Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения, 6 год жизни) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения, 6 год жизни)



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................................................... 4

Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения, 6 год жизни).............................................................................................................. 6

Глава II. Изучение детей с общим недоразвитием речи.................................................. 18

1. Обследование интеллекта............................................................................................... 21

2. Обследование слуха......................................................................................................... 22

3. Обследование внимания и памяти................................................................................ 22

4. Обследование общей и мелкой моторики................................................................... 23

5. Обследование речи........................................................................................................... 23

Характеристика связной речи детей в норме и патологии................................... 24

Характеристика словарного запаса детей в норме................................................. 27

Характеристика грамматического строя речи детей в норме............................... 28

Характеристика звукопроизношения в норме.......................................................... 31

Глава III. Методика коррекционно-педагогической работы (первый год обучения) 37

Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи............. 39

Организация занятий в первой половине дня.......................................................... 40

Организация работы во второй половине дня......................................................... 40

Примерный режим дня.................................................................................................... 41

Логопедические занятия................................................................................................. 41

1. I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)......................................................... 45

Тема «Приставочные глаголы»..................................................................................... 54

Примерный ход занятия.............................................................................................. 54

Примерный разбор занятия........................................................................................ 57

2. II период обучения, (декабрь, январь, февраль, март)............................................ 58

Тема: «Звук о».................................................................................................................... 61

Примерный ход занятия.............................................................................................. 61

Тема: «Притяжательные прилагательные»............................................................... 71

Примерный ход занятия.............................................................................................. 71

Тема: «Приставочные глаголы».................................................................................... 72

Примерный ход занятия.............................................................................................. 72

Тема: «Зима»...................................................................................................................... 75

Примерный ход занятия.............................................................................................. 75

Тема: «Простое распространенное предложение»................................................. 77

Примерный ход занятия.............................................................................................. 77

3. III период обучения (апрель, май, июнь)..................................................................... 79

Тема: Составление рассказа «Весна»......................................................................... 88

Практическое приложение.................................................................................................. 92

Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка..................................................................................................................................... 93

I период обучения.......................................................................................................... 93

II период обучения......................................................................................................... 94

III период обучения........................................................................................................ 95

Планирование работы по формированию произношения................................... 95

Планирование работы по формированию произношения................................... 96

I период обучения сентябрь— обследование (2 недели)................................... 96

II период, обучения........................................................................................................ 97

III период обучения........................................................................................................ 98

Лексический материал для логопедических занятий........................................... 101

Животные...................................................................................................................... 101

Домашние птицы......................................................................................................... 102

Дикие птицы.................................................................................................................. 102

Наш город...................................................................................................................... 103

Дом.................................................................................................................................. 103

Мебель............................................................................................................................ 104

Посуда............................................................................................................................ 104

Семья.............................................................................................................................. 104

Школа.............................................................................................................................. 105

Профессии.................................................................................................................... 105

Одежда, обувь............................................................................................................... 105

Новый год...................................................................................................................... 106

День Вооруженных Сил............................................................................................. 107

Праздники...................................................................................................................... 107

1 Мая............................................................................................................................... 107

Перечень картинок для развития мыслительной деятельности........................ 108

Тема «Овощи и фрукты»........................................................................................... 108

Тема «Транспорт»........................................................................................................ 109

Тема «Профессии»..................................................................................................... 111

Тема "Животные"......................................................................................................... 112

Схема обследования воспитателем умений и навыков детей по всем видам учебной и неучебной деятельности........................................................................................................................ 115

Общекорректирующие упражнения........................................................................... 119

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи................................ 120

Спортивные игры........................................................................................................ 122

Глава IV. Рекомендации к работе музыкального руководителя................................. 126

В пособии (2-е изд., исп.) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обучения, а также рекомендации к использованию лексического материала.

Книга адресована в первую очередь студентам, логопедам и воспитателям детских садов, а также может быть полезна родителям, желающим активно участвовать в процессе устранения речевого дефекта своего ребенка.

2-е издание подготовлено к печати: А. А.. Варфоломеевой, Е. Б. Грачевой, Ю. М. Новокшеновым, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1989 Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1993.

 


Введение

Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят как составная часть в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии таких детей, в коррекции и компенсации их дефекта, в подготовке к школе.

Успех ранней коррекции речевого дефекта ребенка дошкольного возраста зависит во многом от уровня профессиональной подготовки логопеда, работающего в детском саду, от его умения правильно диагностировать нарушение, определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей.

Эти качества учителя-логопеда формируются в процессе его обучения на дефектологическом факультете и определяются уровнем усвоения теоретических знаний и практических навыков по курсу логопедии. Значительная роль в формировании профессиональных качеств будущего логопеда принадлежит педагогической практике.

Педагогическая практика в детском саду для детей с нарушениями речи проводится у студентов дефектологических факультетов на пятом курсе. Она начинается с непосредственного общения студентов с детьми, имеющими разные формы речевой патологии. Студенты обследуют, согласно предложенной схеме, состояние связной речи детей, уровень сформированности лексико-грамматических средств языка, фонетического строя. Полученные данные фиксируются в речевой карте.

Знакомство со структурой специального детского сада, принципами отбора и комплектования логопедических групп является неотъемлемым элементом педагогической практики.

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. Студенты учатся планировать фронтальные занятия, определять их содержание в зависимости от периода и задач обучения, отбирать лексический материал, методические приемы, виды работ, оформлять дидактические игры с учетом возраста детей и структуры речевого нарушения.

Особое место в практике занимает индивидуальная работа с детьми, имеющими сложный дефект.

На протяжении всей педпрактики студенты оформляют необходимую документацию: индивидуальные тетради детей, тетрадь для вечерней логопедической работы воспитателя, конспекты фронтальных занятий, планируют индивидуальные виды работ. Они принимают активное участие в проведении всех воспитательных мероприятий, оформлении стендов для родителей.

В пособии освещаются основные этапы логопедической работы с детьми 6 и 7 года жизни в группах с ОНР; приведены психолого-педагогические характеристики детей, методические приемы их обследования; раскрываются содержание логопедических занятии, принципы их организации. По каждому разделу рекомендуется примерный речевой материал, который в процессе педагогической практики студенты смогут использовать.

Предлагаемое пособие не исчерпывает всего содержания логопедических занятий, которые должны быть разнообразными, живыми, занимательными. Оно поможет студенту определить основные направления коррекционной работы.


Обследование интеллекта

В процессе беседы с ребенком логопед уже получает первое впечатление о его общем кругозоре. Если возникают сомнения в интеллектуальном развитии ребенка, то можно предложить ряд специальных заданий на определение уровня развития его мыслительной деятельности. Наиболее распространенным является выполнение задания на выделение 4 лишнего предмета. При этом сначала предлагаются более простые дифференцировки, затем даются, задания посложнее (пальто, шуба, платье, машина; шапка, панама, фуражка, платье; зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленый горох, красный помидор). Важным моментом является выявление навыка счета и счетных операций в соответствии с программой детского сада общего типа. Широко используются при обследовании интеллекта разрезные картинки (на 2, 3, 4 части), «почтовый ящик» (составленный по принципу таблицы Сегена). Интересно для детей в занимательной форме провести игру «Бывает — не бывает», когда ребенок должен ответить (а если сможет, и объяснить) правдоподобность ряда ситуаций.

Например: Можно летом слепить снеговика? Может ли заяц догнать волка? Может ли мальчик кататься на лошади? Может ли мышка съесть кошку?

Полезно ребенку предложить задание на умение сравнивать предметы, выделять общее и отличное в них. Полученные данные также дополняют представление об его интеллектуальном развитии. (Сравни: солнце и лампу; куклу и ребенка; летающую птицу и самолет; цветок в горшке и наклеенную аппликацию).

Все описанные выше задания дети пятилетнего возраста выполняют достаточно свободно.

Обследование слуха

При обследовании слуха необходимо проверить, как ребенок слышит шепот и разговорную речь (имеется в виду громкость звучания).

Ребенка ставят спиной к логопеду на расстоянии 5—6 м. Логопед делает полный выдох и шепотом называет слова, которые ребенок должен повторить. В первую очередь предлагаются такие слова, как школа чайник, машина, чемодан и т. д. В случае возникшего затруднения логопед повторяет эти слова на расстоянии 4 м, а затем 3 м. В речевой карте необходимо указать, на каком расстоянии ребенок воспринимает шепот.

Обследование речи

При выявлении речевого недоразвития важно обратить особое внимание на спонтанные высказывания детей, так как при этом раскрываются особенности речи, которые в искусственных условиях не проявляются.

При обследовании связной речи выясняется, как ребенок может составить рассказ по картине или серии картин, пересказ, рассказ, описание по представлению.

Составление рассказа по картине. Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.

Составление рассказа по серии картин. Для данного вида работы подбираются серии из 2, 3, 4, 5 картин. Предварительно сам Логопед раскладывает картинки на примере 1 серии, объясняет, почему они расположены в такой последовательности. После этого ребенку предлагается разложить другие картинки, рассмотреть их, ответить на вопросы по их содержанию. Далее дети самостоятельно рассказывают о том, что изображено на этих картинках.

Пересказ. Предлагая детям пересказать текст, логопед выявляет, насколько внимательно дети умеют слушать, правильно ли понимают содержание, запоминают последовательность изложения. Подбирая тексты для пересказа, надо следить, чтобы их содержание было простым и понятным, имело четко выраженную структуру.

Составление рассказа-описания игрушки или предмета. Логопед отбирает две красочные игрушки, (девочкам — красивую куклу, мальчикам — большую машину-самосвал) и показывает их детям, предлагая внимательно рассмотреть игрушки (потрогать), а затем рассказать о них. При этом дается простой план типа: расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по размеру, из чего сделана, во что одета, что завязано у нее на голове и т. д. Если у ребенка возникают затруднения и он не может сразу ответить, логопед повторяет еще раз вопросы или дает свой образец рассказа.

Речевая карта

1. Дата поступления ребенка в группу _________________________________

2. Фамилия, имя____________________________________________________

3. Возраст _________________________________________________________

4. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:

Мать______________________________________________________________

Отец______________________________________________________________

5. Анамнез: от какой беременности по счету? ___________________________

Как протекали беременность и роды? __________________________________

6. Где ты живёшь? __________________________________________________

7. Как зовут маму? __________________________________________________

8. Есть ли у тебя друзья? _____________________________________________

9. Счет прямой __________________обратный___________________________

10. Геометрические формы: квадрат, прямоугольник _____________________

11. Основные цвета _______________оттеночные _______________________

12. Классификация предметов_________________________________________

13. Выделение четвертого лишнего ____________________________________

14. Ориентация во времени _________в пространстве_____________________

15. Способность к логическому мышлению_____________________________

16. Обследование понимания речи:

а) выполнение инструкций ___________________________________________

б) понимание значения предлогов _____________________________________

в) понимание числа ________________рода ___________падежа ___________

17. Обследование связной речи:

а) составление рассказа по картинке ___________________________________

б) составление рассказа по серии картин________________________________

в) пересказ_________________________________________________________

г) рассказ-описание или рассказ - по представлению _____________________

18. Обследование грамматического строя:

а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа

мост ____________________________дом ______________________________

стул ____________________________пчела_____________________________

ведро ___________________________ухо_______________________________

воробей _________________________утенок____________________________

б) образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом ____________________________елка ______________________________

стул ____________________________гриб__________________________________

Женя ___________________________Костя_____________________________

в) префиксальное словообразование:

шел_______________________________________________________________

летели ____________________________________________________________

г) согласование прилагательных с существительными:

синий шар ___________________красный флажок _______________________

синяя машина ________________красное солнышко _____________________

синее платье _________________красная звезда _________________________

д) согласование существительных с числительными:

ухо _______________________________________________________________

помидор___________________________________________________________

стул ______________________________________________________________

ручка _____________________________________________________________

е) предложно-падежные формы: ______________________________________

19. Состояние словаря

1) Предметный словарь:

а) объяснение значения слов:

холодильник_______________________________________________________

пылесос___________________________________________________________

б) показ и называние частей предметов:

Чайник:

донышко _______________носик _______________крышка________________

Стул:

Сиденье носик _______спинка ________крышка ___________ ножки_______

в) уровень обобщений:

Свитер, платье, шорты, юбка, колготки ________________________________

Сапоги, туфли, тапочки, валенки______________________________________

Блюдце, сковорода, ложка, тарелка____________________________________

Помидор, репа, морковь, капуста______________________________________

Яблоко, персик, груша, лимон ________________________________________

Кошка, собака, волк, еж______________________________________________

Голубь, утка, воробей _______________________________________________

Шкаф, стол, кресло, тумбочка ________________________________________

Автобус, электричка, трамвай, самолет_________________________________

2) Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

лимон какой? __________платье какое? _________лиса какая?_____________

б) подбор антонимов:

широкий, ______________длинный _____________высокий_______________

веселый _______________светлый ______________больной_______________

прямой ________________сухой ________________холодный _____________

в) образование прилагательных от имен существительных:

Ручка из пластмассы ________________сумка из кожи ___________________

Матрешка из дерева ________________стакан из стекла __________________

Сок из клюквы _____________________шуба из меха ____________________

г) образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост? ______________________Чей дом? __________________________

3) Глагольный словарь:

а) что делают?

повар _________________________учительница_________________________

врач __________________________почтальон___________________________

б) Кто как голос подает?

кошка _________________собака _______________гусь __________________

утка ___________________петух _______________мышь _________________

корова _________________лягушка _____________свинья ________________

20. Звукопроизношение:

Гласные:

А _______________У_______________О _______________Ы ______________

Согласные:

С_______________СЬ_______________З________________ЗЬ_____________

Ц_______________Ч________________Щ_______________Ш______________

Ж_______________Л________________ЛЬ_______________Р______________

РЬ_____________ йот _______________Г________________К______________

XБ______________П________________Д________________Т______________

Н ______________М_________________

21. Фонематический слух.

а) дифференциация звуков:

С-З____________С-Ш____________Ш-Ж____________Ж-З_______________

Ш-Щ__________Ш-СЬ___________Ц-С_____________Ц-ТЬ______________

Ч-С___________Ч—ТЬ___________Ч-Ц_____________Ч-Ш_______________

Щ-Ж__________Л-Р_____________П-Б______________Т-Д_______________

К-Х___________К-Г_____________Ы-И_____________

б) повторение:

та-да-та ______________ да-та-та _______________ ка-га-га_______________

в) повторение:

кот-год-кот _____________________том-дом-ком________________________

22. Анализ звукового состава слова

а) выделение первого звука в слове:

Алик _________________утка _________________город__________________

Оля __________________эхо __________________волк___________________

Ира _________________окна __________________банка__________________

б) выделение последнего звука в слове

пух ___________луна ____________кот _____________шары ______________

сок ___________мука ___________руки ______________нос ______________

23. Произношение слов сложного слогового состава

строительство ___________________велосипед _________________________

милиционер _____________________аквариум__________________________

24. Повторение предложений типа:

Экскурсовод проводит экскурсию _____________________________________

25. Логопедическое заключение:______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Примерный режим дня

Подъем, утренний туалет, дежурство 7.30-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-8.55
Подготовка к занятиям 8.55-9.00
Логопедические и коррекционно-воспитательные занятия по подгруппам и индивидуальные (СНОСКА: По решению педсовета с учетом режима работы детского сада занятия воспитателя могут проводиться с 16.30 до 17.00, продолжительность вечернего занятия от 20 до 30 минут) 9.00-13.00
Подготовка к прогулке, прогулка 10.00-12.30
Возвращение с прогулки 12.30-12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон 13.10-15.00
Подъем, полдник, выполнение заданий логопеда 15.00-16.00
Игры, труд 16.00-16.30
Прогулка 16.30-18.00
Возвращение с прогулки, игры 18.00-18.20
Занятия воспитателя 18.20-18.40
Подготовка к ужину, ужин 18.40-19.10
Спокойные игры 19.10-20.30
Подготовка ко сну, сон 20.20- 7.30

 

Логопедические занятия

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются:

1. Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятии; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза..

3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логопедической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных вида деятельности.

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.

Логопеду следует четко:

- определить тему и цель занятий;

- выделить предметный и глагольный словарь, словарь, признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;

- отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

- обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

- обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

- включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

- при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

- предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность;

- включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Логопедические фронтальные занятия по формированию произношения строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения.

Специфика этого вида, занятий обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. Исключаются смешиваемые звуки.

В каждом занятии обязательно предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного анализа и синтеза. Обязательным является включение заданий по развитию слухоречевой памяти.

Фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Учитывая, что на фронтальные занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков, не рекомендуется тратить более 3 минут на упражнения, включающие артикуляционную гимнастику. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий, является также постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требований их правильного фонетического оформления.

Особое внимание следует уделить организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью рекомендуется давать детям, возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности занятии.

Важно на протяжении всего занятия поддерживать стимуляцию общения. Этому способствуют четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, умелый отбор тематики занятий, способной заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а также предварительная подборка материала для)занятия с помощью родителей. Логопед должен ориентироваться на общие интересы детей, что позволит активизировать их высказывания.

При определении структуры занятия необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

В процессе работы, естественно, у детей возникают трудности и ошибочные ответы. В таких случаях логопед не должен делать замечаний, способных вызвать у ребенка негативную реакцию. Возможны разные варианты исправления ошибок:

а) деликатно, по ходу занятия, исправить ответ ребенка;

б) привлечь внимание всех детей к данному ответу, определить правильность его или ошибочность;

в) предложить, кому-то из детей исправить ошибку;

г) повторить правильный ответ хором, а затем индивидуально с ребенком, допустившим ошибку.

При этом необходимо, чтобы работа детей над ошибками приобретала сознательный характер и носила форму коллективного разбора.

Большое внимание при проведении занятий следует уделить поведению, тону и характеру речевой деятельности самого логопеда. Строгий режим экономии рабочего времени, максимальная речевая активность детей, не заглушенная пространными объяснениями и примерами логопеда, правильная дифференцированная оценка деятельности каждого ребенка являются необходимым условием эффективности каждого занятия.

Первый год обучения условно делится на 3 периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы, в то же время, взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к; прохождению нового, более сложного материала.

Тема «Приставочные глаголы»

Цель: Практическое использование в речи, приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает.

Примерный ход занятия

Организационному моменту предшествует беседа с детьми:

- Кто в детском саду готовит для детей?

- Что вы едите в обед на первое? (суп, щи, борщ, рассольник, свекольник).

- А что пьете на третье? (компот, кисель, кофе, чай, молоко).

I. Организационный момент

Логопед:

- Сядет тот, кто запомнит и повторит за мной слова:

- Чай, кисель, компот;

- Сок, кофе, какао;

- Молоко, кефир, кофе;

- Борщ, щи, свекольник;

- Какао, сок, кисель.

II. Сообщение цели занятия

Логопед:

- Сегодня мы будем выполнять разные действия, и составлять предложения. Подойди ко мне, Нина. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила?

- Воду.

- А теперь вылей воду. Что делает Нина?

- Нина выливает воду.

(Предложение повторяют 2—3 раза фронтально, а затем и все вместе).

- Подойди ко мне, Леня. Налей воду. Что делает Леня?

(Предложение повторяют 2—3 раза, а затем и все вместе).

Логопед:

- Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Нина и Леня? (разные). Правильно. Налить — это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить — это значит из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки.

- Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить? Иди, Игорь, налей молока. А ты, Женя, налей, компот. Дети составляют предложения про Игоря и Женю.

- Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.

- Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т. д.

- А что наливает шофер?

- Шофер наливает бензин.

- А врач?

- Врач наливает лекарства.

- Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит это действие и расскажи нам о нем?

- Маша выливает суп, чай.

- Послушайте еще раз, как маленькие части слова на-, вы помогают правильно выполнить действие.

Затем дети встают и идут в природный уголок.

Логопед:

- Посмотрите на цветы. Для того, чтобы они хорошо росли, их надо поливать. Возьми лейку, Нина, полей цветы.

- Что делает Нина?

- Нина поливает цветы.

- А что поливает садовник, дворник? Дети составляют предложения:

- Садовник поливает цветы, клумбу.

- Дворник поливает дорожку, улицу.

Логопед еще раз обращает внимание детей, что в слове поливает появляется часть слова по-, выражающая другое действие.

III. Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед:

- А сейчас поиграем. Внимательно слушайте и ходите только тогда, когда услышите, что я называют часть слова на (вы, по, на, вы, на, по, на).

- А теперь вы исправите мои ошибки. Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник наливает улицу.

Дети проговаривают предложения с правильным действием и выделяют первую часть слова.

IV. Составление предложений по картинкам.

Дети составляют предложения по двум картинкам: врач — лекарство, шофер — канистра, Маша — сок, дедушка — чай, садовник— цветы, папа — вода.

Логопед:

- У вас на столе конверты с картинками. На счет раз возьмите конверты. На счет два достаньте картинки и положите их перед собой, на счет три составьте предложение. В вашем предложении должно быть одно из слов-действий: наливает, выливает, поливает.

Дети составляют предложения типа: Мама наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство. Шофер наливает бензин.

V. Итог занятия.

Логопед:

- Сегодня на занятии мы с вами составляли предложения и выполняли разные действия. Назовите, какие действия вы выполняли (имеются в виду действия, в названии которых есть частичка на)? Что вы наливали? (Аналогично с частичкой по, вы).


Примерный разбор занятия

Данное занятие методически построено правильно, четко про-) слеживаются его тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всей работы. Был определен предметный и глагольный словарь. Занятие состояло из этапов, к каждому из которых логопед давал четкие инструкции. Оно начиналось с организационного момента. Логопед активизировал внимание детей и нацеливал их на усвоение нового материала. Организационный момент преследовал также цель воспитания у детей внимания и памяти. Им давалось задание запомнить определенное количество слов и повторить их в определенной последовательности. Одновременно решалась задача активизации словарного запаса, т. е. эти слова дети использовали затем при составлении предложений. Особо выделяется обучающий момент занятия, когда логопед показывал, рассказывал и объяснял, каким образом маленькие части, слова-приставки выражают различные оттенки действий. Детей приучали слушать звучание слов, близких по значению, но разных по смыслу. При этом все время подчеркивалось, какое значение придают слову-части на, по, вы. Дети проговаривали новые слова и тут же составляли с ними предложения.

В определенной логике строилась система упражнений, направленных на закрепление полученного навыка. Так, дети на слух определяли правильное и неправильное употребление глагола по смыслу, «исправляли» логопеда и давали правильный ответ. Далее задания усложнялись. Дети должны были, используя две предметные картинки, составить предложение, включая в него глагол с нужной приставкой.

При этом логопед приучал детей слушать и слышать ответы своих товарищей, давать оценку составленному предложению. Подводя итог занятия, логопед также использовал задание, направленное на сознательное употребление глаголов с разными приставками. Необходимо отметить использование разнообразных методических приемов, которые располагались в порядке нарастания сложности. Широко использовались в занятии различные виды наглядности: предметы, карточки, картинки. Логопед строил занятие таким образом, чтобы на протяжении всей работы дети были достаточно активны и заинтересованы (демонстрация действий, элементы соревнований). Использовались игровые фрагменты (Кто будет моим помощником? Кто самый внимательный?).

Тема: «Звук о»

Цель: Учить детей различать на слух и правильно произносить звук о.

Примерный ход занятия

I. Организационный момент

Логопед:

- Сядет тот, кого я назову ласково (Наталья — Наташенька, Татьяна — Танюшка, Сережа — Сереженька и т. д.).

II. Повторение пройденного материала.

Логопед:

- Какие гласные звуки вы уже знаете?

- Назовите предметы, имена, которые начинаются со звуков а, у, и.

- Я скажу звуки тихо-тихо, а вы угадаете их и повторите хором:

- А—и—у, у—у, а—у.

Логопед только показывает артикуляцию звуков, не произнося их вслух. Дети повторяют хором звуки.

- Сколько звуков я произнесла?

- Какой звук первый, второй, третий?

III. Знакомство с новым материалом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.189 с.)