Искусство Возрождения в Италии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство Возрождения в Италии



Искусство Возрождения в Италии

(освоение изображения рассеянного света)

Джорджо Вазари – архитектор, живописец, историк искусства 16 века - ввёл термин «возрождение». По-французски – «Ренессанс», по-итальянски – «Ринашименто».

В Италии –

• Проторенессанс – предвозрождение - (треченто) – 2 пол. 13 – 14 века

• Раннее Возрождение (кватроченто) – 15 век

• Высокий Ренессанс (чинквеченто) - конец 15 - 1 треть 16 века.

• «Поздний Ренессанс» продолжается до конца 16 века лишь в Венеции.

 

Гуманисты первого поколения – их девиз – «жить активно на благо общества»–

Калючо Салютати, Матео Пальмьери,

Гуманисты второго поколения – их девиз – «надо уметь созерцать жизнь»-

Марселио Фичини, Пико де ла Мирондолла, Кристофоро Ландино, Анджело Полициано

 

В эпоху Возрождения дальний план писали темнее, в современной живописи наоборот – дальний план светлее.

 

Культура В. зародилась в Италии, на родине античности, где возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека.

Человек вновь становится главной темой искусства.

От античности идёт осознание, что самая совершенная форма от природы – это человеческое тело.

Но это не повторение античности.

Надо помнить, что человечество никогда не расставалось с античностью, разве только в самые глухие века варварства – 6-8 века – хотя в конце 8 века существует Каролингское искусство, а в 10-11 веках – Оттоновская империя.

И высокое средневековье, и готика знали и античную философию, и историю, и поэзию.

За культурой В. стоит – тысячелетие средневековья, христианской религии, нового мировоззрения – всё это породило новые эстетические идеалы, которые обогатили искусство и новыми сюжетами, и новой стилистикой.

Гуманистическая культура В. пронизана мечтой о новом человеке, о его новом духовном развитии.

Для Ренессанса характерно восприятие античности как уже далёкого прошлого и потому – как «идеала, о котором можно тосковать», а не как «реальности, которую можно использовать» (Э. Пановски).

От античности Р. стал воспринимать человека как микрокосм.

Для итальянских гуманистов главное – направленность человека на самого себя-

-человек открыт миру

-его судьба в его собственных руках

В этом принципиальное отличие от восприятия человека в древнем мире, в котором его ценили по степени причастности к миру богов.

Художник в ренессансную эпоху воспринимается прежде всего как индивидуум, как личность, как таковой.

Ренессанс вовсе не является возвратом к античности, он создавал новую культуру, приближающую Новое время.

Если рассматривать Средневековье и эпоху В. и приоритеты в обществе, то получится следующая схема:

-если в средние века приоритеты расставлялись по степени важности следующим образом – религия, мораль, искусство, политика, право, наука;

-то в эпоху Возрождения – на первое место выходит наука, и далее искусство, мораль, политика, право, религия.

Окончили с 3 ткши

Гуманизм – от лат. «humanus»- «человеческий», «человечный» - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

В более узком смысле – это светское вольномыслие эпохи В., противостоящее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности. Схоластика – греч. «школьный», «учёный» - в переносном значении – оторванное от жизни умствование.

 

Ведущими художественными школами в искусстве итальянского Р. были-

-14 век – сиенская, флорентийская

-15 век – флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская

-16 век – римская и венецианская.

 

Треченто.

Крепнет флорентийское бюргерство.

Флоренция превращается в богатую республику. Происходят изменения и в искусстве.

 

Скульптор Никколо Пизано – впервые проявил черты античности. 1260 год – рельефы кафедры Пизанского бабтистерия.

В монументальной живописи –

Пьетро Каваллини -

-росписи и мозаики римских церквей – Санта Мария ин Трастевере и Санта Чечилия ин Трастевере

 

Но подлинное начало новой эпохи справедливо связывают с творчеством

Джотто ди Бондоне – 1266? – 1337

Учился у Андреа Чимабуэ

Джотто – родоначальник европейской живописи после средневековья

-заложил основы нового художественного языка

-показывает пространственную среду, вместо условного золотого фона вводит пейзаж, появляется трёхмерное пространство за счёт плановости (перспективы ещё не знает)

- фигуры ещё массивны и малоподвижны, но обретают объём и естественность движения

-вносит в композицию множество конкретных деталей и это религиозную тематику приближает к зрителю, к жизни, создаёт достоверную среду

-ставит персонажей на твёрдую земную поверхность, поселяет в земную среду

-нет свето-воздушной среды

-фактура его не увлекает

Фрески церкви Сан Франческо в Ассизи.

Фрески Капеллы дель Арена в Падуе (или Капелла Скровеньи) – илл. 117-131 - 13-14 века. –

-капелла дельи Скровеньи – называется также капеллой дель Арена или церковью Мадонна дель Арена - была сооружена в 1303-1305гг. на средства богатого падуанского ростовщика Энрико дельи Скровеньи, неподалёку от римских развалин амфитеатра или Арены – отсюда второе название капеллы. Она была предназначена для массовых, а не для семейных богослужений. Росписи Джотто впервые упоминаются в поэме Франческо Барберини. Вероятно фрески были написаны около 1306-1307 годов. Расположение росписей включает ряд традиционных моментов

-«Страшный суд» на входной стене

-«Благовещенье» - на триумфальной арке

-«Христос-Пантократор» - на своде

Однако, Джотто частично отступает от традиционной иконографии – так, свод капеллы имитирует звёздное небо и разделён декоративным поясом на 2 равные части, одна из которых примыкает к алтарю и посвящена Христу Пантократору, а другая – Марии. Роспись стен делится на 3 яруса – верхний – 12 композиций из жизни Марии и её родителей Иоакима и Анны. Второй ряд росписей – 11 композиций, посвящённых жизни Христа. Третий ряд – тоже 11 сцен – страсти Христовы, его смерть и вознесение. Цокольная часть стен имитирует мраморную облицовку с иллюзорными нишами и написанными аллегориями Добродетелей (Умеренность, Сила, Благоразумие, Вера, Милосердие, Надежда, Справедливость) и Пороков (Отчаяние, Зависть, Невежество, Несправедливость, Гнев, Непостоянство, Глупость). Разделяющие композиции по вертикали широкие орнаментальные пояса включают небольшие библейские сцены и фигуры пророков и святых. «Введение во храм», «Сон Иоакима», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Изгнание торгующих из храма», «Брак в Кане», «Положение во гроб», «Поцелуй Иуды», «Воскрешение Христа».

Росписи церкви Санта Кроче во Флоренции – илл. 133 – капелла Перуцци - 6 сцен посвящённых Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову; и капелла Барди – 6 композиций из жизни Св. Франциска- илл. 134-136.

Сиенская школа живописи.

Носит более светский характер, празднична, аристократична, нарядна, декоративна, но и более архаична, чем флорентийская.

Дуччо ди Буонисенья

Симоне Мартини

Братья Амброджо и Пьетро Лоренцетти.

 

Дуччо ди Буонисенья-

-много византийских черт

-это, в основном, алтарные композиции, темпера на доске, на золотом фоне с готическими элементами.

-«Маэста» - величание Мадонны – архаичный рисунок, лиричность, одухотворённость.

 

Симоне Мартини.

1284-1344

-фигуры удлинённые, фоны золотые, некая стилизация и упрощённость, приверженность к культуре поздней готики

-фрески городского управления Сиены – Палаццо Публико—фигура сиенского кондотьера Гвидориччо да Фольяно- илл. 149-153 – 1328 год - - главы наёмных войск, на коне, на фоне завоёванных им башен.

-лаконичный, суровый пейзажный фон передаёт облик сиенского пейзажа.

-напротив фрески «Гвидоричо да Фольяно» - «Маэста» - это характерный для Сиены торжественный вариант композиции – илл. 154-156 – «Мадонна на троне», связанный с особым характером культа Богоматери в Сиене: со времён битвы с флорентийцами в 1260 году, когда сиенцы провозгласили Богоматерь своей верховной правительницей, она стала символом Сиены.

Отсюда своеобразие иконографии композиции – изображение Мадонны как царицы небесной в короне и парчовом одеянии, введение в композицию 4-х местных сиенских святых – Крешенция, Виктора, Савина и Ансана, стихотворная надпись, напоминающая о гражданских, моральных и религиозных обязанностях правителей Сиены.

 

Амброджо Лоренцетти.- около 1280-1348 гг.

-фрески сиенской Палаццо Публико с аллегорическими фигурами по двум сторонам – сцены «Последствия доброго и дурного правления» - илл. 157-167

 

Пьетро Лоренцетти –

-«Снятие с креста»

-«Богоматерь с младенцем»

 

Пизанское кладбище Кампо Санто, автор фресок неизвестен, сюжет – «Триумф смерти» - илл. 169-177

 

Живопись Флоренции 15 века.

Мазаччо –

-его последователи – перспективисты и аналитики –

-Паоло Учелло

-Андреа дель Кастаньо

-Доменико Венециано

 

Палаццо Питти

Палаццо Медичи (Рикарди)

Палаццо Ручеллаи

 

Лоренцо Гиберти – 1381-1455

Теоретик, автор 3-х книг «Комментариев»- первой в истории искусства Возрождения

-создал сложные многофигурные композиции на библейские сюжеты

-в манере исполнения немало готических влияний

-создал рельефы восточных дверей флорентийского бабтистерия

 

Закончили с 1 интерьер

Андреа Вероккио.

-самый известный ученик Донателло

-был также живописцем – как живописец известен тем, что был учителем Леонардо да Винчи

-вдохновлялся теми же темами, что и Донателло, но его «Давид» более утончён и изящен, моделировка его формы предельно детализирована

-всё это делает скульптуру менее монументальной, чем образ Донателло

-также им выполнен конный монумент кондотьера Коллеони

Маззачо.

-ведущая роль в живописи флорентийского Кватроченто принадлежит Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди, известного под именем Маззачо – 1401-1428

-разрешил те насущные проблемы живописного искусства, которые поставил за столетие до этого Джотто

-грамотно разрабатывает планы

-устойчиво ставит фигуру на плоскость

-мощно лепит форму

-блестяще знает анатомию и пропорции человеческого тела

-стоит у истоков формирования реалистического художественного языка

-первый применил законы перспективы линейной и свето-воздушной

 

Росписи в капелле Бранкаччи, флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине

-«Изгнание Адама и Евы»

-«Подать» или «Чудо со статиром» - объединены 3 сюжета – Христос с учениками у ворот города, остановленный сборщиком податей – это центральная композиция.

-Пётр, по велению Христа вылавливающий рыбу, чтобы достать из неё необходимую для уплаты монету - дидрахму или статир, отсюда второе название фрески - «Чудо со статиром» - композиция слева

-сцена выплаты подати сборщику – справа.

-сам принцип соединения на одной плоскости трёх сцен ещё архаичен, но то, как эти сцены написаны – с учётом линейной перспективы, воздушной перспективы – явилось подлинным откровением и для современников Маззачо, и для всех последующих мастеров.

Маззачо не побоялся сообщить портретные черты группе учеников Христа в центре -

-в правой крайней фигуре современники видели самого Маззачо

-в лице слева от Христа – сходство с Донателло

Фрески Маззачо способствовали тому, что церковь Санта Мария дель Кармине превратилась в своеобразную академию, где учились поколения художников, вплоть до Микеланджело

Фреска в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции - «Троица» - впервые в композиции осознанно используется линейная перспектива

Целый ряд художников вслед за Маззачо разрабатывали проблемы перспективы, движения и анатомии человеческого тела, поэтому они получили в науке название перспективистов и аналитиков. Это Паоло Учелло, Андреа Кастаньо, Доменико Венициано.

Существовало среди флорентийских художников и более архаическое направление, выражающее консервативные вкусы. Некоторые из этих художников были монахами, поэтому в истории искусства они получили название монастырские – Джованни Беато Анжелико да Фьезоле - в его искусстве нет ничего сурового, аскетичного. Образы его Мадонн написаны по средневековым традициям часто на золотом фоне, полны лиризма, покоя и созерцательности.

Росписи монастыря Сан Марко во Флоренции

Росписи капеллы папы Николая 5 в Риме.

Беноццо Гоццоли.

Знаменитые фрески палаццо Медичи (Риккарди). «Шествие волхвов», в композицию которой он ввёл изображение семьи правителя Флоренции Козимо Медичи.

 

Филиппо Липпи – 1406-1469 - любимый художник Козимо Медичи – был монахом, ушёл из монастыря, стал бродячим художником, похитил из монастыря монашенку; свою возлюбленную Лукрецию Бути и своих детей изобразил в образе Мадонны и Христа с Иоанном. А умер – отравленный родственниками молодой женщины, в которую влюбился уже в преклонном возрасте

Доменико Гирландайо – церковь Санта Мария Новелла

Паоло Учелло.

Церковь Санта Мария Новелла

Художнику принадлежат росписи двух простенков; каждый простенок включает две композиции – 1 простенок – «Создание животных и создание Адама», «Создание Евы и грехопадение»; 2 простенок – «Потоп», Жертвоприношение и опьянение Ноя»

«Битва при Сан-Романо»

Андреа дель Кастаньо

Вилла Кардуччи (вилла Пандольфини), где представлены знаменитые люди – 3 политических деятеля Флоренции – Пиппо Спано, Фарината дельи Уберти, Никколо Аччайоли и 3 знаменитые женщины – Сивилла Кумская, Эсфирь, Томирис; справа – 3 знаменитых флорентийских писателя и мыслителя – Данте, Петрарка и Боккаччо.

На одной из коротких стен – фигуры Адама и Евы; над дверью – Мадонна с младенцем.

Стены трапезной монастыря Сант Аполлония – композиция «Тайная вечеря» и три эпизода страстей Христовых: в центре – «Распятие»; слева – «Воскресение Христа»; справа – «Положение во гроб».

 

Искусство чинквеченто

Леонардо да Винчи

1452-1519

родился в Анкиано, около села Винчи

-отец его был нотариусом

-в 1469 году они перебрались во Флоренцию

-1-ый учитель художника – Андреа Вероккио

-в картине Вероккио «Крещение» - фигуру ангела писал Леонардо да Винчи

-ко времени ухода из мастерской Вероккио относят «Мадонну с цветком» («Мадонна

Бенуа»). В этот период художник находится под влиянием творчества Боттичелли

«Благовещенье»

от 80-х года 15 века сохранились 2 неоконченные композиции –

«Поклонение волхвов»

-«Св. Иероним»

В середине 80-х была создана в старинной технике темперы-

-«Мадонна Литта»- здесь нашёл выражение тип леонардовской женской красоты

-тяжёлые полуопущенные веки

-едва уловимая улыбка

-что придаёт лицу особую одухотворённость

-в 1482 году художник уезжает в Милан, где выполняет скульптуры для памятника Франческо Сфорца

-при миланском дворе Леонардо работает как художник, учёный, техник, изобретатель, математик и анатом.

-учёными изысканиями он занимался наравне с изобразительным искусством.

миланский период является самым плодотворным в творчестве художника; в это время он становится ведущим художником Италии.

1-ое большое произведение, исполненное в Милане, была «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте») -

-композиция картины –

-конструктивна, логична, строго выверена

-группа из 4-х человек образует как бы пирамиду

-но движение рук персонажей создают внутри картины движение по кругу, и взгляд переходит от одного к другому

-пейзаж несёт таинственный характер

-созданию этой среды способствует и то особое качество живописи Леонардо, которое получило название «сфумато»

-воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры, создающая особую световоздушную атмосферу

Самой большой работой в Милане была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» - 1495-1498 годы

-художник изобразил реакции всех 12-ти учеников на слова Иисуса Христа

- в основу композиции положен точный расчёт-

-за длинным столом параллельно линии холста сидят 13 человек

-двое из них в профиль к зрителю по бокам стола

-а 11 – лицом

-центр, замок композиции – фигура Христа, на фоне дверного проёма, за которым открывается пейзаж; глаза Христа опущены, на лице покорность, печаль, сознание неизбежности судьбы

-остальные 12 человек – кроме Христа - разделены на группы по 3 человека в каждой

-все лица освещены, за исключением лица Иуды, которое обращено в профиль к зрителю и спиной к источнику света: так автор выделяет его среди остальных учеников

-для Леонардо в этом произведении главным было - через реакцию разных людей, характеров, темпераментов, индивидуальностей раскрыть извечные вопросы человечества: любви и ненависти, преданности и предательства, благородства и подлости.

-по-разному проявляют себя и герои произведения

судьба стенописи Леонардо трагична: он сам способствовал её быстрому осыпанию, делая опыты смешения темперы и масла, экспериментируя над красками и грунтами. позже в стене была пробита дверь и в трапезную стали проникать влага и пары, что не способствовало сохранению живописи

в разное время здесь устраивались конюшня, склад зерна, тюрьма

во время 2 мировой войны в трапезную попала бомба. противоположная и боковые стены рухнули, та же стена чудом уцелела.

далее Леонардо работал над –

-конным памятником Франческо Сфорца. монумент был выполнен в глине, отлить его в бронзе автор не успел и судить о нём мы можем по рисункам, выполненным на разных стадиях работы – его высота около 7 метров.

С 1499 года начинаются скитания художника – Мантуя, Венеция, Флоренция – здесь он пишет картон «Св. Анна с Марией на коленях», по которой создаёт картину маслом в Милане.

В 1503 году получает заказ на роспись стены нового палаццо Синьории – Леонардо выполнил картон на тему битвы миланцев и флорентийцев при Ангиари – момент ожесточённой схватки за знамя.

Противоположную стену должен был расписывать Микеланджело,

-его тема «Битва при Кашине» - момент, когда солдаты по сигналу тревоги выходят из пруда.

Во Флоренции Леонардо была начата ещё одна живописная работа –

-портрет жены купца дель Джокондо Моны Лизы

-этот портрет – решающий шаг на пути развития ренессансного искусства

-впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозные и мифологические

-в этом портрете достигнута та степень обобщения, которая, сохраняя неповторимость изображённой индивидуальности, позволяет рассматривать образ как типичный для эпохи Высокого Возрождения

В этом отличие леонардовского портрета от портретов раннего Возрождения.

В 1506 году Леонардо бежит в Милан, который принадлежит французам

А в 1515 году по предложению французского короля, Франциска 1 навсегда уезжает во Францию.

Леонардо да Винчи – гений, величайший художник своего времени, он открыл новые горизонты искусства. Произведений у него немного, но каждое из них явилось этапом в истории культуры.

 

 

Произведения.

«Крещение»

«Мадонна Бенуа»

«Благовещенье»

«Поклонение волхвов»

«Св. Иероним»

«Мадонна Литта»

«Мадонна в скалах»

Тайная вечеря

Конный памятник Франческо Сфорца – рисунки

Св. Иоанн Креститель

Св. Анна, Мария, младенец и агнец

Битва при Ангиари

Джоконда

Портрет Джинервы деи Бенчи

Автопортрет

Дама с горностаем

Творчество Микеланджело

один из 3-х величайших художников Высокого Возрождения – Леонард да Винчи, Рафаэль и Микеланджело

творчество Микеланджело условно делится на 2 периода –

-это период расцвета Высокого Ренессанса

-и период контрреформации и начало формирования искусства барокко

самые важные события и персоны в жизни художника –

-учёба в мастерской Гирландайо

-через год поступает в мастерскую при монастыре Сан Марко к одному из учеников Донателло

-сближается с Лоренцо Медичи

-изучает античную пластику

-создаёт рельеф «Битва кентавров»

-в возрасте 21 года уезжает в Рим, где создаёт «Вакха» и «Пьета»

-в 1501 году возвращается во Флоренцию, по поручению Синьории изваял фигуру Давида из испорченной мраморной глыбы. Это юноша перед битвой, в момент наивысшего напряжения сил

-в 1504 году начинает работать над росписью «Зала пятисот» в палаццо Сеньории, где ранее Леонардо да Винчи исполнил «Битву при Ангиари» - но рисунки и картоны Микеланджело на тему «Битва при Кашине» не сохранились, как и произведение Леонардо

-в 1505 году Папа Юлий 2 пригласил Микеланджело в Рим для сооружения для себя гробницы – впоследствии Папа отказался от грандиозного замысла Микеланджело

-но выполнил не менее грандиозный замысел – росписи потолка Сикстинской капеллы при Ватиканском дворце-над росписью плафона Сикстинской капеллы художник работал один 4 года, расписав площадь около 600 кв. м на высоте 18 метров.

-центральная часть потолка – сцены священной истории, начиная от сотворения мира

-под живописным карнизом Микеланджело написал сивилл и пророков

-в люнетах – арках над окнами – изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами

-в 9-ти центральных композициях разворачиваются события первых дней творения, история Адама и Евы, всемирный потоп

-вскоре после работы в Сикстинской капелле умирает Папа Юлий 2 и наследники возвращаются к идее о надгробии

-Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников)

-по проекту скульптора его ученики потом соорудили настенную гробницу, в нижнем ярусе которой и была помещена фигура Моисея

-фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы,

-фигуры передают разные состояния человека, разные стадии борьбы

-«Скованный раб» - мощный порыв в желании освободиться от пут, бессилие

-«Умирающий раб» - последний вздох, замирающую жизнь в прекрасном, но уже коченеющем теле

-с 1520 по 1534 годы Микеланджело работает над гробницей Медичи – флорентийская церковь Сан Лоренцо –

-сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо

-оформляет две стены внутреннего помещения скульптурными надгробиями – одну стену украшает фигура Лоренцо Медичи, другую –Джулиано Медичи

-внизу, у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическими скульптурными изображениями – символами быстротекущего времени-

-«Утра» и «Вечера» в надгробии Лоренцо

-«Ночи» «Дня» в надгробии Джулиано

-напряжённые, изогнутые тела как бы скатываются с покатых крышек саркофагов

-в 1534 году, прервав работу над гробницами, Микеланджело уезжает в Рим, приступает ко второй работе в Сикстинской капелле – к росписи «Страшный суд» -

-сложные ракурсы переплетённых, закрученных в клубок тел крайний динамизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства, тревоги, смятения – всё это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению, как чужда ему и сама трактовка темы «Страшного суда» - вместо торжества справедливости над злом – катастрофа, крушение мира

-Микеланджело также был и гениальным архитектором -

-им исполнена лестница флорентийской библиотеки Лауренцианы

-им оформлена площадь Капитолия в Риме

-возведены ворота Пия – Porta Pia

- с 1546 года он работает над собором Св. Петра, начатым ещё Браманте

-а главное его творение как зодчего – грандиозный, вознесённый к небу купол над центральной частью храма

-2 последних десятилетия жизни Микеланджело полно утрат и разочарований, но тем сильнее и трагичней по мироощущению и лаконизму выражения произведения этого периода

-в основном, это скульптурные композиции и рисунки на тему «Оплакивание» и «Распятие»

-умер Микеланджело в возрасте 89 лет

-творчество Микеланджело часто трактуют как первого художника и архитектора барокко - но более всего он интересен как носитель великих реалистических традиций Ренессанса

Произведения.

Рельеф «Битва кентавров»

Скульптуры –«Вакх»

«Пьета»

«Давид»

«Моисей»

«Скованный раб»

«Умирающий раб»

«Пробуждающийся раб»

«Гробница Медичи»

«Лоренцо Медичи»

«Утро и Вечер»

«Джулиано Медичи»

«Ночь и День»

Лестница флорентийской библиотеки Лауренцианы

Росписи – зала пятисот – «Битва при Кашине»

Росписи потолка Сикстинской капеллы

Площадь капитолия в Риме

Ворота Пия – Porta Pia

Купол собора св. Петра в Риме

 

Творчество Рафаэля.

-идеи монументального искусства Возрождения, в которых слились традиции античности и дух христианства нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля Санти

-его считают художником, наиболее полно связавшим античные традиции с западно-европейским искусством

-родился в 1483 году в городе Урбино

-ранний период творчества – «Мадонна Конестабиле» - тонкий лиризм и чувство умиротворения

-в 1500 году уезжает в Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии»

-1504 год – Рафаэль перебирается во Флоренцию

-на протяжении всей жизни художник ищет образ Мадонны

-заслуга его в том, что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, соединить лиричность и глубокую эмоциональность с монументальным величием

«Мадонна в зелени»

«Мадонна со щеглёнком»

«Мадонна в кресле»

Вершина рафаэлевского духа и мастерства – «Сикстинская мадонна» - одно из самых совершенных произведений Рафаэля –

-фигура Марии с младенцем, вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами Св. Варвары и Папы Сикста 2, жесты которых обращены к Мадонне, как и взгляды двух ангелов (более похожих на путти-изображения обнажённых, как правило, крылатых мальчиков -, что так характерно для Возрождения. Фигуры объединены и общим золотистым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние. Но главное – это тип лица Мадонны, в котором воплощён синтез античного идеала красоты с духовностью христианского идеала, что столь характерно для мировоззрения Высокого Возрождения.

а до «Сикстинской Мадонны» папа Юлий 2 пригласил молодого художника в Рим для росписи личных папских комнат - станц – в Ватиканском дворце.

Рафаэль расписывает первые две станцы-

-в станце делла Сеньятура (комната подписей, печатей) – он написал 4 фрески – аллегории основных сфер духовной деятельности .?

Произведения.

«Мадонна с младенцеи и св.Иоанном Крестителем» («Прекрасная садовница»)

«Мадонна Конестабиле»

«Обручение Марии»

«Мадонна в зелени»

«Мадонна со щеглёнком»

«Мадонна в кресле»

«Сикстинская Мадонна»

Росписи станц Ватиканского дворца

Станца делла Сеньятура

«Афинская школа»

«Парнас»

«Диспута»

«Мера, Мудрость и Сила»

Станца д Элиодора

«Изгнание Элиодора»

«Месса в Больсене»

«Встреча Папы Льва 1 с Аттилой»

«Изведение апостола Петра из темницы»

«Чудесный улов рыбы» (лоджия Рафаэля?)

Росписи виллы Фарнезина

«Триумф Галатеи»

Сцены из сказки Апулея об Амуре и Психее

«Портрет Папы Юлия 2»?(11)

«Портрет Папы Льва 10?»

«Портрет Кастильоне»

«Дона Велата»

Сандро Боттичелли

1445-1510

-типичный художник конца флорентийского кватроченто

-выразитель эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи

-ученик Филиппо Липпи

в галерее Уффици хранятся 2 его знаменитые картины

«Рождение Венеры» около 1483-1484 года и

«Весна» - «Примавера» – ок. 1477-1478

- в первой художник изображает рождение прекрасной богини из пены морской, которая под дуновением ветров в раковине скользит по поверхности моря к берегу.

здесь сказались все основные черты письма Боттичелли

-декоративность

-нарядность

-лирический и романтический характеры образов

-его удивительная способность создавать фантастический пейзаж

Боттичелли создаёт вполне определённый тип лиц, особенно женских – удлинённый овал, пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза

-этот же тип встречается и в «Весне»-

-тема картины навеяна станцами Анджело Полициано, придворного поэта Медичи

аллегорическая картина «Весна» написана для украшения виллы Медичи.

тема была разработана кружком Лоренцо Великолепного.

это одно из наиболее сложных произведений Боттичелли-

-на фоне тёмной зелени фантастического сада выступают изящные силуэты стройных фигур

-цветущий луг под их ногами напоминает ковёр

-в глубине картины Венера – или Афродита («афро» – «апро» – символизирует апрель) – в нарядном платье стоит, благословляя 3 Грации – 3 воплощения красоты, которые ведут хоровод – в центре – Целомудрие; Любовь, Наслаждение

-над головой Венеры парит Амур с луком

-из рощи бежит - по одной версии – Нимфа, преследуемая фавном; по другой версии – тёплый ветер Зефир преследует нимфу полей и лесов Хлорис, которая превращается во Флору – символизирует март.

-в левом углу – фигура юноши, которого обычно называют Меркурием – сыном богини Майи – символизирует май и движется вперёд – то есть в лето

-сюжет этой картины не религиозный, а литературный – композиция навеяна фастами Овидия – Овидий «Наука о любви»

Ранние работы Боттичелли

-«Юдифь»

-«Нахождение тела Олоферна

-«Св. Себастьян»

расцвет творчества –

-«Примавера»

-«Рождение Венеры»

-«Мадонна с гранатом»

-«Мадонна дель Магнификат»

-«Паллада и Кентавр»

-«Венера и Марс»

Позднее творчество

-«Пьета» - обращение к драматическому сюжету

-«Рождество»

Монументальная живопись

-Сикстинская капелла

-цикл фресок о Моисее, о Христе

портреты

книжная графика – иллюстрации к «Божественной комедии» Данте – после 1484 года

«Покинутая» - 1485-1490 годы

 

1 хп – зарина – рафаэль, мадина – леонардо, бэлла – микеланджело, нателла – боттичелли донателло, аза- тициан, лена – джорджоне.

Возрождение в Венеции

для Венеции весь 16 век проходит под знаком Чинквеченто

Из мастерской Джанбеллино вышли два великих художника Высокого венецианского Возрождения – Джорджоне, Тициан.

1477-1510

-типичный художник поры Высокого Возрождения

-первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим

-предмет искусства и объект поклонения для него – пейзаж, природа и прекрасное нагое тело человека

-чувствуется в его произведениях влияние рационального, логичного Леонардо да Винчи, но Джорджоне более эмоционален

-чувство гармонии, совершенство пропорций, изысканный линейный ритм, мягкая светопись, одухотворённость и психологическая выразительность образов – свойственны творчеству Джорджоне

-он интересуется не столько линейной перспективой, сколько световоздушной, и проблемами колорита

«Мадонна Кастельфранко» 1505 год

«Гроза» 1506

«Юдифь»

«Спящая Венера» 1508-1510 годы

«Сельский концерт» 1508-1510 годы

«Три философа»

 

Тициан Вечеллио

1477-1576

- величайший художник венецианского Возрождения

-создал произведения и на мифологические и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета

-первая работа – совместная с Джорджоне – роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции

-герцог Феррарский заказывает ему цикл картин на античные темы –

-«Вакханалия»

-«Праздник Венеры»

-«Вакх и Ариадна»

-богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образы, и он создаёт огромные иконы –

-«Вознесение Марии»

-«Мадонна Пезаро»

-одна из самых больших его композиций – «Введение Марии во храм»

варианты «Данаи»

-«Венера Урбинская»!, в которой многие видели портрет герцогини Элеоноры Урбинской

Портреты.

«Ипполито Риминальди»

«Пьетро Аретино»

«Дочери Лавинии»

особенно драматичен, эмоционален, подан в противостоянии и столкновении «Групповой портрет Папы Павла 3 с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе».

-такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко в 17 веке

-к концу жизни его творчество претерпевает существенные изменения-

-он много пишет на античные сюжеты-

-«Венера и Адонис»

-«Пастух и нимфа»

-«Диана и Актеон»

-«Юпитер и Антиопа», но

всё чаще обращается к темам христианским, к сценам мученичеств, в которых языческая жизнерадостность, античная гармония сменяются трагическим мироощущением

«Бичевание Христа»

«Кающаяся Мария Магдалина»

«Св. Себастьян»

«Оплакивание»

 

меняется и техника письма –

-золотистый светлый колорит и лёгкие лессировки уступают место живописи мощной, бурной, пастозной

-предача фактуры предметного мира, его вещественность достигаются широкими мазками ограниченной палитры – «Св. Себастьян»

-«Оплакивание» - закончена учениками после смерти художника

«Венера перед зеркалом»

 

Венеция на протяжении 16 века – последний оплот независимости и свободы, здесь дольше всех сохранилась верность традициям Ренессанса. Но в конце века и здесь очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусств. это видно на примере творчества двух крупнейших художников 2 половины 16 столетия.

Паоло Веронезе

и

Якопо Тинторетто

Паоло Кальяри (Веронезе)

-последний певец праздничной, ликующей Венеции 16 века

-росписи венецианского Дворца дожей

-«Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре - с изображением 138 фигур

-«Пир у Симона Фарисея»

-«Пир в доме Левия»

 

Кватроченто вне Флоренции.

Умбрийская школа.

Умбрия – на северо-востоке от Тосканы –

-нет крупных городов

-большие пространства занимают помещичьи угодья

-поэтому в искусстве ярко выражены феодальные, средневековые традиции

-искусство Умбрии декоративно, нарядно, лирично, мечтательно и глубоко религиозно, главную роль играет колорит

Представители

Джентиле де Фабриано

-«Поклонение волхвов»

Мелоццо да Форли

-«Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом 4»

Пентуриккио

-«Возвращение Одиссея к Пенелопе»

-«Портрет мальчика»

Пьетро Перуджино– будущий учитель Рафаэля

-«Передача ключей апостолу Петру» - в сикстинской капелле

-«Явление Марии Св. Бернарду»

-«Оплакивание Христа» или «Пьета»

-«Обручение Марии»

-«Передача ключей…

-«Мадонна со святыми»

-«Мария Магдалина»

Росписи Колледжо дель Камбио в Перудже

 

Но самым крупным маст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.344 с.)