Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманистические идеи эпохи Возрождения и их представители.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важнейшим направлением эпохи Возрождения был гуманизм. Гуманисты провозглашали человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью, утверждали, что человек обладает безграничными творческими возможностями, что он имеет право на наслаждение, радость и счастье в земной жизни в соответствии со своей человеческой природой. Полагаться ему следует не на Бога, а на свои силы, на самого себя, на собственные знания и умения, волю, целеустремлённость, энергию и практическую хватку. Человек есть часть природы, и его природные потребности вполне законны и нормальны. Христианская же религия с аскетической точки зрения рассматривала человека, принижала его, утверждая, что он слаб и беспомощен, изначально греховен, что человек предназначен только к «спасению» во имя жизни вечной. Если в средние века цель и смысл жизни человека виделся в служении Богу и были связаны со спасением души, то в эпоху Возрождения человек рассматривался в его земном предназначении, а смысл его жизни связывался с решением земных реальных проблем. Поэтому и общество не продукт божьей воли, а результат деятельности людей. Посредством деятельности, активной и творчески созидательной, человек проявляет свои силы и таланты самоутверждая себя в мире. Реальный образец человека эпохи Возрождения – это художник, творящий земную человеческую красоту как гармонию тела и духа. Поэтому, если в средние века определяющим фактором была религия, то теперь таковым стало искусство. Наибольшее развитие гуманизм получил в Италии, особенно во Флоренции. Отцами итальянского гуманизма были выдающиеся поэты и писатели: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). В философии наиболее известными представителями итальянского гуманизма были: Лоренцо Валла (1407-1457), Марсилио Фичино (1433-1499), Джованни Пико дела Мирандолла (1463-1494), Пьетро Помпонацци (1462-1524). Марсилио Фичино выступал против средневекового аскетизма и отшельничества. Он возродил в 1459 г. во Флоренции Платоновскую академию, которая просуществовала до 1521 г., и много сделал для перевода произведений Платона на латинский язык. По его мнению, платонизм – это сущность и вершина человеческой мудрости, ключ к преобразованию христианской религии и созданию «всеобщей религии». Достоинство человека, обладающего способностью к познанию и свободной волей, состоит в божественном происхождении и в бессмертии его души, а также в способности в наивысшем созерцании слиться с Богом. Джованни Пико дела Мирандолла был одним из руководителей флорентийской платоновской академии, владел 22 языками и считался самым энциклопедически образованным человеком своего времени. В своей главной книге «Речи о достоинстве человека» (1486 г.) он подчёркивал, что на земле нет ничего более великого, чем человек, который создан Богом, и самое великое в нём – его ум и душа. Обладая свободой воли и морального выбора, человек может «стать своим собственным скульптором и творцом, или опуститься до низменного животного состояния, или вознестись до ангельского совершенства». Учение о человеческой свободе – центральное место в философии Джованни Пико дела Мирандолла. Он утверждает, что Бог не определил место человеку в мире. Ни его обязанности, ни его особый образ. Он сам должен себя сформировать, он свободный творец самого себя, создающий себя и свою судьбу. «Высшее и восхитительное счастье человека владеть тем, что пожелает и, быть тем, чем хочет». «Венец обещан только тем, кто сражается! Счастлив человек! Победа зависит от его воли», - говорит он. Взгляды Пьетро Помпонацци, изложены в трактате «О бессмертии души», и других произведениях. Ссылаясь на авторитет Аристотеля, он опровергает основной догмат христианской религии о бессмертии души. Согласно Аристотелю, человеческая душа есть форма его тела (энтелехия), она не может быть без тела и смерть тела приводит к распаду души, то есть к её смертности. Натурфилософские идеи эпохи Возрождения.
В центре внимания философской мысли эпохи Возрождения были не только проблемы человека, но и весьма важное место занимали так называемые натурфилософские проблемы, то есть вопросы, связанные с познанием природы и её законов. В это время было сделано много научных открытий, которые радикально изменили представление людей о мире, о его строении. Всё это нашло отражение в пантеизме и гелиоцентризме. Пантеизм, учение, отрицающее Бога как личность и отождествляющее его с природой (растворяющая Бога в природе или природу в Боге). В пантеизме устраняется резкое противопоставление Бога как творца и природы как его творения, характерные для ортодоксальной религии. Бог и природа предстают в нём как равнозначные, они фактически отождествляются, с чем христианская церковь согласиться никак не могла. Пантеизм не порывает полностью с религией, он лишь лишает Бога личностных качеств и потусторонности, как бы разливая его по всей Вселенной. Сама же Вселенная, природа предстаёт как нечто живое целое, управляемое скрытой «мировой душой». Наиболее видным представителем пантеизма был Николай Кузанский (1401-1464). Традиционные средневековые представления о конечном космосе с неподвижной Землёй в центре подрывал гелиоцентризм, согласно которому в центре Вселенной находится Солнце. Наиболее видные представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие. Николай Коперник (1473-1543) дал математическое обоснование гелиоцентрической системы мира. Он доказывал, что Земля находится в постоянном движении, что она не является центром мироздания, Земля вращается, во-первых, вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а, во-вторых, вокруг Солнца вместе с другими планетами, совершая полный оборот за один год. Открытие Коперника привело к смене геоцентризма, признававшего Землю центром мироздания, гелиоцентризмом. Тем самым одна система мировоззрения пришла на смену другой. Правда здесь следует заметить, что Коперник поместил Солнце в центр мира, в центр Вселенной. Но в действительности это не так, ибо Солнце является не центром Вселенной, а всего лишь центром Солнечной системы. Та неточность, которую допустил Коперник, объясняется ограниченностью знаний того периода времени, когда понятия «Вселенная» и «Солнечная система» обычно отождествлялись. Джордано Бруно (1548-1600) развил гелиоцентрическую теорию Коперника. Он высказал идеи о том, что Вселенная едина и бесконечна и что в ней существует бесчисленное множество миров, а наша солнечная система – лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не является центром Вселенной. Во Вселенной, в мире вообще нет ни центра, ни границ. Мир беспределен. В бесконечной Вселенной возникают, развиваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные миры. В ней всё подвержено постоянному изменению, непрерывному движению, развитию и гибели. Это всеобщий закон природы. Тела во Вселенной состоят из пяти элементов: огня, воздуха, земли, воды, эфира, который является связующим веществом между четырьмя элементами. Д. Бруно одушевляет всю природу. Душа – это свойство природы, которое присуще не только человеку, но и всем предметам природы, в том числе и неживым, то есть он был сторонником гилозоизма. Гилозоизм – это теория, в которой отрицается граница между «живым» и «неживым» и жизнь признаётся всеобщим свойством всей материи, всей природы и её структурам. Всеобщая одушевлённость мира, природы есть результат наличия в мире мировой души, которая объединяет и является движущим началом Вселенной. Душа – «это внутренняя сила, свойственная всякой вещи». Мировая душа, или душа мира, и есть сам Бог, Учение Джордано Бруно было подвергнуто гонению, ибо противоречило христианской религии. Он был арестован в Венеции, обвинён судом папской инквизиции в ереси и свободомыслии, провёл в тюрьме восемь лет и, несмотря на жестокие пытки, не отрёкся от своих убеждений, был приговорён к смертной казни и сожжён живым на костре.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 5117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.102 (0.01 с.) |