Методология научного познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология научного познания.



Всякое познание есть движение от незнания к знанию – от проблемы и гипотезы через метод к теории.

Первая ступень познавательного процесса – определение того, что мы не знаем. Важно чётко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, оттого, что нам ещё неизвестно. Проблемой (от греч. problema – задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения.

Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы (от греч. hypothesis предположение). Гипотеза – это научно обоснованное предположение, которое требует проверки.

Если гипотеза доказывается с привлечением большого числа фактов, она становится теорией (от греч. theoria – наблюдение, исследование). Теория – система знаний, описывающая объясняющая определённые явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория.

Теория надёжна, если она характеризуется фактами (в том числе вновь найденными фактами) и если она отличается ясностью, отчётливостью, логической строгостью.

Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Чтобы проверить гипотезу и доказать её как неверную, используются определённые способы и процедуры.

Правило, приём, способ познания называется методом (от греч. methodos – путь к цели). В целом научный метод – это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект.

Методология – более широкое понятие чем метод и оно может быть определено как 1) совокупность применяемых в даннойнауке методов; 2) общее учение о методе. Методологией занимается философия (что проявляется в её методологической функции).

Все имеющиеся методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические) и теоретические (логические)

Основой эмпирических методов является чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов:

· наблюдение – целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

· эксперимент - изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

· измерение – определение отношения измеряемой велечины к эталону (например, метру);

· сравнение – выявление сходства или различия объектов или их признаков.

В научном познании не бывает чистых эмпирических методов: даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания – выбор объекта наблюдения, гипотезы и т.д.

Основой теоретических методов является рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода:

· анализ - процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

· синтез – соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

· классификация – объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных и т.д.);

· абстрагирование – отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определённой его стороны (результат абстрагирования – абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т. д.);

· формализация – отображение знания в знаковом, символическом виде (математических формулах, химических символах и т. д.);

· аналогия – умозаключение о сходстве объектов в определённом в определённом отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

· моделирование – создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

· идеализация – создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

· дедукция – движение от общего положения к частным фактам;

· индукция – движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Теоретические методы также требуют эмпирических фактов. Например, хотя индукция – сама по себе теоретическая логическая операция, она всё же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга.

Все вышеперечисленные методы это методы-приёмы (конкретные правила, алгоритмы действия). Используются также более широкие методы-подходы, которые указывают только направление и общий способ решения задач и могут включать в себя множество различных приёмов. Таковы методы структурно-функциональный, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются методы философские:

· метафизический – рассмотрение глубинных оснований объекта в покое, статике вне связи с другими объектами;

· диалектический раскрытие законов развития и изменение вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектический материализм в советской философии); некритичное нагромождение различных несвязных методов - эклектикой.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Пер. с англ. В. Горбатова; Общ. ред., сост., вступ. ст. А.Грязнова. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2000. – 464 с. – (Библиотека философской мысли);

2. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.117-137;

3. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998;

4. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.

 

Лекция №22

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Социальная философия изучает наиболее общие законы существования и развития общества (в отличии от социологии, которая изучает конкретные общества). Предметом социальной философии выступают общество, социальные связи в нём, закономерности, закономерности его развития.

 

1. Понятие общества.

 

Понятие «общество» обычно раскрывается в сопоставлении с понятием «природа». Природаэто окружающий нас мир в целом. Обществообособившаяся часть природы, условие и результат деятельности человека. Это определение общества в широком смысле.

Можно говорить об обществе и в узком смысле (информационное общество, российское общество, Гражданское общество).

В русском языке слово «общество» восходит к праславянскому корню obьtio – то, что вокруг и подразумевает помимо всего прочего способность людей очеловечивать, преобразовывать мир вокруг себя, а также объединять людей вокруг общих идей, потребностей, интересов. Понятие «общество» иногда заменяют на синонимичное понятие латинского происхождения «социум» (а слово «общественный» - «социальный»). Латинский глагол socio означает объединять, приступать к совместному труду. Таким образом, изначально в понятии социума присутствуют значения объединения, сотрудничества.

В истории философии представлены различные варианты понимания природы общества. Условно их можно разделить на две группы. Представители первой группы считают решающими в развитии общества материальные факторы – природу, экономику, технику, а второй – духовные – религию, науку, политику.

При материалистическом понимании природы общества подразумевается, что общество развивается под воздействием объективных, независимых от сознания людей факторов – особых условий жизни, потребностей, материального производства, технического окружения и т.д.

Изначально ведущим фактором образования и развития общества считалась природа. В мифологическом мировоззрении общество ещё не отделялась от окружающего мира: например, в славянских языках мир и общество отождествлялись (и сейчас говорят «на миру и смерть красна», взяться всем миром»). Появление философии позволило рассматривать общество и природу как различные, относительно самостоятельные миры со своими особенностями и законами. Однако влияние природных факторов (географической среды, климата) на общество всё ещё считалось определяющим. Например, древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок.370 до н.э.) полагал, что нравы, характер, особенности общественных отношений и государственный строй зависят от географических условий и климата той или иной местности. Эта точка зрения в дальнейшем стала известна как «географический детерминизм». Владимир Вернадский и Константин Циолковский философы-космисты тоже считали, что общество – природное образование, естественный этап эволюции Космоса; важная ступень для будущего перехода человечества на новый, космический этап жизнедеятельности.

В философии марксизма основным фактором развития общества считается экономика. Для того чтобы заниматься искусством, наукой и т.д., человеку необходимо прежде удовлетворить первичные потребности – в пище, жилье, одежде и т.д. Удовлетворяя эти потребности, человек создаёт орудия труда, перерабатывает сырьё, вступает в отношения обмена, распределения с другими людьми и т.д. Характер хозяйствования, в конечном счёте определяет основные черты развития общества (первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального и т.д.) и его духовную жизнь.

Ряд учений XX – начала XXI в. усматривает ведущую роль техники в развитии общества. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн (1911-1980) говорит о решающем воздействии развития коммуникационных технологий на состояние общества. Устная речь формирует традиционное общество; изобретение Иоганном Гуттенбергом печатного станка активизировало массовое производство и создало индустриальное общество. Внедрение компьютера ведёт к появлению «сверхинтеллекта» и формированию современного информационного общества. Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) пишет, что развитие общества является следствием - трех технологических революций – аграрной, индустриальной и постиндустриальной.

При идеалистическом понимании природы общества на первое место ставятся духовные факторы развития – религия, наука, политика и т.д.

Ведущую роль религии подчёркивает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), который, проведя анализ данных о социальном положении протестантов католиков в Западном мире, пришёл к заключению, что подавляющее большинство капиталистов и успешных предпринимателей экономические особенности. Так, европейский капитализм обязан своим существованием протестантизму с его ведущими ценностями – трудолюбием, бережливостью, расчётливостью и т. д.

Большая часть философов XVII-XVIII вв. была уверена, что жизнь общества может стать упорядоченной и успешной, если оно будет управляться на научных основаниях. Научные открытия должны облегчить труд человека и привести к расцвету творчества и культуры, повышению уровня образованности и грамотности, т.е. в конечном счёте к всеобщему благоденствию. К середине XIX в. оформляется течение сциентизма, представители которого, например французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857) абсолютизируют роль научного знания в социальном развитии (1588

Ряд теорий обнаруживает определяющий фактор социального развития в политике и государственном регулировании. Так, для Аристотеля понятие «общественный» было почти идентично понятию «политический»; социальную жизнь он рассматривал как систему отношений между гражданами города-государства. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) утверждал, что без каждодневного государственного контороля над людьми (в том числе силовых методов) человеческое общежитие превращается в бесконечную «войну всех против всех», т.е. распадается на части.

Очевидно, что все названные факторы – природа, экономика, техника, религия и т.д. – оказывают существенное влияние на развитие общества и характер общественных отношений. В противовес всем перечисленным концепциям, где приоритет отдаётся какому-то одному фактору, общество может рассматриваться и как сложная система, где важность различных факторов, как материальных, так и духовных, в разных ситуациях, разная: иногда на первое место выходит природа, иногда экономика, иногда религия. В современной социальной философии наблюдается тенденция перехода к подобному многофакторному подходу.

 

Сферы общественной жизни.

 

Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем – сфер общественной жизни.

Сфера общественной жизни – это крупная, устойчивая, относительно самостоятельная подсистема человеческой деятельности. Сфера включает в себя:

· определённые виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

· социальные институты (семья, школа, партия, церковь);

· сложившиеся отношения между людьми (отношения обмена и распределения в экономической сфере)

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:.

Социальная Экономическая Политическая Духовная
Народы Нации Классы Половозрастные группы   Производитель- ные силы Производственные отношения Государство Партии Общественно- политические движения Религия Мораль Наука Искусство Образование

 

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определённую позицию в обществе, вписан в различные социальные общности, вписан в различные общности. Он может быть, например, мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Достаточно подробно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты. На примере этой анкеты можно кратко описать социальную структуру общества.

1.Ф.И.О ___________________________________________________________

2.Пол______ 3. Возраст_____

4.Семейное положение____________

5.Место жительства_________________________________________________

6.Образование_______________________

7.Профессия_______________________________________________________

8.Социальное происхождение_________________________________________

9.Социальное положение_____________________________________________

10.Национальность_______________________

Пол, возраст, семейное положение определяют Демографическую структуру общества (с такими группами, как мужчины, женщины, молодёжь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Место жительства определяет поселенческую структуру (деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Кении и.т.д.). Образование и профессия составляют собственно профессионально-образовательную структуру (люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники, врачи и экономисты). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-кастовую структуру. Наконец, национальность (или племенная принадлежность, а также раса и т.п.) определяет этническую структуру.

 

 
 

 

 


Структура социальной сферы, предложенная С.Э.Крапивенским

Центральное место человека символично: он вписан во все структуры, составляющие социальную сферу общества. Собственно говоря, именно человек – основной элемент социальной сферы.

Экономическая сфера – область производства, обмена, потребления товаров. Для того, чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки и т.д. – производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления, люди вступают в разнообразные отношения друг к другу и к товару – производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества.

Структура экономической сферы::

· производительные силы – люди, орудия труда, предметы труда;

· производственные отношения – собственности, распределения, потребления, обмена.

Политическая сфера включает в себя

Структура политической сферы:

· политические потребности и интересы;

· политические институты и организации;

· политические отношения;

· политическое сознание.

Потребности и интересы формируют политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные структуры (парламент, правительство), осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти, составляет этих отношений формируют политическое сознание.

Духовная сфера – область идеальных, нематериальных, образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д. Дух – обозначение для высших стремлений и способностей человека, отличающих его от животных.

Структура духовной жизни:

· религия – форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

· мораль – система нравственных норм, оценок, поступков;

· искусство- художественное освоение мира;

· наука – система знаний о закономерностях существования и развития мира;

· право – совокупность норм, закреплённых государством.

Общество предстаёт в целом как комплексная система, то есть система систем, где переплетаются и взаимодействуют социальные, экономические, политические и духовные отношения, институты, формы деятельности, потребности, ценности и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.042 с.)