Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Правовой статус субъектов правоотношений в информационной сфере

Поиск

(аудиторные занятия – 5 часов, самостоятельная работа – 8 часов)

Информационный блок

Тема 4.1 – 25 октября

Полномочия государственных органов в отношении СМИ: регистрация СМИ; лицензирование аудиовизуальной деятельности и деятельности в области связи; контроль за распространением СМИ; иные полномочия. Содержание лицензии. Конкурсный порядок выдачи лицензий на эфирное телерадиовещание. Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию, ее статус и функции. Лицензирование деятельности в области связи.

Ограничение владения в области СМИ. Меры по предотвращению концентрации и монополизации СМИ как средство обеспечения информационного плюрализма. Ограничения на распространение в СМИ эротической и порнографической продукции. Стандарты морали и распространение сообщений и материалов «непристойного» (indecent) и «неприличного» (obscene) содержания: опыт США и других стран. Попытки российских законодателей защитить общественную нравственность.

СМИ как институт политической системы современного общества и как объект интеллектуальной собственности, в этом качестве – объект гражданских прав. Основные субъекты правоотношений в сфере СМИ: учредитель, собственник, редакция, вещатель, издатель, распространитель, журналист.

Статус редакции СМИ. Устав редакции и учредительный договор как правовые инструменты обеспечения свободы массовой информации. Особенности трудовых отношений в редакционных коллективах. Законодательные основы отношений СМИ с гражданами и организациями.

Понятие СМИ. Виды СМИ по законодательству Российской Федерации. Организационно-правовые формы существования средств массовой информации: коммерческие и некоммерческие организации. Государственные и муниципальные средства массовой информации и их правовой статус. Негосударственные средства массовой информации. Сетевые СМИ. Общественное вещание.

Журналистская деятельность как правовая категория. Правовой статус журналиста. Права и обязанности журналиста в области сбора информации. Работа журналиста в зоне вооруженного конфликта и в условиях чрезвычайной ситуации. Особенности правового статуса иностранных корреспондентов.

Защита и самозащита журналиста. Уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.

Правовой статус служб по связям с общественностью как корпоративной функции управления. Общие и специальные профессиональные права и обязанности специалистов по связям с общественностью. Отношения с работодателями, клиентами, деловыми партнерами, средствами массовой информации, гражданами, организациями и общественностью.

Практическое занятие 4.1 – 2 октября

Создаются три подгруппы. Одна представляет редакцию печатного СМИ, вторая – редакцию телевидения, третья – PR-агентство. Студент выбирает вопросы, которые касаются трудового коллектива, в котором он «работает», и отвечает на них.

Задача для всех подгрупп – определение правового статуса своей организации при ее создании, закрепление знаний о процедуре государственной регистрации юридических лиц в информационной сфере.

 

Вопросы для самопроверки

Что такое – физическое лицо?

Что такое – юридическое лицо?

Какие виды СМИ вы знаете?

Какие органы власти осуществляют государственное регулирование в сфере массовой коммуникации?

Какой закон (какие законы) определяют правовой статус СМИ?

Чем отличается рекламное СМИ от обычного?

Чем отливается коммерческое СМИ от некоммерческого?

Каковы признаки эротического СМИ и каким законом они определяются?

Каков правовой статус государственного СМИ?

Определите правовой статус редакции СМИ

Определите правовой статус пресс-службы в организации

Как осуществляется государственная регистрация и какие документы при этом предоставляются?

Какой вид деятельности по выпуску СМИ требует лицензирование?

Где необходимо получать документ о регистрации?

Какие документы необходимо предъявлять при регистрации?

Существуют ли СМИ, для выпуска которых не нужна государственная регистрация?

Что такое – организационно-правовой статус субъекта информационной деятельности? Какие виды организационно-правового статуса вы знаете?

Кто не может выступить в роли учредителя?

Дайте характеристику учредительного договора о выпуске СМИ

Дайте характеристику Устава редакции, кто его принимает и вносит в документ изменения?

Каковы права учредителя и его обязательства перед СМИ?

Каковы обязанности редакции перед учредителем?

Что такое – фирменное наименование? Защищено ли оно законом, если да, то каким?

 

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Подраздел 2. Лица; Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

Федеральные законы:

«О средствах массовой информации», «О некоммерческих организациях», «Об автономных учреждениях», «Об акционерных обществах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О связи», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании», «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (госпошлина).

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» (1994 г.)

Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 67 от 2000г. «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний» и: Постановление Министерства труда РФ № 135 от 14 июля 1993 г. «Об утверждении рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме и примерной формы трудового договора (контракта )» (ЗиП, 2001, №3)

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей» (2006 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (лицензирование воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей (2006 г.)

Регламент работы Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию

Межгосударственный стандарт «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания Основные виды и выходные сведения» (2002)

Рекомендация Комитета Министров Совета Европы «О независимости и функциях регулирующих органов в вещательном секторе» (2000 г.)

 

Источники информации:

Правовое регулирование хозяйственной деятельности СМИ. Авт.-сост. Н.Д.Гобешия. – М., Галерея, 2003.

Правовое поле журналиста: настольная справочная книга (междунар. акты, российск. законы, указы, постановления, распоряжения, рекоменд., коммент.). Научн. ред. и отв. за вып. Б.И.Варецкий. – М.:, 1997.

Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Изд-во МГУ, 2002.

Средства массовой информации и судебная власть в России (проблемы взаимодействия). Отв. ред. А.К.Симонов. – М., 1999.

Связи с общественностью в России. Законодательное регулирование, нормативные документы, практика. Сост. и науч. ред. С.А.Болышева. – Екатеринбург, 1998.

Медиаправо России: документы, комментарии, вопросы и ответы. Авт.-сост. Бусленко Н.Т. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Федотов М.А. Правовые основы журналистики. М.: 2002.

Издания Фонда защиты гласности. Серия «Журналистика и право»

www.medialaw.ru

Серия «Журналистика и право»:

Выпуск 36. Редакционные уставы. Правовые особенности организации и функционирования редакции СМИ.

Выпуск 21.Законотворчество о СМИ в контексте права на информацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.195 (0.012 с.)