Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После двухнедельного обследования логопед приступает к занятиям, фронтальным (2 раза в неделю) и ежедневным индивидуальным. Одним из обязательных условий формирования правильной, четкой и внятной речи является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучить дет и вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, доступные для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи. Фронтальные занятия по звукопроизношению в 1 периоде обучения не проводятся. В это время, учитывая большие трудности произносительного характера, логопед только индивидуально или с маленькими подгруппами работает над выработкой точных, координированных движений речедвигательного аппарата, уточнением правильного произношения имеющихся звуков, вызыванием отсутствующих звуков и развитием фонематического слуха. Коррекция звуков и слоговой структуры позволяет добиться необходимой четкости и внятности речи. В то же время, уточняя произношение и восприятие звуков, улучшая воспроизведение структуры слова, логопед подготавливает основу для развития понимания речи, грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. На индивидуальные занятия выносятся: а) уточнение произношения простых звуков типа: а, у, о, э. н, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, вь, б, бь; б) постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков (к, кь, г, ть, х, хь, л, ль, йот, ы, с, сь, з, зь, р); в) различение на слух гласных и согласных звуков; г) выделение первого ударного звука в слове (Аня, ухо и т. п.); анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа. Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком. На индивидуальных занятиях по формированию правильного звукопроизношения проводится серия специальных упражнений по преодолению затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры. Нужно научить детей: - различать на слух длинное и короткое слово (кот — электричка); - передавать ритмический рисунок слова; - запоминать и воспроизводить слоговый ряд из легких правильно произносимых звуков, меняя при этом ударение, интонацию: папапа папапа; - запоминать и воспроизводить слоговой ряд из разных гласных и одинаковых согласных звуков: папопу (при этом необходимо следить за четкостью и правильностью произношения каждого звука); - запоминать и воспроизводить слоговый ряд из разных согласных и одинаковых гласных звуков: катама; - заучивать и воспроизводить слоги со стечением согласных: то-кто, та-пта; - четко воспроизводить слова из ранее проработанных слогов и предложений с этими словами. Весь звукослоговой материал подбирается с учетом только правильно произносимых фонем. Постепенно по мере усвоения детьми звуков включается лексический материал с использованием знакомого словаря и грамматических конструкций: например, практическое употребление категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени: утка—утки, летит утка, летят утки; купают—купали, катают—катали; категории притяжательных местоимений мужского и женского рода: моя юбка, мой кубик, мой домик и т. д. Дети составляют простые предложения (по картине, при демонстрации действий, по вопросам), а затем объединяют их в короткий рассказ. Например: Дети дома. Они помогают маме. Таня подметает комнату. Сеня моет окно. Одновременно на индивидуальных занятиях поводятся упражнения по развитию фонематического восприятия: детей учат слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове. Все это подготавливает детей к умению выделять ударный гласный в начале слова (Аня, утка), запоминать и воспроизводить сочетания из 2—3 гласных звуков (ауи), определять количество произнесенных, звуков и их последовательность (какой звук по порядку: первый, второй или третий?). В процессе занятия логопед пользуется терминами «звук—слово». Учитывая возрастные особенности детей, особенности формирования у них неречевых процессов, на логопедических занятиях широко используются игровые моменты, упражнения на развитие внимания и памяти. Таким образом, к концу I периода обучения у детей расширяется объем правильно произносимых слов и улучшается общая внятность речи. Одновременно подготавливается база для осознанного восприятия более трудных речевых звуков. В свою очередь, развитие фонематического восприятия создает необходимую основу для формирования морфологических и грамматических обобщений. Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя: 1) развитие понимания устной речи: умение, вслушиваться в Обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; понимание обобщающего значения слов; 2) подготовку к овладению диалогической формой общения; 3) практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с приставками на-, по-, вы-; 4) усвоение притяжательных местоимений мой - моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия); 5) умение изменить форму глагола (преобразование глаголов повелительного наклонения I лица единственного числа в изъявительное наклонение III лица единственного числа настоящего времени (спи—спит, - пей—пьет); 6) овладение навыками составления простых предложений по вопросам, при демонстрации действий, по картине, по моделям: а) именительный падеж имени существительного - согласованный глагол + прямое дополнение: Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик)+пьет чай (компот, молоко), читает книгу, газету; б) именительный падеж имени существительного + согласованный.глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: Кому мама шьет платье? — Дочке, кукле. Чем мама режет хлеб?— Мама режет хлеб ножом. 7) закрепление навыка составления короткого рассказа. Так как в I периоде формируются преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделяется на словарную и грамматическую работу (13—14 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи отводятся 0—7 занятий. При подборе лексического материала логопед ориентируется на следующие тематические циклы, подготавливаемые на занятиях воспитателем: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи—фрукты». На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка необходимо создать достаточный запас словарных образов, сложившихся уже на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель этих занятий — обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. На занятиях этого типа уточняются название предмета, его назначение. Формируется умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с названием предметов, знакомых детям (стул—сиденье, спинка, ножки и т. д.; шкаф—полка (верхняя нижняя), дверца; книга — страница, обложка). Дети учатся группировать предметы по признакам (на верхнюю полку положи летнюю одежду; на нижнюю полку — зимнюю). Уточняется значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (У Маши юбка — у Машеньки юбочка и т. д.). Глагольная лексика строго не связана с какой-то определенной темой, поэтому можно проводить работу по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами в беседе на знакомые темы: «Игрушки», «Комната», «Продукты питания»; Дети учатся воспринимать приставки глаголов (налей — вылей воду, полей цветок; брось мяч — перебрось — подбрось), выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под (положи книгу в ящик, а папку на стол; собери со стола красные карандаши, а зеленый убери в коробку). После того, как каждый ребенок выполнил словесное поручение, логопед просит остальных детей показать, кто именно выполнял требуемое действие (кто выливал воду, поливал цветы и т. п). Особое внимание обращается на точное понимание смысла предложений, где имеются слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. В этих предложениях употребляются личные и возрастные глаголы (покажи, где мальчик катается на санках, где мальчика катают на санках), существительные в различных падежах (покажи, где малыш надевает шубу, где малышу одевают шубу); притяжательные прилагательные (дай Коле карандаш — дай Колин карандаш). На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика, в которой последовательно закрепляются лексические и грамматические значения. Логопед упражняет детей в таких элементарных формах устной речи, как ответ на вопрос, сначала краткий, затем более распространенный, постепенно подводя их к овладению диалогом. Обучение вопросно-ответным формам имеет определенную последовательность. Вначале логопед ограничивается односложными ответами (что ты принес? — Мяч, матрешку), а затем переходит к отработке утвердительного или отрицательного ответа (ты принес мяч?—Нет, кубики). С этой целью можно проводить игру «Угадай картинку». Логопед раскладывает на столе знакомые картинки (кубики, барабан, домик и др.), затем предлагает детям взять любую из них и положить так, чтобы никто не видел, что изображено на ней. После этого, обращаясь поочередно к каждому из ребят, он пытается угадать, какая у кого картинка, и спрашивает: «У тебя кубики? У тебя домик?» Если логопед угадывает картинку, ребенок ее показывает и дает утвердительный ответ: «Да, у меня кубики». Если не угадывает,—ответ следует отрицательный: «Нет у меня не кубики, а домик». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не откроют свои картинки. Занятия по формированию словаря предусматривают работу над практическим употреблением в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголами с различными приставками. В этих темах заложены большие возможности для развития чувства языка в области морфологии. Недостаточное восприятие детьми на слух значимых частей слова, изменяющих его лексическое и грамматическое значение, обуславливает необходимость разработки специальных приемов обучения. Так, первоначально дети выполняют действия, выраженные приставочными глаголами; затем уточняют значение глагола по следам демонстрации действий (скажи, кто выливал сок, кто переливал, кто наливал). При этом внимание детей все время направляется на изменения значения, выраженного той или иной приставкой. Далее логопед подчеркивает, как небольшие изменения в звучании начальных частей слова отражаются на его смысловом значении. Затем дети составляют предложения, используя соответствующие глаголы. Произношение выделенных для специальной работы глаголов предварительно отрабатывается на индивидуальных занятиях с учетом трудностей в воспроизведении слов различного слогового состава.
Другим средством для практического усвоения элементарных форм словообразования является употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательными значениями. Логопед приучает детей вслушиваться в изменение оттенков значения слов, вносимых тем или иным суффиксом. Это способствует первоначальному осмыслению морфологической структуры слова, развивает зачатки словотворчества. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале. Формирование грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению и сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. Опыт показывает, что сравнение начальной формы с косвенной подготавливает детей к правильному использованию этих форм в устной речи. На занятиях отрабатывались падежные формы, наиболее употребительные в разговорной речи. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основой для формирования разных типов предложений. Для того, чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения (распространенны? и нераспространенные), нужно, чтобы все слова были им понятны. Логопед следит за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправляет с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Широко используется прием подбора однородных подлежащих, сказуемых, дополнений и т. д. На вопрос кто? дети отвечают по-разному: мама, папа, брат, сестра, мальчик, девочка и т. д. На вопрос что делает? они также дают различные варианты ответов: сидит, спит, ест, рисует, пьет, шьет и т. д. Первоначально, используя перечисленный выше лексический материал, дети составляют предложения типа: мама сидит, папа спит (именительный падеж существительного + согласованный глагол). Затем модель предложения усложняется в соответствии с требованиями программы. Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действия, по содержанию картины и т. п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ. Ниже приводится конспект одного из фронтальных занятий I периода обучения по теме «Приставочные глаголы». Проведению занятия по теме «Приставочные глаголы» предшествовала большая подготовительная работа логопеда и воспитателя: Логопед на индивидуальных занятиях по произношению отрабатывал слоговую структуру выделенных для работы слов (глаголов: наливает, поливает, выливает), добивался дифференцированного произношения звуков ль-йот. Воспитатель активизировал словарь по теме. С этой целью производилась беседа, в процессе которой было уточнено: Что повар готовит для детей в детском саду на первое? Какие напитки они пьют во время завтрака, обеда, полдника, ужина? Что врач дает больному, чтобы вылечить его? Что нужно шоферу для того, чтобы работал мотор машины? Кто следит за чистотой на участке детского сада? Кто ухаживает за садом? и т. д. и т. п. Все это помогло детям активно участвовать в занятии. Ниже проводится примерный конспект фронтального занятия. Тема «Приставочные глаголы» Цель: Практическое использование в речи, приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает. Примерный ход занятия Организационному моменту предшествует беседа с детьми: - Кто в детском саду готовит для детей? - Что вы едите в обед на первое? (суп, щи, борщ, рассольник, свекольник). - А что пьете на третье? (компот, кисель, кофе, чай, молоко). I. Организационный момент Логопед: - Сядет тот, кто запомнит и повторит за мной слова: - Чай, кисель, компот; - Сок, кофе, какао; - Молоко, кефир, кофе; - Борщ, щи, свекольник; - Какао, сок, кисель. II. Сообщение цели занятия Логопед: - Сегодня мы будем выполнять разные действия, и составлять предложения. Подойди ко мне, Нина. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила? - Воду. - А теперь вылей воду. Что делает Нина? - Нина выливает воду. (Предложение повторяют 2—3 раза фронтально, а затем и все вместе). - Подойди ко мне, Леня. Налей воду. Что делает Леня? (Предложение повторяют 2—3 раза, а затем и все вместе). Логопед: - Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Нина и Леня? (разные). Правильно. Налить — это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить — это значит из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки. - Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить? Иди, Игорь, налей молока. А ты, Женя, налей, компот. Дети составляют предложения про Игоря и Женю. - Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия. - Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т. д. - А что наливает шофер? - Шофер наливает бензин. - А врач? - Врач наливает лекарства. - Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит это действие и расскажи нам о нем? - Маша выливает суп, чай. - Послушайте еще раз, как маленькие части слова на-, вы помогают правильно выполнить действие. Затем дети встают и идут в природный уголок. Логопед: - Посмотрите на цветы. Для того, чтобы они хорошо росли, их надо поливать. Возьми лейку, Нина, полей цветы. - Что делает Нина? - Нина поливает цветы. - А что поливает садовник, дворник? Дети составляют предложения: - Садовник поливает цветы, клумбу. - Дворник поливает дорожку, улицу. Логопед еще раз обращает внимание детей, что в слове поливает появляется часть слова по-, выражающая другое действие. III. Игра «Кто самый внимательный?» Логопед: - А сейчас поиграем. Внимательно слушайте и ходите только тогда, когда услышите, что я называют часть слова на (вы, по, на, вы, на, по, на). - А теперь вы исправите мои ошибки. Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник наливает улицу. Дети проговаривают предложения с правильным действием и выделяют первую часть слова. IV. Составление предложений по картинкам. Дети составляют предложения по двум картинкам: врач — лекарство, шофер — канистра, Маша — сок, дедушка — чай, садовник— цветы, папа — вода. Логопед: - У вас на столе конверты с картинками. На счет раз возьмите конверты. На счет два достаньте картинки и положите их перед собой, на счет три составьте предложение. В вашем предложении должно быть одно из слов-действий: наливает, выливает, поливает. Дети составляют предложения типа: Мама наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство. Шофер наливает бензин. V. Итог занятия. Логопед: - Сегодня на занятии мы с вами составляли предложения и выполняли разные действия. Назовите, какие действия вы выполняли (имеются в виду действия, в названии которых есть частичка на)? Что вы наливали? (Аналогично с частичкой по, вы). Примерный разбор занятия Данное занятие методически построено правильно, четко про-) слеживаются его тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всей работы. Был определен предметный и глагольный словарь. Занятие состояло из этапов, к каждому из которых логопед давал четкие инструкции. Оно начиналось с организационного момента. Логопед активизировал внимание детей и нацеливал их на усвоение нового материала. Организационный момент преследовал также цель воспитания у детей внимания и памяти. Им давалось задание запомнить определенное количество слов и повторить их в определенной последовательности. Одновременно решалась задача активизации словарного запаса, т. е. эти слова дети использовали затем при составлении предложений. Особо выделяется обучающий момент занятия, когда логопед показывал, рассказывал и объяснял, каким образом маленькие части, слова-приставки выражают различные оттенки действий. Детей приучали слушать звучание слов, близких по значению, но разных по смыслу. При этом все время подчеркивалось, какое значение придают слову-части на, по, вы. Дети проговаривали новые слова и тут же составляли с ними предложения. В определенной логике строилась система упражнений, направленных на закрепление полученного навыка. Так, дети на слух определяли правильное и неправильное употребление глагола по смыслу, «исправляли» логопеда и давали правильный ответ. Далее задания усложнялись. Дети должны были, используя две предметные картинки, составить предложение, включая в него глагол с нужной приставкой. При этом логопед приучал детей слушать и слышать ответы своих товарищей, давать оценку составленному предложению. Подводя итог занятия, логопед также использовал задание, направленное на сознательное употребление глаголов с разными приставками. Необходимо отметить использование разнообразных методических приемов, которые располагались в порядке нарастания сложности. Широко использовались в занятии различные виды наглядности: предметы, карточки, картинки. Логопед строил занятие таким образом, чтобы на протяжении всей работы дети были достаточно активны и заинтересованы (демонстрация действий, элементы соревнований). Использовались игровые фрагменты (Кто будет моим помощником? Кто самый внимательный?).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.40 (0.008 с.) |