Особенности первобытного искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности первобытного искусства.



Определение «искусства Древнего мира» и «первобытного искусства». Синкретизм первобытного искусства. Виды и функции первобытного искусства. Краткая история открытия и изучения первобытного искусства. Основные периоды истории первобытного общества: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый век. Синкретический характер деятельности человека в первобытную эпоху. Палеолит. Ранние контурные изображения животных (пещера Ла-Ферраси во Франции). Оттиски человеческой руки, «макароны». Первые рельефы. Расцвет эпохи палеолита – мадленский период. Переход от контурного рисунка к многоцветной росписи (пещера Фон де Гом, Франция и Альтамирская пещера в Северной Испании, пещера Ляско). Резьба на камне, кости, дереве. Изображения человека. Первобытные «венеры».

Мезолит. Попытки раскрыть взаимосвязи, общие закономерности жизни. Силуэтность росписей. Центральная тема первобытного искусства — охота. Росписи Восточной Испании и Северной Африки (фрески Тассилин-Аджера).

Неолит. Петроглифы как одна из основных форм искусства. Монументальная антропоморфная скульптура («каменные бабы» Северного Причерноморья, Кикладские идолы, торс из Кара-Тепе). Распространение мелкой пластики, художественных ремесел и орнамента, положившее начало декоративному искусству.

Бронзовый век. Развитие монументальной архитектуры. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи. Ансамбль Стоухенджа.

 

Мировоззренческие представления древних египтян и их отражение в искусстве.

Древнее царство. Археологические данные о культуре протоегипетского общества. Главные задачи и характеристики египетского искусства, соотношение его видов, основные типы архитектурных памятников. Гробница как локализация культа умершего фараона. Эволюция архитектурного мышления: наращивание наземной массы гробницы по вертикали как поиск монументального решения. Усыпальница фараона III династии Джосера. Три архитектурных ансамбля в Гизе. Связь скульптуры с архитектурными памятниками. Сфинкс – первая внехрамовая царская статуя.

Среднее царство. Роль скальной гробницы в культовом и мемориальном зодчестве. Храм Ментухопета в Дейр-эль-Бахри. Заупокойный храм «Лабиринт». Новые функции скульптуры. Возведение статуй фараонов, предназначенных для всеобщего обозрения. Скульптуры Сенурсета III и Аменхотепа III. Развитие мелкой пластики, связанная с погребальным культом. Расцвет росписей скальных гробниц. Композиционные и художественные особенности росписей.

Новое царство. Особенности фиванских усыпальниц: сочетание пирамиды с обычной для монархов спальной гробницей как своеобразный компромисс архитектурного мышления. Фивы – ведущий художественный центр времени XVIII династии. Карнакский и Луксорский храмы бога Амона. Храм царицы Хатшепсут как средоточие характерных особенностей зодчества и скульптуры XVIII династии.

 

Образ человека в скульптуре Древней Греции.

Создание реалистического образа человека. Мастера Критий и Несиот. Разработка греческими мастерами проблемы движения и расположения фигуры в пространстве. Мирон. Реалистический характер творчества Мирона. Фидий – создатель хризоэлефантинной статуи и руководитель исполнения метоп, фронтонов и фриза Парфенона. Значение стиля Фидия в дальнейшем развитии греческого искусства.

« Канон» Поликлета как теоретическое обоснование изображения идеального прекрасного свободного гражданина. Произведения Поликлета. Работы Скопаса, Леохара, Бриаксиса над Галикарнасским мавзолеем. Новые приемы Скопаса для передачи человеческих эмоций: выразительность лица, трактовка глаз, передача глубины пространства, контрастность. Композиционные приемы Праксителя: введение натюрморта, подпорки как элементов, раскрывающих сюжетный замысел. Лисипп как представитель прогрессивного направления. Индивидуализация образа, развитие психологизма. Портреты Лисиппа. Проблема пространства и движения.

 

Особенности архитектуры Древней Греции. Архитектурный ордер.

Греческая архаика. Греческий ордер, его основные составляющие. Типы греческий ордеров, их особенности. Типы греческих храмов, их особенности. Классический тип храма дорического стиля – храм Зевса в Олимпии (архитектор Либон, 468–456 гг. до н. э.). Его фронтонные композиции и скульптура. Ансамбль афинского Акрополя и руководящая роль Фидия в его реконструкции. Пропилеи (арх. Мнесикл). Парфенон (арх. Иктин и Калликрат). Храм Ники-Аптерос (арх. Калликрат). Эрехтейон (арх. Филокл). Первые планировки городов. Появление коринфского ордера. Увеличение масштабов строительства и появление новых типов сооружений в эллинистических центрах. Планировка эллинистических городов и развитие в них принципов Гипподама Милетского (оборонительные стены, улицы, площади, общественные сооружения) – Александрия, Милет, Пергам. Архитектура дворцов монархов – дворец в Пергаме. Тип греческого жилого дома и его декоративное оформление.

 

Архитектура Древнего Рима

Республиканский период: завоевание Римом Италии, Греции, эллинистических государств. Ранняя римская культура. Влияние этрусского и греческого искусства. Формирование особенностей римского искусства.

Древнеримская архитектура периода Республики. Рост города, монументальное строительство. Инженерные сооружения: водопроводы, канализационные сооружения, мосты, дороги. Строительные материалы и конструкции зданий республиканского времени. Римские храмы: Весты в Тиволи, на форуме Боариум, форуме Романум. Архитектурный комплекс форума Романум и его застройка. Витрувий и его трактат об архитектуре, выработка канонических типов ордеров.

Древнеримскаая архитектура периода Империи. Рост города, монументальное строительство. Инженерные сооружения: водопроводы, канализационные сооружения, мосты, дороги. Строительные материалы и конструкции зданий республиканского времени. Римские храмы: Весты в Тиволи, на форуме Боариум, форуме Романум. Архитектурный комплекс форума Романум и его застройка. Витрувий и его трактат об архитектуре, выработка канонических типов ордеров. Форум Траяна (113–119) – ансамбль императорского Рима. Архитектор Аполлон Дамасский. Составные элементы форума, разнообразие архитектурных форм. Арка на Римском форуме.

Архитектура времени Константина. Арка Константина. Появление в римской архитектуре новых культовых сооружений, посвященных христианской религии. Колонна Траяна: сюжет, мастерство композиции.

Искусство времен Адриана. Пантеон. Вилла Адриана: грандиозность масштабов, воссоздание в ней уголков предместья Афин и Александрии. Мозаичные украшения. Мавзолей Адриана.

 

Римский скульптурный портрет.

Культ предков и развитие римского портрета. Натуралистические черты портрета. Характерная фигура тогатуса. Портреты Цезаря. Сочетание традиционных черт римского портрета с психологической портретной характеристикой эллинизма.

Установление императорской власти. Принципат Августа. Портретные статуи Августа, портреты Лидии, Гая Цезаря, Агриппы, Тиберия, Нерона, семьи Флавиев, частных лиц.

Развитие психологического портрета периода Трояна. Портреты Каракаллы, А. Севера, Филиппа Араба.

Культура и искусов Византии

Историческое своеобразие Византии. Традиции культуры Востока в ранневизантийском искусстве. Наследие античной эстетики в Византии. Культовая архитектура (базилика, крестово-купольный храм, центрическая постройка). Архитектура и мозаики Равенны. Купольная базилика: храм Святой Софии в Константинополе (план, конструкция, пространственное решение). Иконопись Византии V–VII вв. Иконоборчество и его влияние на развитие искусства (VIII–IX вв.). Формирование канона. Иконография в византийском искусстве. Культура и искусство IX–XII вв. Синтез искусств в христианском храме. Мозаики храма Св. Софии в Константинополе, ц. Успения монастыря Дафнии. Книжная миниатюра. Расцвет византийской культуры в эпоху Палеологов (XIII–XV вв.). Монументальная живопись: мозаики хр. Сан Марко в Венеции, мозаики и фрески Кахрие-Джами в Константинополе. Влияние исихазма на развитие иконописи. Роль Византии в сохранении античных традиций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.008 с.)