Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 философия в исторической динамике культуры

Поиск

Раздел 1 Философия в исторической динамике культуры

Функции философии

 


6. Постройте периодизацию философии с древних времен до настоящего времени:

 
 

 

 


Тематика рефератов

1. Мировоззрение как необходимое условие существования человека и общества.

2. Роль мифологии в становлении философской проблематики.

3. Философия как «эпоха, схваченная в мысли».

4. Философия как проявление самосознания эпохи, этноса и культуры.

5. Философия как форма национального самосознания.

6. Философия в системе культуры.

7. Сущность и социокультурные функции мифологии и религии.

8. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности.

9. Философия как рационально-теоретическое ядро мировоззрения.

 

Тема 2. Философские традиции цивилизации

РАЗДЕЛ 2 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

Тема 8. Онтология бытия

1. Понятие метафизики. Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия.

2. Понятие материи. Структурная организация материального мира.

3. Философский смысл понятия движения. Основные формы движения и их соотношение.

4. Пространственно-временная организация бытия. Специфика социально-исторического пространства и времени.

5. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Современные дискуссии о диалектике. Диалектика и синергетика.

Ключевые понятия по теме

Абсолют, альтернатива, аттрактор, бесконечность, бытие, время, Вселенная, движение, действительность, диалектика, идеалистическая диалектика, материалистическая диалектика, объективная диалектика, субъективная диалектика, закон, закономерность, категория, континуум, круговорот, материя, мера, небытие, онтология, отражение, отрицание, отрицание отрицания, покой, пространство, развитие, прогресс, реальность, регресс, синергетика, синтез, система, случайность, снятие, софистика, субстанция, хаос, целое, часть, эклектика, элементы, явление.

Темы для докладов и дискуссий

1. Эскалация перемен и ускорение «ритмов истории» как угроза человеческому существованию.

2. Развитие: прогресс, регресс, антипрогресс, круговорот.

3. Проблема бесконечности Вселенной в современной космологии.

4. Современные взгляды на проблему внеземных цивилизаций и их философское осмысление.

5. Проблема классификации форм движения: история и современность.

6. Синергетика как новый мировоззренческий подход к бытию.

7. Глобальный эволюционизм в современной научной картине мира.

 

Творческие задания

1. Существует мнение, что «онтологическая проблематика устарела», в философской традиции она полностью изложена, а значит, и исчерпана, ничего нового философия не может сказать по этому поводу. Она вся в прошлом, современная философия размышляет о новых «проклятых и вечных вопросах».

Каково ваше отношение к данной точке зрения? Можете ли вы возразить и привести соответствующие аргументы против подобных рассуждений?

2. Обратитесь к работе Аристотеля «Метафизика» и М. Хайдеггера «Бытие и время». Составьте глоссарий основных понятий аристотелевой метафизики. На основе изученных материалов проведите сравнительный анализ онтологических концепций Аристотеля и М. Хайдеггера.

 

 

3. Заполните схему «Мировоззренческие аспекты онтологии»:

 
 


Монизм

 

 

Дуализм

 

 

Плюрализм

 

 

4. Впишите в таблицу определения понятий, которые раскрывают специфику содержания основных проблем онтологии:

Понятие Их определение, суть понятий
Бытие    
Материя    
Движение    
Пространство    
Время    
Диалектика как учение    
Законы диалектики    

 

 

5. Заполните схему: « Типы и направленность движения»

 

 


6. Как следует понимать высказывания известных мыслителей по вопросам бытия, развития и диалектики, представленные в таблице? Дайте им оценку и изложите свою точку зрения:

Автор Содержание высказывания Ваш комментарий, анализ высказываний
Гераклит «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, другой раз другие воды»  
Демокрит «Ничто не возникает из несуществующего и ничто не разрушается в несуществующее»  
Кратил «В одну реку невозможно войти и единожды»  
Зенон Элейский «То, что движется, не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет…»  
В. Освальд «Энергия является единственной субстанцией всего существующего»  
Дж. Джинс «Вселенная живет своей жизнью и идет по дороге от рождения к смерти…»  
Ф. Энгельс «Материя без движения также немыслима как и движение без материи»  
А. Энштейн «…Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время»  

 

Тематика рефератов

1. Понятие бытия как центральная категория онтологии.

2. Многообразие форм бытия: диалектика их взаимосвязи и взаимодействия.

3. Внутренняя противоречивость бытия и его качественных состояний.

4. Современная философия и наука о проблеме бытия человека.

5. Понятие материи. Историческое развитие философских представлений о материи.

6. Проблема субстанции в философских традициях и направлениях.

7. Специфика социально-исторического пространства и времени.

8. Пространственно-временная организация бытия, особенности ее понимания в различных культурах.

9. Общие и специфические свойства времени, его необратимость.

10. Законы сохранения в современном естествознании и их связь со всеобщим принципом неуничтожимости материи и движения.

11. Понятие пространственно-временного континуума.

12. Проблема обратимости и цикличности исторического времени.

13. Историческое время и проблема ускорения темпов общественного развития.

14. Проблема конечности и бесконечности исторического и личностного времени в истории культуры.

15. Проблема развития в философии.

16. Метафизика как философский феномен.

17. Проблема диалектики в современной философии.

18. Проблема детерминизма в философии.

19. Прогресс в живой природе, его основные черты и критерии.

20. Проблема биологической эволюции в живой природе.

21. Космические предпосылки возникновения человека.

22. Теория универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева.

23. Религиозно-диалектическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена.

Тема 9. Философия природы

1. Природа как объект философского и научного анализа. Эволюция представлений о природе в культуре Востока и Запада.

2. Природные (биологические, географические, демографические) предпосылки развития человеческого общества. Природа как естественная и искусственная среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы.

3. Экологические и демографические проблемы современности. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и сценарии возможного будущего.

4. Влияние природно-климатических условий на формирование цивилизационных особенностей восточнославянских народов.

 

Ключевые понятия по теме

Алармизм, витальный, геобиоценоз, гилозоизм, императив экологический, космогония, коэволюция, ноосфера, пантеизм, природа, прометеизм, экологизм, экоцид.

 

Темы для докладов и дискуссий

1. Природно-географическая среда как фактор детерминации исторической судьбы народов.

2. Эсхатологические версии конца мира и проблема выживаемости человечества.

3. «Вирус потребительства» и экологический императив современности.

4. Экологическая картина мира и горизонта оптимальной технической политики.

5. Проблема сохранения человеком своей биопсихической идентичности в условиях резкого расширения искусственной среды.

6. Депопуляция как угроза существованию белой расы.

7. Реализуема ли идея коэволюции природы и общества в ближайшей исторической перспективе?

 

Творческие задания

1. Распределите в соответствии с представленными в таблице типами культур основные способы и формы отношения к природе:

 

Тип культуры Способы и формы отношения к природе
западноевропейская    
восточная    
восточнославянская    

– преобразовательная активность в отношении к природе;

– потребительство;

– коэволюция природы и общества;

– «справедливое подчинение природе» (В. Соловьев);

– идея одушевленности природы;

– идея механизма в понимании процессов;

– онтологическое равенство человека и природы;

– принцип недеяния.

 

2. Соотнесите авторство и принадлежащие этим авторам идеи и концепции, приведенные в правой колонке:

 

Автор Идея, концепция
1. Вернадский В.И. – Зависимость количества народонаселения от условий природной среды
2. Чижевский А.Л. – Концепция «географического детерминизма»
3. Гумилев Л.Н. – Россия как «организм природы и духа»
4. Монтескье Ш. – Идея устойчивой связи зеленых и солнечных процессов; концепция гемобиологии
5. Ильин И.А. – Идеи геополитики
6. Мечников Л.И. – Развитие этноса как преимущественно биологического феномена; концепция этногенеза
7. Мальтус Т. – Идея возникновения и развития цивилизаций в зависимости от освоения водных бассейнов
8. Ратцель Ф., Челлен Р. – Идея ноосферы

 

3. Поразмышляйте над высказываниями мыслителей и изложите свое отношение к указанным проблемам:

«Всякое общение с природой как-то освящает человека, даже если оно выражается в такой грубой форме, как охота» (Н.К. Рерих);

«Этика есть безграничная ответственность за все, что живет… Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». (А. Швейцер);

«Надо не выдумывать, не измышлять, а искать, что творит и привносит природа… Природу побеждают только повинуясь ее законам». (Ф. Бэкон);

«…Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы». (К. Маркс).

 

Тематика рефератов

1. Эволюция представлений о соотношении человека и космоса.

2. Человек как космопланетарный феномен.

3. Демографический фактор общественного развития.

4. Экологические императивы современной цивилизации.

5. Проблема сохранения человеком своей биопсихической идентичности в условиях роста техносферы.

6. Демографическая ситуация в современном мире.

7. Потребительский подход к природным ресурсам как источник экологических проблем современности.

8. Основные подходы к построению прогностических моделей в системе «общество-природа».

9. Современный экологический кризис: истоки и пути преодоления.

10. Идея коэволюции природы и общества.

11. Учение И.В. Вернадского о ноосфере.

12. Основные типы отношений и связей в системе «общество-природа».

13. Адаптационная и потребительская парадигма природопользования в истории философской мысли.

14. Системный анализ динамических процессов биосферы.

15. Чернобыльская катастрофа: последствия и пути выхода.

16. Необратимые изменения природной среды и их воздействие на человека.

17. Структура экологического сознания (массовое, групповое, индивидуальное).

18. Идея гармонии человека и природы в философии русского космизма.

 

Тема 16. Философия культуры

1. Понятие культуры. Культура как ценностно-нормативный регулятив в жизнедеятельности общества и человека. Социальные функции культуры.

2. Антитеза «натуры» и «культуры», «естественного» и «искусственного» в историко-философской традиции. Природа и культура. Космоцентризм деревенской и техноцентризм городской культур.

3. Мировая и локальная культура. Национальное и общечеловеческое в культуре. Теория замкнутости культур.

4. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство и религия как форма регуляции поведения и отношения человека к миру.

5. Метаморфоза духовности и в современном мире. Культура и контркультура. Культура и бескультурье. Новейшие тенденции в социокультурном развитии человечества.

6. Менталитет как фактор социокультурной динамики. Восточнославянский менталитет и стандарты западноевропейской рациональности. Споры современных «западников» и «евразийцев» о дальнейшем пути развития культур восточнославянских народов.

Ключевые понятия по теме

Антикультура, вестернизация, контркультура, культура, массовая культура, типология культуры, техноцентризм, традиция, инновация, ценность, норма, знак, символ, субкультура, элитарная культура.

Темы для докладов и дискуссий

1. Диалог культур: Восток и Запад.

2. Глобализация и проблема сохранения социокультурного многообразия человечества.

3. Глобализационный проект унификации мира: утопический замысел или реальная перспектива.

4. Проблема соотношения природного и культурного начал в человеке.

5. Космоцентризм городской культуры: драма противостояния.

 

Творческие задания

1. Человек немыслим вне и помимо культуры. Человеческое дитя, взращенное животными, в отличие от героя сказки Р. Киплинга «Маугли», не способно мыслить, говорить, по-настоящему адаптироваться к жизни в человеческом окружении с его нормами, ограничениями, запретами. Механизмы культуры, действующие в обществе, «включают», а затем шлифуют, развивают способность человека к членораздельной речи, абстрактному мышлению, труду, творчеству. В то же время в последнем столетии в западноевропейской культуре и культурах, на которые она оказала глубокое влияние, наблюдаются тенденции активного отказа от устоявшихся норм и правил, традиций и запретов…

Продолжите рассуждение, стараясь проанализировать перспективы указанных тенденций, их позитивные последствия и возможные опасности. В системе аргументов используйте знания по истории философии, к примеру, идеи концепции прогресса, сформировавшиеся в эпоху Просвещения, представления о структуре психики, разработанные в философии психоанализа, а также материал первоисточников, помещенный выше. Постарайтесь, в конечном счете, сформулировать собственное мнение по вопросу о значении традиций в жизни общества и отдельного человека. Подумайте, как сохранение запретов и норм культуры или, наоборот, отказ от них соотносится с тенденциями развития нашего общества в последние десятилетия; с обстоятельствами жизни близких вам людей; с вашим личным опытом.

 

2.Заполните таблицу основных философских концепций культуры:

 

название автор работы основные положения
культурно-исторических типов __________? Россия и Европа История человечества – есть смена вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которые проходят стадии зарождения расцвета и гибели.
__________? О. Шпенглер   __________? Культура развивается как смена независимых друг от друга циклов, последний из которых – цивилизация является гибелью культуры
дионисийского и аполлонийского в культуре _________? Рождение трагедии из духа музыки Противостояние двух начал отражают полноту жизни и источник культуры
___________? Г. Зиммель   Конфликт современной культуры Культура состоит из устойчивых общественных форм (религия, семья, мораль, общение и пр.) и развивается благодаря их эластичности, гибкости
символическая __________? Философия символических форм Культура является синтезом различных символов (язык, искусство, религия),
___________? П. Сорокин   Социокультурная динамика Все явления культуры объединены в единую сверх (супер) систему благодаря единым принципам и ценностям
осевого времени __________? ______________? Различные очаги древних культур образовались и развиваются благодаря наличию религиозно-духовной «оси»
____________? А. Тойнби   _____________? Развитие цивилизации происходит благодаря достойному «Ответу» общества на «Вызов» истории
___________? З. Фрейд   Психоанализ и культура Бессознательное Оно противостоит Сверх-Я. В результате сублимации образуется культура.
коллективного бессознательного ________? Метаморфозы и символы либидо Культура образуется как форма архетипного изначального психического опыта, передаваемого биологически по наследству
__________? ________? Человек играющий Культура является продуктом «играющего человека» в ходе становления и развития общества

3. На основе изученного материала дополните перечень основных функций культуры, объясните их суть:

1) Познавательная;

2) Эстетическая;

3) …

4) …

5) … и т.д.

 

4. Впишите в соответствующие места схемы первые формы дифференциации культуры(этапы секуляризации):

 
 

 


5. Составьте таблицу характеристик основных исторических типов цивилизации (традиционной, техногенной, посттехногенной), используя следующий ряд признаков:

1) основа хозяйственной жизни (земледелие; информация; индустрия)

2) ядро культуры (наука; религия; творчески-созидательная активность личности)

3) главная ценность (коэволюция культуры и природы; традиция; инновация)

4) характер развития (консерватизм; стабилизация; динамизм ).

 

6. Прочтите фрагмент работы В. Библера «На гранях логики культуры». Осмыслите его главную проблему и ответьте на вопросы:

- Как связано сознание человека с взаимодействием культур в современном мире?

- Какие аналогии видит автор следующего текста в понятиях «культурный человек» и «культура»?

«…В ХХ веке наше сознание, – я сказал бы вслед за Гегелем, наше одинокое «несчастное сознание», – напрягается сплетением разных – даже взаимоисключающих – ценностных и культурных спектров. Перестает быть возможной лестница восхождения – все лучше и лучше, все выше и выше… Обнаруживается, что восточный спектр ценностей, африканский, европейский не просто в охлажденном виде каких-то произведений культуры, но в реальном сознании современного человека присутствует в виде сложнейшего сопряжения. Необходимо, …чтобы это сопряжение осуществлялось как диалог культур (а не национальных предрассудков), не только на высотах каких-то тончайших произведений «высоколобых», но и в реальном повседневном сознании каждого человека.

…Разные культуры… спорят в нашем сознании как одновременные, как сообщающиеся в некотором персонажном определении. Обычное отношение человека к человеку, когда другой человек оказывается бесконечной тайной для другого – но именно как тайна он и насущен моему общению с ним – пронизывает наше сознание и мышление в отношениях между культурами. Чехов как-то говорил, что культурный человек болезненно относится к тайне своего личного бытия. Может быть, это является определением культурного человека: понимание бесконечной таинственности каждого личного бытия и боязнь, что другой влезет в эту тайну, которая есть в какой-то мере синоним личности, и ее бесцеремонно нарушит. Вот это отношение между культурами равноправными, но разными; различными, но насущными друг для друга, пронизывает сознание современного человека».

 

7. Найдите в сборниках афоризмов высказывания, отражающие оригинальные мысли известных людей о культуре, культурном человеке, духовности и интеллигентности. Выпишите наиболее понравившиеся из них в рабочую тетрадь и на семинарском занятии обменяйтесь своими впечатлениями по этому поводу.

 

8. Выберите из ниже перечисленных признаков те, которые в концепции О. Шпенглера соотносятся а) с понятием культуры; б) с понятием цивилизации.

1) является национальной;

2) представляет собой искусственное образование;

3) отличается органической связью народа с землей, почвой;

4) основная форма поселения – город;

5) плодоносит, созидает, творит «вглубь»;

6) является интернациональной;

7) выражает в себе естественное развитие социума;

8) разрушает, омертвляет, распространяется «вширь»;

9) связана с деревенским укладом и образом жизни;

10) характеризуется оторванностью от природы.

 

Тематика рефератов

 

1. Культура как освоенный человеком мир.

2. Культура как «нормативная» программа видового развития и совершенствования человека.

3. Элитарная и массовая культура: их природа и характер.

4. Субкультура и ее варианты: этническая, профессиональная, возрастная, девиантная и др.

5. Понятие контркультуры и антикультуры.

6. Культура и нравственность.

7. Культура и духовная жизнь общества.

8. Культура и искусство.

9. Концепция замкнутости культур в философии Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера.

10. Концепция культурно-исторических циклов и идея флуктуации культурных типов (Н.Я. Данилевский, Л. Тойнби, П. Сорокин).

11. Культуры традиционные и нетрадиционные, «холодные» и «горячие».

12. Проблема преемственности в развитии культуры.

13. Проблема культурной коммуникабельности.

14. Концепции культурной самобытности.

15. Теории культурной деградации.

16. Молодежная культура.

17. Культура и бескультурье, их противоборство.

18. Нигилизм и консерватизм в динамике социокультурного развития общества.

19. Культура и цивилизация: модели объяснения.

20. Культура восточнославянских народов в контексте мировой культуры и современных цивилизаций.

21. Культурное наследие – историческая память народов.

22. Биосферная концепция культуры.

23. Культура и научно-технический прогресс.

24. Духовность и гуманизм.

25. Дегуманизация западной культуры как следствие утраты смыслообразующих целей бытия человека.

26. Синтез восточной и западной культур как возможная основа новой духовности.

27. Духовная культура и техническая цивилизация.

28. Перспективы развития культуры в начале нового тысячелетия.

В культуре ХXI века

1. Человечество в начале ХХІ века: проблемы и противоречия. Глобальные проблемы современности. Специфика духовной ситуации наших дней.

2. «Столкновение с будущим»: эскалация перемен и ускорение «ритмом истории». Философия и футурология. Социальное предвидение и его особенности.

3. Прогностическая информация как инструмент манипуляции массовым сознанием людей. Воздействие прогнозов (образов будущего) на социально-политическую практику, массовое поведение и поступки людей в настоящем.

4. Средства массовой информации как способ программирования потребностей и фактор формирования унифицированного человеческого материала. От информационного обмена к информационному прессингу.

5. На пути к гуманизации истории: от деструктивной к гуманистической рациональности. Экологические императивы современности. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития общества.

 

Ключевые понятия по теме

Антиутопия, ближайшее будущее, духовно-экологическая цивилизация, интерполяция, моделирование, отдаленное будущее, непосредственное будущее, социальный прогноз, сценарии будущего, утопия, футурология, экологический императив, экстраполяция.

Темы для докладов и дискуссий

1. «Планетарный тоталитаризм» и «Планетарный разум» как две тенденции в развитии современного человечества.

2. Наступил ли конец истории или возможны новые пути развития человеческой цивилизации (критический анализ статьи Ф. Фукуямы «Конец истории»).

3. Посткоммунистическое общество: перспективы развития.

4. Предсказания и пророчества: «за» и «против».

5. Возможен ли апокалипсис?

6. «Век апокалипсиса»: интуиция как наиболее рельефное выражение пессимистического видения будущего.

7. Общество, свободное от силового техногенного давления на природную среду обитания: возможно ли оно?

 

Творческие задания

 

1. Определите авторство работ, относящихся к жанру утопии и антиутопии, приведенных в правом столбце таблицы

1. «О дивный новый мир» 2. «Мы» 3. «1984» 4. «Город Солнца» 5. «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» 6. «Теория четырех движений и всеобщих идей» 7. «Государство» 8. «Республика Океания» а) Ш. Фурье б) Т. Мор в) Платон г) О. Хаксли д) Е. Замятин е) Т.Кампанелла ж) Дж. Гаррингтон з) Дж. Оруэлл

2. Приведите известные Вам примеры реализации самоорганизующихся и саморазрушающихся прогнозов в общественной жизни.

3. Распределите все глобальные проблемы по степени значимости. Почему с решения такой проблемы надо начинать преодоление глобального кризиса? Обоснуйте свою мысль.

Тематика рефератов

1. Будущность как важнейшее измерение человеческого бытия.

2. Роль научного прогнозирования в познании будущего.

3. Утопия как духовный стимул массовых действий людей.

4. Современные прогнозы, модели и сценарии будущего.

5. Предвидение – человеческая потребность и способность.

6. Образы будущего, их специфика и роль в жизни людей.

7. Основные формы и методы научного предвидения.

8. Вненаучное предвидение, его формы и методы.

9. Будущее как данность: проблема ясновидения и мистический опыт.

10. Методы социального прогнозирования: экстраполяция, моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки.

11. Типы социальных прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, предостерегающие.

12. Современные сциентическо-технократические и антисциентическо-технократические утопии.

13. От утопий постиндустриализма к утопиям «информационного общества».

14. Крупномасштабные утопические эксперименты: притязания и результаты.

15. Социально-утопические эксперименты вчера и сегодня.

16. «Римский клуб» и его сценарии будущего.

17. Эсхатология и прогностика глобальных проблемы человечества.

18. Наступил ли конец истории? Критический анализ статьи Ф. Фукуямы «Конец истории».

19. Тупики и противоречия современного техногенного общества.

20. Понятие и причины кризиса современной цивилизации.

21. Поиски новой модели цивилизационного развития человечества: анализ существующих подходов.

22. Посткоммунистическое общество и перспективы его эволюции.

23. Судьба человека и общества в современных футурологических концепциях.

24. На пороге XXI века: человечество перед лицом глобальных проблем.

25. Альтернативность социальных изменений и проблема выбора будущего.

26. Глобальный гуманизм против социального пессимизма.

27. Глобальные прогнозы, модели и сценарии мирового развития.

28. Интеграция научных и вненаучных способов социального прогнозирования как магистральное направление развития исследований будущего.

29. Место и значение славяно-русской духовности в утверждении новой модели цивилизационного развития человечества в XXI в.

30. На пути к экологическому обществу: социально-культурные традиции славянской ментальности в исторической перспективе.

31. Экологический императив и постиндустриальная перспектива в развитии человечества.

32. Славяно-русские философские идеи космизма, ненасилия, соборности, всечеловечества как идеи, адресованные постиндустриальному обществу XXI века.

 

Раздел 1 Философия в исторической динамике культуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.015 с.)