Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Систематизация курса механикиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим, как можно систематизировать знания по школьному разделу физики «Механика». Бесспорно, это очень важный и сложный раздел физики. Материал перегружен и за два урока в неделю (в обычном классе) очень трудно все освоить и тем более научиться решать задачи. А ведь механика является основой для изучения остальных разделов физики. Систематизация знаний по механике крайне необходима. Ее следует провести в IX классе в конце учебного года, когда все темы механики изучены, т. е. привести в систему знания учащихся по данному разделу, и в X классе на уроке повторения нужно актуализировать знания учащихся по этой теме. Иными словами: провести систематизацию знаний. Руководствуясь технологическим подходом в преподавании физики, мы всю механику свели в таблицу, состоящую из системы блоков (модулей). Каждый блок (модуль) отражает определенную тему, в которую сведены основные, главные знания по ней. Для систематизации знаний по механике достаточно одного урока. Основная задача урока – актуализация, обобщение и систематизация знаний учащихся по механике в целостную систему. Урок разделяется на этапы. На 1-м этапе выясняем основную задачу механики и причину механического движения. Далее переходим к динамике и приводим в систему знания по этой теме. На 2-м этапе систематизируем знания по кинематике прямолинейного движения и движения тела по окружности. На 3-м этапе актуализируем знания таких понятий, как «механическая работа», «энергия» и ее виды. На 4-м этапе раскрываем и формулируем законы сохранения в механике. На 5-м этапе приводим в систему знания по теме «Статика». На 6-м этапе обобщаем знания о силах в природе. Рассмотрим эти этапы более подробно. Урок начинается с выяснения того, что в механике изучаются движения тел. Затем формулируется основная задача механики и дается определение механического движения. Ставится вопрос: «Что является причиной движения тел?» Учащихся подводят к выводу, что причиной движения является действие на него других тел. Действие одного тела на другое называют взаимодействием.[23] Для взаимодействующих тел английский физик И. Ньютон открыл закон, который носит его имя: 3-й закон Ньютона. Дается формулировка этого закона, и делается его математическая запись в центре доски (см. схему 1).
В 3-й закон Ньютона входят силы, с которыми тела взаимодействуют друг с другом. Эти силы можно найти, применив 2-й закон Ньютона. Формулируем этот закон и записываем его математическое выражение на доске. Уточняем, что 2-й закон Ньютона сформулирован для тел, которые движутся равноускоренно. Для тел, покоящихся или движущихся прямолинейно равномерно, сформулируем 1-й закон Ньютона. Затем раскрываем основную задачу динамики и делаем обобщение.[22] Для нахождения ускорения и других кинематических величин используются формулы кинематики. Выясняем основную задачу кинематики. Обращаем внимание учащихся, что по форме траектории движения разделяются на прямолинейное и криволинейное (частным случаем криволинейного движения является движение тела по окружности). По скорости движения разделяются на равномерное и равноускоренное. Для решения кинематических задач достаточно знать 5 основных формул: скорости, перемещения, дополнительную формулу (получена из первых двух, путем исключения времени), координат и средней скорости. Обращаем внимание учащихся на то, что эти формулы отражают как равноускоренное движение, так и равномерное (при а = 0). Далее вспоминаем основные понятия и формулы кинематики движения тела по окружности: угловой скорости, периода, частоты, формулы связи этих величин, линейной скорости и центростремительного ускорения.[26] Выяснив основные понятия и кинематические характеристики механического движения, переходим к вопросу о механической работе, мощности и энергии. Раскрыв понятия кинетической и потенциальной энергии и записав их формулы, переходим к формулировке законов сохранения полной механической энергии и импульса. Затем переходим к статике. Раскрываются понятия момента силы, плеча силы и формулируются условия равновесия тела. Обращаем внимание на то, что первым условием равновесия является 1-й закон Ньютона. Таким образом, к концу урока на доске вычерчена таблица, в которую сведены основные формулы механики. По ней можно еще раз обобщить основные понятия и законы механики. Возвращаемся снова к тому, с чего начинали урок: с взаимодействия тел. Тела действуют друг на друга с силами. Выясняем понятие силы. Классифицируем силы по четырем типам взаимодействий. Особое внимание уделяется четким определениям понятий и формулировке законов. В качестве примера были разработаны следующие схемы и таблица: Схема 4 Механическое колебание – движение, которое повторяется
Положение тела в Вид энергии, которым пространстве обладает тело
Схема 5
Колебательная система
Свойства
Имеет состояние Ограничена в в ней возникает обладает устойчивого пространстве. возвращающая инертностью равновесия сила.
Таблица 2.Законы Ньютона
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.007 с.) |