Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные эксперты по-разному видят будущее печатных сми, но сходятся в следующих общих моментах.

Поиск

— Потребители контента будут больше диктовать свои требования и больше стремиться самостоятельно решать, какой из медиаканалов выбрать в то или иное время.
— Бренд — основа издательского бизнеса и его величайшая ценность.
— Изменятся источники и структура доходов издательской компании.
— Новые технологии — залог лидерства на рынке и возможность удовлетворить растущие запросы потребителей.
— При всех переменах издатели не должны потерять души своего бизнеса — качественной журналистики, которая должна стать более гибкой к запросам читателей и новым технологиям.
— Настоящий прорыв в следующем десятилетии совершат не компании, а люди — творческие и предприимчивые авантюристы, преобразующие мировую экономику: разработчики, конструкторы, маркетологи, продавцы, бизнес-аналитики, руководители проектов, бухгалтеры, юристы и другие профессионалы, разбросанные по всему миру, устанавливающие связи и начинающие работать из любой точки, чтобы создавать бизнес и решать проблемы повсюду.

54. Журнал в системе СМИ. Типы современных журналов, их класси­фикация и роль в общественной и литературной жизни.

В принципе журнальных изданий может быть столько, сколько аудиторных групп удастся выделить в обществе, руководствуясь сложившимися социологическими критериями или сугубо личностными интересами. Журнал может обращаться к читателю и как к гражданину, и как к специалисту, и как к семьянину, и как к личности определенного возраста или пола, и как к любителю компьютерных игр, и как к владельцу автомобиля и т.д. То есть один человек может быть потенциальным читателем нескольких журналов или один журнал представлять интересы для нескольких аудиторных групп.

Интересы аудитории можно условно расположить на вертикальной и горизонтальной осях.

Вертикальную ось составляют уровни запросов аудитории, три из которых можно считать опорными, корневыми: профессиональный уровень, обусловливающий жизнь теоретико-научных и технико-производственных журналов; специализированный уровень, обеспечивающий специалистов-практиков и так называемых любителей информацией о проблемах и новинках в той или иной научно-производственной или культурной сфере; уровень массовой аудитории, нуждающейся в общих и занимательных сведениях (понятие «массовая аудитория» означает в равной мере и стереотипы массового сознания, и широту интересов множества людей, принадлежащих к разным социальным, профессиональным, возрастным и прочим группам, поэтому так обширны количество и тиражи журналов именно для этой аудитории).

Горизонтальную ось составляет все многообразие сфер читательского интереса: политика, спорт, искусство и т.д. В тех точках, где пересекаются уровень и сфера, как раз и возникают журналы. Например, такие журналы, как историко-теоретический «Киноведческие записки», специализированный «Искусство кино», массовые «Экран», «Сеанс», «Видео-Ас», относятся к одной сфере, но представляют разный уровень. Это же можно сказать и о таких журналах, как «Патофизиология и экспериментальная терапия», «Врач», «Здоровье», «Здоровье женщины».

Аудитория побуждает издателей учитывать два момента: направление информации, объективно необходимой той или иной группе населения, и особенности информационных интересов читателей, их сложившиеся ценностные ориентации. Наибольший эффект достигается при совпадении информационной необходимости (которая не всегда ясно осознается читателем, но должна учитываться редакцией) и информационных интересов (недостаточный учет которых редакцией грозит отторжением аудитории).

Предмет издания. Первостепенное значение для определения целевого назначения журнала имеет его предмет, т.е. тема, соотнесенная с интересами аудитории.

Для России самыми значимыми традиционно считаются политические интересы, позволяющие людям ориентироваться в обществе и мире, осознавать свою принадлежность к той или иной общественной группе и тем самым ощущать большую социальную устойчивость. События политической жизни находятся в центре внимания практически всей взрослой аудитории, поэтому редакциям приходится очень точно определяться в соответствии с установками той части аудитории, которую они избирают в качестве адресата.

В России издается много журналов, предмет которых определяется профессиональными потребностями читателей: быть в курсе новостей, проблем, разработок в своей производственной отрасли или научной специальности. В нынешних условиях значительно увеличилось количество изданий, посвященных исследованию рыночных отношений (финансы, менеджмент, торговля, экономика), и появились новые технологические сферы (прежде всего компьютеризация и информатика).

Ощутимо расширился круг журналов, предметом которых служит проведение, заполнение досуга. Образовались крупные и мелкие «гнезда» – рукоделие и поделки, сад и огород, дизайн и ремонт квартиры, т.е. все, что отвечает девизу «Сделай сам». Руководствуясь возрастным признаком, можно выделить женские и детские журналы.

Резко усилилась ориентация журналов на семью (прежде «семейным журналом» считала себя лишь «Наука и жизнь»), но не как на «ячейку общества», а как на самодостаточную ячейку, скрепленную общими интересами и заботами. Так, сохранившаяся с прежних времен «Работница» уже именует себя «журналом для женщин и семьи». Такая маркировка изданий, как «журнал для всей семьи», «журнал для семейного чтения», «журнал для дома», весьма распространена и означает не только широту предполагаемой аудитории, но и внимание к роли женщины в жизни семьи. Среди журналов этой тематики – «Домашний очаг», «Добрые советы», «Берегиня».

Тип издания определяется его содержанием. Однако немаловажное значение имеет и форма – жанр, стиль, характер иллюстрирования. В формировании жанров взаимодействуют несколько составляющих: публицистика, информация, художественные произведения, изобразительный ряд. Различное их сочетание и рождает конкретные жанры, например научный и производственный. Обычно журналы такого типа представляют собой сборники статей и научных сообщений, снабженные графическими пояснениями, иногда такие издания правомерно относятся к «Бюллетеням», «Вестникам», «Вопросам» («Почвоведение», «Финансы», «Офтальмохирургия» и т.д.).

Среди общественно-политических изданий можно выделить как минимум три жанра: теоретико-проблемный журнал («Свободная мысль»), «тонкий» общественно-политический и литературно-художественный журнал (иллюстрированное издание «Мир женщины» и преимущественно текстовое типа «Диалог»), общественно-политический еженедельник («Новое время», «Эхо планеты», «Итоги»). Большинство изданий этого направления, не претендуя на изобразительное насыщение и оформительскую броскость, в основном заполнены публицистическими материалами и документальными фотографиями. К популярным жанрам относятся журналы, не имеющие четкого определения приоритетного предмета – тут и жизнь звезд, и спорт, и книжные новинки, и занимательные истории, и гороскопы, и бытовые советы, и всякая увлекательная смесь. Показательна в этом отношении структура «Огонька», сменившего свой прежний жанр общественно-политического и литературно-художественного иллюстрированного еженедельника на жанр общенационального иллюстрированного журнала, в котором есть новости, российская политика, экономика, региональные программы, частная жизнь, расследования, культура, массовая культура, наука и техника, здоровье, досуг, масс-медиа, спецпроекты, спорт, фотоиллюстрации (полтора десятка отделов-направлений!).

Среди доминирующих журнальных стилей отметим научный, деловой, публицистический, художественно-публицистический, научно-популярный, информационный, общедоступный (ибо существуют не только уровни сложности представляемого материала, но и уровни простоты, доступности его изложения).

Для жанра и стиля журнала важна публикация художественных произведений – прозы, поэзии, репродукций творений искусства, художественных фотографий и др. Речь в данном случае идет не о литературных и художественных журналах, а о принципе отбора этих произведений и их месте в других жанрах журнальной периодики. Кроме чисто эстетического воздействия, эти произведения играют несомненную смысловую и структурообразующую роль в реализации общего типа издания в каждом отдельном номере.

Характер иллюстрирования. Существует особый жанр иллюстрированного журнала, представляющего произведения изобразительного искусства и художественной фотографии, где основной акцент приходится на сами работы, текст же выполняет лишь служебную информационно-комментирующую роль.

На облик журнала также оказывают влияние периодичность выхода и тираж. Существует определенная сетка периодичности выхода журналов, обусловленная мировой практикой и отечественной традицией:

„ ежемесячники всех типов, независимо от предмета издания и его жанра. В некоторых случаях особо респектабельные и научные журналы выходят один раз в два месяца, что не влечет за собой каких-либо кардинальных изменений в типе издания («Вопросы литературы», «Маркетинг», «Каприз»);

„ еженедельники разных типов – событийно-политические новостные («Эхо планеты»), оперативные информационные финансово-экономические («Деньги», «Капитал»), «пестрые» («Огонек», «Лиза») и некоторые другие;

„ журналы, выходящие с двухнедельной периодичностью, большей частью это общественно-политические издания («Диалог») и репертуарно-информационные;

„ ежеквартальные издания – элитарные («Новая Россия») или научные («Дискретная математика»). Однако каких-либо обязательных условий, обосновывающих необходимость выпуска изданий с двухмесячной или же с ежеквартальной периодичностью, нет: все зависит в основном от финансовых возможностей. По сохранившейся традиции продолжает выходить 18 раз в году (не ежемесячник и не двухнедельник!) «Свободная мысль» (бывший главный теоретический журнал КПСС «Коммунист»). С периодичностью один раз в 10 дней когда-то выходил сатирический журнал «Крокодил».

Журналы для специалистов призваны содействовать профессиональной деятельности своих читателей. В этой группе журналов можно выделить следующие типы: научные, производственно – практические, методические, реферативные.

Журналы для специалистов по функциональному назначению можно подразделить на: научно – популярные, литературно – художественные; по читательскому адресу – журналы для детей, для молодежи, для женщин, для специфических групп читателей.

Журналы, как и газеты, могут быть классифицированы по тем же признакам; география распространения, тираж издания, тип распространения, объем журнала, и его формат. Также, немаловажным признаком является способ распространения журнала. География распространения. Большинство журналов можно назвать национальными. Лишь немногие из них имеют локальное распространение.

Периодичность выхода. Большинство журналов - являются еженедельными или ежемесячными. Значительно реже встречается иная периодичность выхода, например, один или два раза в год. Тираж. Как и газеты, журналы бывают малотиражными и многотиражными. Но в целом тиражи у журналов меньше, чем у газет. Например, тиражи популярных журналов довольно редко превышают сто тысяч экземпляров. Связано это, прежде всего, с более высокой розничной ценой изданий. У менее дорогих еженедельных журналов тиражи бывают значительно больше. Способ распространения. Распространяются журналы так же, как и газеты: по подписке, в розницу, бесплатно и комплексно. Формат и объем. Как правило, основной формат журналов - А4 или нестандартные форматы, близкие к нему. Реже применяются другие нестандартные форматы, например, А8. Объем журналов так же, как и газет, кратен четырем и, как правило, начинается с 16 полос. Тематика. Типы журналов по тематической направленности мы перечислили выше. Аудитория журналов обычно более сегментирована, чем у газет. Тем более, у специализированных журналов, которые направлены на более узкие группы читателей, чем специализированные газеты. Сегментация аудитории и делает рекламу в журналах такой привлекательной для всех рекламистов.

 

55. Творчество выдающихся отечественных публицистов 70-х-90-х го­дов.

Сложные и очень часто противоречивые процессы, происходившие в общественно-политической и экономической жизни страны, не получали адекватного отражения в журналистике. И все же многонациональная советская публицистика оставалась гражданственной, яркой и многообразной. Она возбуждала в сознании масс стремление задуматься над многим, что их волновало, на что они ждали ответа в статьях и очерках А. Аграновского, Ч. Айтматова, Г. Бочарова, С. Смирнова, В. Пескова, Ю. Смуула, А. Стреляного, Т. Тэсс, Ю. Черниченко, Радова и других литераторов.

Важным рубежом в истории нашей публицистики стал состоявшийся в марте 1973 г. Пленум правления Союза советских писателей. По решению Пленума при правлении Союза писателей СССР и правлениях республиканских писательских организаций были созданы советы (секции) по публицистике и очерку, было также принято решение об издании ежегодных публицистических сборников «Шаги». Издающиеся с 1975 г. эти сборники продолжили традицию горьковских альманахов-ежегодников. Замысел составителей – тщательно отбирать из центральных, республиканских, местных газет и журналов наиболее яркие очерки, статьи, путевые заметки, репортажи, чтобы воссоздавалось представление о главных направлениях и о «последних работах», как мастеров, так и наиболее интересных «новичков» очеркового жанра. Издававшиеся редакцией «Известий» сборники «Шаги» представляют своего рода антологию советской публицистики. В них из обширной отечественной периодики представлены такие, запомнившиеся читателям очерки, как «Реконструкция» и «Мастер своего дела» А. Аграновского, «В селе у матери» и «Кубанский прогноз» А. Стреляного, «Безнаказанность» Г. Радова, «Люди и дело» К. Симонова, «Учитель» Ф. Абрамова, «Про картошку» Ю. Черниченко.

Для публицистики стало характерным, что очеркисты к явлениям жизни подходили не только как писатели, но, прежде всего, как ученые-экономисты.

Среди публицистических произведений, отмеченных постоянным поиском истины, заслуживают внимания очерки А. Аграновского. Очерк «Своего дела мастер» начинается с русской притчи, изложенной, по словам очеркиста, у Достоевского так: «Стоял на дороге камень, огромный, и вышел государев приказ: убрать! А как? Англичане запросили пятнадцать тысяч серебром, потому рельсы нужны, да погрузить, да вывезти паром. Тут мужичонка стоит ухмыляется. Ты, мол, что? «Сто рубликов определите, ваша светлость, сведем камешек». И точно: утром приходят – гладко. А он вырыл яму, «понаперли» «этак на ура», свалили, засыпали и нет камня, как не было». Такой зачин не только сразу заинтересовывает, но и служит раскрытию основной идеи очерка: показать смекалку, мастерство русского человека, на долю которого выпало участвовать на монтаже реактора первой в мире атомной электростанции в Обнинске и стартовой позиции на Байконуре. Герой очерка, в котором «что-то есть», который «не похож на других», а в то же время самой обыкновенной судьбы: и квартира в новом доме обычная, и награды – обычные – «За боевые заслуги» (он воевал) и «За трудовую доблесть» (трудился всю жизнь). Задавшись целью показать обаяние простого, красивого своим трудом человека, очеркист сумел раскрыть подлинную радость творческого физического труда, радость настоящего мастера. Поднимая проблему профессионального мастерства, противопоставляя своего героя еще встречающимся «околоспецам», «подмастерам», «худшей категории работника на белом свете», А. Аграновский делится с читателями своими раздумьями о том, как писать о людях «нравственного и трудового эталона». Пафос, замечает он, в больших дозах утомителен, красноречие, превышающее средние нормы потребления, вызывает обратное воздействие. «Чем выше дела, тем проще нужны слова, – заключает очеркист. – Мне сейчас нужны самые простые слова».

Самые простые слова нужны были А. Аграновскому и при написании очерка «Реконструкция», в котором тоже ставятся проблемы государственной важности. «Реконструкция», заявляет автор в самом начале своего повествования, вот то слово, которое «в ущерб стилю» придется все время повторять, «реконструкция» – вот дело, к которому пора привлечь самое широкое общественное мнение. Убедительно показывая, какие огромные прибыли дает реконструкция старых заводов, и, сокрушаясь, как мало еще выделяется на нее средств, публицист скрупулезно анализирует затронутую проблему, утверждая, что реконструкция – нормальное состояние производства, застой – ненормальное. Автор берет в расчет (и это чрезвычайно важно) и экономию земли. Он приводит заставляющие задуматься факты: только Днепропетровщина, одна из наших житниц, потеряла за пятилетие с 1976 по 1980 г. около 20 тыс. гектаров. Поля и фермы пришлось потеснить ради заводских корпусов, новых рудников, открытых разработок. Как видим, «своя тема» получила в очерке А. Аграновского, благодаря тщательному изучению проблемы, глубокому ее осмыслению с научных позиций, всестороннее раскрытие.

На подлинно научной основе написаны и многие журнальные очерки А. Стреляного, Ю. Черниченко. Очерк «В селе, у матери» отличается, прежде всего, своей необычностью. Такой очерк может написать лишь тот, кто не вторгается в жизнь, а живет ею, не от очерка к очерку, но постоянно. Очерк А. Стреляного учит также искусству «беллетризации проблем», что оставалось слабым местом в практике многих очеркистов. В очерке «Про картошку» («Наш современник», 1978, № 6), использовав многочисленные сведения из ежегодника ЦСУ «Народное хозяйство СССР», а также многочисленные данные из других источников, Ю. Черниченко показал, что всего три процента усадеб колхозников, рабочих и других групп населения от многомиллионной пашни державы производят шесть десятых сбора картофеля, а коллективные сады, на которые приходится всего одна десятая процента всей пашни, дают пятую часть реализуемых торговой сетью фруктов. Проблема «второго хлеба» – картофеля раскрывается в очерке так глубоко и доказательно, что ни у кого не остается сомнений, что можно «прочно освоить горизонт» в тысячу центнеров картошки с гектара.

Постановкой насущных научных проблем примечательны очерки С. Залыгина «Вода подвижная, вода неподвижная» («Известия», 1984, 19 октября) об искусственных водоемах, о мелиорации, о бездумном, порой наносящем огромный ущерб народному хозяйству затоплении земель.

Немало очерков на темы нравственности, морали, героизма у талантливого очеркиста Г. Бочарова. В его произведениях «Что человек может», «Решение», «Непобежденный», «Если говорить о Шукшине», «Выше гор» читатели находят ответ на волнующий многих, особенно молодежь, вопрос: какие условия, как объективного, так и субъективного характера, формируют крупную современную личность.

Наиболее остро проблема нравственности, личной ответственности за свое дело прозвучала в статье Г. Радова «Безнаказанность». Безжалостно бичует Г. Радов тех, кто ленив, беспамятен, кто непременно что-либо запутывает, обманывает начальство, партнеров, клиентов. Из-за них, гневно пишет публицист, допускаются промахи в хозяйстве и сфере услуг, транжирятся деньги, опаздывают поезда, не по адресу попадают грузы, из магазинов вдруг ни с того, ни с сего исчезают либо горчица, либо галстуки, теряются письма, гниют овощи, сдаются недоделанные постройки. Первопричина всего этого, подчеркивается в статье – разболтанность, явление поистине нешуточное. Добирается публицист и до корней разболтанности. Кто же по его мнению «кормит, поит, обороняет» халтурщиков, чем объяснить их удивительную живучесть? И отвечает – имя питательной среды разболтанности сограждан «Без-на-ка-зан-ность»! Безнаказанность – зло. И заострить разговор о нем менее опасно, чем преуменьшать, затушевывать. Воевать же с ним – обязанность. Перед нашими современниками и перед теми, кто сменит нас».

«Люди и дело», называлась статья К. Симонова, напечатанная в «Комсомольской правде» 1 апреля 1973 г. Для одних главное – долг, для других – должность», так начинается статья о том, что все наши успехи зависят от того, как каждый на своем месте работает, занимает ли он свое место, т.е. именно то, на котором может принести наибольшую пользу.

Для публицистов все более важным становился целостный системный социологический подход к изображению действительности. Это было присуще глубокому исследователю жизни сел Нечерноземья очеркисту Ивану Васильеву. Осенью 1980 г. «Советская Россия» под рубрикой «Письма из деревни» опубликовала серию его очерков о проблемах сельского района: «К новому качеству», «В плену инерции», «Пора шагать в ногу», «Фигура среднего звена» и «Семейная грамота». Названные очерки явились настоящим открытием в советской публицистике. Секретари парткомов, директора совхозов, председатели колхозов, сельские специалисты буквально штудировали эти очерки, рассматривая их как важное подспорье в своей повседневной деятельности. Министерство сельского хозяйства РСФСР ксерокопировало и рассылало их на места. Московский обком партии провел научно-практическую конференцию с повесткой дня: «Повышение роли областных органов управления в совершенствовании образа жизни колхозников Подмосковья по проблемам, поднятым в очерках И.А. Васильева».

Но главные герои очерков В. Пескова – люди высокой нравственности, самобытные, со своими взглядами на жизнь. Они не обязательно без сучка, без задоринки, но они непременно те, которые соответствуют его пониманию хорошего в жизни. Это – рыбачка с Дона, прожившая трудную, но прекрасную жизнь («Антониха»), ослепший мальчиком и нашедший себе место равного среди жителей тундры чукча («Слепой поводырь»), мальчишки, на долю которых выпало первое жизненное испытание («Трое в одной лодке»). В публицистике В. Пескова во взаимоотношении Человек – Природа остро проявляются экономические, нравственные, философские проблемы.

Острая полемичность публицистики периода перестройки – главная ее отличительная особенность. Именно поэтому читатели стали называть публицистику одним из самых читаемых жанров, призывая «сохранить лучшие страницы периодики дней перестройки» как «духовное завещание одного поколения другому». Именно поэтому только в 1988 г. один за другим появляются сборники публицистики «Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы», «Иного не дано», «Страницы истории КПСС: Факты. Проблемы. Уроки», «Если по совести...», «Уроки горькие, но необходимые» и др. В сборнике, как и в других аналогичного характера книгах, представлены самые разные точки зрения на методы и пути обновления общества, для того чтобы в результате выявить «без изъятия полную правду» о прошлом и настоящем во имя нашего будущего.

В нараставшем потоке публицистики самую большую озабоченность вызывало неудовлетворительное состояние экономики. В дискуссию о путях быстрейшего вывода экономики из кризиса вступили такие видные писатели и публицисты, как В. Белов, В. Лацис, В. Селюнин, А. Стреляный, Н. Шмелев и многие другие. В шестом номере журнала «Знамя» появилась содержательная статья «Приход и расход» А. Стреляного, открывшая острую дискуссию по дальнейшему экономическому развитию страны. А. Стреляный достаточно убедительно писал, что успешным может быть только товарное, рассчитанное на потребителя производство, и все попытки «отменить» или «обойти» объективные экономические законы «вредоносно» сказываются на развитии экономики.

Особенно многочисленными были отклики на выступления писателя В. Белова, которого более всего тревожило состояние дел в сельском хозяйстве. Укрупнение колхозов в хрущевские времена, с огорчением замечает писатель, оказалось таким же пагубным, как раскулачивание 30-х годов. В. Белов без обиняков заявлял, что с ликвидацией «неперспективных деревень», становится «неперспективным» само занятие сельским хозяйством. «Возродить в крестьянстве крестьянское», – под таким заглавием 15 апреля 1988 г. напечатала «Правда» статью писателя, вызвавшую небывалый поток читательских отзывов. Их поступило свыше тысячи, половина которых, по мнению В. Белова, заслуживала издания отдельной книгой. Пора понять, что земля ждет постоянных работников, а не шефов на час – таково основное содержание откликов читателей.

Большой резонанс вызывали выступления очеркиста И. Васильева, у которого, как и у В. Белова, особую боль вызывали также «неперспективные деревни». Одно из главных бедствий села, считает публицист, «обленение», первопричина которого – «свободное время», понятое, как праздность. Васильев решительно выступает против превращения партийной дисциплины в чинопочитание, против «деловых» людей, эгоизм которых породил приятельство и протекционизм, против «бонапартиков» всех рангов, потерявших всякое представление о порядочности, и их услужливого окружения, против тех, кто занят не своим делом, кто этому делу посторонний.

«Лечить глухоту души» – все чаще, все настойчивее звучит в публицистике. В статье «О милосердии», задаваясь вопросом о том, как мы дошли до того, что из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие, писатель Д. Гранин приходит к выводу, что публицистика, как и литература, «не может быть лишена права на сострадание», без этого не может быть «очеловечивания нашего бытия»[17].

Очерк С. Залыгина «Поворот», как справедливо отмечалось в печати, убедительно показал, насколько важна предфактумная (упреждающая) публицистика, способная «предотвратить пагубу», способствуя тем самым быстрейшему экономическому и духовному возрождению страны. Бескомпромиссная упреждающая публицистика значительно усиливала позитивную действенность средств массовой информации. Самый яркий пример действенности упреждающей публицистики – приостановка и закрытие проекта о переброске северных рек на юг, в Каспий, осуществление которого грозило затоплением огромной территории Западной Сибири, потребовало бы колоссальных бессмысленных денежных затрат. К счастью, журналисты добились своего: на XXVII съезде партии было принято решение о прекращении работ по переброске северных рек. И в журнале «Новый мир» его редактор Сергей Залыгин писал: «Отказавшись от надуманных, в узковедомственных интересах проектов переброски речного стока, или, как еще говорят у нас «проектов поворота рек» государство наше осуществило поворот в сторону общественного мнения. Поворот столько же необходимый, сколько и необратимый».

 

60. Социологические методы исследования журналистики. Характери­стика основных групп.

За последнее десятилетие значительно изменилась направленность интересов исследователей российских СМИ. Раньше, для советского периода были весьма характерны историко-описательные работы (с очень сильным идейно- политическим уклоном), а также изучение мастерства, поэтики, форм журналистской деятельности. В период перестройки (1985-1991 годы) и в период пост-перестройки 1990-х годов усилился интерес к социальному статусу, общественным связям и эффектам прессы.

 

Традиционным направлением социологических исследований для большинства исследовательских центров СМИ Российской Федерации является исследование свободы слова и печати, взаимоотношений журналистики с институтами власти и гражданского общества, соответствия модели СМИ потребностям социальной системы, исследование журналистских кадров, новой типологии СМИ, процессов коммерциализации прессы, телевидения и радиовещания, исследование текстов прессы, телевизионных и радиопередач и эффективности их воздействия на аудиторию, исследование и обучение новым технологиям и их внедрение в деятельность СМИ, обеспечение рекламных кампаний и кампаний паблик рилейшнз, исследования аудитории СМИ, определение ее типологии, состава, читательских и зрительских интересов, тенденций развития.

Достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода.

Сегодня журналисты все чаще используют в своей работе качественные и количественные методы изучения аудитории.

 

Количественные параметры аудитории разных СМИ могут многое объяснить в нашем понимании социального организма. Общение с людьми входит в число универсальных социальных процедур, наряду с изучением документов, его социологической модификацией в виде контент-анализа и наблюдением фактов действительности. Само исследование, его качественность, надежность выводов зависят от основных составных частей: выбранного адекватного целям метода, квалифицированного «инструментария» для изучения качественных и количественных характеристик аудитории, собственно содержания документа, общения с источником информации. Задача определения потенциальной аудитории радио, телевидения, газет решается отработанными методиками, среди которых главенствует опрос. Здесь важно снизить влияние возможных внешних факторов на характер ответов людей при опросе. Это, условно говоря, внешние факторы – фигура интервьюера и определенные признаки опрашиваемого. При анкетировании фигура исследователя уходит на второй план: опрашиваемый имеет дело с текстом, где за вопросом следует перечень ответов, из которого ему следует выбрать соответствующий личному мнению ответ. Такая процедура позволяет в коротки сроки опросить довольно большие группы людей.

Это самый распространенный вид процедур при изучении аудитории СМК в масштабах целой страны.

В последнее время стали часто использоваться «дневники (радио) телепотребителя». Здесь исследователь обращается к любой семье с просьбой к каждому ее члену тщательно фиксировать все случаи контактов с источниками информации в течение суток. Оставляют дневник в семьях не более двух недель, чтобы не поставить под сомнение чистоту эксперимента.

В подобной ситуации более адекватным инструментом является электронный счетчик, аудиометр, или пиплметр. Этот метод позволяет добиться более объективной картины: будучи подключенным к телевизору он фиксирует все переключения каналов. По сравнению с информацией, получаемой из дневников, здесь измеряется каждая секунда смотрения.

 

Часто используется «Прессовый опрос», когда в печати публикуется анкета с просьбой к читателям ответить на ее вопросы. Однако эти акции представляют мнение лишь активных читателей. Поэтому на качество репрезентативной выборки влияет количество присланных писем.

 

Качественные методы отличаются от количественных тем, что больше ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта.

Отказ от широты охвата компенсируется глубиной исследования, т.е. детальным изучением социального явления в его целостности и взаимосвязи с другими явлениями»1.

Среди традиционных методов выделяют метод наблюдения. В его основе, как пишет Г.В. Лазутина лежит «способность человека к предметно- чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним»2.

Метод активно используется на практике журналистами и применять его лучше в исследованиях не требующих репрезентативности данных, и в случае когда информация не может быть получена иными средствами.

Метод эксперимента в журналистике часто отождествляют с включенным наблюдением, ибо журналист поддерживает взаимосвязь с объектом изучения.

Эксперимент может проводиться и скрытно, что связано с созданием искусственного импульса, позволяющего лучше раскрыть все стороны изучаемого объекта. Его целесообразнее проводить если перед корреспондентом стоит задача глубокого проникновения в жизнь людей, требующая проявить натуральные поведенческие реакции. В своей книге В.А. Ядов рассматривает такие виды интервью как документальное, интервью мнений, формализованное интервью, неформализованное интервью. В журналистской практике чаще используется методика свободного интервью. Характер беседы зависит от личностных особенностей человека, от обстановки, от конкретной житейской ситуации, от предмета обсуждения. В последнее время журналисты используют фокусированное интервью. Этот метод больше ориентирован на изучение процессов восприятия и по продолжительности может быть ограничен только задачами и целями исследованиями.

Биографический метод, используемый в журналистике, заимствован из смежных областей человеческого познания: литературы, этнографии, истории, психологии. При помощи биографического метода собираются различные жизненно- исторические свидетельства и воспоминания очевидцев событий, семейно- исторические документы, дневники, записи описания.

 

Обращаясь к биографическому исследованию журналист может воссоздать

«историю» становления отдельной личности, показать определяющие моменты в ее профессиональном росте.

 

Нами рассмотрены наиболее часто используемые в журналистике количественные и качественные методы. На основе изученного материала можно сделать выводы о специфике количественных и качественных методов в изучении аудитории СМИ. Методы позволяют глубже и полнее, всесторонне и детально изучить явления и факты особенно в интересующей нас журналистской сфере социологии. Нами отмечено что для каждого метода существуют свои процедурные правила выполнения практических действий. К каждому методу разрабатывается свой рабочий инструментарий, с помощью которого и достигается цель. Мы можем отметить, что сегодня наблюдается тенденция к взаимодополнению и взаимопроникновению методов, что ведет к развитию культуры журналистского труда.

 

 

65. Информационные агентства и службы в системе СМИ: современное состояние и концепции развития.

Информационные агентства находятся в самом центре системы средств массовой информации. Их работа редко доходит до широкой публики напрямую: как правило, новости, которые готовят агентства, используют другие средства массовой информации: газеты, телевидение и радио. Главными читателями информационных "лент" (названных так из-за рулонов бумаги, использовавшихся до последнего времени для печати сообщений агентств) являются профессиональные журналисты или аналитики – только они способны разобраться в сотнях сообщений на все мыслимые темы, появляющихся на "лентах новостей".

Между тем агентства за более чем 150-летнюю историю выработали собственный лаконичный и точный стиль представления событий в виде целой системы информационных заметок. Самой главной чертой этого стиля, за краткость названного "телеграфным", является ясность содержания, всегда однозначно отвечающего на вопросы, что, где и когда случилось. Англоязычные журналисты назвали это правилом трех "W": what, when и where (что, когда и где). По сравнению с этим основным правилом, которому обязаны подчиняться все журналисты информационных агентств, остальные отличия "телеграфного" стиля являются незначительными.

Избежать правила трех "W" невозможно, если журналист работает в средстве массовой информации, призванном быть рентабельным, что является главным условием его независимости. Современные коммерчески успешные газеты ставят журналистам жесткие требования отделять информацию от комментария. Это требование – не прихоть владельцев газет, оно родилось в ходе долгой эволюции газет от листков мнений и памфлетов к современным предприятиям, производящим массовый товар, содержание которого должно удовлетворять интерес по возможности максимально широкой аудитории к происходящим событиям.

Кроме того, современный человек тратит чуть более получаса на то, чтобы узнать, что происходит вокруг (подробнее об этом см.: Berg К., Kiefer M. Massenkommuriikation. 1992.), и просто не готов воспри



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.174 (0.016 с.)