Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Анализ композиции стихотворения М. Ю. Лермонтова «родина»

Поиск

(1) Люблю отчизну я, но странною любовью! 6

(2) Не победит ее рассудок мой. 5

(3) Ни слава, купленная кровью, 4

(4) Ни полный гордого доверия покой, 6
(5) Ни темной старины заветные преданья 6

(6) Не шевелят во мне отрадного мечтанья. 6

(7) Но я люблю — за что, не знаю сам? — 5

(8) Ее степей холодное молчанье, 5

(9) Ее лесов безбрежных колыханье, 5

 

(10)Разливы рек ее, подобные морям... 6

(11)Проселочным путем люблю скакать в телеге 6

(12)И, взором медленным пронзая ночи тень, 6

(13)Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, 6

(14)Дрожащие огни печальных деревень; 6

 

(15) Люблю дымок спаленной жнивы,

(16) В степи ночующий обоз,

(17) И на холме средь желтой нивы

(18) Чету белеющих берез.

(19) С отрадой, многим незнакомой,

(20) Я вижу полное гумно,

(21) Избу, покрытую соломой,

(22) С резными ставнями окно;

(23) И в праздник, вечером росистым,

(24) Смотреть до полночи готов

(25) На пляску с топаньем и свистом

(26) Под говор пьяных мужичков.

Литература:

1. Определение композиции, сюжета в справочных изданиях.

2. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

3. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

4. Кожинов В. В. Композиция // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1966, том 3, с. 695 - 696.

5. Максимов Д.Е. О двух стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Родина», «Выхожу один я на дорогу» // Русская классическая литература. М., 1969. с.121-127.

Практическое занятие № 4.
Язык литературного произведения.

Знать определения понятий: эпитет, метафора, метонимия и др.

 

1. Опираясь на работу М. М. Бахтина, сравните особенности поэтического и прозаического слова. В чём особенности поэтического слова, по Л. Я. Гинзбург?

2.Анализ стихотворения А. Белого. "Отчаяние".

Весёлый, искромётный лед.
Но сердце - ледянистый слиток.
Пусть вьюга белоцвет метёт, -
Взревёт; и развернёт свой свиток.

Срывается: кипит сугроб,
Пурговым кружевом клокочет,
Пургой окуривает лоб,
Завьётся в ночь и прохохочет.

Двойник мой гонится за мной;
Он на заборе промелькает,
Скользнёт вдоль хладной мостовой
И, удлинившись, вдруг истает.

Душа, остановись - замри!
Слепите, снеговые хлопья!
Вонзайте в небо, фонари,
Лучей наточенные копья!

Отцветших, отгоревших дней
Осталась песня недопета.
Пляшите, уличных огней
На скользких плитах иглы света!

1. Рассмотрите пространственно-временную организацию стихотворения. Можно ли сказать, что движение зимней стихии в 1 строфе совпадает с движением во 2, 3, 4 строфах, или же "рисунок" траектории её движения меняется? Как внутреннее состояние лирического героя связано с теми процессами, которые происходят в зимнюю вьюгу? Движение и "замирание" в стихотворении. Какую роль играют в стихотворении образы замирания человека и мира? Есть ли закономерности в их расположении? Можно ли сказать, что во время "отцветших, отгоревших дней" человек и мир существуют по таким же законам, что и во время разгулявшейся зимней стихии, либо же их смысловые характеристики отличаются в стихотворении?

2. Как вы понимаете необходимость появления "двойника" в стихотворении? Какой смысл имеет образ преследования лирического героя?

3. Меняется ли положение лирического героя в мире в 4 и 5 строфах стихотворения. Как ведут себя образы верха и низа в заключительной строфе произведения? Соотнесите с тем, что происходит с этими словообразами в начальных строфах стихотворения. Почему особо актуализируется образ "вонзания" в небо и в "плиты", и смысловые ряды, выстраивающиеся вокруг этого образа ("лучей наточенные копья", "иглы света")?

4. Возможна ли коммуникация лирического героя с миром в этом стихотворении (если возможна, то когда она происходит и в чём выражается), либо же герой и мир существуют обособленно? Как, с этой точки зрения, семантически взаимодействуют образы "весёлого льда" "ледянистого слитка" на сердце, "кипящего сугроба", "окуривания" лба пургой и т. д.?

5. Обратите внимание на употребление грамматически неправильных словоформ в стихотворении. Обоснуйте необходимость именно таких словообразов в стихотворении.

6. Укажите особенности поэтического слова. Покажите, как поэтический контекст делает синонимами и антонимами, слова, не являющиеся таковыми в обыденной нехудожественной речи. Приведите примеры многозначности слова в лирическом стихотворении, актуализации прямого и переносного значения слова.

7. Выделите основные звукообразы в стихотворении. Как эти звукообразы демонстрируют центральные противоречия художественной системы А. Белого. 8. Образ языка в стихотворении. Мотивируете появление в стихотворении словесных рядов, относящихся к разным языковым стихиям: высокая книжная лексика ("хладный", "искромётный") и обыденно-разговорная ("прохохочет").

Литература:

1.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975, с. 88 - 101 (сравнительная характеристика поэтического слова и слова прозаического).

2. Гинзбург Л. Я. О лирике (вводная глава). - Л.,1974.

Практическое занятие № 5.
Структурный анализ стихотворного текста

(Тютчев "О чем ты воешь, ветр ночной...").

 

Работа с научной литературой:

Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: Учеб. пособие для вузов / М. Л. Гаспаров. - 2-е изд., доп. - М.: Фортуна Лимитед, 2002. - 352 с. (1 главу о любом периоде: тезисы).

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972. / Введение; с. 180 - 185. (конспект)

Поэтический строй русской лирики. - Л.. 1973. (Введение; с. 122 -134; 147-159). (тезисы)

Структурализм «за» и «против». Сб. ст. М., 1975 (введение). (рецензия)

Знать определения понятий: структурный анализ текста и др.

 

1. Раскройте сущность структурного анализа текста. В чем его преимущества? Есть ли недостатки?

2. Проанализируйте стихотворение Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной…»

 

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке –

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

 

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!..

О, бурь заснувших не буди –

Под ними хаос шевелится!..

< Начало 30-х гг. >

 

1. Проанализируйте «дословесный» уровнь стихотворения: расположение ударных гласных; уровнь вокализма; повторяющиеся звуковые комплексы; связаны ли этих звуки с ключевыми словами-темами текста (ветр, страшный, древний, родимый и др.)

2. Составьте ритмическую модель данного текста: размер; метр; выделите закономерности развертывания ритма; как ритмически оформляется переход от первой ко второй строфе, обратите внимание на место, которое занимает пиррихий в строке, соответствует ли оно установившемуся в поэзии пушкинской поры закону альтернирующего ритма.

3. Как развивается тема хаоса в стихотворении: обозначьте переломные в образном плане моменты, изменяется ли состав образов во второй строфе; согласуются ли изменения образов и тем с ритмическими перебоями в тексте; найдите синтаксические фигуры в стихотворении, каковы их функции и значение.

4. Каково тютчевского отношения к хаосу: как сочетаются в нем страх и любвь, жалость, и мольба-заклинание.

5. С каким из канонических жанров связано тютчевское восприятие мира «во всей контрастной преизбыточности его становления, когда стираются грани противоположностей, когда одно и то же явление заставляет и цепенеть, и судорожно пылать» (Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971. С.61.)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.006 с.)