Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Композиционный анализ и его ОсобенностиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Результат деятельности архитектора представляется не только материально в моделях или реальных объектах. Это еще и особое творческое архитектурное мышление, имеющее своей основной функцией активное отношение к поступающей информации. Это способность создать новое, применяя ранее приобретенные знания и прошлый опыт. Наиболее общие звенья мыслительного процесса (анализ, оценка, синтез) взаимодействуют на всех стадиях проектирования - от замысла до разработки проектной модели. При этом уровень аналитического исследования и синтетического обобщения на каждой стадии проектирования различен, несмотря на общую схему процедур: анализ - расчленение задачи на части или предметов познания на элементы, оценка, синтез - получение очередного варианта или соединение частей в другом порядке, изучение результатов, выводы. Эти действия повторяются неоднократно в процессе выполнения проекта. Аналитические процедуры так же, как и синтетические - это глубоко индивидуальный творческий процесс, где используются объективные оценки и субъективные, личностные суждения. Оценочный анализ необходим как на стадии знакомства с предметом, аналогами, так и на этапах творческой разработки. Широкий диапазон толкования произведения обеспечивает комплексную, многостороннюю оценку качеств и свойств объекта архитектуры. Одновременно применятся рассуждения от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция). Высокий профессионализм отличается умением сознательно, глубоко и развернуто проводить аналитические процедуры [5,22,34,44,61,65]. В учебном проектировании приходится производить множество мыслительных операций. Оценка состояния проектной модели как единства определенного набора факторов проводится на разных уровнях созидательного процесса. Вначале оценивается своеобразие модели и соответствие ее потребительским свойствам - это качественная оценка. Затем проводится оценка количественная, соответствие проектной модели заданным параметрам, пространственным величинам и нормативным показателям. В дальнейшем предстоит привлекать общие и частные критерии: технологические, градостроительные, технические, экологические, художественно-образные, экономические, эстетические - для оценки соответствия предлагаемой структуры важнейшим из них. Оценки, полученные в результате сравнения вариантов, дают возможность судить об относительной эффективности решений и наметить последующие шаги. Чем больше вводится критериев, тем труднее становится согласовать оценки между собой. Главная задача в этот момент - принять компромиссное решение, более или менее удовлетворяющее главным из противоречивых требований. Поиск неизвестного в творческом процессе получает направленное движение по законам необходимости, целесообразности и художественной выразительно сти. Практическое изучение композиции и использование ее закономерностей в архитектурном проектировании должны способствовать как синтетической, так и аналитической процедурам -синтез и анализ неотделимы от творчества. Композиционный анализ -важный элемент обучения. Сущность любого анализа заключается в расчленении целого на части для познания элементов этого целого. Это возможно в тех случаях, когда обнаруживаются внутренние связи в объекте изучения, взаимосвязь объекта и субъекта, а также особенности творческого процесса, во время которого образовалось исследуемое целое - архитектурная форма. Каждый элемент формы рассматривается во взаимосвязи с остальными, входящими в целое. При этом сама форма выступает как своеобразная структура сочетания элементов и отношений, создающих композиционное единство. Структурную направленность можно считать особенностью любого анализа. Структурный подход к массе и пространству и выявление связей между ними формирует основной принцип познания формообразования. Овладение методами структурного анализа способствуют приобретению необходимых профессиональных навыков в композиционном творчестве. Наиболее распространенные способы анализа для всех видов композиции следующие: контраста, пропорционирования, масштабных сопоставлений, структурно-ритмический и структурно-тектонический. Анализ всегда подразумевает выявление достоинств и недостатков и использование полученных результатов для совершенствования композиционного решения [7, 31, 56,70]. Контрастно-нюансные отношения определяют взаимодействие между формой и фоном, между частями одной и той же композицией, между композицией и ее деталями. Зрительно контраст раскрывается сразу и направлен на обострение восприятия формы. Являясь активно действующим средством формообразования, контраст имеет и отрицательные стороны: быстро вызывает утомление психики, при частом контакте быстро надоедает. Контраст по всем параметрам нагнетает напряжение и может привести к диссонансу. Нюанс создает дополнительные связи между элементами, способствует гармонизации решения. Нюансные проработки подчеркивают идею композиции, заставляют ее звучать более выразительно и образно. Иногда отсутствие общего четкого контрастного решения формы может привести к безликости и серости при непомерной нюансировке. Поэтому при использовании контрастно-нюансных отношений необходимо соблюдать определенную меру [37, 50]. Масштаб и масштабность - два уровня метрических и образных отношений, принадлежащие каждому архитектурному объекту и существующие в нем параллельно. Масштаб как средство композиции обозначает отношение членений формы к форме в целом и отношение формы в целом к окружению. Масштабность - отношение формы к размерам человеческого тела. Выводы о разномасштабности дают повод искать промежуточный, переходный масштаб. Выводы о единстве масштаба исследуемых объектов служат хорошим условием для поиска масштабного контраста [6, 35]. Структурно-ритмические закономерности определяют взаимное соответствие размещения ритмических групп и осей, с которыми они связаны. Особенности ритма - изменение, развитие, течение. Ось - это связь, направление развития, перемещение в пространстве. Ритм всегда нанизывается на ось, выявить ось без ритма невозможно. Проследить за видоизменением локального ритмического образования можно через основные свойства формы - отношения «пространство - масса», свет, цвет, фактура, текстура. Закономерность смены ритмических групп заложена в сценарии эмоционального напряжения, в чередовании простоты со сложностью, живописностью, контрастом. Через понимание ритмической организации формы можно раскрыть художественно-композиционный замысел архитектурного произведения и выявить его структурные и структурно-тектонические особенности [20, 62]. Принципиальное равновесие, зрительная устойчивость, надежность выбранной системы, места перераспределения усилий, узлы стыковки деталей - вот неполный перечень параметров, извлекаемых из аналитических структурно-тектонических схем. На основании полученных выводов намечаются перспективные направления работы с конструкцией с целью усиления ее выразительности. Например, стык стекла и камня, стойки и балки, массы и пространства, несоответствие статической и тектонической (художественно осмысленной) геометрии форм [30, 59]. Пропорциональный анализ характеризует идентичность линейных отношений прямоугольных фигур. Пропорции выделяются в архитектуре в самостоятельное понятие, хотя являются частным случаем подобия. Это зависит от преобладания прямоугольных форм в зодчестве. Подобие же как геометрический параметр очень активно влияет на характерность, выразительность формы. Закономерности геометрического упорядочения формы как методы достижения целостности и выразительности широко отражены в литературе [8, 23]. Принципиальная классификация видов анализа исходит из понимания архитектурного объекта как органического единства формы и содержания. Комвдзиционный анализ содержания архитектурного произведения (функции и художественного образа) носит название смыслового анализа, задачи которого определяются ответами на вопрос: «Что выражает архитектурное произведение?». Если изучение преследует цель понять принципы построения геометрии формы и закономерностей использования пластических средств, то такой анализ принято называть формально-эстетическим. Таким образом, отвечать необходимо на вопрос: «Как, чем выражается?». Содержание можно рассматривать как идею, концепцию и как художественно - образный принцип воплощения этой идеи. Первое связано с функциональностью, тектоничностью и средовым единством. Средства реализации второго лежат в пределах действия традиционных диалектичесих пар: «симметрия - асимметрия», «нюанс - контраст», «статика - динамика», «геометричность - живописность», «простота -сложность» [33, 66] (рис. 25,26). Архитектурная форма всегда представлена в двух состояниях: как объективная реальность материального мира с определенным отношением пространства и массы, светом, цветом, фактурой, текстурой и как геометрическое построение с необходимыми элементами подобия, пропорциями, ритмом и масштабом. Неразрывное единство между свойствами формы и содержания обеспечивают существующие структурно-композиционные связи, выбранный автором композиционный аппарат. Никакое понятие не может существовать без определенных свойств материального мира. Можно привести множество примеров комплексной работы свойств формы и содержания: симметрия ритмических рядов (Египет, классицизм), асимметрия ритмических рядов (Греция), контраст пропорций (готика, конструктивизм), нюанс пропорций (Греция, Возрождение), контраст подобия (Месопотамия, Мис ван дер Роэ), живописность подобия (Райт), статика ритма (Египет), динамика ритма (барокко), геометрия подобия (Мис ван дер Роэ) [66]. При анализе архитектурной формы изучаются: отдельные свойства (анализ по выбранным параметрам) и связи между этими свойствами (структурно-композиционный анализ). Метод анализа определяется характером исследования и его доминирующей идеей, которая позволяет фокусировать внимание на элементах и связях, играющих определяющую роль. Композиционные особенности, лежащие в основе организации формы, можно рассматривать как доминирующие идеи анализа в конкретном исследовании. Необходимо лишь сохранить принцип комплексности: анализ основных элементов структурной организации формы определяет последующий анализ других. В результате анализа возникают обратные связи, которые используют как инструмент для улучшения качества композиционного решения. Задачи анализа сводятся к выявлению структурного каркаса, композиционных акцентов и визуально-эмоциональному восприятию. Образность играет решающую роль в формообразовании, поэтому важно ставить задачи на развитие эмоциональной чуткости, культуры переживания формы. Сравнения, ассоциации, метафоры следует искать в мире природы, техники, культурно-историческом опыте человека. Изучение образности носит оттенок субъективности, поэтому содержание трудно выявить, а так же трудно изобразить на моделях. Яркая отличительная черта профессионала - умение составить личностное суждение по отношению к авторскому замыслу [8, 27]. Аналитические операции требуют определенной подготовки, умения абстрагироваться и выполнять различные модели. Индивидуально выбирается количество и вид моделей. Наиболее распространено графическое моделирование - плоскостное и иллюзорно-пространственное. Активно применяются и визуальные виды анализа -фото- и макетные модели. Изучая опыт мастеров, можно выделить некоторые основные способы ведения аналитических операций: 1. Введение в исходное графическое изображение его словесного 2. Введение дополнительного изображения в основное в виде стрелок, 3. Введение в изображение сопоставимых аналогов, 4. Обобщение и Зшрощение исходного объекта до выявления предмета 5. Деформация объекта исследования по определенным параметрам Каждый из приведенных способов анализа требует определенного навыка работы с исходными данными, составления схем, обобщений, а также умения делать выводы. Выбор того или иного способа определяется целями и задачами изучения объекта [66] (рис. 27). Курсовое архитектурное проектирование диктует определенный набор аналитических процедур. Это и определение структурных схем, и расшифровка композиционных приемов и визуально-эмоциональное восприятие формы, которое относится к области возможных связей между формой и чувством, что и является сущностью восприятия. Именно формированию композиционного умения служат некоторые виды анализов аналогов-прототипов. Метод, который позволяет разъединить целостную композицию архитектурного произведения на элементы, несущие значительную смысловую и структурную нагрузку, понять его морфологию, называют методом декомпозиции. Он дает возможность вникнуть в логику построения формообразующих элементов, вскрыть закономерности его пространственной организации, провести необходимый структурный анализ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.184 (0.009 с.) |