Особенности организации программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации программы



РАЗНОЦВЕТИЕ

 

 

Тип программы: модифицированная

Возраст обучающихся 6-11 лет

Нормативный срок освоения программы

от 1 года до 3 лет

Составитель

Игитян Дмитрий Саргисович,

педагог дополнительного образования

 

 

Петрозаводск


Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветие» является программой художественной направленности и реализуется в изостудии МОУ ДОД «Дворец творчества детей и юношества» с 2014 года. Программа рассчитана на развитие творческого потенциала детей, удовлетворение познавательного интереса, расширение информированности в данной образовательной области.

 

Актуальность программы

Программа «Разноцветие» актуальна, т.к. способствует развитию художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к изобразительной деятельности.

Занятия по программе развивают воображение, образное мышление через эмоциональное восприятие и анализ произведений изобразительного искусства. Занятия по программе способствуют развитию индивидуального чувственного восприятия образа мира

Программа предполагает ознакомление обучающихся с различными материалами и изобразительными техниками.

У обучающихся расширяется кругозор, они овладевают изобразительными техниками, формируются различные навыки в области изобразительного искусства, что делает возможность успешного обучения в основной школе по предмету «изобразительное искусство».

Новизна программы

Детям младшего школьного возраста более понятен язык импрессионистов, т.к. работают они в примитивной технике при передаче объекта.

В отличие от академической школы импрессионисты не вдаются в проработку деталей, передавая атмосферу, образ объекта через цветовое решение. А дети любят работать в монохронной технике, т.е. одним цветом. Чтобы, расширить их кругозор цветовой палитры, нужно так организовать процесс, чтобы дети стали использовать весь спектр цветового решения. Для этого используется погружение в мир цвета на тематических занятиях. Дети учатся распознавать тёплые и холодные цвета, работать в их сочетании для передачи своего настроения.

Новизна данной программы в использовании в работе с детьми младшего школьного возраста таких педагогических технологий как дискуссия, погружение в конкретную тему – тематические занятия, подборка произведений под «руку ребёнка», его восприятие.

 

Педагогическая целесообразность

Поскольку творческая деятельность возникает постепенно, развиваясь из более простых форм, и на каждом возрастном этапе она имеет свое выражение. Педагогически целесообразно процесс обучения организовать таким образом, чтобы помочь обучающимся раскрыть свой потенциал в психологически комфортном творческом процессе, где имеют место взаимопомощь и сотворчество.

 

Цель: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами изобразительного искусства

Задачи:

- Познакомить видами, жанрами искусства.

- Развивать творческое мышление.

- Предоставить возможность развить свой индивидуальный творческий стиль.

- Создать условия благоприятного освоения материала.

- Научить работать с разными видами материалов.

- Сформировать значимость искусства в человеческом обществе.

- Развивать чувство цвета, чувство формы, чувство материала.

- Воспитывать аккуратность, трудолюбие, самоуважение и упорство в достижении цели.

Особенности организации программы

Принципы обучения

Учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, способствовать их развитию

1) принцип причастности к социальному (возможность совместного творчества, отсутствие боязни показывать свое творчество, стремление поделиться созданным);

2) принцип анти стереотипности, нестандартности, экспериментирования (чтобы социализироваться, войти в общество, ребенку нужно пожертвовать собственной уникальностью; нужно помочь ему научиться уважать в себе свою непохожесть и стремиться ее сохранить, а не подавлять и не пугаться ее);

3) принцип лечения искусством (ситуация на занятии должна быть максимально комфортной для изобразительной деятельности, не обремененной страхами, и для упоения процессом выражения себя);

4) принцип связи художественного и логического (для рождения нового необходимо сочетание эмоциональности и трезвости разума; для развития необходима активная работа обоих полушарий мозга);

5) принцип воздействия на все каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический).

Возрастные особенности младшего школьного возраста

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

Возрастные стадии восприятия: 6-9 лет - описание картины; после 9 лет - интерпретация увиденного.

 

Формы организации занятий

Основными формами организации обучения являются: учебное занятие, методическое сопровождение, соблюдение мер безопасности, комфортабельность

Режим занятий

Учебное занятие предполагает работу с группой 15 человек – первый год обучения, 12 – второй год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа – первый год обучения, 3 раза в неделю по 2 часа – второй год обучения.

Второй год обучения

уровень критерии
базовый Владеет минимальным уровнем знаний для выполнения практических заданий. Может составить композицию, работать в выбранном материале (карандаш, акварель и др.) Выполняет деятельность с помощью педагога (репродуктивный уровень).
средний Владеет основными понятиями, способами действий, необходимых для выполнения творческих работ. Может работать в цвете, передать атмосферу вкомпозиции. Выполняет практическую деятельность в стандартных ситуациях самостоятельно (продуктивный уровень).
высокий Имеет прочные знания, может применить их в новых творческих решениях при выполнении задания. Может самостоятельно выполнить работу, опираясь на полученные навыки. Умеет работать самостоятельно, импровизирует (творческий уровень).

Учебный план

год обучения теория практика всего
1-ый      
2-ой      

 

Учебно-тематические планы

Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование разделов всего часов теория   практика  
Вводное занятие      
«Живописцы!»      
«Рисовальщики!»      
«Изображение пятном»      
«Изображение линией»      
Итоговое занятие      
  Итого      

 

 

Учебно-тематический план второго года обучения

Наименование разделов и тем всего часов теория   практика  
  Вводное занятие      
  Живописная композиция      
  «Графическая композиция»      
  «Пространственная композиция»      
  Итоговое занятие      
  Итого      

Содержание программы

Содержание первого года обучения

Вводное занятие

Цель: Познакомить с программой.

Теория: Правила безопасного поведения в помещении изостудии, в здании Дворца творчества детей и юношества. Материалы: акварель гуашь, простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки.

Практика: Рисование на свободную тему.

2. «Живописцы!»

Цель: дать почувствовать отличия одного живописного материала от другого.

Теория: Кисть и тушь, гуашь, акварель, пастель. Консистенции красок. Основные приёмыпользования живописными материалами. Смешанные техники живописи.

Практика: Творческие индивидуальные и коллективные работы в живописных материалах. Упражнения в технике «отпечатки», упражнения в технике «по-сырому», упражнения сухой кистью.

3. «Рисовальщики!»

Цель: дать почувствовать отличия одного графического материала от другого.

Теория: Правила техники безопасности. Карандаш, уголь, гелиевая ручка, мелки восковые, палочки и тушь. Основные приемы пользования графическими материалами. Смешанные техники графики.

Практика: творческие индивидуальные и коллективные работы в графических материалах, упражнения в чистых и смешанных техниках, на различных по фактуре видах бумаги.

Изображение пятном»

Цель: помочь увидеть пятно как средство изображения

Теория: Виды пятен, мазков. Статика, динамика мазка. Характер мазка. Силуэт. Особенности работы в различных материалах (пластилин, цветная бумага и многое др.)

Практика: рисование с натуры (копирование), рисование на темы, мозаика на бумаге, разные виды аппликации, упражнения с кистью, дорисовка случайных пятен, отпечатки. Творческие индивидуальные и коллективные работы в выбранных техниках.

Изображение линией»

Цель: помочь почувствовать линию как средство изображения

Теория: Виды линий, штрихов, контур и «путаница». Движение линий. Характер линий. Особенности работы в различных материалах.

Практика: упражнения на игру линий, штриховка, дорисовка случайных форм, упражнения на сочетание различных линий. Творческие индивидуальные и коллективные работы с линиями в объеме и в пространстве.

Итоговое занятие

Цель: Поведение итогов года.

Практика: Просмотр итоговых работ, оформление выставки, выдача сертификатов.

По итогам первого года обучения

знают:

- как правильно располагать на листе композицию;

- подбирать материал для выполнения работы;

умеют:

- работать графическими и живописными материалами;

- выбирать цвет.

Содержание второго года обучения

Вводное занятие

Цель: Познакомить с планами на учебный год.

Теория: Правила безопасного поведения в помещении изостудии, в здании Дворца творчества детей и юношества. Материалы: акварель гуашь, простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки.

Практика: Рисунок на тему «Как я провёл лето»

Живописная композиция»

Цель: помочь почувствовать живописную плоскость листа

Теория: живопись. Цветная живопись. Черно-белая живопись. Равновесие. Композиция. Композиционный центр. Главное и второстепенное. Контраст. Нюанс. Симметрия и асимметрия. Статика и динамика. Ритм. Живописная композиция. Композиция-портрет. Композиция-пейзаж. Композиция-натюрморт.

Практика: упражнения на композиционную организацию плоскости листа в цвете. Упражнения на композиционный центр, равновесие, симметрию и асимметрию, ритм. Создание творческих индивидуальных и коллективных работ на темы. Рисование с натуры и по представлению портретов, пейзажей и натюрмортов.

Графическая композиция»

Цель: помочь почувствовать графическую плоскость листа

Теория: графика. Черно-белая графика. Цветная графика. Равновесие. Композиция. Композиционный центр. Главное и второстепенное. Контраст. Нюанс. Симметрия и асимметрия. Статика и динамика. Ритм. Графическая композиция. Композиция-пейзаж. Композиция-портрет. Композиция-натюрморт.

Практика: упражнения на композиционную организацию плоскости листа, упражнения на композиционный центр, равновесие, симметрию и асимметрию, ритм. Создание творческих индивидуальных и коллективных работ на темы. Рисование с натуры и по представлению портретов, пейзажей и натюрмортов.

Итоговое занятие

Цель: Поведение итогов года.

Практика: Просмотр итоговых работ, оформление выставки, выдача сертификатов

По итогам второго года обучения

знают: понятия композиция, её значения виды, и возможности применения

умеют: создавать разным художественным материалом атмосферу композиции, передавать настроение в цвете.

Литература для педагога

1. Абрамова, М. А. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством / под ред. Н.Д.Неустроева, М. А. Абрамова. – М.: Academia, 1999.

2. Алексашина, И. Ю. Новая философия образования: пути и проблемы становления / И. Ю. Алексашина // Директор школы. – 2001. - №1. – С. 71-74.

3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С. В. Аранова. – СПб.: КАРО, 2004. – 176 с.: ил.

4. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. – СПб.: Речь, 2007. – 205 с.: ил.

5. Берулава, М. Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы / М. Н. Берулава // Гуманизация образования. – 1994. - №1.

6. Бычихина, О. Эстетическое восприятие как фактор гармонизации внутреннего мира ребенка / О. Бычихина // Искусство в школе. – 2006. - №5. – С. 69-71.

7. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. – М., 1986. – 281 с.

8. Полуянов, Ю. А. Дети рисуют: Педагогический всеобуч родителей / Ю. А. Полуянов. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.: ил.

9. Полуянов, Ю. А. Изобразительное искусство: пособие для учителя. Содержание, методика и организация занятий в начальной школе / Ю. А. Полуянов. – М.: ИНТОР, 1997.

10. Рузская, А. Г. Некоторые особенности воображения младших школьников / А. Г. Рузская //Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

11. Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128 с.: ил. – (Развивающее обучение).

12. Эльконин, Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М., 1989. –193 с.

 

 

Литература для обучающихся

1 Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.

2 Журналы «Юный художник»

3 Алехин, А. О языке изобразительного искусства / А.Алёхин. – М., 1987.

4 Каменева Е. Какого цвета радуга, О чем рассказали яблоки.

5 Левин, С.Д. Беседы с юным художником / С.Д. Левин. - М.: Советский художник, 1988.

6 Мосин, И. Рисование.

 

РАЗНОЦВЕТИЕ

 

 

Тип программы: модифицированная

Возраст обучающихся 6-11 лет

Нормативный срок освоения программы

от 1 года до 3 лет

Составитель

Игитян Дмитрий Саргисович,

педагог дополнительного образования

 

 

Петрозаводск


Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветие» является программой художественной направленности и реализуется в изостудии МОУ ДОД «Дворец творчества детей и юношества» с 2014 года. Программа рассчитана на развитие творческого потенциала детей, удовлетворение познавательного интереса, расширение информированности в данной образовательной области.

 

Актуальность программы

Программа «Разноцветие» актуальна, т.к. способствует развитию художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к изобразительной деятельности.

Занятия по программе развивают воображение, образное мышление через эмоциональное восприятие и анализ произведений изобразительного искусства. Занятия по программе способствуют развитию индивидуального чувственного восприятия образа мира

Программа предполагает ознакомление обучающихся с различными материалами и изобразительными техниками.

У обучающихся расширяется кругозор, они овладевают изобразительными техниками, формируются различные навыки в области изобразительного искусства, что делает возможность успешного обучения в основной школе по предмету «изобразительное искусство».

Новизна программы

Детям младшего школьного возраста более понятен язык импрессионистов, т.к. работают они в примитивной технике при передаче объекта.

В отличие от академической школы импрессионисты не вдаются в проработку деталей, передавая атмосферу, образ объекта через цветовое решение. А дети любят работать в монохронной технике, т.е. одним цветом. Чтобы, расширить их кругозор цветовой палитры, нужно так организовать процесс, чтобы дети стали использовать весь спектр цветового решения. Для этого используется погружение в мир цвета на тематических занятиях. Дети учатся распознавать тёплые и холодные цвета, работать в их сочетании для передачи своего настроения.

Новизна данной программы в использовании в работе с детьми младшего школьного возраста таких педагогических технологий как дискуссия, погружение в конкретную тему – тематические занятия, подборка произведений под «руку ребёнка», его восприятие.

 

Педагогическая целесообразность

Поскольку творческая деятельность возникает постепенно, развиваясь из более простых форм, и на каждом возрастном этапе она имеет свое выражение. Педагогически целесообразно процесс обучения организовать таким образом, чтобы помочь обучающимся раскрыть свой потенциал в психологически комфортном творческом процессе, где имеют место взаимопомощь и сотворчество.

 

Цель: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами изобразительного искусства

Задачи:

- Познакомить видами, жанрами искусства.

- Развивать творческое мышление.

- Предоставить возможность развить свой индивидуальный творческий стиль.

- Создать условия благоприятного освоения материала.

- Научить работать с разными видами материалов.

- Сформировать значимость искусства в человеческом обществе.

- Развивать чувство цвета, чувство формы, чувство материала.

- Воспитывать аккуратность, трудолюбие, самоуважение и упорство в достижении цели.

Особенности организации программы

Принципы обучения

Учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, способствовать их развитию

1) принцип причастности к социальному (возможность совместного творчества, отсутствие боязни показывать свое творчество, стремление поделиться созданным);

2) принцип анти стереотипности, нестандартности, экспериментирования (чтобы социализироваться, войти в общество, ребенку нужно пожертвовать собственной уникальностью; нужно помочь ему научиться уважать в себе свою непохожесть и стремиться ее сохранить, а не подавлять и не пугаться ее);

3) принцип лечения искусством (ситуация на занятии должна быть максимально комфортной для изобразительной деятельности, не обремененной страхами, и для упоения процессом выражения себя);

4) принцип связи художественного и логического (для рождения нового необходимо сочетание эмоциональности и трезвости разума; для развития необходима активная работа обоих полушарий мозга);

5) принцип воздействия на все каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.176 с.)