Глава 1. Основы систематизации и обобщения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Основы систематизации и обобщения



Ульяновск, 2012

 
Содержание стр
Введение  
Глава 1.Психолого-педагогические основы систематизации, обобщения и повторения  
1.1 Систематизация и обобщение знаний как условие глубокого и осознанного усвоения информации  
1.2 Гносеологические основы систематизации и обобщения знаний учащихся  
1.3 Теория содержательного обобщения  
1.4 Повторение учебного материала  
Выводы по главе  
Глава 2.Повторительно-обобщающие уроки физики в средних общеобразовательных учебных заведениях  
2.1 Формирование физических понятий  
2.2 Обобщение знаний учащихся по физике  
2.3 Обобщение и систематизация в курсе старших классов  
2.3.1 Систематизация курса механики  
2.4 Основные этапы проведения обобщающих уроков  
2.5 Педагогический эксперимент  
2.5.1Анкетирование ребят старших классов общеобразовательной школы  
2.5.2 Проверка умения ребят работать по обобщенному плану  
Выводы по главе  
Заключение  
Литература  
Приложение  

 

   

Введение

Тема квалификационной работы выбрана не случайно, ведь в школьных программах по физике давно выдвигается требование форми­рования системы знаний (системных знаний - по определению Л.Я.Зориной), заключительным этапом которого являются систематизация и обобщение зна­ний по каждому разделу и всему курсу. При этом под системой знаний понима­ется наличие именно упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов знаний как единиц информации. Дидактами и методистами подчеркивается не­обходимость и важность формирования у школьников теоретического мышле­ния, тесно связанного с этой системой, а значит — и способов деятельности, с помощью которых оно осуществляется, однако на практике эти идеи почти не реализуются. [1]

Таким образом, существует общее противоречие между требованиями приоритета развития над обучением и формирования у учащихся системных знаний и теоретического мышления согласно современной образовательной па­радигме, с одной стороны, и отсутствием обоснованной концепции обобщения знаний, удовлетворяющей этим требованиям, а также механизма ее реализации, с другой стороны. Это свидетельствует об актуальности исследования пробле­мы обобщения знаний учащихся по физике в старших классах.

Наличие противоречий обусловило существование ряда вопросов, которые в совокупности составили проблему исследования:

- Каким образом следует организовать процесс обучения, направленного на формирование системы знаний по предмету и умения обобщать знания на разных уровнях этой системы, обеспечивающего развитие теоретического мышления?

- Какие теоретические положения могут стать основой реализации цело­стного процесса обобщения знаний учащихся по физике в старшей школе в рамках современной образовательной парадигмы?

- Какой должны быть практические пути реализации такого процесса?

- Как подготовить учителя физики к формированию у учащихся систем­ных знаний и соответствующих способов деятельности?

Объект исследования - процесс обучения физике учащихся старших клас­сов средней школы.

Предмет исследования - процесс обучения учащихся средней (полной) школы обобщению знаний по физике.

Цель исследования состоит в изучение эффективности усвоения знаний учащимися при проведении систематизации и обобщения в старших классах общеобразовательной школы (на примере темы «механика»).

Задачи исследования:

1. изучить закономерности процесса обучения и воспитания, проблемы, с которыми сталкивается современный учитель;

2. анализировать научный материал на тему обобщения по многочисленным источникам;

3. экспериментально исследовать уровень навыков обобщения учащихся старших классов гимназии № 24 г. Ульяновска;

4. разработать вспомогательный материал для обобщения и систематизации на уроках по физике;

5. разработать конспекты обобщающих уроков по систематизации учебного материала.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассмотрены теоретические основы систематизации, обобщения и повторения их роль в обучении учащихся физике. Также в эту главу включены основы систематизации и обобщения и их основные особенности.

Во второй главе рассматривается практическое применение систематизации на уроках физики. В заключении приведены основные выводы и результаты дипломной работы.

Список литературы содержит 36 наименований.

Глава 1. Основы систематизации и обобщения

Повторение учебного материала

Повторение учебного материала – необходимая и обязательная часть усвоения учащимися, без которой нельзя добиться прочных знаний по физике. Повторение следует рассматривать как процесс закрепления пройденного, не сводимый, однако, к простому воспроизведению в памяти учащихся изученного.

Повторение помогает учителю подвести учащихся к логическим выводам, раскрыть сущность физических явлений, показать широкое использование законов физики на практике. Для того, чтобы повторение было эффективным, необходимо придерживаться некоторых условий процесса, его:

· повторять только самое главное – то, что должно быть усвоено прочно и надолго;

· повторять систематически, целенаправленно;

· повторять материал в новом сочетании, сопоставляя, сравнивая, обобщая, систематизируя элементы нового;

· использовать разнообразные способы и приемы работы над учебным материалом;

· планировать повторение во времени с четкой дозировкой материала;

Схема 2.

Виды повторения

по мыслительной

по времени проведения деятельности

*вводное

* текущее по дидактической цели *пассивное

*периодическое *опорное *активное

*заключительное *обобщающее

*регулярное

Каждый из вышеуказанных видов повторения выполняет свои задачи и находит отражение при организации учебного процесса.

Периодическое повторение – это повторение, которое проводится в конце изучения темы, ряда тем (раздела). Основная цель, которая преследуется на этих уроках – закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся. Материал концентрируется по определенной системе. Вопросы, предлагаемые учащимся, охватывают главное и строятся вокруг основных понятий, законов данного раздела. Конечно, при повторении, прежде всего, развивается память учеников, но не менее важно развивать и их мышление. И важную роль в этом отводится задачам разного характера (качественным, вычислительным задачам технического содержания, комбинированным).[4]

В результате активной мыслительной деятельности над изученным материалом учащиеся получают новые знания. Но как бы ни были правильны и глубоки размышления, они всегда опираются на знания, хранимые памятью. Поэтому на этих уроках важную роль отводиться составлению обобщающих таблиц. Составление таблиц имеет большое значение для систематизации знаний учащихся, так как концентрируют самое главное в теме, позволяют наглядно и экономно показать общее для понятий, их взаимосвязь, последовательность формирования и т.д. Кроме того, такая работа дисциплинирует мысль, приучает учащихся отвечать кратко и ясно.

 

Выводы по главе

В первой главе раскрывается современное состояние проблемы обобщения знаний в процессе обучения физике; обсуждаются возможности школьного курса физики в плане проведения обобщения знаний.

Установлено, что в большинстве исследований и методических пособий процесс обобщения считается «подчиненным» процессу систематизации; обобщение и систематизацию рекомендуется проводить на этапе повторения и обобщения знаний, причем рассматривается преимущественно содержательно- информационная сторона этого процесса, а не деятельность по обобщению усвоенных знаний, планируемым результатом этих процессов является система знаний по предмету.

В главе проанализированы предлагаемые в исследованиях и методических пособиях разных авторов пути, уровни, приемы и средства осуществления обобщения и систематизации знаний и, таким образом, установлено, что разработанный к настоящему моменту «инструментарий» учителя вполне достаточен, чтобы сделать этот процесс разнообразным и всесторонним.


Глава 2. Повторительно-обобщающие уроки физики в средних общеобразовательных учебных заведениях

Вариант 1

1. Тепловым движением называется…

А....равномерное движение отдельной молекулы.

Б....упорядоченное движение большого числа молекул.

В....непрерывное беспорядочное движение большого числа молекул.

Г....прямолинейное движение отдельной молекулы.

2. Внутренняя энергия тела -...

А....энергия, которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или частей одного и того же тела.

Б....энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

В....энергия, которой обладает тело вследствие своего движения.

Г. Правильнoго ответа нет

3. Внутреннюю энергию тела можно изменить...

А....только совершением работы.

Б....только теплопередачей.

В....совершением работы и теплопередачей.

Г. Внутреннюю энергию тела изменить нельзя.

4. Стальную пластину поместили на горячую электрическую плиту. Внутренняя энергия пластины увеличивается в основном вследствие...

А....теплопередачи.

Б....совершения работы.

В....теплопередачи и совершения работы.

Г. Внутренняя энергия пластины не изменяется.

5. Внутренняя энергия тела зависит...

А....только от скорости тела.

Б....только от положения этого тела относительно других тел.

В....только от температуры тела.

Г....от температуры и массы тела.

6. Чайник с водой поставили на печь и подогрели воду. При этом...

А....увеличилась кинетическая энергия молекул

Б....уменьшилась кинетическая энергия молекул.

В....увеличилась потенциальная энергия молекул.

Г....уменьшилась потенциальная энергия молекул.

7. Ложка, опущенная в стакан с горячим чаем, нагрелась. Какой вид теплопередачи является основным в этом случае?

А. Конвекция.

Б. Теплопроводность.

В. Излучение.

Г. Все три вида теплопередачи вносят одинаковый вклад в нагревание ложки.

8. Какой вид теплопередачи не сопровождается переносом вещества?

А. Только излучение.

Б. Только конвекция.

В. Только теплопроводность.

Г. Излучение и теплопроводность.

9. Батареи водяного отопления обогревают комнату. Какой вид теплопередачи является основным в этом случае?

А. Конвекция.

Б. Теплопроводность.

В. Излучение.

Г. Все три вида теплопередачи вносят одинаковый вклад в нагревание комнаты.

10. Какие из тел - твердые тела, жидкости или газы - обладают наибольшей теплопроводностью?

А. Твердые тела.

Б. Жидкости.

В. Газы.

Г. Жидкости и газы.

 

 

Вариант 2

1. Какое из приведенных ниже определений является определением внутренней энергии?

А. Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

Б. Энергия, которая определяется взаимным положением в заимодействующих тел или частей одного и того же тела.

В. Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения.

Г. Правильный ответ не приведен.

2. Внутренняя энергия тела изменяется...

А....только при совершении работы.

Б....при совершении работы и теплопередаче.

В....только при теплопередаче.

Г. Внутренняя энергия тела измениться не может.

3. По свинцовой пластине ударяют молотком. Каким способом при этом изменяется внутренняя энергия пластины?

А. Теплопередачей и совершением работы.

Б. Теплопередачей.

В. Совершением работы.

Г. Внутренняя энергия пластины не изменяется.

4. От каких физических величин зависит внутренняя энергия тела?

А. От температуры и массы тела.

Б. От скорости и массы тела.

В. От положения этого тела относительно других тел.

Г. От температуры и скорости тела.

5. При остывании горячей воды...

А....увеличивается кинетическая энергия молекул.

Б....уменьшается кинетическая энергия молекул.

В....увеличивается потенциальная энергия молекул.

Г....уменьшается потенциальная энергия молекул.

6. Солнце обогревает поверхность Земли. Какой вид теплопередачи является основным в этом случае?

А. Конвекция.

Б. Теплопроводность.

В. Излучение.

Г. Все три вида теплопередачи вносят одинаковый вклад в нагревание Земли.

7. Какой вид теплопередачи сопровождается переносом вещества?

А. Только теплопроводность.

Б. Только излучение.

В. Только конвекция.

Г. Излучение и теплопроводность.

8. В каких телах может происходить конвекция: в твердых телах, жидкостях, газах?

А. Только в твердых телах.

Б. Только в жидкостях.

В. Только в газах.

Г. В жидкостях и газах.

9. Какие из тел - твердые тела, жидкости или газы - обладают наименьшей теплопроводностью?

А. Твердые тела.

Б. Жидкости.

В. Газы.

Г. Твёрдые и жидкие тела.

10. Два одинаковых тела, имеющих разные температуры, привели в соприкосновение тремя способами (I, II, III) (см. рисунок).

Теплопередача осуществляется…

А....от тела 1 к телу 2 во всех трех случаях.

Б....от тела 2 к телу 1 во всех трех случаях.

В....от тела 1 к телу 2 только в случае I.

Г....от тела 2 к телу 1 только в случае III.

Вариант 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В Б В А Г А Б Г А А

Вариант 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

А Б В А Б В В Г В А

При проведении анализа теста выясняются пробелы знаний учащихся. Учитель корректирует ошибки. На доске заполняются «Зона -», «Зона +». (Рефлексия)

II. Содержательно-поисковый этап урока (15 мин)

2.1 Формирование новых знаний и способов деятельности.

Учитель предлагает вернуться к блок-схеме «Внутренняя энергия». Зависимость количества теплоты от параметров выводится опытным путем.

Опыт 1. Зависимость Q от массы вещества.

В сосуды налита вода разной массы (m1=1кг, m2=2 кг), нагретая до температуры 80º С. Как относится Q1 и Q2? Вывод: количество теплоты Q пропорционально m. На интерактивной доске демонстрируется эффект появления данного опыта.

Опыт 2. Зависимость количества теплоты Q от изменения температуры вещества.

В сосуды налита жидкость равной массы (m1 = m2 = 2 кг), Δt=20º С, Δt2=60º С. Как относится Q1 и Q2? Вывод: Q2=3 Q1. Количество теплоты Q пропорционально изменению температуры. На интерактивной доске демонстрируется эффект появления данного опыта.

Опыт 3. Зависимость количества теплоты Q от рода вещества.

В сосуды налиты масло и вода равной массы. При равном времени нагревания масло нагревается до более высокой температуры. Вывод: Количество теплоты Q зависит от рода вещества. Вводится физическая величина - удельная теплоемкость.

Моделирование формулы

Q = m c (t2-t1), где с – удельная теплоемкость. Обобщив результаты опытов, учащиеся получают формулу, формулируют физический смысл теплоемкости вещества.

 

2.2 Первичное закрепление знаний.

Учитель еще раз предлагает связать количество теплоты с параметрами вещества при нагревании и охлаждении. Работа с таблицей 2. Удельная теплоемкость некоторых веществ (страница 70 учебника).

Физкультминутка. Под музыку – движение глаз и рук.

III. Адаптивно-преобразующий этап урока(15 мин.)

3.1 Моделирование и решение задач. Особенности решения задач.

1. Q = m c(t2-t1), где с – удельная теплоемкость. Количество теплоты пропорционально массе, удельной теплоемкости, изменению температуры вещества. Количество теплоты зависит от пути перехода системы из одного состояния в другое. Понятие «внутренняя энергия» и «количество теплоты» нельзя заменять или совмещать.

3.2 Работа с формулой. Учащимся предлагается вывести каждый параметр формулы на доске. Для этого оптимально используются возможности интерактивной доски: ученики выводят физические величины на доске.

3.3 Решение задач.

Задача 1. Учитель предлагает учащимся разделиться по парам и обсудить решение задачи:

Три предмета равной массы и одинаковой температуры из алюминия, с=920Дж/кг º С, латуни, с=380 Дж/кгº С, железа, с=460 Дж/кгº С, погрузили в горячую воду на одинаковое время. Что можно сказать о конечной температуре тел? До равной температуры они будут нагреваться равное время или нет? На одинаковую величину изменилось при этом количество теплоты? Одновременно с теоретическим решением задачи проводится опыт с тремя цилиндрами.

Графическая задача 2 (упражнение16 №7, стр.73). Рисунок к задаче дублируется на доске.

Задача 3. Найдите удельную теплоемкость чугуна, если при остывании чугунной детали массой 20 кг от 130ºС до 80ºС выделяется 0,550 МДж теплоты. Предлагается решить данную задачу самостоятельно у доски и в тетрадях с последующей взаимопроверкой.

3.2 Подведение итогов данного этапа.

Вопросы:

• Что нового узнали на уроке?

• Какая величина характеризует зависимость количества теплоты от рода вещества?

• Тела нагреваются по-разному? А остывают? Приведите примеры.

• Для чего следует изучать тему «Тепловые явления»?

Учащиеся делают краткие сообщения:

- Жизнь человека на планете Земля происходит в периодической смене времен года, связанных с этим явлением процессов изменения температуры воздуха, таянием льда и замерзанием воды в водоемах. Образование ветра, круговорот воды в природе, тепловые процессы, происходящие в организме человека. Эти явления человек должен изучать для того, чтобы лучше приспособиться к жизни в тех или иных условиях, меньше приносить вред самой природе, постигать новые знания и применять их.

- Угроза парникового эффекта, глобального потепления на планете, нарушение экологии, связанное с выбросом в атмосферу продуктов сгорания тепловых электростанций, заводов, выхлопных газов автомобилей ставит проблему разработки экологически чистых источников энергии, более совершенной системы очистных сооружений.

- Проектирование различного вида конструкций и жилых зданий, выдерживающих перепады температур и обеспечивающих комфортные условия для жизни, - эти и многие другие факторы требуют знаний законов тепловых явлений.

3.3 Формулировка заданий для домашней работы (в информационном блоке). Изучить §20. Выполнить задания: упражнения 16, №1-3. Познакомиться с содержанием л. р.№4, стр.170.

Педагогический эксперимент

2.5.1 Анкетирование ребят старших классов общеобразовательной школы

При прохождении педагогической практики был проведен опрос учеников старших классов средней общеобразовательной школы. Цель проведения опроса - выяснить, знают ли ребята что такое обобщение и как часто они обращаются к обобщению при подготовке к занятиям.

Ученикам были даны следующие вопросы:

1. Нравится ли отвечать параграф по готовому конспекту и почему?

2. Как вы готовитесь к проверочной работе? 1 - выписывают формулы и определения;

1) выписываете формулы и определения;

2) конспектируете главу;

3) составляете схемы;

4) составляете таблицы;

5) заучиваете формулы.

3. Как вы понимаете термин «обобщение знаний»?

4. Умеете ли вы составлять конспекты при работе с книгой?

В анкетировании участвовали 21 десятиклассника и 19 одиннадцатиклассников. При анализе ответов на первый вопрос о том, нравится ли отвечать по конспекту, учащиеся 10 класса утвердительно положительно ответили, обосновав это тем, что можно подсмотреть, в конспекте выделяются основные моменты, благодаря которым, ответ получается более уверенный. Учащиеся 11 класса большинство ответили «да», но встретились и отрицательные ответы, которые пояснялись тем, что не всегда удобно отвечать по конспекту, порой можно обойтись. Это явление можно объяснить тем, что одиннадцатиклассники более уверены в себе, более требовательнее к себе и даже составляя конспекты, желают отвечать без него.

Второй вопрос тесно сочетается с темой квалификационной работы, его цель - узнать какими методами обобщения владеют ребята на практике. Для наглядного представления и сравнения обратимся к рисунку.

Гистограмма 1.Ответы учащихся 10 класса

Гистограмма 2.Ответы учащихся 11 класса

Итак, в десятых классах приоритет отдается составлению таблиц, т.е. заготовке шпаргалок, на втором месте схемы и формулы. В 11-ом классе ребята предпочитают более осмысленному написанию формул в их взаимосвязи - схемы. Такое явление объясняется возрастными особенностями и психологическими настройками ребят - десятиклассники еще не чувствуют ответственности за будущее, а одиннадцатиклассники хотят знать, осмысленно учить для «завтрашнего» дня.

Очень интересно ребята раскрыли понятие «обобщение» знаний. Вот примеры ответов десятиклассников:

- «Общий вывод»;

- «Упорядочение знаний»;

- «Объединение полученных знаний с новыми»;

- «Приведение определенных знаний в систему»;

- «Совокупность всех знаний».

Одиннадцатиклассники расширили это понятие:

- «мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений»;

- «подытоживание знаний»;

- «резюмирование, итог».

Среди определений данных десятиклассниками попадались и несуразные ответы, что говорит о полном отсутствии понятия в словарном запасе, но возможном применении методов обобщения. Таким образом, в целом ребята имеют представление об обобщении, хоть и не могут дать правильного понятия. Одиннадцатиклассники обладают более широким словарным запасом и грамотнее выражают свои мысли. Но для учителя такая проверка служит определенным сигналом о том, что применяя неоднократно методы и приемы обобщения на уроках, необходимо пояснить ребятам о самом процессе систематизации и обобщения, о приемах и методах и о пользе в учебном процессе.

Судя по ответам на четвертый вопрос все ребята умеют составлять конспекты, а вот двое одиннадцатиклассников ленятся писать и предпочитают подчеркивать основное в книге карандашом. Но и подчеркивание хороший признак, указывающий на умение работать с книгой, искать важные мысли.

Пятый вопрос более творческий и ребята представили различные варианты. Многие склонялись к тому, чтобы вначале повторить формулы и определения, а потом прорешать задачи. Таких мнений более 60 процентов, возможно, это вызвано тем, что учитель именно так организует подготовку к проверочной работе. В 11 классе ребята уже показали знание систематизации, выдвинув ее как метод для подготовки к контрольной работе. Таких вариантов было 5, остальные склонились к простому повторению материала, без демонстрации взаимосвязи фактов и явлений.

В целом сложилось впечатление, что ребята интенсивно пользуются методами систематизации и обобщения, уверенно конспектируют и воспроизводят конспекты, многие знакомы с приведением знаний в систему, т.е. во взаимосвязи, причем в более старшем возрасте ребята осознаннее подходят к процессу повторения и учению.

2.5.2 Проверка умения ребят работать по обобщенному плану

В старших классах «Гимназии №24» проводился эксперимент с целью проверить умение ребят работать по обобщенному плану при работе с физическими величинами. Каждый ученик получил индивидуальное задание с общим для всех планом раскрытия физической величины. Школьники могли пользоваться своими учебниками при работе с обобщающими таблицами, т.к. для каждого класса была отобрана своя величина уже изученная или предстоящая к изучению в этом году.

Характеристика физической величины проводится по такому плану:

1) Какое явление или свойство характеризует данная величина?

2) Определение величины.

3) Определительная формула и формулы связи с другими величинами.

4) Какая это величина: скалярная или векторная?

5) Единица измерения.

6) Способ измерения величины.

Итак, в 10 классе задание выполнил 21 ученик, из них правильно раскрыта величина у семи учеников. Шестеро учеников раскрыли понятия не по плану, а как им показалось удобно, из них только 2 ученика правильно ответили на пункты плана. Таким образом, 11 учеников раскрыли понятия не совсем точно с отсутствием сведений в некоторых пунктах. Особенно проблемными оказались следующие вопросы:

1) Какое явление или свойство характеризует данная величина?

2) Способ измерения величины.

В данном случае ребята затруднились различить само определение и свойство, характеризующее величину. Таким образом, для того, чтобы успешно выполнить задание, необходимо было обратиться к логическому мышлению, к умению синтезировать и анализировать прочитанное о физической величине.

При ответе на второй проблемный вопрос нужно было, просто проанализировав сведения о величине, вспомнив все измерительные приборы, назвать прибор, либо ответить, что значение вычисляется через опосредованные измерения.

Среди одиннадцатиклассников гораздо больше правильных работ, лишь двое перепутали пункты плана. Справились 15 человек, 4 ученика не полностью раскрыли понятие величины. Проблема связана была с первым проблемным вопросом. Необходимо отметить, что среди работ учащихся 11 класса десять величин раскрыто глубоко и грамотно.

Таким образом, одиннадцатиклассники отличаются более высокими показателями результата и качества работы. Это объясняется тем, что ученики 11 класса осознали ответственность, приобрели глубокие знания и навыки при работе с учебником. Результаты десятиклассников показали, что ребят надо подтянуть в знаниях и навыках, необходимо чаще давать такие задания по обобщению.

С этой целью были разработаны материалы, способствующие формированию у школьников умений обобщать изученный материал.

Выводы по главе

Во второй главе рассматриваются методологические, психологические, дидактические и научные основы построения процесса обобщения знаний уча­щихся по физике в старших клас­сах средней школы. Определены основные понятия, используемые в исследо­вании; описаны основные черты, определяющие специфику науки физики с точки зрения возможности обобщения знаний.

При сопоставлении определений понятия «обобщение» в методологии на­ук, психологии и методике преподавания физики установлено, что во всех слу­чаях суть его понимается одинаково, но при этом отсутствуют четкие указания на иерархию в совокупности взаимосвязанных понятий («генерализация», «сис­тематизация», «обобщение. В главе уточнены и соотнесены в дидактических целях названные по­нятия. Мы понимаем обобщение знаний как мыслительную деятельность, заключающуюся в выявлении существенного в объекте, соотне­сении его с другими объектами, формировании «словесной модели» с главны­ми, существенными связями этого объекта, т.е. как рефлексивный психический процесс, имеющий своей целью получение нового знания и предстающий как владение способом деятельности. С другой стороны, обобщение знаний - это педагогический процесс: это познавательная деятельность, направленная на формирование системы знаний и умений.

Во второй главе конкретизированы от­дельные компоненты технологии обобщения знаний учащихся по физике при­менительно к теме «Механика», показана организация процесса обобще­ния. Осо­бое внимание уделено построению системы обобщающих уроков для классов общеобразовательного профиля.

В главе дано описание проведен­ного экспериментального исследования: показаны этапы эксперимента, их за­дачи, методика проведения; раскрыты основные аспекты и направления опыт­ной работы, подходы к обработке экспериментальных данных (качественные и количественные); приведены статистически обработанные результаты экспери­мента.

На этапе эксперимента была обоснована актуальность проблемы исследования, проведен анализ состояния ее решения в теории и практике. С этой целью проводились анкетирование, интервьюирование и бесе­ды с учителями и учениками.

В частности, было установлено, что в программах курса физики для старших классов средней школы отсутствуют требования к такому качеству знаний как системность, параметры его провер­ки, а также требование формирования умения обобщать знания.

 

 

Заключение

В работе раскрыта сущность обобщения на уроках физики. Роль этого процесса велика, так как улучшается не только качество усваиваемого материала, но и развивается способность анализировать, абстрактно представлять многие понятия и определения.

Проведённый эксперимент доказал, что подача ребятам систематизированного материала в виде схем, таблиц, различных сопоставлений заметно лучше усваивается. Также эксперимент показал, что учащиеся активно пользуются методами систематизации, уверенно конспектируют и воспроизводят конспекты, многие знакомы с приведением знаний в систему, т.е. во взаимосвязи, причем в более старшем возрасте ребята осознаннее подходят к процессу повторения и учению.

В работе обоснована необ­ходимость специальной подготовки учителя физики к обобщению знаний уча­щихся по физике на разных уровнях. В ходе исследования возникла идея, что формирование системных знаний должно быть перманентным процессом, использование промежуточных результатов этого процесса - обязательным, тогда учащийся осознает необходимость таких знаний.

В качестве творческого вклада в работу, разработаны обобщающие таблицы и схемы по физике в качестве вспомогательного материала для учителя на уроках, а так же разработаны конспекты уроков по систематизации и обобщению.

Таким образом, в работе выполнены поставленные задачи: проведен констатирующий эксперимент, просмотрены и проанализированы статьи и учебные материалы по данному вопросу, на основе изученного материала составлены таблицы и схемы.

 

Список литературы

1. Дьякова Е.А. Теоретические основы обобщения знаний учащихся по фи
зике (в старших классах) / Под ред. Н.С.Пурышевой. Монография. - М.:
Прометей, 2001.

2. Архипова А.И. Систематизация знаний учащихся на уроках физики на основе принципа цикличности. - М.: Просвещение, 1991

3. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в школе.- М.: Просвещение, 1981

4. Браверманн Э.М. Уроки повторения и закрепления материала.// Физика в школе. 2006 - №4- С. 47-50

5. Виленская Н.А. Сопоставительные таблицы, как способ систематизации знаний.// Физика в школе. 2002.-№4-С.60

6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972

7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академия, 2004

8. Дик Ю.И. Межпредметные связи курса физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1987

9. Жданов С.А. Организация повторения курса физики в выпускном классе.// 1-е сентября, прил. Физика. - 2006 - №2 - С.7-11

10. Зарецкий Ф.А. Урок физики: поиск эффективности: Методическое пособие для сред. ПТУ. - М.: Высшая школа, 1987

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002

12. Зиновьев А.А. Систематизация учебного материала в системе развивающего обучения. - Развивающие аспекты процесса обучения физике: Доклады на Всероссийской научно-методической конференции 25-26 ноября 2005. - Самара: СГПУ, 2005, С. 36-40

13. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1980

14. Каменецкий С.Е. Модели и аналогии в курсе физики средней школы. - М.: Просвещение, 1982

15. Касьянов В.А. Физика. 10кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа,2005

16. Касьянов В.А. Физика. 11кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа,2005

17. Каташев В.Г. Актуализация знаний учащихся в процессе обучения физике. - Казань: КазПИ,1989

18. Кеняев Е.Д. Системное изложение школьной физики.// Физика в школе. - 2001-№7-С.43

19. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1985

20. Методика преподавания физики в средней школе: Частные вопросы./С.В. Анофрикова, М.А. Бобкова и др. Под ред. С.Е. Каменецкого, Л.А. Ивановой. - М: Просвещение, 1981

21. Методика обучения физике в школах СССР и ГДР/ Под ред. Зубова В.Г., Разумовского В.Г. и др. - М.: Просвещение, 1978

22. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. - М.: Просвещение, 1976

23. Мякишев Г.Я. Физика: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2004

24. Мякишев Г.Я. Физика: учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2004

25. Новикова Т.Г. Семинарские занятия.// 1-е сентября, прил. Физика. - 2005 - №12 - С.16-18

26. Павлов В.Е. Формирование понятия «физическая величина» в целях научного мировоззрения.// Физика в школе. - 2000 - №7 - С.18

27. Программа для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7 - 11 кл./ Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин, В.А. Орлов. - М.: Дрофа, 2004.-256 с.

28. Романов В.Г. Систематизация знаний учащихся по физике. - М.: Высшая школа, 1979

29. Родионова О.З. Обобщающие таблицы.// 1-е сентября, прил. Физика. - 2004- №38 - С.23-24

30. Суханькова Е.П. Экскурсионная учебная деятельность с межпредметным содержанием.// 1-е сентября, прил. Физика. -2004 - №18

31. Усова А.В. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе обучения. - Челябинск: ЧГПУ, 1998

32. Усова А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий. - Челябинск: ЧГПИ, 1986

33. Усова А.В. Формирование учебных умений // Советская педагогика. - 1982 -№1 -С. 45-48

34. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1998

35. Теория и методика обучения физики в школе: Общие вопросы./ С.Е. Каменецкий, Н.Е. Важеевская и др. Под ред. - С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М.: Академия, 2000

36. Фещенко Т.С. Физические модели.// 1-е сентября, прил. Физика. - 2006 -№2 - С.2-3

 

 

Приложение

Обобщающий урок по физике по теме: "Простые механизмы. КПД"

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цели урока.

*Образовательная: систематизация знаний по теме “Простые механизмы. КПД”: формировать умение находить КПД различных механизмов; повторить основные формулы темы с помощью решения задач; обеспечить усвоение формулы для расчёта КПД; формировать у ребят умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала.

*Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно оформлять и решать задачи.

*Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности.

Ход урока:

I. Организационный момент. (1 мин)

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы вспомним все о простых механизмах, коэффициенте полезного действия простых механизмов, прорешаем ряд задач по этой теме.

II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний. (10-12 мин)

Проверка домашнего задания будет состоять из нескольких этапов.

- Два ученика выходят к доске и готовятся отвечать по плану(на демонстрационном столе находятся необходимые приборы):

а) блок: виды блоков, определение, выигрыш в силе, выигрыш в работе, применение.

б) рычаг: определение, условие равновесия рычага, выигрыш в работе, применение.

Заслушиваются ответы учащихся, готовящихся у доски, после проверки физического диктанта, выставляются оценки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.202 (0.193 с.)