Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Составление рассказа «Весна»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Примерный ход занятия Вначале необходимо активизировать лексический запас по данной теме. С этой целью можно предложить составить предложения по опорным словам, повторить цепочки слов (например: греет, светит, тает: скворец, грач, ласточка; набухает, зеленеет, распускается). Далее проводится беседа о весне. Дети подбирают определения и слову весна (какая? — теплая, ранняя, холодная). Логопед предлагает составить предложения о наступлении весны: Наступила ранняя (теплая) весна. Предложение проговаривается хором и дети должны его запомнить. Затем уточняется: какой первый признак весны? - Греет солнышко. - Как оно греет? - Ярко греет солнышко. Рассуждая с детьми вслух, логопед привлекает их внимание к причинно-следственным зависимостям: - Становится теплее. Что происходит в природе (со снегом, Сосульками)? - Что начинает таять? Составляются соответствующие предложения. Выбирается одно, Которое проговаривается хором. Дети должны запомнить и это Предложение. Логопед выставляет на доске соответствующую картинку. Аналогичным образом раскрывается характер других природных изменений. - Что появляется на дорогах? (Ручьи, лужи). - Что набухает на деревьях? (Почки). - Кто прилетает из теплых стран? (Перелетные птицы, скворцы, грачи). - Что они делают? (Вьют гнезда). Логопед еще раз обращает внимание детей на характерные Признаки весны, изображенные на картинке, последовательно соотнося составленные предложения с разными сюжетами. Затем все выставленные картинки убираются в конверт в произвольном порядке. Далее логопед предлагает составить рассказ. Вызванные дети поочередно достают по одной картинке, выстраиваются «по цепочке» в нужной, последовательности. Логопед называет первое предложение, а дети путем оречевления каждого эпизода восстанавливают коллективный рассказ типа: Наступила теплая весна. Начали таять снег и сосульки. На дорогах появились ручьи. На деревьях набухли почки. Из теплых Стран прилетели птицы. Очи стали пить гнезда. Таким образом, подобная последовательность в процессе тренировки и постепенного наращивания количества предложений должна стать планом-ориентиром, привычной автоматизированной схемой изложения, по которой ребенок будет стремиться описывать «события по другой тематике. Однотипная последовательность преподнесения речевого материала используется логопедом на 2—3 занятиях. Однако, он вносит дополнительные инструкции: придумать заголовок к рассказу, рассказать о событиях от I или III лица и т. д. Постепенно у детей надо выработать умение логично соединять отдельные отрывки в самостоятельный рассказ с применением средств межфразовой связи. Особенности работы над конструированием рассказа по заданной чем с использованием заранее отработанных смысловых частей проиллюстрирует пример составления рассказа по теме «Экскурсия в зоопарк». К данному занятию дети должны уже уметь связно и последовательно рассказывать о режимных моментах в течение дня, составлять описания животных, вести несложный диалог в пределах усвоенной тематики. Логопед дает детям примерно следующую установку: Сегодня мы будет учиться составлять большой рассказ о поездке в зоопарк в воскресный день. Он будет состоять из нескольких маленьких частей. Маленькие части рассказа вы будете составлять сами. А объединить их в большой рассказ я вам помогу. Сначала нам нужно вспомнить, как прошло воскресное утро в вашей семье. 1 ребенок рассказывает примерно следующее: — Я встал, умылся, убрал кровать, сел за стол завтракать и т. д. - Это будет начало нашего рассказа. Подумайте, кто предложил поездку в зоопарк? (Мама, папа, брат и т. д.). - Как дети добрались до зоопарка? Кого они там увидели? Далее логопед раздает трем детям картинки с изображением 3 животных и дает инструкцию описать их. Дети должны использовать ранее полученные речевые навыки и. составить 3 коротких рассказа из 3—5 предложений каждый. Логопед подчеркивает, что это составные части будущего большого рассказа об одном мальчике. Он вызывает четверых детей и дает каждому задания. Первому ребенку — рассказать зачин, а остальным — поочередно об увиденных в зоопарке животных. Во время их рассказа логопед добавляет логические связки между отдельными частями, создавая тем самым композиционную целостность повествования. Например: В зоопарке Алеша и папа увидели много интересного. В первой клетке сидели белки (рассказ второго ребенка о белке). Подошли ко второй клетке, а там ежик (рассказ третьего ребенка о еже). А рядом большая толпа ребят наблюдала за лисой (рассказ четвертого ребенка о лисе). Ошибки в ответах детей логопед тут же фиксирует и привлекает к ним внимание детей. Логопед обязательно добивается правильного ответа. Желательно, чтобы ребенок еще раз повторил предложение. Требования по фонетическому оформлению высказываний осуществляются в соответствии с поставленными звуками у каждого ребенка. На следующем занятии роль ведущего (логопеда) можно поручить наиболее развитому в речевом отношении ребенку. Подобный вид работы с некоторыми вариантами целесообразно проводить на итоговых занятиях при прохождении других тем (транспорт, игрушки и т. п.). На основе тематической организации речевого материала происходит развитие преимущественно монологической речи, а задачи отечественного речевого общения, подготовленные всем ходом коррекционного обучения, должны решаться на занятиях воспитателем и во время режимных моментов. Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раз в неделю и предусматривают следующую работу: 1. Усвоение звуков л, с, ш, с—з, р—л, ы—и, в твердом и мягком звучании в прямом слоге. 2. Дифференциация звуков по участию голоса (с—з), по твердости—мягкости (л—л'), (т—т'), по месту образования (с—ш). 3. Овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас—са), односложных слов типа суп. На фонетических фронтальных занятиях проводятся систематические упражнения на сравнение звуков. Дети хлопают в ладоши, услышав определенный звук или слово, его включающее. Определяют наличие, а затем и место звука в слове. Каждый вновь изучаемый звук сравнивается с ранее отработанными. В течение III периода обучения дети учатся различать звуки, отличающиеся по глухости-звонкости (з—с), мягкости—твердости (л—ль), по месту образования (с—ш). Таким образом, дифференциация звуков обеспечивается всем ходом логопедической работы, базируемой на развитии артикуляционных навыков и умении различать звуки на слух и в собственной речи. Воспитание произвольного запоминания I речевого материала проходит красной нитью через все логопедические занятия. Дети учатся запоминать серию инструкций, ряды картинок, слов и т. д. Развитие элементарных навыков звукового анализа происходит за счет обучения детей определению места звука в слове, выделению первого и последнего согласного, гласного в положении после согласного. Осуществляется анализ односложных слов типа: мак, сук, суп. В течение III периода обучения дети учатся сознательно анализировать слова без опоры на утрированное проговаривание логопеда, называть звуки, слова вразбивку, самостоятельно объединять звуки в слова. Вся эта работа проводится с широким использованием игровых ситуаций («Живые звуки», «Куда спрятали звук?», «Озорные звуки» и т. д.). Овладение таким объемом знаний доступно детям лишь при условии соблюдения постепенности в преподнесении материала, дифференцированного подхода с учетом динамики продвижения каждого ребенка. Практическое приложение 1. Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка. 2. Планирование работы по формированию произношения. 3. Примерное распределение занятий логопеда и воспитателя. 4. Лексический материал для логопедических занятий. 5. Перечень картинок для развития мыслительной деятельности. (Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета). Планирование фронтальных занятий I период обучения 1. Лексические темы «Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи—фрукты». 2. Формирование словаря и грамматического строя: а) развитие понимания речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; понимание обобщающего значения слов. Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью; б) практическое усвоение простых способов словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками; в) усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия), в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени; г) усвоение притяжательных местоимений мой, моя, мое. 3. Развитие связной речи: а) овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке (типа: Кто? Что? Что делает? Кому? Чему?); б) усвоение навыка составления короткого рассказа по следам демонстраций действий, беседе по картинке. II период обучения 1. Лексические темы «Одежда», «Продукты питания», «Домашние и дикие животные», «Части тела», «Зима», «Новый год», «Праздник 8 Марта», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы». 2. Формирование словаря и грамматического строя: а) уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках; б) практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности; в) различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: Какой? Какая? Какое? г) усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; д) употребление предлогов: на, в, из-под. Повторение ранее пройденных грамматических форм. 3. Развитие связной речи: а) совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос; б) сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств; в) составление простого описания предмета. Закрепление навыка построения простого предложения; г) распространение предложений путем введения определения, однородных членов предложения; д) первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений; е) составление простых предложений, коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов, описаний, пересказов; ж) заучивание простых стихотворений. III период обучения 1. Лексические темы «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад-огород», «Профессия», «Мебель», «Транспорт», повторение всех ранее пройденных тем. 2. Формирование словаря и грамматического строя: а) закрепление навыка пользования приставочными глаголами; б) закрепление навыка образования относительных прилагательных; в) употребление притяжательных прилагательных; г) образование прилагательных с уменьшительными суффиксами -еньк, -оньк; д) усвоение слов-антонимов; е) закрепление навыка согласования прилагательных о. существительными; ж) расширение значений предлогов. 3. Развитие связной, речи: а) совершенствование диалогической формы речи; б) распространение предложений. Составление предложений по вопросам, опорным словам; в) составление рассказа по картинке, серии картинок; г) составление рассказа-описания, пересказа; д) составление рассказа по теме (с придумыванием окончания, начала рассказа); е) усвоение, конструкции сложноподчиненных предложений. Планирование работы по формированию произношения Задачи обучения: - Развитие слухового восприятия. - Формирование правильного произношения звуков и слов. - Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи. - Выработка четкой дикции. I период обучения сентябрь— обследование (2 недели) 1. Постановка отсутствующих звуков (к, т, х, ль, з, б, д, г, с, сь, з, зь, р и др.). 2. Закрепление правильного произношения имеющихся звуков (а, о, у, и, ы, э, п, ф, в, м, н и др.). 3. Дикция. Угадывание по беззвучной артикуляции звуков а, у, и, о и т. д. Четкое произнесение: а) сочетаний типа аи, ауипа—та, ба—во, и т. д. (тихо, громко, шепотом); б) слов; в) коротких предложений (У Таты бант). 4. Слоговая, структура. Преимущественно одно-, двух-, трехсложные слова разного слогового состава с простым звуковым наполнением. 5. Слуховое восприятие. Удержание 3 элементов (слогов, слов, конструкций). Различение звуков: а о у; а и. Планирование работы по формированию произношения Задачи обучения: - Развитие слухового восприятия. - Формирование правильного произношения звуков и слов. - Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи. - Выработка четкой дикции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.01 с.) |