Мощь, сила А М З -

 

Между традиционными ценностями русской культуры и западной существуют существенные различия:

 

Ценности русской культуры Ценности западной культуры
Вера в высшую справедливость; Коллективность, соборность; Патриотизм, государственность; Вера, религиозность; Единство, сплочённость; Правда; Традиционность, стремление к «корням».   Уважение к закону, правосознание; Индивидуализм, персонализм; Личная свобода и независимость; Рационализм; Активность, лидерство; Польза; Инновация, прогресс.

 

Хочется отметить, что, например, польза или активность совершенно отсутствуют в системе русских традиционных ценностей, они есть, но просто не являются ценностями первостепенной значимости.

Человек, воспитанный в духе той или иной традиции, воспринимает вместе с ней и соответствующую систему ценностей, представление об их соотношении, а также определённое (положительное, отрицательное, безразличное) отношение к ним. В дальнейшем его ценностные ориентиры неоднократно меняются: перестановки в системе ценностей производят возраст, личный опыт. Стиль жизни, профессиональные интересы и т.д.

В итоге формирование ценностей человека можно представить следующим образом: уникальные, культурные, национальные, корпоративные традиции сплетаются с общечеловеческими потребностями. В совокупности традиции и потребности составляют ценностную основу личности. К ней в дальнейшем добавляются групповые и личные интересы, окончательно формируя представления о том, что является, а что не является действительно ценным. В результате создаются уникальные системы ценностей, частично схожие (поскольку потребности у всех людей одинаковы), частично различные (поскольку воспитание проходит в разных традициях, а опыт, социальный статус людей, их интересы всегда различаются).

Ценности многообразны по своим основаниям и могут быть сгруппированы по различным признакам (материальные – духовные, личные – общественные, традиционные – инновационные и т.д.). Однако для понимания человека как амбивалентного (природного и культурного, биологического и социального) существа первоочередное значение имеет разделение ценностей на жизненные и культурные.

 

Витальные ценности.

 

Ценности жизни или витальные ценности (от лат. vitalis – жизненный), основаны на первичных потребностях человека как живого существа – физиологических нуждах и нужде в защите. Такие ценности, как пища, вода, жилище, безопасность и т.п., направлены, прежде всего, на обеспечение выживание человека. Ценности выживания представляются первостепенными. Очевидно, что при отсутствии еды и питья, жилья и защиты нет смысла говорить ни о творчестве, ни о любви, ни об уважении: всё это приобретает ценность только в ситуации когда жизни человека ничего не угрожает. Однако верно и другое: если человек ограничится исключительно выживанием, его жизнь нельзя будет назвать человеческой в полном смысле этого слова; по своей сути она ничем не будет отличаться от растительной жизни, которая определена исключительно целями выживания самого растения и его вида.

Ценности наслаждения также относятся к сфере витальных ценностей. Для каждого человека характерно стремление к удовольствию и желание избежать страданий. В некоторых философских традициях (например, в утилитаризме) жизнь считается только полноценной только в том случае, если общий уровень наслаждения превышает уровень страданий. Так, в случае эвтаназии важно ответить на следующий вопрос: «Можно ли прервать жизнь безнадёжно больного человека, если каждая минута его жизни приносит ему сильную боль и мучения?».

Дж. Элиот (1819-1880) писал: «хорошая смерть далеко лучше и предпочтительнее, чем дурная жизнь. Мудрый человек живёт лишь до тех пор, пока его жизнь имеет большую ценность, чем его смерть. Долгая жизнь не всегда есть лучшая жизнь».

Такая же неоднозначность проявляется и в аргументации обыденного сознания по поводу качества жизни. С одной стороны, даже самая несчастная жизнь лучше смерти», а с другой – «лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Окончательное решение вопроса, видимо, невозможно: каждый человек делает свой выбор в зависимости от конкретной ситуации и своего субъективного понимания смысла жизни.

Потребительские ценности пользы, которые основаны на обеспеченности человека внешними благами, довольно близки к ценностям наслаждения. Ещё Аристотель заметил: для того чтобы чувствовать себя счастливым, человек должен по крайней мере «ни в чём не нуждаться». Однако хотя материальный достаток и необходим для полноценной жизни, он её вовсе не гарантирует.

Для полноценной жизни определенно недостаточно простого набора для выживания, наслаждения и пользы; иначе бы человек никогда не вышел за границы животного состояния. Подлинная жизнь обладает смыслом, выходящим за границы чисто природного существования, то есть подразумевает нечто из социальной сферы – ценности привязанности, дружбы, сопричастности, любви, уважения. Здесь ценности жизни граничат и частично пересекаются с ценностями культуры.

Платон говорил о трёх частях души – разумной, страстной и вожделеющей и соответственно о тех сферах жизни, за которые отвечает каждая часть души: вожделение соответствует жизни растительной, страсть - жизни животной, разум – жизни социальной, подлинно человеческой. Витальные ценности, таким образом, в итоге могут быть разделены на три класса в соответствии с областью жизни, которую они обслуживают:

· «растительная жизнь» - выживание (пища, вода, жильё, безопасность);

· «животная жизнь» - наслаждение, удовольствия, польза;

· «социальная жизнь» привязанность, сопричастность, уважение и т.д.

 

Культурные ценности.

 

Включают в себя всё то, что выходит за узкие пределы природной человеческой активности, необходимой для поддержания жизнедеятельности. К культурным ценностям относится то, что составляет «вторую», сверхприродную сущность человека – самореализацию, искусство, религию, творчество. Данные ценности не удовлетворяют первостепенных нужд выживания, и человек в принципе способен прожить без них. Однако такая жизнь уже не будет полноценной: человек, отказавшийся от культурных ценностей, неминуемо будет ущербным, а любое общество без культуры обречено на быструю деградацию и гибель.

Немецкий философ Генрих Риккерт (1863-1936), один из основателей аксиологии, выделяет шесть областей культуры и определяет ведущие ценности для каждой из областей:

 

Область культуры Ценность

· Наука ……………………………… истина

· Искусство…………………………. красота

· Мистика……………………….. откровение

· Мораль………………………………. добро

· Личная жизнь……………………….любовь

· Религия……………………………….......Бог

 

Традиционно важнейшими областями современной культуры считаются наука, мораль и искусство. Соответственно высшими ценностями культурной жизни признаются истина, добро и красота.

В Отечественной философии триада «истина, добро и красота» стала ценностным центром творческих поисков Вл.С.Соловьёва. Всеединство как высший идеал как раз представляет собой синтез красоты и истины, добра. В основе этого синтеза, по мнению философа, должен лежать «нравственный момент» - добро. Последнее подразумевает – благоговение перед богом. В современной философии (как отечественной, так и зарубежной) сама культура всё чаще рассматривается как совокупность человеческих ценностей (такой подход называется аксиологическим), а её целью объявляется гармоничная деятельность по законам высших человеческих ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.159 (0.007 с.)