Стиль модерн в Русской архитектуре и живописи конца XIX-начала хх веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стиль модерн в Русской архитектуре и живописи конца XIX-начала хх веков.



Стиль модерн как поиск национальных идей в русском искусстве (Абрамцевский кружок, Талашкино). Основные мотивы, сюжеты и образы. Особенности скульптуры этого времени (П. Трубецкой, А. Голубкина, С. Коненков).

Становление композиционных и декоративных приемов модерна, а также изменения, происходящие в творчестве таких архитекторов как Ф.О. Шехтель, В.Ф. Валькот, Л.Н. Кекушев, И.А. Фомин.

Традиция и новация в творчестве Ф.О. Шехтеля. Создание своеобразного архитектурного образа, использование новых возможностей материала и цвета. Купеческий особняк как основной тип постройки в искусстве модерна. Проект здания Художественного театра в Москве. Особняк Рябушинских и др.

Особенности русской живописи и графики стиля модерн. Творчество В.М. Васнецова как переход от эпохи передвижничества к русскому модерну. Сказочно-былинные темы в творчестве художника. Творчество В.А. Серова.

Художественные особенности различных течений в русском авангарде.

Абстрактное искусство в России как одно из направлений поисков художников в начале ХХ века. Теоретические основы абстрактной живописи («Лучизм» М. Ларионова и Н. Гончаровой). Творчество В. Кандинского (абстракционизм) и К. Малевича (супрематизм), как представителей двух направлений абстрактной живописи в России. Особенности русского живописного авангарда. Отрицание традиций как важнейшее качество русского авангарда. Создание новой реальности в произведении авангарда как основное правило. Значение абстрактного искусства.

 

Рационализм и конструктивизм советской архитектуры 1920-х гг.

Конструктивизм как ведущая концепция стилеобразования советской архитектуры 1920-х гг. Роль ВХУТЕМАСа в воспитании архитектурных кадров. Деятельность Н.А.Ладовского, Л.М.Лисицкого, К.С.Мельникова. Архитектурная школа АСНОВА. Организация Современных Архитекторов, лидерами которой были братья Веснины, М.Я.Гинзбург и др.

 

Соцреализм как творческий метод.

Содержание искусства соцреализма: утверждать в реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и общественных отношений. Роль 1-го Всероссийского съезда советских писателей в утверждении принципов соцреализма (1934 г.). Основные этапы развития искусства соцреализма, его связь с особенностями историко-культурного развития СССР. Задачи искусства соцреализма, его образно-тематическое содержание. Регламентированность социреализма как причина типизированности образов, сюжетов и усиления черт изобразительности, иллюстративности. Творчество таких художников как А. Герасимов, Б. Иогансон, В. Мухина, Ю. Пименов, А. Дейнека, С. Чуйков, П. Корин, Е. Моисеенко, А. Пластов, Н. Андреев, И. Бродский и др.

 

Советское изобразительное искусство 1960-80-х годов.

Новые тенденции в искусстве России после Великой Отечественной войны. Публицистический характер нового искусства. Единство целей. Тематика. Бытовой и исторический жанр, портрет-картина. Истоки в искусстве 1920-х годов. Творчество братьев Смолиных, П. Никонова, Н. Андронова, В. Попкова, Д. Жилинского, Т. Салахова

Стремление в 1970-е годы к индивидуально-образному восприятию действительности. Тематическое разнообразие. Проблематика. Использование разнообразных западных и русских традиций в искусстве. Творчество О. Булгаковой, Т. Назаренко, К. Нечитайло, Н. Нестеровой, Мемориальные скульптурные комплексы, посвященные Великой Отечественной войне (1950-1970-е гг).

Советский андеграунд 1970-1980-х годов. Бульдозерная выставка. Искусство соц-арта: причины создания, тематическое своеобразие, выразительные средства. Творчество В. Комарова, А. Меламида, Э. Булатова и др.

 

Современная архитектура: направления, тенденции, имена

Традиция и новаторство в современных архитектурных проектах. Принципы современного градостроительства. Основные центры современной архитектуры: Особенности современной архитектуры: использование компьютерных технологий и новых материалов, экологический аспект, индивидуализм и массовость. Стилистические особенности архитектуры второй половины: обращение к «классике», современные стили (хай-тек, минимализм, деконструктивизм), смешанный стиль (арт-деко). Творчество З. Хадид, Н. Фостера, Ф. Гери, С. Калатравы, Ж. Нувеля Современное понимание профессии архитектора. Основные памятники второй половины ХХ века.

 

 

Программа государственного экзамена по дисциплине «История дизайна»

 

1. Дизайн как вид проектной художественно-технической деятельности.

Определение дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности. Дизайн и протодизайн: общее и отличное. Различные подходы ко времени появления дизайна как самостоятельной профессиональной деятельности: середина XIX века, начало ХХ века, 1920-е годы. Причины и специфика его зарождения в различных государствах: Англия, Германия, Россия, США. Место дизайна в системе искусств. Техническая эстетика как теория дизайна.

 

Промышленная революция в Европе. Научно-технические открытия и изобретения конца XVIII – начала XIX вв. Первые всемирные промышленные выставки.

Промышленная революция в Европе. Влияние промышленной революции на развитие дизайна и архитектуры в XIX веке. Кризис ремесленного производства. Замена мануфактурного и ремесленного производства крупной машинной промышленностью. Основные этапы промышленной революции: появление машин в текстильном производстве, изобретение паровой машины, применение машин в машиностроении. Изобретение конвейера и его роль в развитии производства. Идеи дизайна в эпоху промышленных революций. Общенациональные выставки торгово-промышленного характера в странах Европы.

Первые всемирные промышленные выставки. Первая выставка французских промышленных товаров. Первая всемирная промышленная выставка. Хрустальный дворец Дж. Пэкстона - провозвестник современной архитектуры. Дворец промышленности и башня Г.Эйфеля на всемирной выставке в Париже 1889г. Роль всемирных промышленных выставок в становлении и развитии дизайна. Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIX века: инженерный стиль, архитектурный стиль, художественный кич.

 

3. Первые теории дизайна. Уильям Моррис и Движение «Искусства и ремесла».

Зарождение прототеорий дизайна. Роль Генри Коула в улучшении художественных качеств массовой продукции. Содержание введенного им термина «промышленное искусство». Первые теории дизайна. Практическая эстетика Г.Земпера. Теоретические воззрения Дж.Рескина. Франц Рело и его взгляды на взаимодействие культуры и техники.

Уильям Моррис и «Движение за Обновление искусств и ремесел». Значение его деятельности для последующего этапа с тановления и развития дизайнерской деятельности (развитие его идей в искусстве модерна и в деятельности английских рационалистов рубежа XIX-XX веков; влияние деятельности Морриса на формированиетечений функционализма и конструктивизма, в т.ч. в Германии и России).

 

Стиль модерн в декоративно-прикладном искусстве и дизайне на рубеже XIX-XX веков: Европа и США

Новый стиль в Европе на рубеже XIX-XX веков. Стиль модерн, его социальные и эстетические противоречия. Принципы формообразования нового стиля. Основные течения стиля модерн. «Гильдия века» в Англии. Работы Ч.Р.Макинтоша. Школа в Глазго. «Сецессион» в Австрии и Бельгии. Работы Г. Климта, О. Вагнера, Й.Хоффмана, В. Орта. «Югендстиль» в Германии. «АР НУВО» во Франции. Работы Г. Гимара, Г.Эйфеля, О.Перре. Модерн в США: творчество Л. Тиффани.

Графика модерна: расцвет книжной графики и плаката. Творчество О. Бердслея. Художественные открытия в плакатном искусстве второй половины XIX-начала ХХ века: Ж. Шере, Т. Стейнлен, А. Тулуз-Лотрек, П. Боннар, А.Муха.

Декоративно-прикладное искусство модерна: керамика и стекло. Два направления в мебельном дизайне модерна: криволинейный (Испания, США, Франция, Англия) и криволинейный (Шотландия, Германия). Творчество Ч.Р. Макинтоша и А.ван де Вельде.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.008 с.)