Сис-мообр факторы, фции жки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сис-мообр факторы, фции жки.



Системообразующие факторы: 1) Соц-полит организация общ-ва (в зависимости от действующего режима – авторитарн или демократ – устан-ся полит и законодат платформа, условия ф-ционир-я сис-мы журн-ки в конкр общ-ве). От этого фактора зависит степень свободы журн-ки, типол система, допустимая широта плюрализма мнений, формир-е самого плюрализма, при этом соц-полит организ-я общ-ва ставит перед журн-кой прямо или опосредованно задачу сохран-я дан режима, единения социума, адаптации в обществе соц групп и граждан. 2) сфера обществ-х интересов. Обладает потенциалом оппозиционности любой гос системе и требует от СМИ предоставления разн идеологий и интересов разл соц групп. Общ-во ждет, что с помощью СМИ будут созданы разг гражд институты и представлены разл т зр, интересы и потреб-ти. 3) системообраз фактор образования и культуры влияет на сост-е ауд, формир умение адекватно принимать, усваивать и интерпретировать журн тексты, кроме того, фактор культуры требует от журн-ки реализации просвет, культ-образ и рекреат ф-ций. 4) экономический и техно-технологич – способствуют самодостаточности, независимости систему журн-ки, способствует ее техн пригрессу, треб от журн-ки пост адаптации ауд к экон реалиям дан гос-ва.

Т.о. системообраз факторы итегрируют журн-ку в окруж соц действит-ти и треб от нее выполн-я опред ф-ций.

Понятие соц. ролей автор переносит на хар-ку СМИ. Сущность ее ролевой хар-ки закл-ся в выявлении ряда соц. обяз-й, к-е пресса выполняет в соотв-ии с общ. запросами и ожиданиями. Ж-ка участвует в процессах, идущих во всех областях соц. жизни: экономической, политической, духовно-идеологич., соцой => ряд соцых ролей ж-ки, соотв. этим областям.

* Производственно-экономическая. С экон. т.зр., главным в ж-ке явл-ся ее товарная сущность. Товарно-ден. отношения пронизывают всю систему ж-ки: покупка фактов у информ. агентств, зарплата ж-там, плата за услуги типографии, доход от продажи и т. д. Кроме неск. медиаимперий, больш-во рос. СМИ оказываются не в состоянии обеспечить себе финансовое благополучие.

* Инфо-коммуникат. Способствует социализации людей – осознанию ими себя членами общ-ва, усвоению ими соц.-культурного опыта предш-в. Д/ полной и адекватной картины мира инфо д/б точной, достоверной, объективной; богатая тематика; представлены интересы всех соц. групп, пропорц. отражение жизни столицы и регионов – при соблюд этих условий ИК роль выпол-ся хорошо.

* Регулирующая. Ж-ка выполняет ее, участвуя в процессах управления общ-вом, самоуправления и контроля. С одной ст., СМИ для власти – инструмент возд-я на социум, реализации ее политики; с др. – СМИ выражают интересы народа, доносят их до политич. системы и тем самым корректируют ее деят-ть.

* Духовно-идеол. Ж-ка вносит в мас сознание опред. представления, возд-ет на идеологич., морально-нравств., худож.-эстетич. содержание обществ. жизни. Эта роль вызывает двоякий эф-т: с 1-й ст., ч/з прессу выявляются разноречивые взгляды и убеждения, бытующие среди соврем-в, на этой почве – размежевание приверженцев разных т. зр.; с др. ст., готовится база для согласия по вопросам, касающимся сохранения общества, цивилизации.

 

 

Основные характеристики качественной и массовой прессы

Качественная пресса — это издания, рассчитанные на высокообразованного читателя со средним и высоким доходами[1]. Часто качественную прессу называют «прессой мнений для интеллектуальной части общества»[2].Содержание [убрать]

Типологические черты

Для качественной прессы характерны такие отличительные признаки, как преобладание аналитических жанров (статьи, корреспонденции, рецензии, комментарии, обозрения), взвешенность оценок, контроль за достоверностью информации, спокойный тон публикаций. Читателей качественной прессы интересуют не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения компетентных экспертов[3].

 

Главное условие для качественной прессы — это надежность фактов и мнений, их достоверность. К примеру, материалы качественной французской газеты Le Monde студенты и преподаватели высших учебных заведений используют наравне с учебниками. Кроме того, качественные издания отличаются высоким полиграфическим уровнем, респектабельностью внешнего вида. Часто такие газеты или журналы фотоиллюстрациям предпочитают текстовые комментарии[4]. Для качественной общенациональной прессы характерен формат А2[5].

 

Отличающим качественную прессу от массовой и бульварной является, в первую очередь, аудиторный признак. Качественная пресса востребована интеллектуалами, политиками, людьми деловых кругов, менеджерами и др. Чтение качественной прессы позволяет читателям надежно ориентироваться в обстановке и оперативно принимать точные решения[6].

 

Качественность прессы во многом обеспечивается соблюдением журналистами этических принципов[7].

[править]

Качественные издания в России

 

Одним из первых классификацию русских газет вывел А. В. Пешехонов в 1901 году. Он выделил газеты «дешевые», «малые» и «большие». В современной терминологии эти типы эквивалентны понятиям бульварной, массовой и качественной прессы. Под качественной прессой в этой типологии и в традициях русской журналистики понимался «политический орган со строго выдержанным направлением, рассчитанный на своего читателя-единомышленника, образованного, понимающего стилистически сложные публикации, в которых обсуждаются серьёзные общественные, политические, научные и другие проблемы»[8].

 

В соответствии с этим определением к качественным изданиям можно отнести уже «Ведомости» Петра I, однако первым классическим образцом русской качественной газеты считаются «Русские ведомости» (1863—1918). Их главной особенностью была приверженность единым принципам издания и стилю оформления. В течение 55 лет газета избегала технических новшеств, погонь за сенсациями, отличалась широким спектром тематики и строгой проверкой информации на достоверность. На страницах «Русских ведомостей» регулярно публиковались видные общественные деятели того времени.

 

В газете освещались острые вопросы современности, а повышенная информативность соединялась с аналитичностью и серьёзным тоном публикаций. Все это и сделало издание эталоном качественной российской газеты. В 1913 году редакция «Русских ведомостей» провела исследование, по результатам которого выяснилось, что основной круг читателей составляла интеллигенция: это были врачи, адвокаты, ученые, студенты, педагоги и другие. Рабочих было лишь 0,5 %[9].

 

В начале ХХ века нишу качественной русской прессы в основном занимали легальные партийные газеты. Это центральный орган большевиков «Новая жизнь», главная газета кадетов «Речь», издания октябристов, прогрессистов и мирнообновленцев «Голос Москвы» и «Утро России» и др. Тип этих газет соответствовал формату качественной прессы Европы. Так, например, редакция газеты «Речь» опиралась на английский опыт издания качественных газет и старалась следовать оформлению и структуре The Times[10].

 

Современный рынок российских качественных изданий достаточно насыщен. К качественной прессе можно отнести «Коммерсант», «Независимую газету», «Российскую газету», «РБК daily», журналы «Эксперт», «Итоги», «Русский Newsweek» и т. д.[11].

 

Все перечисленные издания отличаются взвешенным тоном публикаций и преобладанием аналитических жанров журналистики. Современная качественная пресса в России является источником новостей в российском информационном пространстве и влияет на формирование информационной повестки дня.

[править]

Качественная пресса других стран

 

Первой качественной газетой считается The Times, основанная в 1785 году в Лондоне. Подлинное значение «Таймс» как влиятельной европейской газеты проявилось в начале XIX века. Взвешенная позиция и ориентация на традиционные ценности среднего класса выделяли ее из ряда популистских и радикальных изданий того времени[12]. Система качественной печати начала складываться в Великобритании в XIX веке. За это столетие здесь появились ещё три гиганта качественной прессы: The Guardian (1821), The Daily Telegraph (1885) и Financial Times (1886).

 

В американской газетной индустрии XIX века утверждение принципов «нового журнализма» (сочетание информационности и развлекательности) привело как к появлению «жёлтой прессы», так и к созданию качественных изданий. Качественная пресса в истории американской журналистики связывается с именем Адольфа Окса, который в 1896 г. приобрел издание The New York Times. Новый владелец изменил облик газеты и вынес на первую страницу рядом с заголовком девиз: «All the News That’s Fit to Print» («все новости, достойные печати»).

 

The New York Times провозгласила своими принципами отказ от вмешательства в частную жизнь, от низкопробных сюжетов и рекламы, сомнительных методов добывания информации, а также от публикации непроверенных новостей ради создания сенсации. Результаты редакционной политики привели к тому, что чтение этой газеты стало признаком респектабельности. Стиль качественной журналистики The New York Times был принят влиятельными издательскими кругами США и европейских стран. Итогом борьбы за качественную журналистику в США стало образование в 1923 г. «Американского общества редакторов газет», которое предложило в качестве образца кодекс высочайшего этического и профессионального поведения[13].

 

На сегодняшний день наивысший авторитет в мировой журналистике завоевали именно качественные СМИ. В конце 90-х годов по результатам опроса экспертов более чем из 50 стран выстроился список лучших изданий ХХ века. Первые места в нем заняли Financial Times, The New York Times, Frankfurter Allgemeine Zeitung и The Wall Street Journal. На пятом месте осталось издание The Daily Telegraph, которое характеризуется как массовая широкополосная газета, относящаяся к качественной прессе (broadsheet). В этом рейтинге нет ни одной массовой газеты[4].

 

Повсеместно в последнее время наблюдается достаточно активное усиление газет, которые раньше предназначались исключительно для экспертов-аналитиков и биржевиков, — это Financial Times в Великобритании, Handelsblatt в Германии, The Wall Street Journal в США и Les Échos во Франции. Они занимают нишу качественной прессы первой категории — для управляющей элиты[14].

 

Традиционные английские качественные газеты The Times, The Guardian, The Daily Telegraph и Financial Times существуют до сих пор, но «качественный» формат А2 сохраняют только The Daily Telegraph и Financial Times[15]. The Times в настоящее время представляет собой влиятельную ежедневную газету, имеющую широкую сеть собственных корреспондентов за рубежом. Несмотря на смену владельцев, направленность и качество «Таймс» остались неизменными[13]. В 1986 году в Англии появилась ещё одна крупная качественная газета — The Independent.

 

Почти вся традиционная надрегиональная пресса Германии — качественная. Исключения составляют лишь бульварная газета Bild и газета смешанного типа die Tageszeitung. Газеты Süddeutsche Zeitung, Frankfurter Allgemeine Zeitung, Die Welt, Frankfurter Rundschau являются качественными изданиями, рассчитанными на политический и экономический истеблишмент страны. Они характеризуются строгостью оформления и высоким уровнем аналитических материалов. Рекламу в них, как правило, размещают респектабельные фирмы[16].

 

Во Франции современные национальные газеты в большинстве своем можно отнести к качественной прессе: например, Le Monde, Le Figaro, Les Échos и др.

 

На сегодняшний день самая многотиражная качественная газета — The Times of India. Она освещает социальные, политические и экономические события национального и международного масштаба. Большая часть газеты, как и практически в любом качественном издании, посвящена новостям и аналитике[17].

«Жёлтая пресса» (также бульварная пресса) — обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, эпатирующем освещением табуированной тематики[источник не указан 580 дней]. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Существует разница между понятиями жёлтая пресса и бульварная (разница пояснена в пункте Типологические черты и используемые методы). Понятие же таблоид относится, прежде всего, к оформлению.

 

[править]

Происхождение названия

 

«Жёлтый малыш»

 

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и New York Journal American Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году. Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года, впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал — жёлтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

[править]

История развития

 

С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun (англ.)русск.», «The New York Herald (англ.)русск.» и «The New York Tribune (англ.)русск.». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «жёлтых» газет.

 

Новые способы повышения уровня популярности издания широко использовали Пулитцер («The New York World (англ.)русск.») и Херст («The San Francisco Examiner (англ.)русск.», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному освещению интересных фактов, но и благодаря практике создания так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Сначала Пулитцер, а затем и Херст использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.

[править]

В России

 

До перестройки все печатные издания подвергались цензуре, что ограничивало, если не исключало, существование желтой прессы. Методы таковой, однако, нередко использовались самим советским агитпропом[источник не указан 229 дней]. Во время Перестройки была объявлена гласность (позже — свобода слова), после чего некоторые газеты стали использовать эти приемы для увеличения доходности с целью увеличения продаж тиража. Из работы «Феномен бульварной прессы в постиндустриальном обществе»[1][2]:

 

Появление жёлтой прессы в России было процессом специфическим — ещё в дореволюционные времена существовала газета «Копейка», которая позиционировала себя как издание для низших слоев населения — об этом говорила и цена газеты, и её информационное наполнение. Однако российский XX век в большинстве своем прошёл без «желтизны» по вполне понятным причинам. Начало бульварной прессы и её триумфальное шествие можно отнести к 1986 году, когда в «Московском комсомольце» вышла статья Евгения Додолева про проституток. Говорят, что и сегодня автор нередко вспоминает этот сюжет — тогда это был серьёзный прорыв, потому что на тот момент пресса была пропагандистом и агитатором и не стремилась никоим образом развлекать читателя. Такие публикации стали появляться нечасто, примерно раз в полгода, и производили на публику эффект разорвавшейся бомбы — это было в новинку, это было свежо и интересно.

 

Первые представители направления появились в 90-е годы XX века — таблоид «Экспресс-газета», «СПИД-Инфо» [1], еженедельник «Мегаполис-экспресс».

 

Среди журналистов можно отметить таких «новаторов жанра» как Отар Кушанашвили, Слава Могутин и Игорь Григорьев.

 

Современные желтые издания увеличились в числе, поэтому, как отмечают, «Мегаполис-экспресс», являющийся пионером скандальной прессы уступил свое место «Комсомольской правде» (35 млн тираж) и другим типичным изданиям («Твой день» — бывш. «Жизнь»)[3]. Отмечен рост роли рекламы в жёлтой прессе[4].

 

В 2009 году Общественная коллегия по жалобам на прессу, в состав которой входят известные журналисты Эдуард Сагалаев, Николай Сванидзе, Даниил Дондурей, Алексей Кара-Мурза, Михаил Ненашев, Георгий Сатаров, признала жёлтой газету «Известия», которая, по мнению членов коллегии, в настоящее время из респектабельного, «качественного издания» перешла в разряд бульварных газет[5]. По своему оформлению и позиционированию «Коммерсантъ» является качественной газетой, но в значительной степени начала свое существование со скандальной сенсации, когда в 1991 году был опубликован псевдорепортаж о презентации компании ВИD, на которой якобы «напился Иосиф Кобзон», при этом самого певца в тот день не было в стране[6].

 

Исследователи журналистики отмечали на страницах газеты «Московская правда»[7]: Эталоном бульварной прессы в 90-е годы стали «Экспресс-газета», «Мегаполис-экспресс» и «Спид-Инфо»

 

[править]

Типологические черты и используемые методы

Эпатирующее освещение табуированной тематики;

Сенсационность;

Тематический эклектизм;

Доминирование визуальной составляющей над текстовой.

 

В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

Внетекстуальные заголовки, связанные не с конкретным текстом материала, а с внетекстовой ситуацией, которая более интересна, чем само содержание текста.

Заголовки, представляющие собой один из нескольких тезисов публикации. От содержательных заголовков качественной прессы бульварные заголовки отличаются тем, что не выявляют всю суть истории, а привлекают внимание какой-либо деталью. Слова и словосочетания, используемые в заголовках, крайне часто повторяются и опираются на желание людей стать свидетелем некоторого необычного события, либо носителем уникальной информации (которая часто преподносится как информация для избранных). Наиболее яркими примерами словесного однообразия является использование слова "шок", описание подведенных итогов каких-либо событий из жизни общества и его отдельных представителей ("названы", "рассказал", "объяснила"), стремление придать сенсационность ("раскрыт секрет)", отсылка к якобы уже имеющейся реакции общества ("Россия потрясена").

Заголовок, который представляет собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.

 

В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обусловливающих структуру издания, выделяют

Промежуточные издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «жёлтых»;

Бульварные издания. Они содержат в основном все черты «жёлтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».

Собственно жёлтые издания. Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности.

Полупорнографические и порнографические издания, для которых характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих типов и уклон в сторону освещения девиантных половых отношений.

 

 

20. Международное гуманитарное право и СМИ

Международное гуманитарное право (МГП) – это отрасль международного права, которая применяется в период вооруженных конфликтов с целью смягчить их последствия. МГП представляет собой систему юридических норм и принципов, которые, во-первых, ограничивают выбор средств и методов ведения военных действий, во-вторых, защищают лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях «О защите жертв войны» 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Журналистам необходимо знать нормы этого права потому, что журналист – одно из главных действующих лиц на современной войне. Информационная составляющая играет огромную роль в современных вооруженных конфликтах.

Ключевыми (основными) статьями Женевских конвенций 1949 г. можно считать первые две статьи, общие для всех четырех конвенций.

Первая статья гласит, что «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию».

Согласно второй статье, Конвенции должны применяться «в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны». Конвенции применяются также в случае оккупации всей или части территории страны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

Всего Женевские конвенции 1949 г. включают в себя 429 статей.

Именно с этой целью и были сформулированы семь основных положений гуманитарного права, представляющие собой его квинтэссенцию. Вот эти положения (их текст не носит юридической силы, а просто способствует распространению знаний об МГП):

1. Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, особенно гражданское население, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они должны пользоваться защитой и гуманным обращением без какого-либо различия неблагоприятного характера.

2. Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

3. Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана помощь стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Медицинский персонал, медицинские учреждения, транспортные средства и материалы также находятся под защитой. Эмблема красного кресса (либо красного полумесяца) является знаком такой защиты и должна уважаться.

4. Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Они должны быть защищены от любых актов насилия и репрессалий. Они должны иметь право на переписку со своими семьями и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не несет ответственности за действия, которых он не совершал. Никто не может подвергаться пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

6. Право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Не должны подвергаться нападению ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

МККК в своей работе преследует двоякую цель: предоставить защиту и помощь жертвам конфликтов.

Международное гуманитарное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.

В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов:

военные корреспонденты (ст. 4.A (4) III Женевской конвенции 1949 г.)[11] и

журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.)[12]

Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

являться представителями СМИ;

иметь аккредитацию в вооруженных силах;

сопровождать военные формирования;

не являться членами военных формирований.

В этой же статье указывается, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные.

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённого конфликта, не получают аккредитации в вооруженных силах, хотя могут сопровождать военные формирования, — по крайней мере, прямого запрета на подобное сопровождение нет. Такие журналисты обладают статусом гражданского лица и, как следствие, пользуются защитой от нападения, если только они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданского лица. Следует заметить, что норма ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. отсылочная и раскрывается в статьях, в которых говорится о защите гражданского населения.

Защита журналистов подразумевает не только необходимость предпринимать те или иные действия, но и обязательство не прибегать к определенного рода действиям по отношению к ним. Так, гражданские лица в соответствии со ст. 51 (2) I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. (в том числе журналисты) не должны являться объектом нападения, в соответствии со ст. 52 Протокола гражданские лица имеют право на то, чтобы к их собственности относились с уважением, если она не имеет военного характера.

 

 

Могут спросить



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.075 с.)