Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аристотель - великий систематизатор всего научного и философского знанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Аристотель родился в 384 г.до н.э. в семье потомственного придворного врача Никомаха в Македонии в Стагире, поэтому его иногда называют Стагиритом. Аристотель в переводе с древнегреческого означает «самый лучший», «знатнейший». Всё детство он провёл в обществе друга будущего царя Филиппа II. Досуг чередовался с занятиями, учёбой, помощью отцу в медицинской практике и подготовкой к тому, чтобы унаследовать его профессию. Но в 369 г. до н.э., когда будущему философу исполнилось всего 15 лет, умирают его родители. Его опекуном становится Проксен, заменивший ему отца и мать. Он прививает ему вкус к научным исследованиям, учит наблюдать природу, делать гербарии, собирать коллекции. Аристотель на всю жизнь сохранил тёплые чувства благодарности, отплатив той же заботой о его детях: после смерти Проксена помогал его вдове, усыновил сына Никанора, выдал замуж за него свою дочь Пифиаду. В 367 г. до н.э., в возрасте 17 лет становится сначала слушателем, а затем и лектором платоновской Академии. Находится здесь в течение 20 лет, становится другом Платона. Аристотель глубоко уважал Платона, но был независим в своих суждениях. Вначале он поддерживал теорию идей Платона, а затем стал её критиковать. «Платон мне друг, но истина дороже» «Этот жеребёнок лягает родившую его кобылу» - говорил в связи с этим Платон. Аристотель любил жизнь во всех её проявлениях, он не только усиленно занимался, но и имел досуг: свободное время, праздность, чтение, беседы, не бросал он и медицинскую практику, успевал многое… В 348 г.до н.э. в возрасте 80 лет умирает Платон. Аристотель тяжело переживает смерть близкого человека, откликается стихами на это трагическое событие. Затем покидает Академию, которую возглавил недалёкий племянник Платона, наследник его имущества и отправляется путешествовать. Вскоре женится на сестре своего друга Гермия Пифиаде, которая дарит ему дочь и называет её тоже Пифиадой. Пифиада, которую он очень любил, умерла молодой, спустя несколько лет Аристотель женится на наложнице Герпиллиаде, родившей ему сына, которого он называет в честь деда Никомахом. В 343 г. по 340 г. до н.э. по приглашению своего друга детства царя Филиппа II становится воспитателем его 13-летнего сына Александра. В 16 лет Александр становится после гибели своего отца правителем огромной державы. У Аристотеля с его воспитанником на всю жизнь сложились тёплые отношения. Когда Александр стал царём он поставил свою учителю памятник с надписью: «Александр поставил этот памятник сыну Никомаха, мудрому божественному Аристелю». Одно из восточных преданий гласит, спросили как-то у Александра Македонского: «Почему наставника своего, Аристотеля, почитаешь ты более, чем царя Филиппа, отца своего?» - Отец, - отвечал Александр, - воспитав моё тело, низвёл меня с неба на землю; но Аристотель, воспитав душу мою, поднял меня от земли в небо». В 335 г. до н.э. в возрасте 50 лет Аристотель возвращается в Афины и на противоположном конце от Академии Платона, рядом с храмом Аполлону Ликейскому основывает свою школу, которая получила название Ликей. Школу эту ещё называют перипатетической от греч. перипатео, что, означает, прогуливаюсь. «Перипатос» - крытая галерея, приспособленная под лекционный зал. Он не просто учреждает Ликей, подбирает преподавателей, продумывает всё от учебных планов до концепции и стратегии учебного заведения, сам читает лекции. Ликей соединял функции высшей школы с задачами Академии наук, он просуществовал почти 500 лет, послужив прототипом реальных лицеев. В 323 г. до н.э. приходит известие о скоропостижной смерти в возрасте 33 лет Александра Великого. К власти в Афинах приходит антимакедонская партия Демосфена–Ликурга. Аристотелю грозят неприятности. Верховный жрец обвиняет философа в кощунстве: его стихотворение на смерть Гермия квалифицируется как гимн в честь бога, что не подобало смертным и считалось святотатством. Не дожидаясь возможного разбирательства, Аристотель передаёт управление Ликеем Теофрасту, который более 30 лет был руководителем Ликея. Он превратил его в научно-образовательный центр национального масштаба, куда сотнями стекалась молодёжь. Аристотель из Афин бежит в Халкиду на острове Эвбея на виллу, оставшуюся ещё от покойной матери Фатиды. Он покидает Афины, чтобы «не дать афинянам возможности снова провиниться перед философией». Вскоре обостряется болезнь желудка, беспокоившая его всю жизнь, от которой он умирает на 63 году жизни, в 322 г. до н.э. Аристотель систематизировал всё научное и философское знание, накопленное до него в древней Греции, заложил основы многих современных наук: психологии, логики, этики и многих других. Его считают великим мыслителем и энциклопедистом древнего мира. Он оставил значительное научное наследие, дошедшее до нашего времени. В конце XIX века сотрудники Национальной библиотеки в Париже составили общую библиографию Аристотеля, которая насчитывала 3742 работы. Основные работы: «Физика», «Метафизика», «Политика», «Риторика», «Поэтика», «О душе» и т. д.
1. Онтология (учение о бытии). Аристотель создал своё учение о причинах и началах. Он различает 4 видапричин:материальную или материю, формальную или форму, производящую, конечную или цель. Материальная причина – это материя, она обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещи возникают. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). Формальная причина состоит в том, что под воздействием формы материя превращается в действительность. Производящая причина – это то, что создаёт вещи, Так, например, человек, давший совет, является причиной того, что делается, и то, что изменяет, - причина того, что изменяется. Целевую причину Аристотель понимает в смысле, что что-то делается ради чего-то. «Например, цель гулянья – здоровье». Сам Аристотель приводит такой пример: архитектор строит дом, в этом случае материал – это материя, план дома – это форма, архитектор это производящая причина, а законченное здание – это цель. Четыре эти причины в совокупности придают вещи реальность. Аристотель различал «первую» и «последнюю» материи. «Перваяматерия» – это первооснова всякого бытия, она только возможность, которая может выступить действительностью, но сама действительностью не является, она только мыслится, образуя потенциальную предпосылку существования. Сама по себе она пассивна, косна, инертна и является лишь возможностью (потенцией) для возникновения многочисленных вещей. В отличие от «первой» материи «последняя» представляет собой и возможность какой-либо формы, и в то же время действительность, так как эта материя обладает определёнными признаками и о ней может быть высказано сформулированное понятие. Функцию созидания форм выполняет ум–перводвигатель (Бог), который творит идеальные формы, являясь творческой инстанцией (Демиургом). Форма – это цель и стимул (движущая сила), идеальный образ, причина становления вещей из многообразной материи, а материя – это своего рода глина (материал) для деятельности Бога. Он – основной двигатель мира, форма всех форм, причина и вершина мироздания.
2. Политика.
Он даёт классификацию форм государства по двум критериям: по количеству правящих (правление одного, группы людей и большинства) и по осуществляемой государством цели (правление осуществляется в своих личных интересах или интресах общества). Государстваправильные: монархия, аристократия и полития и государства неправильные: тирания, олигархия, демократия. Идеальным государством является полития. Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй». 3.Учение о категориях . Аристотель впервые предложил классификацию категорий, и расположил их в иерархическом порядке, которых насчитывал десять: 1) сущность; 2) качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) обладание; 9) действие; 10) страдание. Основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение. О с н о в н ы е п о н я т и я: צ категория (от греч. kategoria – высказывание, признак) – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и процесса познания. Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.Мысль, 1969 (АН СССР. Ин-т философии. Философ. наследие); 2. Аристотель. Политика. Афинская полития. / Предисл. Е.И.Темнова. – М.: Мысль, 1997.-458; 3. Аристотель. Поэтика. Риторика. /Предисл. С. Трохачёва. – Санкт-Петербург, Азбука, 2000.- 350; 4. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005. – 288 с.; 5. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999; 6. Гайденко П. История греческой философии в её связи с наукой: Учебное пособие для вузов. –М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 319 с. (Humanitas); 7. Гомперц Т.Греческие мыслители в 2 тт. С-Пб., 1999; 8. Мамардашвили М. Лекции по античной философии.- М.: «Аграф», 1998. – 320 с.; 9. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб и доп.- М.: Центр, 1997.- 272 с.; 10. Рассел Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трёх книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000. – 768 с.; 11. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994; 12. Россман И.М. Основные этапы истории европейской философии: пособие для студентов высших учебных заведений. – Рязань: РЗИ МГУК, 1998. – 164; 13. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с; 14. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998; 15. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.
Лекция №8
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.008 с.) |