Крымскотатарское изобразительное искусство



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крымскотатарское изобразительное искусство



Крым богат ценнейшим художественным наследием мирового значения. Каждый проживавший здесь народ создал собственную, по-своему высокую и самобытную культуру.

Основной расцвет культуры и искусства крымских татар начинается со второй половины 15 века, который не спадает на протяжении трех веков. Общество в этот период было открытым: письменные источники свидетельствуют о достаточно развитой культуре.

Высокопрофессиональное цеховое искусство, обслуживавшее ханский двор, знать и духовенство, создавало произведения из металла, камня, дерева, кожи, шерсти, шелка и льна. В мастерских Бахчисарая, Карасубазара, Кезлева, Судака, Алушты, Старого Крыма изготавливали изделия, покрытые своеобразным орнаментом, удовлетворявшие спрос не только местного населения Крыма, но и экспортировались за его пределами. Высокий уровень народного искусства Крыма был хорошо известен, так как кустарными промыслами на полуострове занимались тысячи мастеров крымских татар. Секреты ткачества, вышивки, чеканки передавались здесь из поколения в поколение.

После завоевания Крыма Российской империей в 1783 году культура и искусство крымских татар стало приходить в упадок.

Трагически сложилась судьба и других культурных ценностей коренного народа. В 1833 году царское правительство провело широкомасштабную операцию по изъятию и преданию огню старинных книг и рукописей.

После установления советской власти у крымскотатарской интеллигенции появилась надежда на возрождение национальной культуры. Крымскотатарская газета «Миллет», издававшаяся в этот период, писала: «…Нет сомнения в том, что мусульмане Крыма в ближайшем будущем достигнут осуществления своих самых высоких идеалов. В ближайшее время они создадут свои национальные институты и университеты, национальную академию, а также другие научные заведения, и на этом пути придут к возрождению своего блистательного прошлого…». Действительно, в скором времени была основана художественнно-промышленная школа (Huner ve Sanayı mektebı), которая была открыта одновременно с национальным музеем в г. Бахчисарае в ноябре 1917 года. Директором музея был назначен Усеин Боданинский, а директором художественно-промышленной школы – Абдурефий Абиев.

С 20-х годов начинает творческую деятельность плеяда замечательных представителей культуры и искусства крымских татар. В целом, этот период характеризуется подъемом в культуре и искусстве крымских татар. Период с начала 1923 года до декабря 1927 года культурологи и историки назвали «периодом крымскотатарского ренессанса».

Немалых успехов в это время достигло изобразительное искусство крымских татар. С целью возродить и развить традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства организовываются мастерские и артели в Евпатории, Бахчисарае и в Симферополе, где искусные мастера создавали изделия, покрытые, в основном, крымскотатарским орнаментом и символикой советской системы.

Значительным событием было участие крымскотатарских мастеров народного искусства на международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. В апреле 1925 года крымский отдел парижской выставки вызвал живой интерес у французской общественности. Экспонатам Крыма была присуждена серебряная медаль.

Большой вклад в возрождение и развитие традиционных народных промыслов внесли такие мастера, как филигранщик ювелирной артели «Куюмджи» Бакшишев, мастер ткачества Гафаров, вышивальщица Э. Мансурская, а также Ш. Аединова, М. Сулейманова, А. Садрединова, А. Бекирова, Р. Муслядинов, Ш. Ибраимов, Р. Сейдаметов.

Помимо Парижской выставки изделия крымскотатарского декоративно-прикладного искусства на высоком уровне были представлены в 1927 году в Москве на выставке искусств различных национальностей СССР. Здесь были представлены ковры, вышивки, ювелирные изделия, чеканная медная посуда и многое другое, получившее высокую оценку зрителей.

В мае 1935 года в Московском музее восточных культур открылась выставка крымскотатарского и караимского искусства, в основе которой лежали материалы, собранные историком, этнографом П. Я. Чепуриной. Экспонаты выставки охватывали эпоху с конца 16 века по советский период. Последняя крупная выставка изделий традиционного декоративно-прикладного искусства крымских татар была организована в 1937 году на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и имела свой павильон.

Одним из ведущих видов народного искусства в этот период была вышивка. «…Происходит это от следующих причин: вышивка-шитье служит средством украшения костюма, комнаты и заменяет в последнем случае живопись»,- отмечает в своей статье Спасская. «… Своеобразие крымскотатарской вышивки – в особенности орнамента, его ритма, где линия и цвет самодовлеющи и где со всей многозвучностью проявилась сеть пересекающих наслоений различных культур и эпох…»

Мастером среди орнаменталистов и вышивальщиц считалась Айше Мамбетова из деревни Отузы, которая рисовала узоры для вышивки и обучала искусству шитья. Это была настоящая художница - профессионалка, обладавшая удивительно твердой рукой, точным глазом, высоко развитым колористическим чутьем и знанием техники шитья. Наиболее известными талантливыми представителями орнаментального искусства в первой половине 20 века были также Адавие Эфендиева, Амет Калафатов.

Адавие Эфендиева (1879-1944), народный мастер прикладного искусства, вышивальщица, специалист по крымскотатарскому орнаменту. Овладев в совершенстве техникой традиционной вышивки и ткачества, Адавие Эфендиева в 1928 году была приглашена на работу в качестве специалиста по обучению технике татарской вышивки краеведческим кружком при Евпаторийском музее. В 1930 году А. Эфендиева становится инструктором вышивки в артели «Эски орнек» («Старинный узор»). В артели Эфендиева начала рисовать, её картины носили отпечаток колорита степной части Крыма. Рисунки А. Эфендиевой в 1935 году впервые экспонировались на Московской выставке мастеров народного искусства татар и караимов Крыма, а также на первой Всероссийской выставке изобразительной самодеятельности. «Меним фикирлерим – меним орнеклерим» («Мои мысли – мои орнаменты»), - повторяла А. Эфендиева о своих орнаментальных композициях, в которых форма и колорит также носят отпечаток степной части Крыма. Работая в 30 годы в Евпаторийской артели «Промшвейт», она подготовила вышивальщиц Алиеву, Бекирову и многих других. С 1930 по 1937 гг. А. Эфендиева создала 500 орнаментальных композиций, которыми пользовались все швейные и вышивальные артели. Изделия с ее орнаментами экспонировались в Европе и Америке.

Лучшим орнаменталистом Крыма в 40-е годы считался Амет Калафатов (1860-1942), мастер декоративно-прикладного искусства, мастер-оружейник, ювелир. Родился 6 января 1860 года в городе Карасубазар. Амет Калафатов был одним из выдающихся крымскотатарских народных художников. Им было создано большое количество оригинальных высокохудожественных орнаментов для стенных росписей, тканей, вышивок, чеканных работ. Свою творческую деятельность Калафатов начинал как мастер-оружейник, изготовлял охотничьи ружья, пистолеты, ножи, покрытые золотым узором. Его орнаменты, созданные им на основе крымскотатарского народного творчества, широко использовались художественными артелями, кустарями, отдельными ткачихами и вышивальщицами. Он был участником Всесоюзной (Москва,1939 год) выставки и ряда крымских выставок (1937 и 1938 годы). Его орнаменты печатались в журнале «Творчество» (№ 11, 1939). Художник-самоучка внес в орнаментные рисунки много нового. В строгие геометрические линии восточного орнамента он вводит объемность деталей, смело использует растительный мир, причем трактует его совершенно реалистично, без нарочитой, вычурной стилизации, какую обычно применяли восточные орнаменталисты. Его рисунки внимательно и с интересом изучались и этнографами и искусствоведами. В 1940 году Амет Калафатов был принят в Союз советских художников Крымской АССР.

С 1944 года, после высылки крымскотатарского народа из Крыма, развитие орнаментального искусства приостановилось на несколько десятилетий. Из болем 70-ти традиционных ремесел, сохранились вышивка, ткачество, ювелирное искусство. Сохранились они благодаря устойчивым традициям крымских татар, когда обязательными были определенное количество предметов для свадьбы, похоронных обрядов и др. Но стали замирать, исчезать один за другим резьба по камню и дереву, чеканка по металлу, затем вырождается керамика. И только с 90-х годов, с началом возвращения крымскотатарского народа на свою Родину, стали возрождаться национальная культура и искусство, в частности, традиционное ткачество и национальная вышивка. Молодые мастера в своем творчестве, ремесле стали использовать традиционный орнамент, который начали сейчас изучать, анализировать, сравнивая с хорошо знакомыми азиатскими орнаментами.

Дальнейшее изучение самобытности орнаментального искусства крымских татар позволит все больше и шире использовать его в творчестве художников и мастеров прикладного искусства, обогащая тем самым как искусство крымских татар, так и искусство всего Крыма.

 

Декоративно-прикладное искусство крымских татар имеет корни, уходящие вглубь веков, и является бесценным культурным наследием мирового значения.

Впитав в себя художественные приемы и традиции многих народов, принявших участие в этногенезе крымских татар, с появлением Крымского ханства в середине 15 века, расцвело уникальное и самобытное искусство крымских татар.

Источники свидетельствуют о высокоразвитом цеховом ремесле, работавшем не только на население Крыма, но и удовлетворявшем спрос далеко за пределами.Мастера передавали секреты искусства по наследству, долго и кропотливо обучали учеников.

Ремесло сосредоточилось в городах Карасубазар, Бахчисарай, Кезлев, Солхат, Судак. В Крыму были развиты чеканка и вышивка, резьба по дереву и ковроткачество, ювелирное искусство иткачество, резьба по камню и зодчество, гончарное и искусство рукописной книги и многие другие.

После 1783 года культура и искусство крымских татар стали угасать в связи с массовым исходом народа в Турцию. Но и в таких условиях народные традиции поддерживались, что отметил академик П. С. Паллас в 1793 году: «В Бахчисарае было 517 лавок. В этом числе: 121 лавка с шелковыми и другими товарами розничной продажи; 41 искусных седельников и хороших кожаныхизделий, 135 съестных припасов, 24 башмачника, 23 с изделиями больших и малых татарских ножей и иных острых инструментов, пользующихся известностью за их закалку; 5 медников, 10 брадобреев, 19 портных, 6 ювелиров, 5 оружейников, 8 продаж башмачных изделий, 9 обозных и лесных, 5 канатных заведений, 8 бочарных, 7 с войлочными изделиями и дождевыми плащами, 4 горшечника; 5 продающих трубки с чубуками, 20 пекарень, 13 дубильных для кож и сафьяна, 6 кузниц, 13 лавок с продажей крепких татарских напитков, выделываемых из проса; 13 свечных заводов и 7 резчиков по дереву. <…> Его (Бахчисарая) торговля довольно значительна, как потому, что ведется с деревнями, так и благодаря частым приездам верхом в город мурз; все это дает благосостояние и торговцам, и ремесленникам».

С приходом советской власти наблюдался кратковременный подъем национального искусства: были основаныхудожественно-промышленная школа, на базе Ханского дворца – первый национальный музей, во многих городах Крыма появляются ремесленные артели. Свидетельством высокой художественной ценности предметов может служить бронзовая медаль, присужденная крымскотатарским вышивкам и кружевам на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в 1925 году.

В этот период на благо крымскотатарского народа трудилась целая плеяда потомственных мастеров: Амет Калафатов (1860-1942), орнаменталист, мастер декоративно-прикладного искусства, оружейник и ювелир; Айше Мамбетова, Адавие Эфендиева (1879-1944) и ее ученица Зулейха Бекирова (1913-1999) – вышивальщицы, создававшие и воплощавшие в вышивках крымскотатарский орнамент.

Изгнание крымскотатарского народа из Крыма в 1944 году положило начало эпохе забвения национального искусства. Лишь в 90-е годы, с начала возвращения народа на родину, медленно, но уверенно начинают возрождаться традиции и ремесла, культура и искусство.

В силу многих причин, не все ремесла получили новый виток развития: наиболее живучими оказались традиционное ткачество и вышивка, гончарное и ювелирное искусство, резьба по дереву, валяние войлока.

Сегодня молодые крымские мастера работают в различных направлениях современного искусства, успешно применяя старинный орнамент и техники, таким образом популяризируя и обогащая национальное искусство.

Крым издавна славился изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства – кожевенных и золотых дел, медников и, конечно, вышивальщиц. Вышивка была одним из самых распространенных и любимых видов традиционного искусства крымских татар. Ею украшались костюмы – женские, мужские, детские, а также изделия, которые использовались в повседневной жизни – декоративное панно на ткани, полотенца – они служили для украшения интерьера дома. В Крыму девочек обучали вышивке с самого раннего детства…

Исследователь Лидия Рославцева выделяет семь самых распространенных техник шитья у крымских татар: «Первый – «татар ишлиме» – татарская гладь. Второй – «эсап ишлиме» – «шитье стягами». Третий – «телли» – «шитье площенкой» – узкой металлической пластинкой, протягиваемой сквозь ткань и забиваемой специальным молоточком в разного рода геометрические узоры. Четвертый – «мыкълама» – «высокое шитье золотом». Пятый шов – «букме» – шитье шнурком, обычно золотым, тоже вприкреп и по плотным тканям. Гораздо реже встречался шестой шов – «каснак» – «тамбурный», который выполнялся или иглой, или крючком. Седьмой шов – «пул» – «шитье блестками», дополнял основной узор».

В 1925 году знаменитый поэт, публицист и знаток Крыма Максимилиан Волошин с горечью писал: «Татарское искусство: архитектура, ковры, майолик, чекан металлов – все это кончилось; остались еще ткани да вышивки. Татарские женщины, по врожденному инстинкту, еще продолжают, как шелковичные черви, сучить из себя драгоценные растительные узоры. Но и эта способность иссякает. В Бахчисарае, в Ханском дворце, превращенном в музей татарского искусства, вокруг художника Боданинского, татарина по рождению, еще продолжают тлеть последние искры народного татарского искусства, раздуваемые дыханием нескольких человек, его охраняющих... Исчерпывающие собрания татарских орнаментов были собраны художниками Чепуриной в Евпатории и Александрой Михайловной Петровой в Феодосии, но труды их до сих пор не изданы».

Мастером, которому было суждено возродить умирающий народный промысел – традиционную крымскотатарскую вышивку, стала Зулейха Бекирова

Мастером, которому было суждено возродить умирающий народный промысел – традиционную крымскотатарскую вышивку, стала Зулейха Бекирова – художник, педагог, вышивальщица, специалист по ткачеству и гобеленам

55. Устное народное творчество народов Крыма.*



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.23.193 (0.016 с.)