Контркультура и массовая культура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контркультура и массовая культура.



 

Культура, взятая во всех своих проявлениях, неоднородна и противоречива. Даже внутри относительно целостной культуры, например культуры конкретного народа в определённую эпоху, можно выделить различные группы людей со своими особыми установками, ценностями, предпочтениями, обычаями. Во всех группах (деревенских, городских, профессиональных, возрастных и т.д.), проявляются относительно самостоятельные культурные тенденции. Такие самостоятельные культурные сферы, находящиеся внутри господствующей культуры, называются субкультурами.

Для субкультур характерен ряд особенностей, которые находят отражение в основных областях жизни той или иной группы. Например, можно говорить о субкультурах молодёжи, представителей мира искусства или преступного мира, где имеются свои особые моральные нормы, язык (жаргон), манеры, стиль поведения.

Многие субкультуры не просто отличаются от официальной культуры, но и прямо противостоят ей. Например, резко критическим отношением к принятым в господствующей культуре ценностям отличались молодёжные движения 1960-ч гг. (битники, хиппи, рокеры и т.д.). Взятые вместе такие протестные субкультуры формируют контркультуру. Контркультуракомплекс установок, направленных против официальной культуры.

Сравнительно новой областью исследования для философии является и феномен массовой культурыкультуры приспособленной к вкусам широких масс, технически тиражируемая и распространяемая при помощи коммуникационных технологий - телевидения, радио, интернета.

В конце XX в. массовая культура начала играть важную роль в экономике и идеологии. Однако эта роль довольно неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их в простых, демократичных образах и понятиях, а с другой – она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усреднённого вкуса.

К основным составляющим массовой культуры можно отнести:

· информационную индустрию - прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии – «жёлтой прессе» XIX – начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением. Как правило, «эксперты» и «специалисты» этой индустрии формируют мнения публики в интересах заказчика, а их прогнозы имеют мало общего с настоящей наукой;

· индустрию досуга – кинофильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрощённым содержанием, поп-музыку и т.д.;

· систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека. По словам Эрика Фромма, в потребительском обществе человека начинают определять не потому, кто он есть, а потому, что он имеет;

· тиражируемую мифологию – от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими. Как и вовсякой мифологии, интеллект здесь заменяется эмоциями, что привлекает легковерных людей, не склонных к размышлениям.

Массовая культура обладает мощными механизмами переориетации ценностей в зависимости от от запросов рынка и идеологии. Так, контркультура 1960-х гг. была «переплавлена» ею, а протестные движения и их атрибуты (рок-музыка, одежда) превратились в предметы продажи и тиражирования.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. Пока невозможно определить, снизит ли при этом массовая культура общекультурный уровень, или напротив – поднимется на уровень более высокий.

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005 – 439 с.;.

2. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.229-249..

 

 

Лекция №26

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ (ТЕОРИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ)

Повседневную жизнь человека нельзя представить без транспортных систем и компьютерных сетей, станков и высокоточных приборов – окружения, отображающего и концентрирующего в себе научные достижения человечества. Сегодня наука – наиболее влиятельная сфера жизни общества: именно от неё ждут ответов на самые актуальные вопросы о перспективах развития человечества и именно в ней усматриваютсякак источники, так и возможности решения большинства глобальных проблем и угроз современности. Основные проблемы современной философии науки можно сформулировать так: как можно определить науку? Каковы основные этапы развития научного знания? Каковы ведущие теории философии науки? Как отделить науку от лженауки? Что такое техника?

 

Понятие науки.

 

Понятие науки рассматривается в трёх основных аспектах:

· наука – деятельность человека по получению нового знания;

· наука – система знаний о закономерностях существования и развития мира;

· наука – особый социокультурный институт по производству знаний.

Все аспекты науки объединены общим понятием знания При этом научное знание понимается как высшая форма теоретического отображения мира.

Основные критерии научности:

· объективность;

· однозначность;

· рациональность;

· системность;

· универсализм;

· практическая применимость;

· проверяемость;

· опровергаемость;

· критичность;

· прогрессизм.

Объективность вытекает из главной цели исследовательской деятельности – поиска истины. В своём содержании истина объективна, то есть не зависит от мнения познающего человека. Следовательно научное знание должно быть свободно от личных предпочтений, индивидуальных желаний. И точно отображать реальность, какая она есть.

Однозначность понимается как необходимость исключения из научного знания всех неясных и противоречивых понятий и принципов.

Рациональность, основана на уверенности в способности разума, познать объективный мир.

Системность подразумевает упорядоченность и взаимосвязь знаний.

Универсализм указывает на общеобязательность научных выводов. Принципы и законы должны быть истинны везде, а результаты должны быть одинаковы во всех случаях, где имеются аналогичные условия.

Практическая применимость основывается на том факте, что наука есть отображение окружающей действительности. Следовательно, даже наиболее абстрактные математические или логические теории, если они верны, могут находить применение на практике (например, при разработке современных компьютеров).

Проверяемость (верификация) – принцип, основанный на той же посылке. Если та или иная теория адекватно отражает реальность, то всю теорию в целом, а также составляющие её элементарные положения можно проверить на опыте.

Опровергаемость (фальсификация) как критерий научности призвана преодолеть недостатки проверяемости. В наиболее простом виде этот принцип можно выразить так: теория отвергается, если её выводы опровергаются фактическими данными.

Критичность науки является следствием предыдущего критерия. Важной частью научной деятельности становится критика. Без неё прогресс науки просто невозможен – иначе процесс приращения нового знания остановится. Критичность в науке должна быть конструктивна, то есть вестись с позиций теорий, более точно описывающий мир.

Прогрессизм опирается на ценность постоянного поиска нового знания.

К реальной практике многие критерии научности применимы только с рядом оговорок. Однако это не означает, что критерии научности формальны и неприменимы к реальному научному процессу. Науку делает наукой прежде всего стремление к достижению перечисленных идеалов.

 

Эволюция научного знания.

 

Наука в современном смысле этого понятия формируется в Новое время в Европе, когда она полностью отделяется от религии и от обыденного знания и становится влиятельной общественной силой. Тем не менее истоки науки искать следует в древности. Так, уже в Древнем мире можно обнаружить несомненные практические достижения в области геометрии, астрономии, агрономии, медицины и т.д.

В эволюции научного знания можно выделить два основных периода: подготовительный и собственнонаучный (нововременный), в каждом из которых формировались различные исторические формы научного знания:

подготовительный период:

· восточная преднаука;

· знание античности;

· знание Средневековья.

нововременный период:

· классическая наука;

· неклассическая наука;

· постнеклассическая наука.

Древневосточная преднаука, зародившаяся в культурах Египта, Месопотамии, Китая и Индии, во многом определила развитие ряда практических сфер жизни – мореплавания, сельского хозяйства, военного дела, торговли и ремесленного труда. Грандиозные архитектурные сооружения древности – египетские пирамиды, Великая китайская стена, дворцы ассирийских царей, индийские храмы – были бы невозможны без обширных математических знаний, умения вычислять объём и площадь, рассчитывать количество рабочей силы. Морское дело и агрономия, а также культовые практики предполагали хорошее знание астрономии; распространение бальзамирования (например, мумифицирования в Египте) указывает на познании в области анатомии и медицины. При этих явных достижениях древневосточное знание нельзя назвать в полной мере научным, так как здесь можно достаточно чётко выделить те характерные черты, которые отделяют преднауку древности от современной науки.

Основной характеристикой восточной преднауки является традиционность – напрвленность на сохранение устойчивых стереотипов и соответственно страх перед инновациями, что тормозило развитие научного знания. Не существовало и научной объективности, поскольку мир ещё был нацелен и не разделён на субъект и объект, а человек не противопоставлял себя природе. Знание часто представляли не как результат практики, а как иррациональное, божественное откровение, доступное избранным (обычно жрецам). Какие-либо теоретические размышления отсутствовали, и данные передавались рецептурно, то есть в виде пошаговых рекомендаций и предписаний.

Античное знание уже лишено ореола божественности. Функцию объяснения Вселенной принимает на себя сам человек. Первые греческие философы пытаются понять природу при помощи разума.

Главной чертой античного знания является созерцательность: практика представлялась слишком приземлённой для достойного времяпровождения, а отвлечённые теоретические размышления более соответствовали статусу свободного гражданина. В связи с этим практические рецептуры уступили место выявлению общих законов. Поскольку знание опирается не на традицию, а на свободный поиск важной становится доказательность. Характерной для Греции являлась атмосфера постоянных дискуссий: в столкновении мнений, оттачивалась логика научного знания, и воспитывалось критическое отношение к авторитетам. Наконец античный космоцентризм предполагал взгляд на Вселенную как на единое целое, поэтому каждый осколок знаний должен был занять подобающее место в общей картине, а не рассматриваться изолированно; классическим примером систематизации наук являются работы Аристотеля.

Средневековое знание двойственно в своих основаниях. С одной стороны, Средневековью было доступно наследие античности, что позволяло развивать отдельные области знания на уже имеющемся фундаменте (например, в средние века были изобретены очки, бумага, механические часы и.т.д.). С другой стороны, догматизм, свойственный религиозному мировоззрению, обусловил отход от античных традиций и возвращение к пранауке с её страхом перед всем новым и необычным. Место инноваций заняли догмы, а творчество сменилось комментариями к Библии и трудам признанных авторитетов (отцов церкви и отчасти Платона и Аристотеля).

Мир средневекового человека был миром существования двух культур – официально-религиозной и народно-праздничной. Таким же образом была расколота надвое и вся действительность – на земное и несовершенное существование и гармонию небесных сфер. Исследования сугубо земного казались бесполезными, а рассуждения о божественном представлялись наиболее важными. Значительное место здесь занимали размышления о морали и, духовности, самопознании, где Средневековье достигло весьма тонкого психологизма. Даже суждения о фактах приобретали аллегоризм и символичность (так, в астрологии наблюдение за звёздами имело своей целью предсказание судьбы человека). Несмотря на фантастичность целей астрология и алхимия в своей экспериментальной части стали фундаментом для астрономии и химии Нового времени.

Классическая наука в целом формируется в Европе к XVII в. Развитие промышленности требовало строгих научных данных, и в ответ на этот социальный запрос формируется экспериментальное естествознание. Революционные успехи науки в этой сфере в скором времени приводят к тому, что она начинает восприниматься как ведущая социокультурная ценность. Будущее видится в оптимистических тонах: общество уверено, что мощь объединённых разума и опыта в скором времени освободит человечество от тяжёлого труда, бедности и невежества. При этом развитие науки понимается как механическое прибавление нового знания, не отменяющее уже доказанных истин.

Идеалом науки в Новое время становится точная механика, непосредственно, связывающая теорию и практику; вершиной её стали труды Ньютона. При этом к механике сводится не только познание природы, но и биология, и социально-гуманитарное знание. Таким же механистичным было понимание общества и государства: все социальные процессы описывались с позиций причинно-следственного автоматизма.

«Человеческое тело – это заводящая сама себя машина…душа – это лишённый содержания термин», писал Ж.Ламетри.

Несмотря на подобные упрощения, именно в Новое время формируется большинство классических критериев научности – объективность, рациональность и т.д. Во многом благодаря следованию этим критериям некоторым наукам. удалось преодолеть свой механицизм, например в биологии исследуется эволюционное развитие, химия с открытием Периодическим закона приходит к идеям системности и комплексности. Эти идеи поставили под вопрос механистическую картину мира, что в дальнейшем привело к появлению новых, неклассических моделей объяснения действительности.

Неклассическя наука разрушает классическую схему, критикуя её прямолинейность и формальность. Начиная с конца XIX в. в сферу критики вовлекались всё новые и новые науки: физика с её корпускулярно-волновой теорией, биология с генетическими исследованиями, астрономия с теорией нестационарной Вселенной и т.д. Мир оказался более сложным и неоднозначным, чем представления механицистов.

Специальная и общая теория относительности Альберта Эйнштейна (1879-1955) указала на связь времени, пространства, энергии и массы, необходимость учёта движения и положения наблюдателя, что завершило эпоху господства ньютоновской механики. Немецкий физик Вернер Гейзенберг (1901-1976) ввёл в науку «принцип неопределённости», согласно которому наблюдатель способен предсказать массу или местоположение частицы, но не оба параметра одновременно. Генетика обнаружила тесную взаимосвязь всех живых организмов.

В итоге мир предстал как сложная система тесно взаимосвязанных элементов, где каждая часть, включая наблюдателя, оказывает влияние на другие части. Произошли и значительные изменения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились к иррациональным явлениям – воле, интуиции, бессознательному, чувствам и страстям.

Постнеклассическая наука находится в процессе своего становления. Её появление во многом связывается с современными информационными процессами, появлением глобальных сетей, компьютеризацией исследований. Постоянно растёт количество информации. Такое положение ведёт к всё более узкой специализации и нарастающей односторонности исследований. Состояние раздробленности в современной науке преодолевается интеграционными процессами и междисциплинарными исследованиями, не позволяющими науке распасться на ряд изолированных островков. Осознание сложности мира как системы смещает фокус исследований от построения глобальных всеохватных теорий к решению ситуативных, прикладных проблем. Наконец признание ведущей роли человека в научных исследованиях приводит к гуманитаризации естественных наук. Ведущую роль здесь играет прикладная этика, синтезирующая и анализирующая возможные решения практически всех важных проблем современности – от экологических задач до вопросов духовного кризиса.

 

Развитие философии науки.

 

Проблемы научного знания подробно рассматриваются философией XVII в., т.е. со времени появления западноевропейской науки как целостного социокультурного явления. Наиболее показательна в этом отношении работа Ф.Бекона «Великое восстановление наук», которая из-за своей грандиозности осталось незавершённой. Как самостоятельное направление исследований философия науки формируется ко второй половине XIX в. У её истоков стоит философия позитивизма (от лат. positivus – положительный), считавшая, что подлинное, положительное знание возможно только в рамках строгих наук.

Представители «первого позитивизма» - Огюст Конт (1796-1857), Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Стюарт Милль (1806-1873) – полагали, что подлинная наука должна ограничиваться строгим отражением фактов. Любые оценки, предположения, рассуждения о том, что невозможно доказать (например, проблемы смысла жизни, счастья, веры, любви) должны быть исключены из науки как ложные или бессмысленные утверждения. Философия должна отказаться от бессмысленного умозрения и заняться простым обобщением строгих научных данных. Наука, очищенная от ложных и бессмысленных утверждений, была провозглашена высшей и определяющей ценностью человеческой цивилизации 9принцип сциентизма).

Второй этап развития позитивизма называется эмпириокритицизм («критика опыта»). Его представители - Эрнст Мах (1838-1916) и Ричард Авенариус (1842-1896) основывались на принципах «чисто описательной науки». Они утверждали, что позитивное знание может быть только описательным, а понятия причинности, времени. Пространства. Как и все прочие объяснительные элементы. Должны быть удалены из науки как паразитические и излишне усложняющие исследования. Мир в эмпириокритицизме понимался в виде «комплексов ощущений», а материальное и идеальное (вещи и психика человека) – в качестве условных наименований и разных сторон этого комплекса.

В начале XX в. появился новый вариант позитивизма – неопозитивизм. Бертран Рассел (1872-1970), Джордж Мур (1873-1958), Людвиг Витгенштейн (1889-1951) и другие представители этого этапа сконцентрировались на анализе языка науки. Первоначально научные суждения подвергались строгому логико-математическому анализу. Первый шаг в этом анализе состоял в сведении сложных утверждений к простым и неразложимым фактам. За ним следовала верификация – опытная проверка каждого факта. Если каждый факт подтверждался, а последующие суждения соответствовали законам логики, то утверждение признавалось научным, в противном случае утверждение бессмысленным. К середине XX в. из-за значительных сложностей такой методики логический анализ сменился более мягким лингвистическим. Лингвистическая философия рассматривала язык в качестве основы миропонимания, а науку – как совокупность понятий, суждений и формул. Она поставила своей задачей очистить язык науки от неопределённостей, то есть сделать его ясным, однозначным и соответствующим фактам реальности.

Представители постпозитивизма - Карл Поппер, Томас Кун (1922-1996), Имре Лакатос (19922-1974), Пол Фейерабенд (1924-1944), Стивен Тулмин (р.1922), во-первых, опираются на историю науки (рассматривают науку в её развитии; во-вторых, опровергают представления о линейном накоплении знаний; в-третьих, учитывают социальные и культурные условия научного знания.

Развитие философии науки в её позитивистском варианте оказало значительное влияние на саму науку: определило строгие критерии научного знания, разрешило ряд вопросов логичности языка науки. Большое внимание, уделяемое социальным, культурным, историческим факторам в понимании научной деятельности, позволило в значительной мере раскрыть механизмы её развития. Тем не менее философия науки – открытое направление исследований, её развитие находится только в начале своего пути, а множество проблем науки как сложной системы ждёт своих исследователей.

 

Формы лженауки.

 

Научное знание не свободно от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, которыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.). Однако эти ошибки не противоречат такому критерию научности, как опровергаемость. Наука не претендует на абсолютное знание: в её знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, которая сокращается с развитием науки; она направлена на поиск истины, а не обладание ей.

Именно в этой направленности науки заложен основной критерий, отличающий её от многочисленных подделок: любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной является ненаучной.

Социальные причины популярности лженаучных теорий заключаются, с одной стороны, в общем кризисе культуры современности и поисках новых ценностей, а с другой – в тяготении человека к чуду. Более многообразны личные причины, заставляющие человека заняться лженаукой: стремление к славе или деньгам, искреннее заблуждение, заказ.

Исходя из этого, можно дать следующее определение: лженаука – это фальсификация (опровержение) научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях.

Лженаука использует в своих построениях научную терминологию, выступает от лица различных организаций и «академий», маскирует свою деятельность учёными степенями и званиями, широко использует средства массовой коммуникации и государственные структуры, проводит издательскую деятельность. Поэтому человеку (даже специалисту) часто сложно найти критерии для того, чтобы отличить лженауку от настоящей науки. Тем не менее, некоторые общие показатели лженаучности можно выделить.

1. Обычно ненаучные концепции, направленные на отрицание всей предшествующей науки. Так, например, теория относительности Эйнштейна не отменила механику Ньютона, а ограничила её определёнными условиями.

2. Обоснованные подозрения вызывают всеобщие и глобальные теории – от новой теории устройства Вселенной до изобретения «лекарства от новых болезней».

3. Обычной характеристикой лженауки являются туманность и непонятность доказательств. Самые сложные научные теории можно объяснить простым языком.

4. Лженаучны бессистемные и внутренне противоречивые теории, что указывает на безграмотность автора. Безграмотная работа обычно бессмысленна.

5. Ненаучны теории, где смешиваются научные термины и понятия из сферы мистики или религии (например, «карма», «благодать», космические вибрации» и проч.) или обычным понятиям придаётся «сокровенный» смысл (Свет, Начало, Разум, Природа и т.д.).

6. В лженауке теории часто непроверяемы, поскольку основаны на нерациональной вере. Например, ссылки на космический разум, гармонию Вселенной или откровение не поддаются научной проверке.

7. Сторонники лженауки часто выдвигают новые гипотезы не для получения нового знания, а для дополнительной поддержки своих теорий. Например, креационисты вводят дополнения всякий раз, когда наука находит очередное опровержение концепции божественного сотворения мира. В целом, если все усилия направлены на защиту теории, а не поиск новых знаний, это может служить показателем ненаучности идеи (часто вся последующая деятельность «творцов» такой идеи сводится к постоянному её оправданию или жалобам на гонения со стороны официальной науки).

Конечны, эти показатели верны не во всех случаях. Учёный действительно может придумать новую общую теорию, он может подергаться гонениям незаслуженно и т.д. Однако если его теория соответствует сразу нескольким приведённым принципам, то есть научность более чем сомнительна.

В настоящее время наиболее распространены представленные следующие формы лженауки:

· эзотерика и мистика. В настоящее время в научных терминах пытаются истолковать деятельность магов, экстрасенсов и медиумов, а также такие явления, как полтергейст, телекинез, левитация (самопроизвольное передвижение предметов) и др. В ряд со средневековыми лженауками (астрология, алхимия) становятся новые парапсихология, альтернативная медицина, теория биополя, экстрасенсорика, биоэнергетика и т.д. Во всех случаях доказательная база этих «наук» отсутствует, но на лицо использование суеверий и слабостей широкой публики;

· фальсификация данных. Непосредственной движущей силой науки как социального института является потребность в признании, для этого могут использоваться различные методы подтасовки научных данных. Если в экспериментальных науках обман рано или поздно раскрывается, то менее проверяемые гипотезы долгое время паразитируют на доверчивости публики Так, популярны теории о «необычных» свойствах пирамид, альтернативные попытки переписать историю в «новом летосчислении», рассказы о «городах богов» и прочие выдумки для доверчивых;

· масштабные спекуляции. Как правило, это плохо проверяемые масштабные проекты, обещающие крупные экономические выгоды и специально созданные для того, чтобы получить финансирование из государственных или общественных фондов. Таковы, например, идеи «торсионных полей», «биоэнергоинформатики», «магнитной или полимерной воды» и проч.;

· информационные сенсации. Для повышения популярности средства массовой информации публикуют информацию об исключительных событиях. При помощи преувеличения одних и сокрытия других деталей рождается информация о «необъяснимых явлениях» - летающих тарелках, снежных людях, чудовищах, исцелениях и прочих чудесах. Для повышения достоверности информация представляется в псевдонаучной форме (такова уфология);

· информационный заказ. Средства массовой информации часто приглашают экспертов от науки, которые должны комментировать какие-либо события. Поскольку одной из основных задач средств коммуникаций является формирование общественного мнения, те лица, которые часто появляются на экране: «…должны быть всегда готовы к тому, чтобы прийти и принять правила игры, быть готовыми ко всему, т.е. к любым уступкам, компромиссам и компрометации, чтобы только попасть в эфир и обеспечить себе прямую и косвенную выгоду, связанную с известностью». Очевидно, что постоянные телеэксперты не пропагандируют научную истину, а просто обосновывают мнения, выгодные заказчикам информации.;

· политический заказ. В истории хорошо известны методы властного давления на учёных, когда одни науки (генетику, кибернетику) уничтожали, поддерживая ложные науки, соответствующие партийным установкам. На таких же политических заказах строятся теории расизма, нацизма, ложно понятого патриотизма и т.д.

· коммерческие проекты. Такая форма лженауки становится всё более масштабной. Ради увеличения продаж товаров создаются фиктивные «научные ассоциации», на которые ссылаютс продавцы. Финансируются исследования для продвижения своего товара и и дискредитации товара конкурента. Еще опаснее паразитирование на болезнях населения: рекламируются «квантовые приборы», «магнитные излучатели», браслеты, устройства, изменяющие состав воды, чудодейственные биологически активные добавки и т.д. Такая «наука» основана на обмане и часто приводит к жертвам из-за запоздалых обращений к медицине;

Производители мобильных телефонов финансируют исследования об их безвредности, а производители гарнитуры – о вреде излучения для головного мозга. Мошенники, пользуясь опасениями потребителя, выпускают голографические наклейки, «защищающие от излучения приборов».

  • религиозная «наука». Религия является сферой духовной жизни, по определению не пересекающейся с современной наукой. Откровение содержит факты, противоречащие данным науки, а сама система принимаемых на веру догм не совместима с научными методами. Поэтому любые научные обоснования религиозных догм (как и религиозные объяснения научных фактов) на деле являются лженаукой. Таковы, например, «научные» аргументы в пользу сотворения богом мира или человека.

В религиозном сознании общества также много представлений, не согласующихся с наукой: вера в мироточение икон, целебную силу крещенской воды или сход «благодатного огня» в Иерусалиме и т.д. С точки зрения науки такие представления являются суевериями. Августин Блаженный говорил, что чудеса противоречат не законам природы, а нашим представлениям о законах природы.

Конечно, наука часто сама бывает излишне консервативна и способна объявить лженаукой нечто истинное, но не соответствующее её устоявшимся теориям. Например, долгое время наука не принимала идеи Демокрита об атомах. Однако новые идеи, как правило, серьёзно воспринимаются философией, которая не так жёстко ограничена критериями научности. Философия гораздо свободнее других наук в выборе объектов исследования. В отличие от физики и лингвистики она может быть и религиозной, и включать в себя элементы мистики, быть достаточно туманной и малодоказуемой. Благодаря такой широте предметного поля истинные, но поначалу невероятные гипотезы не забываются и остаются в сфере философского знания до той поры, пока официальная наука не воспримет их серьёзно.

Впрочем, и философское знание при всей своей свободе также будет признано лженаучным, если оно будет подтасовывать данные в политических, религиозных, личных и других корыстных целях.

Лженаука редко является безобидной, так как практически все её формы оказывают то, или иное негативное воздействие на психику человека. Поэтому терпимость по отношению к ней не должна простираться до слишком широких пределов: здоровье общества, подрываемое верой в лженауку, не менее важно для будущего, чем здоровье физическое. Возможно, для борьбы с лженаукой не потребуется даже запретов. Если голос науки получит поддержку для того, чтобы звучать немного громче, чем голос лженауки, то бессмысленность и нелепость последней станут гораздо заметнее.

 

Философия техники.

Понятие «техника» восходит к греческому слову «techne», первоначально обозначавшему «искусство, мастерство». Это значение в языке схранилось до сих пор (например, музыкальная или спортивная техника). Однако с развитием общества и прогрессом научного знания значение этого понятия распространялось на предметный мир. В понятие «техника» были включены орудия, машины, механизмы: артефакты, значительно расширившие возможности человека.

Философия понимает технику предельно широко. Техника – это совокупность средств и орудий деятельности, приёмов и умений, необходимых для производства и обслуживания.

Мартин Хайдеггер (1889-1976) писал: «К тому, что есть техника, относятся изготовление и применение орудий, инструментов и машин, относятся само изготовленное и применяемое, относятся потребности ицель, которым всё это служит. Совокупность подобных орудий и есть техника. Она сама есть некое орудие, по-латински – instrumentum.

По-видимому, техника как умение использовать различные орудия появилась одновременно с человеком (если учитывать, что животные способны к определённым орудийным действиям).

Эволюция средств деятельности происходила в такой последовательности:

· прикладно-орудийная стадия – использование камня как скребка или орудия;

· орудийно-артефактная стадия – появление искусственных орудий (например, лопаты, плуга, колеса);

· машинная стадия – создание станков и производственных машин, парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания;

· стадия автоматов и робототехники – создание сложных управляющих систем и механизмов с широким диапазоном действий;

· информационная стадия – создание сложных компьютеров и информационных компьютерных сетей.

Промышленная революция – переломный, решающий этап в развитии техники произошёл, когда техника начала опираться на строгое научное знание. Именно в это время появились машины, выполняющие функции человека в процессе производства товара, а производительность труда резко увеличилась. С тех пор техника развивается в союзе с наукой постоянно, усложняясь.

Появление сложной современной техники основано на глубоких научных знаниях (например, создание микроскопа базировалось на успехах оптики), а для развития науки необходимы технические приборы (использование микроскопа вызвало быстрое развитие биологии). Поэтому можно сказать, что в процессе развития общества наука и техника взаимно определяют друг друга как две стороны единого научно-технического прогресса.

Взаимоотношение техники и человека является ведущим в системе связей техники (с наукой, природой и т.д.).

В эпоху Просвещения во взглядах на будущее значение техники для человека господствовал оптимизм. Предполагалось, что она, заменив ручной труд машинным, сумеет освободить человека от тяжёлой работы ради интеллектуального труда и многократно усилит его творческую мощь.

Однако развитие машин и автоматики не привело к свободе и счастью человека. Возникают пессимистические концепции, согласно которым человек в техническом мире превращается в придаток машины, приобретает автоматизм поведения, теряет духовные черты, дегуманизируется. Здесь уже не человек управляет машиной, а машины определяют правила жизни в техническом мире.

Согласно нейтральному подходу, техника всего лишь продолжение органов человека и может быть опасной или полезной не сама по себе, а только в зависимости от того, кто и как будет её применять. Техника никогда не является целью – она только средство и не может оцениваться морально.

Можно отметить, что вне зависимости от полярности мнений по проблеме техника никем не рассматривается как нечто изолированное от человека. Вся сложная и многоуровневая система техники становится необходимой и имеет значение только в пространстве человеческих целей и потребностей.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005 – 439 с.;

2. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.250-271.

 

 

Лекция №27

 

ФИЛОСОФИЯ И БУДУЩЕЕ

(ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ)

Будущее во многом – следствие тех единичных и уникальных решений, которые ежедневно принимает каждый человек, и того коллективного выбора, который совершается большими группами людей. Просчитать все вероятности и возможные последствия таких действий невозможно: прогнозы будущего могут быть лишь более или менее правдоподобными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.099 с.)