Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка качества процессов создания ПО

Поиск

На настоящий момент существует несколько стандартов, связанных с оценкой качества. К наиболее известным относятся˸

- международные стандарты серии ISO 9000 (ISO 9000 – ISO 9004);

- СММ– Capability Matutity Model– модель зрелости (совершенствования) процессов создания ПО, предложенная SEI(Software Engineering Institute – институт программирования при университете Карнеги-Меллон);

- рабочая версия международного стандарта ISO/IEC 15504 Information Technology – Software Process Assessment; эта версия более известна под названием SPICE – Software Process Improvement and Capability Determination– определœение возможностей и улучшение процесса создания ПО).

Серия стандартов ISO 9000.В серии ISO 9000 сформулированы необходимые условия для достижения некоторого минимального уровня организации процесса, но не дается никаких рекомендаций по дальнейшему совер­шенствованию процессов.

СММ. СММ представляет собой совокупность критериев оценки зрело­сти организации-разработчика и рецептов улучшения существующих про­цессов.

СММ определяет пять уровней зрелости организаций-разработчиков, причем каждый следующий уровень включает в себя всœе ключевые характе­ристики предыдущих.

1. Начальный уровень (initial level) – описан в стандарте в качестве основы для сравнения со следующими уровнями

2. Повторяемый уровень (repeatable level) – на предприятии внедрены технологии управления проектами

3. Определœенный уровень (defined level) – характеризуется тем, что стандартный процесс создания и сопровождения ПО полностью документирован (включая и разработку ПО, и управление проектами).

4. Управляемый уровень (managed level) – в организации устанавливаются количественные показатели качества как на программные продукты, так и на процесс в целом

5. Оптимизирующий уровень (optimizing level) – характеризуется тем, что мероприятия по улучшению применяются не только к существующим процессам, но и для оценки эффективности ввода новых технологий

SPICE.Стандарт SPICE унаследовал многие черты более ранних стандартов, в т.ч. и уже упоминавшихся ISO 9001и СММ. Больше всœего SPICE напоминает СММ. Точно аналогично тому, как и в СММ, основной задачей ор­ганизации является постоянное улучшение процесса разработки программ­ного обеспечения. Вместе с тем, в SPICEтоже используется схема с различны­ми уровнями возможностей (вSPICE определœено 6 различных уровней), но эти уровни применяются не только к организации в целом, но и к отдельно взятым процессам.

В корне стандарта лежит оценка процессов. Эта оценка выполняется путем сравнения процесса разработки ПО, существу­ющего в данной организации, с описанной в стандарте моделью.

Затем выполняется определœение возможностей процесса, ᴛ.ᴇ. возмож­ностей его улучшения. В результате в организации может появиться понима­ние крайне важно сти улучшениятого или иного процесса. К этому моменту цели совершенствования процесса уже четко сформулированы и остается толь­ко техническая реализация поставленных задач. После этого весь цикл работ начинается сначала.

11 Экстрема́льное программи́рование (англ. Extreme Programming, XP) — одна из гибких методологий разработкипрограммного обеспечения. Авторы методологии — Кент Бек, Уорд Каннингем, Мартин Фаулер и другие.

Название методологии исходит из идеи применить полезные традиционные методы и практики разработки программного обеспечения, подняв их на новый «экстремальный» уровень. Так, например, практика выполнения ревизии кода, заключающая в проверке одним программистом кода, написанного другим программистом, в «экстремальном» варианте представляет собой «парное программирование», когда один программист занимается кодированием, а его напарник в это же время непрерывно просматривает только что написанный код.

Руководство проектом

Руководство проектом определяет сущность процесса разработки от его начала до конца.
Оно обеспечивает:

1. · оценку объема предстоящих работ

2. · оценку требуемых ресурсов

3. · оценку возможных рисков

4. · составляет или корректирует план работ

5. · определяет первоочередные задачи

6. · устанавливает вехи – точки контроля промежуточных результатов

В начале работы над проектом необходимо:

1. · установить цели и проблемную область проекта;

2. · рассмотреть и обсудить возможные варианты решения;

3. · выявить технические, организационные и материальные ограничения

Руководство программным проектом — первый слой процесса конструирования ПО. Термин «слой» подчеркивает, что руководство определяет сущность процесса разработки от его начала до конца. Принцип руководства иллюстрирует рис. 2.1.

На этом рисунке прямоугольник обозначает процесс конструирования, в нем выделены этапы, а вверху, над каждым из этапов, размещен слой деятельности «руководство программным проектом».
Для проведения успешного проекта нужно понять объем предстоящих работ, возможный риск, требуемые ресурсы, предстоящие задачи, прокладываемые вехи, необходимые усилия (стоимость), план работ, которому желательно следовать. Руководство программным проектом обеспечивает такое понимание. Оно начинается перед технической работой, продолжается по мере развития ПО от идеи к реальности и достигает наивысшего уровня к концу работ.

Управление рисками

Важной частью работы менеджера проекта является оценка рисков, которые могут повлиять на график работ или на качество создаваемого программного продукта, и разработка мероприятий по предотвращению рисков. Результаты анализа рисков должны быть отражены в плане проекта. Определение рисков и разработка мероприятий по уменьшению их влияния на ход выполнения проекта называется управлением рисками.

Упрощенно риск можно понимать как вероятность проявления каких-либо неблагоприятных обстоятельств, негативно влияющих на реализацию проекта. Можно выделить три типа рисков.

1. Риски для проекта, которые влияют на график работ или ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

2. Риски для разрабатываемого продукта, влияющие на качество или производительность разрабатываемого программного продукта.

3. Бизнес-риски, относящиеся к организации-разработчику или поставщикам.

Конечно, эти типы рисков могут пересекаться. Например, если опытный программист покидает проект, это будет риском для проекта (поскольку задерживается срок сдачи готового продукта), риском для продукта (так как новый программист, заменивший ушедшего, может оказаться не слишком опытным и сделать ошибки в программе) и бизнес-риском (поскольку задержка данного проекта может негативно повлиять на будущие деловые контакты между заказчиком и организацией-разработчиком).

Многие типы рисков способны повлиять на любые программные проекты, эти риски приведены в таблице 4.1.

 

Таблица 4.1 – Возможные риски программных проектов

Риск Типы риска Описание риска
Текучесть разработчиков Риск для проекта Опытные разработчики покидают проект до его завершения
Изменение в управлении организацией Риск для проекта Организация меняет свои приоритеты в управлении проектом
Неготовность аппаратных средств Риск для проекта Аппаратные средства, которые необходимы для проекта, не поступили вовремя или не готовы к эксплуатации
Изменение требований Риск для проекта и для разрабатываемого продукта Появление большого количества непредвиденных изменений в требованиях, предъявляемых к разрабатываемому ПО
Задержка в разработке спецификации Риск для проекта и для разрабатываемого продукта Спецификации основных интерфейсов подсистем не поступили к разработчикам в соответствии с графиком работ
Недооценка размера разрабатываемой системы Риск для проекта и для разрабатываемого продукта Размер системы значительно превысил первоначальную оценку
Недостаточная эффективность CASE-средств Риск для разрабатываемого продукта CASE-средства, предназначенные для поддержки проекта, оказались менее эффективными, чем ожидалось
Изменения в технологии разработки ПО Бизнес-риск Основные технологии построения программной системы заменяются новыми
Появление конкурирующего программного продукта Бизнес-риск На рынке программных продуктов до окончания проекта появилась конкурирующая программная система

Схема процесса управления рисками показана на рисунке 4.1. Этот процесс состоит из четырех стадий.

1. Определение рисков. Определяются возможные риски для проекта, для разрабатываемого продукта и бизнес-риски.

2. Анализ рисков. Оценивается вероятность и последовательность появления рисковых ситуаций.

3. Планирование рисков. Планируются мероприятия по предотвращению рисков или минимизации их воздействия на проект.

4. Мониторинг рисков. Постоянное оценивание вероятностей рисков и выполнение мероприятий по смягчению последствий проявления рисковых ситуаций.

Рисунок 4.1 – Схема процесса управления рисками

 

Процесс управления рисками, как и другие процессы планирования, является итерационным, выполняемым в течение всего срока реализации проекта. Сначала разрабатываются планы управления рисками, затем постоянно отслеживается ситуация вокруг реализации проекта. При поступлении новой информации о возможных рисках заново проводится анализ рисков и первостепенное внимание уделяется новым рискам. По мере поступления новой информации также изменяются планы мероприятий по предотвращению и смягчению рисков.

Результаты процесса управления рисками документируются в виде планов управления рисками. Они должны включать описание возможных проектных рисков, их анализ и перечень мероприятий, необходимых для управления рисками.

Определение рисков

Определение рисков – первая стадия процесса управления рисками. На этой стадии описываются риски, которые могут проявиться при реализации проекта. В принципе на этой стадии не должна оцениваться вероятность и значимость рисков, но на практике маловероятные риски с незначительными последствиями обычно отбрасываются сразу.

Определение рисков может выполняться в режиме командной работы с использованием подхода "мозговой штурм" либо основываться на опыте менеджера. При определении рисков может помочь приведенный ниже список возможных категорий рисков.

1. Технологические риски. Проистекают из программных и аппаратных технологий, на основе которых разрабатывается система.

2. Риски, связанные с персоналом. Связаны с членами команды разработчиков.

3. Организационные риски. Проистекают из организационного окружения, в котором выполняется проект.

4. Инструментальные риски. Связаны с используемыми CASE-средствами и другими средствами поддержки процесса создания ПО.

5. Риски, связанные с системными требованиями. Проявляются при изменении требований, предъявляемых к разрабатываемой системе.

6. Риски оценивания. Связаны с оцениванием характеристик программной системы и ресурсов, необходимых для реализации проекта.

В таблице 4.2 представлены некоторые примеры, относящиеся к каждой из описанных категорий рисков. Результатом этапа определения рисков будет длинный список возможных рисков, которые могут повлиять на разрабатываемый программный продукт, проект или организацию-разработчика.

 

 

Таблица 4.2 – Категории рисков

Категория рисков Примеры рисков  
Технологические риски База данных, которая используется в программной системе, не обеспечивает обработку ожидаемого объема транзакций. Программные компоненты, которые используются повторно, имеют дефекты, ограничивающие их функциональные воз­можности
Риски, связанные с персоналом Невозможно подобрать работников с требуемым профессиональным уровнем. Ведущий разработчик заболел в самое критическое время. Невозможно организовать необходимое обучение персонала
Организационные риски В организации, выполняющей разработку ПО, произошла ре­организация, в результате чего изменились приоритеты в управлении проектом. Финансовые затруднения в организации привели к уменьше­нию бюджета проекта
Инструментальные риски Программный код, генерируемый CASE-средствами, не эф­фективен. CASE-средства невозможно интегрировать с другими средствами поддержки проекта
Риски, связанные с системными требованиями Изменения требований приводят к значительным повторным темными требованиями работам по проектированию системы. Первоначальная нечеткая формулировка пользовательских требований привела к значительным изменениям системных требований, проявившихся на поздних стадиях разработки проекта
Риски оценивания Недооценки времени выполнения проекта. Скорость выявления дефектов в системе ниже ранее запланированной. Размер системы значительно превышает первоначально рассчитанный
       

 

Анализ рисков

При анализе для каждого определенного риска подсчитывается вероятность его проявления и ущерб, который он может нанести. Не существует простых методов выполнения анализа рисков – в значительной мере он основан на мнении и опыте менеджера. Можно привести следующую шкалу вероятностей рисков и их последствий.

1. Вероятность риска считается очень низкой, если она имеет значение менее 10%; низкой, если ее значение от 10 до 25 %; средней при значениях от 25 до 50%; высокой, если значение колеблется от 50 до 75%; очень высокой при значениях более 75%.

2. Возможный ущерб от рисковых ситуаций можно подразделить на катастрофический, серьезный, терпимый и незначительный.

Результаты анализа рисков должны быть представлены в виде таблицы рисков, упорядоченных по степени возможного ущерба. В таблице 4.2 приведен упорядоченный список рисков, описанных в таблице 4.1; там же указаны вероятности этих рисков. Здесь вероятности рисков и степень ущерба от них указаны произвольно. На практике для их определения необходима подробная информация о проекте, технологии создания ПО, команде разработчиков и о самой организации.

Конечно, как вероятность рисков, так и возможный ущерб от них должны пересматриваться при поступлении дополнительной информации об этих рисках и по мере реализации мероприятий по управлению ими. Поэтому подобные таблицы рисков должны переделываться на каждой итерации процесса управления рисками.

После проведения анализа рисков определяются наиболее значимые риски, которые затем отслеживаются на протяжении всего срока выполнения проекта. Определение этих значимых рисков зависит от их вероятностей и возможного ущерба. В общем случае всегда отслеживаются риски с катастрофическими последствиями, а также риски с серьезным ущербом, значение вероятности которых выше среднего.

Таблица 4.3 – Список рисков после проведения их анализа

Риск Вероятность* Степень ущерба
Финансовые затруднения в организации привели к уменьшению бюджета проекта Низкая Катастрофическая
Невозможно подобрать работников с требующимся профессиональным уровнем Высокая Катастрофическая
Ведущий разработчик заболел в самое критическое время Средняя Серьезная
Программные компоненты, используемые повторно, имеют дефекты, ограничивающие их функциональные возможности Средняя Серьезная
Изменения требований приводят к значительным повторным работам по проектированию системы Средняя Серьезная
В организации, выполняющей разработку ПО, произошла реорганизация, в результате чего изменились приоритеты в управлении проектом Высокая Серьезная
База данных, которая используется в программной системе, не обеспечивает обработку ожидаемого объема транзакций Средняя Серьезная
Недооценки времени выполнения проекта Высокая Серьезная
CASE-средства невозможно интегрировать с другими средствами поддержки проекта Высокая Терпимая
Первоначальная нечеткая формулировка пользовательских требований привела к значительным изменениям системных требований, проявившихся на поздних стадиях разработки проекта Средняя Терпимая
Невозможно организовать необходимое обучение персонала Средняя Терпимая
Скорость выявления дефектов в системе ниже ранее спланированной Средняя Терпимая
Размер системы значительно превышает первона­чально рассчитанный Высокая Терпимая
Программный код, генерируемый CASE-средствами, неэффективен Средняя Незначительная

 

Из списка рисков, представленных в таблице 4.3, для мониторинга следует отобрать те риски, которые могут привести к катастрофическим и серьезным последствиям для вашего проекта.

Планирование рисков

Планирование заключается в определении стратегии управления каждым значимым риском, отобранным для мониторинга после анализа рисков. В таблице 4.4 показаны возможные стратегии управления основными рисками, приведенными в таблице 4.3.

 

Таблица 4.4 – Стратегии управления рисками

Риск Стратегия
Финансовые проблемы организации Подготовить краткий документ для руководства организации, показывающий важность данного проекта для достижения финансовых целей организации
Проблемы неквалифицированного персонала Предупредить заказчика о потенциальных трудностях и возможной задержке проекта, рассмотреть вопрос о покупке компонентов системы
Болезни персонала Реорганизовать работу команды разработчиков таким образом, чтобы обязанности и работа членов команды перекрывали друг друга, вследствие этого разработчики будут знать и понимать задачи, выполняемые другими сотрудниками
Дефектные системные компоненты Заменить потенциально дефектные системные компоненты покупными компонентами, гарантирующими качество работы
Изменения требований Попытаться определить требования, наиболее вероятно подверженные изменениям; в структуре системы не отображать детальную информацию
Реорганизация компании-разработчика Подготовить краткий документ для руководства компании, показывающий важность данного проекта для достижения финансовых целей компании
Недостаточная производительность базы данных Рассмотреть возможность покупки более производительной базы данных
Недооценки времени выполнения проекта Рассмотреть вопрос о покупке системных компонентов, исследовать возможность использования генератора программного кода

 

 

Существует три категории стратегий управления рисками.

1. Стратегии предотвращения рисков. Согласно этим стратегиям следует проводить мероприятия, снижающие вероятность проявления рисков. Примером может служить стратегия исключения потенциально дефектных компонентов, описанная в таблице 4.4.

2. Минимизационные стратегии. Направлены на уменьшение возможного ущерба от рисков. Примером служит стратегия уменьшения ущерба от болезни членов команды разработчиков (табл. 4.4).

3. Планирование "аварийных" ситуаций. Согласно этим стратегиям необходимо иметь план мероприятий, которые следует выполнить в случае проявления рисковой ситуации. В табл. 4.4 это стратегия поведения при возникновении финансовых проблем у организации-разработчика.

Мониторинг рисков

Мониторинг рисков заключается в регулярном пересчете вероятностей рисков и ущерба, который они могут нанести. Для этого необходимо постоянно отслеживать факторы, которые влияют на вероятность рисков и возможный ущерб. Эти факторы зависят от типов риска. В таблице 4.5 приведены признаки, которые помогают определить тип риска.

 

Таблица 4.5 – Признаки рисков

Тип риска Признаки
Технологические риски Задержки в поставке оборудования или программных средств поддержки процесса создания ПО, многочисленные документи­рованные технологические проблемы
Риски, связанные с персоналом Низкое моральное состояние персонала, натянутые отношения между членами команды разработчиков, низкое качество выпол­ненной работы
Организационные риски Разговоры среди персонала о пассивности и недостаточной компетентности высшего руководства организации
Инструментальные риски Нежелание разработчиков использовать программные средства поддержки, неодобрительные отзывы о CASE-средствах, запросы на более мощные инструментальные средства
Риски, связанные с системными требованиями Необходимость пересмотра многих системных требований, недовольство заказчика ПО
Риски оценивания Изменения графика работ, многочисленные отчеты о нарушении графика работ

 

15. Составление графика – одна из самых ответственных работ, выполняемых менеджером проекта. Здесь менеджер оценивает длительность проекта, определяет ресурсы, необходимые для реализации отдельных этапов работ, и представляет их (этапы) в виде согласованной последовательности. Если данный проект подобен ранее реализованному, то график работ последнего проекта можно взять за основу для данного проекта. Но затем следует учесть, что на отдельных этапах нового проекта могут использоваться методы и подходы, отличные от использованных ранее.

Если проект является инновационным, первоначальные оценки длительности и требуемых ресурсов наверняка будут слишком оптимистичными, даже если менеджер попытается предусмотреть все возможные неожиданности.

В процессе составления графика (рисунок 3.2) весь массив работ, необходимых для реализации проекта, разбивается на отдельные этапы и оценивается время, требующееся для выполнения каждого этапа. Обычно многие этапы выполняются параллельно. График работ должен предусматривать это и распределять производственные ресурсы между ними наиболее оптимальным образом.

Длительность этапов обычно должна быть не меньше недели. Если она будет меньше, то окажется ниже точности временных оценок этапов, что может привести к частому пересмотру графика работ. Также целесообразно (в аспекте управления проектом) установить максимальную длительность этапов, не превышающую 8 или 10 недель. Если есть этапы, имеющие большую длительность, их следует разбить на этапы меньшей длительности.

16 Анализ требований

Анализ требований — часть процесса разработки программного обеспечения, включающая в себя сбор требований к программному обеспечению (ПО), их систематизацию, выявление взаимосвязей, а также документирование. В англоязычной среде также говорят о дисциплине «инженерия требований» (англ. Requirements Engineering). В процессе сбора требований важно принимать во внимание возможные противоречия требований различных заинтересованных лиц, таких как заказчики, разработчики или пользователи.Обобщенная модель процесса формирования и анализа требований показана на рисунке 3.2. Каждая организация использует собственный вариант этой модели, зависящий от “местных факторов”: опыта работы коллектива разработчиков, типа разрабатываемой системы, используемых стандартов и т.д.

Рисунок 3.2 - Процесс формирования и анализа требований

 

Процесс формирования и анализа требований проходит через ряд этапов.

Анализ предметной области. Аналитики должны изучить предметную область, где будет эксплуатироваться система.

Сбор требований. Это процесс взаимодействия с лицами, формирующими требования. Во время этого процесса продолжается анализ предметной области.

Классификация требований. На этом этапе бесформенный набор требований преобразуется в логически связанные группы требований.

Разрешение противоречий. Без сомнения, требования многочисленных лиц, занятых в процессе формирования требований, будут противоречивыми. На этом этапе определяются и разрешаются противоречия различного рода.

Назначение приоритетов. В любом наборе требований одни из них будут более важны, чем другие. На этом этапе совместно с лицами, формирующими требования, определяются наиболее важные требования.

Проверка требований. На этом этапе определяется их полнота, последовательность и непротиворечивость.

Процесс формирования и анализа требований циклический, с обратной связью от одного этапа к другому. Цикл начинается с анализа предметной области и заканчивается проверкой требований. Понимание требований предметной области увеличивается в каждом цикле процесса формирования требований.

17 Техническое задание — исходный документ на проектирование технического объекта (изделия). ТЗ устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий создания документации (конструкторской, технологической, программной и т. д.) и её состав, а также специальные требования.

Техническое задание также используется при создании творческого объекта (видеоролик, статья, графическое изображение, сайт).

Техническое задание является юридическим документом — как приложение включается в договор между заказчиком и исполнителем на проведение проектных работ и является его основой: определяет порядок и условия работ, в том числе цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты и сроки выполнения. То есть должны быть объективные критерии, по которым можно определить, сделан ли тот или иной пункт работ или нет.

Все изменения, дополнения и уточнения формулировок ТЗ обязательно согласуются с заказчиком и им утверждаются. Это необходимо и потому, что в случае обнаружения в процессе решения проектной задачи неточностей или ошибочности исходных данных возникает необходимость определения степени вины каждой из сторон-участниц разработки, распределения понесенных в связи с этим убытков.

Техническое задание, как термин в области информационных технологий – это юридически значимый документ, содержащий исчерпывающую информацию, необходимую для постановки задач исполнителям на разработку, внедрение или интеграцию программного продукта, информационной системы, сайта, портала либо прочего ИТ сервиса.[2]

Структурное проектирование

Сущность структурного подхода к разработке ИС заключается в ее декомпозиции (разбиении) на автоматизируемые функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, подразделяемые на задачи и так далее. Процесс разбиения продолжается вплоть до конкретных процедур. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны. При разработке системы "снизу-вверх" от отдельных задач ко всей системе целостность теряется, возникают проблемы при информационной стыковке отдельных компонентов.

Все наиболее распространенные методологии структурного подхода [9,11,12,13] базируются на ряде общих принципов [3]. В качестве двух базовых принципов используются следующие:

· принцип "разделяй и властвуй" - принцип решения сложных проблем путем их разбиения на множество меньших независимых задач, легких для понимания и решения;

· принцип иерархического упорядочивания - принцип организации составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне.

Выделение двух базовых принципов не означает, что остальные принципы являются второстепенными, поскольку игнорирование любого из них может привести к непредсказуемым последствиям (в том числе и к провалу всего проекта). Основными из этих принципов являются следующие:

· принцип абстрагирования - заключается в выделении существенных аспектов системы и отвлечения от несущественных;

· принцип формализации - заключается в необходимости строгого методического подхода к решению проблемы;

· принцип непротиворечивости - заключается в обоснованности и согласованности элементов;

· принцип структурирования данных - заключается в том, что данные должны быть структурированы и иерархически организованы.

В структурном анализе используются в основном две группы средств, иллюстрирующих функции, выполняемые системой и отношения между данными. Каждой группе средств соответствуют определенные виды моделей (диаграмм), наиболее распространенными среди которых являются следующие:

· SADT (Structured Analysis and Design Technique) модели и соответствующие функциональные диаграммы (подраздел 2.2);

· DFD (Data Flow Diagrams) диаграммы потоков данных (подраздел 2.3);

· ERD (Entity-Relationship Diagrams) диаграммы "сущность-связь" (подраздел 2.4).

На стадии проектирования ИС модели расширяются, уточняются и дополняются диаграммами, отражающими структуру программного обеспечения: архитектуру ПО, структурные схемы программ и диаграммы экранных форм.

Перечисленные модели в совокупности дают полное описание ИС независимо от того, является ли она существующей или вновь разрабатываемой. Состав диаграмм в каждом конкретном случае зависит от необходимой полноты описания системы

Модульное проектирование

Реализация метода нисходящего проектирования тесно связана с другим понятием программирования - модульным проектированием, так как на практике при декомпозиции сложной программы возникает вопрос о разумном пределе ее дробления на составные части. Вместе с тем понятие модульности нельзя сводить только к представлению сложных программных комплексов в виде набора отдельных функциональных блоков.

Модуль - это последовательность логически взаимосвязанных фрагментов задачи, оформленных как отдельная часть программы. При этом программные модули должны обладать следующими свойствами:

§ на модуль можно ссылаться (т.е. обращаться к нему) по имени, в том числе и из других модулей;

§ по завершении работы модуль должен возвращать управление тому модулю, который его вызывал;

§ модуль должен иметь один вход и выход;

§ модуль должен иметь небольшой размер, обеспечивающий его обозримость.

При разработке сложных программ в них выделяют головной управляющий модуль, подчиненные ему модули, обеспечивающие реализацию отдельных функций управления, функциональную обработку (т.е. непосредственную реализацию основного назначения программного комплекса), а также вспомогательные модули, обеспечивающие сервисное обслуживание пакета (например, сбор и анализ статистики работы программы, обработка различного рода ошибочных ситуаций, обучение и выдача подсказок и т.п.).

Модульный принцип разработки программ обладает следующими преимуществами:

§ большую программу могут разрабатывать одновременно несколько исполнителей, и это позволяет сократить сроки ее разработки;

§ появляется возможность создавать и многократно использовать в дальнейшем библиотеки наиболее употребимых программ;

§ упрощается процедура загрузки больших программ в оперативную память, когда требуется ее сегментация;

§ возникает много естественных контрольных точек для наблюдения за осуществлением хода разработки программ, а в последующем для контроля за ходом исполнения программ;

§ обеспечивается более эффективное тестирование программ, проще осуществляются проектирование и последующая отладка.

Преимущества модульного принципа построения программ особенно наглядно проявляются на этапе сопровождения и модификации программных продуктов, позволяя значительно сократить затраты сил и средств на реализацию этого этапа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.019 с.)