Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции журналистики: понятие и общая характеристика.

Поиск

Методы и способы журналистского творчества.

Эмпирические методы

Метод наблюдения. Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Журналистское наблюдение целенаправленно. По способам организации наблюдение подразделяется на открытое и скрытое.

По степени участия событии наблюдения могут быть разделены на «включенные» и «невключенные». По временному признаку наблюдения подразделяются на кратковременные и длительные.

Методы интервью, беседы, опроса, анкетирования. Характерная черта метода интервью заключается в том, что автор будущей публикации предъявляет интервьюируемому некий перечень вопросов в устной форме, затрагивающих наиболее важные, по мнению журналиста, стороны интересующей его проблемы, и выслушивает ответы, которые и составят основное содержание его будущего выступления. Беседа, как и интервью, является непосредственным речевым общением автора с собеседником. Но это уже общение, в ходе которого вопросы могут задавать друг другу оба собеседника — журналист и обладатель информации.

Опрос — это такой метод получения информации, когда журналист пытается выяснить у многих людей их мнения по одному и тому же вопросу. Имея перед собой совокупность ответов, он может составить полную картину мнений, увидеть их разброс по шкале с полюсами «полное одобрение» — «полное неодобрение» или получить набор программ, планов действий в связи с обсуждаемым явлением. Обобщив данные опроса, он может использовать их в виде цифр, процентов и других знаков, подтверждающих его собственные выводы относительно предмета опроса.

Анкетирование — метод, близкий к опросу, однако обладающий своими особенностями. Анкетирование проводится с помощью специально разработанных анкет и требует навыков социологической работы. Данные, полученные путем анкетирования, позволяют получить довольно обоснованный ответ на те или иные вопросы.

Метод эксперимента. Существует две основные разновидности эксперимента. В первом случае журналист «меняет профессию», «включается» в какую-то сферу деятельности в качестве исполнителя определенной роли, должности, становится членом какого-то коллектива и осуществляет наблюдение и за коллективом, и за тем, как он реагирует на его (журналиста) действия. Во втором случае он специально организует какую-то ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает, оставаясь при этом в роли журналиста/

Теоретические методы

Эти методы можно разделить на две основные подгруппы: формально-логические, или методы выводного знания, и содержательно-логические (диалектические).

1. Формально-логические методы. Как известно, выводное знание — это знание, полученное по законам логики путем соответствующих умозаключений из старого знания, из уже известных фактов. Рассмотрим основные виды умозаключений.

- Индуктивное умозаключение.

- Дедуктивное умозаключение. Оно представляет собой развитие мысли от большей общности знания к меньшей (иногда — от единичного к частному).

- Традуктивное умозаключение. Такой метод применяется в двух основных формах: сравнения и аналогии.

- Метод сравнения. С его помощью устанавливаются различие и сходство разных предметов, явлений, попадающих в поле зрения автора будущего выступления. Его необходимо проводить только по существенным, ведущим признакам.

2. Содержательно-логические методы исследования.

- Методы анализа и синтеза.

- Гипотетический метод.

- Метод историзма. Метод логический.

 

Значение Великой французской революции для развития европейской журналистики.

Небывалое значение приобрела журналистика: «Друг народа» Ж. П. Марата, «Папаша Дюшен» Ж. Эбера, «Французский патриот» Ж. П. Бриссо, «Железные уста» Н. Бонвиля, «Деревенские листки» Ж. А. Черутти и другие газеты знакомили читателей со сложной палитрой политической борьбы.

Великая французская революция (1789-1799) привела в к возникновению политической и революционно-демократической журналистики. Если перед революцией в столице страны издавалось 27 газет, то во второй половине 1789 г. их стало 250, а в 1790 г. — 350. Печать сыграла важную роль в подготовке Июльской революции 1830 г., Февральской и Июньской революций 1848 г. Период 1870-1914 годов отмечен бурным развитием капиталистической печати, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями, а в массовые газеты приходит в качестве обязательного и важнейшего компонента «кровь на первой полосе» [5]. В 1903 г. выпуск «Пети паризьен» («Маленький парижанин») стал составлять 1,8 млн. экз., и газета начинает выходить с подзаголовком «Самый крупный газетный тираж всего мира». В 1918 г. планка этого рекорда поднимется до цифры более 3 млн. экз.

Французской буржуазной революцией открывается новый период в истории не только Франции, но и всей Европы. Как отмечал В.И. Ленин, она «... для буржуазии, для буржуазной демократии сделала столько, что все развитие всего цивилизованного человечества во всем XIX веке - все исходит от великой французской революции, все ей обязано»1. Историю Французской революции начали писать непосредственные ее участники, и до сегодняшнего времени она привлекает внимание как историков, так и журналистов. Газеты, журналы, памфлеты, брошюры и книги доносят до нас горячее дыхание той эпохи.

Демократические традиции печати Великой французской революции получили свое развитие в прогрессивной журналистике первой половины XIX столетия. В этот период во Франции происходят большие политические преобразования (Бурбоны – Орлеаны - Вторая республика). И не последнюю роль в этом сыграла демократическая печать Франции.

В истории печати этого времени можно также выделить три наиболее характерных периода, соответствующих определенным этапам развития революции.

На первом этапе — май 1789-г. — август 1792 г. — свержение монархии, вся демократическая печать вела ожесточенную борьбу с аристократической и роялистской прессой по всем буквально вопросам. Впервые юридически была закреплена свобода печати сначала в «Декларации прав человека и гражданина», а позднее в статьях Конституции 1791 г.

Второй этап — с 10 августа 1792 г. по 2 июня 1793 г. — отличается тем, что перестала существовать роялистская печать, но зато развернулась напряженная борьба между жирондистами и якобинцами. И здесь важную роль сыграли газеты Марата, Эбера, Робеспьера и Прюдома. Большое значение имели и брошюры К. Демулена.

Третий этап — начало июня 1793 г. и до 9 термидора 1794 г. — характеризуется сложнейшей внутренней борьбой якобинцев, кордельеров, будущих термидорианцев и тяжелой внутренней и внешней обстановкой Французской Республики.

Контрреволюционная печать.

Сначала королевский двор спокойно реагировал на возникавшие газеты, казалось, не понимая всей опасности происходящего. Большому количеству эмоциональных газет двор противопоставил холодную невозмутимость официального органа, старую «Газетт де Франс», которая ограничивалась публикацией правительственныхактов, храня глубокое молчание о совершающейся на ее глазах резолюции. Так, она ни словом не обмолвилась о падении Бастилии, слепо следуя записи Людовика XVI в его дневнике, где монаршей рукой дни 12 - 14 июля 1789 г. были помечены коротким словом: «Ничего».

Королевский двор забил тревогу и начал поход против революции. Тогда-то и обратили внимание на печать. Первой защитницей трона стала «Газета двора и города» (более известная под названием «Маленький Готье»), сразу же обрушившаяся на революцию и демократическую печать. Позже к ней присоединились «Друг народа» и «Деяния апостолов», другие газеты антидемократического направления. Дни 5 - 6 октября подтолкнули аристократические круги к созданию новых газет для борьбы с революцией4.

Аристократические газеты повели борьбу с патриотами. Население предместий столицы было окрещено усилиями газеты «Деяния апостолов» как «парижская уличная грязь», «свиньи», «дети проституток». А в промежутках между этими перлами, чтобы заполнить вакуум, печатались требования к генералам и армии положить конец «революционному безумию». Со страниц газет «Деяния апостолов» и «Друга короля» впервые прозвучали угрозы «обновить Францию в кровавой купели», отправить на эшафот «мятежников». Мятежниками считались все противники феодально-абсолютистского строя

«Истина и справедливость - вот единственно, чему я поклоняюсь на земле» 5, - писал Марат в одном из номеров своей газеты.

Близка к словам Лустало и характеристика Марата роли редактора газеты: «Я различаю людей исключительно по их личным качествам... Я всегда презирал кумиров удачи и не стану никогда льстить идолам власти... Какой бы строгостью ни отличалось мое перо, оно будет опасно лишь для одних пороков, и даже по отношению к отъявленным мерзавцам оно будет уважать истину; если же оно, хотя бы на мгновение, отклонится от нее, чтобы оскорбить невинность, пусть дерзкий понесет наказание, ведь он в распоряжении закона» 6.

Одним из важных вопросов, по которому развернулась дискуссия буквально с первых дней революции, был вопрос о свободе печати, что нашло отражение при обсуждении «Декларации прав человека и гражданина». Отметим, что эта задача не была простой, так как в прошлом не было подобного прецедента. После нескольких замечаний и дополнений Учредительное собрание 26 августа 1789 г. проголосовало за статью о печати, органически вошедшую в «Декларацию прав человека и гражданина»: «Право сообщать свои мысли и свои мнения - одно из драгоценнейших прав человека: каждый человек может, следовательно, свободно говорить, писать и печатать, отвечая за злоупотребления этой свободой в случаях, предусмотренных законом». Учредительное собрание не изменило режима политической печати, но оно торжественно подтвердило, что рассматривает свободу печати как естественное право человека, и законодательно это право гарантировало.

Основную тяжесть борьбы с монархией и контрреволюцией несли демократические издания, газеты, редактировавшиеся Маратом, Лустало, Марешалем, Демуленом, Эбером и др. На них-то в первую очередь и обрушивались репрессивные меры властей. Например, 26 июля 1790 г. Марат опубликовал памфлет «С нами покончено!», в котором разоблачал план контрреволюции, преступную апатию муниципального совета к делам и выступал за вооруженное восстание. Памфлет был издан в качестве приложения к газете и расклеен по всему Парижу. Появление его настолько было неожиданным, что произвело эффект внезапно разорвавшейся бомбы. То, о чем шептались, что скрывалось под покровом тайны, лжи и предательства, Марат обнажил со свойственной ему смелостью и поразительным чутьем. О впечатлении, произведенном памфлетом, можно судить по тому факту, что русский посол Симолин переслал его вместе с донесением русской императрице.

Даже в лагере патриотов произведение Марата вызвало разногласия. Демулен был напуган требованием Марата установить диктатуру, ввести террор и считал, что этим вносится раскол в ряды демократии.

«Я знаю, что за мою голову негодяи, стоящие у кормила правления, - писал Марат, - дают определенную цену. Пятьсот шпионов разыскивают меня и днем и ночью. Ну что ж! Если они меня найдут и если они меня захватят, они меня растерзают, и я умру как мученик свободы. Сказать, что отечество погибло, а Друг народа хранил трусливое молчание, тогда будет невозможно... Граждане! - обращается он к патриотам, - враги у наших ворот, министры открыли им каши границы под предлогом разрешения свободного прохода по нашей территории, возможно, что в настоящее время они уже быстрыми шагами двигаются против нас... Граждане всех возрастов и всякого положения, меры, принятые Национальным собранием, не способны предотвратить вашей гибели: с вами будет покончено навсегда, если вы не возьметесь за оружие и если вы не найдете в себе тех героических качеств, которые в дни 14 июля и 5 октября дважды спасали Фракцию»7. Марат призывает взять под стражу королевскую семью, арестовать министров и их сообщников, во имя спасения своих жизней заключить в тюрьму городские власти, захватить артиллерию и склад оружия. По существу, он призывает к плебейской революции, к захвату власти самим народом.

Ознакомившись с этим памфлетом, Национальное собрание декретировало положение, согласно которому королевский прокурор мог санкционироватьприказ о преследовании авторов, издателей и разносчиков таких газет, которые провоцируют народ к выступлению против законных властей и призывают к пролитию крови и неподчинению Конституции.

Чтобы уменьшить влияние газет, был принят ряд мер против печати, в первую очередь затрагивавших интересы демократических изданий. Например, были повышены цены на газеты, издан закон, запрещавшийрасклеивать газеты на улицах. Вслед за этим появилось постановление гласившее, что впредь на белой бумаге будут печататься только правительственные акты.

После восстания 10 августа 1792 г. в течение почти трех лет революции роялистская пресса, используя лозунг о полной свободе печати, клеветала на революционные газеты и на демократических деятелей, открыто призывая к уничтожению завоеваний революции.

Борьба между жирондистами и якобинцами. Второй этап - с10 августа 1792 г. по 2 июня 1793 г. - отличался тем, что в это время перестала существовать роялистская печать, но зато развернулась напряженная борьба между жирондистами и якобинцами. И здесь важно отметить роль газет Марата, Эбера, Робеспьера и Прюдома. Большое значение имели и брошюры К. Демулена.

Восстание 10 августа 1792 г. покончило с монархией и подвело народный фундамент под Республику. Национальный Конвент единогласно постановил, что королевская власть во Франции упраздняется, и объявил 20 сентября 1792 г. первым годом Республики. Долго не смолкающими аплодисментами и радостными криками «Да здравствует нация!» приветствовали депутаты это решение.

Жиронда решила нанести удар и по демократической печати.

Основные свои усилия жирондисты сосредоточили против Марата, обвиняя его в призывах к грабежам и убийствам, в клевете на Конвент и в покушении на суверенитет народа. Против этого лживого обвинения выступали Робеспьер, Дантон, Демулен и др. Попытка предать Марата суду Чрезвычайного трибунала окончилась поражением жирондистов и триумфом Марата.

От Марата жирондисты перешли к Демулену. Против самого Демулена никаких мер не было принято.

В мае 1793 г. следственная комиссия Конвента, состоявшая исключительно из жирондистов, распорядилась арестовать Эбера за материалыв газете «Папаша Дюшен», направленные против бриссотинцев, жирондистов, роландистов и др. Парижская Коммуна потребовала освобождения Эбера, являвшегося заместителем прокурора Коммуны. 28 мая Эбер был выпущен на свободу.

События 31 мая — 2 июня 1793 г. привели к тому, что Конвент под давлением народных масс постановил арестовать 29 жирондистских депутатов, что означало конец Жиронде, конец дуэли между Горой и Жирондой, длившейся со времен Законодательного собрания.

Корреспондент

 

Функции: освещает текущее состояние дел по заданной тематике или события/новости, происходящие на данной географической территории.

 

 

1. Должен уметь разрабатывать и писать материалы новостей или тематические материалы в законченной форме, чтобы не требовалась дополнительная литературная обработка или дополнительный материал в большом объеме.

2. Собирает информацию и пишет материалы новостей или тематические материалы по своей специализации или по географической территории. Пишет материалы главным образом по своей инициативе и выбору или по заданию редактора.

3. Материалы новостей, которые он предоставляет, должны быть подлинными, основанными на фактах, полными и непротиворечивыми. Осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами журналистской этики, принятыми в данном издании, а также согласно общепринятым международным стандартам журналистской этики, и правилам редактирования, принятыми в данном издании.

4. Является основным, но не единственным должностным лицом, несущим ответственность за достоверность фактов, правильность содержания и стиля новостей.

5. Передает материалы, готовые к публикации, выпускающему редактору или редактору.

6. Предлагает варианты заголовков к материалам, над которыми работает. За разработку окончательного варианта заголовка отвечает выпускающий редактор.

7. В необходимых случаях сам делает фотоснимки к собственным текстам. Когда это не представляется возможным, делает заявку на фотоснимок через редактора.

8. По просьбе редактора и по собственной инициативе может предоставить иную информацию помимо своей специализации.

9. Изыскивает внешние информационные ресурсы и привлекает внештатных журналистов; по согласованию с главным редактором заказывает материал у внештатных журналистов.

10. Не реже двух раз в неделю обязан обзванивать каждого из закрепленных за ним внештатных корреспондентов.

11. Отвечает за сбор данных, необходимых для выплаты гонорара внештатным журналистам за опубликованные материалы. Должен передать эти данные редактору не позднее одной недели после выхода материала в свет.

12. Предлагает размер гонорарных выплат внештатным журналистам за опубликованные материалы.

13. Работает как самостоятельно, так и в подчинении редактору в соответствии с общими принципами и миссией агентства. Отчитывается перед выпускающим редактором или редактором согласно схеме подчинения.

14. Обязан участвовать в ведении и пополнении общеагентстких Баз данных по утвержденной технологии.

15. Помимо избранной специализации обязан выполнять любое задание редактора и выпускающего редактора.

 

Редактор

 

Функции: руководит разработкой полос текущих новостей.

 

 

16. Отвечает за содержание полос текущих новостей и за то, как оно согласуется с новостями и тематическими материалами всего выпуска.

17. Должен уметь отредактировать и литературно обработать текст новостей своих полос.

18. Должен уметь дать оценку новостям.

19. Составляет полосы текущих новостей и разрабатывает их окончательное типографское оформление. Следит за тем, чтобы материал на его полосах был подлинным, основанным на фактах, полным и непротиворечивым. Осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами журналистской этики, принятыми в данном издании, и в соответствии с общепринятыми международными стандартами. Является редактором следующих полос новостей:

Номер полосы/Заголовок полосы:…………………………………………………………..

20. В соответствии с планом новостей по ежедневному и еженедельному изданию дает предложения по материалу для публикации на своих полосах (рабочее название материала, его примерный объем и имя/фамилия автора).

21. Обеспечивает предоставление готовых к публикации материалов главному редактору, ответственному редактору, заместителю ответственного редактора и старшему редактору в разумные сроки.

22. Дает предложения по месту и срокам размещения материала на своих полосах. Обеспечивает дизайнера полным пакетом документов (отредактированные тексты, иллюстрации/фотографии и примерный план размещения). В рамках своей компетенции отвечает за соблюдение производственного графика отдела новостей при составлении своих полос.

23. Отвечает за редактирование материала, размещаемого на полосах, в соответствии с правилами редактирования, принятыми в данном издании. Составляет заголовки новостей и разрабатывает план их размещения на полосе. Несет ответственность за правильность макета полосы, подписывая распечатанную полосу.

24. В тесном сотрудничестве с дизайнером обеспечивает правильность нумерации, заголовков, дат и названий своих полос.

25. Разрабатывает для публикации на первой полосе анонсы своих новостей. Отвечает за составление окончательного текста анонсов.

26. Изыскивает внешние информационные ресурсы и привлекает внештатных журналистов; заказывает материал у внештатных журналистов.

27. Отвечает за сбор данных, необходимых для выплаты гонорара внештатным журналистам за новости, опубликованных на его полосах. Должен передать эти данные администратору отдела новостей не позднее двух дней до появления выпуска в свет.

28. Предлагает размер гонорара по каждому материалу с новостями на своих полосах согласно существующим ставкам и бюджету.

29. Следит за тем, чтобы в выпуске не было ненужных повторений или противоречащих друг другу по содержанию информационных и тематических материалов и заголовков.

30. Работает как самостоятельно, так и в подчинении в соответствии с общими принципами и директивами. Отчитывается перед ответственным редактором.

11. Система жанров радиожурналистики. Выразительные средства и особенности.

Система жанров – подвижная, гибкая, меняющаяся структура. Для нее характерно взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение жанров, их модификация, сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества.

Эти три основные задачи формируют и три группы жанров:

-информационные;

-аналитические;

-документально-художественные.

 

По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры распределяются по группам так:

Информационные жанры:

-радиосообщение;

-радиообзор печати;

-радиоотчет;

-информационная корреспонденция;

-информационное радиоинтервью;

-информационный радиорепортаж.

 

Аналитические жанры:

-аналитическое радиоинтервью;

-аналитическая радиокорреспонденция;

-аналитический радиорепортаж;

-радиорецензия;

-письмо;

-радиобеседа;

-радиокомментарий;

-радиообозрение;

-дискуссия на радио;

-радиоречь;

-журналистское расследование на радио.

 

Документально-художественные жанры:

-радиоочерк;

-радиозарисовка;

-радиорассказ;

-радиофельетон;

-радиокомпозиция.

 

По форме звучания в эфире:

Монологические жанры:

- информационное радиосообщение;

- радиорецензия;

- радиообзор;

- радиоотчет;

- радиокомментарий;

- радиобеседа;

- радиоречь;

- радиозарисовка.

 

Диалогические жанры:

- радиобеседа;

- радиоинтервью;

- радиодискуссия.

 

Синтетические жанры (в них используются все звуковые средства вещания):

- радиорецензия;

- радиообозрение;

- радиоотчет;

- радиокомпозиция;

- радиокорреспонденция;

- радиорепортаж;

- радиозарисовка;

- радиоочерк;

- радиофельетон.

 

Вообще между жанрами нет жестких границ. Элементы одних жанров могут входить в другие, более сложные в структурном отношении жанры.

Рассмотрев теорию жанра и его категории (функция – предмет – метод – содержание – форма) в общем плане, теперь подробнее остановимся на трансформации жанров, происходящей во время создания произведения, т.е. межжанровом взаимодействии.((((далее, тут говорилось долго и нудно о том, что все жанры содержат первостепенно первичную информацию и от того, как мы ее хотим подать, выбирается жанр, а иногда несколько жанров тогда происходит межжанровое взаимодействие)))

 

Выразительные средства радиожурналистики

Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы, находящиеся в неразрывной связи друг с другом:

1. К первой группе, стабильной, не подверженной количественным изменениям, относится тот исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист: это четыре элемента – слово (речь), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, т. е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями. Эти четыре элемента системы мы называем природными, или формообразующими. Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.

2. Вторая группа, напротив, мобильна, ибо находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики мы называем техническими, или стилеобразующими. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

По мере развития радиотехники и изменений в технологии производства радиосообщений, а также в зависимости от творческой фантазии авторов радиосообщений число стилеобразующих выразительных средств, безусловно, будет изменяться: увеличиваться (благодаря техническому прогрессу) или уменьшаться (в соответствии с реальными функциональными потребностями вещания конкретной станции или личными вкусами автора).

14. Влияние процесса коммерциализации на развитие отечественного телевидения.

Введение в 1992 году практики лицензирования вещания позволило узаконить негосударственное ТВ, существовавшее до этого без правовой основы, полулегально или в «тени» государственных студий, в симбиозе с ними, в форме дочерних предприятий.

Важнейший процесс этого периода — открывшаяся для государственных компаний возможность тайно или явно (в качестве компенсации за недостаток бюджетного финансирования) продавать рекламное время в своих программах. Это привело к тому, что производители популярных программ, работавшие в тех или иных редакциях, творческих объединениях ЦТ, создали собственные продюсерские фирмы, поначалу бывшие «теневыми» структурами при редакциях. Перекачав значительные средства на собственные счета, они смогли автономизироваться. Так возникли ВИД, АТВ и другие известные производители телепрограмм, не имеющие лицензий на вещание, а продающие собственную телепродукцию вещательным компаниям.

Логика деструктуризации государственных телекомпаний была такова: обвальный рост цен на материалы и услуги, резкое снижение государственного финансирования, неоправданно громоздкий, окостеневший в своей бездеятельности центральный аппарат, отсутствие опытных кадров продюсеров привели к тому, что ни «Останкино», ни РТР не могли самостоятельно заполнить эфирное время. Поэтому государственное телевидение в определенном смысле было заинтересовано в своей деструктуризации, так как, не вкладывая никаких средств в производство программы, оно получало от негосударственных телеструктур готовую продукцию в виде различных передач, а также отчисления от рекламы, арендную плату и т.д. Во многом этот процесс был объективен, по крайней мере, с экономической точки зрения.

Вначале деструктуризация государственного телевидения идет по принципу образования бывшими редакциями, студиями и объединениями своих фирм с приставкой «ТВ» (типа «Спорт-ТВ», образовавшееся из бывшей редакции спортивных программ). Эти структуры нельзя назвать в полном смысле слова телевизионными компаниями, так как они остаются по сути подразделениями «Останкино» (так их и воспринимают зрители), не имея собственного эфира и собственной техники.

Однако коммерциализация государственного телевидения привела к тому, что оно создает и специальные коммерческие структуры, формально независимые телекомпании типа ЦКТ (Центр коммерческого телевидения), которые служат прикрытием для ведения разнообразного бизнеса.

Быстрый рост числа коммерческих телекомпаний объясняется еще и так называемым человеческим фактором — стремлением того или иного человека или группы людей реализовать свои собственные планы в сфере телевидения. И если такое стремление находит отклик у заинтересованных политических или чаще экономических структур, — успех обеспечен.

Иногда коммерческие структуры были непосредственно заинтересованы в создании своих телевизионных фирм. Типичный пример тому — АО «Телекомпания ВКТ» (Ваше коммерческое телевидение), созданная при активном участии Российской товарно-сырьевой биржи с ее тогдашним управляющим К. Боровым. Биржа становится крупнейшим акционером ВКТ, если не хозяином, то могущественным совладельцем.

Либерализация экономических отношений, провозглашенная новым руководством России, привела к тому, что, с одной стороны, возникновение коммерческих структур стало возможным (появились свободные средства для покупки оборудования, эфирного времени и т. д.), а с другой стороны, и необходимым. Отечественным и иностранным коммерческим структурам срочно потребовалось большое количество эфирного времени для рекламы, но рамки государственного телевидения были для этого слишком тесны. Так возник ряд телекомпаний, ориентированных прежде всего на рекламодателей.

Телерадиокомпания, вернее сказать, телеканал «2x2» — первенец и наиболее яркий представитель «рекламной индустрии», само название которого в начале его деятельности объяснялось как пропорциональное предоставление эфира для рекламы и других программ (по принципу 50x50). Телеканал «2x2» как хозрасчетное предприятие был создан в октябре 1990 года приказом Гостелерадио СССР. В октябре 1991-го товарищество с ограниченной ответственностью «Телеканал 2x2» зарегистрировано в Московской регистрационной палате.

В новых экономических условиях предпринимательские структуры были вынуждены искать новые формы деятельности и финансирования телевидения. Безусловно, они не утратили откровенно политического интереса к телевещанию. Вместе с тем у негосударственного сектора экономики появляется и чисто деловой подход к телевизионному бизнесу, который, несмотря на свой затратный характер, довольно выгодное место для вложения капитала (о чем свидетельствует зарубежный опыт).

Именно по этой причине ряд научно-производственных и предпринимательских структур при содействии банка, а также Главного центра радиовещания и телевидения и концерна «Видеофильм» в начале 1993 года учредили независимую телекомпанию «Марафон-ТВ». Интерес производственников в этом проекте заключался в том, что для вещания «Марафона-ТВ» на 27-дециметровом канале требовались специальные технические средства как для трансляции, так и для приема телесигнала. Кроме того, принцип абонентной платы за просмотр программ как основа финансирования телекомпании требовал соответствующей системы оборудования в виде дешифраторов и т. п. Предприниматели и производственники видели в таком направлении развития телекомпании «Марафон-ТВ» возможность обеспечить себя заказами, а значит, и работой на многие годы в условиях экономического спада и безработицы. Как сообщалось, уже в первом квартале 1993 года было выпущено 10 тысяч дециметровых конвертеров.

Таким образом, возникновение негосударственных телеструктур было предопределено всем ходом политического и экономического развития страны. В сфере политической оно было обусловлено демократизацией жизни общества, а также либерализацией внутреннего законодательства в области свободы слова и информации, а в экономической сфере — внедрением рыночных отношений в телепроизводство.

Радио.

С первой точки зрения великий немецкий физик Г.Р. Герц засвидетельствовал научными опытами теоретические предположения Д.К. Максвелла, открыв электромагнитное волновое излучение (1888 год).
Со второй точки зрения, российский преподаватель Кронштадтского военно-морского училища А.С. Попов первым нашел применение в жизни опытам Герца, усовершенствовав приборы физика, с помощью которых 7 мая 1895 года добился передачи осознанной целенаправленной информации на расстояние. 2 июня 1896 года того же добился знаменитый итальянский инженер Г. Маркони. Но будучи прекрасным предпринимателем, запатентовал свой прибор в Англии, получив возможность коммерческого его использования. Поэтому многие и пытаются спорить о первенстве этого изобретения.

Радио до настоящего времени остается самым дешевым и доступным средством массовой информации на планете. Радиоволны достигают практически любой точки земного шара. Именно поэтому число радиостанций, вероятно, самое значительное среди всех типов медиапредприятий – более 35000. Радио – не только самое распространенное, но и самое дешевое СМИ. В любом современном доме радио можно найти всамых разных технических устройствах – радиоприемниках, карманных walkmen'ax, будильниках, телевизорах, мобильных телефонах. Значительный «парк» радиоприемников установлен в автомобилях. Радиоустройства миниатюрны и в отличие от телевизоров и компьютеров потребляют малое количество энергии. Прогресс в сфере радио зашел уже так далеко, что современная индустрия бытовой техники создала такие радиоприемники, которые работают на энергии, полученной механическим способом, – заводное радио (wind-up radio). Для этих приемников, заводимых, как механические будильники, не требуется ни электрическая сеть, ни батарейки: им нужны только радиоволны, которые доступны почти так же свободно, как воздух.

Радио прошло сложный путь эволюции и даже радикальной трансформации. Его стратегия, которая сформировалась после возникновения радио как массового СМИ в 1920-х годах, определялась тем, что радио стало первым способом организации семейного и коллективного досуга. Однако в середине 1950-х эта стратегия была перехвачена телевидением, имевшим очевидное преимущество – движущееся изображение. Радиовещание было вынуждено искать новые рыночные стратегии, чтобы выстоять в конкуренции с более современными СМИ. Социально-демографические изменения в развитых странах подтолкнули менеджеров радиостанций к новым решениям. Два фактора оказались наиболее существенными. Первый был связан с последствиями послевоенного пика рождаемости в США – «бэйби-бума». Укрепившееся состояние экономики США после Второй мировой войны вызвало повышение жизненного уровня американцев и рост населения. К 1960-м годам в США выросло молодое поколение, воспитывавшееся в условиях материального благополучия и имевшее достаточно много свободного времени. Происходившее в это же самое время развитие индустрии развлечений, прежде всего сектора музыкальных записей, подготовило почву для повсеместной популярности современной музыки, которая стала для американской молодежи фактором стиля жизни и жизненной ценностью. Популярность протестной рок-музыки шестидесятых вызвала переход многих радиостанций в более узкие музыкальные форматы, прежде всего рок-н-ролл. Это привело к смещению акцентов в программной политике и стратегии радио в целом. С 1960-х годов из семейного оно превращается в индивидуальное средство развлечения и досуга. Такая стратегия, возникшая в условиях коммерческого радиовещания США, была перенята и радиоиндустрией в странах Западной Европы, хотя и несколько позже. Особенность западноевропейской ситуации в 1960-х годах объяснялась сохранением монополии общественного вещания на аудиовизуальном рынке.

Окончательному переходу радио к стратегии узких форматов способствовал второй фактор, а именно развитие автомобильной индустрии, увеличение числа автомобилей, находившихся в личном пользовании. Сегодня практически во всех автомобилях, имеющихся в США (95%), установлены радиоприемники. Аналогичные показатели характерны и для развитых стран Западной Европы, Японии, Канады, Австралии. Согласно статистическим данным, во многих странах время, уделяемое аудиторией радио, больше, чем время, уделяемое чте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.99 (0.015 с.)