Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Поиск

Индивид (От лат. individuum – неделимое, особь) есть любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют ввиду самые общие характеристики человека и отвлекаются от его особенностей. Таким обезличенным человек может выступать, например, в масштабных социологических подсчётах, экономических теориях, рассуждениях о биологических особенностях человеческого организма и т.д.

Для обозначения особых, неповторимых свойств человека используется понятие «индивидуальность».

Индивидуальностьнеповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Индивидуальностью мы также можем назвать любого человека, выделяющегося из общей массы за счёт каких-либо особых качеств.

Люди отличаются друг от друга уже на биологическом уровне, например, невозможно найти двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек обладает особым сочетанием генов, обусловливающих определённые особенности его физического(например, телосложение) и даже психического склада. В психическом плане людей друг от друга отличает, прежде всего темперамент.

Уже в античности выделялось четыре типа людей в зависимости от особенностей темперамента. Так, холерик обладает сильными и яркими чувствами; это порывистый легковозбудимый, зачастую нервный тип. Меланхолик, напротив, трудновозбудим, склонен к длительным переживаниям и самоуглублению. Флегматик спокоен, медлителен, апатичен. Сангвиник уравновешен, жизнерадостен, переменчив в чувствах и легко приспосабливается к новым условиям.

Воспитание, жизненный опыт, специфика деятельности – всё это также налагает свой отпечаток на наследуемые особенности. Формируя в итоге самобытную и неповторимую индивидуальность каждого человека.

Личность обычно понимается как индивид в аспекте его социальных качеств. В европейских языках понятие «личность» восходит к латинскому «persona», которое первоначально обозначало театральную маску актёра. В русский язык этот термин ввёл писатель и сатирик Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). По звучанию он близок к слову «личина», которое первоначально обозначало маску ряженого на народных гуляниях.

Исходя, из значения слова личность, может быть раскрыта как система социальных ролей, или своеобразных «театральных масок» человека. Ребёнок рождается как индивид; личностью он становится в процессе социализации. В детской игре он примеряет на себя различные социальные роли (члена семьи, представителя профессии). В процессе воспитания, обучения в общении с другими людьми он воспринимает образцы правильного социального поведения в различных ситуациях. Постепенно он усваивает (то есть делает содержанием своего сознания) основные модели отношений в обществе.

Однако ролевая трактовка личности не раскрывает сущность понятия «личность». В европейской философии (в отличии от восточной) понятие личности не сводится только к её ролям, здесь также подчёркивается её самобытная, самостоятельная, целостная природа. Когда о человеке говорят «это настоящая личность», имеют ввиду внутреннее богатство его духовного мира. Согласно такой точке зрения, если жизнь человека определяется модой, рекламой и привычкой, а не самостоятельным характером, мышлением и свободным выбором – это не личность.

Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку – это путь философа, художника или святого.

Философ занимается созерцанием окружающего мира и размышлением о его общих законах. Его цель – истина, а орудие мудрость. В древние времена именно мудрость определяла пути развития человечества, а мудрецы почитались как посланцы богов.

Художник – человек эмоциональный и тонко чувствующий время и вечную ценность искусства. Гениальный художник может изменить общество и предвосхитить будущее. Не меньшее значение имеет и настоящее произведение искусства, которое способно изменить жизнь человека.

В рассказе «Выпрямила» русский писатель Глеб Иванович Успенский (1843-1902) художественно описал то, как лицезрение статуи Венеры Милосской в парижском Лувре своей гармонией «выпрямило» и нравственно очистило духовно скованного и «скомканного» человека.

Святой – человек, посвятивший себя борьбе с несчастьем других. Милосердие – основа его жизни. А её смысл выражен в словах известного врача Фёдора Петрович Гааза (1780-1853): «Торопитесь делать добро».

 

Смысл жизни человека.

Смысл жизни человека трактуется разными философами по-разному.

Пессимистический подход, является наиболее древним в определении смысла жизни человека. Он рассматривает жизнь человека как трагедию человека в мире одиночества, страха и страдания.

« Лучше всего совсем не родиться, а родившись умереть поскорей», Софокл. Царь Эдип. (5 в. до н.э.).

Буддизм провозглашает жизнь есть бесконечное страдание, и прервать её может только нирвана – блаженство, достигаемое путём потери собственного Я.

А. Шопенгауэр полагал, что человек живёт в вечном страхе, «не ведая, какое несчастье готовит судьба – болезнь, преследование, бедность, увечье, слепоту, безумие». Единственным выходом из трагического мира считают отказ от удовольствий, чувственных наслаждений – бесстрастность..

Экзистенциалисты трактовали жизнь сходным образом, что основой жизни являются забота, тревога и страх («бытие-в-мире» М.Хайдеггера, «бытие-к-смерти» Ж.-П. Сартра). Представители этого направления хотя и призывали к гуманизму и творческому самовыражению, но считали, что никакие усилия не способны изменить трагический мир. Таким образом, жизнь трагична.

Современная философия постмодернизма, отрицающая не только смысл жизни, но и какие-либо установленные смыслы в целом, также приходит к крайним выводам. Ценностей не существует, и единственным модусом становится ирония – ирония – отрешённо-критический взгляд на хаотический мир.

Быть или не быть пессимистом – выбор каждой личности, однако не следует забывать о том, что в жизни помимо трагизма существует и наслаждение, и счастье, и благополучие.

Натуралистический подход основан именно на этих принципах. Согласно ему смысл жизни выводится из естественных законов самой жизни – стремления к наслаждению (гедонизм), счастью (эвдомонизм), пользе (утилитаризм).

Гедонистическая традиция сводится к избеганию страдания и получению наслаждения. Наслаждение – это радостное и безмятежное состояние духа. Последователь Демокрита, Эпикур считал наслаждением духовные удовольствия – мудрость, безмятежность, общение с друзьями и отказ от суетных чувственных желаний. Однако позднее некоторые последователи Эпикура исказили его учение, превратив понятия «гедонизм» и «эпикуреизм» в синонимы погони за чувственными наслаждениями и телесными удовольствиями.

Эвдомонистическая традиция провозглашает счастье ведущим принципом жизни. В философской мысли имеются теории, в которых счастье трактуется как разновидность наслаждения (Аристотель); в таком случае эвдомонизм становится частным случаем и гедонизма. В иных теория наслаждение понимается как чувственное удовольствие, а счастье – как творческая реализация возможностей человека и общества, напрмер у Д.Дидро (1713-1784) или П.Гольбаха (17231789).

Утилитаристская традиция считает основной целью деятельности человеческую пользу, выгоду, как в материальном, так и в духовном плане. Английские утилитаристы XIX в. И.Бентам, Дж. Милль и др. полагали, что солидарность людей на основе взаимовыгодного обмена и общения обеспечит «наибольшее счастье наибольшему числу людей». Во всех этих теориях есть слабые места. Во-первых, и счастье, и наслаждение, и польза не могут быть прочным и моральным основанием жизни человека, так как они зачастую эгоистичны и покоятся на несчастьях других. Во-вторых, при данном подходе человек не является свободным выразителем своих желаний, но, скорее, их рабом. В-третьих, счастье, наслаждение и польза – субъективные категории, понимаемые каждой отдельной личностью, по-своему, что приводит к невозможности единого и целостного принципа их выделения.

Авторитарный подход к вопросу смысла жизни преодолевает эти недостатки. Здесь смысл жизни выводится за рамки, как индивида, так и жизни в целом и основан на абсолютных ценностях (Боге, Идее). Для верующего человека смысл жизни - это жизнь по божественным моральным законам и стремление к Богу.

Не менее авторитарен Философский подход, подразумевающий стремление к воплощению «великой Идеи». Такие течения, как утопизм, социализм, коммунизм, понимают под данной идеей общественное благо. Данные идеи не лишены убедительности. Однако рассмотрение человека как средства достижения высших целей обесценивает человеческую жизнь: ради абсолютных идей, которые зачастую оказываются иллюзиями, погибали и погибают люди. Смысл жизни находится вне жизни – в боге или великой идее).

Все перечисленные выше подходы являются перспективными - в них определяется смысл жизни человечества и человека как такового.

Субъективная теория смысла жизни основывается на иных предпосылках, рассматривая отдельного человека и его цели. Смысл жизни не задан изначально и не является общим для всех: каждый выбирает для себя свой собственный смысл. Основные пути поиска смысла жизни – творчество, переживание ценностей и оптимизм в восприятии мира.

Человек свободен в выборе своего пути. Он не застрахован от ошибок и неудач, и этика способна показать ему лишь примерное направление поиска. Смысл жизни невозможно получить готовым – его нужно пережить и выстрадать, чтобы почувствовать себя человеком.

О с н о в н ы е п о н я т и я:

· антропогенез – происхождение человека.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005 – 439 с.;

2. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил.;

3. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.;

4. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.

 

 

Лекция №19

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.146 (0.008 с.)