Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое направление в социальной философии. Л.Уорд, Г.Тард, В.Парето.

Поиск

Начало было положено трудами Лестера Уорда, Габриэля Тарда, Вильфреда Парето.

Л. Уорд (1841-1913) – Америк. мыслитель, положительно воспринявший учения Конта и Спенсера. Однако считал, что решающее влияние на развитие общества оказывают не соц-е, и не биологич-е, а психические факторы. В своих трудах «Психические факторы цивилизации», «Динамическая социология» и др. Он пытался раскрыть психические механизмы развития общества. Он писал, что социальные силы – психологические. Важнейшими из которых выступают желания людей. Логика: все то что есть в обществе создано людьми, необходимо посмотреть причину деятельности. Он характеризовал желание как «всепроникающий и весь мир оживляющий принцип, пульс природы, как главную причину всякой деятельности». Обосновывая «функцию желаний» Уорд выделяет первичные желания, связанные с потребностями людей в пищи, одежде, жилье и т.д. На их основе он считал, что формируются более сложные желания людей, в том числе желания в творческой деятельности, гражданские свободы, а также моральные, эстетические и религиозные желания.

Желания людей порождают их волю, которую он называет «динамическим двигателем общества».

Желание и воля выступают как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества и потому как основные факторы цивилизации. При этом желание и воля людей может быть осознанными и неосознанными.

Неосознанное желание и воля действуют как иррациональные (подсознательные) силы, побуждающие людей к неосмысленному поведению людей, основанная на интуиции и инстинктах.

Наряду с Уордом развивалось и такое направление, которое исследовало проблему психического подражания и его роль в функционировании общества. Ведущим представителем является Тард. Свое учение он развил в трудах «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы», «Общественное мнение и толпа» и др.

Тард исходил из того, что в основе соц-й деятельности людей лежит их психический настрой на подражание. Он пояснял, что подражание играет в обществе такую же роль, как и наследственность в живых организмах. Подражание выступает как важнейшая сторона соц-го наследования, т.е. преемственности в развитии общества. Тард рассматривал подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть маленькие или большие изобретения и открытия:

1. совершенствующие быт людей,

2. их производственную, познавательную и иную деятельность,

3. расширяющие их власть над природой,

4. обогащающие отношения между ними.

«Изобретение и подражание – таков основной элементарный общественный процесс», - делает вывод Тард. Всякие новации, будь-то изобретения или открытия в любой области, представляют собой акты творчества способных и талантливых людей, которые затем усваиваются и повторяются многими людьми. В результате человеческое изобретение и открытие порождают огромное кол-во подражаний и распространяются по всему миру.

Тард указывал на 3 основных закона подражания:

1. Закон повторения, т.е. усвоение и воспроизведение людьми тех или иных новшеств.

2. Закон оппозиции (сопротивление), выражает борьбу самих новшеств или нового и старого в обществе.

3. Закон приспособления, адаптация людей к появившимся новшествам и к изменившимся условиям жизни.

Историю Тард рассматривал, как непрерывную цепь подражания, ка собрание деяний имеющий наибольший успех и которым более всего подражали.

 

 

Материалистическое понимание истории и его современная оценка.

Исторический материализм (Маркс, Ленин). В основе своей имеет материалистическое понимание истории. Оно заключается в том, что общество, как высшая форма движения материи, развивается по законам диалектики и процесс этого развития можно представить как смену общественно-экономической формации (ОЭФ). Каждая ОЭФ имеет базис – производственные отношения и надстройку – все другие общественные отношения. Общество развивается от низшей формации в высшей по пути прогресса. Движущие силы развития является борьба противоположностей – антагонистических классов. В результате борьбы одна из противоположностей гибнет, а на ее месте появляется новая, а в обществе происходит скачок или социальная революция. Каждая следующая формация – это отрицание предыдущей, она уничтожает ее, но в тоже время основывается на ней, как на фундаменте. Прогресс вечен и неодолим.

Основатели - К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895)

1. В обществе действуют объективные законы его развития, люди действуют в соответствии с ними и не в силах отменить их.

2. Развитие общества есть естественно-исторический процесс, обусловленный изменением способа производства материальных благ.

3. Фундаментом общественного бытия является производство материальных благ. Оно играет определяющую роль в функционировании и развитии общества, в т.ч. определяет сущность всей духовной сферы (культуры, науки, морали и т.д.).

Маркс К.: «Общественное бытие определяет общественное сознание людей».

4. Действия людей также обусловлены, в первую очередь, материальными факторами общественной жизни.

Данная теория (исторический материализм) Маркса критикуется за схематичность, а также за последующие попытки использования ее как практического руководства к революционному (насильственному) переустройству общества (Россия, Китай и др.)

40.Неокантианство и проблема ценностей в социальной философии.

Одним из влиятельных направлений философской мысли конца 19 – начало 20 века было неокантианство. Оно основывалось на философии И. Канта и развивала ее в новых исторических условиях. В области соц-й философии последователи Канта видели в том, чтобы проанализировать сущность и специфику наук об обществе. Эта задача с наибольшей полнотой была реализована в произведениях нем. мыслителей В. Виндельбанда (1848-1915) Г. Риккерта (1863-1936).

Суть соц-й фил-и неокантианцы видели в том, чтобы исследовать методы познания и истолкования исторических событий. «Метод есть путь ведущий к цели», - писал Риккерт. По их мнению, методы наук об обществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Они исходили из того, что науки о природе отыскивают общие законы развития природных явлений. Наличие же законов развития общества они отрицают. По их мнению, науки об обществе должны освещать отдельные исторические факторы, их характерные особенности.

Подчеркивая это различие наук о природе и наук об обществе Виндельбанд писал: «одни из них суть науки о законах, другие- науки о событиях; первое учит тому, что всегда имеет место, последнее, что однажды было.» В первом случае имеет место номотетическое мышление (физика, естествознание0, т.е. обобщающее, открывающее законы природы; во втором – мышление идеографическое (изображение образа0, фиксирующая отдельное исторические событие, их уникальность и неповторимость.

Возникает проблема, если отрицается закономерный характер развития общества и его культуры, то как определить соц-ю значимость тех или иных исторических явлений, их роль в развитии человеческой культуры? Решается она неокантианцыми путем обращения к проблеме ценностей.

«Не в коем случае не законы, но всегда лишь ценности должны применятся в качестве руководящего принципа объяснения общественных явлений», - утверждал Риккерт.

Ценности истолковываются как идеалы и тем самым как ориентиры социально-культурного развития общества.

По мнению Виндельбанда и Риккерта ценности носят надысторический характер, и образуют в своей совокупности идеальный, независимо от людей, вечный трансцендентный (потусторонний) мир. Из этого мира исходят соответствующие идеи и прежде всего идея должествования (должен). Она указывает на безусловное неограниченное временем абсолютное значение выше названных ценностей. По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие нормам ценностные установки и требования (моральные, религиозные и т.д), которыми они руководствуются в их жизни, деятельности и поведении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.27 (0.009 с.)