Современное радиовещание: состояние, тенденции развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное радиовещание: состояние, тенденции развития.



К концу 90-х годов сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций.

Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6—7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.

Крупнейшим собственником в сфере радиовещания является государство. Сектор государственного радиовещания претерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы — создание «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением (ВГТРК). «Радио России» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием, как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ-FM.

До 1995 г. параллельно существовала другая Российская телерадиокомпания - «Останкино», в которую входили радиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей». После ликвидации компании «Останкино» в 1995 г. все эти каналы получили статус общероссийских, в результате всем государственным радиостанциям были даны равные стартовые возможности.

Главное государственное «Радио России», оставшееся в системе ВГТРК, по мере эволюции постепенно теряло свой альтернативный имидж, его программы стали мало отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера.

В 1998 г. четко обозначилась тенденция к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Президента от 1998 г. и соответствующим постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Маяк», объединенный с радиостанцией «Юность», «Орфей» и Российская государственная радиокомпания «Голос России» (Иновещание), технические службы, 99 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, ПО региональных передающих радиотелецентров как филиалы государственной компании на местах. Таким образом воссоздается система единого государственного телерадиовещания страны.

И, наконец, мощный, постоянно укрепляющий свои позиции в эфире, несмотря на кризис, финансовые трудности, жесткую конкурентную борьбу, сектор коммерческих и частных радиостанций. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ-БМ-диапазон. Вначале, на рубеже 80-90-х гг., стал заполняться диапазон УКВ (отечественный стандарт), поскольку отечественная аудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM-диапазон, причем наиболее успешные станции («Русское радио», «Европа плюс», «Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах.

На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и американские предприниматели. Однако доля их участия в общенациональном масштабе невелика. Было создано сразу три российско-французских станции: «Европа плюс», «Ностальжи», «М-радио». Из них первенство, бесспорно, принадлежит «Европе плюс», которая сумела профессионально удовлетворить запросы аудитории. Весьма популярное «Радио 7. На семи холмах» — также российско-американский проект.

Одно из важнейших явлений в сфере коммерческого вещания — образование мощных вещательных корпораций. Крупные медиахолдинги. Медиахолдинг "Дождь" - российский медиахолдинг, включающей в себя кроме интернет-проектов радиостанцию "Серебряный дождь", и журнал "Большой город".ООО "Проф-Медиа Менеджмент" - российский медиахолдинг, входящий в состав ЗАО Холдинговой компании "Интеррос". Среди прочего, владеет контрольным пакетом кинокомпании "Централ Партнершип", "Вещательной корпорацией "Проф-Медиа" (Юмор FM, "Авторадио" и др.), сервисной компанией ProfMedia Business Solutions (телеканалы "ТВ3", "2х2", "MTV Россия").РосБизнесКонсалтинг - российская группа компаний, работающая в сфере масс-медиа.
В процессе монополизации, охватившем сферы как государственного, так и негосударственного вещания, сформировались своеобразные полугосударственные полукоммерческие образования. Такого же рода акционерные общества с участием властных государственных структур (смешанная форма собственности) создаются в регионах.

• Местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более).

• В некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону - Медиагруппа Южный Регион) Входят такие активы как тк Южный регион РБК, Южный регион Дон, Ростов на ТВ, радио Маяк, радио Шансон, порталы yugregion, ug.rbc.ru

Одна из крупнейших агропромышленных корпораций Юга России группа «Агроком» создает медиахолдинг, в который войдет газета «Московский комсомолец на Дону», а также интернет-ТВ и интернет-радио. Не исключено, что сетевое телевидение будет сделано на основе бизнес-модели телеканала «Дождь»

По охвату аудитории как государственные, так и негосударственные каналы можно классифицировать следующим образом:

• Общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся:

— государственные радиостанции: «Радио России», «Маяк».

— коммерческие каналы: «Русское радио», «Европа плюс», «Радио России».

• Региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны.радио ДонТР,

• Локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п.Радио Новороссийска.

Можно также выделить музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции.

Говоря о новостном формате передач музыкальных радиостанций коммерческого диапазона, следует отметить, что информационные выпуски имеют практически все, может быть, за исключением «Хит FM», где большую часть эфира составляет «нон-стоп»-музыка. Это выпуски новостей на основе материалов информационных агентств, прессы, Интернета, но, как правило, в них нет эксклюзивной информации. Музыкальные станции не располагают разветвленной информационной службой.

Развлекательные, игровые программы существуют на всех без исключения коммерческих станциях. Но особенно велик их объем на музыкальных станциях.

Существуют также специализированные станции, вещание которых строго определено тематическими рамками и адресовано определенной аудитории. Интересен, например, опыт московского узкоспециализированного «Авторадио», рассчитанного на автомобилистов. «Авторадио» стремится максимально оперативно предоставить водителям всю необходимую информацию: о состоянии дорог, аварийности, преступности, экологической обстановке и т.п. Именно узкая функциональность и определила успех этой станции.

Конкуренция заставляет станции вырабатывать свой индивидуальный стиль, формировать эфирный имидж. И те станции, которые сумели найти собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей.

И все же развитие радиовещания в стране не остановилось. Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в системе средств массовой информации страны. Ведь исторически радио было и остается главным источником информации, особенно в регионах России. Поэтому оно выполняет важнейшую интегрирующую функцию. Социологические исследования показывают, что 89% жителей областных центров России слушают радио.

 

Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии.

- Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов.

- Определилась и консолидировалась аудитория различных станций.

- Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории — важные направления развития вещания.

- Новый импульс получило развитие информационного радио вещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий.

- Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу.

- Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением.

- Главное действующее лицо современного радиовещания — ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность.

- Прямой эфир и как его следствие — интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой.

Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 3758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.01 с.)