Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Массовая культура: достоинство и недостаткиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В нашей жизни очень часто происходят большие перемены, это касается и духовной жизни. Исчезает грань между добром и злом, нравственностью и безнравственностью, ломаются, как щепки, традиционные устои. Большинство видит в этом вину массовой культуры. Несомненно, она не выражает особенных вкусов или духовных поисков народа. Появилась она примерно в середине 20 века, в то время СМИ были уже во многих странах мира, и кончено же стали доступны всем. Массовая культура имеет свои особые черты: простой характер, скупая тематика, обращение к подсознанию людей. Все они образуют свои плюсы и минусы. Главным плюсом является то, что она находится близко и практически неотделима от потребителя. Продукты питания, техника, одежда – все это доходит до нас благодаря массовой культуре. Сегодня ценность продукта зависит от спроса на него. Главный закон экономики, спрос рождает предложение. Чем выше спрос, тем больше предложении, то есть больше ценность товара. Таким образом, массовая культура становится двигателем потребления, и добивается этих успехов c помощью рекламы. Также во всем этом ей еще помогают СМИ, ведь человек это набор информации, и поэтому именно эти средства массовой информации, которые уже проникли во все уголки земного шара, создают человека. Они диктуют всему миру свои фокусы, формы, мнение. И лучше всех это воспринимает молодежь, она как губка впитывает всю информацию. Наша молодежь – это люди, на которых оказал воздействие информационный мир, телевидение, радио, Hi-Tech и многое другое. Она забыла все традиции своих предков, которые складывались у них на протяжении веков. Способом самоутверждением молодого человека стал престиж. Для его обозначения используются особые символы. Основной фактор престижа – это одежда, по ней легко можно определить к какому социальному рангу относится человек. Изменилось и отношения науки к массовой культуре, в 1960-1970 гг. в рамках постмодернизма, была пересмотрена концепция, лишившая противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла. Большим достоинством является и то что, благородя технологиям, любой человек может получить доступ к любой сфере культуры. Она стало более доступна для народа, это и повышает средний коэффициент образования у людей. Хотя массовая культура и обладает меньшей художественной ценностью, но зато имеет самую широкую публику. Самое любопытное то что, одинаковые виды искусства могут относиться и к массовой культуре, и к элитарной. Например, такие виды как музыка, фильмы, картины. Но с другой стороны массовая культура оценивается, как отклонение от нормального состояния или процесса развития. Если посмотреть с другой стороны, то основная задача массовой культуры это потребление, и все же она делает доступным для человека предметы культуры, приобщает их к искусству, к созданию чего-либо нового. Массовая культура – рассчитана на все социальные слои и это ее главное преимущество перед высокой культурой. Что же сделало возможным качественный, абсолютно неосознанный современниками скачок в сфере массового сознания? Во-первых, это генерализация непосредственного (неопосредованного печатным текстом и неподвижными фото-графиями газет) общения с множеством самых разных людей в самых различных обстоятельствах Конечно, не опосредованность эта была иллюзорной, между зрителем и телевизионным изображением стояла сложнейшая техническая структура, но она, как таковая, не осознавалась и выводилась за скобки. Если обратиться к классической и, пожалуй, по сей день оставшейся единственной в своем роде книжке Владимира Саппака «Теле-видение и мы», то в центре феномена телевидения на ее страницах мы находим именно межличностное общение со все-ми вытекающими отсюда эмоциями, вплоть до очевидной влюбленности автора в Валентину Леонтьеву Конечно, взаимность этих чувств была условной, однако достаточно обратиться к эволюции образов телевизионных ведущих, вплоть до Светланы Сорокиной или нынешних «медиатических» политических деятелей, чтобы убедиться в том, какой сильной подчас бывает магия личности с экрана, личности, делающей вид, что она любит именно тебя. Вторым, несколько более поздним открытием было расширение границ мира. Конечно же, для узкого круга читающей и пишущей публики в советской России заграница всегда существовала если не реально, то виртуально. Особенность эта была не только нашей. В свое время, еще в 20 -- 30-е годы, американские социологи заметили, какую решающую роль в изменениях обычаев, нравов, даже традиции, не говоря о манере поведения, сыграл голливудский кинематограф, обращенный к жителям замкнутых мирков провинциальных городов США. В случае телевидения это воздействие было еще сильнее, и как бы ни «причесывалась» действительность внутренняя и ни форсировалась неприглядность жизни «на стороне», главным был глобальный эффект существования большого мира, не сводившегося отныне к литературным образам и набившим оскомину идеологическим прописям. Повторю, речь в данном случае идет не только о процессах внутри нашей страны, но о некоторых глобальных сдвигах в мировосприятии значительных масс населения земного шара Дело в том, что пришествие телевидения нарушило монополию элит и интеллигенции (той самой читающей и пишущей публики) на широту кругозора. Отныне ребенок, подросток, юноша или девушка, любой человек, в том числе и даже в первую очередь не имеющий никакого отношения к интеллектуальному труду, мог без особых усилий вырваться в широкий мир. В пределах нашей системы этот процесс многократно усиливался за счет нескольких факторов. Первый из них - относительная либерализация политического режима, позволившая расширить контакты с внешним миром «Оттепель» для телевидения пришлась очень кстати. Нельзя забывать и о том, что первым шагом в освоении дальнего тогда еще зарубежья явилось победное шествие Советской Армии по Европе. Опасность для сталинского режима представлялась столь могучей, что он вынужден, был тут же поставить преграду на пути «космополитизма» И, думается, если бы не было телевидения, эта плотина просуществовала бы значительно дольше. Не будем забывать о том, что сенатор Маккарти пытался сделать практически то же самое в США, и в те же 60-е годы его победа обернулась угрозой тотального поражения, из которой, правда, капиталистическая система вышла окрепшей, а наша -- еще более уязвимой. По сути же своей речь шла о встречных процессах, в совокупности приводящих к ощущению своеобразного единства мира, вне зависимости от социального происхождения людей, от их пола, возраста, сферы занятий и мало ли там чего еще. Именно с помощью телевидения массовая культура стала всеобъемлющим общемировым явлением, по отношению к которому могли теперь самоопределяться самые различные общественные и художественные течения. Этот «переворот в мозгах» имел далеко идущие последствия и с точки зрения форм художественного мышления, и с позиций глобального соотношения сил. Телевидение постепенно, на протяжении 50 -- 60-х годов, превращалось в общий фон всего того, что происходило у тебя на глазах. Хотел ты этого или не хотел, ты соотносил свои непосредственные жизненные ощущения с телевизионной еще не картиной, но картинкой мира. В силу этого и художественные направления стали самоопределяться по отношению к этой картинке. Кинематограф частично был ассимилирован телевидением, а частично пытался оттолкнуться от него, уходя в зрелищность сначала, в 50-е годы, неудачно, затем в 70 -- 80-е - с триумфом или в интеллектуализм, обращаясь к молодежи и интеллигенции, к той самой читающей и пишущей публике, которая демонстративно презирала малый экран. Эстетские и художественные авангардистские направления, начиная с поп-арта, подражали формам популярной культуры, а в конце 60-х - начале 70-х годов и вовсе растворились в постмодернистском море, образцом для которого, естественно, стало телевизионное вещание. Хочется подчеркнуть, что все эти процессы проходили как бы вне собственно телевидения. Само по себе, за редкими прозрениями, оно воспринималось как средство массовой информации и пропаганды, политическое оружие («четвертая власть») или же просто как источник сведений об окружающем мире, пусть на новом уровне достоверности. Реально в хаотическом брожении того, что можно было бы назвать причудливой смесью общественного сознания и коллективного бес-сознательного, наличие экрана-зеркала стремительно меняло многие ориентиры, причем происходило это вне, помимо и даже против воли корпорации вещателей. Существовавшая в те годы в большинстве стран мира, за исключением США, государственная монополия на телевизионное вещание, казалось бы, должна была свести «на нет» подрывной эффект мало уважаемого «ящика». Однако сегодня очевидно, что именно он стал катализатором стремительной трансформации множества взаимосвязанных социальных, культурных и художественных процессов, которые привели к принципиально новому соотношению сил в мировой культуре. Одним из признаков этих изменений стал кризис чтения, когда письменное слово впервые за несколько веков уступило часть своих функций звукозрительному ряду. То, что лишь намечалось в кинематографе, оказалось возможным с пришествием телевидения, поставившего коммуникативный процесс с головы на ноги. Если в кино возобладал игровой полнометражный фильм как форма вымысла и преимущественно художественное явление, то на телевидении во главу угла стала коммуникация как таковая, допускающая и художественные формы, но отнюдь не сводимая к ним. И нынешняя структура телевизионных программ в многоголосии экранов свидетельствует о том, что расширение функций звукозрительного ряда идет стреми-тельными темпами, буквально в геометрической прогрессии, «заглатывая» все новые и новые сферы действия естественного языка. Телевидение как бы подавляет другие, функционально ему подобные виды человеческой деятельности. Уже первые исследования, в которых так или иначе изучалось время, уделяемое различным средствам массовой коммуникации и системе средств в целом, показали, что смещающий эффект телевидения лишь частично объясняется сокращением времени на чтение газет или слушание радио. Актуальность дальнейшей теории разработки вопроса о роли системы средств массовой коммуникации в духовной культуре общества обусловлена: 1. ее ролью в жизнедеятельности и культуре современного общества, постоянно возрастающей благодаря резкому обострению идеологической борьбы между социальной и буржуазной идеологией; 2. реальным ростом в мире количества создаваемой социальной информации, которая характеризуется ситуацией так называемого «информационного взрыва», вызывает в обществе социальную потребность в создании более мощной, технически оснащенной и оперативно действующей системы средств массовой коммуникации, способной доставить обществу эту информацию; 3. сама культура общества начинает рассматриваться как динамическая система социальной информации, распространение которой возможно лишь при помощи системы средств массовой коммуникации. Влияние системы средств массовой коммуникации на духовную культуру общества выступает основной целью предпринимаемого исследования. Цель исследования раскрывается в ходе философски-социологического анализа двух социальных феноменов – системы средств массовой коммуникации и духовной культуры общества. Коммуникация – это специфическая форма человеческого общения. Коммуникация выступая в качестве момента содержания сферы духовной жизни, является в то же время выражением системного качества последней. Сама культура, при этом, рассматривается как динамическая система функционирования информации, на основе чего дается вывод: коммуникация – это специфическая культурная форма духовного общения людей. Значимые ценности культуры играют роль определенных информационных сигналов, распространяемых в обществе в знаковой, символической, а также образной форме. В ходе общения культурные ценности способствуют передаче жизненного опыта внутри и между поколениями. Таким образом, обмен духовными ценностями оказывается главным содержанием в развивающейся культуре общества. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Два типа средств коммуникации: 1. естественно возникший (язык, мимика, жесты) 2. искусственно созданный (технический) а) традиционный (пресса, книгопечатание, письменность) б) типично современный (радио, телевидение, кинематограф). В ходе анализа исторических этапов развития системы средств массовой коммуникации в исследовании особое внимание уделяется рассмотрению двух взаимоисключающих точек зрения. Согласно первой возникновение системы средств массовой коммуникации связывается с появлением типично современных средств, появлением радио, кинематографа и телевидения. Hа этом основании отрицается, в свою очередь, наличие «спорадически» возникающего процесса массовой коммуникации в общественных формациях. Согласно второй – предпосылки появления процесса массовой коммуникации и обеспечивающих его средств рассматриваются в связи с процессом становления и развития культуры человеческого общества. Эволюция средств массовой коммуникации, рассматривая сквозь призму развития человеческой культуры, показывает как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком суммы знаний, добытых предшествующими поколениями людей. Средства коммуникации не только ведут к состоянию тотального восприятия и сиюминутности осознания действительности, но и способствуют расширению органов и чувств человека в пространстве и во времени. Изучение средств массовой информации в узком системном аспекте тем более важно, что в последние десятилетия, и особенно в последние годы, наблюдается совпадающая с расцветом научно – технической революции известная переоценка этих средств. И это не случайно, потому что система массовой информации являются теоретическими средствами СМК: их функционирование немыслимо без соответствующего технического обеспечения в отличие, например, от средств устной агитации, связанных в первую очередь с живым, естественным, непосредственным общением между людьми. Hаучно-техническая революция создает оптимальные условия для технического развития средств массовой информации, порождая в то же время определенные иллюзии об их всемогуществе и слабости живых, естественных средств массовой коммуникации. Системы средств массовой коммуникации связаны между собой через среду, через поле общения, то есть они связаны между собой словом которое в начале было устным. Развитие коммуникаций включает в себя и такие процессы, в ходе которых информация не только передается, но и искажается, может самопроизвольно возрастать или угасать. Массовая коммуникация по самой своей природе требует инноваций и жадно ассимилирует, что придает ей динамичность и непредсказуемость ее эффектов. В условиях свободы слова, гласности, права каждого на получение и распространение информации, общество должно учиться использовать возможности массовой коммуникации с максимальным эффектом. Задача теоретического исследования массовой коммуникации как сложного и целостного социально-культурного явления может быть именно в этот момент наиболее полезна обществу. Проблема массовой коммуникации затрагивается рядом наук: политологией, политэкономией, искусствоведением, лингвистикой, эстетикой, журналистикой. Среди исследований как в нашей, так и за рубежом, нет единства в оценке социально-культурной роли массовой коммуникации. Если одни исследователи с восторгом перечисляют богатство способов использования массовой коммуникации, рассматривают их как совершенно новые, характерные лишь для ХХ столетия явления, то другие объявляют такой взгляд грубой натяжкой, утверждая при этом, что коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации, и это не внесло ничего принципиально нового в человеческую культуру. Высказывается также и такое мнение, что преувеличенное внимание к средствам массовой коммуникации приводит к недооценке роли собственно человеческого фактора в культуре, к подмене вопроса о сути и смысле коммуникации вопросом о ее форме и механизмах. Один из недостатков существующей сегодня формы массовой коммуникации является ее однонаправленный характер. Информация передает от коммуникатора к реципиенту, а обратная связь либо оставлена во времени и требует специальных исследований, которые установили бы реакцию общества на ту или иную передачу, либо осуществляется в очень незначительной степени, когда например, отдельные телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить свое мнение о позиции участника телепрограммы. Средства массовой коммуникации (кинематограф, печать, радиовещание и телевидение) – активно участвуют в процессе становления общественного мнения сегодня. Роль показателя совокупной эффективности деятельности средств массовой коммуникации играет на состояние массового сознания, но предание ему желательных качеств составляет лишь часть целей информационной деятельности, не менее важными целями правомерно считаются: совершенствование существующей в обществе системы социальных институтов, развитие в общественно – необходимом направлении всего комплекса социальных отношений, улучшение звеньев и элементов социальной организации. Характеризуя картину охраны окружающей среды в сознании общественности и в пропаганде, можно обратится к результатам исследований Hаучного центра по изучению массовой коммуникации. В первом исследовании изучались мнения людей относительно развития науки до 2000 года, в том числе относительно проблемы, предоставит ли наука возможности ликвидировать загрязнения окружающей среды. Большинство опрошенных высказались на этот счет скептически. Во втором исследовании, в котором населением оценивалась вероятность возникновения до 2000 года тех или иных нежелательных для общества явлений, 2/3 респондентов считали, что загрязнение окружающей среды – реальная и крайне серьезная опасность, а 79% – что последствия этого будут тяжелыми. По-видимому, люди все-таки больше следуют своим личным интересам, больше заняты повседневными заботами, нежели глобальными проблемами. Хотя и предпринимаются попытки привлечь внимание широких общественных слоев общественности к катастрофам, грозящим всему живому, тем не менее, реакция на них слишком слаба по сравнению с нависшей огромной опасностью. Пришло время для того, чтобы люди осознали себя в роли членов единой всечеловеческой семьи, отвечающих за ее выживание. У обитателей планеты Земля сегодня есть еще выбор. Hо для того, чтобы этот выбор стал реальностью, люди во всех странах мира должны воспользоваться основным правом человека правом знать истинное положение дел. 70. Сетевые СМИ: функции, структура, тенденции развития. Интернет-журналистика имеет свои особенности. Прежде всего, это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать on-line сочинение больше, чем 8-10 тыс. знаков. Особенно на повременном dial-up соединении. Кроме этого, желательно, чтобы материал был разбит на короткие конкретные блоки с подзаголовками и использовались доступные средства выделения (полужирный, курсив, подчеркивание, маркированные списки) которые "оживляют" текст и могут усилить наиболее значимые моменты. Следует помнить, что вы пишете не текст, а гипертекст. Важно научиться использовать ссылки на источники или дополнительную информацию без надоедливых "это вы увидите здесь". В России следует учитывать, что публика, читающая сетевые издания, хотя и представляет собой срез всего общества, но, все-таки, в большей степени, чем в технически развитых странах, отличается от среднего читателя "бумажных" средств массовой информации или типичного телезрителя. Как правило, это более образованная и состоятельная аудитория. Важной особенностью интернет-журналистики является и ее интерактивность, то есть возможность оперативно вступать в диалог с заинтересованным читателем при помощи форумов или гостевой книги, которыми оснащены многие виртуальные издания. При достижении взаимопонимания с редакцией, через "обратную связь" интересная статья может стать началом цикла или даже постоянной рубрики. Понятие интернет-вещание (internet-broadcasting) включает в себя передачу по сети Интернет видео- и аудиоинформации. Трансляция в Интернете может быть как прямой («живое вещание»), так и в записи («видео- или аудио-по-запросу»). В связи с этим понятием мы предлагаем ввести в научный оборот также термин интернет-канал. Это Интернет-СМИ, которое распространяет информацию в Интернете с помощью аудиовизуальных средств, которое использует интернет-вещание для распространения массовой информации. Примерами интернет-канала могут служить сайты www.bbc.co.uk, www.dontr.ru. За последние годы в системе СМИ нашли отражение и утвердились интернет-издания. В десятках научно-популярных и научных работ именно интернет-издания рассматривались как вид СМИ. Сегодня, учитывая очевидный процесс развития в Интернете теле- и аудиовещания, традиционная система СМИ наряду со всеми разновидностями интернет-изданий (интернет-газета, интернет-журнал, интернет-портал и другие производные) должна быть дополнена интернет-радио и интернет-телевидением. Интернет-телевидение подразделяется на сайты телеканалов, которые дублируют вещание канала в сеть, интернет-каналы с оригинальным вещанием и интернет-каналы со смешанным вещанием – версионным и оригинальным. Виды: сетевые журналы, газеты, ИА, ИПС, порталы, списки рассылки и т.п Виды интернет-вещания: Как и на традиционном телевидении, информацию можно передавать в Сеть в прямом эфире, мы назовем это «живым вещанием», и в записи – назовем это «видео-по-запросу». Некоторые специалисты для обозначения живого вещания используют термин «потоковое вещание», а для обозначения видео-по-запросу – «отложенное видео». Интернет-телевидение с живым вещанием передает программы в реальном времени о событиях, разворачивающихся симультантно с ходом программы. Эти программы могут дублировать вещание традиционного ТВ и быть версионными, либо представлять оригинальные интернет-программы. Во время живого вещания пользователь имеет возможность в реальном времени взаимодействовать с продюсером передачи: получать от него дополнительную информацию, задавать вопросы участникам программы, участвовать в интерактивных опросах, влиять на развитие программы и т.п. Видео по запросу является одним из оригинальных достоинств интернет-телевидения. большинство интернет-каналов используют сочетание живого вещания и видео по запросу, то есть смешанное вещание. В Сети можно найти оцифрованные фильмы, аудиозаписи, телепередачи, которые сами по себе не формируют ни сетевое телевидение вообще, ни интернет-каналы в частности. В ряде публикаций, в том числе и автором данного исследования, использовался термин «сетевое телевидение». Интернет с каждым днем становится все более динамичным, приобретая новые мультимедийные, развлекательные, интерактивные и коммерческие черты. В результате и традиционное телевидение приобретает окраску интерактивности. Более 40 лет телевидение было средством односторонней доставки видео- и телепродукции телезрителям, и единственным намеком на интерактивность долгое время оставалась возможность переключиться на другой канал или позвонить по телефону во время прямого эфира. Интернет как средство массовой информации. Независимо существовавшие сетевые и печатные СМИ в последнее время начали заметно влиять друг на друга. В сетевую прессу пришли профессиональные журналисты, сотрудничавшие раньше или продолжающие до сих пор сотрудничать с печатными СМИ, а проекты "оффлайновых" издательств начинают раскручивать сложившиеся профессионалы в области Интернета, а не случайные люди. Сетевая пресса и Интернет стали для профессиональных журналистов бездонным кладезем оперативной информации, а проблемы сетевой жизни вообще и журналистики, в частности, стали темой многочисленных публикаций "нормальных" газет и журналов. В то же время сетевые издания сейчас берутся освещать проблемы общества и культуры, далекие от виртуальной реальности. Однако, в экономической географии есть понятие т.н. линии Брандта. Эта условная линия отделяет богатые страны "Севера" от бедного "Юга". Понятия "Севера" и "Юга" здесь, разумеется, условны: к "Северу" наряду с США, Канадой и Европой относятся далеко не северная Япония и совсем уж южная Австралия. Дальнейшее развитие Интернета сделает эту разделительную линию еще "глубже". Появление чисто on-line изданий, не имеющих бумажных аналогов, будет означать, что жители "Юга" будут полностью отрезаны от соответствующих информационных потоков. Не исключено, что на богатом "Севере" Интернет действительно сильно потеснит газеты. Однако на "Юге", где живут более 80 процентов населения Земли, Интернет не сможет составить сильной конкуренции печатным СМИ, и в этих стран еще долго будут наслаждаться чтением газет. К структуре сетевых СМИ относятся рубрики, которые присутствуют на сайте, например: афиша, новости спорта, вакансии, шоубиз и проч.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.205 (0.016 с.) |