Тема 11. Проблема сознания в философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Проблема сознания в философии



1. Понятие сознания. Сознание как субъективная реальность и способ человеческого бытия.

2. Проблема генезиса сознания. Сознание как предпосылка социокультурной эволюции человека.

3. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

4. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Сознание и самосознание. Роль самосознания в развитии и жизнедеятельности человека.

5. Общественное сознание, его уровни и формы.

Ключевые понятия по теме

Бессознательное, идеальное, идеология, интенция, моральное сознание, образ, общественное сознание, обыденное сознание, политическое сознание, правовое сознание, самооценка, самосознание, сознание, творчество.

Темы для докладов и дискуссий

1. Загадка происхождения сознания.

2. Соотношение духа, души, сознания и сверхсознания.

3. Роль самосознания народа в историческом процессе.

4. Проблема искусственного интеллекта, прогнозы трансгуманизации.

5. Уязвленное историческое самосознание (комплекс неполноценности) – симптом деградации общества.

Творческие задания

1. Поразмышляйте над этимологией термина «сознание» – «со-знание». Какие новые смысловые аспекты она раскрывает?

 

2. Заполните схему, отражающую отличия сознания человека от психики животных:

 
 


 

3. Проведите сравнительный анализ философского понимания сознания:

а) в эпоху античности и эпоху средневековья;

б) в идеалистической и материалистической традиции новоевропейской и современной философии.

На основе изученного материала составьте схему (таблицу), отражающую специфику понимания сознания мыслителями античности, средневековья, Нового времени и, в завершение, философами наших дней.

 

4. Поразмышляйте над высказываниями:

- «Человек не что иное, как слабейший в природе тростник, но это – мыслящий тростник… Все наше достоинство состоит в мысли» (Б. Паскаль);

- «Есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным» (З. Фрейд);

- «…Сознание есть не проявление некоей мистической способности человеческого мозга излучать «свет сознания» под влиянием воздействующих на него вещей – раздражителей, а продукт тех особых, т.е. общественных отношений, в которые вступают люди и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия» (А. Леонтьев).

 

5.Заполните таблицу, иллюстрирующую отличительные черты идеального и материального:

идеальное Материальное
отражение действительности в форме ______?, ________? совокупность объектов реальности, находящихся вне _________________?
существует ___________? существует объективно
не имеет самостоятельного, вне материального мира существования существует _________?, независимо ________________?
формы существования опосредуются через ________? формы существования________?, ничем не опосредованы
строится на функции высокоорганизованной материи, ______? является причиной самой себя
__________? образ ___________? мира сам ___________? мир
высшая форма __________? восприятия мира существует в форме_______?, _____?, ______?, __________?
содержание идеального –_________? мир и феномены __________? содержание материального – совокупность ________? явлений и процессов _____?и ________?

6. Какую философскую проблему поднимает великий немецкий поэт и мыслитель И. Гете в данном фрагменте из «Фауста»?

Написано: «В начале было Слово» –

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало.

Я напишу, что мысль – всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь мысль творить и действовать не может!

Не сила ли – начало всех начал?

Пишу, – и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит

Но свет блеснул – и выход вижу я:

В Деянии начало бытия!

 

7. Что понимается под «моделированием интеллекта»? Постройте схему и произведите алгоритмизацию одного из вариантов создания искусственного интеллекта.

Тематика рефератов

1. Сознание в психологии и философии.

2. Оппозиция «материя и сознание»: способы интерпретации.

3. Диалектика материального и идеального.

4. Эмоциональное и рациональное, ценностное и познавательное, продуктивное и репродуктивное в сознании.

5. Проблема души в философии и психологии.

6. Обыденное сознание и здравый смысл.

7. Кибернетические модели сознания.

8. Дух и материя, душа и тело.

9. Язык как знаковая система и средство общения.

10. Проблема идеального в философии.

11. Самосознание как проблема философии.

12. Самосознание, самопознание и проблема «Я».

13. Основные компоненты сознания.

14. Вера и надежда как компоненты сознания.

15. Коллективистское и индивидуалистическое сознание как два типа мировоззренческой ориентации.

16. Бессознательное как психический феномен.

17. Современные научные трактовки бессознательного.

18. Проблема реальности духовного.

19. Дух, душа, сознание, сверхсознание.

20. Рациональное и иррациональное в духовных процессах.

21. Мистический духовный опыт.

22. Архитипическая модель К.Г. Юнга и коллективное бессознательное.

23. Коммуникативные и эмпатические свойства сознания: сопереживание, сочувствие, симпатия, антипатия.

24. Воображение как интегральная способность сознания.

25. Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности человека.

26. Феномен свободы воли и проблема волевой детерминации сознания.

27. Модели психофизической проблемы.

28. Душа и тело: социокультурные, индивидуально-личностные и биологические проблемы.

29. Сознание и мозг: нейрофизические и нейропсихологические проблемы.

30. Многообразие форм духовного опыта человека.

31. Индивидуальное и общественное сознание.

32. Обыденное и концептуализированное сознание.

33. Феномены идеологизации и мифологизации сознания.

34. Особенности массового сознания.

35. Структура общественного сознания.

36. Мир духовности: духовность и бездуховность в жизнедеятельности общества и человека.

37. Феноменология народного сознания: дух и душа народа.

38. Архетипы народного сознания.

39. Духовно-ментальные структуры как фактор детерминации исторических судеб народов.

40. Специфика духовно-ментальных структур восточнославянских народов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.008 с.)