Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карл юнг об архетипах и коллективном бессознательном.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Продолжателем творчества З. Фрейда стал швейцарский психолог и философ К.Юнг (1875-19644). Он углубил изучение бессознательного, создав так называемую «глубинную» (аналитическую) психологию, психологию коллективного бессознательного. Юнговская концепция бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии. Его работы по психологии, анализу современной культуры и места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас Юнга считают не столько учёным, но и неким духовным пророком. Ему принадлежит учение об «архетипах» и «коллективном бессознательном». Основные работы «Метаморфозы и символы либидо» (1912), «Психологические типы» (1924), «Архетип и символ» (1953). Карл Юнг перед первой мировой войной в течение нескольких недель видел один и тот же сон. Будто бы из земли проступает кровь и поднимается всё выше и выше, заливая всё вокруг. Юнг бежит от этого потопа в горы, но море крови подходит и туда, и в нём плавают обрубки человеческих тел. Он уже решил, что сходит с ума, и решил обратиться к врачу, как вдруг разразилась мировая война и сны прекратились. Потом он выяснил, что подобные сны снились не ему одному. Коллективное бессознательное жило в предчувствии войны и предстоящих ужасов массового уничтожения людей. Будучи практикующим врачом-психиатром, Юнг столкнулся с удивительным фактом – в бреду сумасшедших, в камлании шаманов, в поэтическом бормотании впавших в экстаз мистиков проговариваются одни и те же тексты, внешне бессмысленные, но обладающие определённым строгим порядком. Эти же тексты в древних мифах, в религиозных повествованиях, в сказках многих народов, которые никак не влияют друг на друга. И Юнг пришёл к утверждению, что существует некое коллективное, родовое бессознательное, которое лежит значительно глубже личного бессознательного, открытого Фрейдом. Правда и у Фрейда были элементы коллективного бессознательного (тот же Эдипов комплекс), но в целом для него содержание бессознательного составляли комплексы как результат вытесненных переживаний индивидуальной жизни. Чтобы понять учение об архетипах и коллективном бессознательном следует обратить внимание на учение Юнга о психологических типах. Можно выделить две большие группы людей среди всех –тип интраверсии и тип экстраверсии.. Первые – это натуры мечтательные, мистические платоновские, которые из тайников своей души создают образы и символы; вторые – натуры практические, приводящие всё в порядок, аристотелевские, создающие из этих образов, символов, идей прочную систематику, догматику культ. Рассматривая функции выполняемы человеческим сознанием, Юнг различает следующие: мышление, эмоции, ощущение, интуицию. Каждой функции соответствует психологический вид людей: мыслительный, эмоциональный, сенсорный, интуитивный. Каждый из них может принадлежать либо к интровентированному, либо к экстравентированному типам. Таким образом, согласно Юму, бывают общие типы, отличающиеся направленностью своих интересов и их либидо, а также функциональные типы, различающиеся по выполняемым функциям. Психологические типы обусловлены общим психологическим процессом, который Юнг назвал «коллективным бессознательным». Каждый индивид представляет часть или срез определённого психологического процесса. Который отражён в каждом существе как его врождённое свойство. Эта врождённая способность образа действия индивида называется Юнгом инстинктом. Юнг пересмотрел фрейдовскую концепцию природы бессознательного. Согласно Юнгу, бессознательное включает не только субъективное и индивидуальное. Вытесненное из сознания, но, прежде всего, коллективное и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность. К такому выводу Юнг пришёл на основе своей психиатрической практики, в ходе которой он установил схожесть между мифологическими образами древних людей и образами сновидений у нормальных людей и фантазиями душевнобольных. Он, к примеру, приводил случаи. Когда элементы греческой мифологии встречались в сновидениях и фантазиях душевнобольных негров. Эти образы являются носителями коллективного бессознательного. Эти образы-символы противостоят сознанию, ибо. Согласно Юму, их нельзя осмыслить и адекватно выразить в языке. Наука способна лишь к их описанию, толкованию и незначительной типизации. В качестве доказательства истинности своей позиции Юнг часто ссылается на открытый Геккелем биогенетический закон, согласно которому, онтогенез (индивидуальное развитие организма) повторяет филогенез, т.е. все ступени исторического формирования данного вида. Поэтому зачастую Юнг рассматривает коллективное бессознательное как отражение в душе всей совокупности предшествующего филогенетического опыта. Юнг исходил из того, что бессознательное вырабатывает формы и идеи, носящие схематический характер, и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы, по его мнению, способны оформиться в конкретные представления только в случае их проникновения на сознательный уровень психики. Этим формальным элементам, присущим всему человеческому роду, Юнг дал название «архетипы». Они представляют формальные образцы поведения, на основании которых оформляются конкретные образцы, наполненные содержанием, соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно. В работе «Архетип и символ» Юнг так объясняет суть понятия «архетип». Под архетипами, - пишет он, я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов… Архетипические мотивы берут своё начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип … итог огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это… психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа». Юнг проводит разграничение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Если первое отражает личностный опыт отдельного индивида и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили этот статус в силу вытеснения или подавления, то второе (коллективное бессознательное) – это общечеловеческий опыт, присущий всем расам. Это скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческого, животного состояния. Оно сохранилось в мифологии, религиозных верованиях, фольклоре и проявляется у современных людей в сновидениях. Именно поэтому Юнг считал, что главным показателем деятельности коллективного бессознательного являются сны. Бессознательное – это совокупность архетипов (древних моделей понимания и объяснения мира). Архетип, по Юнгу, - это система реакций древних людей на мир: в те времена, когда мир открывался им совершенно иным образом, чес нам сейчас, - открывался жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, грозных явлений природы, и люди были вынуждены вжиться в этот мир, приспособиться, как-то объяснить и интерпретировать его. Архетип сам непосредственно никогда не может достичь сознания, но только опосредованно, с помощью символов. Так, Бога нельзя видеть, человеческая психика не выдержит встречи с ним. Бог – это архетип, он всегда дан только через символы. Для христиан таким символом является Иисус Христос. Коллективное бессознательное при нормальных условиях, не поддаётся осознанию, никакая аналитическая техника не может его «вспомнить»: ведь оно, в отличие от личного бессознательного, никогда не было вытеснено или забыто. В то же время коллективное бессознательное не существует наподобие некоторых врождённых структур нашей психики. Передающихся по наследству (это, по Юнгу, не врождённые представления. А врождённые возможности представления, ставящие известные границы самой смелой фантазии. Юнг приводит пример из своей практики, когда умирающему от рака больному давали для облегчения мескалин, сильное галлюциногенное средство, напоминающее современный ЛСД. Больной, шофёр по профессии, человек малообразованный, проспав несколько часов после принятия мескалина, рассказал Юнгу, что во сне участвовал в торжественном и пышном обряде похорон, и подробно описал его.
Лекция №21
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.006 с.) |