Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусство Возрождения в Италии↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Искусство Возрождения в Италии (освоение изображения рассеянного света) Джорджо Вазари – архитектор, живописец, историк искусства 16 века - ввёл термин «возрождение». По-французски – «Ренессанс», по-итальянски – «Ринашименто». В Италии – • Проторенессанс – предвозрождение - (треченто) – 2 пол. 13 – 14 века • Раннее Возрождение (кватроченто) – 15 век • Высокий Ренессанс (чинквеченто) - конец 15 - 1 треть 16 века. • «Поздний Ренессанс» продолжается до конца 16 века лишь в Венеции.
Гуманисты первого поколения – их девиз – «жить активно на благо общества»– Калючо Салютати, Матео Пальмьери, Гуманисты второго поколения – их девиз – «надо уметь созерцать жизнь»- Марселио Фичини, Пико де ла Мирондолла, Кристофоро Ландино, Анджело Полициано
В эпоху Возрождения дальний план писали темнее, в современной живописи наоборот – дальний план светлее.
Культура В. зародилась в Италии, на родине античности, где возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек вновь становится главной темой искусства. От античности идёт осознание, что самая совершенная форма от природы – это человеческое тело. Но это не повторение античности. Надо помнить, что человечество никогда не расставалось с античностью, разве только в самые глухие века варварства – 6-8 века – хотя в конце 8 века существует Каролингское искусство, а в 10-11 веках – Оттоновская империя. И высокое средневековье, и готика знали и античную философию, и историю, и поэзию. За культурой В. стоит – тысячелетие средневековья, христианской религии, нового мировоззрения – всё это породило новые эстетические идеалы, которые обогатили искусство и новыми сюжетами, и новой стилистикой. Гуманистическая культура В. пронизана мечтой о новом человеке, о его новом духовном развитии. Для Ренессанса характерно восприятие античности как уже далёкого прошлого и потому – как «идеала, о котором можно тосковать», а не как «реальности, которую можно использовать» (Э. Пановски). От античности Р. стал воспринимать человека как микрокосм. Для итальянских гуманистов главное – направленность человека на самого себя- -человек открыт миру -его судьба в его собственных руках В этом принципиальное отличие от восприятия человека в древнем мире, в котором его ценили по степени причастности к миру богов. Художник в ренессансную эпоху воспринимается прежде всего как индивидуум, как личность, как таковой. Ренессанс вовсе не является возвратом к античности, он создавал новую культуру, приближающую Новое время. Если рассматривать Средневековье и эпоху В. и приоритеты в обществе, то получится следующая схема: -если в средние века приоритеты расставлялись по степени важности следующим образом – религия, мораль, искусство, политика, право, наука; -то в эпоху Возрождения – на первое место выходит наука, и далее искусство, мораль, политика, право, религия. Окончили с 3 ткши Гуманизм – от лат. «humanus»- «человеческий», «человечный» - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – это светское вольномыслие эпохи В., противостоящее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности. Схоластика – греч. «школьный», «учёный» - в переносном значении – оторванное от жизни умствование.
Ведущими художественными школами в искусстве итальянского Р. были- -14 век – сиенская, флорентийская -15 век – флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская -16 век – римская и венецианская.
Треченто. Крепнет флорентийское бюргерство. Флоренция превращается в богатую республику. Происходят изменения и в искусстве.
Скульптор Никколо Пизано – впервые проявил черты античности. 1260 год – рельефы кафедры Пизанского бабтистерия. В монументальной живописи – Пьетро Каваллини - -росписи и мозаики римских церквей – Санта Мария ин Трастевере и Санта Чечилия ин Трастевере
Но подлинное начало новой эпохи справедливо связывают с творчеством Джотто ди Бондоне – 1266? – 1337 Учился у Андреа Чимабуэ Джотто – родоначальник европейской живописи после средневековья -заложил основы нового художественного языка -показывает пространственную среду, вместо условного золотого фона вводит пейзаж, появляется трёхмерное пространство за счёт плановости (перспективы ещё не знает) - фигуры ещё массивны и малоподвижны, но обретают объём и естественность движения -вносит в композицию множество конкретных деталей и это религиозную тематику приближает к зрителю, к жизни, создаёт достоверную среду -ставит персонажей на твёрдую земную поверхность, поселяет в земную среду -нет свето-воздушной среды -фактура его не увлекает Фрески церкви Сан Франческо в Ассизи. Фрески Капеллы дель Арена в Падуе (или Капелла Скровеньи) – илл. 117-131 - 13-14 века. – -капелла дельи Скровеньи – называется также капеллой дель Арена или церковью Мадонна дель Арена - была сооружена в 1303-1305гг. на средства богатого падуанского ростовщика Энрико дельи Скровеньи, неподалёку от римских развалин амфитеатра или Арены – отсюда второе название капеллы. Она была предназначена для массовых, а не для семейных богослужений. Росписи Джотто впервые упоминаются в поэме Франческо Барберини. Вероятно фрески были написаны около 1306-1307 годов. Расположение росписей включает ряд традиционных моментов -«Страшный суд» на входной стене -«Благовещенье» - на триумфальной арке -«Христос-Пантократор» - на своде Однако, Джотто частично отступает от традиционной иконографии – так, свод капеллы имитирует звёздное небо и разделён декоративным поясом на 2 равные части, одна из которых примыкает к алтарю и посвящена Христу Пантократору, а другая – Марии. Роспись стен делится на 3 яруса – верхний – 12 композиций из жизни Марии и её родителей Иоакима и Анны. Второй ряд росписей – 11 композиций, посвящённых жизни Христа. Третий ряд – тоже 11 сцен – страсти Христовы, его смерть и вознесение. Цокольная часть стен имитирует мраморную облицовку с иллюзорными нишами и написанными аллегориями Добродетелей (Умеренность, Сила, Благоразумие, Вера, Милосердие, Надежда, Справедливость) и Пороков (Отчаяние, Зависть, Невежество, Несправедливость, Гнев, Непостоянство, Глупость). Разделяющие композиции по вертикали широкие орнаментальные пояса включают небольшие библейские сцены и фигуры пророков и святых. «Введение во храм», «Сон Иоакима», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Изгнание торгующих из храма», «Брак в Кане», «Положение во гроб», «Поцелуй Иуды», «Воскрешение Христа». Росписи церкви Санта Кроче во Флоренции – илл. 133 – капелла Перуцци - 6 сцен посвящённых Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову; и капелла Барди – 6 композиций из жизни Св. Франциска- илл. 134-136. Сиенская школа живописи. Носит более светский характер, празднична, аристократична, нарядна, декоративна, но и более архаична, чем флорентийская. Дуччо ди Буонисенья Симоне Мартини Братья Амброджо и Пьетро Лоренцетти.
Дуччо ди Буонисенья- -много византийских черт -это, в основном, алтарные композиции, темпера на доске, на золотом фоне с готическими элементами. -«Маэста» - величание Мадонны – архаичный рисунок, лиричность, одухотворённость.
Симоне Мартини. 1284-1344 -фигуры удлинённые, фоны золотые, некая стилизация и упрощённость, приверженность к культуре поздней готики -фрески городского управления Сиены – Палаццо Публико—фигура сиенского кондотьера Гвидориччо да Фольяно- илл. 149-153 – 1328 год - - главы наёмных войск, на коне, на фоне завоёванных им башен. -лаконичный, суровый пейзажный фон передаёт облик сиенского пейзажа. -напротив фрески «Гвидоричо да Фольяно» - «Маэста» - это характерный для Сиены торжественный вариант композиции – илл. 154-156 – «Мадонна на троне», связанный с особым характером культа Богоматери в Сиене: со времён битвы с флорентийцами в 1260 году, когда сиенцы провозгласили Богоматерь своей верховной правительницей, она стала символом Сиены. Отсюда своеобразие иконографии композиции – изображение Мадонны как царицы небесной в короне и парчовом одеянии, введение в композицию 4-х местных сиенских святых – Крешенция, Виктора, Савина и Ансана, стихотворная надпись, напоминающая о гражданских, моральных и религиозных обязанностях правителей Сиены.
Амброджо Лоренцетти.- около 1280-1348 гг. -фрески сиенской Палаццо Публико с аллегорическими фигурами по двум сторонам – сцены «Последствия доброго и дурного правления» - илл. 157-167
Пьетро Лоренцетти – -«Снятие с креста» -«Богоматерь с младенцем»
Пизанское кладбище Кампо Санто, автор фресок неизвестен, сюжет – «Триумф смерти» - илл. 169-177
Живопись Флоренции 15 века. Мазаччо – -его последователи – перспективисты и аналитики – -Паоло Учелло -Андреа дель Кастаньо -Доменико Венециано
Палаццо Питти Палаццо Медичи (Рикарди) Палаццо Ручеллаи
Лоренцо Гиберти – 1381-1455 Теоретик, автор 3-х книг «Комментариев»- первой в истории искусства Возрождения -создал сложные многофигурные композиции на библейские сюжеты -в манере исполнения немало готических влияний -создал рельефы восточных дверей флорентийского бабтистерия
Закончили с 1 интерьер Андреа Вероккио. -самый известный ученик Донателло -был также живописцем – как живописец известен тем, что был учителем Леонардо да Винчи -вдохновлялся теми же темами, что и Донателло, но его «Давид» более утончён и изящен, моделировка его формы предельно детализирована -всё это делает скульптуру менее монументальной, чем образ Донателло -также им выполнен конный монумент кондотьера Коллеони Маззачо. -ведущая роль в живописи флорентийского Кватроченто принадлежит Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди, известного под именем Маззачо – 1401-1428 -разрешил те насущные проблемы живописного искусства, которые поставил за столетие до этого Джотто -грамотно разрабатывает планы -устойчиво ставит фигуру на плоскость -мощно лепит форму -блестяще знает анатомию и пропорции человеческого тела -стоит у истоков формирования реалистического художественного языка -первый применил законы перспективы линейной и свето-воздушной
Росписи в капелле Бранкаччи, флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине -«Изгнание Адама и Евы» -«Подать» или «Чудо со статиром» - объединены 3 сюжета – Христос с учениками у ворот города, остановленный сборщиком податей – это центральная композиция. -Пётр, по велению Христа вылавливающий рыбу, чтобы достать из неё необходимую для уплаты монету - дидрахму или статир, отсюда второе название фрески - «Чудо со статиром» - композиция слева -сцена выплаты подати сборщику – справа. -сам принцип соединения на одной плоскости трёх сцен ещё архаичен, но то, как эти сцены написаны – с учётом линейной перспективы, воздушной перспективы – явилось подлинным откровением и для современников Маззачо, и для всех последующих мастеров. Маззачо не побоялся сообщить портретные черты группе учеников Христа в центре - -в правой крайней фигуре современники видели самого Маззачо -в лице слева от Христа – сходство с Донателло Фрески Маззачо способствовали тому, что церковь Санта Мария дель Кармине превратилась в своеобразную академию, где учились поколения художников, вплоть до Микеланджело Фреска в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции - «Троица» - впервые в композиции осознанно используется линейная перспектива Целый ряд художников вслед за Маззачо разрабатывали проблемы перспективы, движения и анатомии человеческого тела, поэтому они получили в науке название перспективистов и аналитиков. Это Паоло Учелло, Андреа Кастаньо, Доменико Венициано. Существовало среди флорентийских художников и более архаическое направление, выражающее консервативные вкусы. Некоторые из этих художников были монахами, поэтому в истории искусства они получили название монастырские – Джованни Беато Анжелико да Фьезоле - в его искусстве нет ничего сурового, аскетичного. Образы его Мадонн написаны по средневековым традициям часто на золотом фоне, полны лиризма, покоя и созерцательности. Росписи монастыря Сан Марко во Флоренции Росписи капеллы папы Николая 5 в Риме. Беноццо Гоццоли. Знаменитые фрески палаццо Медичи (Риккарди). «Шествие волхвов», в композицию которой он ввёл изображение семьи правителя Флоренции Козимо Медичи.
Филиппо Липпи – 1406-1469 - любимый художник Козимо Медичи – был монахом, ушёл из монастыря, стал бродячим художником, похитил из монастыря монашенку; свою возлюбленную Лукрецию Бути и своих детей изобразил в образе Мадонны и Христа с Иоанном. А умер – отравленный родственниками молодой женщины, в которую влюбился уже в преклонном возрасте Доменико Гирландайо – церковь Санта Мария Новелла Паоло Учелло. Церковь Санта Мария Новелла Художнику принадлежат росписи двух простенков; каждый простенок включает две композиции – 1 простенок – «Создание животных и создание Адама», «Создание Евы и грехопадение»; 2 простенок – «Потоп», Жертвоприношение и опьянение Ноя» «Битва при Сан-Романо» Андреа дель Кастаньо Вилла Кардуччи (вилла Пандольфини), где представлены знаменитые люди – 3 политических деятеля Флоренции – Пиппо Спано, Фарината дельи Уберти, Никколо Аччайоли и 3 знаменитые женщины – Сивилла Кумская, Эсфирь, Томирис; справа – 3 знаменитых флорентийских писателя и мыслителя – Данте, Петрарка и Боккаччо. На одной из коротких стен – фигуры Адама и Евы; над дверью – Мадонна с младенцем. Стены трапезной монастыря Сант Аполлония – композиция «Тайная вечеря» и три эпизода страстей Христовых: в центре – «Распятие»; слева – «Воскресение Христа»; справа – «Положение во гроб».
Искусство чинквеченто Леонардо да Винчи 1452-1519 родился в Анкиано, около села Винчи -отец его был нотариусом -в 1469 году они перебрались во Флоренцию -1-ый учитель художника – Андреа Вероккио -в картине Вероккио «Крещение» - фигуру ангела писал Леонардо да Винчи -ко времени ухода из мастерской Вероккио относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа»). В этот период художник находится под влиянием творчества Боттичелли «Благовещенье» от 80-х года 15 века сохранились 2 неоконченные композиции – «Поклонение волхвов» -«Св. Иероним» В середине 80-х была создана в старинной технике темперы- -«Мадонна Литта»- здесь нашёл выражение тип леонардовской женской красоты -тяжёлые полуопущенные веки -едва уловимая улыбка -что придаёт лицу особую одухотворённость -в 1482 году художник уезжает в Милан, где выполняет скульптуры для памятника Франческо Сфорца -при миланском дворе Леонардо работает как художник, учёный, техник, изобретатель, математик и анатом. -учёными изысканиями он занимался наравне с изобразительным искусством. миланский период является самым плодотворным в творчестве художника; в это время он становится ведущим художником Италии. 1-ое большое произведение, исполненное в Милане, была «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте») - -композиция картины – -конструктивна, логична, строго выверена -группа из 4-х человек образует как бы пирамиду -но движение рук персонажей создают внутри картины движение по кругу, и взгляд переходит от одного к другому -пейзаж несёт таинственный характер -созданию этой среды способствует и то особое качество живописи Леонардо, которое получило название «сфумато» -воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры, создающая особую световоздушную атмосферу Самой большой работой в Милане была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» - 1495-1498 годы -художник изобразил реакции всех 12-ти учеников на слова Иисуса Христа - в основу композиции положен точный расчёт- -за длинным столом параллельно линии холста сидят 13 человек -двое из них в профиль к зрителю по бокам стола -а 11 – лицом -центр, замок композиции – фигура Христа, на фоне дверного проёма, за которым открывается пейзаж; глаза Христа опущены, на лице покорность, печаль, сознание неизбежности судьбы -остальные 12 человек – кроме Христа - разделены на группы по 3 человека в каждой -все лица освещены, за исключением лица Иуды, которое обращено в профиль к зрителю и спиной к источнику света: так автор выделяет его среди остальных учеников -для Леонардо в этом произведении главным было - через реакцию разных людей, характеров, темпераментов, индивидуальностей раскрыть извечные вопросы человечества: любви и ненависти, преданности и предательства, благородства и подлости. -по-разному проявляют себя и герои произведения судьба стенописи Леонардо трагична: он сам способствовал её быстрому осыпанию, делая опыты смешения темперы и масла, экспериментируя над красками и грунтами. позже в стене была пробита дверь и в трапезную стали проникать влага и пары, что не способствовало сохранению живописи в разное время здесь устраивались конюшня, склад зерна, тюрьма во время 2 мировой войны в трапезную попала бомба. противоположная и боковые стены рухнули, та же стена чудом уцелела. далее Леонардо работал над – -конным памятником Франческо Сфорца. монумент был выполнен в глине, отлить его в бронзе автор не успел и судить о нём мы можем по рисункам, выполненным на разных стадиях работы – его высота около 7 метров. С 1499 года начинаются скитания художника – Мантуя, Венеция, Флоренция – здесь он пишет картон «Св. Анна с Марией на коленях», по которой создаёт картину маслом в Милане. В 1503 году получает заказ на роспись стены нового палаццо Синьории – Леонардо выполнил картон на тему битвы миланцев и флорентийцев при Ангиари – момент ожесточённой схватки за знамя. Противоположную стену должен был расписывать Микеланджело, -его тема «Битва при Кашине» - момент, когда солдаты по сигналу тревоги выходят из пруда. Во Флоренции Леонардо была начата ещё одна живописная работа – -портрет жены купца дель Джокондо Моны Лизы -этот портрет – решающий шаг на пути развития ренессансного искусства -впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозные и мифологические -в этом портрете достигнута та степень обобщения, которая, сохраняя неповторимость изображённой индивидуальности, позволяет рассматривать образ как типичный для эпохи Высокого Возрождения В этом отличие леонардовского портрета от портретов раннего Возрождения. В 1506 году Леонардо бежит в Милан, который принадлежит французам А в 1515 году по предложению французского короля, Франциска 1 навсегда уезжает во Францию. Леонардо да Винчи – гений, величайший художник своего времени, он открыл новые горизонты искусства. Произведений у него немного, но каждое из них явилось этапом в истории культуры.
Произведения. «Крещение» «Мадонна Бенуа» «Благовещенье» «Поклонение волхвов» «Св. Иероним» «Мадонна Литта» «Мадонна в скалах» Тайная вечеря Конный памятник Франческо Сфорца – рисунки Св. Иоанн Креститель Св. Анна, Мария, младенец и агнец Битва при Ангиари Джоконда Портрет Джинервы деи Бенчи Автопортрет Дама с горностаем Творчество Микеланджело один из 3-х величайших художников Высокого Возрождения – Леонард да Винчи, Рафаэль и Микеланджело творчество Микеланджело условно делится на 2 периода – -это период расцвета Высокого Ренессанса -и период контрреформации и начало формирования искусства барокко самые важные события и персоны в жизни художника – -учёба в мастерской Гирландайо -через год поступает в мастерскую при монастыре Сан Марко к одному из учеников Донателло -сближается с Лоренцо Медичи -изучает античную пластику -создаёт рельеф «Битва кентавров» -в возрасте 21 года уезжает в Рим, где создаёт «Вакха» и «Пьета» -в 1501 году возвращается во Флоренцию, по поручению Синьории изваял фигуру Давида из испорченной мраморной глыбы. Это юноша перед битвой, в момент наивысшего напряжения сил -в 1504 году начинает работать над росписью «Зала пятисот» в палаццо Сеньории, где ранее Леонардо да Винчи исполнил «Битву при Ангиари» - но рисунки и картоны Микеланджело на тему «Битва при Кашине» не сохранились, как и произведение Леонардо -в 1505 году Папа Юлий 2 пригласил Микеланджело в Рим для сооружения для себя гробницы – впоследствии Папа отказался от грандиозного замысла Микеланджело -но выполнил не менее грандиозный замысел – росписи потолка Сикстинской капеллы при Ватиканском дворце-над росписью плафона Сикстинской капеллы художник работал один 4 года, расписав площадь около 600 кв. м на высоте 18 метров. -центральная часть потолка – сцены священной истории, начиная от сотворения мира -под живописным карнизом Микеланджело написал сивилл и пророков -в люнетах – арках над окнами – изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами -в 9-ти центральных композициях разворачиваются события первых дней творения, история Адама и Евы, всемирный потоп -вскоре после работы в Сикстинской капелле умирает Папа Юлий 2 и наследники возвращаются к идее о надгробии -Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) -по проекту скульптора его ученики потом соорудили настенную гробницу, в нижнем ярусе которой и была помещена фигура Моисея -фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы, -фигуры передают разные состояния человека, разные стадии борьбы -«Скованный раб» - мощный порыв в желании освободиться от пут, бессилие -«Умирающий раб» - последний вздох, замирающую жизнь в прекрасном, но уже коченеющем теле -с 1520 по 1534 годы Микеланджело работает над гробницей Медичи – флорентийская церковь Сан Лоренцо – -сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо -оформляет две стены внутреннего помещения скульптурными надгробиями – одну стену украшает фигура Лоренцо Медичи, другую –Джулиано Медичи -внизу, у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическими скульптурными изображениями – символами быстротекущего времени- -«Утра» и «Вечера» в надгробии Лоренцо -«Ночи» «Дня» в надгробии Джулиано -напряжённые, изогнутые тела как бы скатываются с покатых крышек саркофагов -в 1534 году, прервав работу над гробницами, Микеланджело уезжает в Рим, приступает ко второй работе в Сикстинской капелле – к росписи «Страшный суд» - -сложные ракурсы переплетённых, закрученных в клубок тел крайний динамизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства, тревоги, смятения – всё это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению, как чужда ему и сама трактовка темы «Страшного суда» - вместо торжества справедливости над злом – катастрофа, крушение мира -Микеланджело также был и гениальным архитектором - -им исполнена лестница флорентийской библиотеки Лауренцианы -им оформлена площадь Капитолия в Риме -возведены ворота Пия – Porta Pia - с 1546 года он работает над собором Св. Петра, начатым ещё Браманте -а главное его творение как зодчего – грандиозный, вознесённый к небу купол над центральной частью храма -2 последних десятилетия жизни Микеланджело полно утрат и разочарований, но тем сильнее и трагичней по мироощущению и лаконизму выражения произведения этого периода -в основном, это скульптурные композиции и рисунки на тему «Оплакивание» и «Распятие» -умер Микеланджело в возрасте 89 лет -творчество Микеланджело часто трактуют как первого художника и архитектора барокко - но более всего он интересен как носитель великих реалистических традиций Ренессанса Произведения. Рельеф «Битва кентавров» Скульптуры –«Вакх» «Пьета» «Давид» «Моисей» «Скованный раб» «Умирающий раб» «Пробуждающийся раб» «Гробница Медичи» «Лоренцо Медичи» «Утро и Вечер» «Джулиано Медичи» «Ночь и День» Лестница флорентийской библиотеки Лауренцианы Росписи – зала пятисот – «Битва при Кашине» Росписи потолка Сикстинской капеллы Площадь капитолия в Риме Ворота Пия – Porta Pia Купол собора св. Петра в Риме
Творчество Рафаэля. -идеи монументального искусства Возрождения, в которых слились традиции античности и дух христианства нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля Санти -его считают художником, наиболее полно связавшим античные традиции с западно-европейским искусством -родился в 1483 году в городе Урбино -ранний период творчества – «Мадонна Конестабиле» - тонкий лиризм и чувство умиротворения -в 1500 году уезжает в Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» -1504 год – Рафаэль перебирается во Флоренцию -на протяжении всей жизни художник ищет образ Мадонны -заслуга его в том, что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, соединить лиричность и глубокую эмоциональность с монументальным величием «Мадонна в зелени» «Мадонна со щеглёнком» «Мадонна в кресле» Вершина рафаэлевского духа и мастерства – «Сикстинская мадонна» - одно из самых совершенных произведений Рафаэля – -фигура Марии с младенцем, вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами Св. Варвары и Папы Сикста 2, жесты которых обращены к Мадонне, как и взгляды двух ангелов (более похожих на путти-изображения обнажённых, как правило, крылатых мальчиков -, что так характерно для Возрождения. Фигуры объединены и общим золотистым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние. Но главное – это тип лица Мадонны, в котором воплощён синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала, что столь характерно для мировоззрения Высокого Возрождения. а до «Сикстинской Мадонны» папа Юлий 2 пригласил молодого художника в Рим для росписи личных папских комнат - станц – в Ватиканском дворце. Рафаэль расписывает первые две станцы- -в станце делла Сеньятура (комната подписей, печатей) – он написал 4 фрески – аллегории основных сфер духовной деятельности .? Произведения. «Мадонна с младенцеи и св.Иоанном Крестителем» («Прекрасная садовница») «Мадонна Конестабиле» «Обручение Марии» «Мадонна в зелени» «Мадонна со щеглёнком» «Мадонна в кресле» «Сикстинская Мадонна» Росписи станц Ватиканского дворца Станца делла Сеньятура «Афинская школа» «Парнас» «Диспута» «Мера, Мудрость и Сила» Станца д Элиодора «Изгнание Элиодора» «Месса в Больсене» «Встреча Папы Льва 1 с Аттилой» «Изведение апостола Петра из темницы» «Чудесный улов рыбы» (лоджия Рафаэля?) Росписи виллы Фарнезина «Триумф Галатеи» Сцены из сказки Апулея об Амуре и Психее «Портрет Папы Юлия 2»?(11) «Портрет Папы Льва 10?» «Портрет Кастильоне» «Дона Велата» Сандро Боттичелли 1445-1510 -типичный художник конца флорентийского кватроченто -выразитель эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи -ученик Филиппо Липпи в галерее Уффици хранятся 2 его знаменитые картины «Рождение Венеры» около 1483-1484 года и «Весна» - «Примавера» – ок. 1477-1478 - в первой художник изображает рождение прекрасной богини из пены морской, которая под дуновением ветров в раковине скользит по поверхности моря к берегу. здесь сказались все основные черты письма Боттичелли -декоративность -нарядность -лирический и романтический характеры образов -его удивительная способность создавать фантастический пейзаж Боттичелли создаёт вполне определённый тип лиц, особенно женских – удлинённый овал, пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза -этот же тип встречается и в «Весне»- -тема картины навеяна станцами Анджело Полициано, придворного поэта Медичи аллегорическая картина «Весна» написана для украшения виллы Медичи. тема была разработана кружком Лоренцо Великолепного. это одно из наиболее сложных произведений Боттичелли- -на фоне тёмной зелени фантастического сада выступают изящные силуэты стройных фигур -цветущий луг под их ногами напоминает ковёр -в глубине картины Венера – или Афродита («афро» – «апро» – символизирует апрель) – в нарядном платье стоит, благословляя 3 Грации – 3 воплощения красоты, которые ведут хоровод – в центре – Целомудрие; Любовь, Наслаждение -над головой Венеры парит Амур с луком -из рощи бежит - по одной версии – Нимфа, преследуемая фавном; по другой версии – тёплый ветер Зефир преследует нимфу полей и лесов Хлорис, которая превращается во Флору – символизирует март. -в левом углу – фигура юноши, которого обычно называют Меркурием – сыном богини Майи – символизирует май и движется вперёд – то есть в лето -сюжет этой картины не религиозный, а литературный – композиция навеяна фастами Овидия – Овидий «Наука о любви» Ранние работы Боттичелли -«Юдифь» -«Нахождение тела Олоферна -«Св. Себастьян» расцвет творчества – -«Примавера» -«Рождение Венеры» -«Мадонна с гранатом» -«Мадонна дель Магнификат» -«Паллада и Кентавр» -«Венера и Марс» Позднее творчество -«Пьета» - обращение к драматическому сюжету -«Рождество» Монументальная живопись -Сикстинская капелла -цикл фресок о Моисее, о Христе портреты книжная графика – иллюстрации к «Божественной комедии» Данте – после 1484 года «Покинутая» - 1485-1490 годы
1 хп – зарина – рафаэль, мадина – леонардо, бэлла – микеланджело, нателла – боттичелли донателло, аза- тициан, лена – джорджоне. Возрождение в Венеции для Венеции весь 16 век проходит под знаком Чинквеченто Из мастерской Джанбеллино вышли два великих художника Высокого венецианского Возрождения – Джорджоне, Тициан. 1477-1510 -типичный художник поры Высокого Возрождения -первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим -предмет искусства и объект поклонения для него – пейзаж, природа и прекрасное нагое тело человека -чувствуется в его произведениях влияние рационального, логичного Леонардо да Винчи, но Джорджоне более эмоционален -чувство гармонии, совершенство пропорций, изысканный линейный ритм, мягкая светопись, одухотворённость и психологическая выразительность образов – свойственны творчеству Джорджоне -он интересуется не столько линейной перспективой, сколько световоздушной, и проблемами колорита «Мадонна Кастельфранко» 1505 год «Гроза» 1506 «Юдифь» «Спящая Венера» 1508-1510 годы «Сельский концерт» 1508-1510 годы «Три философа»
Тициан Вечеллио 1477-1576 - величайший художник венецианского Возрождения -создал произведения и на мифологические и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета -первая работа – совместная с Джорджоне – роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции -герцог Феррарский заказывает ему цикл картин на античные темы – -«Вакханалия» -«Праздник Венеры» -«Вакх и Ариадна» -богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образы, и он создаёт огромные иконы – -«Вознесение Марии» -«Мадонна Пезаро» -одна из самых больших его композиций – «Введение Марии во храм» варианты «Данаи» -«Венера Урбинская»!, в которой многие видели портрет герцогини Элеоноры Урбинской Портреты. «Ипполито Риминальди» «Пьетро Аретино» «Дочери Лавинии» особенно драматичен, эмоционален, подан в противостоянии и столкновении «Групповой портрет Папы Павла 3 с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе». -такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко в 17 веке -к концу жизни его творчество претерпевает существенные изменения- -он много пишет на античные сюжеты- -«Венера и Адонис» -«Пастух и нимфа» -«Диана и Актеон» -«Юпитер и Антиопа», но всё чаще обращается к темам христианским, к сценам мученичеств, в которых языческая жизнерадостность, античная гармония сменяются трагическим мироощущением «Бичевание Христа» «Кающаяся Мария Магдалина» «Св. Себастьян» «Оплакивание»
меняется и техника письма – -золотистый светлый колорит и лёгкие лессировки уступают место живописи мощной, бурной, пастозной -предача фактуры предметного мира, его вещественность достигаются широкими мазками ограниченной палитры – «Св. Себастьян» -«Оплакивание» - закончена учениками после смерти художника «Венера перед зеркалом»
Венеция на протяжении 16 века – последний оплот независимости и свободы, здесь дольше всех сохранилась верность традициям Ренессанса. Но в конце века и здесь очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусств. это видно на примере творчества двух крупнейших художников 2 половины 16 столетия. Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто Паоло Кальяри (Веронезе) -последний певец праздничной, ликующей Венеции 16 века -росписи венецианского Дворца дожей -«Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре - с изображением 138 фигур -«Пир у Симона Фарисея» -«Пир в доме Левия»
Кватроченто вне Флоренции. Умбрийская школа. Умбрия – на северо-востоке от Тосканы – -нет крупных городов -большие пространства занимают помещичьи угодья -поэтому в искусстве ярко выражены феодальные, средневековые традиции -искусство Умбрии декоративно, нарядно, лирично, мечтательно и глубоко религиозно, главную роль играет колорит Представители Джентиле де Фабриано -«Поклонение волхвов» Мелоццо да Форли -«Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом 4» Пентуриккио -«Возвращение Одиссея к Пенелопе» -«Портрет мальчика» Пьетро Перуджино– будущий учитель Рафаэля -«Передача ключей апостолу Петру» - в сикстинской капелле -«Явление Марии Св. Бернарду» -«Оплакивание Христа» или «Пьета» -«Обручение Марии» -«Передача ключей… -«Мадонна со святыми» -«Мария Магдалина» Росписи Колледжо дель Камбио в Перудже
Но самым крупным маст
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.105 (0.02 с.) |