![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Составление рассказа «Весна»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Примерный ход занятия Вначале необходимо активизировать лексический запас по данной теме. С этой целью можно предложить составить предложения по опорным словам, повторить цепочки слов (например: греет, светит, тает: скворец, грач, ласточка; набухает, зеленеет, распускается). Далее проводится беседа о весне. Дети подбирают определения и слову весна (какая? — теплая, ранняя, холодная). Логопед предлагает составить предложения о наступлении весны: Наступила ранняя (теплая) весна. Предложение проговаривается хором и дети должны его запомнить. Затем уточняется: какой первый признак весны? - Греет солнышко. - Как оно греет? - Ярко греет солнышко. Рассуждая с детьми вслух, логопед привлекает их внимание к причинно-следственным зависимостям: - Становится теплее. Что происходит в природе (со снегом, Сосульками)? - Что начинает таять? Составляются соответствующие предложения. Выбирается одно, Которое проговаривается хором. Дети должны запомнить и это Предложение. Логопед выставляет на доске соответствующую картинку. Аналогичным образом раскрывается характер других природных изменений. - Что появляется на дорогах? (Ручьи, лужи). - Что набухает на деревьях? (Почки). - Кто прилетает из теплых стран? (Перелетные птицы, скворцы, грачи). - Что они делают? (Вьют гнезда). Логопед еще раз обращает внимание детей на характерные Признаки весны, изображенные на картинке, последовательно соотнося составленные предложения с разными сюжетами. Затем все выставленные картинки убираются в конверт в произвольном порядке. Далее логопед предлагает составить рассказ. Вызванные дети поочередно достают по одной картинке, выстраиваются «по цепочке» в нужной, последовательности. Логопед называет первое предложение, а дети путем оречевления каждого эпизода восстанавливают коллективный рассказ типа: Наступила теплая весна. Начали таять снег и сосульки. На дорогах появились ручьи. На деревьях набухли почки. Из теплых Стран прилетели птицы. Очи стали пить гнезда. Таким образом, подобная последовательность в процессе тренировки и постепенного наращивания количества предложений должна стать планом-ориентиром, привычной автоматизированной схемой изложения, по которой ребенок будет стремиться описывать «события по другой тематике. Однотипная последовательность преподнесения речевого материала используется логопедом на 2—3 занятиях. Однако, он вносит дополнительные инструкции: придумать заголовок к рассказу, рассказать о событиях от I или III лица и т. д. Постепенно у детей надо выработать умение логично соединять отдельные отрывки в самостоятельный рассказ с применением средств межфразовой связи. Особенности работы над конструированием рассказа по заданной чем с использованием заранее отработанных смысловых частей проиллюстрирует пример составления рассказа по теме «Экскурсия в зоопарк». К данному занятию дети должны уже уметь связно и последовательно рассказывать о режимных моментах в течение дня, составлять описания животных, вести несложный диалог в пределах усвоенной тематики. Логопед дает детям примерно следующую установку: Сегодня мы будет учиться составлять большой рассказ о поездке в зоопарк в воскресный день. Он будет состоять из нескольких маленьких частей. Маленькие части рассказа вы будете составлять сами. А объединить их в большой рассказ я вам помогу. Сначала нам нужно вспомнить, как прошло воскресное утро в вашей семье. 1 ребенок рассказывает примерно следующее: — Я встал, умылся, убрал кровать, сел за стол завтракать и т. д. - Это будет начало нашего рассказа. Подумайте, кто предложил поездку в зоопарк? (Мама, папа, брат и т. д.). - Как дети добрались до зоопарка? Кого они там увидели? Далее логопед раздает трем детям картинки с изображением 3 животных и дает инструкцию описать их. Дети должны использовать ранее полученные речевые навыки и. составить 3 коротких рассказа из 3—5 предложений каждый. Логопед подчеркивает, что это составные части будущего большого рассказа об одном мальчике. Он вызывает четверых детей и дает каждому задания. Первому ребенку — рассказать зачин, а остальным — поочередно об увиденных в зоопарке животных. Во время их рассказа логопед добавляет логические связки между отдельными частями, создавая тем самым композиционную целостность повествования. Например: В зоопарке Алеша и папа увидели много интересного. В первой клетке сидели белки (рассказ второго ребенка о белке). Подошли ко второй клетке, а там ежик (рассказ третьего ребенка о еже). А рядом большая толпа ребят наблюдала за лисой (рассказ четвертого ребенка о лисе). Ошибки в ответах детей логопед тут же фиксирует и привлекает к ним внимание детей. Логопед обязательно добивается правильного ответа. Желательно, чтобы ребенок еще раз повторил предложение. Требования по фонетическому оформлению высказываний осуществляются в соответствии с поставленными звуками у каждого ребенка. На следующем занятии роль ведущего (логопеда) можно поручить наиболее развитому в речевом отношении ребенку. Подобный вид работы с некоторыми вариантами целесообразно проводить на итоговых занятиях при прохождении других тем (транспорт, игрушки и т. п.). На основе тематической организации речевого материала происходит развитие преимущественно монологической речи, а задачи отечественного речевого общения, подготовленные всем ходом коррекционного обучения, должны решаться на занятиях воспитателем и во время режимных моментов. Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раз в неделю и предусматривают следующую работу: 1. Усвоение звуков л, с, ш, с—з, р—л, ы—и, в твердом и мягком звучании в прямом слоге. 2. Дифференциация звуков по участию голоса (с—з), по твердости—мягкости (л—л'), (т—т'), по месту образования (с—ш). 3. Овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас—са), односложных слов типа суп. На фонетических фронтальных занятиях проводятся систематические упражнения на сравнение звуков. Дети хлопают в ладоши, услышав определенный звук или слово, его включающее. Определяют наличие, а затем и место звука в слове. Каждый вновь изучаемый звук сравнивается с ранее отработанными. В течение III периода обучения дети учатся различать звуки, отличающиеся по глухости-звонкости (з—с), мягкости—твердости (л—ль), по месту образования (с—ш). Таким образом, дифференциация звуков обеспечивается всем ходом логопедической работы, базируемой на развитии артикуляционных навыков и умении различать звуки на слух и в собственной речи. Воспитание произвольного запоминания I речевого материала проходит красной нитью через все логопедические занятия. Дети учатся запоминать серию инструкций, ряды картинок, слов и т. д. Развитие элементарных навыков звукового анализа происходит за счет обучения детей определению места звука в слове, выделению первого и последнего согласного, гласного в положении после согласного. Осуществляется анализ односложных слов типа: мак, сук, суп. В течение III периода обучения дети учатся сознательно анализировать слова без опоры на утрированное проговаривание логопеда, называть звуки, слова вразбивку, самостоятельно объединять звуки в слова. Вся эта работа проводится с широким использованием игровых ситуаций («Живые звуки», «Куда спрятали звук?», «Озорные звуки» и т. д.). Овладение таким объемом знаний доступно детям лишь при условии соблюдения постепенности в преподнесении материала, дифференцированного подхода с учетом динамики продвижения каждого ребенка. Практическое приложение 1. Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка. 2. Планирование работы по формированию произношения. 3. Примерное распределение занятий логопеда и воспитателя. 4. Лексический материал для логопедических занятий. 5. Перечень картинок для развития мыслительной деятельности. (Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета). Планирование фронтальных занятий I период обучения 1. Лексические темы «Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи—фрукты». 2. Формирование словаря и грамматического строя: а) развитие понимания речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; понимание обобщающего значения слов. Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью; б) практическое усвоение простых способов словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками; в) усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия), в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени; г) усвоение притяжательных местоимений мой, моя, мое. 3. Развитие связной речи: а) овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке (типа: Кто? Что? Что делает? Кому? Чему?); б) усвоение навыка составления короткого рассказа по следам демонстраций действий, беседе по картинке. II период обучения 1. Лексические темы «Одежда», «Продукты питания», «Домашние и дикие животные», «Части тела», «Зима», «Новый год», «Праздник 8 Марта», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы». 2. Формирование словаря и грамматического строя: а) уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках; б) практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности; в) различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: Какой? Какая? Какое? г) усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; д) употребление предлогов: на, в, из-под. Повторение ранее пройденных грамматических форм. 3. Развитие связной речи: а) совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос; б) сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств; в) составление простого описания предмета. Закрепление навыка построения простого предложения; г) распространение предложений путем введения определения, однородных членов предложения; д) первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений; е) составление простых предложений, коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов, описаний, пересказов; ж) заучивание простых стихотворений. III период обучения 1. Лексические темы «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад-огород», «Профессия», «Мебель», «Транспорт», повторение всех ранее пройденных тем. 2. Формирование словаря и грамматического строя: а) закрепление навыка пользования приставочными глаголами; б) закрепление навыка образования относительных прилагательных; в) употребление притяжательных прилагательных; г) образование прилагательных с уменьшительными суффиксами -еньк, -оньк; д) усвоение слов-антонимов; е) закрепление навыка согласования прилагательных о. существительными; ж) расширение значений предлогов. 3. Развитие связной, речи: а) совершенствование диалогической формы речи; б) распространение предложений. Составление предложений по вопросам, опорным словам; в) составление рассказа по картинке, серии картинок; г) составление рассказа-описания, пересказа; д) составление рассказа по теме (с придумыванием окончания, начала рассказа); е) усвоение, конструкции сложноподчиненных предложений. Планирование работы по формированию произношения Задачи обучения: - Развитие слухового восприятия. - Формирование правильного произношения звуков и слов. - Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи. - Выработка четкой дикции. I период обучения сентябрь— обследование (2 недели) 1. Постановка отсутствующих звуков (к, т, х, ль, з, б, д, г, с, сь, з, зь, р и др.). 2. Закрепление правильного произношения имеющихся звуков (а, о, у, и, ы, э, п, ф, в, м, н и др.). 3. Дикция. Угадывание по беззвучной артикуляции звуков а, у, и, о и т. д. Четкое произнесение: а) сочетаний типа аи, ауипа—та, ба—во, и т. д. (тихо, громко, шепотом); б) слов; в) коротких предложений (У Таты бант). 4. Слоговая, структура. Преимущественно одно-, двух-, трехсложные слова разного слогового состава с простым звуковым наполнением. 5. Слуховое восприятие. Удержание 3 элементов (слогов, слов, конструкций). Различение звуков: а о у; а и. Планирование работы по формированию произношения Задачи обучения: - Развитие слухового восприятия. - Формирование правильного произношения звуков и слов. - Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи. - Выработка четкой дикции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.86 (0.01 с.) |