Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гносеология (теория познания)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Потребность в знаниях – одна из неотъемлемых характеристик природы человека. Собственно вся история человечества может быть рассмотрена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний – от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения компьютерных массивов информации. Ценность знаний и способов их получения увеличивается с каждым годом: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами (1 терабайт – 1024 гигабайта). Знание понимается в двух смыслах: знания-умения (например, как водить автомобиль) и знания–информация (знания о том, что такое автомобиль, из чего он состоит и каков принцип его работы). Гносеология интересуется знаниями-информацией. В социальной философии этот процесс обозначается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу информационному (основанному, прежде всего на производстве и распределении знания). Что такое познание? Какова структура познания? Что мы можем знать о мире? Что такое истина, ложь и заблуждение? Каковы методы познания? Поисками ответов на эти вопросы занимается гносеология (от греч. gnosis - знание + logos – учение). Традиционно она понимается как раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности. Иногда для обозначения теории познания используется термин эпистемология (от греч. episteme знание, наука + logos – учение). Гносеология наряду с онтологией традиционно считается основополагающей частью философской теории. Исторически философия начинается с размышлений о бытии и продолжается теорией познания.
Понятие познания. Субъект и объект познания. Рефлексия. Познание – это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания (тот кот познаёт) и объект познания (то, что познают). Субъект познания – человек или общество в целом, то есть активное деятельное начало, действующее лицо. Объект познания – познаваемый предмет или бытие в целом или же какая-то его часть, то есть пассивная, страдательная, инертная сторона взаимоотношений, над которой производится деятельность. Для различных наук объектом познания являются определённые фрагменты мира: природа в физике, язык в языкознании, общество в социологии. Если объектом познания является природа, познание считается естественно-научным, если человек – гуманитарным, если общество – социальным. Иногда объектом познания является человек и тогда можно говорить о самопознании. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определённого отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, то есть самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называется рефлексией. Рефлексия это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение, того, как другие знают и понимают его личностные особенности. Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет – часть объекта, который специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом познания всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии на его происхождение, культурологии – на культуру, а этнографии на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д. От понятий «субъект» и «объект» также образованы термины «объективный» и «субъективный».Субъективно всё, что связано с субъектом, то есть его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства, эмоции и т. д. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на взаимоотношения человека с миром. Субъективность больше относится к мнениям, чем к знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру. Объективно всё то, что не зависит от сознания, воли, желания, личных предпочтений. Например, вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море являются объективными фактами или отображениями этих фактов и никак не зависят от наших личных предпочтений. Вне зависимости от наших желаний Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернёт вспять.
Развитие гносеологии в истории философии. Первым в истории философии разработал развёрнутую теорию познания Демокрит. Дальнейшее развитие гносеология получила в трудах Платона и Аристотеля. Теория познания окончательно оформилась лишь в эпоху Нового времени, когда мир человека и природы был разделён на материальную природу и жизнь сознания. Впервые два мира – физический и духовный – резко противопоставил друг другу Рене Декарт, обозначив основной характеристикой первого протяжённость, а второго мышление. Ф.Бэкон и Р.Декарт особое внимание уделяли объекту познания, пытаясь разработать наиболее эффективный метод научного познания. Наука как изучение природного мира для учёных строилась на механистических законах, отличавшихся от законов духа. Прежде всего, наука должна быть объективной, не зависящей от познающего субъекта: чувства, предпочтения, желания, изгонялись из наук ради безличной строгости и чёткости. Именно в это время между субъектом и объектом устанавливается чёткая граница, и рождаются классические представления о познании. В конце XVIII века И.Кант переносит главное внимание с объекта познания на субъект, на то, что делает возможным самопознание. В XX веке не только философия, но и наука также приходит к выводу о необходимости учёта субъекта в процессе познания. Философия сейчас занимается или поиском новых, неклассических, разумных оснований («нового типа рациональности») для познания мира, или обращается к ненаучным типам познания мира и иррационализму – к религиозной вере, чувствам, «экзистенции», бессознательному и т. д.
Структура познания. В гносеологии выделяют два основных уровня познания: чувственный (сенситивный) и рациональный (разумный). Чувственное познание, человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания). Выделяют три основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Можно изолированно ощущать вкус, запах, цвет и т.д. Например, лимон кислый, жёлтый и т.д. Восприятие - отображает уже не отдельные свойства, а их систему, целостность, то есть, свойства, взятые в совокупности. Так, мы воспринимаем лимон не как кислоту и желтизну, а как целостный предмет. Восприятие подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств. Представление – это чувственный образ предмета, который сох.раняется в сознании. Так, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играет память. Чувственное познание недостаточно для познания закономерностей существующего мира. Человек выходит за ограниченные рамки чувств на уровне рационального познания, основанного на абстрактном мышлении. Выделяют три основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это форма мысли, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщённой форме. Например, понятие «стол» включает в себя образы всех столов – различной формы, размеров, окраски, а не образ какого-либо определённого стола. Таким образом, понятие охватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, функции, использование. Суждение – это форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Например, «Золото есть металл». Умозаключение – это рассуждения, в ходе которого с помощью законов логического мышления из одних суждений выводятся другие. В логике первые рассуждения называются посылками, а заключительное суждение – выводом. Пример умозаключения: Посылка 1: Все металлы электропроводны. Посылка 2: Медь металл. Вывод: Значит, она проводит электрический ток. Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индукция (от лат. inductio – выведение) – рассуждения от частных фактов к общему выводу. Дедукция (от лат. deductio – наведение) – рассуждения от общего положения к частным фактам. Пример дедуктивного умозаключения: Посылка 1: Все фрукты полезны. Посылка 2: Яблоко - фрукт. Вывод: Значит яблоко полезно. Пример индуктивного умозаключения. Посылка 1: Иванов учится в педагогическом университете. Посылка 2: Петров в техническом университете. Посылка 3: Сидоров в юридическом университете. Вывод: Все они студенты.
Основные виды познания. · Обыденно-практическое – основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте; · Религиозное – основано на вере в сверхъестественное, представляет собой мышление при помощи догматов, которые признаются неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры»; · Научное познание – предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования. Оно требует строгой доказательности, чёткого и объективного описания фактов в виде стройной непротиворечивой системы; · Художественное познание – основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах. Оно позволяет почувствовать и чувственно выразить в литературе, музыке, живописи, скульптуре самые тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство – другую, личностно-окрашенную его составляющую; · Философское познание направлено на получение целостного и обобщённого знания о действительности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.199 (0.008 с.) |