Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды хозяйственной деятельности немцев

Поиск


Основной отраслью хозяйства и занятием крымских немцев было землепользование: хлебопашество, огородничество и садоводство. Первые переселенцы использовали трехпольную систему земледелия, к концу XIX в. распространилась четырехпольная система с рациональным севооборотом, интенсивным удобрением полей (конский навоз, зола), а также введением в севооборот технических культур (кукуруза, картофель), возделывание которых сопровождалось мотыжением и разрыхлением.

Подсобным занятием являлось садоводство и огородничество. Обычно сад и огород входили в хозяйственный комплекс при жилище. Но, кроме этого, у немцев была и специализация в этой области: колония Цюрихталь (Феодосийский уезд) - картофель, колония Кроненталь (Симферопольский уезд) - виноград, а у немцев Перекопского уезда огороды, находившиеся за пределами колоний, занимали по десять и более десятин.

Скотоводство также играло определенную роль в хозяйстве. В каждом дворе держали лошадей, коров, волов, свиней и различную птицу. Количество голов колебалось в зависимости от материального достатка и природных условий.

Промыслы и ремесла


Особое место у немцев занимали дополнительные виды хозяйственной деятельности: деревообрабатывающие промыслы и ремесла, кузнечное дело. Из дерева изготовляли кухонную посуду, домашнее убранство, транспортные средства, орудия труда и т.п. Очень развито было столярное дело: изготовление столов, стульев, сундуков, кроватей, с начала XIX в. - комодов, деревянных диванов, посудных шкафов, а также различного кухонного инвентаря и приспособлений.

Занятия. Быт. караимов


Древние профессии караев: садоводство, виноградарство, скотоводство, военное дело, извоз, ремесла, мелкая торговля.

Как и хазары, караимы вели сезонный образ жизни. Весной отправлялись в сады и на виноградники, откочевывали со стадами в степи и горы. Осенью возвращались в постоянные поселения, занимались ремеслами. В фамилиях отражены профессии: чабан, охотник, ловец диких зверей, садовод, пчеловод, молочник, бузник, пекарь, сыровар, возчик, знаменосец, чумак, слесарь, шорник, чеканщик монеты, кожевник, вышивальщик по коже, бондарь, дровосек, привратник, носильщик, глашатай, учитель и др.

Караимов причисляли к лучшим садоводам. Сады и виноградники располагались в долинах Альмы, Качи, Салгира, Карасу. Бытовала поговорка: "Потрудился - сад встречает, поленился - одичает". Некогда славились сады С. Крыма, А. Бабовича, Прика. Их владельцы получали награды всероссийских выставок.

Большой известностью пользовались кожевенники.

Особое пристрастие караи испытывали к лошадям. Отсюда поговорки: "Хорошая лошадь - караиму сила", "Без коня, как без рук" и др. На лошадях и волах отправлялись из Крыма чумаки-караимы к соплеменникам в Галицию и Литву. От слова "чомача" - путы, ярмо - происходит караимская фамилия Чомак.

В почете были военные профессии. Караимы крепости Кырк-Йер были причислены к военной аристократии - тарханам. В Литве караи входили в личную гвардию князя Витовта. В армии России в 1914 г. служили 700 караимов, из них 500 офицеров.

Караимы вели образ жизни, характерный для тюркских народов. Отличались патриархальностью и беспрекословным подчинением главе дома. Национальные особенности проявлялись в архитектуре домов, деталях обстановки, одежде, кухне. Характерны приверженность к черному цвету и низкие темные каракулевые шапки - караимки, как их называли в Крыму. Из предметов древнего быта - приспособление для вымешивания теста и обработки кож - талки, подобное известному с близким названием у карачаевцев и алтайцев. Караимские вышивки с геометрическим и растительным орнаментом и с характерным замкнутым ритмом находят ближайшую аналогию у киргизов.

Сельское хозяйство


В Крыму восточные славяне вынуждены были менять формы, орудия и приемы земледелия, сроки сельскохозяйственных работ, виды хозяйственных построек. Оказавшись во взаимодействии с другими народами, они многое перенимали от соседей.

Из зерновых культур выращивали, в основном, пшеницу, овес, ячмень, в чисто русских селениях - рожь, вводя ее в севооборот с картофелем. Русские и белорусские крестьяне обрабатывали поля сохами, уступившими со временем место тяжелым деревянным плугам, наиболее удобным для пахоты залежных земель. Украинцы пахали привычным для них ралом, восходящим к древнейшему пахотному орудию восточных славян. Рало, или как его чаще называли "ралка", использовалось представителями многих других этносов, проживающих в Крыму. Для разрыхления пахоты употребляли борону, сплетенную из лозы или сбитую из брусков; в бедняцких хозяйствах бороной могла служить верхушка дерева с обрубленными ветками. В качестве тягловой силы использовали пару волов, запряженных в ярмо, или пару лошадей, которых запрягали в шлею. Очень часто запрягали и одного коня с хомутом или дугой. Убирали колосовые серпом и косой с прикрепленными к ней зубьями (грабками). Характерным снаряжением для обмолота зерна у восточных славян еще со времен Древней Руси был цеп. Однако в Крыму повсеместно молотили ("гарманували" - укр.) каменным катком с продольными ребрами, который волочила лошадь. Иногда на каток для тяжести ставили деревянную доску (терку), на которую усаживали детей. Муку мололи на ручных каменных жерновах или на мельницах - ветряных и водяных.

Помимо хлебопашества русские, украинские и белорусские крестьяне занимались табаководством, виноградарством и льноводством, а также огородничеством и полеводством.

Животноводство носило преимущественно подсобный - связанный с земледелием - характер. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, свиней, птицу.

 

Семейные традиции

 

Для русских, украинцев и белорусов было характерно сохранение патриархальных большесемейных традиций. Большая неразделенная семья могла насчитывать более 20 человек, в нее входили представители 2-3 поколений: родители, их дети и внуки, а также женатые братья и более отдаленные родственники. Это было связано с крестьянским бытом, подразумевавшим общее хозяйство, общее имущество, равномерное распределение обязанностей между членами семьи.

По традиции существовало строгое половозрастное деление всех крестьянских работ. Обязанностями мужчин были пахота, посев, возка сена с луга и снопов с поля, молотьба, заготовка дров, изготовление обуви (плетение лаптей, выделка кожи). Женщины варили пищу, готовили молочные продукты, засевали огород, пололи, жали хлеб, ткали, пряли, нянчили детей. Дети очень рано включались в трудовую жизнь семьи. С пяти лет нянчили младших, с семи-восьми становились подпасками. Мальчики в 12 лет сгребали сено, бороновали, в 15 -- косили и молотили, в 16-17 - ходили за сохой. Девочки с 7-8 лет учились прясть и вышивать, а пятнадцатилетняя девушка должна была уметь выполнять все женские работы.

49. Поселения, жилище, быт народов Крыма.*


Разнообразие природно-географической среды Крымского полуострова (горы, предгорье, степь, морское побережье), социально-экономические условия, а также сложность этногенеза крымскотатарского народа оказали большое влияние на все сферы материальной культуры крымских татар и, в частности, на поселения и жилища.

Состав населения Крыма в разные исторические эпохи отличался большой пестротой и разнообразием. Причём все эти этносы постоянно смешивались друг с другом и по прошествии некоторого времени отличить коренных жителей от пришельцев было довольно трудно. Из этого смешения потомков тавров и скифов, греков и готов, сармат и алан, воран и гуннов, авар и булгар, хазар и печенегов, кыпчаков и турок, татар и монголов, генуэзцев и черкесов возник совершенно новый, своеобразный народ, известный в истории под названием крымцев или крымских татар.

Сложный процесс становления крымскотатарского народа завершился в период Крымского ханства (XV-XVIII вв.). Политическое господство тюрков способствовало консолидации родственных тюркских племен и ассимиляции ими различных иноязычных племён и групп горного и предгорного Крыма. Именно в этот период население Крыма было почти полностью исламизировано. Кроме 32 тысяч христиан, переселенных в 1778 г. по распоряжению Екатерины II в Приазовье и под Ростов-на-Дону, а также караимов и крымчаков, исповедующих караизм и иудаизм, всё остальное население было мусульманским.

Тюркские и нетюркские этносы, образовавшие крымскотатарский народ, оставили свои следы в культуре и антропологии, самосознании и языке. Эти различия, значительно стёршиеся за последние десятилетия, всё же позволяют и сегодня выделить 3 субэтнические группы крымских татар: тат, ногьай, ялыбойлю.

Большинство средневековых крымскотатарских поселений горного и предгорного Крыма, являющегося регионом проживания автохтонного населения Крыма, располагались буквально на фундаменте строений своих этнических предков - таврских, скифских и греческих городищ и крепостей. Так, например, таврские могильники VI-V вв. до н.э. были найдены в следующих сёлах и городах: Отуз, Коз, Токлук, Судак, Алушта, Корбек, Кувуш, Стиля, Буюк-Озенбаш, Татар-Осман, Коккозъ, Гаспра, Гурзуф, Ялта, Аутка, Кореиз, Симеиз, Лимены, Кикинеиз, Байдар, Уркуста, Буюк-Мускомья, Дуванкой, Теберти, Бахчисарай, Буюк-Янкой.

Средневековые крымскотатарские поселения: Аргын, Хан-Эли, Джафер- Берди, Сарабуз, Джалман, Мамут-Султан, Тавель, Кызыл-Коба, Саблы, Бешуй, Булганак, Балта-Чокрак, Топчикой, Инкерман, Алма-Кермен и другие располагались на месте позднескифских городищ и селищ III-II вв. до н.э. В VI-VII вв. тавро-скифами, греками и готами в горном Крыму было возведено множество укреплений-замков, служивших убежищем для населения близлежащих деревень во время войн. При их строительстве были использованы особенности вытянутого горного плато, по краям которого были построены стены, что делало их неприступными. В архитектуре крепостей отразилось смешение различных культур как автохтонных, так и пришлых.

Некоторые из крепостей: Мангуп, Эски-Кермен, Бакла, Чуфут-Кале и др. пережили эпоху средневековья, и остатки их сохранились до наших дней. Существенное влияние на поселения и жилища крымских татар оказало массовое распространение в Крыму в XII-XIV вв. исламской религии. В средние века в городах Бахчисарай, Кезлев, Кефе, Карасубазар, Эски-Крым, Акмесджит и др. был создан целый ряд прекрасных монументальных сооружений: мечеть хана Узбека и мечеть султана Бейбарса в г. Солхате (Эски- Крым), ханский дворец в Бахчисарае, мавзолей Хаджи-Гирея, медресе Зынджырлы в Салачике, ханская мечеть в Кезлеве и др.

В каждом селении также были каменные, крытые черепицей мечети, а если село большое, то несколько мечетей по количеству кварталов. Сёла горного и предгорного Крыма, потонувшие в садах с красивыми минаретами мечетей, украшенных позолоченным полумесяцем, были очень живописны. В городах и селениях было много богато украшенных каменных фонтанов, на которых арабской вязью было высечено имя строителя, год постройки, а также изречение или текст из Корана.

В поселениях степных крымцев имелись свои особенности. Так посреди деревни располагалась большая круглая площадка, усыпанная песком, где молодёжь занималась военными упражнениями.

На кладбищах, расположенных на окраине города или села, изредка строились мавзолеи (дюрбе); обычно над могилами устанавливались мраморные или каменные плиты (баш таш) с надписями, нередко расписанными в красный или синий цвет. Мужские надгробия иногда вверху украшались чалмой (сарыкъ), женские надгробия - феской (фес). В каждом поселении были кофейни (къавехане), одновременно служившие гостеприимным домом, в которые мужчины-татары сходились побеседовать, отдохнуть, попить кофе, послушать музыку. Женщины собирались в своих роскошных банях и проводили время, угощая друг друга щербетом и конфетами.

Известный исследователь крымскотатарских жилищ Б.А. Куфтин устанавливает четыре главных районных типа жилищ крымских татар:

  1. Татарский дом г. Бахчисарая. Расположение домов более или менее однообразно. Домики соединены внутри калитками. Двор (азбар) примыкает к дому со стороны фасада и состоит из двух частей, находящихся на разных уровнях нижнего и верхнего двора. Верхний двор (усть-азбар) нередко представляет собой сад с фруктовыми деревьями и виноградом. Дома одноэтажные (бир къат) были прямоугольными, чаще сложенными из дикого камня на глиняном цементе с двухскатной или трехскатной крышей. Двухэтажные дома с выступающим верхним этажом имеют сходство со старыми византийскими домами.
  2. Деревенский дом Бахчисарайского района. Здесь, в районе водораздела Качи и Бельбека встречаются старые дома, выстроенные из дерева и представляющие собой своеобразные срубы (чатма эв), сложенные из массивных дубовых досок. Такой сруб помещается или прямо на земле на низком каменном фундаменте, или поднимается на сложенном из камня нижнем этаже (магъаз). Плоских крыш даже в наиболее бедных домах не встречается. Потолков нет и свод двухскатной крыши делается из обтесанных массивных брусьев. Значительно более сложную постройку, хотя в основе исходящую от предыдущей, представляют деревянные двухэтажные дома в горных деревнях - Озенбаше, Стиле и др. Их особенные, выступающие всюду крупные древесные стволы придают селению не южный, а скорее какой-то северный отпечаток. "Естественно, - считает Б.А. Куфтин, - обратиться за объяснением этой своеобразной конструкции деревянных срубных домов к северным пришельцам - готам, которые владели значительной областью в этой части Крыма в течение более тысячи лет".
  3. Дом степного района Карасубазара и Симферополя. Татарские деревни этого района отличаются беспорядочным расположением домов, с пустынным двором, окруженным низенькой оградой и имеют неправильные, но довольно широкие улицы. Одноэтажные домики под двухскатной черепичной крышей построены из обмазанного глиной плетня или кирпича, чаще состоят из двух- трёх комнат. От домов Бахчисарайского района они отличаются тем, что при жилье имеется хлев, построенный в одну линию с ним и находящийся под одной крышей.
  4. Дом южнобережного района. В культуре южнобережных крымцев и, в частности, в жилище, Куфтин отмечает кавказские и малоазиатские черты. Отличительной чертой жилища южнобережного татарина является нигде не наблюдаемая в северном районе плоская крыша, а также план расположения комнат, большей частью не в одну линию, а крестовидно. Дома здесь расположены, буквально один на другом.

Улиц в такой деревне, собственно, нет совсем. Вместо них имеются кривые каменные лестницы в узких промежутках между двухэтажными домами, которые громоздятся один над другим, образуя по склону ущелья сплошную многоярусную постройку. Двором нередко служат крыши нижележащих домов Передняя стена дома представляет собой загородку из плетня, обмазанную глиной. Извне к дому нередко пристраивается с наружной стороны очага куполообразная печь (фурун) для выпечки хлеба.

Многие путешественники, побывавшие в Крыму в XVI-XX вв., отмечали необыкновенную чистоту жилищ и дворов крымских татар, что во многом было обусловлено влиянием исламской религии.

Интерьер крымскотатарского жилища зависел от материального достатка его хозяина и состоял из камина (оджакъ) с трубой (баджа) и подвешенного к нему на цепи казана, ярких ковров (килим, макъат) или узорных войлоков (кийиз), постеленных на полу, широких и низких диванов (сет), расположенных вдоль стен. Одеяла и подушки были уложены стопкой на сундуках (сандыкъ) в специальной нише (къамере). Важное значение придавалось медной и гончарной посуде, располагавшейся на открытых полках (раф). Отличительной чертой традиционного быта крымских татар являлось широкое использование полотенец для украшения комнат. Убранство жилищ также дополнялось предметами мебели - низенькими столиками (хона), скамейками, зеркалами, светильниками, скатертями, салфетками, занавесями. Рядом со спальней строилось помещение для купания, которое называлось "сув долабы", в спальне стояла расписная колыбель (бешик), а в сенях (аят) находился ручной станок (тезья), на котором крымские татарки ткали платки (марама), полотенца (юзьбез, явлукъ) и другие предметы. Если в доме имелась отдельная парадная комната для гостей (мусафирхане), то лучшие вещи - ковры, посуда - собирались здесь. Вот как, например, описывает гостиную в с. Буюк-Озенбаш Евгений Марков, побывавший в Крыму в начале XIX века: "Гостиная Тохтара-Эфенди довольно порядочна для простого татарина. Потолок с бахчисарайской резьбой, на полках ярко вычищенная посуда и несколько рукописных магометанских книг, деревянное мелкорешетчатое окошко на турецкий манер; а уж ковров, подушек и тюфяков счёту нет! Мы сидим на коврах, поджав под себя ноги вокруг татарского столика настоящего арабского рисунка".

У крымцев степного Крыма, наследников кыпчаков (половцев), универсальным материалом в убранстве жилищ были узорные войлоки. Еще в XIX в. крымские татары-степняки увешивали и затягивали войлоком стены саманных домов, стремясь придать жилищу облик ушедшей в прошлое кочевнической юрты.

Можно также добавить, что у входа в комнату обувь снимали и оставались в одних чулках. Как отмечал М.Дубровский: "... в убранстве комнат заметно стремление создать уют и комфорт, все рассчитано на покой и отдых". Потеря крымскими татарами своей государственности в 1783 г. тяжело отразилось на положении крымскотатарского народа.

Колонизаторская политика царской России, жестокий политический и социально-экономический гнет вызвали паралич в области крымскотатарского народного творчества. Монументальное искусство гибнет. За последующий период не было воздвигнуто ни одного сооружения, имеющего какое-либо историко-художественное значение.

Отмечая изменения, произошедшие в Крыму после его аннексии Россией, М.Волошин писал: "Весь этот Магометов рай уничтожен дочиста. Взамен пышных городов из Тысячи и Одной ночи русские построили несколько убогих уездных городов и назвали их псевдоклассическими именами - Севастополем, Симферополем, Евпаторией".

Массовая эмиграция крымских татар, принявшая особенно большие размеры в 60-х гг. XIX в., коснулась 784 селений, из которых 330 совершенно опустели.

В период Советской власти во время борьбы с религией, проводившейся в 1920-30 гг., в Крыму были закрыты все культовые сооружения: мечети, текие, медресе. Минареты были разрушены, а здания мечетей и медресе приспособлены под клубы, складские помещения, мастерские. Большой урон традиционным поселениям и жилищам крымских татар был нанесен во время войны 1941-45 гг., когда немецкими фашистами в горном и предгорном Крыму за помощь местными жителями партизанам было сожжено около 200 сел, из которых более половины было крымскотатарскими. Но подлинной трагедией и катастрофой для крымскотатарского народа стала поголовная депортация 1944 г. Сразу после выселения коренного народа руководством ВКП(б) открыто была поставлена задача - "сделать Крым новым Крымом со своим русским укладом". Началось уничтожение всего, что напоминало о крымских татарах. На русской лад были переименованы все названия крымскотатарских сёл, хранящие историю народа, уничтожены кладбища, из могильных плит построены заборы, свинарники и сараи. В дома крымских татар вселены переселенцы из России и Украины.

В настоящее время идет процесс возращения крымских татар на свою историческую родину. С 1990 г. в Крыму, несмотря на сопротивление местных властей, основано более сотни посёлков, в которых наряду с жилым домами планируется также строительство школ, мечетей, кофеен.

Резюмируя сказанное, можно сформулировать следующие выводы и предложения:

  1. Право собственности на памятники культуры нетюркоязычных и тюркоязычных этносов Крыма, принявших участие в формировании крымских татар, принадлежит крымскотатарскому народу. Это в полной мере относится также к поселениям и жилищам.
  2. Крымскотатарские поселения и жилища впитали в себя богатейшие строительные традиции многих этносов, принявших участие в его формировании, прежде всего тавров, древних и средневековых греков, готов, тюркских народов. Особенность поселений и жилищ обуславливалось также различиями в хозяйственных укладах: оседлое земледелие и традиционное скотоводство.
  3. Традиционные поселения и жилища крымских татар имели свои особенности в зависимости от природно-климатических условий и ландшафта Крымского полуострова (горы, предгорье, побережье, степь).
  4. Создававшееся в результате сложного исторического прошлого Крыма крымскотатарское жилище полностью соответствовало местным климатическим условиям и основным требованиям в отношении нормы воздуха, света, тепла.
  5. Сохранившиеся традиционные поселения и жилища крымских татар необходимо взять под охрану государства, а также провести их комплексное научное исследование, т.к. до сих пор продолжается их систематическое уничтожение (разрушение крымскотатарского квартала в г Алушта в 1990 г., снос бульдозером мечети XVIII в. в с. Кучюк-Озенбаш Бахчисарайского р-на в 1989 г. и т.д.).

Жилище

Дома болгар, побеленные снаружи и изнутри и покрытые черепицей, сооружались из глины с хворостом или из кирпича. В доме было 3-4 комнаты с глиняным, реже деревянным полом.

Предметы бытапроизводили в основном сами. Меблировка болгарских жилищ состояла из дивана, обитого ярким ситцем, нескольких крашеных столов со стульями. На стенах висели ковры, рушники и тарелки, увитые сухими цветами.

Но болгары постоянно не жили в комнатах дома, а обычно размещались в тесноте в небольшом помещении, устроенном между домом и сараем или в какой-либо другой хозяйственной пристройке. Здесь печь не имела трубы, так что дым выходил в отверстие в потолке.

В тех местах, где болгары по местным условиям соприкасались с немцами, греками, украинцами, русскими, старинные предания и обычаи начинали постепенно исчезать из их жизни. Болгары же Феодосийского уезда, окруженные бедным татарским населением, более всего сохраняли религиозно- языческие обряды и национально-бытовые черты.

В карасубазарский период истории крымчакская община проживала компактно в восточной части города вдоль левого берега реки Кара-су. Этот район еще в начале XX в. назывался "Крымчакской стороной". Дома крымчаков, по свидетельствам авторов прошлого века, строились из бутового камня на глиняном растворе. Стены жилых домов с внешней и внутренней стороны обмазывались глиняным раствором и белились известью. Крыши перекрывались черепицей "татаркой" (разновидность черепицы формы средневекового калиптера). Окна домов выходили во двор, к улице была обращена сплошная каменная стена и забор, скрывавший от посторонних глаз жизнь домовладения.

Обычное жилище, характерное для средней крымчакской семьи, сохранялось у крымчаков Карасубазара до 40-х гг. XX в. Его описание представлено в неопубликованном этнографическом очерке И. С. Кая: "Дома у крымчаков строились так же, как у татар, преимущественно с окнами во двор. Среднее жилье состояло из кухни (аш-хана), передней (аят) и одной или двух комнат.

Убранство комнат отличались особым уютом: земляные полы устилались особым мягким войлоком - "кииз" - и ковриками - "килим", вокруг стен стлались тюфяки - "миндер", кругом к стенам приставлялись длинные, покрытые ситцевыми чехлами подушки "ян ястыхлар". Все эти подушки покрывались вытканными рукой домохозяйки длинными и узкими покрывалами - "янчик".

Посреди комнаты ставился низкий круглый стол "софра", за которым семья собиралась для трапезы. На ночь комната превращалась в спальню, по всему полу стлались матрасы. Утром все матрасы и одеяла складывались в специально приспособленной для этого нише. Аккуратно покрывались белыми покрывалами "чарчеф", сверху симметрично расставлялись подушки "баш ястыхлар" и сооружался так называемый "июк", сейчас "июк" заменяется кроватями, "софра"- столами, "миндерлик" - стульями, одежда, белье складывается в сундуках, медная посуда расставляется по полкам. Посуды в каждом крымчакском доме всегда достаточно: родители при выходе замуж дочерей снабжают их всей необходимой посудой, в соответствии с разнообразными видами крымчакских кушаний".

  • Восточные славяне

В прошлом с жилищем была связана вся жизнь русского крестьянина - от рождения до ухода в иной мир; в нем совершались все семейные обряды; каждая часть дома имела своё название, назначение и символику. Если рассматривать русское крымское жилище в развитии, необходимо начать с его формирования в период прибытия первых военных поселенцев конца XVIII века. Уволенные из армии и оставленные на поселение в Тавриде солдаты были родом из разных губерний. Так как ведение хозяйства было невозможно без женщин, женатым солдатам - за казенный счет привезли жен, а холостым - девушек и вдов. В результате переселения отставных солдат и прибытия нескольких партий женщин, было положено начало русским селениям в Крыму.

В целом на Крымском полуострове можно отметить несколько типов восточнославянских поселений, отличающихся планировкой улиц, типом жилищ, материалом и техникой постройки, организацией внутреннего пространства. Главная причина этих отличий - тип местности (степная или предгорная, равнинная или холмистая) и наличие (либо отсутствие) строительного материала. Кроме камня, пользовались и подручным материалом: глиной, соломой, хворостом, камышом.

В предгорье жилища строили из камня (бута или известняка). Кладку скрепляли с помощью глиняно-соломенной массы. Местные названия камня не бут, а "чигерный" (в Мангушах), "левинский" (по фамилии помещика Левина - в Каменке). Материалом для постройки в степных провинциях служил колып (колыб) - самодельный кирпич из глины с соломой. Кстати, колып сельские жители иногда используют и сейчас при строительстве загонов для скота, сараев, подсобных помещений.

Применительно к характеру местности определялся и внешний вид села, жилых и хозяйственных построек. На равнинных пространствах села вытягивались (по мере заселения) прямыми длинными улицами. Дворы были открытыми, с несвязанными постройками. Там, где местность холмистая, сёла замыкались короткими полукруглыми улочками и переулками, а то и вообще дома стояли обособленно, безотносительно к какой-либо улице. Если не было возможности располагать всё подворье на ровном участке, дом воздвигали двухъярусный (или на подклете). Нижний ярус представлял хозяйственный комплекс - здесь размещались загон для скота, амбар, помещение для фуража, арман (помещение для обмолота зерна), погреб, иногда подсобная рабочая "комора" (столярка, слесарка и пр.). Наверху располагались жилые помещения (кухня, спальня, гостиная), отапливаемые непременно русской печью.

Как планировалось пространство русского жилища, помогут представить "мазанки" из одноимённого села, поскольку они в полной мере отражают вид большинства восточнославянских жилищ. Стоят они и по сей день, с покосившимися крышами, молчаливые и жалкие в окружении современных добротных домов. Но стоит заглянуть в одно из них, и оживёт история двухсотлетней давности. Каждая деталь жилища говорит сама за себя. Облупившиеся стены показывают нестройные ряды уложенного бутового камня. Перекрытия прочные, потому что на них шел местный лес - "осокарь", который может стоять веками, по рассказам старых жителей. Из-под крыши заметны концы переплетённых лозин, спаянных глиняной массой. Крыша двускатная, крытая черепицей с глубокими желобами - "татаркой". Под ней обязательный атрибут, сопутствующий жилью со времён Древней Руси, - подкова, которая, по языческим представлениям, отгоняла от жилища зло, притягивая "нечистую силу" и оставляя её за порогом.

Само жилое пространство представлено почти квадратной комнатой с русской печью, делящей её на кухню и спальню; вход через сени - место для утвари и хозяйственных принадлежностей. Из лаза в потолке сеней по лестнице можно попасть на чердак, который русские часто называют по-украински - "горiще". На чердаке раньше хранились съестные припасы, хозяйственный инвентарь, позднее он стал пристанищем вышедших из обихода вещей. Потолки в мазанках низкие - высота на уровне вытянутой руки среднего роста руки человека. Освещение проникает через два (реже три) маленьких оконца. Полы земляные, по праздникам они мазались глиной, на Троицу устилались пахучими травами.

Особое внимание в русском жилище привлекает "русская" печь. Если отодвинуть полукруглую заслонку, можно увидеть целое поле, где на горячих углях раньше варился обед. Когда угли остывали, в печи можно было мыться, как в бане, а если запарит целебные травы, то и от хвори вылечиться. На печи спали, сушили травы и ягоды; между печью и прилежащей стеной устанавливались полати - настил из досок, где могла уместиться на ночлег большая семья. Над полотями обязательно крепилось железное кольцо, к которому подвешивалась колыбель - люлька, чтобы мать в любой момент могла покачать плачущего ребёнка.

С печью было связано много семейных обрядов, в основном, свадебных. Например, девушки прятались в печи во время сватания и выходили только в случае согласия на замужество. Печь играла важную роль в обряде прощания просватанной невесты с родительским очагом и приобщения к очагу жениха. На печи "выкупали косу невесты" ее младшие сестры и братья. Как правило, у печи располагалась неподвижная лава. На ней посиживала долгие часы за прялкой и лучиной славянская женщина. Это был её "бабий угол", да и лавка называлась "бабьей".

В нехитрой обстановке жилища XVIII - XIX вв. особое место отводилось сундуку. Сундук служил не только вместилищем одежды, постельных принадлежностей и прочего. Он вполне мог заменить кровать (спали на сундуке, а не в нём); мог выполнять роль стола при его отсутствии; часто выступал как атрибут красного угла - тогда на него клали Библию, молитвенные книги, ставили свечи. Будущие невесты складывали с детства в сундук приданое; молодая после венца везла в нем все свои вещи и предметы обихода в дом свекрови; пожилые женщины складывали в сундук "приданое на смерть", а зачастую сундук служил и смертным одром.

Диагонально от печи, слева от входа располагался святой (красный, передний) угол. О нем свидетельствуют кованые штыри для подвешивания икон. Иконы вывешивались непосредственно в углу, также ставились на треугольную подставку, вмонтированную в угол. В центре обязательно располагалась икона Христа Спасителя, по бокам - иконы Богородиц (Казанской, Почаевской, Тихвинской, Купины Неопалимой, в зависимости от мест прибытия и почитания). Особое место занимала (и занимает по сей день) икона Николая Угодника или Николая Чудотворца, т. к. Св. Николай считается покровителем путников, защитником от бед в дороге (его образ сопутствовал и отставным солдатам, и отправлявшимся на поселение в Крым женщинам). Поэтому равнозначно в Крыму для благословения молодых перед венцом родители брали икону Иисуса Христа или же Николая Угодника. Со "Святым Николаем" встречали новорожденного, его же образ сопровождал в последний путь усопшего. Помимо великих почитаемых святых, в красном углу могли находиться и образок "Святой Параскевы, именуемой Пятницей" (хранительницы очага), и картины с изображением Святой Троицы, Георгия Победоносца, и просто картинки с религиозными сюжетами.

С передним углом была связана вся жизнь русского крестьянина. Рождение, крещение, свадьба, похороны не могли миновать этого святого места. В красном углу стояли и первый скошенный сноп - "именинник", и последний - "поминальник"; здесь развешивались травы, собранные на Троицу или в ночь на Ивана Купала, помещались и многие другие обрядовые атрибуты, считавшиеся священными. Украшением переднего угла служили вышитые полотенца, занавески.

C течением времени русское жилище претерпело некоторые изменения. Дома строились уже трехкамерные - две жилых комнаты и сени. Причем одна жилая комната называлась "хата" на украинский манер, другая - горница. Такой тип жилья характерен для юга Украины, однако у украинцев сени делили дом на две половины (хату и свiтлицю), а в Крыму жилые комнаты были смежными.

В большинстве жилищ постройки конца XIX века преобладал украинско- белорусский тип планировки внутреннего пространства. Это выражалось в изменении положения печи, которая располагалась в русском варианте у стены по центру, а затем в углу, рядом с входом, и устьем была повернута к входу. Такие изменения объяснялись более рациональным использованием небольшой площади жилища.

Таким образом, в формировании жилища славянского населения Крыма нашли отражение как древние, уходящие корнями в язычество и раннее христианство, традиции восточных славян, так и формы, характерные для мест прибытия. Причем русская традиция тесно переплелась на крымской земле с украинской и белорусской, а также, несомненно, в жилищную архитектуру были внесены крымские мотивы, по мере налаживания этнокультурных контактов с другими народами, проживающими в Крыму.

50. Памятники культовой архитектур



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.022 с.)