Место и роль философии в системе духовной культуры.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль философии в системе духовной культуры.



Место и роль философии в системе духовной культуры.

Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора и Гераклита, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Главная задача философа у софистов - научить своих учеников мудрости. Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. В итоге, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие - на землю. Таким образом, сформировалось философии - учение об общих принципах бытия, познания и отношении человека и мира.

Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философии познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как, например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как, например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.

Эта та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека, как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

Философия и мировоззрение.

Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие мировоззрение шире понятия философия. Мировоззрение - это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем.

В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. Т.е. мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность.

Знания входят в мировоззрения в виде убеждений. В структуру мировоззрения входят и идеалы.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Философия – высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки.

Философия зародилась в Древней Греции. Существовало две предпосылки возникновения философии в Греции:

- свобода политическая, которая способствовала развитию свободы духовной;

- рационализм мышления древних греков.

В странах Востока элементы философии не выделялись, из религии и мифологии (например в Индии) и из государственной практики (Китай). Источником философии была мифология, они имеют сходства и различия. На сходства обратил внимание Аристотель, по его словам, философия и мифология основаны на удивлении, но мифология обращается к вере, а философия – к разуму человека. Мифология даёт готовые ответы, а философия стимулирует их поиск.

Истоки философских наук существенно отличаются от источников других наук. В отличие от естествознания, философия предполагает рассмотрение вечных вопросов о смысле жизни, сущности человека, бытия в целом. На эти вопросы нельзя дать однозначный ответ, поэтому в философии не существует ложных и абсолютно истинных учений. Каждое философское учение раскрывает определенную грань истины и чтобы приблизится к истине необходимо изучить историю философии, то есть всё многообразие подходов к вечным философским вопросам. Несмотря на свободу и творческий характер философии, на произведения и мировоззрение философов налагала отпечаток эпоха их жизни.

В соответствии с общеисторической хронологией выдвигаются три периода в истории философии:

Античная философия

Средневековая философия (схоластика).

Философия нового времени.

Основные этапы.

1. Философия возникает практически одновременно на Востоке и Западе (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим) в 6 веке до н.э. Первый этап – античная (древняя) философия.

2. Средневековая философия. Большое влияние оказывала религия.

3. Философия эпохи возрождения или Ренессанс.

4. Философия Нового времени 17 – первая половина 18. Оказывает влияние наука.

5. Философия эпохи Просвещения. Руссо, Дидро.

6. Немецкая классическая философия 18 – середина 19 века. Гегель, Кант, Кьеркегор.

7. Марксистская философия.

8. Философия 20 – 21 веков. Колоссальное разнообразие концепций, направлений.

Предмет философии.

Философия – поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Ф. даёт систему знания о мире как целом. Включает в себя:

1)онтологию – учение о бытии;

2)гносеологию – учение о познании;

3)соц.философию – учение о сущности и развитии человеческого общества;

4)философская антропология – учение о человеке и его бытии в мире;

5)этика, эстетика, теория культуры и история философии.

Предмет философии – это всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Философия и наука.

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки выделяют три подвопроса :

1)является ли философия наукой? Отрицать научного характера философии нельзя. Выводы полученные в рамках философии служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии(Пифагор, Аристотель, Маркс, Фрейд);

2)взаимодействие философии и конкретных наук – Крупнейшие открытия в конкретных науках способствуют интенсивному развитию философии. Влияние философии на конкретные науки осущ через философское мировоззрение, методологию и ценностные ориентации, которые воздействуют на первоначальные позиции ученого, его отношению к миру и познанию, а также на его отношению к необходимости развития той или иной конкретной области знания;

3) соотношение философии и вненаучного знания. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки (инквизиция, фашизм)

Философия имеет сходство и с религией, и с наукой, хотя её нельзя приравнивать ни к одной, ни к другой.

Философия и наука.

Сходство: Они изучают природу и человека, опираются на разум, но наука помимо разума основывается на опыте, поэтому полученное знание достоверно. Научные знания узко специализированы, а философские напротив максимально обобщённо.

 

Функции философии.

1)Мировоззренческая. Философию определяют как воззрение на мир в целом. Философия характеризуется как наука о наиболее общих законах природы, общества, мышления. В качестве таковых рассматриваются взаимоотношения количества и качества, причины и следствия, возможности и действительности.

2)Методологическая. Методология – это учение о методах, т.е. определениях способов достижения какой-либо цели.

3)гуманистическая – внимательное отношение к человеку. Акцентируется мудрость и любовь к человеку.

4)Моральная. Подлинная философия – это углублённый поиск добра, сотворение нравственного человека. Античные идеалы мудрости и мужества; средневековые идеалы святости и рыцарства; нововременные идеалы разумного и свободного человека; современные идеалы мира между народами, экономическая безопасность – всё это является моральной функцией.

5)Практическая. Под практикой понимается деятельность человека, направленная на обеспечение своего благоприятного будущего.

Структурный функционализм

Основатели – американские социологи: Толкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Мертон (р.1910)

Развивали идеи Конта и Спенсера о гармонии и равновесии в обществе.

Главное в обществе - стабильность социальной системы, ее нормальное функционирование, структурное соответствие составных частей.

Для этого необходимо изучение условий, при которых формируются, поддерживаются, изменяются и разрушаются различные типы социальных организаций.

Выводы:Современный позитивизм пытается решить актуальные проблем существования и развития общества.

Исторический материализм (Маркс, Ленин). В основе своей имеет материалистическое понимание истории. Оно заключается в том, что общество, как высшая форма движения материи, развивается по законам диалектики и процесс этого развития можно представить как смену общественно-экономической формации (ОЭФ). Каждая ОЭФ имеет базис – производственные отношения и надстройку – все другие общественные отношения. Общество развивается от низшей формации в высшей по пути прогресса. Движущие силы развития является борьба противоположностей – антагонистических классов. В результате борьбы одна из противоположностей гибнет, а на ее месте появляется новая, а в обществе происходит скачок или социальная революция. Каждая следующая формация – это отрицание предыдущей, она уничтожает ее, но в тоже время основывается на ней, как на фундаменте. Прогресс вечен и неодолим.

Основатели - К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895)

1. В обществе действуют объективные законы его развития, люди действуют в соответствии с ними и не в силах отменить их.

2. Развитие общества есть естественно-исторический процесс, обусловленный изменением способа производства материальных благ.

3. Фундаментом общественного бытия является производство материальных благ. Оно играет определяющую роль в функционировании и развитии общества, в т.ч. определяет сущность всей духовной сферы (культуры, науки, морали и т.д.).

Маркс К.: «Общественное бытие определяет общественное сознание людей».

4. Действия людей также обусловлены, в первую очередь, материальными факторами общественной жизни.

Данная теория (исторический материализм) Маркса критикуется за схематичность, а также за последующие попытки использования ее как практического руководства к революционному (насильственному) переустройству общества (Россия, Китай и др.)

40.Неокантианство и проблема ценностей в социальной философии.

Одним из влиятельных направлений философской мысли конца 19 – начало 20 века было неокантианство. Оно основывалось на философии И. Канта и развивала ее в новых исторических условиях. В области соц-й философии последователи Канта видели в том, чтобы проанализировать сущность и специфику наук об обществе. Эта задача с наибольшей полнотой была реализована в произведениях нем. мыслителей В. Виндельбанда (1848-1915) Г. Риккерта (1863-1936).

Суть соц-й фил-и неокантианцы видели в том, чтобы исследовать методы познания и истолкования исторических событий. «Метод есть путь ведущий к цели», - писал Риккерт. По их мнению, методы наук об обществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Они исходили из того, что науки о природе отыскивают общие законы развития природных явлений. Наличие же законов развития общества они отрицают. По их мнению, науки об обществе должны освещать отдельные исторические факторы, их характерные особенности.

Подчеркивая это различие наук о природе и наук об обществе Виндельбанд писал: «одни из них суть науки о законах, другие- науки о событиях; первое учит тому, что всегда имеет место, последнее, что однажды было.» В первом случае имеет место номотетическое мышление (физика, естествознание0, т.е. обобщающее, открывающее законы природы; во втором – мышление идеографическое (изображение образа0, фиксирующая отдельное исторические событие, их уникальность и неповторимость.

Возникает проблема, если отрицается закономерный характер развития общества и его культуры, то как определить соц-ю значимость тех или иных исторических явлений, их роль в развитии человеческой культуры? Решается она неокантианцыми путем обращения к проблеме ценностей.

«Не в коем случае не законы, но всегда лишь ценности должны применятся в качестве руководящего принципа объяснения общественных явлений», - утверждал Риккерт.

Ценности истолковываются как идеалы и тем самым как ориентиры социально-культурного развития общества.

По мнению Виндельбанда и Риккерта ценности носят надысторический характер, и образуют в своей совокупности идеальный, независимо от людей, вечный трансцендентный (потусторонний) мир. Из этого мира исходят соответствующие идеи и прежде всего идея должествования (должен). Она указывает на безусловное неограниченное временем абсолютное значение выше названных ценностей. По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие нормам ценностные установки и требования (моральные, религиозные и т.д), которыми они руководствуются в их жизни, деятельности и поведении.

Неофрейдизм

Альфред Адлер (1870-1937), ученик Фрейда.

У человека - бессознательное стремление к власти. Отсюда – соответствующее поведение в семье, в межличностных отношениях и отношениях в социальных группах.

Карл Юнг (1875-1961), ученик Фрейда –учение о коллективном бессознательном

Это есть совокупность находящихся в глубине психики неосознанных коллективных мотивов и представлений в виде неких образов, символов, знаков, которые определяют социальное поведение людей.

Коллективное бессознательное наследуется, передается поколениям, а не развивается индивидуально.

Эрих Фромм (1900-1980), Карен Хорни (1885-1952)

– представители психокультурного фрейдизма

Признавая роль бессознательного, усматривали меньшую долю влияния на человека биологических, в том числе сексуальных, факторов, указывали на большую роль социальных факторов, в том числе общественных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры.

Усвоение личностью материальных и духовных ценностей, включение ее в отношениях с другими людьми играет большую роль в формировании личности и является социализацией.

Говорили о значении морали, в основе которой должно быть стремление к добродетели.

 

Деятельность людей – есть специфическая форма их соц-й активности. Вообще активность присуща всей природе, в том числе человеку как высшему звену эволюции природы. Соц-я активность проявляется в предметно – практической деятельности людей.

Речь идет о производственной деятельности людей, в которой человек как социальное существо и как сила природы противостоит всем явлениям природы. В процессе производственной деятельности веществу природы придаются формы и свойства, делающие его способным удовлетворять различные потребности людей.

Деятельность человека всегда носит общественный характер. Изолированной деятельности не бывает, это значит, что деятельность людей всегда опосредуется общественными отношениями между ними.

Основные виды общественной деятельности:

Экономическая, политическая, правовая, эстетическая, научная, религиозная и др.

Все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, что влияет на содержание каждого из них.

Деятельность людей всегда целесообразна, т.е. образуется с определенными целями и направлена на их достижение. Она носит преобразующий характер, т. к. направлена на преобразование действительности (природы и общества) в соответствии с потребностями и интересами людей. Она направлена на:

создание предметов материальной и духовной культуры;

совершенствование общественных отношений;

обеспечение функционирования социальных институтов;

создание определенной духовной атмосферы в семье, производственном коллективе, обществе.

Изменяя природную и социальную среду, человек изменяется сам, как субъект мышления, деятельности и обществ-х отношений.

Целесообразный и преобразующий характер человеческой деятельности, ее решающее значение в развитие общества и самих людей характеризует ее как основу социального и как специфический способ существования человека и общества.

Экономическая сфера

- одна из важнейших сфер жизни общества.

Экономическая сфера – социальное пространство, на котором осуществляется экономическая жизнь общества, взаимодействие сфер экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Значение данной сферы, по мнению многих (например, марксизм) является основополагающим для развития общества.

Экономическая сферавключает в себя:

- производство,

- распределение,

- обмен

- и потребление материальных благ.

Экономическая сфера диалектически взаимосвязана с другими сторонами жизни общества (политической, духовной, социальной), активно влияет на них.

Способ производства материальных благ –исторически определенный способ добывания материальных благ.

По мнению К.Маркса, он оказывает наибольшее влияние на развитие общественной жизни в целом, составляет основу и главное содержание экономической жизни общества.

Способ производства имеет две стороны:

1) производительные силы и 2) производственные отношения.

1) Производительные силыэто:

а) Люди с их знаниями, умением, навыками к труду (работники);

б)Средства производства,состоящие из:

- предметы труда (орудия труда);

- средства труда (здания и сооружения, с помощью которых осуществляется производство, сырье, материалы, транспорт, коммуникации, технология производства).

2) Производственные отношения - отношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Они включают в себя:

1. Отношения собственности на средства производства (главные).

Собственники являются хозяевами производства, определяют его, нанимают персонал и т.д.

2. Отношения обмена деятельностью между людьми различных профессий на базе сложившегося разделения труда.

3. Отношения распределения созданных в обществе материальных благ.

Полученные блага распределяются между участниками производства, исходя из собственности на средства производства, а также из условий оплаты труда. И в соответствии с этим потребляются.

По Марксу, производственные отношения соответствуют характеру и уровню развития производительных сил.

48.Социальная сфера жизни общества, её содержание и значение в жизни людей.

Социальная сфера – это совокупность различных социальных групп, связанных социальными отношениями. Каждому историческому средству производства соответствует своя специфическая социальная сфера. В первобытном обществе люди объединились в род, семью, племя, союз племен, между ними существовали отношения равенства коллективизма, кооперации и взаимопомощи. Основным элементом классового общества является класс – большая группа людей, отличающаяся от других своим отношением к средствам производства. Классы бывают: 1.антогонистическими. 2.неантогонистическими противоречия между которыми можно разрешить мирным путем. 3. основные – связанные с господством способов производства. 4. не основные – связанные с прошлым или будущем способами производства. Еще одним элементом классового общества являются сословия – чьи права и обязанности зафиксированы в законах. Сословия бывают: 1. открытыми – доступ в которые не затруднен. 2. закрытыми – доступа в которые нет. Каста – это замкнутая профессиональная группа, профессии в ней передаются по наследству. Каста и сословия просуществовали до капитализма, а современности в качестве пережитков. Господствующим социальным отношением в классовом обществе является отношения неравенства. Господство, подчинение, эксплуатация. В классовом обществе появляются этносоциальные группы. Народность которая возникает из союза племен. Племена в союз объединяет кровное родство, поэтому люди одной народности имеют в далеком прошлом общих предков. Их объединяет единый язык, который им достается от предков. У них единая народная культура. Двумя возможными признаками народности являются: 1.проживание на общей территории. 2.ведение общего хозяйства. Еще одним признаком является осознание человеком принадлежности к этой народности. Народности возникают в рабовладельческом обществе, а при капитализме формируется нация. Нация – этносоциальная группа, включающая в себя представителей одной или нескольких народностей. Признаки нации: 1.проживание на общей территории, 2. общая экономика, 3.общий язык межнационального общения, 4.общая современная культура. В социальной сфере существует и демографические группы, которые различаются по полу и возрасту. Главную роль в социальной сфере играют классы, но в XX веке появляется теория согласно которой современное общество нельзя поделить на классы, потому что человек играет в пр-ве одновременно несколько ролей, например: работая на заводе он играет роль наемного рабочего, но имея акции этого предприятия он одновременно и является его совладельцем. Теория социальной стратификации. Страта – это социальная группа принадлежность к которой определяется 3 факторами: 1.уровень доходов. 2.отношения к политической власти. 3.социальный престиж. Страты очень подвижны и отличаются высокой мобильностью – возможностью свободного перехода из одной в другую. Мобильность бывает: 1. горизонтальная – переход в другую страту находится на том же уровне. 2. вертикальная: восходящая и нисходящая. Количество страт в обществе может быть сколько угодно. Оно зависит от позиции исследователя.

Место и роль философии в системе духовной культуры.

Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора и Гераклита, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Главная задача философа у софистов - научить своих учеников мудрости. Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. В итоге, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие - на землю. Таким образом, сформировалось философии - учение об общих принципах бытия, познания и отношении человека и мира.

Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философии познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как, например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как, например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.

Эта та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека, как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

Философия и мировоззрение.

Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие мировоззрение шире понятия философия. Мировоззрение - это система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем.

В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. Т.е. мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность.

Знания входят в мировоззрения в виде убеждений. В структуру мировоззрения входят и идеалы.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Философия – высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.055 с.)