Виды крымскотатарских жилищ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды крымскотатарских жилищ.



Известный исследователь крымскотатарского жилища Б.А. Куфтин выделил четыре основные региональные разновидности жилища крымских татар.

Деревни южнобережных татар обычно располагались в отдалении от моря, на склонах гор, по сторонам бегущих по камням ключей, образующих главные улицы поселка. Строились дома в два этажа, громоздясь друг на друга по склону ущелья, составляя сплошную многоярусную постройку. Улицы заменялись каменными лестницами, расположенными в узких промежутках между домами. Плоские крыши, обмазанные глиной, служили двором вышестоящих домов. Б.А. Куфтин отмечал, что «домики кажутся издали какими-то гигантскими сотами, облепившими склоны, ущелья. Кривые улочки кончаются еще внизу, у подошвы, и, чтобы попасть на верх поселка, надо взбираться по узким каменным лесенкам, буквально с крыши на крышу…». На земляных кровлях крымские татарки сушили табак, орехи, лук, чеснок и прочие продукты, а во время праздников танцевали, одновременно утаптывая землю на крыше. Полы домов смазывались цветной глиной и тщательно закрывались войлоком. Ни один крымский татарин не мог позволить себе войти в дом в обуви, обычно из воловьей кожи – черыкъ, чтобы не наследить.

В начале ХIХ века в Ялтинском районе начинают строиться дома с двускатной черепичной крышей. Меняется планировка поселка, появляются улицы и дворы с садками. В двухэтажных постройках нижний этаж обычно служит помещением для скота и кладовыми, живут в верхнем этаже с верандой, поднимаясь туда по наружной (а в старину – внутренней) лесенке.

Дома степных районов Къарасубазара и Акъмесджита имели обширный двор, окруженный низенькой оградой. Одноэтажные домики строились из обмазанного глиной плетня или кирпича, перекрывались двускатной черепичной крышей без чердака. Состояли они из двух-трех комнат. В районе водораздела Качи и Бельбека деревенские дома были деревянные и представляли собой своеобразные срубы (чатма эв), собранные из массивных дубовых досок. Такой сруб поднимался на сложенном из камня нижнем этаже магъаз либо помещался прямо на земле на низком каменном фундаменте.

Дома в городе Бахчисарае располагались однообразно. Дом, к которому со стороны фасада примыкал двор, состоял из двух частей, находящихся на разных уровнях. Нижний этаж, каменный, предназначался для хозяйственных нужд; верхний, фахверково-деревянный (строительная конструкция, в которой несущей основой служит пространственная секция из наклонных балок из древесины хвойных пород), – жилой, обычно был разделен на мужскую и женскую половины. Второй этаж со стороны улицы выступал над первым, напоминая старые византийские дома, а во дворе, на стыке мужской и женской половины, устраивалась общая веранда с лестничным сходом на террасу.

Одноэтажные дома имели форму прямоугольника, сложенного из дикого камня на глиняном растворе, с двускатной или трехскатной крышей. Крыша обычно спускалась широким навесом (сачакъ), создававшим тень, а также защищавшим от дождя глиняные стены.

В степных районах долгое время, распространенным жилищем поселившихся здесь кочевников была кибитка или юрта. Большая юрта имела круглую форму и основывалась на сборно-разборном деревянном каркасе. Она имела ограниченную площадь, поэтому вещи размещались в ней по кругу таким образом, что пространство пола оставалось свободным для человека. Направо от входа располагались продовольственные запасы и лавка для утвари. Тут же висела полка для парадной посуды. Под ней находился раскрашенный шкафчик с дверцами (сундук), служивший для хранения продуктов питания. Подальше от двери, на левой стороне юрты, размещалась длинная раскрашенная деревянная скамья или кровать, на которой лежали матрасы, одеяла и подушки. Сверху была протянута веревка с развешенной на ней мужской одеждой. Вышитые сумки с поклажей, оружие, конская сбруя, гребни для расчесывания шерсти висели на крючках вдоль стен. Пол застилался цветным войлоком. Таким образом создавался единый орнаментальный фон интерьера, напоминающий большой разноцветный ковер.

Благодатный и приветливый Крымский полуостров за свою историю приютил многие народы. Нашли вторую родину здесь и армяне, когда в XI веке их родную Армению почти полностью разорили сначала турки-сельджуки, а потом и монголотатары, часть жителей переселилась в Крым. И это не удивительно, ведь их предки еще в далекой древности пришли в Крым под началом понтийских царей.

Во II в. до н.э. Царь Митридат Евпатор VI, будучи совсем мальчиком и опасаясь расправы в борьбе за власть (поскольку он был не единственным наследником после трагической смерти отца), вынужден был на время покинуть Синоп – столицу Понты. Он бежал в Малую Армению, которая была старой союзницей его отца. Семь лет он скрывался там в горах и лесах.

Армянский царь Антипатр, не имеющий собственных прямых наследников, принял Митридата под свое покровительство. Он позаботился о его воспитании и, когда Митридат достиг совершеннолетия, помог ему вернуть власть в отцовском царстве. При этом он добровольно отдал ему и свои владения. В результате малая Армения сохранила особое положение в составе понтийского царства в течение всего правления царя Митридата Евпатора. Армянские воины принимали активное участие в его походах. Например, они почти полностью составляли гарнизон греческого города Ольвии в Северном Причерноморье, на границе со скифами и сарматами. А когда Митридат укрепил свою власть в Боспорском царстве – на востоке Крыма и освободил западную Таврику от скифов с помощью своего лучшего военачальника Диофанта (кстати, тот называет один из гарнизонов Евпаторией в честь своего Царя), то неудивительно, часть его подданных, поселилась на полуострове, в том числе и армяне. И хотя есть всему этому бесспорные подтверждения во Всемирной Истории, однако гораздо больше свидетельств сохранилось об армянских поселениях в Крыму в эпоху средневековья. Начиная с XI в. поселений этих было так много, что предгорная часть восточного Крыма тогда называли Приморской Арменией.

Тогда Кафа (Феодосия) была одним из основных городов в Крыму, где поселились армяне. В 70-х годах XV в. из 70тыс. жителей в городе их проживало около 46тыс. Здесь было построено около 40 армянских церквей, а также школ и караван-сараев. Несмотря на то, что вплоть до 1475 года Кафой владели генуэзцы, армяне играли немаловажную роль в развитии и процветании города, успешно занимаясь сельским хозяйством, ремеслами и торговлей.

«Карантин» — историческое название территории в границах современной Феодосии. Здесь находилось одно из армянских поселений. До нас дошли несколько памятников архитектуры: церкви Иоанна Предтечи, Св.Ованеса, Св.Григория, Св.Стефана. Сохранился даже фонтан. А территория защищена оборонной стеной с бастионами и башнями. Законы генуэзской фактории позволяли переселенцам из Армении арендовать землю и воздвигать как бы свой город внутри города. Эта крепостная стена на Карантине строилась на общие средства армян Кафы. После выселения армян из Крыма в 1778 году, Карантин пришел в запустение, а затем уже, когда Крым стал российским, там стали работать специальные врачебные комиссии, которые досматривали прибывшие корабли на предмет выявления чумы и других «заразных» болезней (с тех пор, собственно, и стали называть это место Карантином).

В пределах Бахчисарая до наших времен сохранилось лишь ничтожное количество армянских памятников. На территории разоренного кладбища в 90-х годах XIXв. архитекторы обнаружили остатки пещерной армянской церкви. Надписи и рельефы не оставляют сомнений в их «национальной принадлежности». Ученые считают, что здесь в средние века располагался целый монастырский комплекс. Такой тип строений часто встречается в Армении. В Крыму же, в княжестве Феодоро на Мангупе, основанном представителями рода Гаврасов, также много подобных храмов.

Церковь Св.Рипсиме в Ялте не имеет такой давней истории, как сооружения в восточной части Крыма. Построенная в 1905-1917гг. она воплотила в себе черты многих эпох. Но доминирующими, несомненно, являются традиционные — армянские. Постройки такого типа присущи средневековому зодчеству. Храм воздвигнут на средства нефтепромышленника П.Тер-Гукасяна в память о его дочери Рипсиме. Нижняя часть здания, как было задумано изначально, занимает усыпальница. Сама церковь расположена высоко на холме, к ней ведут многочисленные каменные ступени. Это одно из красивейших зданий Ялты.

Керкинитида, Гезлев, Евпатория – ей более 2500 лет (кстати, так точно и неизвестно, где именно на западном побережье был построен Диофантом гарнизон, который он назвал Евпаторией; современное же название Гезлева – Евпатория город приобрел уже в екатерининские времена в модной тогда «греческой манере»). Исторические армянские корни были зафиксированы и здесь. В средневековом Гезлеве, а вернее, близ его северной крепостной стены располагался армянский поселок. На его месте стоит хотя и плохо, но сохранившееся здание церкви и церковно-приходской школы, которые в начале 90-х годов были возвращены евпаторийской армянской общине. Восстановить прежний облик Храма будет довольно сложно, ибо достоверных сведений о его первоначальном устройстве практически не сохранилось. Тем не менее, усилиями и на средства общины храм постепенно очищается, ремонтируется и, конечно, в конце концов возродится.

Средневековая Солдайя (Судак) – также один из уголков Тавриды, избранный армянскими переселенцами. И здесь сохранились некоторые памятники, хотя подчас археологам в Крыму трудно точно определить принадлежность того или иного христианского культового сооружения. Это и не удивительно. Армяне, греки, русские издревле жили на одной земле и зачастую греческие церкви строились армянскими зодчими, а бывало и наоборот…

История столицы Крыма – Симферополя берет свое начало в III в. до н.э., когда на этом месте был образован Неаполь Скифский. В XV-XVI вв. это Ак-Мечеть, резиденция калги-султана, второго лица в Крымском ханстве. В 1794г. академик П.Паллас, описывая Ак-Мечеть, как традиционный татарский городок с «узкими кривыми и немощеными улочками», тем не менее замечает на одной из них «армянский молитвенный дом». Вот одно из свидетельств проживания армян также и в нем. В путеводителе 1913 года в Симферополе, который так теперь именуется и становится (с 1802 г.) центром Таврической губернии отмечалось уже наличие как минимум двух армянских церквей.

Но бесспорно, самым значительным и самым крупным из армянских памятников Крыма является Монастырь Сурб Хач (Святой Крест). Внешне постройка монастыря с возвышающейся над ней дозорной башней напоминает скорее крепость. И это не удивительно для тревожных средневековых времен. Престольный Сурб-Хач служил резиденцией армянских епископов, которые в средние века имели огромное влияние на жизнь всей крымской общины. Расположенный в 3-х км южнее Старого Крыма, среди буковых и дубовых лесов, монастырь был не только религиозным центром, но и центром армянской культуры. В его стенах на протяжении многих веков развивались науки – философия, история, каллиграфия, а также создавались удивительные по красоте шедевры армянской художественной миниатюры. И все же основой монастыря, его центром притяжения всегда был его Храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Это самое древнее сооружение не только на территории этой обители, но и одна из наиболее старых армянских построек в Крыму. Высеченная на камне надпись гласит: «Сей божественный храм славы на земле – рай древа жизни; он подобие высокого неба и обиталище Св.Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году начав, воздвигнут во имя Знамения усердием служителя его Ованеса-инока и родных братьев его и по духу сынов». Монастырский храм наследует многие черты традиционного церковного армянского зодчества и все же его черты отмечены многими особенными и оригинальными деталями (те, кто подробнее захочет узнать о монастыре и увидеть его, всегда сможет это сделать с экскурсионной группой из любого города Крыма). После переселения армян на Дон в 1778г. Сурб Хач потерял свое прежнее значение, но он оставался Монастырем и помимо выполнения духовных функций, содержал и обслуживал довольно большое хозяйство (2288 десятин). На его обустроенной территории размещались фруктовые сады, огороды, пасека, мастерские, а также небольшая гостиница для паломников. К монастырю вела мощеная камнем дорога. А потом пришли долгие годы лихолетий и забвения…

Архитектура. В стиле русского классицизма в Симферополе построены лавки с колоннадой (начало XIX в.), бывшая загородная усадьба врача Мильгаузена (октябрь 1811 г.), «странноприимный» дом Таранова-Белозерова (1825), загородный дом Воронцова в парке «Салгирка».

«Дом Воронцова» построен в 1826 – 1827 гг. архитектором
Ф. Эльсоном. Здание имеет четкий план и весьма импозантный восточный фасад с колоннадой и широкой лестницей, спускающейся с террасы в парк. Однако в этом здании «чистота» стиля была сразу же и вполне сознательно нарушена. В стиль русского классицизма вплетаются восточные мотивы..

Высокое мастерство показали зодчие при строительстве собора во имя Александра Невского, главного православного храма губернии, построенного в Симферополе. Выбранное для церкви место было освящено в мае 1810 г. Но стройка шла очень трудно, были допущены серьезные просчеты, и почти возведенное здание в 1822 году пришлось разобрать. Собор начали строить по проекту выходца из Франции И. Шарлемана, на первой площади Симферополя (ныне Сквер Победы). Наблюдение за стройкой поручили архитектору Якову Ивановичу Колодину. В 1828 г. храм был возведен, а 3 июня 1829 г. он был освящен. Собор был очень красив и внешне, и внутренне: богатый иконостас, голубые купола, позолоченные кресты, малиновый звон колоколов, ажурная решетка ограды. В 1931 г. собор был варварски разрушен. С 2003 г.начаты работы по воссозданию храма.

Около середины XIX в. русский классицизм уступил место готике, византийской архитектуре, зодчеству мусульманского Востока. Классический стиль соблюдается в строительстве официальных зданий, а дворцы и особняки частных лиц возводились в стиле готики, ренессанса или восточном «вкусе». К числу зданий, выдержанных в традициях русского классицизма, относится колоннада Графской пристани (1846 г.) и Петропавловский собор (1848 г.) в Севастополе. Из построек, рвущих с этим стилем, наибольшей известностью пользуются Алупкинский, Гаспринский и Ливадийский дворцы.

Строительный материал, как и здания городов и поселков, был самым разнообразным – от глины (для строительства мазанок) до диабаза (дворец Воронцова). Отовсюду на подводах везли камень, песок, доски. Широкое строительство требовало значительных денежных средств, поэтому на благоустройство их не хватало. Улицы первое время имели грунтовое покрытие и поэтому летом они зарастали травой, а в ненастье были труднопроходимыми. В первой половине
XIX в. вопрос «мощения улиц» решался с большим трудом.

На развитие края во второй половине века оказал влияние целый ряд событий и факторов, и прежде всего крымская война и отмена крепостного права в России. Несмотря на тяжелое положение, успешно развивается промышленность. Успехи в экономике способствуют росту городов. Заново отстраивается Севастополь, крупным торговым городом становится Феодосия, курортным и лечебным центром - Евпатория. Симферополь к концу века по праву является административным и культурно-экономическим центром губернии. В 1874 г. здесь появился профессиональный театр, с 1875 г. начала выходить своя газета. В 1893 г. появляется телефонная связь.

Во второй половине XIX в. создается целый ряд научных обществ, сыгравших значительную роль в развитии науки и распространении научных знаний: Таврическое медико-фармацевтическое общество (1868), симферопольский отдел Российского общества по изучению садоводства для хозяйственных и научных целей (1883) и др.

В Крыму открываются новые и пополняют свои фонды прежние музеи и библиотеки. В Симферополе в 1887 г. основан музей древностей Таврической ученой Архивной комиссии, а в 1899 г. – естественно-исторический музей. С историей этих очагов культуры связаны имена многих крупных деятелей – А. Стевена, А. Маркевича, С. Мокржецкого, Н. Клепинина и др. 12 ноября 1873 г. была основана библиотека «Таврика». в ней имелись редчайшие справочники, путеводители, монографии, альбомы, прижизненные издания выдающихся писателей, первооткрывателей и исследователей Крыма. В 1869 г. в Севастополе был открыт музей Севастопольской обороны, по инициативе участников обороны 1854-1855 гг.

Большое внимание уделялось образованию, в 1865 г. в Крыму было уже 262 учебных заведения, а в 1887 г. – 569.

С Крымом связано творчество многих писателей, поэтов, ученых, художников.

Так, писатель К. Станюкович в своих рассказах «Похождения одного матроса», «Морских рассказах» показывает будни русского флота. В Ялте долгое время жил и работал украинский поэт С. Руданский. С 1898 г. в Ялте жил и работал А. Чехов. Здесь им написаны «Три сестры», «Вишневый сад», «В овраге» и др.

Во второй половине века в Крым приезжали Л. Украинка,
И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, М. Коцюбинский, Л. Толстой и др.

Федор Александрович Васильев был одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок. Он приехал в Крым летом 1871 г. и поселился в Ялте. За короткое время он написал ряд картин – шедевров русского пейзажа: «Оттепель», «Мокрый луг», «Дорога в Крыму», «Прибой волн», «В Крымских горах». Умер художник на 24-м году жизни. Похоронен в Ялте.

Жизнь и творчество художника Ивана Константиновича Айвазовского тесно связаны с Крымом. Родился он 17 июля 1817 г. в Феодосии, учился в Симферопольской мужской гимназии. Далее учеба в Петербургской Академии Художеств, поездка в Италию для знакомства с искусством этой страны. В 1844 г. И. К. Айвозовскому было присвоено звание академика живописи. С 1845 г. он постоянно жил и работал в Феодосии. Большая часть картин выдающегося мастера морских пейзажей хранится в Феодосийской картинной галерее.

Значительный вклад в культуру Крыма внес Исмаил Бек Мустафа Оглы Гаспринский (1851-1914) – журналист и ученый, автор ряда учебных пособий и учебных программ, нового звукового метода обучения.

Во второй половине XIX в. бурно развивается строительство. Строятся жилые дома и банки, торговые центры и дворцы, храмы и мечети.

К 1911 г. было завершено строительство Форосской церкви.

В 1909 – 1914 гг. архитектором Тер-Микеловым по эскизам художника Вардгеса Суренянца построена армянская церковь в Ялте.

Продолжается, прежде всего на Южном берегу, строительство дворцов и особняков, архитектурный стиль которых самый разнообразный. Особенно выделяются своей претензией на оригинальностью «Ласточкино гнездо» и «Кичкинэ». Вызывает восхищение смелость архитектора А. В. Шервуда, решившего строить «Ласточкино гнездо» на обрыве Аврориной скалы, нависающей над морем. Дача построена в 1911 – 1912 гг. для нефтепромышленника барона Штейнгеля в ярко выраженном готическом стиле.

Дворец «Кечкинэ» (Малютка) построен на мысе Ай-Тодор в 1908 – 1911 гг. Своей оригинальностью он вызывает самые противоречивые отзывы. Но так или иначе, «Кечкинэ» очень колоритен и всегда привлекает внимание.

Не менее колоритен дворец «Дюльбер» (прекрасный), построенный по проекту архитектора Н. П. Краснова в 1895 – 1897 гг. В архитектуре дворца использованы мотивы восточной архитектуры. По его же проекту построен для русского императора Николая II Ливадийский дворец – лучшее здание начала ХХ в. в курортной Ялте. Дворец строился как летняя резиденция.

XX век. Народы Крыма имеют богатые традиции в области культуры и во всех областях – в производстве, науке, литературе и искусстве, религии. Многими поколениями людей в Крыму создана развитая прочная материально-техническая база культуры. Здесь работают пять профессиональных театров, Крымская государственная филармония и пять ее отделений, симфонический оркестр, ансамбли «Таврия», «Хайтарма», «Калинка». На полуострове действуют Крымская государственная киностудия, базирующаяся в Ялте, 633 клубных учреждения, 49 кинотеатров.

Многие программы пользуются большим успехом в Крыму и за его пределами. К ним можно отнести программы: «Великий шелковый путь», «Дни крымскотатарской культуры», проходившие в Киеве, «Дни А. П. Чехова» в Ялте, «Крымские зори», «Бархатный сезон Крыма»; научные чтения – «Пушкинские» в Бахчисарае, «Чеховские» в Ялте, «Волошинские» в Коктебеле; научные – «Культура Крыма на рубеже двух веков» и др.

В октябре 1995 г. В Симферополе был проведен международный симпозиум «Христианство, гуманизм, здоровье», объединивший представителей различных идейных течений.

Видное место в культурной жизни Крыма занимают театральные коллективы: Академический русский драматический театр им. Горького и Крымский украинский музыкальный театр.

Плодотворно работает Крымская писательская организация. Получила развитие издательская деятельность. С 1994 г. издается журнал «Брега Тавриды», в котором представлено творчество российских, украинских, белорусских писателей. Крымская организация Союза художников Украины насчитывает около 250 человек.

Национальная палитра Крыма представлена более чем ста этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционную бытовую культуру и активно популяризируют свое историко-культурное наследие. На территории республики проживают украинцы, русские, крымские татары, азербайджанцы, армяне, греки, венгры, болгары, грузины, евреи, казахи и др. В настоящее время в АРК действует более 27 национально-культурных объединений, 25 из них официально зарегистрированы.

Некоторый подъем культурной жизни дает основание полагать, что Республика Крым располагает реальными возможностями, чтобы стать на путь стабилизации и дальнейшего развития. Культура народов Крыма – важный фактор общественной жизни, носитель идей мира и дружбы между народами.

52. Национальный костюм народов Крыма.*



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.023 с.)