Билет. Массовая и элитарная культура сегодня: антагонисты или конкуренты.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет. Массовая и элитарная культура сегодня: антагонисты или конкуренты.



*Антагони́зм (от др.-греч.«противник» и «спор, борьба») — соперничество, конкуренция, борьба, противостояние, противоречия.

Термин культура имеет около 1000 определений. Можно выделить следующие группы этих определений: Описательные. Культура — это сумма всех видов человеческой деятельности. Она включает в себя: язык, книги, картины, обычаи, религии. Следовательно, в музеях мы храним образцы деятельности человека. Исторические. Культура — это все то, что люди произвели искусственно. Нормативные. Культура — все то, что составляет ценности. Идеологические. Культура — это поток идей, переходящих от поколения к поколению. В этом случае в музеях хранятся идеи, опредмеченные в вещах — носителях идей.Массовая культура- это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения. Феномен массовой культуры в современном значении этого слова принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, возникновением цивилизации в шпенглеровской и бердяевском понимании и всеобъемлющей массовизацией жизни. Если понимать элитарное и массовое не только в аспекте искусства, но и в плане всей культуры, то элитарная культура может пониматься как субкультура, обусловливающая дальнейшую эволюцию культурного целого и переход ее к иному качеству. Массовая же культура — субкультура, обусловливающая консервацию сложившегося в обществе культурного качества и противостоящая элитарной. изначально массовая культура формируется, исходя из чаяний публики. В этом смысле массовая культура является мощным инструментом манипулирования человеческой психикой.прибыльность оказывается важнее собственно культурного содержания этого продукта. Именно прибыль является определяющим моментом в индустрии культуры. Если раньше произведение искусства было прежде всего произведением искусства и только потом рассматривалось автором как товар, источник дохода, то теперь оно является только товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями: стандартизацией, рационализацией техники распространения, включающей в себя рекламную компанию.

Таким образом, возникновение массовой культуры является закономерным итогом развития западной культуры. Массовая культура отвергает любые эксперименты, она ориентируется на предельно простые, уже отработанные в культуре приемы, она традиционна и консервативна. Любая новация может привести к тому, что произведение станет понятным не всем и каждому, а это неминуемо повлечет за собой утрату части потребителей. Произведение массовой культуры всегда имеет четкий сюжет, непременно с интригой, и оно всегда принадлежит конкретному жанру: любовный роман, детектив, приключения.В произведении массовой культуры потребителя волнует, прежде всего, внятная сюжетная канва без особых художественных излишеств Массовая культура не только развлекает, она выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливости жизни, за отсутствие денег, здоровья, любви, успеха, признания и т.д.Значение массовой культуры

Массовую культуру однозначно оценить сложно. Дело в том, что, как и всякая другая, массовая культура неоднородна. Продукция, построенная по пресловутому принципу два притопа, три прихлопа, соседствуют здесь с вполне достойными с художественной точки зрения произведениями детективы А.Кристи и Б.Акунина, фильмы М.Скорсезе, Д.Кэмерона, мюзиклы Уэббера и т.д.. С одной стороны, низкопробные поделки действительно способствует снижению общего культурного уровня. Произведение массовой культуры по определению адресовано самой широкой аудитории, следовательно, в силу интеллектуальной неоднородности этой аудитории, оно должно ориентироваться на уровень чуть ниже среднего. Именно поэтому в нем нередко используется минимум изобразительных средств.С другой стороны, впервые культурой оказались охвачены те слои общества, которые прежде существовали как бы вне культуры. Возможно, сегодняшнее состояние массовой культуры, это своеобразная болезнь роста, а может быть, это болезнь, от которой не выздоравливают.Элитарная культура как антипод массовой Элитарная культура от франц. elite — лучшее, избранноерассматривается в культурологии как антипод массовой культуры. Одну из первых концепций элитарной культуры создал Ф.Ницше. В работе Так говорил Заратустра он пишет о сверхчеловеке, обладающем уникальной эстетической восприимчивостью в сочетании с волей к власти.

Х.Ортега-и-Гассет, являющийся одним из идеологов элитарной культуры. В его понимании элита не является правящим меньшинством или аристократией крови, это аристократия духа, ее представителей можно найти в любом социальном слое общества.Особенности элитарной культуры

Эта культура принципиально обращается только к элите, это культура аристократического инстинкта, касты, но не демоса. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям.Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались от противного, точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т.д. Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой яляется культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Знаменитый Улисс Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский новый роман; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа и Э.Денисова являются тому примером. В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства к которому исследователи относят так называемую поп-классику — Танец маленьких лебедей П.Чайковского, Времена года А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства. Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур

!!! К середине ХХ века элитарная культура в своем стремительном развитии уходит в сопровождении немногочисленных поклонников так далеко вперед, что к массам вполне приложимым становится эпитет искусствооставленные. Вынужденные довольствоваться поставленными на поток культурными суррогатами, массы не особенно беспокоятся по этому поводу, но представители элитарной культуры, обнаружив себя в своего рода культурной изоляции, встревожились. Со второй половины столетия наблюдаются попытки сближения двух культур, вначале робкие, потом все более и более решительные. Ярким примером такого рода творчества может служить произведение итальянского философа и писателя, специалиста по средневековой эстетике и семиотике У.Эко Имя розы Тот факт, что книга продержалась в списке бестселлеров больше десятилетия, говорит о том, что ему это удалось. Человечество вступило в новую культурную эпоху, имя которой — постмодернизм. Культурная парадигма постмодернизма пытается снять проблему противостояния культур: элементы массовой культуры включаются в контекст элитарной и наоборот и обе они помещаются в иронический контекст. Насколько удастся постмодернизму сгладить крайности обеих культур — покажет время.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.016 с.)