Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности творческого процесса в архитектурном проектированииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специальность архитектора объединяет три противоречивые грани i порчества: инженерного, научного и художественного. Связывает эти грани процесс проектирования. Архитектор координирует в своем решении усилия специалистов разного профиля, объединяя многочисленные, а порой взаимоисключающие факторы действительности. Взаимодействуют такие противоположности, как i к следование и воображение, научное понятие и художественный образ, сочетаются неповторимость с обобщением. Архитектурное проектирование следу* i pnei иигрмиии кик ши) деятельности и как учебный предмет. ПроЦ01 I ибуминиций И шорт ■ i nil одновременно. В обоих случаях Henoi pi I. ИНЫМ i " ibtom являются модели архитектурных форм '11• •<• ы мыслим. профессионально, необходимо умем, ими м........... | шд< 1И|.......... ')то закон архитектурного обучения. Учебное проен ГИройИМИв \'ип Mhli mn. образами, материализуя ихв виде графических и m....,..................... |ей Критерием качества обучения является дмап.н............. роф| I ■........ l Ihlll.ix действий, быстрота, глубина и прочное! i. устк-ппи,. \ п............... юрчсекос их использование. Важно осознать эти действия мк.......... В П ими........... м самостоятельного проектного поиска. Процесс обучения 01 1ИЧвется вариантностью, возможностью выбора и сравнения И обучении очень важны модели поиска, процесс принятия решении ВЫНОСИЛ I наружу Для специалиста почти все подобные процедуры ЯВЛЯЮТСЯ BHJ ч» ННИМИ, не требующими фиксации внешними средствами. Материализация промежуточных результатов зависит только от индивидуально! о методе выхода на идею или ее разработки. Принципиально важен только конечный результат. Обучающийся должен усвоить метод, поэтому для него наибольшее значение имеет процесс. Соблюдается последовательность действий, результаты фиксируются в иидс моделей, операционные приемы помогают принятию решения [5, 44, 45, 4S]. Запас знаний по архитектурному проектированию пополняется в результате личного опыта, путем сравнения новых задач с прошлым опытом моделирования, путем выявления новых связей между фактами. Восприятие, наблюдение и опыт — характерные внутренние процессы, происходящие в сознании учащегося. Опыт, в процессе которого внутреп ни и поиск сочетается с процедурой проектирования, является основным источником приобретения навыков. Навык - устойчивое выполнение действий, когда нет необходимости в том, чтобы мысленно контролировать результат, Умение - совокупность приемов по преобразованию исходной информации в конечный продукт при соблюдении необходимой последовательности действий. Мастерство - высший уровень умения. Проявляется, когда есть возможность соотнести результат с другими ему аналогичными. Мастерство непременно означает сравнение в ценностных категориях, соревнование, соперничество, ристание. Знание находится внутри умения и мастерства. Общественный опыт и самостоятельно сделанные выводы в процессе творческой задачи превращаются в устойчивые знания. Сложная задача достижения мастерства и приобретения знаний требует грамотной организации учебного проектирования. Самым важным аспектом в профессиональной деятельности всегда было формирование индивидуального метода архитектурного проектирования. Под методом обычно понимают совокупность приемов-операций практического или теоретического освоения (познания) действительности, сложившаяся система действий, способ, с помощью которого реализуется определенная цель. В качестве цели предполагается вид деятельности [21, 22, 32, 48,57]. Исторический анализ позволяет выявить следующие способы реализации архитектурного творчества как вида деятельности: 1. Метод «обживания» - заключается в освоении естественного 2. Метод «натурного макета» — состоит в буквальном 3. Метод «мифологического образца» — основан на создании 4. Метод «объектного образца» -демонстрирует различные народные 5. Метод «на основе архитектурно-строительного канона» — ведет 6. Метод «на основе архитектурно-художественного канона» - 7. «Эклектический» метод - основа на ИСПОЛЫОМНИИ ршличнмх 8. «Конструктивный» метод — состоит it создании шина форм Существующая методика преподавания курса арХИП ктурного проектирования фактически базируется на «объФШНой типологии» архитектуры. Предполагается движение от функциона " менее сложного объекта к более сложному сооружению. Это обе< почивает последовательное и преемственное развитие метода профв< (иональной деятельности. В качестве ведущего инструмента используется композиция. Определенная специфика творческого процесса архитектурного проектирования заключается в том, что в нем можно выдели 11. несколько этапов, структурно и логически связанных в один процесс проектного моделирования: предпроектное исследование, поиск идеи, разработка идеи и оформление проектной документации. На каждом папе решаются вполне конкретные задачи, требующие определенных среден» решения, в том числе и композиционных [43, 66]. Анализ творческих методов ведущих архитекторов показывает, что этапы проектирования существуют в очень свободной последовательности. Момент рождения модели архитектурного замысла регулирует в конечном счете последовательность действий. Можно выделить пять возможных видов трансформации схемы компоновки основных этапов проектирования, ПО-СВОему активизирующих и организующих процесс проектирования. Исследовательские операции в первом варианте осуществляется до начала проектирования. Тщательно конструируется система ограничений и требований. Это дает возможность и основания вести поиск идеи с большей конкретностью, с меньшим количеством вариантов, точнее. Однако сбор и обработка информации ведутся вслепую, без ясной цели. Объем информации избыточен, требует много времени и сил, провоцирует также на подражание готовым образцам. Но нельзя не учитывать в то же время обучающий, образовательный фактор при использовании этой схемы. При использовании второго варианта на стадии предпроектного анализа выявляется только структура ограничений в общем виде. Малое количество ограничений позволяет более свободно вести поиск идеи. Созидательная деятельность начинается сразу, подход к решению более независим. Анализ полученных результатов становится частью процесса проектирования, для чего привлекается дополнительная информация по мере развития замысла. Проектный анализ становится тем средством, которое контролирует, корректирует варианты, а также ориентирует дальнейший поиск. В третьем варианте этап поиска идеи становится первой проектной процедурой. Автор получает полную свободу выбора исходного замысла. Воображение и фантазия не скованы ограничениями, увеличивается возможность получения принципиально нового подхода к решению. Собранная впоследствии необходимая информация и проведенные исследования являются основанием для переделки исходной модели. Возникает опасность необъективной и излишне тенденциозной обработки данных, либо изменения исходного замысла могут быть очень резкими. В четвертом варианте поиск ведется дважды. Сначала выбирается структурная ориентация идеи на основании социально и индивидуально значимых доминант. Затем, после предпроектного исследования, замысел частично'Переориентируется и уточняется. Сохраняется индивидуальность видения задачи и имеется возможность уточнить ее решение последующей проработкой. Предварительный поиск может проходить в виде проектной клаузуры — кратковременного творческого задания, отличающегося оригинальностью композиционной мысли. В пятом варианте поиск ведется также дважды. На основании заказа вначале определяется только принцип конструирования. Это может быть открытый или закрытый объем, внутренняя структура интегрированная или дифференцированная. Затем разрабатывается универсальная форма, способная соответствовать требованиям заказа и функционирования. Дополнительная информация привлекается по мере необходимости на протяжении всего процесса моделирования, не являясь самостоятельной стадией [66]. Любая образованная модель последовательности действий имеет очень обобщенную форму и обладает определенными недостатками и достоинствами. Процесс проектирования в развернутых формах вырабатывает индивидуальные приемы и интуицию, что позволяет перейти к освоению оптимальных форм без умаления проектного 1 7 качества. Разные подходы к архитектурному проектированию объединяет одно важное качество формирование компслиционного опыта. Архитектурная композиция представляет собой < южную систему, построенную на динамическом взаимодействии часто пр< юположных факторов. Общность и целостность различных СВОЙ(п обс< псчивает в произведении единая структура связей и акцентов, выделяющая в каждом свойстве главное и второстепенное. Композиционное моделирование проектируемого объекта процесс непрерывный. Не имеет значения, на каком этапе работы над проектом и кик следует решать ту или иную задачу. Ее нужно решать через композицию и средствами последней. Композиционными методами решаются разнообразные задачи (как архитектурно-художественные, так и функционально-технические). Особое значение композиционного подхода к проектированию в том, что исчезает негативное отношение к смежным дисциплинам. Обучаемый начинает видеть результат влияния на общий уровень решения объекта инженерно-технических дисциплин, а также необходимость их участия в достижении полноценной художественной выразительности. Кроме того, освоив универсальный творческий метод архитектора, специалист достаточно быстро адаптируется к различным условиям проектирования и к их быстрой смене. Например, переход от объемного проектирования к градостроительному или ландшафтному. Метод не зависит от конкретных функционально-типологических или архитектурно-стилистических характеристик объекта [5, 22]. Не только неповторимую авторскую позицию, но и определенные профессиональные средства предполагает деятельность архитектора. К разряду таких средств относится композиционные стереотипы (прототипы). Это устойчивые представления о композиции, образе того или иного типа архитектурного объекта, сложившиеся исторически в процессе архитектурного творчества. Чем уникальнее предлагаемое решение, тем более оно опирается на грамотное использование особенностей композиционного строя подобного типа объектов (рис. 4) Архитектор должен профессионально владеть практическими навыками аналитического композиционного моделирования по прототипам. Автор сохраняет существенные качества прототипа и 1 8 изменяет несущественные. К логическим аналогам или прототипам могут быть отнесены, к примеру, градостроительные факторы, конструктивно-технологические структуры, национальные традиции, функционально-технологические и другие факторы. Даже типовой проект, если его понимать как культурный образец, может выполнять функции прототипа. Работа с ориентиром на образец-прототип относится к репродуктивной форме деятельности (рис.5). Переход к другим композиционным системам, когда необходим выбор особого угла зрения и выработки новых пространственных концепций, относится к продуктивной форме деятельности. Творчество с позиции продуктивной деятельности - это всегда выход за пределы устоявшихся представлений. Композиционный опыт, лежащий в основе продуктивного процесса, формирует творческую инициативу. Этот опыт основан на результатах работы проектировщика с базовым стереотипом, на способности самостоятельно изменить этот стереотип. В архитектурной деятельности сочетаются особым способом репродуктивные и продуктивные компоненты. Наибольшим удельным весом наделены продуктивные формы деятельности, важной составляющей которых является творчество. Сущность творчества - новаторство, т.е. способность заменить стереотипы другими идеями. Новаторство - это эмоциональный отклик архитектора на потребности времени. Оно может проявляться во многих направлениях: в идейной устремленности в будущее, в своеобразном подходе к организации пространства, в пластической разработке и структурном построении, в использовании новой техники и материалов, в новом выражении тектонических закономерностей. Наилучшей почвой для рождения творческих идей является усвоенный опыт прошлого и настоящего. Новаторство и преемственность - две полноправные стороны творчества [5, 21]. Важнейшим проявлением продуктивной деятельности можно назвать концептуалъность архитектуры, которая проявляется в том,'что объект создается по определенному замыслу, возникающему в сознании человека. Замыслы могут разворачиваться от самых простых до сложнейших мыслительных предположений и представляются системой идей, выраженной в виде графического образа, объемной модели или текста. Строятся замыслы на основе концепции. Концепция - это способ понимания, трактовки каких-либо явлений, 1 9 система взглядов, основная мысль, заложенная в проичнедении. Архитектурные концепции формируются hoi непосредственным влиянием идей философии, науки, политики. Они всегда отражают уровень развития общества. Так, например, на рубеже XIX-XX иском новейшие физические представления о пространственно-временном картине мира превратились в пространственную концепцию архитектуры. Это выразилось в решительном изменении принципов архитектурного формообразования, не имеющих аналогов в истории архитектуры. Новая концепция архитектурной формы зодчими Запада и конструктивистами советской архитектуры двадцатых ГОДОВ была построена на представлениях о единстве пространственной среды, организуемой архитектурой, несмотря на индивидуальные подходы мастеров к формообразованию. К семидесятым годам XX века в мировой архитектуре родилась концепция, основу которой составила подчеркнутая пластичность, перешедшее в иное качество, пространство, наполнившееся материальными формами. Все оттенки и индивидуальные вариации концепции стали выступать антиподом пустоте и стеклянной стерильности чистых геометрических объемов. Концептуальность архитектурного произведения объективно основывается на устойчивых связях между материальными формами и их отражениями в сознании индивидуальном и общественном. Определение новых способов решения проблем ведется с ориентацией на сложившиеся традиции, реальные условия существования объекта. 1.3. Методическое обеспечение архитектурного проектирования Поиску методических путей, позволяющих раскрыть проектную деятельность как процесс композиционного моделирования, уделяется большое внимание в высшей архитектурной школе. Подробно разработаны и успешно применяются разнообразные методические обеспечения процесса проектирования. Все они используют композицию в качестве основного инструмента, но отмечены творческой индивидуальностью авторов, поэтому могут быть рассмотрены скорее всего как программа действий или возможные варианты конкретных действий. Трудно передать конкретные композиционные приемы, поскольку любой человек воспринимает информацию субъективно. Общий для всех аппарат композиционного моделирования, используемый в практической деятельности, еще не создан. Есть возможность лишь ощутить содержание деятельности, в процессе обучения освоить фундаментальные основы композиционного моделирования и их преломление на основных этапах проектирования, которые различаются по операционным свойствам, используют только им необходимые композиционные средства и их сочетания. Все средства композиции в равной мере участвуют в организации структуры произведения, в гармонизации формы, в усилении его эмоциональной выразительности. Освоение навыков моделирования архитектурных изображений по принципу «включения и охвата» отражено в методе С.А. Малахова [42]. Этот принцип означает, что оценка пространственных особенностей сложной формы происходит через включение ее в простую. Сложные формы становятся охваченными системой упорядоченных связей на основе сочетания простых форм. Топологические признаки существуют на любых уровнях обобщения. В качестве основы при создании учебных моделей используется инвариантный объект. На разных стадиях работы инвариантами мог^г быть: жилище, дом-город, город. На основе ритмической сетки, выражающей элементарный порядок, осваиваются универсальные свойства функциональных структур. Затем вводятся факторы, конкретизирующие деятельность, например, функциональный сценарий, информация об участке, ассоциативные исходные данные, масштабность человеку, конструктивные инвариантные элементы. Совершается переход от структурной модели к начальному варианту модели проектной. Концепция объект - инвариант используется в числе других на начальном этапе образования (рис. 6). А. Дембич и С.Михайлов [26] предложили использовать метод «композиционных моделей» при обучении градостроительному архитектурному проектированию. Первичный композиционный замысел рождается на основании всего предшествующего опыта и определенной устойчивости композиционных предпочтений. Творческий метод поиска эмоционального стержня может быть любой. Будучи еще достаточно абстрагированной, но уже обладающая некоторыми конкретными признаками будущего объекта, эта композиция определена как «композиционная модель». В ней выделен ряд подсистем «параметрических» проектных моделей (терминология ивторон), фиксирующих и детализирующих определенный, узко заданным аспект (параметр) проектируемого объекта. Например, характер рельефа, функциональное зонирование, структурные элементы и их пространственные характеристики, внешние «негативные факторы», точки эффективного восприятия. Объемная или объемно пространственная композиция, будучи моделью организации массы и пространства, детализируется и развивается в процессе синтеза с другими одноаспектными моделями, поэтапно трансформируется и усложняется при введении в задание новых факторов (рис. 7) В методе «геометрическихмоделей» или трансформации модульного пространства, разработанном И. Богомоловым и В. Усовым [60], пространство рассматривается как координатный куб, а все многообразие архитектурных форм условно делится на две части: ортогональные (прямоугольные) и непрямоугольные формы. Первая часть составляет значительное большинство. Вторая часть подразделена на косоугольные и криволинейные. Формы по-разному вписываются в координатный куб: одни - чисто, другие - с той или иной степенью приближения. Возникающая модель ориентируется на выбранное модульное пространство. Любая модель охватывает только часть реального пространства, и эту часть принято рассматривать как параллелепипед или его проекцию. Параллелепипед задается системой прямоугольных координат и ориентируется по сторонам света. Разрабатываемый объект ориентирован по сторонам параллелепипеда, а значит, и по сторонам света. Наиболее сложные криволинейные формы возникают в результате использования необычных конструктивных решений (рис. 8). Метод преобразований строится на комбинаторских приемах [5,24,51, 52]. Комбинаторику архитектор наблюдает в двух видах: концептуальной и формальной. Это соответственно: генерирование разных концепций, использование нескольких идей в разных сочетаниях между собой и вариантная интерпретация схем, принципов, форм, пространств, материалов и т.д. Первая относится к области творчества и, конечно, является всецело прерогативой человека, его профессионального мышления. Трудоемкую формальную комбинаторику очень удобно поручить компьютеру. Придать формальной комбинаторике целенаправленность, открыть пути к определению того, что и как комбинировать должна идея, выполняющая функцию управления в обязательном присутствии некоего постоянного (инварианта) и необходимого переменного (варианта). В качестве постоянного могут быть концепции или некоторые материальные составляющие, а также идеи, характерные только для одного мастера: геометрические показатели, конструктивно-технологические особенности, архитектурно-художественные качества. Преобразования необходимых показателей могут осуществляться с помощью следующих приемов: 1. Модификация - изменение объекта или его частей по пропорциям, 2. Замена - введение новых отдельных проекций, форм, функций, 3. Устранение или добавление - уменьшение количества форм, 4. Сочетание - комбинаторика идей, свойств, функциональных 5. Инверсия - переворачивание, рассматривание проблемы или 6. Адаптация - приспособление к конкретным условиям стереотипов. 7. Аналогия - использование подобия, сходства по расположению, Архитектурная комбинаторика становится возможной, если определены идея, комбинируемые элементы, комбинаторные операции, правила и ограничения операций, критерии для оценки и отбора вариантов. Многие комбинаторские операции, будучи формализованными, приобретают универсальный характер. Диапазон данного класса задач очень широк: от чисто компоновочных до композиционных (рис. 9,10,11). Метод эмоционально-образного формообразования использует в качестве базовых ценностей для получения композиционного решения мир художественных ассоциаций автора [2, 4, 19, 28, 33, 38, 54, 58]. Композиционный поиск предстает совокупностью специально организованных процедур, направленных на последовательное преобразование формальных и содержательных свойств ассоциативного прототипа. Конкретный ассоциативный исходный материал трансформируется, упрощается, приобретает соответствующие геометрические характеристики, сохраняя, при этом, пластический и эмоциональный стержёнь- Метод является одним из способов формирования идей на с)Снове ассоциаций или аналогий, имеющих отношение к теме проектирования (рис. 13,14). Ассоциация - связь, рбразующаяся при определенных условиях между двумя и более ш;ихическими образованьями (ощущениями, идеями, образами и т.д.). Аналогия — сходство вещей по существу, соответствие, подобие предметов, различных по происхождению, но выполняющих одинаковую функцию (рис. 15). Источником ассоциацией служат образы, возникающие в сознании при активизации процесса творчества. Воздействовать на процесс можно визуально, подбирая для1 исследования определенные изображения-аналоги, или вербалъно, сретавляя некий словесный портрет (рис. 16,21) На этапе выхода на идею или по Х°ДУ творческой разработки образа активизация мыслительна1* процессов может происходить под влиянием оттенков слов или фраз- Вербальный метод используется но трем принципиальным направлениям. Перенос на объект проектирования каких-либо формообразующих признаков значения слова (фразы). Выявление ассоциативной связи между словами, каждое из которых несет определенное понятие> и создание образа на этом смысловом материале. Создание фр£зы из противоположных или не сочетаемых между собой слов и на основе этого - ассоциативно-образное моделирование задачи. К вариантам вербального метода можно отнести: «Метод свободных ассоциаций», который предлагает (по А.Б. Ван Ганди [12]) составить цеП0ЧКУ из ассоциативных слов, оттолкнувшись от темы или слова, отражающего суть задачи. После анализа и отбора слов зарисовываются гВДеи, подсказанные ими по аналогии или ассоциативно. «Метод сценарного моделирования» предполагает в качестве побудительных мотивов использовать смысловую основу существующих структур эпоса, литературных произведений или исторических событий, а также сценарий, созданныи автором на основе личных ассоциативных впечатлений [24 32, 55]. «Метод слов - триггеров» (Т. Вуджек [16, 17]) или «Слова - подсказки» (Э. де Боно [9, 10]) предлагают проектировщику иметь «банк» слов, который специально формируется для конкретной задачи или постоянно пополняется из толкового словаря и личного опыта. Выбранные из списка слова могут выражать идею в виде композиционной модели или служить девизом, организующим поиск. «Метод семантической интуиции» (А.Б. Ван Ганди [12]). Прежде чем начинать эскизирование, необходимо назвать будущий объект двумя словами, отвечающими на вопросы «какое?» и «что?». Для этого можно сформировать две независимые группы слов: одна группа -прилагательные, деепричастия (чувственно-действенная форма выражения), другая группа - существительные, отражающие тему задачи. Различные комбинации слов постепенно приводят к наиболее точному названию идеи. Далее происходит превращение авторского ощущения названия в композиционную модель - формулирование идеи. Основой для ассоциаций, возникающих в сознании, может служить определенный изобразительный материал, например, сетка линий или «композиция линий» (по И.Богомолову [47]); одна, ясно читаемая, графическая линия без отрыва проведенная карандашом или фломастером (по Ю.Винокурову [15]); «цветное пятно», «мокрая нить», «отпечаток» (по *В.Вегеру, Р.Поу, Ю.Винокурову [13, 15]). При целенаправленном разглядывании данного материала появляются «пятна» или «фигуры», связанные в общую композицию и напоминающие силуэт будущего решения. Полученные первоначальные образы анализируются, и на этом основании прорисовывается окончательная идея. Исходные пластические мотивы оцениваются по степени приспосабливаемости их к определенным задачам. Например, поиск возможных схем планов, фасадов или пространственных предметов в целом. Параллельно с анализом возникающих ассоциаций рекомендуется осуществлять зарисовки необходимых изображений (рис. 22). Метод аналогий предполагает сравнить проектируемый объект с теми или иными свойствами образного аналога, выбранного автором из другой научной области или живой природы, что и определяет тип метода. Метод применяется, когда необходимо объекту придать новые качества. «Прямая аналогия» может использоваться, если наблюдается определенное сходство. Например, механическое - пропорции, ритмические построения; или функциональное - аналогичность движения, изменения, развития. На объект проектирования переносятся наиболее характерные качества аналога-прототипа [481. «Телесная аналогия» рассматривает возможность субъективного ощущения телом объекта или процесса, проходящего в нем. Таким образом, возникают лучшие условия понимания задачи и ведущие факторы ее решения [24]. «Символическая аналогия» требует кратким словесным, графическим и объемно-пространственным выражением отразить желаемую суть создаваемой формы. В качестве идеи используются символы индивидуального и общественного значения [24]. «Фантастическая аналогия» предоставляет проектировщику в пользование весь спектр фантастических средств, заимствованных из любых сюжетов. Это позволяет наделить привычные вещи новыми качествами, по-новому решить поставленную задачу [24]. «Вживание в роль» как состояние заставляет учитывать механизм действия системы архитектор - объект архитектуры - потребитель. Необходимо взять на себя роль будущего потребителя, прогнозируя его возможную реакцию на окружающую ситуацию (рис. 23). Кроме того, сформулировать название, фразу, отражающую суть основной идеи, и сценарий, где будет изображен образ функционирующего пространства. Предполагается диалог пользователя и архитектора в одном лице, отбрасывая личные предпочтения [5, 24, 25]. Условия задач, выполняемые в определенной последовательности, представляют собой структуру метода эмоционально-образного формообразования и направляют деятельность. Существующие схемы организации творческой деятельности отмечены авторской индивидуальностью. Управляет творческим процессом систем установок - результат решения ряда взаимосвязанных задач. Индивидуальные эмоциональные ощущения формируют исходные принципы и позволяют по-своему освоить информационное богатство конкретной ситуации (рис. 17,18,119,20) Образные ассоциации автора могут быть выражены при помощи цвета или цветовых композиций. Наряду с эмоциональным воздействием на зрителя такие композиции обладают иллюзорно-пространственными характеристиками (рис. 24). Известны методы формообразования, основанные на использовании цвета как свойства формы. По цвету объемно-пространственная форма может быть построена в трех основных направлениях: хроматическом, ахроматическом и их сочетаниях. Изменение цвета неизбежно влечет за собой зрительное изменение геометрического вида формы, что обусловлено эффектом хроматической стереоскопии. Зависит этот эффект от индивидуального опыта зрительного восприятия. При рассмотрении цветового круга, помещенного на черное основании, можно заметить, что желтая часть круга значительно выступает вперед, красная выступает меньше, синяя отступает в глубину. Зеленый занимает равное положение с красным, оранжевый выступает больше красного, но меньше желтого, фиолетовый ощущается дальше красного, но ближе синего [1, 14, 64]. В.Кандинский предлагает свою концепцию распределения цветов в пространстве по отношению к зрителю: желтый цвет распространяется в стороны и поэтому приближается к зрителю, синий сокращается, уходит от зрителя, красный стабилен. Оранжевый - это красный, приближенный к зрителю посредством желтого цвета. Фиолетовый -это красный, удаленный от зрителя синим [56]. Швейцарский педагог Й.Иттен предположил зависимость пространственного действия от семи цветовых контрастов. По его мнению, шесть цветов — желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый, размещенные на черном фоне, соответствуют пропорциям золотого сечения по впечатлению своих ступеней глубины [71]. По результатам экспериментов А.В. Ефимов сделал вывод, что число, которое выражает зрительное ощущение расстояния между двумя цветами, есть процентное выражение его величины по отношению к стороне квадрата, заключающего цветовые образцы. Шкала стереоскопических эффектов с учетом различных условий способствует проектированию цветовой композиции в архитектуре [29]. Действие полихромии используется в трех видах композиции: плоскостной, объемной и пространственной. Эта полихромия должна отвечать двум основным требованиям: ее цвета воспринимаются глубинными, и она активнее порога, формирующего действие ее в данной форме.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.229 (0.021 с.) |