И этика массовых коммуникаций»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И этика массовых коммуникаций»



И этика массовых коммуникаций»

 

(По состоянию на 1 сентября 2012 года)

Рекомендуется УМЦ КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева

Направление

Специальность 030602

Специализация

форма обученияочная

Цель и задачи дисциплины

Дисциплина«Правовое регулирование и этика массовых коммуникаций» рассчитана на студентов выпускного курса Института социальных технологий Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н.Туполева, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

Концептуальные правовые знания в области информационных отношений являются необходимой составляющей правовой культуры современного общества. Правовая просвещенность сегодня – необходимый компонент любой профессиональной деятельности. Особенно нужны знания в данной области специалистам по связям с общественностью, значительное место в работе которых занимает взаимодействие со средствами массовой информации и журналистами, другими субъектами информационных отношений.

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное понимание принципов и норм правового регулирования и этических правил в информационной сфере, направленных на обеспечение баланса интересов личности, общества и государства.

Задачи дисциплины – дать понятие о содержании информационного права, в том числе права массовой информации (права СМИ) как самостоятельной отрасли и одновременно подотрасли информационного права; сформировать целостное представление о назначении, характере, содержании и особенностях текущего российского законодательства, регулирующего правовые отношения в информационной сфере, в том числе в сфере деятельности средств массовой информации, в частности; об имеющихся нормативных актах как в области непосредственного регулирования деятельности средств массовой информации, так и в других сферах, в частности, авторского права, избирательного законодательства, функционирования рекламы. Изучение законодательства неразрывно связано с анализом правоприменительной практики в связи с повседневной деятельностью журналистов и специалистов по связям с общественностью. В ходе изучения данной дисциплины студенты анализируют современную правовую ситуацию на информационном рынке, в ходе деловых игр знакомятся с опытом правового и этического регулирования информационной деятельности на конкретных примерах.

Процесс правового регулирования еще не закончен, в законодательстве есть «белые пятна». В ходе занятий предполагается организация ряда дискуссий по актуальным проблемам, вызванным несовершенством действующего законодательства и отсутствием должной правовой культуры в обществе. Все это потребует от студентов наблюдения за процессами развития правоотношений в информационной сфере корпоративного и этического регулирования, ориентации в проектах законов, касающихся правового регулирования информационных отношений.

Студент получает представление об этических регуляторах в информационной сфере, институтах самоограничения корпоративных сообществ, о документах, международных и национальных, представляющих свод этических правил и предписаний, обязательных к исполнению в условиях информационного общества.

Знание международного и российского права в информационной сфере, механизмов его применения, процедур, тенденций, конкретных норм и обязанностей значительно облегчит профессиональную деятельность будущих специалистов по связям с общественностью. После изучения данной дисциплины студент будет компетентен в вопросах права сам и сможет дать правильный совет другим. Он сможет избежать ситуации, которая чревата нарушением закона или подрывом деловой репутации.

Данная дисциплина, популяризируя принципы правового демократического государства в информационной сфере, рассчитана на повышение правовой культуры будущих специалистов по связям с общественностью, которые должны уметь защищать свои профессиональные права. Она преследует также цель гражданского воспитания студентов, которые должны подчинять свои действия верховенству закона, а также этическим нормам корпоративного сообщества.

 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Сущность массово-информационных правоотношений раскрывается в данной дисциплине как совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и закрытием предприятий, работающих в сфере массовой коммуникации, главным образом средств массовой информации; с взаимодействием служб по связям с общественностью и средств массовой информации; с профессиональной деятельностью журналистов и специалистов по связям с общественностью; с созданием и использованием текстов средств массовой информации и служб по связям с общественностью. В рамках данной дисциплины изучаются основы международного информационного права, основные принципы регулирования свободы слова и печати, нормы, институты и судебная практика в сфере информационных отношений в Российской Федерации, а также опыт зарубежных стран, в частности, США, Германии, Дании, который дает представление о демократических традициях правового регулирования массмедиа.

Студенты должны знать основополагающие правовые акты Российской Федерации в области информационных отношений: федеральные законы «О средствах массовой информации», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», содержание ключевых положений, касающихся правового регулирования информационной сферы: Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О государственной тайне», «О коммерческой информации», «О персональных данных», «О связи», «О рекламе», «Об авторском праве и смежных правах», других федеральных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к информационному праву, кодексов Российской Федерации: Гражданского, Трудового, Уголовного, об административных правонарушениях и др. Им должны быть известны основные принципы международного права в информационной сфере, а также ключевые положения правовых документов, регулирующих информационные отношения, а также основополагающие документы этического регулирования связей с общественностью, международные и национальные.

Они должны ориентироваться в практическом опыте на уровне международных сообществ и институтов, государств и отдельных организаций СМИ, знать механизмы разрешения информационных конфликтов, правовые и внесудебные, а также возложения ответственности за противодействие свободному поиску и распространению информации и злоупотребление свободой слова.

 

III. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы   Всего часов IX
семестр
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
Самостоятельная работа
Курсовой проект (работа)
Реферат
Вид итогового контроля     Зачет

IV. Содержание дисциплины

4.1 Тематический план

 

Наименование модулей (тем) Лекции Семинары Сам. работа
Тема 1.Информация как объект правоотношений. Классификация информации с правовой точки зрения. Правовое регулирование доступа к информации          
Тема 2.Информационные права личности. Реализация права на информацию, свободу мысли, слова и печати.    
Тема 3.Государство и массовые коммуникации. Законодательное регулирование в сфере массовых коммуникаций.    
Тема 4.Правовой статус субъектов правоотношений в информационной сфере  
Тема 5.Механизмы правового регулирования информационной деятельности  
Тема 6.Информационные споры, правовые и этические механизмы их разрешения  
Тема 7.Корпоративные и этические нормы
 

 

Тема 1. Информация как объект правоотношений. Классификация информации с правовой точки зрения. Правовое регулирование доступа к информации

(аудиторные занятия – 6 часов, самостоятельная работа – 6 часов)

 

Информационный блок

Тема 1.1 – 13 сентября

Правовой статус информации.Основные положения закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Виды информации, являющейся объектом гражданских прав и регулирование ее использования:

— произведения, являющиеся объектом авторского права;

— информация, являющаяся объектом патентного права;

— товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Классификация информации по степени доступа к информации. Общедоступная информация и порядок ее распространения. Экономическая информация, не подлежащая сокрытию от общественности. Ответственность за непредоставление информации.

Информация ограниченного доступа и порядок ее использования. Информация ограниченного доступа. Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа. Виды охраняемых тайн и секретов. Степени секретности документов. Гражданский кодекс о защите частной жизни. Конфиденциальная информация и ее виды. Коммерческая тайна. Защита персональных данных.

Правовой режим доступа к информации. Роль служб по связям с общественностью в обеспечении прав граждан на информацию. Доступ к информации в органах государственной власти и управления. Доступ к архивной информации. Доступ к информации в органах предварительного следствия и суда. Особенности регламентации отношений с потребителями в российском законодательстве. Основные требования к системе защиты информации при установлении связей с общественностью в коммерческих организациях. Правовые основы защиты интеллектуальной собственности при установлении связей с общественностью.

Информационная деятельность в условиях чрезвычайного положения, в зоне вооруженных конфликтов и террористических актов.Понятие о чрезвычайном положении и экстремизме. Ограничение свободы печати и других средств массовой информации в условиях чрезвычайного положения.

Информационные системы как объект права. Информационные технологии как объект права. Правовой режим информационных ресурсов.

Юридическая безопасность журналиста. Ответственность за нарушение законодательства в условиях чрезвычайного положения. Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности

 

Практическое занятие 1.1 – 11 сентября

Вопросы для самопроверки

1. Какая информация является общедоступной? Каким законом это определяется?

2. Какая информация имеет ограниченный доступ? Каким законом это определяется?

3. Какие права имеет журналист, чтобы получить нужную информацию?

– в государственной пресс-службе?

– в коммерческой организации?

– в суде?

Каким законом это определяется?

4. Должна ли редакция указывать причины, побуждающие журналистов обратиться с запросом:

– в государственной пресс-службе?

– в коммерческой организации?

– в суде?

5. В какие сроки рассматривается письменный запрос редакции?

6. Чем отличается в правовом смысле информация, которая дается в официальных пресс-релизах пресс-служб?

7. Какими правилами руководствуется работник пресс-службы государственного органа власти как государственный служащий, отвечая на запрос редакции?

Практическое занятие 1.2 – 18 сентября

На деловой игре учебная группа разбивается на три подгруппы. Первая подгруппа будет моделировать ситуацию по доступу к информации в государственной структуре, вторая – в правоохранительной системе, третья – в негосударственной структуре.

В каждой подгруппе должны быть представлены журналисты и специалисты по связям с общественностью. Задача журналистов – получить информацию по интересующим их вопросам, задача специалистов – предоставить в нужные сроки или отказать в ответе на запрос.

Первая подгруппа представляет собой пресс-службу Президента РТ. Обсуждается ситуация с появлением сообщения о смерти М. Шаймиева.

Вторая подгруппа представляет собой пресс-службу Следственного управления Генеральной прокуратуры РФ. Обсуждается ситуация с задержанием бизнесмена Владимира Барсукова (Кумарина) в августе 2007 года. Ему было предъявлено обвинение в организации преступного сообщества, мошенничестве, совершенном группой лиц в особо крупном размере, и легализации средств, полученных преступным путем.

Третья подгруппа представляет собой пресс-службу атомной электростанции. Обсуждается ситуация, связанная со слухами об аварии на станции.

Домашнее задания:

Вопросы для самопроверки

1. Каковы правила предоставления информации в государственном учреждении

2. Каковы условия работы журналиста в суде?

3. На какие законы ссылается пресс-секретарь, отказывая редакции в предоставлении информации ограниченного доступа?

4. Куда может обратиться журналист, если получил ответ, который его не удовлетворил?

5. Какое наказание предусмотрено для того, кто не ответил на запрос должным образом?

6. Отличаются ли и каким образом права в доступе к информации журналистов, которые имеют постоянную аккредитацию в организации?

7. В каких случаях журналисту может быть отказано в присутствии на каком-либо заседании:

– в государственной организации?

– в суде?

8. Каковы правила электронной записи (диктофон, камера) на заседании:

– в государственной организации?

– в суде?

9. В каких законодательных актах определяются правила доступа к информации в экстремальной ситуации (техногенная и природная катастрофа, военное положение, террористический акт)

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации

«О средствах массовой информации», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»,«Опорядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»,«О государственной тайне», «О персональных данных», «О коммерческой тайне», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О банках и банковской деятельности», «Об охране окружающей среды», «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», «О статусе судей в Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, «Об актах гражданского состояния», «Об адвокатской практике и адвокатуре в Российской Федерации», «О рынке ценных бумаг»,«О федеральных органах налоговой полиции», «О связи», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Информационный блок

Тема 2.1 – 27 октября

Понятие прав и свобод. Информационная свобода личности: внешняя и внутренняя стороны. Сфера иммунитета личности. Проблемы общественного интереса.

Основные элементы свободы массовой информации: свобода слова, свобода искать, получать, хранить и распространять информацию.

Правовые гарантии свободы массовой информации в законодательстве Российской Федерации. Правовое оформление понятия свободы самовыражения в международных актах (документы ООН и Совета Европы).

Механизмы обеспечения информационных прав граждан. Пределы ограничения свободы массовой информации, свободы слова и выражения мнений в правовом государстве. Основания и механизмы ограничения свободы слова и печати.

Международные правозащитные механизмы и их роль в обеспечении свободы массовой информации. Юрисдикция национальных судов и международных правовых институтов. Роль Европейского суда по правам человека в обеспечении свободы массовой информации в странах-членах Совета Европы.

Понятие информационной безопасности. Законодательные основы правовой ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации в Российской Федерации. Ответственность за злоупотребление свободой слова.

 

Вопросы для самопроверки:

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон «О средствах массовой информации»

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года).

Международный пакт о гражданских и политических правах (принят в 1966 году Генеральной Ассамблеей ООН)

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 30 марта 1998 г.)

Источники информации:

Монахов В.Н.. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования.Москва. «ЭКОПРИНТ». 2003

Монахов В.Н..Свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации.Фонд защиты гласности. – М., Галерея, 2005

Монро Прайс, Питер Круг. Благоприятная среда для свободных и независимых средств массовой информации

 

Информационный блок

Тема 3.1 – 11 октября

 

Государство и массовые коммуникации. История регулирования в области информационных отношений: мировой и российский опыт.

Государственная политика в области массовой коммуникации, в том числе массовой информации. (Министерство связи и массовых коммуникаций, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям). Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию, ее статус и функции.

Полномочия государственных органов в отношении СМИ: регистрация СМИ; лицензирование аудиовизуальной деятельности и деятельности в области связи; контроль за распространением СМИ; иные полномочия. Содержание лицензии. Конкурсный порядок выдачи лицензий на эфирное телерадиовещание. Лицензирование деятельности в области связи.

Ограничение владения в области СМИ. Меры по предотвращению концентрации и монополизации СМИ как средство обеспечения информационного плюрализма. Ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции. Стандарты морали и распространение сообщений и материалов «непристойного» (indecent) и «неприличного» (obscene) содержания: опыт США и других стран. Попытки российских законодателей защитить общественную нравственность.

Структура современного информационного законодательства Российской Федерации. Понятие массово-информационного права. Гражданско-правовое и государственно-правовое регулирование отношений в информационной сфере. Феномен полинормативности в регулировании сферы массовой информации. Информационное право: понятие и содержание. Право средств массовой информации: понятие и содержание. Соотношение права СМИ и информационного права. Действие международных правовых норм в российских массовых коммуникациях.

Эволюция российского законодательства об информации. Перспективы реформирования российского законодательства о регулировании массовой коммуникации.

Система и источники права массовой информации. Федеральный и региональный уровень правового регулирования в области массовой информации. Законы и подзаконные акты.

Система информационного законодательства Российской Федерации. Конституционное регулированиеинформационных отношений в Российской Федерации. Структурообразующий характер федеральных законов «О средствах массовой информации», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Акты гражданского, административного, уголовного, трудового, процессуального и иного законодательства, содержащие отдельные нормы массово-информационного права.

Регулирование массовых коммуникаций в эпоху конвергенции и роль в этом процессе Еврокомиссии (Европейский союз) и Совета Европы Юрисдикция национальных судов и международных правовых институтов.

Новые информационные технологии и их правовое регулирование. Правовое регулирование содержания на новых носителях в условиях трансграничного характера сетей. Проблемы мирового информационного законодательства, связанные с глобализацией.

 

Самостоятельная работа – по 2 балла за 1 закон

Изучить основные законы информационной сферы и представить их в виде тезисов:

«О средствах массовой информации», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Вопросы для самопроверки:

1. Как вы понимаете понятия «информационное право» и «право средств массовой информации»?

2. Что входит в систему информационного законодательства в Рос­сийской Федерации? Назовите источники права.

3. Знаете ли вы международный опыт правового регулирования информационных отношений в других странах? Расскажите на примере одной из стран.

4. Каковы полномочия государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой информации?

5. Каковы виды СМИ по законодательству Российской Федерации?

6. Назовите виды злоупотреблений свободой массовой информации. Какова система обеспечения безопасности СМИ в Российской Федерации?

7. Назовите основные положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

8. Что вам известно о цензуре? Каковы правовые гарантии ее запрета?

9. Как вы понимаете понятие социальной ответственности журналиста?

10. Расскажите о международно-правовом регулировании свободы массовой информации.

11. Какова позиция Европейского суда по правам человека по вопросам свободы массовой информации?

 

Информационный блок

Тема 4.1 – 25 октября

Полномочия государственных органов в отношении СМИ: регистрация СМИ; лицензирование аудиовизуальной деятельности и деятельности в области связи; контроль за распространением СМИ; иные полномочия. Содержание лицензии. Конкурсный порядок выдачи лицензий на эфирное телерадиовещание. Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию, ее статус и функции. Лицензирование деятельности в области связи.

Ограничение владения в области СМИ. Меры по предотвращению концентрации и монополизации СМИ как средство обеспечения информационного плюрализма. Ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции. Стандарты морали и распространение сообщений и материалов «непристойного» (indecent) и «неприличного» (obscene) содержания: опыт США и других стран. Попытки российских законодателей защитить общественную нравственность.

СМИ как институт политической системы современного общества и как объект интеллектуальной собственности, в этом качестве – объект гражданских прав. Основные субъекты правоотношений в сфере СМИ: учредитель, собственник, редакция, вещатель, издатель, распространитель, журналист.

Статус редакции СМИ. Устав редакции и учредительный договор как правовые инструменты обеспечения свободы массовой информации. Особенности трудовых отношений в редакционных коллективах. Законодательные основы отношений СМИ с гражданами и организациями.

Понятие СМИ. Виды СМИ по законодательству Российской Федерации. Организационно-правовые формы существования средств массовой информации: коммерческие и некоммерческие организации. Государственные и муниципальные средства массовой информации и их правовой статус. Негосударственные средства массовой информации. Сетевые СМИ. Общественное вещание.

Журналистская деятельность как правовая категория. Правовой статус журналиста. Права и обязанности журналиста в области сбора информации. Работа журналиста в зоне вооруженного конфликта и в условиях чрезвычайной ситуации. Особенности правового статуса иностранных корреспондентов.

Защита и самозащита журналиста. Уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.

Правовой статус служб по связям с общественностью как корпоративной функции управления. Общие и специальные профессиональные права и обязанности специалистов по связям с общественностью. Отношения с работодателями, клиентами, деловыми партнерами, средствами массовой информации, гражданами, организациями и общественностью.

Вопросы для самопроверки

Что такое – физическое лицо?

Что такое – юридическое лицо?

Какие виды СМИ вы знаете?

Какие органы власти осуществляют государственное регулирование в сфере массовой коммуникации?

Какой закон (какие законы) определяют правовой статус СМИ?

Чем отличается рекламное СМИ от обычного?

Чем отливается коммерческое СМИ от некоммерческого?

Каковы признаки эротического СМИ и каким законом они определяются?

Каков правовой статус государственного СМИ?

Определите правовой статус редакции СМИ

Определите правовой статус пресс-службы в организации

Как осуществляется государственная регистрация и какие документы при этом предоставляются?

Какой вид деятельности по выпуску СМИ требует лицензирование?

Где необходимо получать документ о регистрации?

Какие документы необходимо предъявлять при регистрации?

Существуют ли СМИ, для выпуска которых не нужна государственная регистрация?

Что такое – организационно-правовой статус субъекта информационной деятельности? Какие виды организационно-правового статуса вы знаете?

Кто не может выступить в роли учредителя?

Дайте характеристику учредительного договора о выпуске СМИ

Дайте характеристику Устава редакции, кто его принимает и вносит в документ изменения?

Каковы права учредителя и его обязательства перед СМИ?

Каковы обязанности редакции перед учредителем?

Что такое – фирменное наименование? Защищено ли оно законом, если да, то каким?

 

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Подраздел 2. Лица; Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Федеральные законы:

«О средствах массовой информации», «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», «Об акционерных обществах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О связи», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании», «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (госпошлина).

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» (1994 г.)

Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 67 от 2000г. «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний» и: Постановление Министерства труда РФ № 135 от 14 июля 1993 г. «Об утверждении рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме и примерной формы трудового договора (контракта)» (ЗиП, 2001, №3)

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей» (2006 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (лицензирование воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей (2006 г.)

Регламент работы Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию

Межгосударственный стандарт «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания Основные виды и выходные сведения» (2002)

Рекомендация Комитета Министров Совета Европы «О независимости и функциях регулирующих органов в вещательном секторе» (2000 г.)

 

Источники информации:

Правовое регулирование хозяйственной деятельности СМИ.Авт.-сост. Н.Д.Гобешия. – М., Галерея, 2003.

Правовое поле журналиста: настольная справочная книга (междунар. акты, российск. законы, указы, постановления, распоряжения, рекоменд., коммент.). Научн. ред. и отв. за вып. Б.И.Варецкий. – М.:, 1997.

Рихтер А.Г.Правовые основы журналистики. М.: Изд-во МГУ, 2002.

Средства массовой информации и судебная власть в России (проблемы взаимодействия). Отв. ред. А.К.Симонов. – М., 1999.

Связи с общественностью в России.Законодательное регулирование, нормативные документы, практика. Сост. и науч. ред. С.А.Болышева. – Екатеринбург, 1998.

Медиаправо России: документы, комментарии, вопросы и ответы. Авт.-сост. Бусленко Н.Т. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Федотов М.А. Правовые основы журналистики. М.: 2002.

Издания Фонда защиты гласности. Серия «Журналистика и право»

www.medialaw.ru

Серия «Журналистика и право»:

Выпуск 36. Редакционные уставы. Правовые особенности организации и функционирования редакции СМИ.

Выпуск 21.Законотворчество о СМИ в контексте права на информацию.

Информационный блок

Тема 5.1 – 8 ноября

Правовое регулирование связей с общественностью. Сочетание информационного и маркетингового права. Правовые нормы взаимодействия специалистов по связям с общественностью со СМИ и журналистами. Правовое регулирование аккредитации.

Право и позиционирование. Позиционирование с использованием государственного наименования и символики

Средства индивидуализации участников гражданского оборота — фирменное наименование и средства индивидуализации продукции, работ и услуг: товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров. Защита средств индивидуализации.

Правовые основы формирования торговой марки (бренда), имиджа и деловой репутации. 4 часть Гражданского кодекса Российской Федерации.

Информационные отношения во время избирательных кампаний. Законодательное определение предвыборной агитации. Основные положения федерального и регионального избирательного законодательства. Понятие равных прав кандидатов. Регулирование в области политической рекламы. Взаимодействие со СМИ. Информационные споры в период избирательных кампаний. Ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Тема 5.2 – 22 ноября

Авторское право в журналистике и маркетинговых коммуникациях. Интеллектуальная собственность и ее отличия от физической собственности. Защита авторских и смежных прав. Структура авторского права – имущественные и неимущественные права. Право на имя. Право на обнародование. Право на защиту произведения. Четыре категории смежных прав. Субъекты и объекты авторского права. Произведения, не охраняемые законом. Служебное произведение: право работодателя на его использование. Случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Периодические печатные издания как субъект авторского права. Контрафактные экземпляры. Преследование за плагиат и пиратство.

Международная конвенция об авторском праве. Всемирная организация интеллектуальной собственности (Женева). Авторские общества. Авторское право в Интернете. Характерные случаи разрешения споров об авторском праве в России и за рубежом.

Правовые нормы и механизмы регулирования маркетинговых и рекламных коммуникаций.Понятие и виды рекламы.Общие правила распространения рекламы. Федеральный закон «О рекламе». Правовое регулирование социальной рекламы и спонсорства. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах. Законодательные ограничения на использование рекламы в СМИ.

Особенности рекламы отдельных видов товаров. Функции федерального антимонопольного органа в области контроля за соблюдением законодательства о рекламе. Саморегулирование рекламной деятельности. Ответственность субъектов рекламной деятельности за нарушение законодательства о рекламе. Положения Европейской конвенции о трансграничном вещании, регулирующие рекламу.

Издания Фонда защиты гласности. Серия «Журналистика и право».

Выпуск 21.Законотворчество о СМИ в контексте права на информацию.

 

Вопросы для самопроверки

  1. Какими нормативными актами необходимо руководствоваться СМИ при освещении подготовки и проведения выборов?
  2. Какими принципами должны руководствоваться субъекты избирательного процесса?
  3. В Федеральном законе об основных гарантиях записано, что необходимо не нарушать равенство кандидатов. Каким образом должно достигаться это равенство?
  4. Как отграничить информационные материалы от агитационных?

5. Как определяет российское законодательство понятие предвыборной агитации, в каком законе дана его дефиниция?

6. На каких основаниях происходит общение избирательной комиссии с редакциями СМИ?

  1. Один из кандидатов, используя предоставленное ему платное или бесплатное эфирное время, в прямом эфире во время своего выступления или во время теледебатов допускает высказывания, порочащие честь и достоинство другого кандидата. Какие последствия это может иметь для телерадиокомпании?
  2. Имеет ли право редактор сокращать, править агитационные материалы?
  3. Какая площадь в печатных СМИ предоставляется бесплатно? Каковы должны быть размеры газетной площади для платной и бесплатной публикации агитационных материалов?
  4. Какую ответственность несут субъекты избирательного процесса в случае нарушения избирательного законодательства, какими нормативно-правовыми актами она установлена?

Нормативно-правовые акты:

Самостоятельная работа – до 3 баллов

После изучения норм 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации об авторском праве и смежных правах письменно ответить на следующие вопросы:

1. Надо ли платить гонорар работнику пресс-службы государственног



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.014 с.)