Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Своеобразие тюркской традиции устного народного творчества в социокультурном пространстве КрымаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СУГРОБОВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА Доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой украиноведения Крымского государственного медицинского университета имени С.И. Георгиевского Аннотация: В статье исследуются традиции устного народного творчества, на формирование которых влияли процессы культурного обмена между тюркскими народами крымского пространства. Несмотря на своеобразие фольклорных произведений каждого этноса, паремии и сказки коренных народов: крымских татар, крымчаков, караимов и других народов – переселенцев демонстрируют ярко выраженную типичность. Тюркское устное народное творчество – своеобразный узел переплетения разнообразных уникальных фольклорных традиций, в котором диалектично соединяется общетюркское различных этносов и местное крымское начало. Это, в свою очередь, формирует диалогичность локального и универсального в традиционной культуре народов крымского полиэтнического общества. Просмотр PDFРаспечатать Интерес к данной тематике обусловлен потребностями не только культурологии, Крымские легенды стали предметом собирания и изучения ещё в первой половине XIX века. Писатели-путешественники, приезжая в Крым, записывали легенды и вставляли их в свои путевые очерки и произведения. Подобных примеров немало. Самый знаменитый из них – поэма «Бахчисарайский фонтан», написанная А. С. Пушкиным после посещения Крыма в 1824 году по мотивам услышанной им легенды. Первым крупным издателем крымских легенд, систематически занимавшимся собиранием фольклора, был этнограф и историк В. Х. Кондараки (1834–1886). В 1875 году он издал книгу «Универсальное описание Крыма» в 17 частях, где приводились тексты легенд и сказок. В 1883 году вышла его книга «Легенды Крыма», в состав которой входили 32 легенды[1]. Опубликованные тексты были греческими и крымскотатарскими легендами. Хотя В. Х. Кондараки не был профессиональным фольклористом, а его принципы отбора и редактирования легенд остаются неизвестными, однако эта книга представляет несомненный интерес для исследователя. Выдающийся российский тюрколог, фольклорист, этнограф, академик Императорской Академии наук В. В. Радлов (1837–1918) в 1886 году совершил путешествие по Крымскому полуострову для изучения языка крымских татар. На основании фольклорного материала, который был собран в пяти уездах Крыма, в 1896 году вышла седьмая часть известной книги Радлова «Образцы народной литературы северных тюркских (турецких) племен»[2]. В первом разделе книги были собраны произведения крымскотатарской и крымсконогайской народной литературы, самой обширной категорией (69 образцов) являются «Сказки, легенды и предания». К сожалению, тексты легенд остаются труднодоступными для исследования, так как, во-первых, книга стала библиографической редкостью, во-вторых, тексты напечатаны на языке оригинала без перевода. Известный российский филолог и эпиграфист В. В. Латышев(1855–1921) в 1887 году защитил докторскую диссертацию по древнегреческим и латинским надписям, найденным в Северном Причерноморье, и в 1893 году напечатал первый выпуск «Известий древних авторов греческих и латинских о Скифии и Кавказе». Второй выпуск вышел в 1896 году, а всё издание завершено в 1906 году. Фактически это был сборник древнегреческих легенд и мифов, бытовавших в причерноморском регионе в период античности. В. В. Латышев опубликовал добросовестный перевод античных авторов, ничего не добавляя от себя. В книге слева был представлен текст на древнегреческом языке, а справа перевод Латышева, с небольшими комментариями. Историк, археолог, палеограф, профессор и генерал Н. А. Маркс (1861–1921), хорошо зная крымскотатарский язык, собирал легенды в районе деревни Отузы, где находилось его имение. Маркс публиковал легенды начиная с 1912 года в газете «Утро России». Как только легенд собралось достаточное количество, он решил издавать их сборниками. Первый в 1913 году[3], второй – в 1914 [4] были изданы в Москве и содержали по 11 легенд. Оба выпуска были сразу же переизданы в 1914 и 1915 годах. А в 1917 году в Одессе вышел третий сборник, содержащий 14 легенд[5]. Сборники были снабжены подробными комментариями Н. Маркса, который указывал место бытования легенды и её сказителя, связанные с нею обычаи и обряды 56. Образование и научные знания народов Крыма.* История образование начинается с возникновения письменности. Что касается предков крымских татар, то по утверждению профессора Рефика Музафарова, они пользовались руническим письмом, а после того, как сформировалась нация и государственной религией Крымского улуса-юрта стал ислам, перешли на арабику Первые начальные школы – мектебы и высшие учебные заведения – медресе на территории полуострова появились еще в догираевский период. Народное просвещение было одно из главных приоритетов государства. При каждой мечети, вплоть до деревенских, действовали мектебы. Поэтому смело можно сказать, что уже в средневековый период грамотность была практически всеобщей. А для тех, кто хотел посвятить себя науке и иметь звание – ученый муж, мог продолжить образование в медресе. Конечно, не все крымские медресе работали по приведенной программе дисциплин, но в различных регионах ханства их было несколько десятков, и всегда можно было выбрать то направление в науке, к чему будущий сохт – студент имел склонность.Из крымских медресе выходили достойные сохты. Впоследствие многие из них становились улемами. В XIV веке слава о них распространялась далеко за пределы Крымского улуса-юрта и Золотой Орды. Центром ученого мира был Солхат (Старый Крым). После образования государства Гираев центр расширил свои границы. Немало известных мудрецов проживало в Карасубазаре, Кезлеве, Кефе, Бахчисарае. История сохранила имена далеко не всех ученых и, к сожалению, утратила большую часть их сочинений и трудов.Многие из них были приближенными к крымскому двору, и зачастую им поручалось писать крымскотатарскую историю. Но все имена целой плеяды ученого мира Крымского ханства до нас не дошли.В первые годы существования молодого государства – Крымского ханства, был известен ученый Хайри-заде, автор исторического труда под названием "Таквим". Можно предположить, что его современником был Абдульвели-эфенди, написавший трактат "Меджмуа". Оба произведения до наших дней не дошли.Ученый богослов Атыф-эфенди бин-и-Сейдамет (1399-1469 гг.) родился в Кезлеве. Сохранились сведения, что его отец был выходцем из Орды. Проявив блестящие политические способности, стал советником при хане Хаджи Гирае, много сделал для становления ханства, а так же лично вел дипломатические переговоры с визирями Османской империи.Наибольшую известность получил крымскотатарский астроном, историк и писатель Кайсуни-заде Недаи-эфенди, известный как Реммаль-хаджи. Этому автору принадлежит биография его современника и покровителя, хана Сахиба Гирая I (1533-1550 гг.) – "Тарих-и Сахиб Гирай хан", заказанная Реммалю-хаджи старшей дочерью хана Нури-Султан Ханым. Хроника дошла до наших дней.В XVI веке жил известный педагог, автор теоретического труда "Школы и медресе", первый составитель комментариев к Корану ногъай Шейх Ибрагим-эфенди. Его сын Абдулла Азизэддин-эфенди прославился как поэт-мистик. В Крыму занимал должность кефинского муфтия.В 1583 году в Кефе родился богослов Сеит Муса эфенди Кефеви. Известно, что он вместе со своим братом Хюсеином эфенди Кефеви окончили одно из крымских медресе. После Сеит Муса продолжил совершенствоваться в науке и литературе в Стамбуле, где ему было присвоено звание профессора медресе. Вернувшись в 1625 году на родину, он был назначен кефинским кадием, а после главным муфтием Кефе. Из его научных произведений наиболее известен исторический свод Шемсю-тарих ("Солнце истории"). Что касается Хюсеина эфенди Кефеви, то он став известным ученым-богословом, жил и творил при дворе Бора Гази Гирае II. Сопровождая своего хана, он оставил ценные записки о крымскотатарских военных походах тех времен. Одаренный писатель, Хюсеин-эфенди еще при жизни был прозван Мюэллифлер султаны ("Султан всех пишущих").А с 1621 года в кезлевском медресе при Хан-Джами преподавал известный ученый Сеит Абдул-Керим Шерефи Кефели. По преданию, он читал лекции, на которых присутствовал юный Ашик Умер.В 1641 году в Бахчисарае свет увидел будущий ученый, историк Девлетшах-огълу Абибулла эфенди. По окончанию мектеба, родители отдали его в Зынджырлы медресе. По окончанию высшего учебного заведения он стал лучшим специалистом в области истории тюркских народов и всего мусульманского мира. В правление Адиля Чобана Гирая, за критику в адрес хана он был вынужден навсегда покинуть родину, окончить свои дни в Стамбуле, где и был похоронен.Нельзя обойти вниманием еще одного историографа, но уже времен Ислама Гирая III. Это главный кадий Крымского ханства Хаджи-Мехмед Синаи. Он жил во второй половине XVII – в начале XVIII веков. Используя материалы крымских архивов (в частности записи Сефер Гази-аги, великого визиря ханов Ислама Гирая III и Мухаммеда Гирая IV), он воссоздал политическую и военную историю ханства в период Освободительной войны в Украине. Его современником был ученый из ханского рода, сын Мубарека Гирая Мухаммед Гирай, вступивший в орден Мевлеви.Ученый из села Сефа Конграт близ Карасубазара Абдул-Гафар Къырыми, получил образование в Крыму. Свою службу при дворе начал с диван-эфенди (начальника канцелярии) при хане Фетхе Гирае I. Будучи крупным ученым, он одновременно работал над книгой по всемирной истории "Умдет ал-ахбар", которую завершил в середине 1740-х годов (сегодня она хранится в стамбульской библиотеке Сулеймание). Помимо того, что этот труд охватывал историю ханства с 1475 до 1739 годов, ценность произведения была в том, что он использовал арабские, персидские и османские источники. Къырыми применял свои исследовательские разработки в области истории.Известным крымским историком являлся Сейид-Мухаммед Риза эль-Кърыми (ум. 1756 г.). Он принадлежал к числу накыбу-ль-эшрафов (потомков Пророка). Получив блестящее образование, ученый оставил после себя несколько трудов, один из них "Семь планет в известиях о государях татарских". Это – фундаментальный трактат, один из основных источников для историков ханского Крыма с конца XV до конца XVIII вв. Известен был и другой значительный труд Ризы: "История дома Чингизов", но до наших дней дошло лишь его описание и ссылки на него у старых авторов. У автора существовало еще два трактата, посвященные этике и проблемам исправления нравов: "Горние вертограды верующего" и "Лучеизлияние благодати". Но все эти вещи исчезли после аннексии Крыма.Оставил после себя объемный и содержательный труд сын Шахбаза Гирая (1787-1789) Халим Гирай, автор "Розового куста ханов". Распад СССР, как теперь признано, имел негативные последствия для развития науки в Крыму, Украине и России. Например, Центр дальней космической связи (ЦДКС) под Евпаторией перешел в состав украинских военно-космических сил, материально-техническое снабжение резко снизилось, многие антенные комплексы были законсервированы, здания и лаборатории даже подверглись разграблению и стали негодными для нормальной эксплуатации. Работа российских научных учреждений, в частности Института космических исследований и др., свелась к минимуму и отдельным совместным международным проектам. В 1993 году как общественная организация возникла Крымская Академия Наук (КАН). Нынешний президент КАН председатель республиканской ассоциации «Экология и мир», доктор геолого-минералогических наук В.С. Тарасенко считает, что это помогло сохранить научный потенциал полуострова, а КАН в смутное постперестроечное время смогла объединить крымских ученых. По его словам, отсутствие финансирования привело к сворачиванию целых научных направлений. Тем же, кто сумел выжить, приходится брать гранты, отдавая за копейки американским или западноевропейским центрам то, что накапливалось десятилетиями. В то же время связи с российскими научными организациями были сведены к минимуму, и это была целенаправленная политика киевских властей. В 2013 году они решили заняться «оптимизацией крымских научных учреждений», для начала преобразовав институт последипломной переподготовки педагогов (КРИППО) в центр, чтобы сэкономить на бюджетном финансировании. В русле этих идей Крымскую астрофизическую обсерваторию (КрАО), как требующую бюджетного финансирования, решили передать Киевскому университету им. Шевченко. Там видели перспективу в привлечении грантов ЕС путем преобразования КрАО в «центр подготовки астрономов и астрофизиков Восточной Европы», в «использовании материальной базы для непрофильных исследований». Тем самым фактически предполагалось закрытие единственного оставшегося в Крыму представителя фундаментальных исследований, лидера в своей области. Вузовская наука в этом смысле имеет другие цели и далека от научных высот, поэтому коллектив КрАО обратился в профильное министерство с просьбой передать обсерваторию в НАН Украины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.65 (0.016 с.) |