ТОП 10:

Подбор, анализ и обобщение законов и иных нормативных правовых актов, литературных источников.



СОДЕРЖАНИЕ

 

Методика написания, оформления и защиты курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности и направлению подготовки «История».

Примерные требования к подготовке и защите курсовой, выпускной (квалификационной) работы подготовлены на кафедре истории юридического факультета СИБашГУ.

Они разработаны в соответствии с требованиями ГОС ВПО и ФГОС ВПО по специальности и направлению подготовки «История», Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденных приказом Минобразования России от 25 марта 2005 г., положениями об итоговой аттестации выпускников и о порядке проведения, подготовки, оформления и защиты выпускных квалификационных работ, утвержденных Ученым советом СИБГУ (протокол №2 от 16 сентября 2009 г.) и положениями о порядке проведения итоговой аттестации выпускников по специальности и направлению подготовки «История» (решение Совета юридического факультета от 28 января 2013 г.)

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Семестровая квалификационная работа выполняется студентами в форме курсового (преддипломного) сочинения с 1 по 4 курс дневной и с 1 по 5 курс заочной формы обучения. На 5 курсе студентом предоставляется на кафедру выпускная квалификационная (дипломная) работа.

Защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) является формой государственной итоговой аттестации за 4 года обучения.

Общий объем курсовой работы без приложений должен быть 30 страниц, объем бакалаврской работы – от 35 до 50 страниц печатного текста без титульного листа, оглавления, списка литературы, приложений и соответственно дипломной работы 75–85 страниц компьютерного набора.

Основные положения и практические рекомендации дипломной работы иллюстрируются таблицами, схемами, графиками и т.д.

1. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра (бакалаврской работе)

Защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) является формой государственной итоговой аттестации.

Подготовка и защита бакалаврской работы предполагает наличие у студента умений и навыков проводить самостоятельное законченное исследование на заданную тему, свидетельствующее об усвоении студентом теоретических знаний и практических навыков, позволяющих решать профессиональные задачи, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Бакалаврская работа должна свидетельствовать о способности и умении автора:

· умение выражать свои мысли с использованием научной терминологии;

· умение использовать адекватные методы исследования;

· умение ставить проблему и достигать научного результата;

· умение грамотно письменно представлять собственные мысли и результаты исследования;

· умение работать с историческими, литературными, статистическими и другими информационными источниками.

Подготовка бакалаврской работы проводится студентом на протяжении четвертого года обучения.

Выпускная квалификационная работа выполняется под научным руководством преподавателей кафедры истории.

Один преподаватель может быть руководителем не более пяти бакалаврских работ.

В обязанности научного руководителя входит:

ü помощь в формулировании темы бакалаврской работы и разработке плана работы над ней;

ü проведение систематических консультаций со студентом по проблематике работы;

ü помощь в выборе методики исследования;

ü консультирование студента по подбору источников литературы и фактического материала;

ü контроль за ходом выполнения работы в соответствии с установленным планом студента;

ü предоставление письменного отзыва на бакалаврскую работу по установленной форме.

Научный руководитель имеет право не допустить студента до защиты в случае систематического нарушения студентом плана подготовки бакалаврской работы и невозможности контроля за ходом выполнения работы по вине студента.

Выпускная работа бакалавра должна включать следующие коды формируемых компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-12, ОК-13, ОК-15, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10.

Общекультурные компетенции (ОК):

ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-2 – способен логически верно излагать устную и письменную речь;

ОК-10 – способен анализировать навыки социально-значимые проблемы и процессы;

ОК-12 – способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

ОК-13 – способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно-научного математического знания;

ОК-15 – имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-1 – способен использовать в учебном процессе и в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории, археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4)

ПК-6 – способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию;

ПК-7 – способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ;

ПК-9 – способен к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах;

ПК-10 – способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований.

 

  1. Требования к квалификационной (дипломной) работе

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 25 марта 2003 года №155, итоговая государственная аттестация выпускников включает:

ü государственный экзамен по специальности;

ü защиту квалификационной (дипломной) работы.

Дипломная работа является конечным результатом обучения студента в вузе. В процессе ее выполнения студент активно применяет научные методы исследования, полученные в ходе обучения, активно демонстрирует навыки работы с научной литературой и источниками.

Тематика студенческих работ разрабатывается на кафедрах факультета с учетом реальных научных интересов и историографической разработанности темы. Выбранная студентом и одобренная научным руководителем тема утверждается на заседании кафедры. Студент может выбрать одну из рекомендуемых преподавателем кафедры тем выпускной квалификационной работы, либо может быть предложить свою при условии обоснования им целесообразности ее разработки. Тема должна раскрываться таким образом, чтобы она приближалась по своей направленности к небольшому исследованию и заключала постановку проблемы, указание задач, аргументацию, анализ материала, примеры, выводы.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа по специальности и направлению подготовки «История», как правило, носит научно-прикладной характер и должна демонстрировать умение студента использовать системные знания, полученные в ходе обучения. В этой связи написание выпускной работы преследует цель не только систематизации, закрепления и расширения теоретических и практических знаний по избранной теме исследования, но применения приобретенных навыков в будущей работе.

Научным руководителем квалификационной (дипломной) работы студента может быть как преподаватель кафедры, так и преподаватели - совместители (из других вузов РБ), имеющие ученые степени кандидата или доктора наук. Заведующий кафедрой и преподаватели могут оказывать методическую, консультационную помощь студенту-выпускнику в период всего цикла подготовки дипломной работы. Теоретические положения, самостоятельные выводы и рекомендации - это обязательное условие квалификационной (дипломной) работы студента. Достоверность цитируемых источников (специальная научная литература, статистические данные, анкетные или расчетные материалы, обобщение результатов практики) характеризует кругозор студента-выпускника.

Квалификационная (дипломная) работа студента-выпускника, выполненная по завершению профессиональных образовательных программ, подлежит обязательному рецензированию и защите в Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Научная новизна и практическая значимость квалификационной (дипломной) работы являются основными критериями качества исследования.

Дипломная работа студента может основываться на обобщении выполненной ранее студентом-выпускником курсовой работе и готовится к публичной защите в завершающий период обучения.

Требования к итоговой государственной аттестации установлены государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки, дисциплинам и специализациям. Так, в соответствии с государственными стандартами для специальности 030401 «История» от 17 марта 2000 года, выпускная квалификационная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему впоследствии самостоятельно решать профессиональные задачи.

Квалификационная (дипломная) работа должна:

ü иметь научный характер, основанный на использовании актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;

ü отвечать принципам логичности, четкости, достоверности изложения фактического материала;

ü отражать умения студента-выпускника пользоваться научными методами и приемами исследования по отбору, обработке и систематизации информации;

ü иметь четкую структуру, правильное оформление библиографических ссылок, список использованных нормативных правовых актов, научной и учебной литературы.

Таким образом, квалификационная (дипломная) работа показывает уровень знания студентом-выпускником методов научного исследования сложных исторических явлений, умения обобщать и делать выводы, обоснованные предложения и давать рекомендации в рамках предмета исследования.

Квалификационная (дипломная) работа оформляется в виде текста с приложениями, графиками, таблицами, чертежами, картами, схемами, списком использованной литературы и источников. Оптимальный объем дипломной работы – 75-85 страниц машинописного текста.

Подготовительный этап

А) бакалаврской работы

Студент имеет право самостоятельного выбора темы бакалаврской работы для представления ее на утверждение кафедры. Исходя из заседания кафедры выносится заявление студента об утверждении темы и назначении научного руководителя бакалаврской работы, подписанное предполагаемым научным руководителем, состоящее из указания темы предполагаемого исследования и его краткой аннотации.

Заявление студента об утверждении темы и назначении научного руководителя бакалаврской работы, подписанное предполагаемым научным руководителем, должно быть представлено не позднее 10 ноября.

Краткая аннотация темы выпускной квалификационной работы прилагается к заявлению студента об утверждении темы и также подписывается научным руководителем. Аннотация включает в себя обоснование целесообразности разработки выбранной темы, указание цели и задач исследования, его объекта и предмета, а также краткую характеристику методов исследования.

Утверждение тем бакалаврских работ и научных руководителей производится не позднее 10 декабря. Уточнение окончательной формулировки темы бакалаврской работы не допускается после 1 марта.

Отчет о ходе выполнения бакалаврской работы, подписанный научным руководителем, должен быть представлен на кафедру не позднее 30 марта.

Отчет о ходе выполнения бакалаврской работы должен содержать:

• обоснование актуальности выбранной темы;

• постановку целей и задач исследования;

• определение объекта и предмета исследования;

• изложение структуры работы.

Объем отчета не должен составлять более 3 страниц.

Бакалаврская работа представляется на кафедру в печатном переплетенном виде.

При нарушении сроков и порядка представления бакалаврской работы студент может быть не допущен к защите.

Бакалаврская работа в обязательном порядке проходит рецензирование.

В обязанности рецензента входит:

• проверка представленной на рецензирование бакалаврской работы, в том числе на предмет наличия нарушений профессиональной этики;

• предоставление письменного отзыва на бакалаврскую работу по форме

Приложения 1 не позднее 3 дней до назначенной даты публичной защиты.

Защита бакалаврской работы происходит на открытом заседании. Ход защиты оформляется протоколом, который утверждается членами Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Дата защиты устанавливается приказом директора института.

Защита бакалаврской работы включает в себя устный доклад студента, ответы на вопросы членов оценочной комиссии, комментарии членов комиссии и заключительное слово студента, содержащее ответ на недостатки работы, высказанные членами комиссии во время защиты.

Доклад студента может сопровождаться презентационными материалами,

предназначенными для всеобщего просмотра (презентация Microsoft Power Point). Общая продолжительность устного доклада не может превышать 10 минут.

В докладе студента обязательно должны быть отражены следующие вопросы:

• название бакалаврской работы;

• актуальность темы бакалаврской работы;

• цели и задачи работы;

• структура бакалаврской работы;

• теоретический фундамент исследования, т.е. систематизированные теоретические знания, явившиеся результатом критического изучения научной литературы и лежащие в основе аналитической части бакалаврской работы;

• краткое описание методов сбора и анализа информации;

• основные результаты, полученные студентом;

• теоретическая и практическая значимость полученных студентом результатов.

По итогам защиты каждый член комиссии заполняет оценочный лист, детализирующий критерии оценки устной защиты. Каждый из заполненных оценочных листов учитывается при выставлении итоговой оценки.

Итоговая оценка за бакалаврскую работу выставляется ГАК по итогам защиты бакалаврской работы с учетом оценок, выставленных научным руководителем и рецензентом, а также результатов проверки бакалаврской работы на предмет соответствия требованиям настоящего Положения.

Итоговая оценка за бакалаврскую работу выставляется по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Выставленная итоговая оценка является окончательной и пересмотру не подлежит.

В случае получения оценки «неудовлетворительно» или в случае, если бакалаврская работа не была допущена к защите, студент может быть допущен к повторной защите на следующий год с соблюдением общего порядка подготовки и защиты бакалаврской работы.

Студенту, получившему оценку «неудовлетворительно» на защите бакалаврской работы, выдается академическая справка установленного образца, которая обменивается на диплом в соответствии с решением государственной аттестационной комиссии после успешной защиты студентом бакалаврской работы.

Выпускная квалификационная работа бакалавра после защиты хранится на соответствующей кафедре в течение 5 лет. При необходимости передачи работы для внедрения другим организациям с нее снимается копия, оригинал остается на кафедре.

Б) дипломной работы

Письменная работа (курсовая, дипломная) должна содержать разработку наиболее актуальных проблем по избранной исторической специальности, соответствующей современному состоянию отечественной и зарубежной историографии, учитывать региональный фактор, степень разработанности выбираемой проблемы в научно-исторической литературе.

Студенту необходимо не только изучить подробно выявленную литературу и источники, но и критически проанализировав их, сделать самостоятельные выводы по изучаемым проблемам своего курсового (дипломного) сочинения.

За своевременность и качество выполняемой курсовой (дипломной) работы непосредственную ответственность несет студент. Основная задача научного руководителя заключается в постановке проблемы для изучения, стимулировании поиска новых подходов и методов научного исследования, в развитии самостоятельности, творческого подхода и поэтапном анализе выполняемой студентами курсовой (дипломной) работы. Кроме того, назначенный кафедрой научный руководитель:

ü устанавливает студенту календарный график выполнения работы в первом варианте или отдельных ее глав, частей, параграфов, сроки представления готовой работы на кафедру и к защите;

ü определяет дни консультаций, беседует со студентами о ходе работы, возникших проблемах и затруднениях;

ü проверяет выполнение студентом исполняемой работы по разделам, главам, частям, параграфам и в целом всей работы;

ü дает письменный отзыв на работу.

Непосредственно само написание курсовой (дипломной) работы обычно начинают с составления плана, который представляется научному руководителю и с учетом сделанных им замечаний корректируется и уточняется. Хорошо продуманный план, преимущественно включающий детальный набросок введения, основной части и заключения, позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу.

На подготовительном этапе работы студенту назначается тема работы, научный руководитель и, в некоторых случаях, научный консультант.

Тему студент выбирает из примерного перечня тем курсовых (дипломных) работ, исследуемых и утверждаемых кафедрой истории. Перечень тем курсовых (дипломных) работ ежегодно обновляется кафедрой.

Выбор темы квалификационной (дипломной) работы, как правило, должен быть связан с курсовой работой, где целесообразно собрать материал для будущей работы.

Тема работы закрепляется за студентом по его устному или письменному заявлению на имя заведующего кафедрой.

Заявления студентов рассматриваются на одном из заседаний кафедры. Решением кафедры тема курсовой (дипломной) работы утверждается либо изменяется; назначается научный руководитель, а в некоторых случаях и научный консультант.

Научный руководитель курсовой (дипломной) работы:

ü осуществляет непосредственное руководство и контроль за процессом исследования;

ü выдает студенту задание по курсовой (дипломной) работе;

ü оказывает студенту помощь в составлении календарного плана-графика на весь период выполнения курсовой (дипломной) работы (таблица 1);

ü рекомендует студенту необходимые основные законодательные, нормативные правовые акты, научную, методическую литературу; справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;

ü оказывает предусмотренные расписанием студента-выпускника консультации;

ü проверяет выполнение работы (по частям и в целом).

Научный руководитель составляет и выдает студенту задание с указанием сроков начала и окончания работы. В нем указываются: тема квалификационной (дипломной) работы, краткая характеристика основного содержания работы (обычно в виде перечня глав и параграфов работы). Задание составляется в двух экземплярах и подписывается научным руководителем и студентом (Приложение 2). После завершения работы задание передается на кафедру и в Государственную аттестационную комиссию (ГАК). На основании задания студент по согласованию с научным руководителем составляет план-график подготовки курсовой (дипломной) работы (см. таблицу 1).

Календарный план-график дипломной работы

Таблица 1.

№ п/п Этап подготовки Рекомендуемый срок
  Выбор темы дипломной работы До 10 ноября
  Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме До 1 декабря
  Составление первоначального плана дипломной работы До 20 декабря
  Подбор материала, его анализ и обобщение До 20 марта
  Написание текста дипломной работы, представление первоначального варианта дипломной работы научному руководителю До 15 апреля
  Доработка дипломной работы в соответствии с замечаниями научного руководителя До 25 апреля
  Предзащита дипломной работы на заседании выпускающей кафедры 7 мая
  Доработка дипломной работы в соответствии с замечаниями, высказанными на предзащите, окончательное оформление 15 мая
  Получение отзыва научного руководителя, передача работы на рецензирование 15 мая
  Получение рецензии, передача завершенной работы, отзыва руководителя и рецензии на выпускающую кафедру 15 мая
  Подготовка к защите (подготовка доклада и раздаточного материала, разработка презентации в MS PowerPoint) 18 мая
  Защита дипломной работы согласно графика

 

После завершения студентом исследования научный руководитель обязательно дает письменный отзыв, в котором содержится характеристика текущей работы студента над выбранной темой, а также рекомендация по допуску к защите, отмечается ее актуальность, научная новизна, практическая значимость, оцениваются достоверность и полнота полученных результатов, выставляется оценка (по пятибалльной шкале).

Основной этап

4.1. Составление плана квалификационной (дипломной) работы

План квалификационной (дипломной) работы представляет собой составленный в определенном порядке наряду с введением и заключением перечень глав и развернутый перечень параграфов (вопросов) к каждой главе.

Правильно составленный план служит основой в подготовке квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.

Предварительный план квалификационной (дипломной) работы студент-выпускник составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.

Согласно традиционной структуре квалификационная (дипломная) работа должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка литературы, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа.

Студент-выпускник может по рекомендации кафедры представить оглавление и дополнительное краткое содержание квалификационной (дипломной) работы на башкирском языке, которые оглашаются на защите и могут сопровождаться вопросами к студенту на этом же башкирском языке.

План квалификационной (дипломной) работы имеет динамичный характер. В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, окончательный вариант плана квалификационной (дипломной) работы утверждается научным руководителем.

 

Работе научных достижений.

Квалификационную (дипломную) работу, особенно ее теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учетом отечественных и зарубежных научных достижений.

Студенту-выпускнику, приступающему к выполнению работы, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и методологическими основами, которые позволят ему провести анализ фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теорети­ческие и практически значимые выводы.

Студент-выпускник должен уметь анализировать события прошлого и новые явления общественной жизни, экономики и управления, ис­пользовать приводимые факты и статистические материалы для под­тверждения того или иного положения в современных условиях.

 

Введение (12-15 стр.)

Во Введении дается краткое обоснование выбора темы квалификационной (дипломной) работы, обосновывается актуальность пробле­мы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования проекта. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. В конце Введения необходимо привести краткое содержание последующих глав квалификационной (дипломной) работы. Введение должно состоять из следующих частей.

А) Актуальность

Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной (дипломной) работе студента-выпускника. Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается прежде всего с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности. Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности исторических процессов, других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы.

Выбор темы квалификационной (дипломной) работы и обоснование ее актуальности (значимости) представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач квалификационной (дипломной) работы.

Б) Степень разработанности проблемы .

Анализ источников.В данной части необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, и иных условиях и т.д.

Историография вопроса.Краткий обзор использованной в работе литературы.

При написании курсовой, дипломной, любой другой научной работы исследователь опирается на две категории материалов - источники и литературу. Автору необходимо четко осознавать, что в использованных им материалах относится к первой категории, а что ко второй. Небрежность при размежевании источников и литературы может существенно снизить общее впечатление от дипломной работы и вызвать вопросы об уровне профессиональной подготовки выпускника. При написании источникового и историографического очерков желательно придерживаться следующего принципа: сперва анализу подвергаются отечественные (русскоязычные) источники и литература, а затем- иностранные. При исследовании некоторых тем этот порядок может быть изменен, если автор сочтет это целесообразным.

Историографический очерк также не должен быть сведен к перечислению всех монографий, статей, других исследовательских материалов, то есть к библиографическому описанию всех использованных автором изданий. Историографический очерк предполагает критический анализ всего объема исторической литературы, привлеченной дипломантом при изучении избранной им темы. Как и при написании источникового очерка, необходимо классифицировать литературу - выделить общие, специальные, узкоспециальные и т.д. работы. Первые дают представление о фоне, на котором развиваются события, являющиеся предметом исследования дипломанта. В общих работах проблематика дипломного сочинения является «частным случаем». Эти работы ценны тем, что позволяют дипломанту включить свою тему в общий исторический контекст. Специальные и узкоспециальные работы (монографии, статьи, очерки, рецензии, тезисы докладов и т.п.) имеют непосредственное отношение к изучаемой дипломантом теме в целом или к одному из вопросов, к отдельным, конкретным проблемам, последовательно рассматриваемым в работе.

Критический анализ исследовательской литературы предполагает авторской позиции; характеристику доказательной базы (сведения об источниках и литературе, на основе которых сформировались положения и выводы автора); сведения о наличии или отсутствии противоречий с позициями других исследователей; оценку вклада автора в изучение интересующей дипломанта темы. Отметим, что наиболее подробный анализ желателен при рассмотрении тех работ, которые имеют ключевое значение для изучения заявленной темы. Особенно щепетильно дипломант должен отнестись к анализу тех исследовательских работ, названия которых текстуально совпадают с названием его дипломного сочинения.

Кроме того, необходимо не только охарактеризовать исследовательскую литературу по теме, но и обязательно оговорить, чем эта литература была полезна автору дипломного сочинения, что он извлек из нее при изучении своей темы. Дипломант должен дать ответ на вопрос, почему при наличии исследовательской литературы, он взялся за эту тему, что его не удовлетворяет в имеющейся литературе, что нового он может привнести в ее изучение.

Описание источников требует серьезной работы. Нередко авторы дипломных сочинений ограничиваются лишь перечислением различных источников, сводя дело, по сути, к библиографическому описанию. Прежде всего, необходимо классифицировать источники, выделив в отдельные группы неопубликованные (архивные) источники, публикации официальных документов, документы личного происхождения (переписка, дневники, мемуары), прессу и т.д. Каждую группу источников, используемых автором, необходимо охарактеризовать, оценив качество издания, его специфику. Особенно важно отметить, чем те или иные архивные материалы, та или иная публикация документов были полезны при изучении заявленной темы, при написании дипломного сочинения, что автор извлек из характеризуемых им источников для своей работы. Задача историографического очерка состоит в том, чтобы, во-первых, оценить вклад предшественников в изучение интересующей дипломанта темы, а во-вторых, определить(выявить) возможность дальнейшего исследования.

Далеко не всегда вопрос об отнесении того или иного произведения к «источникам» или к «литературе» прост, особенно если речь идет о сочинениях хронологически близких к рассматриваемому периоду, или же автор которых был тесно связан с предметом своего исследования. Существует также издания играющие «двойную» функцию. Это, например, работы, написанные в жанре документальной биографии. Нередко в подобных изданиях пространные извлечения из документального наследия, оставленного героем повествования (дневниковых записей, донесений, писем ит.д.) по своему объему превосходит текст исследователя. Подобные издания, несомненно, следует отнести к «литературе», а документальная ценность их может быть особо оговорена в историографическом очерке. Сборники документов, в которых объем опубликованных в них документов существенно уступает объему сопровождающих их комментариев также, тем не менее, относят к категории «источников».

В) Объект и предмет исследования.Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объект исследования – это та сфера социально-трудовых отношений, или институциональное образование, в рамках которой будет производится исследование. Объект исследования может претендовать и на сферу общественной жизни. Определение же предмета исследования — это прежде всего уточнение "места и времени" действия. Другими словами, предмет исследования — это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, политической, организационно-правовой и т.д.). Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему квалификационной (дипломной) работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

Г) Цель исследования

Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником.

Д) Задачи исследования

Задачи исследования квалификационной (дипломной) работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели .

Е) Методы исследования

Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод — это совокупность приемов. Другими словами, прием — это часть метода.

Например, при исследовании возможно использовать следующие методы:

• • изучение и анализ научной литературы;

• • изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

• • моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.

Ж) Научная новизна

Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом.

 

Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Важнейшее значение в определении научной новизны исследования при подготовке квалификационной (дипломной) работы имеет также прогнозирование результата (цели исследования).

З) Практическая значимость

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная квалификационная работа теоретической или практической.


Заключение (или выводы и предложения)

В заключении даются выводы и предложения. Заключение должно отражать результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций), содержатся обобщенные выводы и предложения по совершенствованию общественных отношений в сфере социально-трудовой сферы, экономики, управления и т.д., указание дальнейших перспектив работы над проблемой.

Допустимы нумерации сделанных выводов (предложений, рекомендаций) с указанием их адресатов, например, органам федеральной власти, органам государственного управления, органам местного самоуправления, организациям, предприятиям либо их подразделениям.

Каждая рекомендация







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.026 с.)