Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология научного познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Всякое познание есть движение от незнания к знанию – от проблемы и гипотезы через метод к теории. Первая ступень познавательного процесса – определение того, что мы не знаем. Важно чётко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, оттого, что нам ещё неизвестно. Проблемой (от греч. problema – задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения. Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы (от греч. hypothesis предположение). Гипотеза – это научно обоснованное предположение, которое требует проверки. Если гипотеза доказывается с привлечением большого числа фактов, она становится теорией (от греч. theoria – наблюдение, исследование). Теория – система знаний, описывающая объясняющая определённые явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория. Теория надёжна, если она характеризуется фактами (в том числе вновь найденными фактами) и если она отличается ясностью, отчётливостью, логической строгостью. Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Чтобы проверить гипотезу и доказать её как неверную, используются определённые способы и процедуры. Правило, приём, способ познания называется методом (от греч. methodos – путь к цели). В целом научный метод – это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Методология – более широкое понятие чем метод и оно может быть определено как 1) совокупность применяемых в даннойнауке методов; 2) общее учение о методе. Методологией занимается философия (что проявляется в её методологической функции). Все имеющиеся методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические) и теоретические (логические) Основой эмпирических методов является чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов: · наблюдение – целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; · эксперимент - изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; · измерение – определение отношения измеряемой велечины к эталону (например, метру); · сравнение – выявление сходства или различия объектов или их признаков. В научном познании не бывает чистых эмпирических методов: даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания – выбор объекта наблюдения, гипотезы и т.д. Основой теоретических методов является рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода: · анализ - процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); · синтез – соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; · классификация – объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных и т.д.); · абстрагирование – отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определённой его стороны (результат абстрагирования – абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т. д.); · формализация – отображение знания в знаковом, символическом виде (математических формулах, химических символах и т. д.); · аналогия – умозаключение о сходстве объектов в определённом в определённом отношении на основе их сходства в ряде других отношений; · моделирование – создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); · идеализация – создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); · дедукция – движение от общего положения к частным фактам; · индукция – движение от частного (фактов) к общему утверждению. Теоретические методы также требуют эмпирических фактов. Например, хотя индукция – сама по себе теоретическая логическая операция, она всё же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все вышеперечисленные методы это методы-приёмы (конкретные правила, алгоритмы действия). Используются также более широкие методы-подходы, которые указывают только направление и общий способ решения задач и могут включать в себя множество различных приёмов. Таковы методы структурно-функциональный, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются методы философские: · метафизический – рассмотрение глубинных оснований объекта в покое, статике вне связи с другими объектами; · диалектический раскрытие законов развития и изменение вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектический материализм в советской философии); некритичное нагромождение различных несвязных методов - эклектикой.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Пер. с англ. В. Горбатова; Общ. ред., сост., вступ. ст. А.Грязнова. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2000. – 464 с. – (Библиотека философской мысли); 2. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.117-137; 3. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998; 4. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.
Лекция №22
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Социальная философия изучает наиболее общие законы существования и развития общества (в отличии от социологии, которая изучает конкретные общества). Предметом социальной философии выступают общество, социальные связи в нём, закономерности, закономерности его развития.
1. Понятие общества.
Понятие «общество» обычно раскрывается в сопоставлении с понятием «природа». Природа – это окружающий нас мир в целом. Общество – обособившаяся часть природы, условие и результат деятельности человека. Это определение общества в широком смысле. Можно говорить об обществе и в узком смысле (информационное общество, российское общество, Гражданское общество). В русском языке слово «общество» восходит к праславянскому корню obьtio – то, что вокруг и подразумевает помимо всего прочего способность людей очеловечивать, преобразовывать мир вокруг себя, а также объединять людей вокруг общих идей, потребностей, интересов. Понятие «общество» иногда заменяют на синонимичное понятие латинского происхождения «социум» (а слово «общественный» - «социальный»). Латинский глагол socio означает объединять, приступать к совместному труду. Таким образом, изначально в понятии социума присутствуют значения объединения, сотрудничества. В истории философии представлены различные варианты понимания природы общества. Условно их можно разделить на две группы. Представители первой группы считают решающими в развитии общества материальные факторы – природу, экономику, технику, а второй – духовные – религию, науку, политику. При материалистическом понимании природы общества подразумевается, что общество развивается под воздействием объективных, независимых от сознания людей факторов – особых условий жизни, потребностей, материального производства, технического окружения и т.д. Изначально ведущим фактором образования и развития общества считалась природа. В мифологическом мировоззрении общество ещё не отделялась от окружающего мира: например, в славянских языках мир и общество отождествлялись (и сейчас говорят «на миру и смерть красна», взяться всем миром»). Появление философии позволило рассматривать общество и природу как различные, относительно самостоятельные миры со своими особенностями и законами. Однако влияние природных факторов (географической среды, климата) на общество всё ещё считалось определяющим. Например, древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок.370 до н.э.) полагал, что нравы, характер, особенности общественных отношений и государственный строй зависят от географических условий и климата той или иной местности. Эта точка зрения в дальнейшем стала известна как «географический детерминизм». Владимир Вернадский и Константин Циолковский философы-космисты тоже считали, что общество – природное образование, естественный этап эволюции Космоса; важная ступень для будущего перехода человечества на новый, космический этап жизнедеятельности. В философии марксизма основным фактором развития общества считается экономика. Для того чтобы заниматься искусством, наукой и т.д., человеку необходимо прежде удовлетворить первичные потребности – в пище, жилье, одежде и т.д. Удовлетворяя эти потребности, человек создаёт орудия труда, перерабатывает сырьё, вступает в отношения обмена, распределения с другими людьми и т.д. Характер хозяйствования, в конечном счёте определяет основные черты развития общества (первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального и т.д.) и его духовную жизнь. Ряд учений XX – начала XXI в. усматривает ведущую роль техники в развитии общества. Например, канадский философ Херберт Маршал Маклюэн (1911-1980) говорит о решающем воздействии развития коммуникационных технологий на состояние общества. Устная речь формирует традиционное общество; изобретение Иоганном Гуттенбергом печатного станка активизировало массовое производство и создало индустриальное общество. Внедрение компьютера ведёт к появлению «сверхинтеллекта» и формированию современного информационного общества. Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928) пишет, что развитие общества является следствием - трех технологических революций – аграрной, индустриальной и постиндустриальной. При идеалистическом понимании природы общества на первое место ставятся духовные факторы развития – религия, наука, политика и т.д. Ведущую роль религии подчёркивает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), который, проведя анализ данных о социальном положении протестантов католиков в Западном мире, пришёл к заключению, что подавляющее большинство капиталистов и успешных предпринимателей экономические особенности. Так, европейский капитализм обязан своим существованием протестантизму с его ведущими ценностями – трудолюбием, бережливостью, расчётливостью и т. д. Большая часть философов XVII-XVIII вв. была уверена, что жизнь общества может стать упорядоченной и успешной, если оно будет управляться на научных основаниях. Научные открытия должны облегчить труд человека и привести к расцвету творчества и культуры, повышению уровня образованности и грамотности, т.е. в конечном счёте к всеобщему благоденствию. К середине XIX в. оформляется течение сциентизма, представители которого, например французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857) абсолютизируют роль научного знания в социальном развитии (1588 Ряд теорий обнаруживает определяющий фактор социального развития в политике и государственном регулировании. Так, для Аристотеля понятие «общественный» было почти идентично понятию «политический»; социальную жизнь он рассматривал как систему отношений между гражданами города-государства. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) утверждал, что без каждодневного государственного контороля над людьми (в том числе силовых методов) человеческое общежитие превращается в бесконечную «войну всех против всех», т.е. распадается на части. Очевидно, что все названные факторы – природа, экономика, техника, религия и т.д. – оказывают существенное влияние на развитие общества и характер общественных отношений. В противовес всем перечисленным концепциям, где приоритет отдаётся какому-то одному фактору, общество может рассматриваться и как сложная система, где важность различных факторов, как материальных, так и духовных, в разных ситуациях, разная: иногда на первое место выходит природа, иногда экономика, иногда религия. В современной социальной философии наблюдается тенденция перехода к подобному многофакторному подходу.
Сферы общественной жизни.
Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем – сфер общественной жизни. Сфера общественной жизни – это крупная, устойчивая, относительно самостоятельная подсистема человеческой деятельности. Сфера включает в себя: · определённые виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); · социальные институты (семья, школа, партия, церковь); · сложившиеся отношения между людьми (отношения обмена и распределения в экономической сфере) Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:.
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определённую позицию в обществе, вписан в различные социальные общности, вписан в различные общности. Он может быть, например, мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Достаточно подробно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты. На примере этой анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. 1.Ф.И.О ___________________________________________________________ 2.Пол______ 3. Возраст_____ 4.Семейное положение____________ 5.Место жительства_________________________________________________ 6.Образование_______________________ 7.Профессия_______________________________________________________ 8.Социальное происхождение_________________________________________ 9.Социальное положение_____________________________________________ 10.Национальность_______________________ Пол, возраст, семейное положение определяют Демографическую структуру общества (с такими группами, как мужчины, женщины, молодёжь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Место жительства определяет поселенческую структуру (деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Кении и.т.д.). Образование и профессия составляют собственно профессионально-образовательную структуру (люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники, врачи и экономисты). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-кастовую структуру. Наконец, национальность (или племенная принадлежность, а также раса и т.п.) определяет этническую структуру.
Структура социальной сферы, предложенная С.Э.Крапивенским Центральное место человека символично: он вписан во все структуры, составляющие социальную сферу общества. Собственно говоря, именно человек – основной элемент социальной сферы. Экономическая сфера – область производства, обмена, потребления товаров. Для того, чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки и т.д. – производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления, люди вступают в разнообразные отношения друг к другу и к товару – производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества. Структура экономической сферы:: · производительные силы – люди, орудия труда, предметы труда; · производственные отношения – собственности, распределения, потребления, обмена. Политическая сфера включает в себя Структура политической сферы: · политические потребности и интересы; · политические институты и организации; · политические отношения; · политическое сознание. Потребности и интересы формируют политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные структуры (парламент, правительство), осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти, составляет этих отношений формируют политическое сознание. Духовная сфера – область идеальных, нематериальных, образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д. Дух – обозначение для высших стремлений и способностей человека, отличающих его от животных. Структура духовной жизни: · религия – форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы; · мораль – система нравственных норм, оценок, поступков; · искусство- художественное освоение мира; · наука – система знаний о закономерностях существования и развития мира; · право – совокупность норм, закреплённых государством. Общество предстаёт в целом как комплексная система, то есть система систем, где переплетаются и взаимодействуют социальные, экономические, политические и духовные отношения, институты, формы деятельности, потребности, ценности и т.д.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.008 с.) |