Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ рассказа А. П. Чехова «человек в футляре».

Поиск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кафедра __________________ Литературы ____________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

 

Шифр и наименование ДПП. Ф. 09. Теория литературы

дисциплины _______________________________________________________

 

Статус_____________________ обязательная ___________________________

 

Специальности 032900. Русский язык и литература

(направления) _____________________________________________________

 

 

Формы обучения ________________ дневная ____________________________

(дневная., вечерняя, заочная)

 

Объем дисциплины_________________

 

Распределение по семестрам

Номер семест-ра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
                экзамен

 

 

Министерство образования Российской Федерации

Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина

 

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_________________________

«_____»_____________200 г.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Кафедра __________________ Литературы ____________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

 

Шифр и наименование ДПП. Ф. 09. Теория литературы

дисциплины _______________________________________________________

 

Статус_____________________ обязательная ___________________________

 

Специальности 032900. Русский язык и литература

(направления) _____________________________________________________

 

 

Формы обучения ________________ дневная ____________________________

(дневная., вечерняя, заочная)

 

Объем дисциплины_________________

 

Распределение по семестрам

Номер семест-ра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
                экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений испециаль-

(наименование

 

ностей высшего профессионального образования, утвержденного прика-

государственного образовательного стандарта или типовой программы, утвержденной

 

зом Министерства образования РФ от 14.04.2000

НМС Госкомвуза РФ, дата утверждения)

 

Разработчик

 

 

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

 

Задачей курса «Теория литературы» является определение природы и сущности литературы как вида искусства, ее места в жизни человека и общества, в развитии культуры. Курс, с одной стороны, направлен на обобщение уже имеющихся знаний студентов по общим вопросам литературоведения, с другой – обогащает специальными знаниями о принципах и методах исследования литературы. Логика курса определяется как диалектический процесс взаимодействия гуманитарных исследований психологии творчества, психологии восприятия, теорий познания мира с постижением приемов и методов анализа художественного произведения.

В курсе рассматривается специфика литературы как предмета научного исследования. Основные понятия и категории, позволяющие анализировать поэтические и повествовательные структуры художественных произведений, их стилистические особенности, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и их связи с внелитературными рядами, обсуждаются с учетом их использования в различных традициях описания литературы. Дается обзор моделей литературного процесса.

Задачи практических занятий определяются необходимостью осмысления и формирования навыков анализа художественного произведения, изучением методов и методик подхода к художественному тексту и умениям их практического использования при анализе текста.

В задачи лекционного и практического курса «Теории литературы» входит:

- продемонстрировать студентам возможности аналитического прочтения текстов художественной литературы и необходимость такого прочтения для понимания роли формально-содержательных компонентов художественного цели;

- познакомить студентов с проблемным полем дисциплин, объединенным понятием «литературоведение», показав, в какой мере структура этого проблемного поля определяется самим предметом исследования, а в какой – контекстом современного гуманитарного знания;

- определить специфику работы с художественной литературой как источником исследований в других дисциплинарных областях;

- дать студентам практические навыки описания, анализа и интерпретации литературных текстов.

 

Памятка студенту

О возможных принципах работы над курсом «Теория литературы».

Чтобы хорошо освоить курс нужно:

1. познакомиться с Рабочей программой по курсу;

2. прочитать, осмыслить материал учебной лекции;

3. сделать конспекты наиболее важных статей и монографий, рекомендуемых преподавателем и Программой;

4. готовиться к практическим занятиям;

5. пробовать свои силы в анализе художественного текста.

Умения, навыки, которые студент должен приобрести

При изучении курса

1. курс теории литературы должен способствовать систематизации знаний, полученных при изучении историко-литературных, лингвистических и других дисциплин гуманитарного цикла;

2. студент должен усвоить и применять в практическом анализе основные термины и понятия теории литературы;

3. уметь рассматривать литературный процесс и творчество отдельных авторов в историческом и культурном контексте эпохи;

4. использовать справочную литературу;

5. реферировать, конспектировать, использовать научные исследования и материалы, давать оценку методам и методикам исследования;

6. уметь обосновать выбор методов анализа художественного произведения;

7. вести самостоятельную подготовку по разделам дисциплины;

 

 

2. Содержание дисциплины, наименование тем, объем в часах (14 ч)

№ п/п Наименование тем Содержание Объем в часах
  Введение.     Функционирование литературы. Теория литературы как открытая научная дисциплина. Термины и понятия теории литературы. Искусство – особая сфера человеческой культуры. Деление на виды. Изобразительное и экспрессивное искусства. Образная природа искусства. Понятие «художественный образ». Понятие «знака». Соотношение понятий «образ» и «знак». Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения. Место худо-жественной словесности в ряду искусств.   Художественная литература как форма коммуникации (межличностного общения). М.М. Бахтин об освоении литературы как диалогическом общении читателя с его автором. Творческая активность читателя. Основные значения слова «читатель» в литературоведении. Литература в ее обращении к художественно образованному меньшинству и к широким кругам читающей публики. Литературная критика как форма функционирования словесного искусства. Роль критики в формировании литературных течений и направлений. Литературные иерархии и репутации.  
  Литературное произведение как художественное целое. Поэтика в составе теории литературы. Основные понятия и термины теоретической поэтики. Состав литературного произведения. Проблема аналитического разграничения формы и содержания. Научная значимость разграничения формы и содержания, его дискуссивность в современном литературоведении. Понятие структуры как соотнесенности элементов целого. Содержание художественного произведения. Категория темы. Ценностный аспект. Категория пафоса. Типологические свойства художественного содержания – эпичность, лиризм, драматизм. Художественная форма. Речь как одна из сторон образной формы произведения. Образность и экспрессивность художественной речи. Потебня о «внутренней форме» произведения.  
  Мир произведения и филологическая интерпретация художественного целого. Специфика литературных интерпретаций, их центральное место в науке о литературе. Общенаучные, общефилологические, частные методы. Особенности литературоведческого анализа текста. Художественный мир произведения, его смысловая и структурная многоплановость. Способы филологической интерпретации художественных текстов: научное описание и идентификация, понимание и анализ. Пространственно-временные границы, единство и завершенность художественного мира. Композиционные связи элементов художественного мира. Персонаж и писатель (герой и автор). Персонаж (герой) и структура его образа. Внешние портретные детали (мимика, жесты) и внутренний облик персонажа. Речь персонажа как предмет художественного изображения. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно прямая речь. Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность и одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков. Самохарактеристика персонажа и перекрестные отзывы о нем других лиц. Предыстория и последующая история персонажа. Типология литературных персонажей. «Вечные образы» в литературе. Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодичные. Сюжет – динамическая сторона художественного мира. Сюжет и фабула. Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Ситуация, конфликт коллизия, интрига. Элементы сюжета. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Пролог и эпилог. Хроникальное и концентрическое построение сюжетов. Сюжет и жанр. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание, сюжет-путешествие, новеллистический сюжет.  
  Литературные роды и жанры.   Лирика     Эпос   Драма Эпос, лирика и драма как роды художественной словесности. А.Н. Веселовский о выделении родов из синкретического творчества. Межродовые и внеродовые формы. Жанр как устойчивая формально-содержательная ценность. Ю.Н. Тынянов об эволюции жанров. М.М. Бахтин о речевых и литературных жанрах; о «памяти» жанра; о канонических жанрах и романизации литературы последних столетий; о полифоническом романе. Опыты систематизации жанров. Литературные жанры в соотнесении с внехудожественной реальностью. Вопрос о соотношении понятий автор и субъект речи. Исторические типы лирических субъектов. Дифференциация понятий автор-повествователь, собственно автор (биографический), лирический герой, герой ролевой лирики, лирическое «я». Специфические признаки лирического рода. Теоретические модели лирических жанров. Жанровое содержание, жанровая форма. Анализ лирического произведения: методы и методики. Основные эпические ценности. Эпический конфликт. Современное литературоведение о повествовательных инстанциях внутритекстовой коммуникации. М. Бахтин о проблеме речевых жанров. Типология форм повествования в эпических жанрах. Поэтика эпоса; объективированность повествования, пластичность изображения. Саморазвитие художественного мира. Структура и поэтика драмы. Сущность драматического конфликта. Нормативная теория драмы. Драматические сюжеты. Гегель о драматических сюжетах и факты художественной культуры нового времени. Сюжетно-композиционные элементы драмы в историческом развитии. Техника импрессионисткой драмы.  
  Закономерности развития литературы. Генезис литературного творчества. Литература в ее генетической соотнесенности с духовно-биографическим обществом писателей как творческих индивидуальностей. Г.О. Винокур о связях между биографией писателя и его творчеством. Биография писателя как предмет литературоведения. Значение для художественного творчества культурных традиций. Д.С. Лихачев о творческом характере культурной памяти. Влияние как форма зависимости писателей от их предшественников. Подражательные и созидательно-творческие заимствования. Стилизация. Индивидуальное своеобразие и литературный канон. Литературный процесс. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы. Стадиальность литературного развития. Повторяющееся и неповторимое в литературах разных стран, народов, регионов. Международные литературные связи.  

 

 

3. Практические занятия, их содержание и объем в часах (10ч)

№ п/п Наименование тем Содержание Объем в часах
  Художественный образ.   1. Художественный образ как главное средство изображения жизни в искусстве. Образ и знак (общие и отличительные признаки). 2. Структура художественного образа; механизм словесного изображения. 3. Виды образов по принципам отображения действительности: эпический, лирический, драматический образы; их специфические особенности. 4. Виды образов по их содержанию и форме: образы-персонажи, образы-пейзажи, образы животных, образы вещей, обстановки, образы-переживания, фантастические образы. 5. Лирический образ (образ-переживание). Жанрово-родовые особенности лирического образа.  
  Художественное время и пространство в литературном произведении.   1. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении; их отличие от реального, физического времени и пространства. 2. Художественное время и художественное пространство как выразители ценностной картины мира в литературном произведении; понятие хронотопа (по М. М. Бахтину); сюжетное и жанровое значение хронотопа (привести примеры). 3. Типы художественного времени и художественного пространства. 4. Понятие "событие" (по Ю. М. Лотману), связь категории "события" со "временем" и "пространством". 5. Событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания (М. М. Бахтин) в литературном произведении. Пространство, время, субъектная организация в рассказе И. Бунина «Далекое».    
  Композиция литературного произведения. Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».   1. Композиция образа и композиция произведения. Условность и научно-методическая необходимость такого разграничения этих понятий. 2. Понятие о композиции («ядро композиции») в событийных (эпических и драматических) произведениях. Понятие сюжета в драме и эпосе. 3. Внесюжетные (засюжетные и внутрисюжетные) средства композиции, их функция в произведении. 4. Соотношение композиции и сюжета в произведении. Спорность данного вопроса. 5. Вопрос о сюжете в лирике.    
  Язык литературного произведения. Особенности поэтического и прозаического слова. В чём особенности поэтического слова, по Л. Я. Гинзбург? Стихопроза. Анализ стихотворения А. Белого. "Отчаяние".    
  Стихотворная речь. Структурный анализ стихотворного текста. Структурный анализ стихотворного текста Ф.И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной?».    

Практическое занятие № 1.
Художественный образ в литературном произведении.

Работа с научной литературой:

Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994. или Эл. носитель. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте ч. 1. Понятие «архетип» в науке о литературе. (тезисы)

Знать определения понятий: художественный образ, знак, архетип, персонаж, герой литературный, образ-пейзаж, образ-переживание и др.

 

1. Художественный образ как главное средство изображения жизни в искусстве. Образ и знак (общие и отличительные признаки).

2. Структура художественного образа; механизм словесного изображения.

3. Виды образов по принципам отображения действительности: эпический, лирический, драматический образы; их специфические особенности.

4. Виды образов по их содержанию и форме: образы-персонажи, образы-пейзажи, образы животных, образы вещей, обстановки, образы-переживания, фантастические образы.

5. Лирический образ (образ-переживание). Жанрово-родовые особенности лирического образа.

Анализ стихотворения В. Набокова "На качелях".

В листву узорчатую зыбко
плеснула тонкая доска,
лазури брызнула улыбка,
и заблистали небеса.

 

И на мгновенье, над ветвями,
я замер в пламени весны,
держась простёртыми руками
за две звенящие струны.

 

Но ослепительно метнулась
ликующая синева,
доска стремительно качнулась,
и снизу хлынула листва.

 

И лиловеющая зелень
вновь заслонила небосвод,
и очарованно бесцелен
дугообразный стал полёт.

 

Так реял я, то опускаясь,
мелькая тенью по листам,
то на мгновенье приближаясь
к недостижимым облакам.

 

1. Обращая внимание на характер движения лирического героя, попытайтесь определить тип действия в стихотворении: меняется ли мир, то есть переходит от одного качественного состояния к другому, или мир остаётся тождественным самому себе, а действие связано с перемещением лирического героя.

2. Отличается ли чем-нибудь движение лирического героя вверх на качелях от его движения вниз? Или же "рисунок" этого движения совпадает? Чем объясняется такие образные наименования атрибутов движения на качелях как: "плеснула тонкая доска", "держась простёртыми руками за две звенящие струны", "снизу хлынула листва"? Можно ли сказать, что между движениями качелей вверх-вниз устанавливается какая-либо ценностная иерархия, либо же они равнозначны для лирического героя?

3. Попытайтесь определить закономерности организации художественного пространства в стихотворении, характер встречи лирического героя с "верхом" и с "низом". Меняются ли эти точки от начала к концу стихотворения, или нет? Можно ли сказать, что эти точки существуют как противоположности, или же они одинаково "встречают" лирического героя. Как, с этой точки зрения, соотносятся "водяные" образы стихотворения: "брызнула улыбка", "снизу хлынула листва". Какую роль эти образы-сравнения играют в контексте целого. Иными словами, продемонстрируйте, как частное, конкретное возводится в ранг всеобщего в художественном образе. Как ведут себя по отношению друг к другу образы "воды" и "огня" в стихотворении? Являются они антонимичными друг другу, или же для них свойственны общие закономерности существования?

4. Как можно мотивировать последовательность словесных образов в смысловых рядах, характеризующих пространство и движение в стихотворении, таких как: "лазури брызнула улыбка", "ликующая синева", "небосвод", "недостижимые небеса" или "доска стремительно качнулась", "очаровательно-бесцелен дугообразный стал полёт". Можно ли сказать, что между этими словесными образами устанавливаются значения тождества, или же смена словесных образов знаменует изменение восприятия лирическим героем основных параметров картины мира в стихотворении?

Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987, с. 252 - 257.

2. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М., 1989. с.13-126.

3. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

4. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Тимофеева, Тураева. М., 1974. (статьи: «Художественный образ», «Образ» (персонаж, пейзаж, вещь, переживание)

5. Паллиевский П. В. Внутренняя структура образа // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. - М., 1962, с. 72 - 93.

Практическое занятие № 2.
Художественное время и пространство в литературном произведении.

Работа с научной литературой:

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.
- М., 1975. (статья «Формы времени и хронотопа в романе») (конспект)

Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., 1974. (1 ста­тью по выбору: конспект).

Знать определения понятий: художественное время, художественное пространство, хронотоп, событие (событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания) и др.

I. Познакомьтесь с указанной ниже литературой. Ответьте на следующие вопросы:

1. Художественное время и художественное пространство в литературном произведении; их отличие от реального, физического времени и пространства.

2. Художественное время и художественное пространство как выразители ценностной картины мира в литературном произведении; понятие хронотопа (по М. М. Бахтину); сюжетное и жанровое значение хронотопа (привести примеры).

3. Типы художественного времени и художественного пространства.

4. Понятие "событие" (по Ю. М. Лотману), связь категории "события" со "временем" и "пространством".

5. Событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания (М. М. Бахтин) в литературном произведении.

II. Анализ рассказа И. А. Бунина "Далёкое".

1. Пользуясь определением Ю. М. Лотмана, выделите основные семантические поля (зоны, сферы, участки) в рассказе И. А. Бунина. Охарактеризуйте их, используя известные вам пространственные и временные характеристики. Есть ли чёткие границы между ними, или же эти границы являются нечёткими, размытыми?

Можно ли сказать, что выделенные вами миры существуют по разным ценностным ориентирам, либо же они "живут" по одной системе ценностей?

2. Попытайтесь определить, кто из персонажей к какому из миров принадлежит? К какому миру принадлежат рассказчик, Иван Иваныч, князь, "сожители" Ивана Иваныча?

3. Пользуясь определением "события" Ю. М. Лотмана, попытайтесь выделить основные события произведения и докажите почему? Какие границы (пространственные, временные, ценностные) пересекает персонаж? Меняются ли выделенные Вами миры после события, или же они остаются тождественными самим себе? Существуют ли эти миры в равновесии, или же существующие между ними противоречия неразрешимы?

4. Событие, о котором рассказывается, и событие "самого рассказывания" в рассказе И. А. Бунина. Кто является носителем "события рассказывания"? Выделите основные этапы развёртывания "события рассказывания"? Докажите, что само "рассказывание" является событием? Какую роль в событии рассказывания играет временная дистанция между происходящими событиями в прошлом и их осмыслением в настоящем? Отличается ли оценка рассказчиком Ивана Иваныча и самого себя в молодости и в настоящем?

5. Докажите, что участниками "события рассказывания" являются автор и читатель? Как соотносятся точка зрения автора и рассказчика? Можно ли сказать, что рассказчик со временем переосмысливает жизненные ценности и обогащает себя (и читателя) новым духовным опытом?

Литература:

1. И. Роднянская. Художественное время и художественное пространство// Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987, с. 487 - 489.

2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975, с. 234 - 236, 373 - 384, 391 - 402, 406.

3. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. - Спб.,1998, с. 210 - 245.

Практическое занятие № 3.
Композиция литературного произведения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Литературоведческие школы.

Работа с научной литературой:

Литературоведческие школы.

Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад - Л., 1979. (тезисы)

Зинченко В. Г. Методы изучения литературы: системный подход: учебное пособие - М., 2002. (1 статью по выбору: конспект)

Косиков Г.К. Герменевтика и интерпретация. Вопросы литературы, 1993, № 2, с.38-42. (тезисы)

Структурализм «за» и «против». Сб. ст. М., 1975 (введение: рецензия)

Определения понятий: герменевтика, интерпретация, анализ, структурализм, формализм, постструктурализм и др.

 

Роды и жанры

1. Аверинцев, Сергей Сергеевич. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра / С. С. Аверинцев: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. - М.: Наука, 1973. - 279 с. Экземпляры: всего:3 - Аб.(2), Ч.з.№2(1)

2. Альми, Нина Львовна. О поэзии и прозе / Н. Л. Альми. - 2-е изд., доп. - СПб.: Скифия: Семантика-С, 2005. - 528 с. - (Littera Terra) Экземпляры: всего:2 - Ч.з.№2(1), Аб.(1)

3. Аникст, Александр Абрамович. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова / А. А. Аникст. - М.: Наука, 1972. - 643 с. - (История учений о драме) Экземпляры: всего:4 - Аб.(3), Ч.з.№2(1)

4. Аникст, Александр Абрамович. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. Эпоха романтизма / А. А. Аникст. - М.: Наука, 1980. - 343 с. - (История учений о драме) Экземпляры: всего:1 - Аб.(1)

5. Аникст, Александр Абрамович. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А. А. Аникст. - М.: Наука, 1967. - 454 с. - (История учений о драме) Экземпляры: всего:5 - Аб.(4), Ч.з.№2(1)

6. Аникст, Александр Абрамович. Теория драмы от Гегеля до Маркса / А. А. Аникст. - М.: Наука, 1983. - 287 с. - (История учений о драме) Экземпляры: всего:1 - Аб.(1)

7. Гаспаров, Михаил Леонович. Античная литературная басня (Федр и Бабрий) / М. Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1971. - 280 с. Экземпляры: всего:1 - Ч.з.№2(1)

8. Гачев, Георгий Дмитриевич. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр / Г. Д. Гачев. - М.: Просвещение, 1968. - 301 с. Экземпляры: всего:3 - Аб.(3)

9. Гинзбург, Лидия Яковлевна. О лирике / Л. Я. Гинзбург. - 2-е изд., доп. - Л.: Советский писатель, 1974. - 406 с. Экземпляры: всего:1 - Аб.(1)

10. Гречнев, Вячеслав Яковлевич. Русский рассказ конца XIX - XX века: Проблематика и поэтика жанра / В. Я. Гречнев. - Л.: Наука, 1979. - 208 с. Экземпляры: всего:6 - Аб.(5), Ч.з.№2(1)

11. Гуревич, Арон Яковлевич. "Эдда" и сага / А. Я. Гуревич. - М.: Наука, 1979. - 192 с. Экземпляры: всего:6 - Ч.з.№2(1), Аб.(5)

12. Драматургия и время: сборник статей / сост. Т. А. Чеботаревская. - М.: Искусство, 1974. - 280 с. Экземпляры: всего:1 - Аб.(1)

13. Ершов, Леонид Федорович. Сатирические жанры русской советской литературы (от эпиграммы до романа) / Л. Ф. Ершов. - М.: Наука, 1977. - 282 с. Экземпляры: всего:6 - Ч.з.№2(1), АБ.(5)

14. Жанр и творческая индивидуальность: межвузовский сборник научных работ / ред. В. В. Гура. - Вологда: Изд-во гос. пед. ин-та, 1990. - 162 с. Экземпляры: всего:1 - Аб.(1)

15. Жанровое новаторство русской литературы конца XVIII - XIX вв.: Сборник науч. работ / ред. А. И. Груздев. - Л.Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. - 190 с. Экземпляры: всего:1 - Аб.(1)

16. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. - М.: Наука, 1971. - 346 с. Экземпляры: всего:2 - АБ.(2)

17. Зарубежный роман. Проблемы метода и жанра: Межвуз. сборник науч. трудов. - Пермь: Изд-во гос. ун-та, 1982. - 152 с. Экземпляры: всего:6 - Аб.(5), Ч.з.№2(1)

18. Кожинов, Вадим Валерианович. Книга о русской лирической поэзии XIX века: развитие стиля и жанра / В. В. Кожинов. - М.: Современник, 1978. - 303 с. Экземпляры: всего:5 - Аб.(4), Ч.з.№2(1)

19. Козубовская, Галина Петровна. Русская поэзия первой трети XIX в. и мифология (жанровый архетип и поэтика) / Г. П. Козубовская. - Барнаул; Самара: БГПУ, 1998. - 137 с. Экземпляры: всего:1 - Ч.з.№2(1)

20. Мелетинский, Елеазар Моисеевич. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. М. Мелетинский. - М.: Наука, 1986. - 316 с. Экземпляры: всего:1 - Аб.(1)

21. Метод и жанр в зарубежной литературе: сборник научных трудов. Вып. 4 / ред. Н. П. Михальская. - М., 1979. - 165 с.

22. Поспелов, Геннадий Николаевич. Лирика среди литературных родов / Г. Н. Поспелов. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 200 с. Экземпляры: всего:6 - Аб.(5), Ч.з.№2(1)

23. Поэтический строй русской лирики / ред. Г. М. Фридлендер. - Л.: Наука, 1973. - 351 с. Экземпляры: всего:4 - Аб.(2), Ч.з.№2(1), каб. лит.(1)

24. Русова Наталья Юрьевна. Тайна лирического стихотворения: От Державина до Ходасевича: Комментарий поэтических текстов / Русова Наталья Юрьевна. - М.: Глобулус, 2005. - 152с. - (Литературный семинар) Экземпляры: всего:1 - (1)

25. Сильман Т.И. Заметки о лирике. - М., 1977. (О композиции лирических
текстов: тезисы)

26. Шкловский, Виктор Борисович. Художественная проза: Размышления и разборы / В. Б. Шкловский. - М.: Советский писатель, 1961. - 667 с. Экземпляры: всего:1 - Аб.(1)

 

Стиховедение

1. Гаспаров, Михаил Леонович. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: Учеб. пособие для вузов / М. Л. Гаспаров. - 2-е изд., доп. - М.: Фортуна Лимитед, 2002. - 352 с. Экземпляры: всего:2 - Аб.(2) (1 главу о
любом периоде).

2. Жирмунский, Виктор Максимович. Поэтика русской поэзии: научное издание / В. М. Жирмунский. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 496 с. Экземпляры: всего:3 - Ч.з.№2(1), Аб.(2)

3. Илюшин, Александр Анатольевич. Русское стихосложение: Учебное пособие для филол. спец. вузов / А. А. Илюшин. - М.: Высшая школа, 1988. - 168 с. Экземпляры: всего:1 - Ч.з.№2(1)

4. Исследования по теории стиха. - Л.: Наука, 1978. - 230 с. Экземпляры: всего:3 - Аб.(2), Ч.з.№2(1)

5. Калачева, Светлана Васильевна. Стих и ритм: (О закономерностях стихосложения) / С. В. Калачева. - М.: Знание, 1978. - 95 с. Экземпляры: всего:1 - Аб.(1)

6. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха / сост. В. Е. Холшевников. - 3-е изд.,испр. и доп. - М.: Академия, 2005. - 672 с. - (Классическая учебная книга) Экземпляры: всего:4 - Аб.(4)

7. Портер, Леонид Гаврилович. Симметрия - владычица стихов: Очерк начал общей теории поэтических структур / Л. Г. Портер. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 256 с. Экземпляры: всего:1 - Ч.з.№2(1)

8. Стиховедение: Хрестоматия / сост. Л. Е. Ляпина. - 4-е изд. - М.: Флинта; М.: Наука, 2003. - 248 с. Экземпляры: всего:1 - Ч.з.№2(1)

9. Стиховедение: Хрестоматия. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 248с. Экземпляры: всего:1 - (1)

10. Теория стиха: Сборник статей / В. М. Жирмунский, Д. С. Лихачев, В. Е. Холшевников. - Л.: Наука, 1968. - 316 с. Экземпляры: всего:1 - Аб.(1)

11. Федотов Олег Иванович. Основы теории литературы: В 2ч. ч.2: Стихосложение и литературный процесс. / Федотов Олег Иванович.: В 2ч. ч.2: Стихосложение и литературный процесс. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 240с. Экземпляры: всего:1 - (1)

12. Холшевников Владислав Евгеньевич. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учебное пособие для студентов филологических фак-тов / Холшевников Владислав Евгеньевич.: Русское стихосложение: Учебное пособие для студентов филологических фак-тов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. - 208с. Экземпляры: всего:1 - (1)

13. Холшевников, Владислав Евгеньевич. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Пособие для студ. фил. фак-тов. / В. Е. Холшевников. - 2-е изд., перераб. - Л.: Изд-во гос. ун-та, 1972. - 167 с. Экземпляры: всего:2 - Аб.(1), Ч.з.№2(1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кафедра __________________ Литературы ____________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

 

Шифр и наименование ДПП. Ф. 09. Теория литературы

дисциплины _______________________________________________________

 

Статус_____________________ обязательная ___________________________

 

Специальности 032900. Русский язык и литература

(направления) _____________________________________________________

 

 

Формы обучения ________________ дневная ____________________________

(дневная., вечерняя, заочная)

 

Объем дисциплины_________________

 

Распределение по семестрам

Номер семест-ра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
                экзамен

 

 

Министерство образования Российской Федерации

Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина

 

Утверждаю

Проректор по учебной работе

_________________________

«_____»_____________200 г.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Кафедра __________________ Литературы ____________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

 

Шифр и наименование ДПП. Ф. 09. Теория литературы

дисциплины _______________________________________________________

 

Статус_____________________ обязательная ___________________________

 

Специальности 032900. Русский язык и литература

(направления) _____________________________________________________

 

 

Формы обучения ________________ дневная ____________________________

(дневная., вечерняя, заочная)

 

Объем дисциплины_________________

 

Распределение по семестрам

Номер семест-ра Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоя-тельная работа
Всего Из них
Лекции Практ. Лабор.
                экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений испециаль-

(наименование

 

ностей высшего профессионального образования, утвержденного прика-

государственного образовательного стандарта или типовой программы, утвержденной

 

зом Министерства образования РФ от 14.04.2000

НМС Госкомвуза РФ, дата утверждения)

 

Разработчик

 

 

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

 

Задачей курса «Теория литературы» является определение природы и сущности литературы как вида искусства, ее места в жизни человека и общества, в развитии культуры. Курс, с одной стороны, направлен на обобщение уже имеющихся знаний студентов по общим вопросам литературоведения, с другой – обогащает специальными знаниями о принципах и методах исследования литературы. Логика курса определяется как диалектический процесс взаимодействия гуманитарных исследований психологии творчества, психологии восприятия, теорий познания мира с постижением приемов и методов анализа художественного произведения.

В курсе рассматривается специфика литературы как предмета научного исследования. Основные понятия и категории, позволяющие анализировать поэтические и повествовательные структуры художественных произведений, их стилистические особенности, описывать взаимодействие текстов внутри литературы и их связи с внелитературными рядами, обсуждаются с учетом их использования в различных традициях описания литературы. Дается обзор моделей литературного процесса.

Задачи практических занятий определяются необходимостью осмысления и формирования навыков анализа художественного произведения, изучением методов и методик подхода к художественному тексту и умениям их практического использования при анализе текста.

В задачи лекционного и практического курса «Теории литературы» входит:

- продемонстрировать студентам возможности аналитического проч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.48 (0.016 с.)