Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности становления радиовещания в европейских странах и США, формирование основных моделей вещания.

Поиск

В начале двадцатых годов в США и странах Западной Европы были введены в действие сотни экспериментальных и любительских передатчиков. В ноябре 1920 г. экспериментальная радиостанция RDKA (Питтсбург), принадлежавшая электротехнической корпорации «Вестингаус», провела трансляцию первой заранее объявленной передачи о ходе президентских выборов в США, ознаменовавшую начало регулярного вещания. Вслед за ней регулярное вещание начали станции в Спрингфилде (Массачусетс), в Ньюарке (Нью-Джерси) и других городах. В развитии радиовещания в США изначально превалировали коммерческие аспекты. Выдача лицензий на право вести вещательную деятельность в этот период осуществлялась государственным департаментом коммерции. Вокруг радио была развернута активная реклама, способствовавшая массовому сбыту радиооборудования и быстрому пополнению рядов радиолюбителей.

Переломными в развитии радиовещания как средства массовой информации стали 1922–1923 гг., когда во многих странах мира начались экспериментальные и регулярные передачи. В 1922 г. в США начинается стремительный подъем радиоиндустрии. Если к маю этого года было выдано всего около 300 лицензий на право вещательной деятельности, то к концу года количество выданных лицензий достигло уже 570. В начале двадцатых годов наблюдался стремительный рост числа регулярно вещающих радиостанций.

В первые годы вещания регулярная структура радиопрограмм была чрезвычайно редкой, а форма и содержание передач отличались пестротой. Из студий транслировались музыкальные концерты, литературные читки, драматические постановки, беседы, граммофонные записи. Были заложены основы радиоинтервью и радиорепортажа. Уже на заре радио питтсбургская RDKA передавала в прямом эфире отчеты о матчах бейсбольных команд высшей лиги, имевшие отчетливо выраженные репортажные признаки. С 1922 г. началась трансляция в радиоэфире коммерческой рекламы, которая оказала в дальнейшем решающее влияние на формирование характера и жанровой специфики вещания.

Десятки тысяч американцев, уверовавших в блестящие перспективы радио, приобретали радиоприемники и приспособления, необходимые для приема передач. В 1923 г. в пользовании находилось около полумиллиона радиоприемников, а через три года приемные устройства имелись уже в каждой шестой американской семье. Выдающуюся роль в распространении и развитии радио в США сыграл выходец из России Д. Сарнов – управляющий коммерческой Радиокорпорацией Америки (RCA), созданной в 1919 г. электротехнической корпорацией «Дженерал Электрик». RCA быстро наращивала производство и сбыт радиоприемников. В 1926 г. под руководством Сарнова и при участии корпораций «Дженерал Электрик», «Вестингауз» и RCA была образована Национальная вещательная компания (NBC), на базе которой была создана крупнейшая сеть из 24 коммерческих радиостанций.

Часть радиостанций была специализирована на ведении образовательно-просветительских, а также религиозных передач. Но важнейшую роль в формировавшейся системе радиовещания США играли коммерческие частные станции. К 1925 г. 43% всех созданных радиостанций вели вещание на коммерческой основе. В это число входили самые крупные и наиболее хорошо оснащенные станции. В 1927 г. сформировалась вторая крупная сеть коммерческих станций – Колумбийская вещательная система (CBS). В 1930 г. уже более 6 тыс. радиостанций вели передачи, прием которых осуществлялся 12 миллионами приемников. Радиовещанием были охвачены (в той или иной форме) свыше 40% американских семей.

Принятый в 1927 г. в США закон о радио был призван упорядочить хаотическое развитие вещательной деятельности в рыночной среде. В соответствии с законом была создана федеральная комиссия, в обязанности которой было вменено решение технических проблем вещательной деятельности, распределение частот вещания (предотвращающее наложение радиосигналов разных станций в эфире), а также выдача лицензии в соответствии с классификацией станций по их вещательному формату (типу).

В Европе становление массового радиовещания также происходило в начале двадцатых годов. Успешные опыты по передаче радиосигналов привели к существенному расширению количества действующих станций в Великобритании. В 1922 г. группой предпринимателей при участии Маркони была образована Британская вещательная компания – предшественница Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си). В декабре 1922 г. компания начала ежедневное радиовещание – вначале в Лондоне, затем в Бирмингеме и Манчестере.

В начале 1920-х гг. регулярно вещающие радиостанции почти одновременно появляются и в других западноевропейских странах. В Германии, однако, процесс распространения радио искусственно сдерживался вплоть до 1926 г. ввиду того, что не только вещатели, но и лица, имеющие приемные радиоустройства, должны были сдавать обязательный экзамен по радиотехнике, а при покупке радиооборудования необходимо было уплатить высокий налог. После отмены этих ограничений Германия стремительно превратилась в одну из стран с высоким уровнем радиофикации: в 1929 г. там было зарегистрировано более 2,5 млн. радиоприемников. Большой интерес в радиовещанию проявили восточноевропейские страны, возникшие после первой мировой войны на обломках Австро-Венгерской и Российской империй. Так, в Чехословакии регулярные радиопередачи пражского радио ведутся с мая 1923 г. В наиболее отсталых странах тогдашней Европы (например, Болгарии) регулярное радиовещание было организовано лишь в конце десятилетия.

Двадцатые годы стали периодом повсеместного распространения радиовещания и в Латинской Америке. На смену движению немногочисленных радиолюбителей пришли коммерческие фирмы, делавшие ставку на большую будущность радио как нового перспективного средства массовой информации и рекламы. Первые латиноамериканские радиостанции создавались на базе иностранных технологий, нередко – при участии зарубежных компаний и банков. В августе 1920 г. в Буэнос-Айресе вышла в эфир радиостанция «Radio Argentina», созданная при содействии «Маркони Компани» и адресовавшая радиослушателям музыкальные передачи, литературные читки и объявления. Первая уругвайская станция (в Монтевидео) начала вешание в апреле 1923 г. при решающем участии североамериканской корпорации «Дженерал Электрик». Выход в эфир первой гаванской радиостанции PWX (октябрь 1922 г.) был обеспечен финансовым участием одного из коммерческих банков. Родоначальница перуанскою радиовещания – станция ОАХ – была создана в 1925 г. группой бизнесменов, учредивших Перуанскую вещательную компанию. Участие деловых структур в создании радиостанции определило преимущественно коммерческий характер дальнейшего развития вещания в латиноамериканских странах.

Часть латиноамериканских радиостанций была создана на базе крупных информационных или образовательных учреждений, некоторые – открыты государством. Первая в Бразилии радиостанция SAH (Рио-де-Жанейро) была учреждена в 1920 г. местным отделением французского телеграфного агентства Гавас. В Мексике первые регулярные радиопередачи велись с июня 1923 г. радиостанцией JH, созданной государством. Пионером мексиканского коммерческою радио стала станция CYL, впервые вышедшая в эфир в июле 1923 г. Появление этой станции, принадлежавшей издательской компании братьев Аскаррага – владельцев крупной газеты «El Universal», положила начало формированию крупнейшей в Мексике коммерческой радиосети XEW.

В 1926 г. во всех латиноамериканских странах существовала как минимум одна радиостанция с регулярным режимом вещания. Во второй половине двадцатых годов в Латинской Америке быстро растет количество радиослушателей, формируется массовая аудитория.

В 1922 г. экспериментальное радиовещание началось во многих странах Азии, в частности, в Японии, Китае, Индонезии, на Филиппинах. Радио вызвало большой интерес специалистов по связи и представителей деловых кругов Японии. Изучался американский и европейский опыт организации радиовещания. В 1922 г. вступили в строй первые регулярно вещающие японские радиостанции. В последующие годы в стране происходило формирование как компаний коммерческого вещания, так и принадлежащих государству радиостанций, которые были созданы в крупнейших японских городах – Токио, Осаке и Нагое. Однако во властных кругах Японии возобладаю стремление поставить под контроль правительства все существующие в стране радиостанции с тем, чтобы обеспечить их монопольное использование в целях поддержки внутренней и внешней имперской политики. Это произошло в 1926 г., когда под предлогом создания в стране единой централизованной сети радиостанций правительство объявило об образовании Национальной вещательной корпорации (NHK). В 1928 г. было организовано централизованное общенациональное вещание по всей территории Японии, а в последующие четыре года – осуществлен переход на двухпрограммное вещание. Финансирование деятельности корпорации осуществлялось по схеме, напоминающей механизм финансирования британской Би-Би-Си: бюджет NHK длительное время пополнялся путем взимания устанавливаемой правительством абонентской платы с владельцев радиоприемников, исполнение же бюджета контролировалось на министерском уровне.

По мере нарастания шовинистических экспансионистских тенденций в политике японского руководства в тридцатые – начале сороковых годов усиливался государственный контроль над содержанием передач. NHK превратилась в рупор официальной пропаганды национального превосходства японцев, имперской политики колониальных захватов в Азии и в регионе Тихого океана. Власти эксплуатировали исключительную массовость аудитории радиовещания, которая в этот период стремительно расширялась: к концу 1941 г. японское население имело в пользовании около 6,5 млн. радиоприемников.

Коммерческая же модель радиовещания получила распространение в Японии лишь с 1951 г. под влиянием условий, сложившихся в период оккупации страны Соединенными Штатами. При этом параллельно продолжилась вещательная деятельность NHK в статусе общественной корпорации.

В то время как в Стране восходящего солнца последовал период бурного развития радио, в значительной части азиатских государств, превращенных в колонии европейских государств, США и Японии, прогресс радиовещания тормозился колониальными властями. Системы радиовещания, созданные в Индии, французском Индокитае, ряде других стран Азии, были предназначены главным образом для информационного обслуживания европейцев – граждан метрополий, проживающих в колониях. Развитие коммерческого радиовещания сдерживалось по политическим и экономическим причинам. Узость местного рекламного рынка не оставляла надежды на экономическое процветание частных станций.

Становление радиовещания в Африке и странах арабского мира было осложнено рядом факторов политического и экономического свойства. Главным из них было колониальное господство, сохранившееся в некоторых странах вплоть до шестидесятых годов (а по владениях Португалии – Анголе и Мозамбике – до середины семидесятых годов, в Зимбабве – до 1980 г., в Намибии – до конца восьмидесятых, когда было покончено с южноафриканской оккупацией страны). Первая на африканском континенте радиостанция вышла в эфир в Иоганнесбурге (Южная Африка) в 1920 г. Эта станция, как и другие вещательные службы в британской Южной Африке, созданные в двадцатые-тридцатые годы, была призвана обслуживать главным образом англичан. Финансирование радиостанций в Южной Африке производилось по британскому образцу: действовала система абонентской платы, взимаемой почтовой службой с пользователей радиоприемниками. Передачи велись исключительно на английском языке. Единственным «шагом навстречу» коренному населению Южной Африки было введение сниженного тарифа абонентской платы за пользование приемниками для немногочисленных радиослушателей-африканцев. Лишь в период второй мировой войны радиостанции в британских колониях в Африке начали вести передачи собственного производства на местных языках – суахили, кикуйю, кикамба и др., а также на арабском языке.

Аналогичной была ситуация во французских владениях в Африке: так, первая на Мадагаскаре радиостанция, вышедшая в эфир в 1931 г., вела ретрансляции передач французского иновещания, обращаясь главным образом к представителям метрополии, проживающим на острове.

Радиостанции, передачи которых были адресованы собственно африканской аудитории, впервые появились на континенте лишь в тридцатые годы, когда миссионеры-иезуиты создали две религиозно-просветительских станции в Бельгийском Конго (ныне – Заир). На территории Эфиопии – единственной африканской страны, сумевшей отстоять государственную самостоятельность в условиях колониальной экспансии со стороны европейских государств, с разрешения эфиопского императора начались передачи еще одной миссионерской радиостанции (на этот раз протестантской), призванной стать инструментом евангелизации эфиопов.

На рубеже двадцатых-тридцатых годов радиовещание осуществлялось в более чем 70 странах мира, а всемирная аудитория радиослушателей составила около 140 миллионов человек. Таким образом, в течение всего лишь одного десятилетия радио уверенно заявило о себе как о новом, стремительно развивающемся средстве массовой информации.

Оформившись как новое средство массовой информации, радио продолжало стремительно развиваться в 1930-е годы. Организационное становление радиовещания зависело от того, какие интересы доминировали при создании вещательных организаций – коммерческие либо политические, а также от господствующих в обществе отношений собственности, ценностных и идеологических установок. В предвоенные годы оформились три основных модели организации и финансирования радиовещания, основы которых были заложены в предыдущее десятилетие: частная коммерческая, государственная, общественная.

Частная коммерческая модель радиовещания в ее «классическом» виде сложилась в США, где повсеместно росла численность вещающих станций, расширялась аудитория радиослушателей. В США между 1930-м и 1938 гг. количество радиоприемников возросло на 100%, и к концу десятилетия радио стало почти всеохватным: приемники имели 91% городских семей и около 70%– сельских. Электрификация аграрных районов, активно проводившаяся в годы правления президента Ф.Д. Рузвельта, способствовала быстрому росту аудитории радиослушателей в американской глубинке. Однако следует отметить, что поистине всеамериканской радиоаудитория становится лишь в 1950 г., когда радиоприемники имелись уже в 95% домов.

За короткий срок радио превратилось в средство массового распространения коммерческой рекламы. Стремительный рост радиовещания в США не только способствовал превращению радио в средство массовой информации, но и создал мощную радиоиндустрию, тесно связанную с рекламным бизнесом.

Реальностью тридцатых годов стала нараставшая конкуренция между радиостанциями и периодическими изданиями. У печати появился мощный соперник, способный оперативно воздействовать на территориально рассредоточенную массовую аудиторию, отвлекать на себя значительную часть средств, поступающих от рекламодателей. В 1933 г. Ассоциация американских издателей газет (ANPA), озабоченная быстрым усилением новых конкурентов в лице коммерческих вещательных организаций, настоятельно рекомендовала информационным агентствам АР, UP и INS прекратить продажу новостных материалов радиокомпаниям. По мнению издателей, это должно было стать серьезным ударом по конкурентам, так как в этот период радиостанции, еще не имевшие собственных развитых служб новостей, нуждались в услугах информационных агентств.

В ответ на бойкот со стороны агентств крупнейшие радиостанции CBS и NBC создали свои службы радийных новостей. С середины тридцатых годов получает распространение практика направления радиорепортеров в зарубежные командировки для непосредственного освещения основных мировых событий. В течение года после начала бойкота, оказавшегося неэффективным, UP и INS возобновили продажу информации радиостанциям. В 1940 г. к ним присоединилось и агентство новостей «Ассошиэйтед Пресс» (АР), тесно связанное с ведущими американскими печатными изданиями.

Некоторые крупные издательские и вещательные корпорации предприняли инициативы с целью преобразовать отношения конкуренции в партнерские связи. Так, в 1930–1945 гг. многие коммерческие радиостанции, входившие в сети CBS, NBC (а впоследствии – и Американская вещательная корпорация (ABC), образованная на базе части станций, ранее принадлежавших NBC) стали регулярно транслировать обзоры новостей «The March of Time» («Ход времени»), подготовленные в сотрудничестве с «Тайм Инк.» – издательской корпорацией X. Люса. В 1935 г. был начат выпуск кинохроникальных версий обзоров новостей «The March of Time», а с появлением телевидения «Ход времени» стал выходить в эфир и в телевизионном варианте.

Стремление ослабить последствия конкуренции с радиовещательными компаниями вынуждало издателей искать и другие формы взаимодействия с ними. Все более широкое распространение получила практика приобретения издательскими компаниями радиостанций или установления договорных партнерских отношений с ними. В 1940 г. треть радиостанций США либо принадлежала газетным компаниям, либо была ассоциирована с ними.

Возможности радио активно осваивались политиками. Большую известность получили регулярные радиообращения к американскому народу творца «нового курса» – президента Ф.Д. Рузвельта. Радиообращения оказывали существенное влияние на отношение общественности ко многим проблемам национальной и международной политики.

В 1930-е годы радиопередачи приобретают регулярную структуру, становятся более устойчивыми их жанровые характеристики. В предвоенное десятилетие наряду с хроникальными передачами получает распространение жанр радиокомментария. Широкую популярность завоевывают родоначальники этого жанра – журналисты CBS X. Фон Калтерборн и Э.Р. Мурроу (впоследствии известный телевизионный обозреватель).

Усиление коммерческих аспектов в деятельности частных радиокомпаний во многом определило и характер программной политики, и формирование системы жанров вещания. Зависимость от рекламных доходов, которые превратились в основной источник финансирования деятельности коммерческих радиостанций, необходимость постоянной борьбы за внимание аудитории в условиях острой конкуренции породили тенденцию к преимущественному использованию форм вешания, способных привлечь большое число слушателей и максимально благоприятствующих успеху рекламной деятельности – главным образом, развлекательных.

Наряду с жанрами информационной радиожурналистики (заметкой, радиорепортажем, радиоинтервью), получают развитие жанры шоу (различные вариации музыкальных, юмористических и иных развлекательных программ), ток-шоу, викторин. Развиваются жанры драматического вещания, приобретающие в условиях коммерческого радио отчетливо специфичные характеристики. Господствующей формой драматического вещания становятся так называемые «мыльные оперы» – претендующие на психологичность радиоспектакли, предназначенные для женщин-домохозяек (основной категории женской части населения того периода). Сентиментальные сюжеты «мыльных опер» были посвящены главным образом взаимоотношениям мужчины и женщины. Такого рода эмоционально насыщенные передачи, транслируемые как правило в дневное время, служили весьма удобным средством привлечения внимания женской аудитории и почти идеальной «упаковкой» для коммерческой рекламы товаров повседневного спроса, приобретаемых домохозяйками (в том числе зубной пасты, моющих средств и мыла – отчего этот жанр и получил наименование «мыльная опера»).

Одновременно широкое распространение получает другая форма драматического вешания – триллеры (от английского глагола «to thrill» –волновать, будоражить, повергать в трепет), основным адресатом которых являлась мужская аудитория. Напряженное действие радиоспектакля-триллера разворачиваюсь обычно вокруг преступлений, чрезвычайных и сенсационных событий. Передаваемые в вечернее время, после возвращения с работы глав семейств, триллеры сопровождались рекламой товаров и услуг, адресованной главным образом этой части потребительского рынка. Классическим образцом радиотриллера является переданная в эфир в 1938 г. инсценировка книги Г. Уэллса «Война миров». Красочно, во внешне правдоподобной «репортажной» форме повествующая о высадке на Землю воинствующих марсиан, эта фантастическая постановка стала причиной возникновения паники среди радиослушателей, напуганных мнимой угрозой инопланетного вторжения.

В дальнейшем жанровые формы коммерческого радиовещания США были воспроизведены во многих странах мира с рыночной экономикой, требующей поощрения потребительской активности населения средствами рекламы. На основе наработок в сфере радиовещания впоследствии происходило формирование системы жанров и форм вещания коммерческого телевидения.

Рост финансовых поступлений от публикации рекламы благоприятствовал процессам создания крупных объединений в сфере радиовещания. К 1934 г.коммерческая радиосеть CBS насчитывала уже 97 станций, а обе сети NBC – 127. В 1938 г. 341 из 660 американских радиостанций входила в ту или иную сеть. В США сложилась фактически децентрализованная система внутреннего радиовещания. Большинство радиостанций с силу их коммерческого характера оказалось «привязано» к определенному региону (или, вернее, региональному или локальному рекламному рынку) и действовало в соответствии с конъюнктурой, складывающейся на этом рынке. Наличие крупных «сетевых» радиостанций со штаб-квартирами и студиями в Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах не подтверждает централизованный характер вещания, так как структура управления внутренним вещанием в национальном масштабе была лишена единого центрального звена.

Схемы коммерческого радиовещания, распространенного в экономически развитых странах мира, чутко реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, на состояние рекламного рынка. В последние десятилетия под влиянием конкуренции с телевидением, на которое переключилась значительная часть рекламодателей, коммерческое радиовещание эволюционизировало от полнопрограммного вещания, предлагающего слушателям широкий набор разножанровых передач, к более специализированному по содержанию и аудиторной направленности. В коммерческом вещании сегодня превалирует наиболее востребованный аудиторией музыкально-информационно-развлекательный формат. Развитие в послевоенные годы вещания в диапазоне УКВ (FM), внедрение стереозвука позволили предложить радиослушателям качественные записи музыкальных произведений в сочетании с краткими регулярными выпусками новостей. При этом делается упор преимущественно на использование тех продуктов индустрии звукозаписи, которые хорошо известны аудитории и способны привлечь максимальное количество радиослушателей (в основном это хиты поп-музыки – как новейшие, так и прошлых лет). В связи с развитием целевой рекламы во все большей степени делается упор на адресное вещание. Сегодня формат вещания коммерческой станции формируется с прицелом на определенные возрастные и социальные категории слушателей и с учетом специфики вкусов и предпочтений различных слоев аудитории.

Наряду с музыкально-информационным форматом распространены разговорный формат (ток-радио) и узко специализированные форматы музыкального вещания.

Общественные вещательные радиостанции и корпорации. Вседоступность радио, возможность охвата передачами самой массовой аудитории способствовали развитию представлений о радиовещании как о новом общественном институте. Сторонники просветительских взглядов на социальную роль журналистики не без оснований полагали, что предназначение радио может быть гораздо шире узких коммерческих рамок, ориентирующих вещателей преимущественно на развлечение аудитории и распространение рекламы. Многие энтузиасты радио в разных странах мира видели будущее радиовещания как альтернативы коммерческой прессе, средства образования и распространения знаний, борьбы против невежества, удовлетворения многообразных общественных информационных потребностей. Стремление создать службу радиовещания, свободную от коммерции, от влияния рекламодателей и от прямого правительственного вмешательства в редакционную деятельность, воплотилось в модели Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си) – самоуправляющейся организации, финансируемой за счет абонентских сборов с владельцев радиоприемников. В 1927 г. английская королева подписала Устав Би-Би-Си, создавший правовую базу корпорации как уникальной общественной вещательной службы. Согласно Уставу, Би-Би-Си призвана обеспечить всеобщий охват населения Великобритании вещанием и качественное информирование, просвещение и развлечение англичан.

Создание Би-Би-Си явилось не только воплощением просветительских устремлений части британской общественности, но и результатом своеобразного компромисса с представителями издательского бизнеса, не без оснований опасавшихся конкуренции с радиовещателями на рынке информации и рекламы. Одним из мотивов создания механизма финансирования Би-Би-Си, основанного на взимании абонентской платы, было стремление исключить создаваемую мощную вещательную корпорацию из числа медийных организаций, претендующих на доходы от рекламной деятельности. Характерно также, что до принятия Устава, в начальный период существования Би-Би-Си, радиопередачи выходили в эфир не ранее 7 часов вечера, чтобы не препятствовать продаже газет.

Превращение Би-Би-Си в общебританскую вещательную службу, начатое в двадцатые годы с вводом в строй мощного длинноволнового передатчика, распространившего вещание на всю английскую территорию, было завершено к началу второй мировой войны: в 1938 г. возможность прослушивать радиопередачи имели уже 98% жителей страны. Корпорация представляла собой централизованную вещательную структуру, объединившую под единым руководством как лондонский радиоцентр, так и местные станции. Она выполняла роль информационной службы, консолидирующей нацию, что особенно наглядно проявилось в годы войны против нацизма, когда ежевечерний девятичасовой выпуск новостей Би-Би-Си регулярно собирал у радиоприемников миллионы радиослушателей.

Вещательная политика Би-Би-Си предусматривала создание широкого спектра разнообразных качественных информационных, публицистических, научно-популярных и развлекательных программ для массовой аудитории, содержательных передач для детей и юношества (включая образовательные), а также программ, призванных содействовав приобщению взрослых к высшим достижениям искусства и культуры. Наличие этих программ в сетке вещания Би-Би-Си выгодно отличало британскую вещательную службу от большинства коммерческих радиостанций, нацеленных преимущественно на развлечение радиослушателей. Популярностью у аудитории пользовались качественные драматические и литературные передачи, трансляции концертов классической музыки, беседы в студии с ведущими политиками, писателями, мыслителями. В 1930 г. был учрежден симфонический оркестр Би-Би-Си, завоевавший известность своим высоким исполнительским мастерством и участием в популяризации выдающихся образцов мировой музыкальной культуры.

Одним из провозглашаемых ключевых принципов деятельности Би-Би-Си стала редакционная самостоятельность. Декларируя свое служение обществу, корпорация принципиально не использовала коммерческую рекламу, демонстрируя тем самым свою независимость от рекламодателей и коммерческой конъюнктуры. Прямое вмешательство исполнительной власти в дела Би-Би-Си было сведено к минимуму, однако существовали многочисленные формы взаимосвязей Би-Би-Си с государственными и парламентскими структурами. Особенно заметно эти взаимосвязи проявились в развитии иновещания Би-Би-Си. По сей день радиовещание корпорации на зарубежную аудиторию осуществляется в тесном взаимодействии с британским министерством иностранных дел (Форин Оффисом) и финансируется преимущественно из государственного бюджета, а не за счет абонентской платы радиослушателей.

В период Веймарской республики в развитии германского радио был предусмотрен акцент на культурно-воспитательное вещание, которое удовлетворяло бы общественные потребности в широком распространении знаний и культуры. Однако осуществление этой идеи было прервано в связи с приходом к власти нацистов, полностью подчинивших себе германское вещание и использовавших его главным образом для достижения своих политико-пропагандистских целей. Общественное радиовещание в Германии было возобновлено после окончания второй мировой войны.

В 1920-е годы в США часть первых радиостанций была создана университетами и колледжами, которые организовали образовательное и просветительское вещание. Однако впоследствии из-за экономических трудностей и из-за давления со стороны коммерческих вещателей, которые были заинтересованы в том, чтобы отобрать у образовательных учреждений принадлежавшие им дефицитные частоты вещания, количество таких станций существенно сократилось. В конце второй мировой войны в эфир выходили всего 25 средневолновых общественных (некоммерческих) радиостанций. В 1945 г. Федеральная комиссия по коммуникациям США (FCC) выделила 20 каналов ультракоротковолнового вещании для некоммерческих станций. Однако развитие общественного радио сдерживалось из-за дефицита средств, поскольку финансировалось оно преимущественно из благотворительных фондов (главным образом – фонда Форда). До 1963 г. государство не оказывало финансовой поддержки образовательным станциям. Ситуация существенно изменилась в 1967 г., когда разрозненные общественные радиостанции были объединены в единую общенациональную систему – Национальное общественное радио (NPR). К началу 1990-х годов общественное (некоммерческое) радиовещание в США представляли примерно 1400 станций, около 250 из них – в большинстве своем наиболее крупные и лучше финансируемые – были связаны с NPR.

Общественные вещательные корпорации, существующие в различных странах мира, имеют различную степень автономности от государственных структур – от значительной (британская Би-Би-Си, земельные вещательные службы ФРГ) до весьма ограниченной (вещательная корпорация Шри-Ланки SLBC). Некоторые общественные корпорации – например, южноафриканская SABC – на деле фактически являются структурами, подконтрольными государству. В странах с развитыми парламентскими системами и демократическими традициями общественные службы подотчетны парламентам и гражданам.

Различна и степень коммерциализации общественного вещания. Общественные вещательные службы либо полностью воздерживаются от передачи коммерческой рекламы (внутреннее вещание Би-Би-Си) – и независимы от рекламодателей, либо используют доходы от рекламы в качестве дополнительного источника финансирования своей деятельности – наряду с абонентской платой за пользование приемными устройствами.

В ряде стран постколониальной Африки представлена общественная модель организации радиовещания, весьма близкая по своим характеристикам к государственной модели. Общественное вещание в некоторых африканских странах было организовано по образцу Би-Би-Си, более или менее приспособленному к местным условиям. Аналогичные структуры сложились в постколониальный период в шести африканских странах – бывших британских владениях, в том числе Гане, Малави, Нигерии, Зимбабве. При этом провозглашаемая самостоятельность вещательных организаций в осуществлении программной политики реально сочеталась с государственным контролем и отчетностью перед правительством в исполнении бюджета, формируемого из средств государственной казны и за счет взимания абонентской платы с владельцев приемников. В отношении руководства и ведущих сотрудников общественных служб вещания проводится целенаправленная кадровая политика (нередко – весьма жесткая), предусматривающая строгий отбор кадров по принципу политической лояльности президенту и правительству страны. Такого рода схема действует в Зимбабве, где руководящий совет Зимбабвийской вещательной корпорации (ZBC), призванный обеспечить общественный характер деятельности корпорации и состоящий из представителей различных социальных групп, формируется президентом страны, который является одновременно и председателем совета. Это своего рода «микропарламент», в котором однако, не представлена оппозиция. Совет полномочен назначать генерального директора ZBC, но при условии, что его кандидатура будет одобрена президентом страны.

Абонентская плата за пользование радиоприемниками является одним из источников финансирования радиовещания примерно в половине африканских стран, включая те из них, где отсутствуют общественные службы вещания. Однако объем взимаемых средств существенно ограничен из-за низкого уровня доходов населения, а также в связи с тем, что многие находящиеся в пользовании радиоприемники не зарегистрированы, так как владельцы скрывают их от регистрации

В последние годы в ряде стран арабского мира и Африки развивается и коммерческое вещание, осуществляемое частными радиостанциями. При этом основой финансирования являются поступления от публикации рекламных объявлений. Экономическая отсталость, узость производственного сектора и платежеспособного рынка затрудняют развитие рекламной деятельности в государствах Африки (исключение составляет ЮАР с ее высоким по сравнению с остальными афространами уровнем экономического развития и рекламного бизнеса). В большинстве стран континента доходы африканских радиостанций от публикации рекламы не могут покрывать расходы по обеспечению их деятельности, что делает невозможным функционирование коммерческой модели радиовещания. Так, проведенные исследования радио Танзании и Намибии показали, что доля доходов от рекламы не превышает 10% бюджета радиостанций.

Государственное вещание. В ряде стран мира радиовещание развивалось на основе госбюджетного финансирования и под контролем государственной бюрократии, который распространялся и на редакционную программную политику. Государственная модель вещания оказалась весьма привлекательной для стран с централизованной плановой экономикой, а также для диктаторских и фашистских режимов.

Эта модель стала преобладающей в азиатских странах после достижения ими независимости. В первые годы после освобождения от колониального господства возможности радиовещания использовались в странах Азии не должным образом, так как радио рассматривалось правительствами и вещательными организациями главным образом как средство развлечения аудитории. Радиостанции не получали ресурсов, необходимых для развития. Не уделялось должного внимания реализации просветительских задач радиовещания, имеющим чрезвычайно важное значение в условиях преодоления социально-экономической отсталости, ликвидации массовой неграмотности, привития современных методов работы в аграрном секторе и т.д. В многонациональных государствах – таких, как Индия, Индонезия и др. – большие проблемы в развитии радиовещания порождало существующее там многоязычие, культурные и религиозные различия между общинами.

В большинстве арабских стран радиовещание монополизировано государством (как и телевидение). В связи с тем, что многие государства арабского мира находятся в зонах международной напряженности (а некоторые представляют собой «горячие точки»), вещание обычно отличается высокой степенью политизации.

Государственное радиовещание является наиболее распространенным вариантом организации вещательной деятельности в Африке. Оно осуществляется от имени государства и под контролем министерств информации или родственных им административных госструктур. Примерами такого рода являются службы радиовещания Чада и Танзани



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.014 с.)