Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Массовая культура как социальное явление.

Поиск

Сущность и содержание массовой культуры. Понятие «массовая культура», «элитарная культура», «народная культура». Социальные и технологические предпосылки возникновения массовой культуры. Психологические основания восприятия массовой культуры. Теории М. Маклюэна, З. Фрейда, Э. Фромма Виталистская социологическая концепция как методологическая основа анализа массовой культуры. Массовая культура как сфера реализации жизненных сил человека. Основные функции: социализирующая, иллюзорно-компенсаторная, регулятивная, моделирования, рекреативная, обеспечивающая витальность человека, снятие напряжения, удовлетворение потребности жизненного успеха. Элементы массовой культуры (виды, жанры). Общечеловеческое и национально-особенное в массовой культуре. Традиционное и новое. Коммерциализация культуры.

Тема 2. Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России.

Возникновение и особенности развития массовой культуры в России. Типология советской массовой культуры. Динамика массовой культуры в разные периоды советского общества: пролеткульт; вдохновляющая роль массовой культуры в период Великой Отечественной войны; мажорный тип культуры в послевоенные годы; характерные черты культурного развития в «застойные» годы. Особенности развития массовой культуры в условиях перехода России к рынку.

Тема 3. Механизм и современные технологии распространения массовой культуры.

Средства массовой коммуникации в развитии массовой культуры. Новые информационные технологии как фактор современной массовой культуры. Экранная культура как важнейшая характеристика постиндустриального общества. Компьютер как инструмент распространения массовой культуры. Internet как канал распространения массовой культуры. Телевидение – основной элемент и инструмент массовой культуры в современной России. Основные каналы. Массовая культура на государственном и коммерческом телевидении. Мода как канал распространения массовой культуры.

Тема 4. Современный кинематограф как элемент массовой культуры.

Роль кино в воспроизведении жизненного потенциала народа. Характерные черты отечественного кинематографа. Основные сюжеты и герои советских фильмов. Кинематографическая продукция в условиях рынка. Вестернизация российского кино. Телесериалы, видеофильмы, боевики, кинофильмы на телевидении и в кинотеатрах. Мотивы «любви-секса» на экранах страны.

Тема 5. Современная индустрия развлечений.

Индустрия шоу-бизнеса. Значение игры как функции массовой культуры (развлекательность и состязательность – важнейшие характеристики индустрии развлечений). Своеобразие игры в различных типах общества. Праздники, праздничное действие как элемент массовой культуры. Массовые гулянья и праздники в российской провинции (на примере Алтайского края). Рок-музыка в России: тенденции и перспективы. Видеоклипы. Их значение в субкультуре молодежи. Особенности детской развлекательной индустрии.

Тема 6. Реклама как элемент и канал массовой культуры.

Сущность рекламной деятельности. Мировой опыт развития рекламы. Содержание и особенности рекламной деятельности в России. Механизм морально-правового регулирования рекламной деятельности. Саморегуляция рекламы. Национально-культурные основы рекламной деятельности и массовая культура.

Тема 7. Социальные следствия массовой культуры в российском обществе.

Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы. Роль массовой культуры в формировании смысложизненных ориентаций молодежи. Социально-экономические эффекты массовой культуры в современной России. Массовая культура и политика. Трансформирующее влияние массовой культуры на современное образование. Функция социализации и инкультурации современной массовой культуры.

Тема 8. Социально-правовое регулирования массовой культуры и механизм культурной селекции в России.

Возможности правого регулирования массовой культуры. Законодательство РФ о средствах массовой информации. Закон о книгоиздании. Закон о рекламе. Законодательство Алтайского края. Массовая культура в зеркале общественного мнения. Роль морали в регулировании массовой культуры. Образование как регулятор массовой культуры.

 

Виды СРС: самостоятельный поиск материалов для подготовки к семинарским занятиям, презентация, письменная работа, реферат, подготовка доклада.

 

Учебный план курса

 

ТЕМА 1. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

Лекция №1. Основные методологические подходы в осмыслении феномена массовой культуры.

План:

1. Понятие «массовая культура». Различные подходы к определению.

2. Возникновение и сущность массовой культуры.

Лекция №2. Основные функции и элементы массовой культуры.

План:

1. Традиционные и новые функции массовой культуры.

2. Основные элементы, виды и жанры массовой культуры.

Лекция №3. Социальные и психологические основания массовой культуры.

План:

1. Психоаналитическая трактовка восприятия массовой культуры.

2. Концепция массовой культуры М. Маклюэна.

3. Виталистская социологическая концепция как методологическая основа анализа массовой культуры.

4. Психологические основания восприятия массовой культуры различными возрастными группами населения.

Семинарское занятие №1. Возникновение и сущность массовой культуры.

1. Понятие «массовая культура», «элитарная культура», «массовое общество», «народная культура».

2. Cоциальные и технологические предпосылки возникновения массовой культуры.

3. «Массовая культура» в западном и отечественном обществоведении.

4. Массовая культура: Россия и Запад.

Семинарское занятие №2. Функции и основные элементы массовой культуры.

1. Содержание массовой культуры, ее основные элементы (виды, жанры).

2. Функции массовой культуры: традиционные и новые.

3. Психологические основания восприятия массовой культуры разными социально-демографическими группами населения.

4. Сексуальность как фактор восприятия массовой культуры.

ТЕМА 2. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЯВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

Лекция. Общее и национально-особенное в массовой культуре России.

План:

1. Всеобщие закономерности массовой культуры и специфика их проявления в России.

2. Основные этапы развития массовой культуры в советский период.

3. Особенности развития массовой культуры в условиях перехода России к рынку.

Семинарское занятие. Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России.

1. Возникновение и основные этапы развития массовой культуры в России.

2. Массовая культура в советский период (а) пролеткульт и РАПП, б) связь народной и массовой культуры в период Великой Отечественной войны, в) «мажорный» тип массовой культуры в послевоенный период, г) характерные черты массовой культуры в «застойные» годы).

3. Особенности развития массовой культуры в условиях перехода России к рынку.

4. Основные тенденции российской массовой культуры на рубеже веков.

ТЕМА 3. МЕХАНИЗМ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Лекция №1. Современные технологии распространения массовой культуры.

План:

1. Средства массовой коммуникации в развитии массовой культуры.

2. Новые информационные технологии распространения массовой культуры.

3. Мода как канал распространения массовой культуры.

4. Телевидение как основной инструмент манипулятивного воздействия на массовое сознания

Семинарское занятие. Современные технологии распространения массовой культуры.

1. Средства массовой коммуникации в развитии массовой культуры.

2. Новые информационные технологии как фактор современной массовой культуры.

3. Интернет как канал распространения массовой культуры.

4. Мода как элемент и канал распространения массовой культуры.

5. Телевидение как основной механизм распространения массовой культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.63.71 (0.011 с.)