Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гносеологические основы систематизации и обобщения знаний учащихсяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исходным пунктом в изучении реального объективного мира является идея материального мира. Окружающий нас мир составляют не отдельные, изолированные друг от друга предметы, явления, процессы, а совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, определенного рода системные, целостные образования. Перед человеческим познанием стоит задача отразить мир как единое целое, возможно более глубоко и всесторонне, открыть законы взаимосвязи предметов и явлений мира в каждой отдельной области действительности. Это обусловливает необходимость системного подхода к изучению материального мира, что подчеркивается в работах отечественных философов В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Б.М. Кедрова, В.Н. Садовского, М.И. Сетрова, А.И. Умова, А.П. Шептулина, Э.Г.Юдина и др. Специфика системного подхода заключается в выдвижении новых принципов подхода к объекту изучения, в стремлении построить целостную картину объекта. Для системно-структурного подхода наиболее важными оказываются такие категории диалектики как система, связь, форма и содержание, часть и целое, отношение, свойство, а также общенаучные категории, такие как состав, структура, элемент, функция и т.д. Диалектика целого и части во многом соотносится с диалектикой общего и отдельного. Целое существует только в своих частях, благодаря частям. Всякая часть связана с другими частями, входящими в целостную систему, подобно тому, как отдельный элемент взаимосвязан с другим элементом. Категория общего и отдельного отражают сходство и различие не только данного целого с его частями, но и с другими целостными образованиями.[28] Познать объект - это значит получить систему знаний о нем, а сделать это невозможно без систематизирующей деятельности. Для организации такой деятельности необходимо иметь общие представления о структуре конечного результата, что позволит установить, является ли он системой знаний или есть случайный набор сведений о материальной действительности. Исследователь только тогда может заниматься систематизирующей деятельностью, когда у него самого будут прочно сформированы понятия «система», «структура системы», «виды систем», «единичное», «общее» и сама деятельность по получению системного результата имеет свои особенности и характеристики, которые необходимо знать и уметь использовать. Под влиянием системного подхода в науке все более актуальной становится проблема систематизации и обобщения в процессе обучения, особенно в преподавании естественных предметов, в частности физики. Однако в дидактике нет единых точек зрения по вопросам определения понятий «систематизация» и «обобщение» применительно к процессу обучения.[5] Вопросы систематизации и обобщения — огромная гносеологическая, психологическая и педагогическая проблема. Каждый выдающийся дидакт прошлого в большей или меньшей степени касался этого вопроса. Например, великий польский дидакт Ян Коменский рассуждает: «Все знания должны располагаться таким образом, чтоб предстоящее всегда основывалось на предыдущем, а предыдущее укреплялось предстоящим». К. Ушинский писал, что «только система, конечно, умная, которая выходит из самой сущности предметов, дает нам власть над нашими знаниями». Существуют несколько определений различных авторов о понятиях «систематизация» и «обобщение». Сначала рассмотрим теоретические основы понятия «систематизация». Систематизация знаний - сложный многосторонний процесс. Как акт познавательной деятельности, она включает в себя и объективную логику мышления, и субъективные факторы, оказывающие влияние на протекание процесса. В связи с этим познание процесса систематизации знаний возможно в единстве трех аспектов: гносеологического - как взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания; психологического — как механизма эвристической деятельности; логического — как структуры логического процесса на основе логических отношений между мыслями.[28] В гносеологическом аспекте систематизация знаний представляет собой взаимодействие объективированных знаний и субъективной деятельности человека. К объективированным знаниям относится исходный уровень знаний (первичный), компонентами которого, в свою очередь, являются эмпирические правила, согласующиеся или не согласующиеся с определенной действующей системой знаний (теоретической конструкцией), и новый (вторичный) уровень знаний, возникающий на основе предшествующего уровня знания, как его организованный вариант. Такая организация знания в некое целостное образование, являющееся условием ее успешного функционирования, предполагает наличие третьего элемента систематизации знаний - системообразующего признака, который в свою очередь является следствием аналитико-синтезирующей деятельности мышления и психической деятельности субъекта в целом. Субъективная деятельность человека по определению системообразующего признака и организации знания также полиструктурна. Как эвристическая деятельность она включает в себя в качестве элементов выдвижение познавательной задачи, мыслительную деятельность, организующие знания в систему, и проверку истинности и эффективности новой системы знания. Мыслительная деятельность, протекая по разному в рамках индивидуального творческого процесса, необходимо включает в себя анализ исходного уровня знания по определению системообразующего признака, как организующего начала, построение научной гипотезы о структурной организации знания на основе синтетического подхода к нему, и, наконец, оформление знания на основе доказательства в новую систему и фиксирование ее в виде определенных результативных форм систематизации знаний.[31] Полученная система знаний, не является конечной инстанцией познания, поэтому понятия первичного и вторичного уровней систематизации знаний следует понимать в относительном смысле. Новые эмпирические факты (а также социальные потребности) могут вызвать новые противоречия в системе знаний и новую фазу их систематизации. Преемственность и возникновение нового качества в развитии - необходимые моменты всякого научного знания. Анализ философской, логико-гносеологической литературы, посвященной изучению особенностей системного подхода в научном познании и в процессе обучения, показал, что большинство авторов определяет систематизацию как логико-гносеологический процесс достижения системного результата, как деятельность по приведению элементов в систему. «До известной степени, -пишет Б.М.Кедров, - понятию синтеза соответствует понятие систематизация, приведение каких либо элементов в систему».Некоторые философы определяют систематизацию знаний как «дискурсивный логический процесс обобщения и упорядочения знаний на основе системообразующего признака, завершающего образованием систем знаний». А обобщение как: -«мысленное выделение каких-либо общих свойств, принадлежащих» целому классу предметов, и формулирование такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет данного класса. - процесс выделения из множества отдельных элементов действительности общих существенных сторон, свойств, явлений и.т.д. - «один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении и объединении общих существенных черт предметов и явлений действительности. Под обобщением понимается также результат этого процесса». Чтобы исключить наблюдающиеся в методической литературе отождествления понятий «систематизация» и «обобщение», необходимо произвести сравнение этих мыслительных операций, выявить точки их соприкосновения. 1. Систематизация и обобщение начинаются с рассмотрения нескольких элементов знаний, но систематизация направлена на выявление связей между ними, определение субординации, функции зависимостей, т.е. построение системы на основе выбранного принципа, когда как при обобщении в отдельных элементах выделяются общие существенные для них черты. 2. Систематизация и обобщение проводятся на основе выбранного признака, но отличие заключается в том, что в первом случае это системообразующий признак, а во втором обобщающий. 3. В процессе познания систематизация и обобщение взаимодополняют друг друга. Главная задача обобщения — выделить общее. Если у множества объектов, используя приемы обобщающей деятельности, выделить несколько общих свойств, сторон, характеристик и т.д., то сами по себе большой познавательной ценности они могут не иметь, так как будут разрознены, ненаглядны. Их необходимо систематизировать, представить в виде таблиц, схем, рисунков. Этот момент часто не осознается, считается, что обобщение само создает систему, что неверно.[20] «Соответствующий порядок в осуществлении познавательных действий, строгая последовательность в развитии мысли и системность в изучении объекта, целостность его воспроизведения, несомненно, являются важнейшими характеристиками истинного, то есть последовательно научного метода познания». В процессе систематизации знаний имеются определенные уровни. Схема 1.
Элементарным уровнем систематизации знаний следует называть уровень познания «явления», «единичного», фиксированных в единичных и общих понятиях, суждениях о возможности и действительности. По своей содержательной и логической сущности этот уровень систематизации знаний совпадает с эмпирическим уровнем знания. Логико-гносеологической функцией этого уровня систематизации является вычленение предмета (его свойств, связи с другими предметами) из поля реальности, а также описание его внешних свойств, того, каким является предмет. На этом уровне происходит утверждение или отрицание тех или иных признаков и предметов, фиксация эмпирически повторяющейся связи между предметами и его эмпирически данными характеристиками. Это начальная стадия упорядочения и обобщения знаний. Так, наблюдения за движением тела фиксируются первоначально в виде понятий «движение камня, брошенного вверх», «полет птицы», «движение небесных тел» и.т.д.[35] Высшие уровни систематизации знаний — это уровни познания «сущности», «общего» и «всеобщего», отражающие познание мира в закономерностях его изменения и развития. Систематизация знаний на этой стадии развития познания представляет собой, по крайней мере, два последовательных уровня восходящей степени обобщения теоретического знания, выраженного в ступенчатых структурах. Во-первых, это уровень систематизации знаний конкретных наук. За ним мы оставляем название теоретического уровня на том основании, что ведущая логико-гносеологическая функция его - объяснение мира и предвидение возможных изменений его конкретных форм на основе познанных закономерностей. Этот уровень систематизации знаний выражается в формах научных определений, понятий, законов, понятий частных наук, принципов, руководящих идей, приводящих к построению гипотез и теорий. Высшей формой систематизации знаний этого уровня являются конкретные науки. Теоретический уровень, или уровень конкретных наук - это познание субстанции, многоступенчатой сущности, познание особенного и общего. В рамках теоретического уровня знание происходит длительную историю развития, следуя через ряд последовательных циклов систематизации знаний, «просеивающих» и накапливающих научную информацию. На определенных уровнях познания сущности, когда знание достигает предельных возможностей выражения в тех или иных логических формах, происходит скачок, сопровождающийся трансформацией прежних логических форм в новые, более сложные по конструкции, более емкие по заключенному в них научному знанию.[31]
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.125 (0.008 с.) |