Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Анализ композиции стихотворения М. Ю. Лермонтова «родина»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(1) Люблю отчизну я, но странною любовью! 6 (2) Не победит ее рассудок мой. 5 (3) Ни слава, купленная кровью, 4 (4) Ни полный гордого доверия покой, 6 (6) Не шевелят во мне отрадного мечтанья. 6 (7) Но я люблю — за что, не знаю сам? — 5 (8) Ее степей холодное молчанье, 5 (9) Ее лесов безбрежных колыханье, 5
(10)Разливы рек ее, подобные морям... 6 (11)Проселочным путем люблю скакать в телеге 6 (12)И, взором медленным пронзая ночи тень, 6 (13)Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, 6 (14)Дрожащие огни печальных деревень; 6
(15) Люблю дымок спаленной жнивы, (16) В степи ночующий обоз, (17) И на холме средь желтой нивы (18) Чету белеющих берез. (19) С отрадой, многим незнакомой, (20) Я вижу полное гумно, (21) Избу, покрытую соломой, (22) С резными ставнями окно; (23) И в праздник, вечером росистым, (24) Смотреть до полночи готов (25) На пляску с топаньем и свистом (26) Под говор пьяных мужичков. Литература: 1. Определение композиции, сюжета в справочных изданиях. 2. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. 3. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970. 4. Кожинов В. В. Композиция // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1966, том 3, с. 695 - 696. 5. Максимов Д.Е. О двух стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Родина», «Выхожу один я на дорогу» // Русская классическая литература. М., 1969. с.121-127. Практическое занятие № 4. Знать определения понятий: эпитет, метафора, метонимия и др.
1. Опираясь на работу М. М. Бахтина, сравните особенности поэтического и прозаического слова. В чём особенности поэтического слова, по Л. Я. Гинзбург? 2.Анализ стихотворения А. Белого. "Отчаяние". Весёлый, искромётный лед. Срывается: кипит сугроб, Двойник мой гонится за мной; Душа, остановись - замри! Отцветших, отгоревших дней 1. Рассмотрите пространственно-временную организацию стихотворения. Можно ли сказать, что движение зимней стихии в 1 строфе совпадает с движением во 2, 3, 4 строфах, или же "рисунок" траектории её движения меняется? Как внутреннее состояние лирического героя связано с теми процессами, которые происходят в зимнюю вьюгу? Движение и "замирание" в стихотворении. Какую роль играют в стихотворении образы замирания человека и мира? Есть ли закономерности в их расположении? Можно ли сказать, что во время "отцветших, отгоревших дней" человек и мир существуют по таким же законам, что и во время разгулявшейся зимней стихии, либо же их смысловые характеристики отличаются в стихотворении? 2. Как вы понимаете необходимость появления "двойника" в стихотворении? Какой смысл имеет образ преследования лирического героя? 3. Меняется ли положение лирического героя в мире в 4 и 5 строфах стихотворения. Как ведут себя образы верха и низа в заключительной строфе произведения? Соотнесите с тем, что происходит с этими словообразами в начальных строфах стихотворения. Почему особо актуализируется образ "вонзания" в небо и в "плиты", и смысловые ряды, выстраивающиеся вокруг этого образа ("лучей наточенные копья", "иглы света")? 4. Возможна ли коммуникация лирического героя с миром в этом стихотворении (если возможна, то когда она происходит и в чём выражается), либо же герой и мир существуют обособленно? Как, с этой точки зрения, семантически взаимодействуют образы "весёлого льда" "ледянистого слитка" на сердце, "кипящего сугроба", "окуривания" лба пургой и т. д.? 5. Обратите внимание на употребление грамматически неправильных словоформ в стихотворении. Обоснуйте необходимость именно таких словообразов в стихотворении. 6. Укажите особенности поэтического слова. Покажите, как поэтический контекст делает синонимами и антонимами, слова, не являющиеся таковыми в обыденной нехудожественной речи. Приведите примеры многозначности слова в лирическом стихотворении, актуализации прямого и переносного значения слова. 7. Выделите основные звукообразы в стихотворении. Как эти звукообразы демонстрируют центральные противоречия художественной системы А. Белого. 8. Образ языка в стихотворении. Мотивируете появление в стихотворении словесных рядов, относящихся к разным языковым стихиям: высокая книжная лексика ("хладный", "искромётный") и обыденно-разговорная ("прохохочет"). Литература: 1.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975, с. 88 - 101 (сравнительная характеристика поэтического слова и слова прозаического). 2. Гинзбург Л. Я. О лирике (вводная глава). - Л.,1974. Практическое занятие № 5. (Тютчев "О чем ты воешь, ветр ночной...").
Работа с научной литературой: Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: Учеб. пособие для вузов / М. Л. Гаспаров. - 2-е изд., доп. - М.: Фортуна Лимитед, 2002. - 352 с. (1 главу о любом периоде: тезисы). Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972. / Введение; с. 180 - 185. (конспект) Поэтический строй русской лирики. - Л.. 1973. (Введение; с. 122 -134; 147-159). (тезисы) Структурализм «за» и «против». Сб. ст. М., 1975 (введение). (рецензия) Знать определения понятий: структурный анализ текста и др.
1. Раскройте сущность структурного анализа текста. В чем его преимущества? Есть ли недостатки? 2. Проанализируйте стихотворение Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной…»
О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке – И роешь и взрываешь в нем Порой неистовые звуки!..
О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!.. О, бурь заснувших не буди – Под ними хаос шевелится!.. < Начало 30-х гг. >
1. Проанализируйте «дословесный» уровнь стихотворения: расположение ударных гласных; уровнь вокализма; повторяющиеся звуковые комплексы; связаны ли этих звуки с ключевыми словами-темами текста (ветр, страшный, древний, родимый и др.) 2. Составьте ритмическую модель данного текста: размер; метр; выделите закономерности развертывания ритма; как ритмически оформляется переход от первой ко второй строфе, обратите внимание на место, которое занимает пиррихий в строке, соответствует ли оно установившемуся в поэзии пушкинской поры закону альтернирующего ритма. 3. Как развивается тема хаоса в стихотворении: обозначьте переломные в образном плане моменты, изменяется ли состав образов во второй строфе; согласуются ли изменения образов и тем с ритмическими перебоями в тексте; найдите синтаксические фигуры в стихотворении, каковы их функции и значение. 4. Каково тютчевского отношения к хаосу: как сочетаются в нем страх и любвь, жалость, и мольба-заклинание. 5. С каким из канонических жанров связано тютчевское восприятие мира «во всей контрастной преизбыточности его становления, когда стираются грани противоположностей, когда одно и то же явление заставляет и цепенеть, и судорожно пылать» (Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971. С.61.) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.111 (0.007 с.) |