Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления в философии XX – начала XXI в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Неофрейдизм развивался последователями Зигмунда Фрейда, наиболее известным является Альфред Адлер (1870-1937), выдвинувший идею о комплексе неполноценности, который может привести или к болезням и депрессиям, или к компенсации в виде всепоглощающего стремления к власти, успеху. Карл Густав Юнг (1875-1961) считал, что помимо индивидуального бессознательного существует и коллективное, которое содержит общие для всех людей образы – архетипы. Проявляются они не только в сновидениях, но и в «грёзах» всего человечества – мифах, легендах. Расшифровав эти образы-архетипы, можно, по-мнению Юнга, понять историю человечества. Неофрейдисты не только дополнили идеи учителя, но и подвергли некоторые из них резкой критике. Феноменология – учение о феноменах как идеальных сущностей, явленных сознанию. Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль (1859-1938) призывал заключить в скобки все наши допущения о мире для того, чтобы раскрыть чистый, незамутнённый мнениями и оценками смысл предмета. Феноменология Гуссерля оказала заметное влияние на всю философию XX в., в частности привела к появлению экзистенциализма. Герменевтика (от греч. hermeneuein – толковать, разъяснять) – учение о понимании и толковании. Герменевтика развивалась как искусство толкования текстов. Так в Средневековье это было комментирование Библии (известное также как экзегетика), а в Новое время стало популярно толкование законов (юридическая герменевтика). В психологии упор делалсяна понимании другого человека как на попытке встать на его место, «вживании» в него (эмпатия). Собственно философская герменевтика появляется в работах Ханса Георга Гадамера (1900-2002). Гадамер писал о понимании другого как о стремлении к слиянию горизонтов, где сопоставляются и обогащаются опыт автора и опыт интерпретатора (читателя, слушателя, критика и т.д.). При этом понимание определено традицией – постоянно изменяющейся и потому вносящей новые аспекты в непрекращающийся процесс понимания. Неомарксизм является попыткой переосмысления наследия Маркса с учётом достижений науки XX в. У истоков идей неомаркзизма стоял итальянский философ и политик Антонио Грамши (1891-1937), который подчёркивал, что помимо экономики важную роль в обществе играют культура, мораль, воспитание, идеология. В «критической теории» - проекте, начатом франкфуртским кружком философов в 1920-х гг. Гербертом Маркузе (1898-1978), Теодором Адорно (1903-1969) и др. обосновывается положение, согласно которому революция должна изменить не только экономику, но и все установки человека – научные, религиозные, культурные. «Франкфуртцы» показали, что при помощи массовой культуры и средств массовой информации капитализм формирует ложные потребности, заставляющие людей постоянно покупать товары, которые им реально не требуются. Неотомизм (от Thomas – Фома) представляет собой приложение идей Фомы Аквинского к современным философским проблемам. Неотомизм – официальная философия католицизма. Распространение неотомизма в XX в. связано с концепцией аджорнаменто – обновлением католицизма, его обращением к современным и актуальным проблемам. Так, французский религиозный философ Этьен Жильсон (1884-1978) писал о важности толерантности по отношению к чужим взглядам, в том числе не соответствующим общепринятым религиозным мнениям, о необходимости диалога с наукой. Вопросы религиозной морали в современном обществе, проблемы свободы, любви, семьи рассматривал папа Иоанн-Павел II (1920-2005). В целом можно сказать, что в XX – начале XXI в. продолжается и в какой-то мере обостряется борьба между рационализмом и иррационализмом в философии. Центр рациональной философии в современности представлен в аналитической философии, иррационалистической – в философии постмодернизма. Остальные философские течения можно представить как тяготеющие к тому, или иному центру (полюсу): Рационалистические тенденции: · аналитическая философия (включая позитивизм и лингвистическую философию); · прагматизм; · неомарксизм. Иррационалистические тенденции: · постмодернизм; · феминизм; · феноменология и экзистенциализм; · герменевтика; · психоанализ; · неотомизм. В ряде случаев иррационалистические и рационалистические тенденции взаимодействуют. Так, в неопрагматизме Ричарда Рорти соединяются идеи прагматизма и постмодернизма; феминизм использует в своих целях методы лингвистической философии; религиозный (и потому иррациональный) неотомизм говорит о гармонии веры и разума и признании данных науки и т.д. Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005 – 439 с.; 2. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб и доп.- М.: Центр, 1997.- 272 с.; 3. Россман И.М. Основные этапы истории европейской философии: пособие для студентов высших учебных заведений. – Рязань: РЗИ МГУК, 1998. – 164; 4. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.; 5. Философия XX века. Учебное пособие. М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997. – 288 с.; 6. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998; 7. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.
Лекция №17
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ БЫТИЯ (ОНТОЛОГИЯ) Понятие бытия. Слово онтология греческого происхождения и состоит из 2-х слов on,ontos - сущее и logos – учение, т.о. онтология – учение о бытии и его формах. Традиционно онтология рассматривается как один из базовых разделов философии. Оформление категории «бытие» в философии было вызвано необходимостью дать ответ на два важных для мировоззрения вопроса. 1. Окружающая человека реальность наполнена многообразием разнородных вещей, идей, понятий, несхожих друг с другом. Отделены ли они друг от друга или всё же мир целостен и в его основании есть нечто, что обеспечивает единство мира? Если мир всё же целостен, что общее можно найти, например, у камня и человека, произведения искусства и явления природы, мудрости и безумия? 2. Ничто из видимого нами не является вечным: всё возникает, изменяется, разрушается и уходит из мира. Есть ли в мире нечто, существующее всегда, то, что никогда не изменяется и всегда равно себе, или всё, что есть, обречено на распад и гибель? Ответом на первый вопрос является слово «есть». И камень и человек, а также мудрость и безумие – всё это есть. Все многообразные вещи и идеи мира связаны воедино общим признаком «быть». Именно это общее, объединяющее свойство и получило название бытия. Быть – значит находиться в наличии, обладать бытием. Хотя отдельные вещи разрушаются и гибнут, мир в целом существует, поскольку за всеми возникающими и уходящими явлениями стоит нечто неизменное – определяющее то, что они есть. Значит, несмотря на всю пространственную разобщённость и временное непостоянство, в мире есть нечто стабильное, устойчивое и вечное – бытие, лежащее в основе мира. Бытие есть важнейшая категория философии, которая необходима для того, чтобы придать нашей картине мира целостность и стабильность. Т.О., бытие – это предельно общее понятие о реальности, придающее картине мира целостность и стабильность. Всякое определение бытия условно – это самая широкая и всеохватная из всех имеющихся категорий, для которой невозможно поставить пределов и границ. В философии часто для того, чтобы подчеркнуть различия между окружающими нас преходящими вещами и бытием как неизменной основой мира, употребляют также понятие «сущее». Сущее – это совокупность многообразных вещей и явлений окружающего мира. Можно сказать, что сущее есть конкретное проявление бытия, возникающее и гибнущее.
2. Эволюция представлений о бытии.
Как самостоятельное понятие «бытие» возникло в эпоху античности в учении древнегреческого мыслителя Парменида. Подлинное бытие стало обозначать то, что находится за миром чувственных вещей. В дальнейшем идеи о подлинном и неподлинном бытии в классическом виде развиваются в учении Платона о «мире идей» и «мире теней». В Средневековье бытие рассматривается с религиозных позиций. Единственным истинным бытием объявляется бог; мир и человек обладают вторичным, несамостоятельным, сотворённым бытием, которое исчезнет без божественного попечения. В Новое время, то есть с развитием научного знания, бытие стало отождествляться с предметным миром, вещественной реальностью, противостоящей человеку. Постепенно происходило «обесценение» понятия бытия: оно практически слилось с понятием сущего. В конце XIX века многие философы уже призывали отказаться от понятия бытия как лишнего для науки. В XX веке философ-экзистенциалист М.Хайдеггер предпринимает попытку реабилитации категории бытия, требуя поворота от «только сущего» к «самому бытию». Чтобы прийти к бытию, человеку нужно «вынести за скобки» свои обыденные представления о «сущем» - вещах, обществе – и открыться вечности. В этом случае личность обретает свою подлинность и понимание извечного единства мира и человека. Бытие мира может раскрыться только через бытие человека: никакая безличная наука не способна привести к этому. В «просвете бытия», по Хайдеггеру, обнаруживается совершенно иной, полнокровный и объёмный взгляд на мир.
Основные формы бытия.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что бытие яляется основанием всех типов реальности и охватывает различные её виды, так например, мы можем говорить о бытии какой-то вещи, и о бытии идеи. Английский философ Карл Поппер (1902 1994) выделил три формы бытия (он их называет мирами): · мир физических явлений – атомы, поля, тела (материальные предметы); · мир психических явлений – различные состояния сознания; · мир объективного содержания мышления – модели, проекты, проблемы, научные теории и гипотезы; знания в виде механизмов, зданий, книг, произведений искусства. «Третий мир» есть проявление человеческого мышления и сознания, но при этом он находится вне самого сознания, воплощён в конкретных предметах или идеях, представляя как бы «освободившееся от человека» объективное знание. Кроме того, часто выделяют человеческое бытие – точка пересечения физического и психического миров и социальное бытие – мир социальных отношений. Материальный мир (материя). Материя (от лат. materia – вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отличие от начала духовного (сознания). Материя – это категория, объединяющая всё многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии. В.И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм», давал такое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Основные виды материи: · вещество; · поле. Они тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Вещество прерывно, то есть внутренне расчленено и обладает массой. Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы материи и отвечает за их взаимодействие. Основные уровни материи:
Основные свойства материи:
Протяжённость – это расположение материи во времени и пространстве (характерной чертой материи является величина, т.е.трёхмерное протяжение её в длину, ширину и глубину). Основным способом существования материи является движение, которое понимается как всякое изменение и взаимодействие вещей. Всякая вещь находится в постоянном движении – даже покоящийся камень движется вместе с планетой, Солнечной системой. В современной философии в зависимости от сферы материального мира выделяют три формы движения материи – неорганическое, органическое и социальное. К первому относится перемещение в пространстве, движение элементарных частиц и т.д. вплоть до изменения космических систем (галактик, планет, звёзд). В живой природе движение проявляется в виде течения разнообразных жизненных процессов – от клеточных до биосферных. Социальное движение проявляется в форме совместной человеческой деятельности. Системность подразумевает упорядоченность и взаимосвязь элементов целого. Система и элемент понятия соотносительные. Сама система может быть элементом большой системы. Так, социальная группа (например, семья) есть система, состоящая из элементов – индивидов и одновременно элемент более крупной системы – общества в целом. Все материальные системы развиваются и стремятся к упорядоченности своих элементов. Следовательно, самоорганизация – важное и неотъемлемое свойство материи как системы. Отражением называется способность системы воспроизводить в себе свойства иной материальной системы при условии взаимодействия этих систем. Отражение бывает физическим, химическим, механическим и биологическим. Например: · физическое отражение – на снегу или песке остаются следы ног человека, звук возвращается в виде эха; · химическое отражение – появление изображения на фотобумаге под воздействием реактивов; · биологическое отражение – подсолнух поворачивает своё соцветие вслед за солнцем и т.д. Выделяют три вида биологического – раздражимость, чувствительность и психическое отражение. Для материалистической философии высшим видом биологического отражения является человеческое сознание, которое понимается как способность высокоорганизованной материи отражать материю.
Духовный мир (сознание). Сознание один из самых неоднозначных объектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувствами, то есть невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и.т.д. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнение, что сознание существует, и можно говорить о том, что оно обладает особым психическим (или духовным) бытием. Сознание – это философская категория, обозначающая разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека. В философии сознание, как правило, объясняется с двух разных позиций – материалистической и идеалистической. В материалистической традиции сознание объявляется вторичным и понимается как «инструмент мозга», его функция. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи отражать мир. Всем живым организмам присуща способность к биологическому отражению. Считается, что оно проявляется в трёх формах: · раздражимость – сворачивание цветов в сумерках, листьев в жару и т.д.; · чувствительность – чувство холода, тепла, ощущение звука, света, боли и т.п.; · психическое отражение – систематизация ощущений, способность реагировать на сложные нестандартные ситуации. Сознание есть высокоразвитая форма психического отражения, инструментом которого выступает человеческий мозг. В процессе развития естественных наук в Новое время этот вывод подтверждался данными медицины, физиологии, а затем и психологии. Так, выяснилось, что правое полушарие головного мозга отвечает за эмоционально- чувственные элементы сознания, а левое - за логическое, было также доказано влияние патологий головного мозга на поведение человека и т. д. Мозг как носитель сознания активно изучается наукой, однако само сознание всё ещё остаётся во многом загадкой. Будучи невидимо и неосязаемо, оно недоступно физическим приборам и научным методам, и в целом современное понимание его механизмов предлагает намного больше вопросов, чем окончательных ответов. В идеалистической трактовке сознание понимается как первичное, достоверное бытие. Понятие материи ставится под сомнение, а окружающие нас вещи объявляются существующими только в восприятии и мышлении. Здравый смысл казалось бы, полностью противоречит идеалистическим представлениям. Однако и у идеализма есть аргументы в пользу своей точки зрения: 1. Р.Декарт говорил: «Мыслю, следовательно, существую». Он доказывал, что можно сомневаться в том, что существует независимый от нас физический мир и материальные вещи, но нельзя сомневаться в том, что существует наше сознание. Таким образом, сознание обладает самоочевидным бытием (ведь нельзя же отрицать свои мысли, желания, чувства?). Но можно ли аргументировано доказать, что какая то конкретная вещь существует, если её никто не видит и не ощущает? Итак, существование материи не самоочевидно. 2. Мы говорим, что вещь существует, только потому, что мы ощущаем и воспринимаем её. Но ощущение и восприятие – проявления только лишь нашего сознания. Следовательно, вещи существуют именно в нашем сознании как восприятия.. Английский философ Джордж Беркли (1685-1753) прямо утверждал, что «существовать – значит быть воспринимаем». 3. Наука, добившись успехов в изучении головного мозга, ни на шаг не приблизилась к пониманию того, что есть сознание и каким образом организована связь сознания и мозга. Наука материалистична и объективна – она отвлекается от личности и направлена только на предметы. Все её методы и приборы не способны раскрыть духовный мир человека. Её объяснения слишком поверхностны для объяснения внутренней жизни человека: чувства невозможно описать при помощи химических и физиологических реакций, логику человеческих поступков нельзя поместить в границы причинно-следственных связей. Наука ограничена и односторонняя. Она способна «схватить» лишь материальную часть мира, и эта часть представляется далеко не самой важной. В настоящее время сложилось следующее представление о свойствах и формах сознания. Основные свойства сознания: · идеальность – сознание невозможно измерить, исследовать при помощи приборов и т.д.; · направленность – сознание всегда направлено на предмет (предметное сознание) или на самого себя (самопознание); · активность – сознание не только отображает мир, но и вырабатывает различные идеи. Основные формы сознания: · индивидуальное – общественное; · обыденное – научное. Индивидуальное – целостная система проявлений внутреннего мира отдельного человека. Общественное – система чувств, взглядов, теорий, идей отображающих жизнь общества (в виде морали, политики, права и т.д.). «Парное» указание форм сознания не случайно: сознание существует только в единстве индивидуального и общественного, обыденного и научного. Например, очевидно, что общественное сознание не может существовать без конкретных индивидуальных сознаний. Но верно и то, что индивидуальное сознание появляется и проявляется только в обществе (пример этому дети воспитанные животными, или необученные слепонемоглухие, у которых сознание как таковое не фиксируется). Обыденное – жизненно-практическое сознание, опирающееся на здравый смысл и жизненный опыт. Научное – системное, теоретическое сознание, основанное на научных достижениях, объективности, рациональности. Научное сознание имеет фундаментом здравый смысл, а обыденное включает в себя полезные элементы научного знания. Структура сознания: · сектор I – ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств; · сектор II – мышление, логические операции; · сектор III – эмоции, чувства, переживания; · сектор IV – высшие мотивы, (ценности, воображение, творчество). За деятельность левого полушария головного мозга отвечают I и II сектор, за деятельность правого III и IV сектор. II и IV сектор согласно З. Фрейду отвечает за сверхсознательное (правила поведения, общественные нормы), I и III за бессознательное (автоматические действия, инстинкты, комплексы, вытесненные переживания).
6. Объективное содержание мышления.
Существование двух миров – материального и духовного кажется самоочевидным и признаётся большей частью современных учёных. Однако существуют также явления, идеи, которые нельзя однозначно отнести только к сознанию или только к материи. Таковы, например знания, запечатлённые в книгах. С одной стороны знания материальны, а с другой существование знаний сводится к пятнам краски определённой конфигурации на листах бумаги. Книги являются книгами в той мере, в какой в них содержится нечто материальное – знания, которые можно расшифровать, понять, сделать частью своего сознания. Однако существуют книги, которые никто не читал и, возможно никто никогда не прочитает или книгу могут прочесть, но не понять: знания в этом случае останутся невостребованными. Поппер считает, что знания в книге принадлежат не к духовному, ни к материальному миру, а некому особому, «третьему миру». То же можно сказать о механизмах, зданиях, произведениях искусства, а также о проектах, идеях, гипотезах, не получивших соответствующую материальную оболочку. Например, знание того, что Земля вращается вокруг Солнца, - это объективный факт, несводимый к материальному, но и не принадлежащий только к сознанию первооткрывателей – Н. Коперником или Дж. Бруно. Платон первым обратил внимание на существование особого «третьего мира», обнаружив, что существуют идеи, независимые от личного сознания и человеческого опыта. Такие идеи в наиболее чистом виде содержатся в математике. Цифры, закономерности их сочетаний, формулы – всё это с одной стороны, не относится к материальному миру, а с другой – считается независимым от индивидуальных человеческих мнений, психологии и человека вообще. Иными словами, по Платону законы математики будут верны, даже если не будет человека. Многие другие идеи, включая идеи красоты, блага и т.д., имеют те же свойства. Все эти неизменные, тождественные самим себе идеи Платон назвал истинным бытием м поместил в потусторонний, божественный «мир идей», недоступный для человека. Георг Гегель писал об особой реальности, помимо вещей и индивидуального сознания, именуя её «объективным духом». Индивидуальное человеческое сознание называется духом субъективным, объективный же дух является уже совокупным продуктом группы людей (общности, нации, всего человечества). К проявлениям объективного духа Гегель относил право, мораль и нравственность как нечто существующее до отдельного субъекта и независимо от него. Более высокая ступень духовной культуры – абсолютный дух, воплощённый в искусстве, религии и философии, также независимый от личного сознания. Как объективный, так и абсолютный дух для Гегеля – ступени развития абсолютной идеи. Карл Поппер определил «третий мир» как мир продуктов человеческого духа. К этому миру следует, прежде всего отнести гипотезы, теории, проблемы, критические рассуждения, дискуссии, рассказы и мифы, содержание газет и журналов, книг, библиотек, компьютерных баз, файлов интернета и т.д. «Третий мир» - продукт длительной эволюции человечества, её высшее достижение. Вначале возникает (или существует изначально) первый мир – природный, материальный. Затем из природы выделяется человек и его сознание, т.е. рождается второй, духовный мир. Наконец, человек самостоятельно творит «третий мир», который наследует некоторые характеристики первого мира и второго. Его можно назвать миром «объективированного духа», объективного знания, ценностей, науки., наконец, миром культуры в целом, поскольку культура объединяет в себе основные смыслы понятия «третий мир». Постепенно «третий мир» становится независимым от отдельных человеческих сознаний и даже оказывает на них значительное воздействие (например, формируя личность в процессе воспитания): Первый мир (материальный) – Второй мир (субъективного сознания) – «Третий мир» (продуктов человеческого духа). Второй мир – субъективное сознание находится между первым (материальным) и «третьим миром» не только в процессе исторической эволюции, но и в процессе каждодневной деятельности человека. Первый и «третий мир» не могут сообщаться между собой: им необходим посредник – человек. Например, только при помощи человека научные знания («третий мир») могут изменить окружающую нас природу, а сами по себе они ни на что не способны. В свою очередь расширение и углубление знаний человека о тайнах природы изменяет «третий мир» (например, теории Ньютона в физике заменяются более общими теориями Энштейна). Находящийся в центре человек может сообщаться как с первым миром (воздействуя на вещи или испытывая их воздействия), так и с «третьим миром» (изменяя его в процессе выработки теорий, создания произведений искусства или, напротив, изменяя своё сознание под воздействием «третьего мира» в процессе обучения, воспитания). Важнейшее свойство «третьего мира» - его автономность, независимость от сознания. Так, Поппер, предлагает ситуацию, при которой книга пишется компьютером (например, таблицы логарифмов) и в дальнейшем её никто не читает. В этом случае человеческое сознание совершенно не участвует в процессе выработки знаний, но знания сами по себе существуют и сохраняется возможность, что эти знания можно дешифровать. Поппер, доказывая реальность, важность и самостоятельность «третьего мира» при помощи следующих мыслительных экспериментов: Эксперимент 1. Предположим, что все наши машины и орудия труда разрушены, а также уничтожены все наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако библиотеки и наша способность учиться, усваивать их содержание выжили. Понятно, что после преодоления значительных трудностей наш мир может начать развиваться снова. Эксперимент 2. Как и прежде, машины и орудия труда разрушены, уничтожены также и наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако на этот раз уничтожены и все библиотеки, так что наша способность учиться, используя книги, становится невозможной. Во втором случае для достижения прежнего уровня цивилизации необходимы тысячи и тысячи лет. Таким образом, значимость «третьего мира» для жизни современного человека, по мнению Поппера, трудно переоценить. Т.О., «третий мир» реален, автономен и играет важную роль в жизни человека. Без учёта элементов «третьего мира» невозможно понять сущность науки, искусства и человеческой деятельности в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.014 с.) |