ТЕМА 4. СОВРЕМЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ КАК ЭЛЕМЕНТ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 4. СОВРЕМЕННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ КАК ЭЛЕМЕНТ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.



.

Лекция. Кинематограф как элемент и инструмент распространения массовой культуры.

1. Отечественное и зарубежное кино как наиболее доступная форма массовой культуры.

2. Вестернизация российского кино.

Семинарское занятие. Кинематограф как элемент массовой культуры.

1. Отечественное кино: вчера и сегодня.

2. Американизация российского кино.

3. Кинематографическая продукция в условиях рынка. /Телесериалы, видеофильмы, кинофильмы на телевидении и в кинотеатрах.

4. Анализ одного из фильмов как образца массовой культуры.

ТЕМА 5. СОВРЕМЕННАЯ ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Лекция. Современная индустрия развлекательного досуга.

План:

1. Развлекательность как сущностная характеристика массовой культуры.

2. Основные виды и формы развлекательной индустрии.

Семинарское занятие. Современная индустрия развлекательного досуга.

1. Индустрия культуры «шоу-бизнеса».

2. Значение игры как функции массовой культуры (развлекательность и состязательность – важнейшие характеристики индустрии развлечений).

3. Праздники, праздничное действие как элемент массовой культуры.

4. Рок-музыка в России: тенденции развития.

5. Видеоклипы. Их значение в субкультуре молодежи.

ТЕМА 6. РЕКЛАМА КАК ЭЛЕМЕНТ И КАНАЛ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Лекция. Общее и национально-особенное в развитии рекламы в России.

План:

1. Сущность рекламной деятельности.

2. Мировой опыт развития рекламной деятельности.

3. Специфика рекламы в России сегодня.

Семинарское занятие. Реклама как элемент массовой культуры.

1. Возникновение, сущность рекламной деятельности.

а) мировой опыт развития рекламной деятельности

б) содержание и особенности рекламной деятельности в России

2. Моральные проблемы рекламы в России сегодня.

3. Механизм морально-правового регулирования рекламной деятельности. Саморегуляция рекламы.

4. Особенности рекламной деятельности в Алтайском крае.

5. Отношение населения к рекламе.

ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

Лекция №1. Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы.

План:

1. Социально-психологические последствия воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы.

2. Трансформирующее воздействие массовой культуры на образование.

3. Трансформация ценностей как результат воздействия массовой культуры. Изменение стиля поведения российской молодежи.

Лекция №2. Позитивные и негативные последствия массовой культуры в российском обществе.

План:

1. Политические и экономические эффекты развития массовой культуры.

2. Трансформация культуры русского народа.

3. Тенденции развития массовой культуры в начале XXI века.

Семинарское занятие. Социальные следствия воздействия массовой культуры в современной России.

1. Социально-экономические эффекты массовой культуры в современной России.

2. Массовая культура и политика.

3. Амбивалентное воздействие на разные социально-демографические группы.

4. Трансформирующее влияние массовой культуры на современное образование.

5. Позитивные и негативные последствия воздействия массовой культуры в российском обществе.

ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Лекция. Социально-правовое регулирование массовой культуры и механизм культурной селекции в России.

План:

1. Законодательное регулирование массовой культуры в России.

2. Возможности общественного мнения в регулировании массовой культуры.

Семинарское занятие. Социально-правовое регулирование массовой культуры.

План:

1. Возможности правового регулирования массовой культуры.

2. «Массовая культура» в зеркале общественного мнения.

3. Закон и мораль в регулировании массовой культуры.

4. Образование как регулятор массовой культуры.

 

Примерные вопросы для самостоятельной работы

 

1. Образ советского человека в массовой культуре (литературе и кино): правда и вымысел.

2. Типология советской массовой культуры (от 1917 до середины 90-х годов).

3. Тексты революционных и советских песен и их вдохновляющая роль в жизни народа.

4. Пролеткульт и РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей): позитивное и негативное.

5. Человек труда на экране: вчера и сегодня.

6. Роль массовой культуры в победе советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне.

7. Элитарная культура: вчера и сегодня.

8. Послевоенное кино и его роль в восстановлении жизненных сил народа.

9. Массовая культура в «застойные» годы - творчество и идеология.

10. Мелодрама как жанр массовой культуры (анализ фильма, книги).

11. Современный любовный роман как жанр массовой культуры.

12. Общее и национально-особенное в массовой культуре.

13. Возможности общественного мнения в регулировании массовой культуры.

14. Спортивные передачи на телевизионных каналах и их рекреативная функция.

15. Проблема цензуры массовой культуры.

16. Вестернизация российских телевизионных каналов.

17. Массовая культура и идеология.

18. Игра на телевизионном экране: интеллектуальное и развлекательное.

19. Компьютерные игры: плюсы и минусы.

20. Книжный рынок: что читают подростки?

21. Сравнительный анализ западного и отечественного детектива как жанра массовой культуры.

22. «Смерть», «ужас» и «хаос» на телеэкране: разрушительные социальные последствия.

23. Боевик как жанр массовой культуры (анализ фильма, книги).

24. Концерт как вид массовой культуры.

25. Эзотерическая литература и кино: читательская и зрительная аудитория. Социологический анализ.

26. Политики на экране: манипулятивные эффекты.

27. Русская провинциальная культура: прошлое и настоящее.

28. Влияние массовой культуры на формирование смысложизненных ориентаций молодежи.

 

Примерная тематика контрольных работ, рефератов и докладов

1. Особенности социально-правового регулирования массовой культуры в российском регионе (на примере Алтайского края).

2. Методы исследования современной массовой культуры.

3. Социализирующая роль современных СМИ.

4. Функция социализации и инкультурации современной массовой культуры.

5. Массовая культура на Западе и в России (сравнительный анализ).

6. Игра как жанр массовой культуры.

7. Дети как объект воздействия массовой культуры.

8. Молодежь как объект воздействия массовой культуры.

9. Современная эстрада в оценках зрителей (анализ качества и уровня).

10. Традиционные и новые жанры массовой культуры в России.

11. Культурные предпочтения молодежи (социологический анализ).

12. Организация культурного досуга студентов (социологический анализ).

13. Нравственное и безнравственное в продукции массовой культуры.

14. Саморегуляция рекламы: возможности и перспективы.

15. Анализ вестернизации обыденной жизни и массовой культуры.

16. «Герой нашего времени» на экране и в художественной литературе: социологический и культурологический анализ.

17. Ценности и «антиценности» массовой культуры: влияние на жизненные силы людей.

18. Стереотипы массовой культуры.

19. Театр: от зрелищного до элитарного: социологический и культурологический анализ.

20. Инновационные театральные жанры как составляющие современной массовой культуры.

21. Массовые гуляния и праздники в российской провинции (на примере Алтайского края).

22. Особенности детской развлекательной индустрии на Алтае.

23. Организационные основы регулирования массовой культуры.

24. Управление массовой культурой: проблема централизации и свободы творчества.

25. Сравнительный анализ западных и отечественных детских телевизионных передач.

26. Сравнительный анализ западной и отечественной рок-музыки.

27. Организация массовых праздников в российской провинции и их роль в поддержании и активизации жизненных сил населения.

28. Предпочтения в восприятии жанров и видов массовой культуры различными социально-демографическими группами.

29. Анализ книжной продукции в современной России.

30. Особенности развития массовой культуры в контексте русской национально-этнической среды начала XXI века.

 

Методические указания

Студент выбирает тему для письменной самостоятельной работы или доклада в соответствии с собственными интересами или по заданию преподавателя. При подготовке заданий предусмотрена как индивидуальная, так и групповая форма работы. Текст реферата набирается с использованием компьютера 14 шрифтом, с обязательным наличием структуры, соответствующей реферату (титульный лист, введение, основная часть, заключение, список литературы).

 

Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену

1. Понятия «массовая культура», «элитарная культура», «массовое общество», «народная культура».

2. Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России.

3. Сущность и содержание массовой культуры, основные элементы (виды, жанры).

4. Функции массовой культуры. Традиционное и новое.

5. Технологические и социальные предпосылки возникновения феномена массовой культуры.

6. Тенденции развития массовой культуры в России.

7. Популярная музыка как элемент массовой культуры.

8. Кинематограф как элемент массовой культуры.

9. Современное телевидение как основной элемент и инструмент массовой культуры. Основные каналы.

10. Городские праздники. Увеселения и зрелища как элемент массовой культуры.

11. Массовая художественная литература в России.

12. Реклама как элемент массовой культуры.

13. Мировой опыт развития рекламной деятельности.

14. Содержание и особенности рекламной деятельности в России.

15. Особенности реализации рекламной деятельности в Алтайском крае.

16. Механизм морально-правового регулирования рекламной деятельности. Саморегуляция рекламы.

17. Отношение населения к рекламе.

18. СМИ как инструмент массовой культуры.

19. Компьютер как канал распространения массовой культуры.

20. Печатная продукция как канал распространения массовой культуры.

21. Современная индустрия культуры «шоу-бизнеса».

22. Видеопродукция, видеоклипы. Их значение в субкультуре молодежи.

23. Сленг, китч в различных субкультурах.

24. Мода как канал распространения массовой культуры.

25. Коммерциализация культуры и творчество.

26. Массовая культура в западном и отечественном обществознании.

27. Психические основания восприятия массовой культуры различными социально-демографическими группами (теория М. Маклюэна, З. Фрейда, Э. Фромма и др.)

28. Мотивы любви – секса в массовой культуре.

29. Массовая культура и политика.

30. Социально-экономические эффекты развития массовой культуры.

31. Американизация российского кинематографа.

32. Телевидение как механизм манипулятивного воздействия на массовое сознание.

33. Игровой элемент в массовой культуре.

34. Современный российский кинематограф (анализ одного из отечественных фильмов).

35. Динамика массовой культуры в разные периоды советского общества.

36. Культура и язык. Влияние массовой культуры на трансформацию языка.

37. Амбивалентность воздействия массовой культуры на различные социально-демографические группы.

38. Механизм социально-правового регулирования массовой культуры.

39. Функция социализации и инкультурации современной массовой культуры.

40. Трансформирующее влияние массовой культуры на современное образование.

41. Закон о рекламе. Законодательство РФ о средствах массовой информации. Закон о книгопечатании.

42. Механизмы культурной селекции и роль цензуры.

43. Массовая культура как сфера реализации жизненных сил человека.

44. Виталистская социологическая концепция как методологическая основа анализа массовой культуры.

Учебно-методическое обеспечение курса.

 

1. Рекомендуемая литература (основная):

1. Каган М.С., Солонин Ю.Н. Культурология. – М.: Юрайт, 2012, 566 с. (ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com)

2.Кравченко, Альберт Иванович. Социология : учеб. для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб. ; М. ; Н. Новгород : Питер, 2010. - 432 с.

3. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Социология культуры. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 317 с.

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Золкин, Андрей Львович. Культурология : учеб. для вузов / А. Л. Золкин. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009. - 583 с.. - ([Cogito ergo sum])

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций)/ Под ред. Г.В. Драча – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

3. Киселев, Александр Георгиевич. Теория и практика массовой информации : учеб. для вузов / А. Г. Киселев. - М. : КноРус, 2009. - 432 с.

 

Электронные ресурсы:

ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com

ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru

 

 


Тест по всему курсу:

 

  1. Существуют ли количественные критерии массового общества?

Да Нет

2. Характерна ли для становления массового общества такая черта, как секуляризация?

Да Нет

  1. Является ли новизна ценностью в массовой культуре?

Да Нет

4. К какому типу по Сорокину относится современная массовая культура?

А) идеациональная Б) идеалистическая В) сенситивная

5. Является ли характерной чертой массового общества стандартизация?

Да Нет

6. Логично ли будет утверждать, что в массовой культуре происходит ослабление традиций?

Да Нет

7. Для какого общества характерно наличие анонимных и автономных индивидов?

А) для современного массового общества Б) для традиционного общества

8. Кто писал, что современное общество, это общество, пораженное аномией

А) Вебер Б) Дюркгейм В) Зиммель

9. Какая функция массовой культуры связана с преодолением стресса?

А) интеграционная Б) образовательная В) дезинтеграционная Г) рекреационная

10. Способствует ли массовая культура интеграции людей?

Да Нет

 

11. Для какой культуры характерно отсутствие ярко выраженного морального единства?

А) массовая Б) народная

12. Имеется ли среди функций массовой культуры дезинтеграционная функция?

Да Нет

13. Отличительным признаком какой культуры служит серьезность затрагиваемой темы и затрагиваемых проблем, утонченность и богатство выраженных чувств?

А) мид-культура Б) китч-культура В) высокая культура

14. Чертой какой культуры является ее коммерциализованность?

А) массовая Б) народная В) элитарная

15. Какое начало преобладает в массовой культуре?

А) коллективизм Б) индивидуализм

16. Кто является автором работы «Одномерный человек»?

А) Зиммель Б) Маркузе В) Шиллз

17. К какому уровню культуры относится китч-культура?

А) высший Б) средний В) низший

18. Являются ли острые социальные проблемы наиболее востребованной темой массовой культуры?

Да Нет

19. Кто является автором книги «Восстание масс»?

А) Моль Б) Зиммель В) Ортега-и-Гассет Г) Вебер

20. Мотивы насилия и секса являются ведущими в

А) элитарной культуре Б) народной культуре В) массовой культуре

 


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.026 с.)