Русский религиозный ренессанс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский религиозный ренессанс.



Для второй половины XIX в. характерен бурный рост революционных идей: традиции нигилизма, анархизма, марксизма, достигли пика своей популярности в философии, и казалось, что интерес к религии, нравственности упал.

Лосский Н.О. писал: «Интеллигенция мало интересовалась вопросами религии. Одна её часть болезненно занималась проблемой свержения самодержавия, а другая так же односторонне была поглощена общественными и экономическими проблемами и проблемой введения социализма».

Однако к началу XX в. интерес к религиозным и нравственным проблемам начинает возрождаться и постепенно захватывает всё более широкие слои мыслящих людей. Формируются религиозные общества и кружки, религиозно-философские идеи проникают в литературу (прежде всего в поэзию символистов). Эти проблемы находят отражение в таких философских сборниках, как «Проблемы идеализма» (1903), «Вехи» (1909). Их ведущие авторы – Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л. Франк – в своё время начинали философский путь с увлечения марксизмом и нигилизмом, однако в итоге пришли к религиозной традиции.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948).

Н.А. Бердяев родился в Киевской губернии в аристократической семье. Учился в Киевском университете, но ещё до его окончания был отправлен в ссылку за пропаганду марксизма. По возвращении в Киев пережил духовный кризис, который привёл его к религии. В 1903 г. переехал в Санкт-Петербург и изложил свои идеи в ряде статей и книг. После революции 1917 г. стал профессором Московского университета. В 1922 г. с большой группой учёных был выслан из страны, работал в Берлине и Париже. Был главным редактором журнала «Путь», объединившего философов-эмигрантов. Его дом в пригороде Парижа стал клубом французской интеллигенции, сам Бердяев оказал некоторое влияние на французский экзистенциализм и религиозную философию.

Н.А. Бердяев написал более 450 работ по различным, часто не взаимосвязанным проблемам философии. Через его всё творчество проходят четыре основные идеи - свободы, творчества, личности и смысла истории.

Бердяев противопоставляет два мира – мир свободы (духа личности) и мир необходимости (явлений, предметов). Свобода существует до бога, времени и бытия. Она – первоисток мира. Свободный дух, реализуясь в мире явлений, отчуждается превращается в мёртвые предметы, подчиненные необходимости – законам пространства, времени, логики.

Мир необходимости - искажённый мир, полный зла, страдания и рабства. Противостоять отчуждению может только творчество – именно через творчество личность открывает свободу в глубине своей души.

Общество пытается поработить личность, растворить её в коллективном, сделать своей частью. Цель человека – не поддаться этому давлению, не стать «винтиком» социального механизма, а развивать личные творческие способности и ставить свободу выше общественных требований. Это не означает, что нужно отречься от общества, просто необходимо искать способ соединения людей не на основе принудительности, а на основе свободного выбора. Такой общностью, по мнению Бердяева, является соборность, где единство изначально подразумевает множественность.

Смысл истории – в избавлении от отчуждения и необходимости. Однако в нашем мире, связанном законами, невозможно достижение этого идеала. Поэтому Бердяев выносит свой идеал за пределы истории, в иной мир – мир свободного духа. Этот мир не находится в будущем, он изначально существует «в ином плане» и соприкоснуться с ним можно в актах творчества.

Крупный религиозный философ Сергей Николаевич Булгаков (1871 1944) полагает, что философия должна с необходимостью прийти к богословию, поскольку философия всегда стремится к Абсолюту, а Абсолют есть божественное. Булгаков испытал сильное влияние философии всеединства В. Соловьёва. Развивая идею последнего о Софии (премудрости божьей), он пришёл к выводу о её двойственном характере – одновременно божественном и тварно-человеческом. Таким образом, нужно не только стремиться к божественному миру, но и обустраивать окружающий нас сотворённый мир. Это обустройство, по Булгакову, возможно в процессе хозяйственной деятельности. В работе «философия хозяйства» он писал о труде как о расширении свободы человека: через созидательный труд человек очеловечивает мир вещей и тем самым оправдывает его.

Семён Людвигович Франк(1877-1950). Основное внимание в своём творчестве он уделял вопросам познания. Всё, что существует независимо от нас, он называет действительностью. Действительность познаётся предметным знанием, выражаемым в понятиях и суждениях. Это знание представлено в науке и является безличностным. «сухим». Внутренний мир человека Франк называет реальностью. Она схватывается особым «сверхразумным» знанием, воспринимающим свой предмет целостно, во всех его оттенках и смыслах.Сознавая себя, человек открывает иное, духовное бытие и в конечном счёте – Бога. Путь к своей душе, таким образом, и есть путь к Богу. Большая часть представителей философии религиозного ренессанса были высланы из Советской России в начале 1920-х гг. и продолжали своё творчество в эмиграции, развивая философию русского зарубежья.

Таким образом, религиозно-философский ренессанс возродил интерес общества к проблемам религии, нравственности, национального самосознания.

Русский космизм.

В конце XIX – нач. XX в. в русской философии получило развитие особое направление связанное с естествознанием «русский космизм». Это направление было тесно связано с эволюционной теорией Дарвина и рассматривало Космос, природу и человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее видные представители: Н.Ф. Фёдоров, К.А. Циолковский, А.О. Чижевский, П.А. Флоренский. В русском космизме выделяют два направления:

1) космизм с примесью фантастики, или опирающийся на религию (Н. Фёдоров, В. Соловьёв, П. Флоренский);

2) космизм тесно связанный с естествознанием (К.Э.Циолковский, А.О. Чижевский. В.И. Вернадский).

У истоков космизма находится философия Н.Ф. Фёдорова, которая излагается в сборнике «Философия общего дела».

Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903) родился в Тамбовской губернии в селе Ключии считается незаконным сыном князя П.И. Гагарина. Учился в одесском лицее Ришелье, где показал себя талантливым учеником, затем преподавал историю и географию в школах разных городов. Позже перебирается в Москву, где становится библиотекарем Румянцевского музея, а затем в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. Посетителей библиотеки, поражала память и эрудиция философа, который знал все книги библиотеки и их место на полках, его советы и библиографические справки имели важное значение для читателей. Жизнь Фёдоров вёл аскетическую – питался чёрствым хлебом с чаем, спал по четыре часа в сутки на голом сундуке, раздавал большую часть жалованья нуждающимся, не покупал новых вещей и даже в сильные морозы ходил в старом лёгком пальто. При этом Федоров обладал хорошим здоровьем и заболел только тогда, когда изменил своим привычкам: друзья в сильный мороз уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже, после чего Фёдоров заболел воспалением лёгких и скончался.

Основные идеи Фёдорова представляли собой оригинальное соединение научных концепций и религиозных представлений. Он исходил из того, что пока во Вселенной и обществе царит стихия и господствуют разрушительные процессы, люди разобщены и счастье невозможно. Главная задача человечества разгадать тайну жизни и смерти, особенно смерти. Смерть, по его мнению, это высшее выражение стихии и зла во Вселенной. Зло в мире порождено смертью, конечностью человеческого существования. Цель человечества – преодоление смерти и воскрешение мёртвых. Победа над смертью устранит зло и хаос в мире. Выполнение этих задач есть «общее дело» всего человечества, которое должно преодолеть вражду и разобщённость и прийти к всеобщему братству.

В своём учении «всеобщее дело» Фёдоров излагает свою концепцию преобразования Вселенной и человека. Главное для человека – не принимать существующий мир таким, каким он есть, а изменить его и сделать таким, каким он должен быть. «Мир дан не на поглядение, не миросозерцание – цель человека. Поэтому особое место в «учении «всеобщее дело» занимает понятие «проект».Проект - это план действий человека, направленный на преобразование и регулирование природы, это основа нового этапа эволюции и развития мира. Благодаря реализации «проекта» человек сможет победить дезорганизацию и распад во Вселенной, устранить зло и смерть. Регуляцияприроды расчленяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя регуляция является основой гармонизации взаимоотношений между обществом и природой на Земле. Она позволит управлять атмосферными процессами, устранить засуху, наводнения и другие стихийные явления. В результате человек сможет поставить под свой контроль климат планеты, контролировать вулканические и сейсмические процессы, рационально использовать полезные ископаемые и в дальнейшем заменить земной металл космическим, овладеть солнечной энергией, которая заменит другие виды топлива. Регуляция позволит превратить Землю в космический корабль («земноход»), курс которого будет изменять человек. С помощью этого корабля человечество объединит все миры Вселенной. Но для этого человечество должно стать единым целым, а народы планеты – преодолеть разобщённость, которая их разъединяет. Внутренняя регуляция должна преобразовать самого человека. Она включает: психофизиологическую, контролирующую и имеющую многочисленные психические и физиологические процессы в человеческом организме, что предполагает новый способ питания, когда человек вместо животной и растительной пищи может использовать неорганическое вещество природы и солнечную энергию (подобно растениям). Сюда относится и идея «естественного тканетворения», открывающая перед человеком возможность бесконечного перемещения в пространстве. Фёдоров пишет: «Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому, что только тогда он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы».

Наряду с идеей регуляции особое внимание особое внимание Фёдоров уделяет следующим вопросам:

1) Победа над смертью (её уничтожение) и бессмертие человека;

2) Воскрешение всех мёртвых живших когда-то на Земле;

3) Освоение космического пространства:

4) Земнокосмическая связь явлений, как солнце и земля;

5) Регуляция взаимодействия общества и природы.

Центральная проблема творчества Н. Фёдорова – это проблема смерти. Согласно Фёдорову «Смерть – это исходное краеугольное зло, первоисточник всех других деформаций: эгоистического самозамыкания, разобщенности, резни и т.д. Это не норма, а патология бытия, выражение его неразумности. Смерть не изначальна и не неизбежна, хотя детерминирована определёнными обстоятельствами. Она является возмездием, расплатой за наше духовное несовершеннолетие, несамостоятельность, недостаточное знание природы и вытекающую отсюда значимость от её разрушительных сил. Это не вечный закон природы, а следствие её слепоты. Человек смертен, пока он раб природы».

Победить смерть – это не только дать человеку бессмертие, но и воскресить всех живших когда-либо на Земле людей. Согласно Фёдорову, это главный долг сыновей по отношению к своим отцам. Необходимо чтобы «все рождённые поняли и почувствовали, что рождение есть принятие, взятие жизни отцов, то есть лишение отцов жизни, откуда и возникает долг воскрешения отцов, который сынам даёт бессмертие. Жить надо не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех, это и есть объединение живущих (сынов) для воскрешения умерших (отцов)». Воскрешение всех умерших неизбежно ставило проблему: где будут жить воскресшие люди? По мнению Фёдорова эту проблему можно решить только в результате освоения космоса и расселения всех воскресших на другие планеты. Ценность идей Фёдорова состоит в том, что он выдвинул и попытался решить очень важную проблему всеобщего спасения человечества. Философия Фёдорова оказала большое влияние на многих представителей космизма.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), писал о человечестве и Космосе как о единой живой системе. Цель эволюции человека он усматривал в установлении «космического содружества» с иными носителями разума в Космосе. Эта идея привела его, в частности, к разработке теории ракетно-космической техники.

Идеи Циолковского оказали значительное влияние на творчество основателя гелио и космобиологии Александра Леонидовича Чижевского (1897-1964). Он очень был дружен, несмотря на большую разницу в возрасте с Циолковским. Чижевский писал: «Дружба с К.Э. Циолковским была настолько искренней и большой, что я никогда не мыслил какого-либо большого дела без него… В моей личной научной деятельности Константин Эдуардович сыграл большую роль». В своей докторской диссертации на тему «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса» (1918 г.), а затем и своей книге «Физические факторы исторического процесса» (1924 г.) он, на основе большого статистического материала, обосновал положение о влиянии активности Солнца на земные процессы. Он доказал, что активность Солнца оказывает влияние на ритмы урожаев, плодовитость животных, эпидемии и т.п.; на сердечно-сосудистую, нервную и другие системы организма человека; на заболевания и смертность людей; на поведение и психику больших масс людей. Чижевский установил 11-летний цикл солнечных и земных явлений, «Наше солнышко приходит в неистовство девять раз в столетие, по 2-3 года каждый раз», писал он. Эти события совпадают с «пятнами» на Солнце, которые образуются в это время. Разработанная им теория объясняла аномальное поведение людей (агрессивность, отрицательная эмоциональность), которая проявлялась в бунтах, восстаниях, революциях и т.п. По подсчётам Чижевского, «в период минимальной солнечной активности наблюдается и минимум массовых движений – 5%, а во время максимума – 60%. К примеру, на годы активного Солнца пришлись революции 1789, 1830, 1848, 1870, 1905 и 1917 гг. Особое внимание Чижевский обратил на роль радиации в жизни Вселенной. Он пришёл к выводу, что она оказывает большое влияние на физическую и органическую жизнь нашей планеты, «связывает наружные части Земли непосредственно с космической средой, родните с нею, постоянно взаимодействуя с нею, а потому и наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, является результатом творческого взаимодействия космических сил». А потому строение земной оболочки, её физико-химическое биосферное состояние являются проявлением строения Вселенной. Учение Чижевского о влиянии Солнца на социальные процессы не могло получить поддержки в условиях тоталитаризма и господства одной идеологии, утвердившихся в России после революции 1917 г. В 1942 г.он был арестован и15 лет провёл в тюрьмах и ссылке. Основная его работа «Земное эхо солнечных бурь» была опубликована после его смерти в 1973 г.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) в рамках космизма разрабатывал теорию ноосферы – области биосферы, которая находится под влиянием разумной духовной активности. Ноосфера – вершина космической эволюции, которая вначале охватывает Землю. А затем, когда человек покорит Космос, выйдет и за её пределы. Ноосфера – область взаимодействия человека и природы, не покорения природы, а совместного развития – коэволюции.

Идеи космизма стали одним из действенных стимулов для развития космических исследований. А также теоретическим основанием ряда современных российских экологических теорий.

V этап. Философия XX в.

Марксистская философия.

Философия марксизма стала известной в России уже в 1840-е гг., и во многом повлияла на революционеров-народников, а также на ранних этапах творчества некоторых религиозных философов. Сам марксизм на русской почве видоизменялся, дополнялся идеями воинствующего атеизма, нигилизма, революционности. Из теоретического философского учения марксизм превращался в практическую программу революционного обновления мира. Ведущая роль в этом процессе принадлежала Владимиру Ильичу Ленину (Ульянову) (1870-1924). Собственно философскими являются его труды «Материализм и эмпириокритицизм» (в котором даётся понимание материи и критикуется идеализм) и «Философские тетради» (состоящие из конспектов разных философских работ и комментариев к ним). Наиболее значимее отличия теории Ленина от теории К.Маркса и Ф.Энгельса:

· уверенность в возможности построения социализма в отдельно взятой стране;

· принцип партийности, в котором партия представлена передовым и руководящим органом общества;

· представление о практической первостепенности политических и идеологических (а не экономических проблем).

После революции 1917 г. марксизм получил статус государственной идеологии России. Идеи Ленина заложили основы принудительной идеологизации и репрессивной системы государства, которые потом были укреплены Иосифом Виссарионовичем Сталиным (Джугашвили) (1879-1953). Официальным примером философствования стала написанная Сталиным глава «О диалектическом и историческом материализме» из работы «Краткий курс истории ВКП(б) (1938), где в доступной форме излагались идеи Маркса, Энгельса и Ленина. В целом философия при Сталине приобрела догматический характер, обслуживая политические цели, т.е. фактически перестала быть собой, превратившись в форму обслуживания государственной идеологии.

Только в 1960-х гг., после осуждения культа личности, идеологический контроль был ослаблен, и философия приобрела простор для творчества. Символом философской свободы стали работы Эвальда Васильевича Ильенкова (1924-1979). Его труд «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса», где разрабатываются вопросы диалектической логики и построения категорий, к настоящему времени признан одной из вершин марксистской философии. Здесь критика «советского марксизма» велась с марксистских позиций, так как истинная философия Маркса находилась в явном противоречии с ленинской и сталинской марксистскими теориями. В конце 80-х гг. XX в. марксизм был подвергнут жёсткой критике. Однако время сплошного отрицания учений Маркса, Энгельса и Ленина прошло и многие их позитивные идеи стали, востребованы современностью.

Оригинальная философия советского периода.

Кроме представителей официальной марксистской философии в России жили и работали замечательные философы, создавшие оригинальную философию советского периода. Наибольшую мировую известность приобрели работы русского философа и филолога Михаила Михайловича Бахтина (1895-1975).

М.М. Бахтин получил образование в Новороссийском и Петроградском университетах. В 1920-х гг. начал философскую деятельность. В 1929 г. за антигосударственную деятельность был сослан в Казахстан. Большую часть жизни провёл в г. Саранске, где преподавал литературу в университете. Его студенты были поражены тем, что он мог часами увлечённо читать лекции не садясь, несмотря на то что был без ноги. При этом в оригинале наизусть цитировал большие отрывки из древнегреческих, немецких, французких текстов. Умер в Москве. Всемирная известность пришла только после его смерти.

В своей ранней работе «К философии поступка» он вводит идею «неалиби в бытии», где подчёркивает, что человек не имеет права на роль безучастного наблюдателя жизни: он ответственен за всякий поступок – любое своё действие или бездействие. Он писал: «Когда мы глядим друг на друга, два разных мира отражаются в зрачках наших глаз». Сухим теориям, окончательным истинам – «монологизму» Бахтин противопоставляет концепцию диалога. Только в диалоге человек приближается к пониманию себя самого, глядя на себя глазами другого (со стороны, т.е. из «позиции вненаходимости») и преодолевая тем самым свою односторонность и ограниченность. Подобно этому не существует изолированных текстов, культур – все они живут и развиваются только в диалоге с другими текстами и культурами.

Алексей Фёдорович Лосев (1893-1988) – крупный русский философ XX в., автор работ по античной эстетике, логике, теории символа, имени и мифа. Изначально Лосев принадлежал к группе философов русского религиозного ренессанса и был специалистом в области античной философии. В своих трудах он пытался объединить наследие Платона с традициями православия и новейшими философскими идеями. Наиболее известна его работа «Диалектика мифа», где Лосев уподобляет миф самой жизни, находя элементы мифологического мировоззрения в науке, идеологии, общественной деятельности.

Мераб Константинович Мамардашвили (1930-1990) оказал заметное влияние на современную русскую философию. Основная категория его философии – сознание и его значение для становления человека, культуры, познания. Сознание для него – глубочайшее явление, связанное с самими основами существования человека и его мышлением: здесь Мамардашвили следовал знаменитому высказыванию Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Кроме того, он высказал ряд оригинальных идей о сущности философии, её предназначении для жизни человека, о важности самостоятельного мышления в эпоху идеологической несвободы. Он писал: «Ум и глупость я бы различил так: глупость – это всё то, что думается само по себе. А ум – это то, что производится на собственных основаниях. Что я думаю сам. А это очень трудно - подумать самому».

В ряде областей философии русская теоретическая мысль создала ряд классических произведений мирового уровня. Ниже даны имена некоторых из наиболее известных представителей русской философии XX в., знакомство с произведениями которых необходимо для более глубокого представления о развитии философии в России в целом:

· гносеология – П.В. Копнин, В.А. Лекторский;

· аксиология – О.Г. Дробницкий, М.С. Коган, Л.Н. Столович;

· история философии – Г.Ф. Александров, В.Ф. Асмус, Э.Ю. Соловьёв;

· социальная философия – В.Ж. Келле, В.С. Барулин, К.Х. Момджян;

· этика - О.Г. Дробницкий, А.И. Титаренко, А.А. Гусейнов;

· эстетика – М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, А.Я. Гуревич;

· логика – М.М. Розенталь, Э.В. Ильенков, А.А. Зиновьев;

· философия культуры – Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачёв, В.С. Библер;

· философия науки – Б.М. Кедров, В.С. Стёпин, В.В. Ильин.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.). Изд. 3-е, дополненное и переработанное. – СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2001 – 398 с.;

2. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ.- М.: Советский писатель, 1991. – 480 с.;

3. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. – М.: Советская Россия, 1973. – 240;

4. Россман И.М. Основные этапы истории европейской философии: пособие для студентов высших учебных заведений. – Рязань: РЗИ МГУК, 1998. – 164. стр.106-126;

5. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.70-93;

6. Хрестоматия по древней русской литературе XI-XVII вв./ Составитель Н. К. Гудзий. Послес. и коммент. А. М. Ранчина. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 592 с., стр. 30-33.

 

Лекция №16

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.041 с.)