Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистические идеи эпохи Возрождения и их представители.

Поиск

 

Важнейшим направлением эпохи Возрождения был гуманизм. Гуманисты провозглашали человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью, утверждали, что человек обладает безграничными творческими возможностями, что он имеет право на наслаждение, радость и счастье в земной жизни в соответствии со своей человеческой природой. Полагаться ему следует не на Бога, а на свои силы, на самого себя, на собственные знания и умения, волю, целеустремлённость, энергию и практическую хватку. Человек есть часть природы, и его природные потребности вполне законны и нормальны. Христианская же религия с аскетической точки зрения рассматривала человека, принижала его, утверждая, что он слаб и беспомощен, изначально греховен, что человек предназначен только к «спасению» во имя жизни вечной. Если в средние века цель и смысл жизни человека виделся в служении Богу и были связаны со спасением души, то в эпоху Возрождения человек рассматривался в его земном предназначении, а смысл его жизни связывался с решением земных реальных проблем. Поэтому и общество не продукт божьей воли, а результат деятельности людей. Посредством деятельности, активной и творчески созидательной, человек проявляет свои силы и таланты самоутверждая себя в мире. Реальный образец человека эпохи Возрождения – это художник, творящий земную человеческую красоту как гармонию тела и духа. Поэтому, если в средние века определяющим фактором была религия, то теперь таковым стало искусство. Наибольшее развитие гуманизм получил в Италии, особенно во Флоренции. Отцами итальянского гуманизма были выдающиеся поэты и писатели: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). В философии наиболее известными представителями итальянского гуманизма были: Лоренцо Валла (1407-1457), Марсилио Фичино (1433-1499), Джованни Пико дела Мирандолла (1463-1494), Пьетро Помпонацци (1462-1524).

Марсилио Фичино выступал против средневекового аскетизма и отшельничества. Он возродил в 1459 г. во Флоренции Платоновскую академию, которая просуществовала до 1521 г., и много сделал для перевода произведений Платона на латинский язык. По его мнению, платонизмэто сущность и вершина человеческой мудрости, ключ к преобразованию христианской религии и созданию «всеобщей религии». Достоинство человека, обладающего способностью к познанию и свободной волей, состоит в божественном происхождении и в бессмертии его души, а также в способности в наивысшем созерцании слиться с Богом.

Джованни Пико дела Мирандолла был одним из руководителей флорентийской платоновской академии, владел 22 языками и считался самым энциклопедически образованным человеком своего времени. В своей главной книге «Речи о достоинстве человека» (1486 г.) он подчёркивал, что на земле нет ничего более великого, чем человек, который создан Богом, и самое великое в нём – его ум и душа. Обладая свободой воли и морального выбора, человек может «стать своим собственным скульптором и творцом, или опуститься до низменного животного состояния, или вознестись до ангельского совершенства». Учение о человеческой свободе – центральное место в философии Джованни Пико дела Мирандолла. Он утверждает, что Бог не определил место человеку в мире. Ни его обязанности, ни его особый образ. Он сам должен себя сформировать, он свободный творец самого себя, создающий себя и свою судьбу. «Высшее и восхитительное счастье человека владеть тем, что пожелает и, быть тем, чем хочет». «Венец обещан только тем, кто сражается! Счастлив человек! Победа зависит от его воли», - говорит он.

Взгляды Пьетро Помпонацци, изложены в трактате «О бессмертии души», и других произведениях. Ссылаясь на авторитет Аристотеля, он опровергает основной догмат христианской религии о бессмертии души. Согласно Аристотелю, человеческая душа есть форма его тела (энтелехия), она не может быть без тела и смерть тела приводит к распаду души, то есть к её смертности.

Натурфилософские идеи эпохи Возрождения.

 

В центре внимания философской мысли эпохи Возрождения были не только проблемы человека, но и весьма важное место занимали так называемые натурфилософские проблемы, то есть вопросы, связанные с познанием природы и её законов. В это время было сделано много научных открытий, которые радикально изменили представление людей о мире, о его строении. Всё это нашло отражение в пантеизме и гелиоцентризме.

Пантеизм, учение, отрицающее Бога как личность и отождествляющее его с природой (растворяющая Бога в природе или природу в Боге). В пантеизме устраняется резкое противопоставление Бога как творца и природы как его творения, характерные для ортодоксальной религии. Бог и природа предстают в нём как равнозначные, они фактически отождествляются, с чем христианская церковь согласиться никак не могла. Пантеизм не порывает полностью с религией, он лишь лишает Бога личностных качеств и потусторонности, как бы разливая его по всей Вселенной. Сама же Вселенная, природа предстаёт как нечто живое целое, управляемое скрытой «мировой душой». Наиболее видным представителем пантеизма был Николай Кузанский (1401-1464).

Традиционные средневековые представления о конечном космосе с неподвижной Землёй в центре подрывал гелиоцентризм, согласно которому в центре Вселенной находится Солнце. Наиболее видные представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и другие.

Николай Коперник (1473-1543) дал математическое обоснование гелиоцентрической системы мира. Он доказывал, что Земля находится в постоянном движении, что она не является центром мироздания, Земля вращается, во-первых, вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а, во-вторых, вокруг Солнца вместе с другими планетами, совершая полный оборот за один год. Открытие Коперника привело к смене геоцентризма, признававшего Землю центром мироздания, гелиоцентризмом. Тем самым одна система мировоззрения пришла на смену другой. Правда здесь следует заметить, что Коперник поместил Солнце в центр мира, в центр Вселенной. Но в действительности это не так, ибо Солнце является не центром Вселенной, а всего лишь центром Солнечной системы. Та неточность, которую допустил Коперник, объясняется ограниченностью знаний того периода времени, когда понятия «Вселенная» и «Солнечная система» обычно отождествлялись.

Джордано Бруно (1548-1600) развил гелиоцентрическую теорию Коперника. Он высказал идеи о том, что Вселенная едина и бесконечна и что в ней существует бесчисленное множество миров, а наша солнечная система – лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не является центром Вселенной. Во Вселенной, в мире вообще нет ни центра, ни границ. Мир беспределен. В бесконечной Вселенной возникают, развиваются, уничтожаются и снова рождаются бесчисленные миры. В ней всё подвержено постоянному изменению, непрерывному движению, развитию и гибели. Это всеобщий закон природы. Тела во Вселенной состоят из пяти элементов: огня, воздуха, земли, воды, эфира, который является связующим веществом между четырьмя элементами. Д. Бруно одушевляет всю природу. Душа – это свойство природы, которое присуще не только человеку, но и всем предметам природы, в том числе и неживым, то есть он был сторонником гилозоизма. Гилозоизмэто теория, в которой отрицается граница между «живым» и «неживым» и жизнь признаётся всеобщим свойством всей материи, всей природы и её структурам. Всеобщая одушевлённость мира, природы есть результат наличия в мире мировой души, которая объединяет и является движущим началом Вселенной. Душа – «это внутренняя сила, свойственная всякой вещи». Мировая душа, или душа мира, и есть сам Бог, Учение Джордано Бруно было подвергнуто гонению, ибо противоречило христианской религии. Он был арестован в Венеции, обвинён судом папской инквизиции в ереси и свободомыслии, провёл в тюрьме восемь лет и, несмотря на жестокие пытки, не отрёкся от своих убеждений, был приговорён к смертной казни и сожжён живым на костре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 5117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.31 (0.01 с.)